Количество стихир, исполняемых при исхождении на Л., Уставом строго не регламентировано. В воскресный день поется стихира храма; к ней могут прибавляться стихиры Пресв. Богородицы авторства Павла Аморрийского (помещены в воскресной службе Октоиха на ряду на «Господи, воззвах») или те стихиры, «что настоятель изволит» (см.: Октоих. М., 1991. Ч. 1. С. 25). В праздники, предполагающие совершение Л., поются стихиры Л., помещенные в праздничной службе на ряду (напр., см.: Минея (МП). Сент. С. 234-235; Триодь Цветная. Л. 195). Стихиры Л. в отличие от др. видов стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех) поются вовсе без стихов. Прошения Л., перемежающиеся с многократным «Господи, помилуй», по форме близки к сугубой ектении. Л. в конце праздничной утрени Согласно Типикону, в конце воскресной и праздничной утрени заупокойной Л. не положено - в воскресные дни вместо нее совершается исхождение в притвор с пением самогласной стихиры (выбор стихиры в тех случаях, когда она не регламентирована Типиконом, зависит от екклесиарха - см.: Розанов. Устав. С. 40), где читается «Оглашение» прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора и бывает расход. На Пасху вместо «Оглашения» прп. Феодора читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста и поется его тропарь, еще до окончания утрени. Л. и крестные ходы Согласно Типикону, в нек-рые праздники назначаются особые Л., предполагающие выход за пределы мон-ря: на Благовещение Пресв. Богородицы (Типикон. Ч. 1. Л. 268 об.), на Вход Господень в Иерусалим (Типикон. Ч. 2. Л. 444); в понедельник и среду Светлой седмицы по окончании 1-го часа (Там же. Л. 471 об.). Традиция совершения крестных ходов идет от к-польского кафедрального богослужения: в К-поле такие литургические процессии совершались в дни катаклизмов (прежде всего землетрясений), нашествия врагов, эпидемий, могли носить благодарственный характер или быть приурочены к особым торжествам (напр., освящению церквей), причем ежегодно в дни памяти этих событий также совершалась Л. (см. в Типиконе Великой ц.).

http://pravenc.ru/text/лития.html

Отец Ферапонт был безмолвником среди строительного шума и толкотни. Его жизнь открылась нам лишь отчасти. Но все же и это малое - образ русского монаха-подвижника, ставшего мучеником за Христа. Он всегда был готов идти поприще с братом (ср.: Мф. 5, 41) Всех троих объединяло одно - истинное монашество. Запись монастырской летописи: « Все трое в этот же день оказались в городском морге ». Сразу возникла мысль, что надо уберечь их от вскрытия, монахов вскрывать не принято. Посоветовались и решили ехать в морг. В морге братия лежали обнаженными. Нам разрешили зайти и накрыть их простынями. Затем разрешили их одеть. Мне пришлось одевать отца Василия. Простое солдатское белье... Я тогда подумал: как же в рукав продеть эту большую руку, это мускулистое плечо? Скажу без преувеличения, что отец Василий буквально помог мне надеть на себя рубашку, я это ясно почувствовал. Тело отца Василия было мягким и теплым. Мы вынесли их на носилках, на досках, положили в машину. Скорбь была великая... Следующая запись летописи: « Вечером во время ужина привезли тела отцов, положили в храме преподобного Илариона Великого. Было назначено чтение Псалтири и Святого Евангелия по усопшим... При опрятовании тела в Светлый понедельник у отца Василия не было признаков окоченения, тело было мягкое и теплое; до самого погребения не было никакого запаха разложения. В этот день был страшный ветер: казалось, он должен был что-то вымести из обители. Была атмосфера и Пасхи, и горя необыкновенного, и утраты. Было чувство - до сих пор сохранившееся, - что происходит великое событие. И вместе с тем была уверенность в том, что братья спаслись ». « 7 (20) апреля - во вторник Светлой седмицы состоялись отпевание и похороны. Прежде похорон тела были перенесены в место совершения Богослужения, во Введенский собор, и сутки перед погребением они стояли там. После совершения отпевания тела погибших были обнесены вокруг храма и Крестным ходом перенесены на новое братское кладбище у восточной стены монастыря. После положения тел в могилу совершена лития. Вечная память ».

http://bogoslov.ru/article/297511

Пасхальная Литургия заканчивается после двух часов ночи, иногда ближе к трем, и тогда все переходят в Патриархию в Тронный зал, где предлагается скромное угощение. Первое разговение после наступления Пасхи — обычно это рюмка вина или крепкого напитка, сыр, яйца, сладости и неизменный кофе. Днем в воскресенье совершается уставная пасхальная великая вечерня. Это богослужение может проходить даже с большей торжественностью, чем ночная служба. На вечерню также все собираются у Патриархии и крестным пасхальным ходом идут в Храм Гроба Господня. Архиереи несут Евангелия на разных языках и, войдя в сам Храм, расходятся по разным местам, чтобы в установленный момент службы каждый прочел воскресное Евангелие на том или ином языке, — и сколько будет чтецов, столько и языков. На службу обычно собирается много народа, а после богослужения в здании Патриархии предлагается пасхальная трапеза, к вечеру уже более изысканная, чем ночное разговение.  Как рассказывают старожилы, в прежние времена, при Патриархе Диодоре (1981–2000) и ранее, существовал такой пасхальный обычай: Блаженнейший Патриарх и архиереи рассаживались после вечерни в кресла в кафоликоне, центральной части Храма Воскресения, и сотни паломников и гостей Пасхи подходили под благословение Патриарха. В знак благословения каждый получал крашеное яйцо и оставлял небольшое пожертвование.  В понедельник рано утром совершается Литургия в церкви святых Константина и Елены, а в самом Храме Гроба Господня Литургии не будет до Светлой Субботы. После Литургии в Патриархии также предлагается скромное угощение. На ночном пасхальном богослужении присутствует в основном молодежь и многие прича­щаются. Надо заметить, что в приходских храмах в основном все причащаются в дни Страстной седмицы, особенно в Великие Четверг и Субботу на ночных службах. Причем большинство, безусловно, считает, что необходимо принять Святые Таины в день (ночь) Тайной Вечери — в Великий Четверг. Для этого даже существует особая традиция. В Великий Четверг совершается ранняя Литургия примерно в 3 часа утра и потом днем, до полудня, вторая Литургия. После окончания ранней службы священники стоят в храме с Чашей, так что любой православный человек в любое время — идя в храм помимо богослужения, или по пути на работу, или в рабочем перерыве — может зайти в церковь причаститься и идти дальше.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Стих:  Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Стих:  Ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек. Отверзошася Тебе, Господи,/страхом врата смертная,/вратницы же адовы видевше Тя, убояшася,/врата бо медная сокрушил еси,/и вереи железныя стерл еси,/и извел еси нас от тмы и сени смертныя,/и узы наша растерзал еси. Отворились пред Тобою, Господи,/в страхе врата смерти,/а привратники ада, Тебя увидев, ужаснулись;/ибо Ты врата медные сокрушил,/и засовы железные разбил,/и вывел нас из тьмы и тени смертной,/и узы наши разорвал. Слава: Спасительную песнь поюще, от уст возслем./Приидите вси в дому Господнем припадем, глаголюще:/на древе Распныйся, и из мертвых Воскресый,/и Сый в недрех Отчих,/очисти грехи наша. Слава:  Спасительную песнь воспевая,/ едиными устами возгласим:/«Придите все, в доме Господнем/припадем, обращаясь к Нему:/«На Древе Распятый, из мертвых Воскресший/и Пребывающий в недрах Отца,/будь милостив ко грехам нашим!» И ныне, Богородичен: Прейде сень законная,/благодати пришедши,/якоже бо купина не сгараше опаляема,/тако Дева родила еси/и Дева пребыла еси./Вместо столпа огненнаго,/праведное возсия Солнце,/вместо Моисея, Христос,/Спасение душ наших. И ныне, Богородичен:  Прошла тень закона,/когда благодать явилась;/ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем,/так Ты, Дева, родила и девою осталась./Вместо столпа огненного/воссияло Солнце правды,/вместо Моисея – Христос,/спасение душ наших. Вход со Евангелием. Свете тихий: Вход с Евангелием. «Свет отрадный». Таже, прокимен великий, глас 7: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог творяй чудеса.  Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою.  Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго.  Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя.  И паки: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса. Прокимен великий, глас 7 Кто Бог великий, как Бог наш?/Ты – Бог, творящий чудеса.  Стих: Ты явил среди народов силу Твою.  Стих: И сказал я: «Ныне начал я понимать: эта перемена – от десницы Всевышнего».  Стих: Вспомнил я дела Господни; ибо буду вспоминать чудеса Твои от начала.  И снова: Кто Бог великий, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса.  Пс 76:14Б–15А,15Б,12

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ponedelni...

– Ну, что, поедим мороженого? – к нашему детскому восторгу, на нужном повороте оборачивался он, сидящий за рулем. На Вознесение этого года, когда мы еще находились в состоянии шока от известия, что владыка Агапит преставился, староста нашего храма принес вдруг всей детворе, в благодарность за то, что они там какую-то травку перед собором повыбирали, мороженое, – и нам предложил пару эскимо… Мы с любимой кумой, верным духовным чадом владыки, поняли, что именно так и можно лучше всего помянуть нашего новопреставленного… Стали вспоминать… Вот это хиротонии! Архидиакон Агапит В 1991-м году тогда еще архидиакона Агапита решили рукоположить в иеромонахи. Радостно, конечно, было, но и жалко: он так красиво, будучи архидиаконом, служил! Да и сам он впоследствии признавался: будь его воля, он так бы навсегда в диаконах и остался, – это было самым светлым временем для него. Хиротонию назначили на понедельник Светлой седмицы. А в этот день, по установившейся традиции, весь наш приход из кафедрального собора приезжал в монастырь Преподобного Иова Почаевского. У него потом и на епископскую хиротонию в 2001-м году со всего мира народ слетелся: и из Парижа, и из Люксембурга, и из Швейцарии, и со Святой земли, и даже с другого конца света – из Австралии. Владыка Марк с новоназначаемым викарием и мой папа улетели тогда в Америку. А мы тут остались недоумевать: как же мы будем встречать сейчас всех сюда собирающихся? Как всех накормим? К тому же до этого все тут подхватили какой-то странный грипп, – ни у кого не было голоса. Кто же будет петь за богослужением? Но, как это обычно и бывает в церковных делах, всё совершенно чудесным образом и прекрасно устроилось. Со Святой земли приехали матушки игуменьи Моисея и Елисавета, монахиня Магдалина, которая всю сознательную жизнь прожила в Гефсимании, была настолько тихой и светлой, «Богородичной», что само ее присутствие всё освящало и согревало вокруг. Ее в свое время взяла в воспитанницы еще матушка Мария, которая была основательницей Гефсиманской, посвященной Равноапостольной Марии Магдалине обители. Сама мать Магдалина застала еще тех сестер, которые знали преподобномученицу Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару (мою небесную покровительницу). И эта духовная преемственность в ней ощущалась. Она очень любила и живущего в традиции и преемственности владыку Агапита (интересно, что у них даже болезни были одни и те же, – это, наверно, тоже как-то по-человечески сближало их).

http://pravoslavie.ru/132464.html

Курсанты факультета поздравляют с праздниками 23 феврали и 9 мая, а также с днем рождения членов организации ветеранов академии, которые уже сами не могут выходить из дома. Радостно отметить, что такие известные преподаватели факультета как протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Ярослав Шипов пользуются среди курсантов авторитетом прекрасных духовников. Особо следует отметить то, что как ранее приснопамятный Патриарх Алексий II принимал особое участие в жизни Академии, так и Святейший Патриарх Кирилл не оставляет над ней своего попечения. Курсанты имеют возможность регулярно посещать не только богослужения в храмах Москвы, но и в храмах Московского Кремля. — С этим местом связаны особо торжественные минуты жизни факультета? — Да. 3 октября в день памяти благоверного князя Михаила Черниговского на богослужении в Архангельском соборе Московского Кремля происходит торжественное начало учебного года. В Понедельник Светлой седмицы в Успенском Патриаршем Соборе Московского Кремля совершается торжественный акт вручения свидетельств о дополнительном образовании и окончании факультета православной культуры. Лучшим выпускникам факультета свидетельства вручает лично Святейший Патриарх Кирилл. В этом году на торжественное мероприятие по случаю 16-го выпуска пришло 70 выпускников разных лет. — Как бы вы могли охарактеризовать основные цели деятельности факультета православной культуры? — Удовлетворение духовных и нравственных потребностей личного состава академии, укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству, а также то, что особо важно для стратегических ракетчиков, от которых без преувеличения зависит судьба всего мира, — создание условий для формирования духовно-нравственного состояния войск, способного надежно противостоять информационно-психологическим воздействиям. скрыть способы оплаты Комментарии Михаил 26 апреля 2012, 16:58 Добрый вечер! я собираюсь поступать в Академию сам я окончил суворовское училище и пошел учиться в Ставропольскую духовную семинарию! Окончил два курса и меня забрали в армию где мне и предложили поступить в ВУЗ я согласился сейчас отправил документы и жду ответа! Очень обрадывался когда узнал что мне будет проще готовиться к сессиям в семинарии так как там я буду учиться заочно! Если есть возможность пообщаться с Отцом Алексеем был бы очень рад! заранее спасибо!

http://pravoslavie.ru/53148.html

совершается во все дни Светлой седмицы . В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поется только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду 6-й седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Общая структура памятей Г. п. б. к. т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

http://pravenc.ru/text/165231.html

По 3-ей песни – ипакои Пасхи, а по 6-ой – кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры. Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1-го гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1-го гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи – 1-го гласа, на Понедельник – 2-го и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7-й глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1-го гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог...» и др. В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе...звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря. После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование – христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К родительским вселенским субботам Церковь присоединила некоторые иные дни для поминовения преставльшихся в вере, в кои совершаются панихиды не вселенские, а местные. Одни из сих дней назначены для поминовения всех в вере преставльшихся православных христиан; другие преимущественно для поминовения православных воинов, за веру и отечество во брани убиенных; третьи для поминовения преставльшихся царского дома. Радоница Из панихид не вселенских одна совершается после праздника Пасхи во вторник, а инде и в понедельник Фоминой недели 765 . Поминовение усопших в этот день творится верующими с тем благочестивым намерением, чтобы, по совершении светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых, разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость коего возвестил умершим и Сам Господь наш, сошед во ад проповедать победу над смертью ( 1Пет.3:18–19 ). Воспоминание этого искупительного схождения Господа во ад Церковь обновляет в неделю Антипасхи или Новую 766 . От великой духовной радости, с которою Церковь привтствет отшедших от мира и принявших уже радостную весть от Самого Господа, сходившего во ад проповедовать Евангелие, можно произвести и название радуница или радоница, которое дают поминовению усопших, совершаемому в понедельник и вторник Фоминой недели 767 . Впрочем, это поминовение приличествует более вторнику. Ибо по уставу Церкви непрерывное поминовение умерших, отложенное в великие дни седмиц Страстной и Светлой, постановлено начинать со вторника седмицы Фоминой 768 . Так в реэстре о бываемых повсегодно в разных месяцах и числах поминовениях по лицам царского дома, напечатанном в Москве 1826 года, говорится: «по которым же из оных персон память случается между субботы Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий, и на Страстной и Светлой седмицах, но таковых поминовение чинить на Фоминой неделе во вторник». Таким образом совершение Радоницы, приличное воспоминаниям Церкви, должно быть и есть вместе начатие обычного и постоянного моления ее об умерших, после великих седмиц Страстной и Пасхальной, в кои и по субботам, как это бывает в св. Четыредесятницу, не совершается поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

20 мая 2016 года епископ Костромской и Галичский Ферапонт совершил в Центральном парке Костромы молебен перед началом восстановления Богоявленского собора и колокольни. Строительные работы начались летом того же года. 7 апреля 2017 года, в понедельник Светлой седмицы, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил первый пасхальный молебен в строящемся Богоявленском соборе. В ноябре 2018 года на колокольню собора были подняты колокола, отлитые на колокольном заводе в городе Тутаеве (Ярославская область). 27 марта 2019 года на колокольне установили крест, а 13 августа того же года крест увенчал главку Богоявленского собора. В апреле 2023 года в соборе завершилась установка вновь изготовленного иконостаса. Одновременно в крипте (нижний ярус собора) был устроен храм-памятник воинской славы; в нем размещены памятные плиты с именами воинов-костромичей, защищавших Отечество. Эскизы мемориальных знаков разрабатывали историки, архивисты и члены Российского военно-исторического общества. В храме установлено 28 плит, где перечислены имена 262 Героев Советского Союза и России, а также указаны наименования воинских соединений, особо отличившихся при защите Родины. Освящение воссозданного Богоявленского собора Костромского кремля и первую Божественную литургию в нем 24 сентября 2023 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За богослужением был оглашен указ Святейшего Патриарха Кирилла о том, что Богоявленскому собору усваивается статус кафедрального. Таким образом, с 24 сентября 2023 года Богоявленский собор является главным храмом Костромской епархии. Богослужения в храме совершаются ежедневно. Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг собора Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Чайковского, 10 Телефон : +7 (916) 667-10-984 Электронная почта: kostromskoy.kreml@mail.ru

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010