По завершении Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. В Успенском соборе Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Пасхальным поздравлением и Первосвятительским словом. 20 апреля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля (подробнее см. с. 15). Вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Троицком соборе Предстоятель поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского. В Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии. Вечером 20 апреля, после богослужения в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь. Здесь Его Святейшество встречали настоятельница монастыря игумения Елисавета и сестры обители. Святейший Патриарх Кирилл посетил храм в честь преподобного Стефана, Махрищского чудотворца, где совершил молебен перед мощами первоначальника Махрищской обители. После богослужения Предстоятель поздравил матушку игумению и сестер обители с праздником Пасхи. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырский приют, в котором проживает 20 девочек от 3 до 20 лет, и осмотрел территорию Стефано-Махрищского монастыря. 21 апреля, во вторник Светлой седмицы, день праздника Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи . Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста , а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе. Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы. О семидневном праздновании Пасхи Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

http://pravmir.ru/kak-vstretit-svyatuyu-...

История храма в советские годы подобна судьбам многих других церквей. В 1922 году были изъяты ценности, в 1929 — сняты колокола, в 1930 — собор закрыт и здание передано под спортивный клуб, в связи с чем интерьер был полностью уничтожен. Во время фашистской оккупации храм действовал, но в ноябре 1944 года был вновь закрыт и преобразован в Дворец физкультурников. С 1945 по 1993 годы в соборе находился спорт-клуб «Петровец» завода им. Г. И.Петровского. Лишь в сентябре 1993 года храм возвращен верующим Украинской православной церкви и храм начали восстанавливать. Успенский кафедральный собор является памятником архитектуры XVIII века и входит в комплекс охранной зоны исторической застройки города. Описание [ править править код ] Успенский собор — возрождающаяся святыня Херсона. Храм постепенно восстанавливается после надругательства во времена безбожной власти. И хотя трудов потребуется ещё очень много, община живёт полноценной литургической жизнью. Главный предел собора, как нетрудно догадаться, освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы и наш Храмовый День — праздник Успения 28 августа. Южный придел освящен в честь святителя Николая (престольный праздник 19 декабря), а северный — в честь великомученицы Варвары (престольный праздник 17 декабря). Сейчас оба придела находятся на реставрации. В настоящее время богослужение совершается во временном храме, расположенном в притворе coбopa.IMG_0507 Благодатное НебоОсобенно почитается прихожанами собора и всеми православными Херсонщины чудотворная икона Божией Матери «Благодатное Небо». Церковное празднование в честь этой иконы установлено в понедельник Светлой Седмицы. Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Понедельник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен, панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Вторник: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен с акафистом вмц. Варваре и панихида. 17.00 — вечернее богослужение. Среда: 8.00 — Божественная Литургия, по окончании — молебен о страдающих от недуга пьянства с водоосвящением и акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», панихида. 17.00 — вечернее богослужение.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения...». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся...» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»; «В четверток 6-я седмицы... Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык...» (так до отдания).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

Была Страстная суббота. В ночь должно совершаться пасхальное богослужение, но служить нам было негде, наш храм стоял затопленным. К вечеру вода пошла на убыль в самом замедленном темпе. На первый день Пасхи я и о[тец] Алексей сходили на полотно железной дороги, пытаясь издали определить глубину затопления церкви, крестильной и причтовых домов. Вечером на автомашине проехали по городу у района затопления: Первомайку, Водоканал, ул. Строителей. Главная магистраль — ул[ица] Строителей — была затоплена, вода держалась на уровне окон первого этажа универмага. Съездили на гору к ущелью, границы затопления не просматривались: всюду вода и вода. За ночь уровень воды снизился. В понедельник я и о[тец] Алексей решили проникнуть в церковь. Надевши резиновые сапоги, мы отправились к ул[ице] Васнецова, частично на лодке, частично на плоту и пешком добрались до храма. Он был закрыт, проникнуть внутрь можно было через узкое окошечко над хорами, что мы и сделали. Вода поднималась от пола на полтора метра, глиняная штукатурка намокла и в большинстве отвалилась, пол сантиметров на 10 был покрыт илом. Табуретки, столы во время воды плавали, а сейчас, перевернутые, лежали, где попало. Часть икон и занавесей побывали в воде. В алтаре вода на 5 сантиметров не достала верха св[ятого] престола. В шкафу висела часть оставленного облачения, намокшего и покрытого тиной. Книги, утварь поднимались на хоры. Воздух в здании был удушлив. Мы открыли все двери и окна, чтобы создать сквозняк. Пошли, осмотрели крестильную и дома. Все получило большие повреждения. Во вторник собрался народ, и мы начали восстановление храма. Оно заключалось в том, что прежде всего нужно было снять намокшую штукатурку, удалить ее и грязь из помещения, все промыть, протереть и начать проветривать, просушку[а], а затем снова оштукатурить и красить. В четверг Светлой седмицы мы отслужили утреню и литургию пасхальным чином, началось прерванное ежедневное богослужение. Люди могли добираться до храма только в резиновых сапогах. В среду Варя вместе со своей сестрой, приехавшей встретить св[ятую] Пасху и попавшей в наводнение, добрались до нашего дома. С большим трудом топором открыли намокшие двери и окна. Все, что было в доме, намокло и попортилось: мебель, книги, швейная машина и один узел с одеждой. Лощина на углу Хмельницкого и Пржевальского была еще с водой, и мы ходили к своему дому через чужие дворы и огороды.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099700/

После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл освятил артосы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства, организованный Департаментом социальной защиты населения г. Москвы. В сопровождении директора центра С.В. Бадальяна Патриарх Кирилл посетил храм иконы Божией Матери «Семистрельная», находящийся на территории организации. Во дворе центра Святейший Патриарх совершил Пасхальный молебен, после чего обратился со словом к собравшимся бездомным. Благословив бездомных, Святейший Патриарх раздал им пасхальные подарки — продуктовые наборы и куличи. 19 апреля, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, всей полноты Русской Православной Церкви, представительств поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес в дар Его Святейшеству пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя и московского Новодевичьего монастыря. 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх возвел архиепископа Тульского и Белевского Алексия в сан митрополита. Епископ Волоколамский Иларион был возведен в сан архиепископа. Ряд клириков г. Москвы были удостоены богослужебных наград. Правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской» награждены: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма Свт. Николая Мирликийского в Кузнецах; протоиерей Герасим Иванов, сверхштатный клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше; протоиерей Леонид Кучерук, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке; протоиерей Василий Скоробогатов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде. Правом ношения митры награжден протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе, и.о. настоятеля храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

26 апр. 1940 г. Н. был вызван в Мытищинское отделение УНКВД по Московской обл. на допрос по делу прихожанина Космо-Дамиановской ц. Т. Князева. На предложение о сотрудничестве дал формальное согласие ради возможности участия в Пасхальном богослужении и был отпущен. 29 апр., в понедельник Светлой седмицы, Н. явился в отдел НКВД и представил письменный отказ от сотрудничества с НКВД. В ночь на 6 июля того же года Н. был арестован. Его обвиняли в том, что, «зная об открытых высказываниях Князевым... антисоветских настроений, Тохтуев укрывал его и не довел об этом до сведения органов советской власти». Н. находился во внутренней тюрьме УНКВД Московской обл. 2 сент. 1940 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ и отправлен в Севжелдорлаг (Коми АССР). Скончался в лагере, погребен в безвестной могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. Арх.: ГАПО. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. П-8678. Лит.: Королёв. Исповедники. С. 25-34; Нестеров В., диак. Протодиак. Николай Васильевич Тахтуев//Приходской листок храма св. бессребренников Косьмы и Дамиана в Болшеве. 1999. 12(32). С. 2-4; ЖНИР: Моск. Доп. т. 4. С. 99-117; ЖНИР. Май. С. 33-51. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2565838.html

Вот почему важно всегда и во всех обстоятельствах жизни Божественное сочетать с человеческим. Мы для этого имеем свободу, разум и чувства, данные нам Богом, и, что самое главное, мы все способны любить, а любовь это и есть высший нравственный закон. Всем вам, мои дорогие, я и желаю жизни в соответствии с тем, чему учит нас Бог, жизни по законам любви». Затем Святейший Патриарх Кирилл отметил присутствие на богослужении и приветствовал православных верующих из Китая: «Сегодня среди нас — особенная группа людей. Это православные китайцы, потомки албазинцев, русских казаков, которые в XVII веке, защищали крепость Албазин на Амуре, а затем были пленены и отведены в Пекин. Но никто не стеснял их православной веры. Они уже, конечно, в значительном количестве поколений стали китайцами, они имеют русско-китайскую культуру и внешность, которая свойственна китайской нации, но они продолжают сознавать себя потомками этих русских православных албазинцев.  Пройдя через самое тяжелое время культурной революции, уничтожение всякой веры в Китае, они сохранили православную веру. И хотя им запрещали посещать храмы, это было небезопасно, и хотя многие священники закончили жизнь свою в изгнании, в лагерях, православные китайцы сохранились как замечательное свидетельство жизненности Православия и того, что Православие — это не просто русская вера, Православие — это вера Христова, которая способна жить в любой культурной среде и приносить великие плоды. Среди делегации православных китайцев много тех, у кого родственники — отцы, деды — были священнослужителями. Их уже нет в живых, но как замечательно, что их дети, внуки, и правнуки сохраняют православную веру. Всем вам, дорогие мои китайские братья и сестры, я низко кланяюсь. Вы сохранили веру православную. Я благодарю китайское руководство, которое сегодня создает более благоприятные условия для жизни православных. Вы можете приезжать теперь в Россию, ясно отождествляя себя с Православием, и это уже большой успех и большой шаг вперед. Сегодня мы в Китае восстанавливаем храмы. Совсем недавно китаец, студент Санкт-Петербургской духовной академии, был рукоположен в сан священника. После долгих десятилетий, в течение которых в нашем православном храме в Харбине не было богослужений, сегодня этот батюшка совершает в Харбине богослужения на радость и китайцам, и русским.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

иеромонах Емилиан (Коротенко), насельник лавры; иеромонах Иона (Репухов), насельник лавры; иеромонах Клавдиан (Сафонов), насельник лавры; иеромонах Стратоник (Маторин), насельник лавры; иеромонах Христофор (Цветков), насельник лавры; священник Алексий Марочкин, клирик Гефсиманского Черниговского скита; священник Александр Юденко, клирик Пересветовского подворья лавры; священник Олег Давидкевич, клирик Троице-Сергиева Варницкого монастыря; священник Андрей Наймушин, клирик Всехсвятского подворья лавры; священник Максим Каскун, клирик храма прп. Сергия Радонежского при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. Правом ношения двойного ораря награжден иеродиакон Кронид (Маленков), насельник лавры. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл обратился к молившимся с проповедью о пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. По окончании богослужения предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником Светлого Христова Воскресения. Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру накануне вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы. В Успенском соборе Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. Ему сослужили архиепископ Верейский Евгений, епископ Сергиево-Посадский Феогност, насельники лавры в священном сане. За богослужением Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель РПЦ  удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии: иеромонаха Тихона (Васильева), казначея московского Троицкого подворья Лавры; иеромонаха Агафона (Болотина); иеромонаха Валентина (Восканяна); иеромонаха Евсевия (Перевозчикова); иеромонаха Мисаила (Сарафанова); иеромонаха Романа (Шубенкина); священника Сергия Зуевича, клирика храма Вознесения Господня — подворья лавры. По окончании богослужения Патриарх обратился к молившимся с пасхальной проповедью. «В пасхальные дни, — сказал Патриарх, — мы говорим о той радости, которая является не результатом человеческого веселья, а результатом прикосновения к нашему сердцу Божественной благодати. Эта радость есть глубокий внутренний религиозный опыт, который укрепляет нашу веру. Если крепка вера, то на сердце радость, потому что именно через веру в Бога человеку и открываются подлинное счастье, радость, мир, любовь — самые высокие и самые великие ценности. Праздник Светлого Воскресения Христова обладает огромной силой воздействия на душу человека. От Божественного прикосновения к нам в пасхальную ночь наша немощная и слабая вера хоть чуточку становится сильнее. И даже это небольшое изменение мы воспринимаем, потому что реально чувствуем и сознаем присутствие Божие в нашей жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010