иеромонах Емилиан (Коротенко), насельник лавры; иеромонах Иона (Репухов), насельник лавры; иеромонах Клавдиан (Сафонов), насельник лавры; иеромонах Стратоник (Маторин), насельник лавры; иеромонах Христофор (Цветков), насельник лавры; священник Алексий Марочкин, клирик Гефсиманского Черниговского скита; священник Александр Юденко, клирик Пересветовского подворья лавры; священник Олег Давидкевич, клирик Троице-Сергиева Варницкого монастыря; священник Андрей Наймушин, клирик Всехсвятского подворья лавры; священник Максим Каскун, клирик храма прп. Сергия Радонежского при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. Правом ношения двойного ораря награжден иеродиакон Кронид (Маленков), насельник лавры. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл обратился к молившимся с проповедью о пасхальных евангельских текстах, объединенных темой веры и неверия. Патриарх Кирилл возглавил крестный ход вокруг Успенского собора. По окончании богослужения предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником Светлого Христова Воскресения. Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру накануне вечером 20 апреля, в понедельник Светлой седмицы. В Успенском соборе Патриарх Кирилл совершил Пасхальную вечерню. Ему сослужили архиепископ Верейский Евгений, епископ Сергиево-Посадский Феогност, насельники лавры в священном сане. За богослужением Патриарх Кирилл возвел наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста в сан архиепископа. Предстоятель РПЦ  удостоил права ношения наперсного креста священнослужителей из числа лаврской братии: иеромонаха Тихона (Васильева), казначея московского Троицкого подворья Лавры; иеромонаха Агафона (Болотина); иеромонаха Валентина (Восканяна); иеромонаха Евсевия (Перевозчикова); иеромонаха Мисаила (Сарафанова); иеромонаха Романа (Шубенкина); священника Сергия Зуевича, клирика храма Вознесения Господня — подворья лавры. По окончании богослужения Патриарх обратился к молившимся с пасхальной проповедью. «В пасхальные дни, — сказал Патриарх, — мы говорим о той радости, которая является не результатом человеческого веселья, а результатом прикосновения к нашему сердцу Божественной благодати. Эта радость есть глубокий внутренний религиозный опыт, который укрепляет нашу веру. Если крепка вера, то на сердце радость, потому что именно через веру в Бога человеку и открываются подлинное счастье, радость, мир, любовь — самые высокие и самые великие ценности. Праздник Светлого Воскресения Христова обладает огромной силой воздействия на душу человека. От Божественного прикосновения к нам в пасхальную ночь наша немощная и слабая вера хоть чуточку становится сильнее. И даже это небольшое изменение мы воспринимаем, потому что реально чувствуем и сознаем присутствие Божие в нашей жизни».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На Страстной седмице я разрешаю причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю. Редкая исповедь в грекоязычных Церквях — порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух таинств была утрачена. Мы все-таки говорим о духовном возрастании человека, и причастие для этого не может послужить каким-то автоматическим средством. Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти таинства нельзя. Русская Церковь в прошлом регламентировала периодичность причащения очень строго, и на это были свои причины. Мы не придерживаемся такой строгой связи, но, с другой стороны, не отставляем ее полностью. Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это — порочное явление, которое неоправданно. — Как Вы относитесь к существующей в некоторых епархиях практике не причащать мирян в праздник Пасхи и Рождества Христова? — Когда я услышал об этом впервые, то был шокирован. Как можно в такой великий праздник не причащаться? При этом читается слово святителя Иоанна Златоуста, где все точно сказано, и тут же людям не дают приступить к Чаше! В советское время это, вероятно, было оправданно. Я слышал от старых священников, что тогда, действительно, были очень неприятные случаи, поэтому они так поступали. В наше время ситуация совершенно иная. Но, опять-таки, каждый архиерей и священник должен поступать, руководствуясь собственной совестью и пастырским опытом, и я не могу их критиковать. Могу говорить только за себя.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2805...

права ношения Патриаршего наперсного креста права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Галкина, клирика храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово г. Москвы, во пресвитера. Перед причастием епископ Солнечногорский Сергий огласил  Пасхальное послание  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил пасхальный крестный ход вокруг собора. На Ивановской площади Кремля со ступеней Успенского собора Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры! Все, кто собрался сегодня здесь, на Ивановской площади, во второй день спасительной Пасхи Христовой, у стен древнего Успенского собора, главного храма нашей Церкви! Всех вас сердечно поздравляю с этим великим вероспасительным праздником! Пасха наполняет наш разум подлинными непреходящими смыслами, наше сердце — радостью, наши чувства просветляются. Она дает огромный духовный, нравственный, эмоциональный и даже эстетический толчок человеку к пониманию того, что есть подлинная Божия красота, что есть гармония жизни, что есть гармония человеческих отношений, что есть жизненный идеал, к которому следует стремиться. И хотя сегодня многие предлагают свои модели этого жизненного идеала, опыт и история показывают, что непреходящим является лишь то, к чему нас Сам Бог призывает. И в день Святой Пасхи это особенно ясно и четко осмысляется и переживается. От всего сердца я еще раз всех вас поздравляю с этим мироспасительным праздником. Каждому желаю крепкой веры в сердце, способности разумом и сердцем воспринимать Бога, в соответствии с Его великими заповедями, с Его нравственным всепобеждающим законом строить свою личную, семейную, общественную жизнь. И дай Бог, чтобы этого светлого начала было больше в жизни государств, в жизни тех людей, которые создают государственные законы, с тем чтобы всегда и при всех обстоятельствах то, что требует государство, не расходилось бы с тем, чего от нас требует Бог, потому что когда возникает это внутреннее противоречие, то Церковь выдерживает, а государство, две тысячи лет истории это показали, разрушается.

http://patriarchia.ru/db/text/4458974.ht...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы, преподаватель кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета.  По окончании богослужения настоятель храма священник Алексий Петухов приветствовал Святейшего Владыку. Отец Алексий рассказал о строительстве храма и о духовной связи прихода с Киево-Печерской лаврой , а также о письме, которое было направлено приходом наместнику Лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу в поддержку  Украинской Православной Церкви . Также отец Алексий напомнил, что 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин во время  посещения фестиваля «Пасхальный дар» в российской столице собрали части резных колонн на внутренних наличниках и тем самым внесли свой личный вклад в строительство храма Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках. В тот день мэр Москвы передал храму сертификат на оплату работ по изготовлению резных наличников.  Настоятель храма передал в дар Его Святейшеству икону с изображением преподобных Антония и Феодосия Печерских и преподобного Сергия Радонежского.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Передавая в дар храму Иверский образ Божией Матери, Святейший Владыка, в частности, отметил: «Я благодарю вас, отец настоятель, за добрые слова, которые вы произнесли. Обычно я не освящаю временные храмы. Но когда я познакомился со строительством этого храма, и особенно после моего посещения, о котором вы напомнили, я подумал, что такой временный храм нужно непременно освятить для того, чтобы этим освящением подчеркнуть важность тех трудов, которые были положены вами, приходской общиной, зде пребывающей, по организации церковной жизни. А строительство этого храма было важным этапом в организации этой жизни. Но, как вы уже сказали, я хотел бы особенно это подчеркнуть, наше самое главное торжество впереди — когда будет построен основной храм. И я хотел бы в том числе и через посещение сегодня этого временного храма подчеркнуть мое особое отношение к строительству храма здесь, в этом районе, на этой земле, где живут очень многие православные люди. Пусть Господь помогает вам одновременно со строительством развивать и все приходские служения, которые сегодня необходимо развивать, чтобы современные люди узнавали о Православии больше, умом и сердцем принимали ту великую весть о Христе, которую через Православную Церковь мы несем своим современникам». 

http://patriarchia.ru/db/text/5333327.ht...

На 1й, 2й, 3й, 4й и 6й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8я), а на 1м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь:  Христос воскресе:   единожды. Тропарь:  Христос воскрес из мертвых: Таже настоятель: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ. Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. И мы конец: И сущим во гробех живот даровав. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Таже ектениа великая от диакона: Миром Господу помолимся. Подобает ведати, яко по внегда начати иерею, кадит святую трапезу по обычаю и весь олтарь, вечер, на Господи воззвах:  на Утрени, в начале канона исходит и кадит храм и лики и братию по обыкновенному чину. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся:  и прочее. Хор: Аминь. Посем, Господи воззвах: поем во глас 2. Поставим стихов 6. И поем стихиры воскресны 3, глас 2. На «Господи воззвах» стихиры на 6. Стихиры воскресные, глас 2 Стих:  Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Стих:  Если Ты будешь замечать беззакония, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление. Прежде век от Отца рождшемуся Божию Слову,/воплощшемуся от Девы Марии,/приидите, поклонимся./Крест бо претерпев,/погребению предадеся, яко Сам восхоте,/и воскресе из мертвых,/спасе мя заблуждающаго человека. Прежде веков родившемуся от Отца Богу Слову,/воплотившемуся от Девы Марии,/давайте поклонимся, ибо Он, Крест претерпев,/погребению Себя предал, как Сам восхотел,/и воскреснув из мертвых,/спас меня –заблуждающегося человека. Стих:  Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Стих:  Ради имени Твоего я ожидал Тебя, Господи, положилась душа моя на слово Твоё, уповала душа моя на Господа. Христос Спас наш,/еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади,/и смерную державу упраздни,/поклоняемся Его тридневному Воскресению.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ponedelni...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Пасхальным поздравлением и Первосвятительским словом, в котором, в частности, отметил значение веры для военных: «Если воинство наше будет хранить веру православную в сердце, если будет жить по Божиему закону, по совести, то страна наша будет непобедима. Потому что все подвиги совершаются не силой оружия, не организацией, не деньгами, а силой человеческого духа. Там, где настоящий подвиг, где есть готовность отдать жизнь свою за других, там не может быть слабого духа. А согласно господствующей ныне, в наш лукавый век, материалистической философии и психологии жизни человеку, который не верит в бессмертие, какой смысл отдавать свою жизнь за других? Если же и неверующие поступали так, как то было, в том числе, в грозные годы Великой Отечественной войны, то и они поступали так не по материалистическим убеждениям, а по Божиему нравственному закону, который был вложен в сердца наших воинов. И как часто люди, в мирное время исповедовавшие атеизм, перед тем как идти в атаку, осеняли себя крестным знамением и говорили: «Господи, помоги». Происходило это потому, что наш народ, даже формально не веря в Бога, на деле оставался православным — по молитвам святых угодников, в земле нашей просиявших, по молитвам священномучеников, по глубине той православной духовной традиции, что пронизывала всю нашу народную жизнь». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-ponedelnik-svetloj-s...

с 17 марта ( с четверга 5й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) Понедельникседмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5й поста) с 17 марта ( с четверга 5й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5й седмицы) Неделя 5я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5й поста) Понедельникседмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4я, 5я и 6я. На 1м часе – кафизмы нет; на 3м часе – кафизма 7я; на 6м часе – кафизма 8я; на 9м часе – кафизма 9я. На вечерне – кафизма 10я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5й седмицы на повечерие Недели 4й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) Вторник 5-й седмицы (вечер) с 20 марта (с Недели 5-й поста) с 17 марта ( с четверга 5-й седмицы ) с 7 апреля (с Четверга Светлой седмицы) с 19 марта (с субботы 5-й седмицы) Неделя 5-я поста (вечер) с 8 апреля (с Пятницы Светлой седмицы) с 20 марта (с Недели 5-й поста) Понедельник 6-й седмицы (вечер) с 9 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Вторник 6-й седмицы (вечер) с 10 апреля (с Недели Фоминой) Среда 6-й седмицы (вечер) Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я. 1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648. 2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). 3 В текущем году на Лазареву субботу приходится отдание Благовещения Пресвятой Богородицы и празднование Собора Архангела Гавриила (26 марта). Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-27/

23 апреля 2011 г. С понедельника по среду Светлой Седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл примет участие в памятных мероприятиях, посвященных 25 годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Антонина Мага 20 апреля 2011 г. 15:00 На международной Лондонской книжной ярмарке («London Book Fair») в апреле состоялась презентация английского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности» (Freedom and Responsibility. A search for Harmony – Human Rights and Personal Dignity). На страницах издания представлена позиция Русской Православной Церкви по вопросам морали и нравственности, которые сегодня находятся в центре общественной дискуссии в разных странах мира. 20 апреля 2011 г. 11:45 " Почему у людей появляется потребность в такие напряженные и в физическом, и в духовном смысле дни лезть именно в самую гущу? Я не очень понимаю, почему христианин непременно должен присутствовать на чине схождения Благодатного Огня, или, как называют его в греческой традиции, чине Святого Света... Праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя " , - говорит начальник Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандрит Исидор. 18 апреля 2011 г. 15:15 Представители архитектурного сообщества выступили с инициативой открыть в рамках группы направлений высшего профессионального образования «Архитектура» новое направление – «Храмовая архитектура». 12 апреля 2011 г. 11:50 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России († 1925), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8 апреля 2011 г. 17:00 26 марта, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. 8 апреля 2011 г. 16:30 В крупных городах сербского края Косово Приштине и Призрене вновь начали совершаться богослужения, сообщил епископ Рашко-Призренский Феодосий в интервью сербской газете " Дневник " . " За последние несколько месяцев возобновлена приходская жизнь в Призрене, Приштине и Истоке, где служат новые, молодые священники " , - сказал владыка.

http://e-vestnik.ru/news/page/110/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010