Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance За встречу Нового года не допускают ко Причастию. Что делать? Каяться? 2 мин., 07.04.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте! Я хожу в соседский сельский храм. Настоятель сего храма заявил, что кто отмечал Новый год (и 8 марта), даже и вкушая постную пищу, не будут допущены к причастию. Сказал, что такие люди нарушили пост и не могут считаться христианами, так как Новый год - это языческий праздник. И такие люди будут допущены к причастию, исповедав сей грех и понеся епитимью. И как мне поступить? Сказать священнику сего храма, что встречал Новый год хоть постной пищей, как грех на исповеди и получить епитимью? И совпадает ли мнение настоятеля сего храма с мнением Церкви на счет встречи Нового года хоть с постной пищей - грехом? Алексей Ответ священника: Протоиерей Михаил САМОХИН Здравствуйте, Алексей! Чтобы ответить на Ваш вопрос священнику достаточно открыть Требник – книгу, в которой собраны последования частных богослужений и таинств. Чины молебнов, по традиции, в нем открывает молебное пение на новолетие. На самом деле Церковь просит Бога благословить каждый наступающий год и сделать его годом Своей благости и милости. В последние десятилетия всё чаще это молебное пение совершается не в день церковного Нового года – 14 сентября по современному календарю, а накануне гражданского Нового года, то есть 31 декабря или 1 января. Петр Великий, который перенес празднование Новолетия с сентября на январь, при всех своих сложных отношениях с Церковью, вряд ли может считаться язычником. Поэтому Новый год точно не является сам по себе языческим праздником. Второй аспект проблемы состоит в том, как встречать Новолетие. В некоторых храмах и монастырях служат Божественную литургию в Новогоднюю ночь, испрашивая благословения Божия на наступающий год в молитве. Остальные православные люди спокойно благожелают друг другу за постным столом, стараясь ограничить употребление спиртных напитков и просмотр не всегда пристойных новогодних телепрограмм. Как правило, этого достаточно для сохранения мира в семьях и православного благочестия.

http://foma.ru/za-vstrechu-novogo-goda-n...

К сожалению, жизнь показывает, что ассоциации, связанные с этим праздником, могут быть разнополярными. Для расхристианизированных во многом Европы и США – это зачастую скидки и распродажи. Для людей неверующих – красивая ель и Новый год, для школьников и студентов – каникулы. И лишь для людей верующих, для христиан Рождество Христово не просто один из чреды праздничных дней, а прежде всего рождение веры. В далеком I веке не в знатных покоях, а в загоне для скота родился Младенец. И сегодня интересное сравнение приходит на ум. Согласно восточной легенде, Сиддхартха Гаутама (Будда) родился в царской семье, Мухаммед – в знатной купеческой семье, и лишь Христос приходит в мир странником. Праздник Рождества – это акт Боговоплощения, когда «Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому», – говорит святой Ефрем Сирин . В любой другой религии Бог – это что-то далекое, трансцендентное, это зачастую карающее и строго спрашивающее с людей существо. И лишь христиане говорят, верят и знают, что Сам Творец вселенной сделался подобным человеку. Бог общался с людьми, проповедовал, делил с ними пищу и кров, избрал учеников, чтобы те донесли Его благую весть до каждого сердца. И теперь каждый человек, даже самый убогий, нищий и больной, может обратиться к Творцу вселенной на «ты», рассчитывая войти в Царствие Небесное.      Грядет Рождество. И каждый задумывается, как провести его с пользой для души, чтобы этот праздник оставил что-то доброе в сердце. Самое главное в Рождестве не «советское застолье» с оливье и шампанским, не дарение многочисленных подарков, а Богослужение и Евхаристия. Только там, в храме, в эту светлую ночь можно почувствовать физически, как меняется пространство вокруг нас, как раздвигаются границы времени. Мы живем в такое время, когда нет гонений и запретов, когда никто не устраивает партсобраний с разбором поведения тех, кто праздновал Рождество, когда не составляются списки «замеченных» на Рождественском богослужении. Но при этом праздник Рождества Христова пройдет мимо души и ума огромного числа крещеных людей, не затронув их повседневного бытия. А ведь еще совсем недавно, в прошлом веке, верующие отдавали свою жизнь за право радоваться Рождеству. К примеру, 80-летний полтавский священник Никодим, сосланный на Соловки, умер в штрафном изоляторе из-за того, что отслужил в бараке обедню на Рождество.

http://pravoslavie.ru/67047.html

Протоиерей Димитрий Полохов, настоятель саратовского храма в честь Казанской иконы Божией Матери: —Богослужение в новогоднюю ночь мы совершаем уже давно, лет девять или десять. Мы, священники, ничего никому не навязывали: инициатива эта пошла исключительно «снизу». Оказалось, что достаточно большая группа наших прихожан — от тридцати до пятидесяти человек — желает встречать наступающий год среди единоверцев, своих братьев и сестер, в духовном общении с ними. С той поры желающих не убывает. Прихожане сами собирают деньги и покупают продукты для постной трапезы после Божественной литургии. Клуб бардовской песни «Георгиевский крест» организует для нас небольшой концерт. После Литургии у нас совершается молебен на начало нового года. Хотя этот молебен обычно служат в начале церковного нового года, 14 сентября (1 сентября по ст.ст.), в современной традиции его совершают и в день гражданского новолетия. Для верующего человека очень важно получить благословение Божие на наступающий год и поблагодарить милосердного Господа за все Его благодеяния в году прошедшем. У некоторых нецерковных людей есть такое представление: как встретишь Новый год, так он и пройдет. Так вот, мы встречаем его в молитве, в общении с Богом, а чего лучшего можно желать верующему человеку? Аркадий Шур, дирижер Саратовского академического театра оперы и балета: —Мы с женой встречали Новый год в храме уже много раз, и я как-то не особенно анализировал, почему, для чего. Я знаю, что банальная встреча наступающего года за столом и перед телевизором, когда люди просто сидят, едят, пьют, говорят ни о чем — это неинтересно. А приходишь в храм — там какое-то единение душ происходит. За праздничным столом может возникать иллюзия такого единения, но именно иллюзия, поскольку все во хмелю, все неадекватны. А в церкви люди объединяются по-настоящему. Еще одна, а может быть, главная причина нашего выбора — Рождественский пост. Не хочется его нарушать, не хочется сидеть среди разнообразных заманчивых яств, хочется быть подальше от соблазнов и поближе к Богу.

http://pravoslavie.ru/76248.html

Все эти столетия Господь готовил человечество к Торжеству, к началу новых отношений Бога и человека. Возвращение в Эдем есть самая сокровенная человеческая мечта, уязвлявшая еще Адама и оплаканная им и ставшая реальной через Девочку, рожденную от потомков его, и через явление в мир Ее Сына. Вот вам и праздник, вот и Виновник торжества, вот и радость земли и Неба… Но сколько скорбных веков, сколько отпадений от Бога и долгих духовных странствий во мраке предшествовало этому! Приготовление человечества к появлению Младенца в яслях Вифлеема было долгим, многоскорбным и тяжелым, и мы, для которых ожидание Рождества занимает не годы и столетия, а всего лишь чуть более месяца, не имеем права забывать об этом. И вот — Рождественское богослужение… От Авраама до сбывшегося пророчества Исайи — всего лишь пустыня и ночь, длинная, как история человечества; одно зачало рождественского Евангелия и вместе с тем — долгий путь мятущегося сердца, так похожего на холодный и равнодушный Вифлеем, в котором место Родившемуся Царю веков оказалось лишь среди скота. Бог рождается в сердце человека — а если этого не случается, то всё, что было сказано и древними пророками, и евангелистами, для него не более чем повод встретить еще один выходной после новогоднего буйства и, может быть, даже зачем-то поставить свечку в храме, зайдя туда на несколько минут. И ничего не будет узнано о том, как тысячи лет Господь готовил Ту, через Которую в мир придет избавление от смерти; о том, какую бесценную мы имеем возможность стать сопричастными тому, что хотели бы узреть, но не увидели сонмы праведников. Кто мы, с нашими грехами, — и кто они, вмещавшие в себя дивные слова утешения и надежды для всего человечества, прожившие свои жизни благочестиво и непреткновенно... Нам неизвестно, каким был путь волхвов. Многие представляют его себе неким торжественным шествием, но, скорее всего, он был при этом нелегким и опасным. Пустыня — в древности, а кое-где и теперь — это место обитания разбойников и диких зверей.

http://pravoslavie.ru/88757.html

Особым усердием в ночных молебствиях на Новый год отличались духовенство и жители первопрестольной Москвы. Приведем здесь тексты трех заметок из светской периодики разных лет. 1 января 1905 года в «Московских ведомостях» говорилось: «Накануне Нового года, в двенадцатом часу ночи, во всех храмах столицы были совершены панихиды по русским воинам, положившим свой живот на поле брани за веру, царя и отечество в русско-японскую войну. Затем, в полночь, в столичных храмах было совершено положенное на новолетие молебствие с коленопреклонением и провозглашением многолетия. Везде храмы были переполнены молящимися» 1 января 1908 года «Голос Москвы» сообщал: «Вчера Москва встречала Новый год. По обычаю в исходе 12-го часа во всех церквах были совершены молебствия. С каждым годом обычай встречать Новый год в храме Божием приобретает в Москве все больше и больше сторонников. Многие храмы были вчера переполнены» 1 января 1909 года «Русское слово» писало: «В 12 часов ночи во всех храмах столицы было совершено положенное на новолетие молебствие с коленопреклонением и провозглашением многолетия. Храмы были полны молящимися. Особой торжественностью отличалось богослужение в Успенском соборе, где служил высокопреосвященный митрополит Владимир соборне с епископом Евдокимом, ректором Московской академии, Василием Можайским и Анастасием Серпуховским и многочисленным другим духовенством, при пении синодального хора. Перед началом молебствия высокопреосвященный Владимир произнес слово. В соборе множество молящихся, происходила давка. В храме Христа Спасителя молебствие совершал преосвященный Трифон, епископ Дмитровский» В 1911 году обычай служения ночных молебнов на Новый год стал предметом обсуждения на высшем уровне церковной власти: Святейший Синод вынес постановление о повсеместном совершении новогодних молебствий. Соответствующие циркулярные указы были разосланы по всей Российской империи, пришел такой документ и в Кострому: Указ о повсеместном совершении молебствий под Новый год, опубликованный в «Костромских епархиальных ведомостях».

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

Рождественский пост 15/28 ноября – 24 декабря/6 января Все мы знаем, чт о для нашей страны с еще советских времен означает декабрь – последний месяц уходящего в прошлое очередного (гражданского) года нашей быстротекущей жизни. Это время напряженного поиска и покупки подарков, время обширных планов на новогодние каникулы, пора высоких мечтаний о грядущем приятном и веселом отдыхе, предпраздничная «кулинарная страда» – закупка и приготовление обильных яств на волшебно-мистическую ночь, в которую Женя, попарившись в бане, опять вместо Павлика улетит в Ленинград отбивать Надю у несчастного Ипполита; популярные и изрядно поднадоевшие всем артисты будут развлекать сидящую у телевизоров подвыпившую публику бесталанными песенными поделками, а официальные лица выступать с новогодними поздравлениями к народу, обещая ему, как и положено на праздник, более-менее благополучное будущее. Наверное, и о наших современниках апостол Павел писал: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Флп. 3: 19). Но для православных христиан месяц декабрь (прихватывающий конец ноября и начало января) – это ответственнейший и важнейший период церковной жизни, пора особого духовного делания, время аскезы, то есть упражнения в воздержании, самоограничении, сосредоточенной молитве, богомыслии, доброделании, – одним словом, это время Рождественского поста. Рождественский пост установлен Церковью для достойной встречи великого праздника – Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь указывает границы и содержание Рождественского поста, во многом аналогичные Великому посту. Рождественский пост длится 40 дней, как и самый значимый пост церковного года – предпасхальный Великий пост, и в церковном уставе так же, как и Великий, именуется Четыредесятницей. Более того, как дни накануне Пасхи являются временем особой молитвы и особо строгого поста – Страстной седмицей, так и последние пять дней перед Рождеством в церковном календаре выделены как дни строгого поста и особых богослужений в храме (к сожалению, в наших реалиях для большинства это время постновогоднего похмелья со 2 по 6 января). Самый канун праздника – Рождественский сочельник (24 декабря/6 января) – день необыкновенно торжественного и величественного богослужения и (по церковным канонам) полного голода, как и Великая пятница перед Пасхой (само слово «Сочельник», а вернее – «Сочевник», происходит от «сочиво», что значит – «распаренное зерно, пшеница или полба», которое в этот день разрешается вкушать только поздним вечером, после появления на небе первой звезды).

http://pravoslavie.ru/64237.html

Сборник непридуманных историй. В них нет сентиментальности, но есть добрый, приправленный легким юмором взгляд на проблему межэтнических и межрелигиозных отношений. Вот в рассказе иеродиакона Никона (Муртазова) «Отец Карп» православные и лютеране делят один старенький храм в маленьком эстонском городке. Как в коммунальной квартире: если разъехаться не получается – надо приноравливаться друг к другу. И вот приноровились же: сначала православные служат Литургию, потом – лютеране свое богослужение проводят. И не питают они вражды друг к другу… В книге нет «плохих» и «хороших» героев, как не бывает плохих и хороших национальностей. Да, в межнациональной и межрелигиозной сферах есть проблемы, есть взаимные претензии, есть стереотипы. Но все эти проблемы можно разрешить – было бы желание. В общем, сборник этот – отличное лекарство от ксенофобии.   Светлана Усачева . Как Мышонок искал Новый Год. Художник Татьяна Никитина. – М.: Издательский дом «Фома», 2012. – 24 с. – (Настя и Никита)/Представляет Ольга Гурболикова //Фома. - – февраль 2013. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Сказка о маленьком любопытном Мышонке, который со своими родственниками жил под одной из университетских аудиторий. Услышав, что все готовятся встречать Новый год, он захотел и сам посмотреть, как и кого встречают. Чтобы побывать на чудесном празднике, Мышонок залез в карман студенческого рюкзака и отправился в далекое и опасное путешествие по городу. Что ему пришлось пережить и как он провел новогоднюю ночь, какие получил подарки, предстоит узнать читателю этой доброй современной сказки.   Что слушать: Представлены диски: Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик . Читает Елена Дельвер . – СПб: Студия «Град Петров», формат: ayдuo-CD. – 2012//Фома. - – 2013. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что слушать »). В 1951 году, в послевоенной Норвегии, когда телевизоров в домах у людей еще почти не было и их место занимало радио, молодой актрисе Анне-Катрине Вестли предложили вести радиопередачи для самых маленьких: нужно было придумать забавный рассказик и самой же его прочесть. Из таких рассказов потом сложились книги «любимой бабушки всех норвежских детей». Сегодня, когда рассказы Анне-Катрине Вестли вновь звучат на радио, для которого и были когда-то созданы, становится понятным, насколько они актуальны. Их автор будто говорит всем нам: «Смотрите, как хорошо жить, если человек думает не только о себе, если он думает и заботится о всех окружающих. Это совсем не трудно и очень приятно. Вы только попробуйте!».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-118-...

После проведения большевиками календарной реформы Новый год заменил собой праздник Рождества В последующие годы на территориях, которые контролировали большевики, о Новом годе решили все-таки вспомнить, в отличие от Рождества, которое просто игнорировалось — новая власть, как известно, взяла радикальный атеистический курс: богослужения в храмах проходили, и люди частно, на домах отмечали этот праздник, но ни в газетах, ни тем более на официальном уровне о празднике уже не упоминали. После же проведения календарной реформы, когда Новый год стали отмечать уже на неделю раньше Рождества Христова, церковный праздник по сути был «поглощен» светским новолетием или, говоря прямо, им заменен. После 1918 года в стране снова стали ставить и украшать елку Интересно, что с 1918 года на городские улицы вновь вернулись елки, попавшие до этого под запрет во время Первой мировой войной. Дело в том, что традиция ставить и украшать елку на Рождество пришла к нам из Европы; когда же началась война, было принято решение отказаться от этого рождественского символа, поскольку считалось, что это связано с Германией. Однако после подписания сепаратного Брестского мира (подписан 3 марта 1918 года. — Прим. ред. ) традиция эта вновь была восстановлена, хотя, как оказалось впоследствии, только на время; потом елке как «буржуазному предрассудку» вновь объявили войну. На детской елке в ночь с 1918 на 1919 год у Ленина украли машину Новый год воспринимался тогда как детский, а не официальный, государственный праздник. Для детей стали организовывать новогодние елки; одно из первых таких торжественных мероприятий прошло с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках. Руководители этого детского дома решили пригласить на праздник Ленина, и вождь революции согласился. К назначенному времени Владимира Ильича без охраны повезли на машине в приют. Вместе с ним поехала его супруга, Надежда Константиновна Крупская, и сестра — Мария Ильинична Ульянова. Машину вел шофер Гиль. И вот в тот момент, когда они уже были в парке, их остановил бандит Яков Кошельков. Он издалека заметил дорогую машину — это был «Рено» из бывшего гаража Николая II, — заметил, что охраны нет и что в салоне только две женщины и двое мужчин — то есть, в общем-то, ничего опасного. И тогда бандит остановил машину, высадил всех и уехал. Дети Ленина потеряли! Начали звонить, искать, но безуспешно, пока Владимир Ильич наконец сам не добрался до ближайшей станции и не позвонил оттуда. Бандита этого потом чекисты нашли; он был осужден и расстрелян. Потом елку для детей из окрестных деревень наряжали в Горках, и Ленин с Крупской приходили на них вплоть до празднования 1924 года. Эти визиты впоследствии использовали для пропагандистских целей, представляя Ленина как заботливого, чуткого и любимого детьми человека.

http://foma.ru/vozvrashhenie-elki-ograbl...

В Лондоне открылся после ремонта храм, где служил митрополит Сурожский Антоний 2 января, 2015. Новостная служба Полное освящение храма запланировано на осень 2015 года 2 января. ПРАВМИР. В новогоднюю ночь в Лондоне вновь открылся Успенский кафедральный собор, где многие десятилетия служил митрополит Сурожский Антоний (Блум). Как сообщает  РИА Новости , после ремонта в канун нового года в соборе было совершено освящение престола, а затем ночью состоялась первая литургия. Долгожданный ремонт, необходимость в котором появилась еще при жизни владыки Антония, начался год назад. Во время проведения работ прихожане молились в специально обустроенном для богослужений помещении. Возобновление служб в храме стало своего рода новогодним подарком верующим. Полное освящение храма запланировано на осень 2015 года, когда будут завершены ремонтные работы как внутренние, так и наружные. Здание нынешнего Успенского собора было построено в 1849 году и являлось англиканским приходским храмом Всех святых. Храм повторяет базилику Сан-Дзено Маджоре в Вероне (XI век) и уникален витражами, а также росписями в технике «сграффито», которые существуют лишь в нескольких храмах в мире. В 1956 году храм арендовала община Русской православной церкви. Благодаря поддержке многочисленных друзей прихода, здание в 1979 году удалось приобрести в собственность. Храм стал известен во многом благодаря митрополиту Антонию, служившему здесь до своей смерти в 2003 году. Всемирно известный проповедник и мыслитель на основе небольшого русского прихода создал многонациональную епархию, объединив не только русских эмигрантов, но и местных жителей. Богослужение здесь ведется на церковнославянском и английском языках. Вопрос о необходимости реконструкции алтарной части храма был актуален с момента его приобретения приходом, поскольку храм был англиканским и неприспособленным для православных богослужений. Был реконструирован не только алтарь, но почти все здание: мозаика, росписи «сграффито» в верхней части храма, подгнившие полы, крыша, создана система вентиляции. Однако средств пока хватило только на завершение основной части внутренних работ. Еще необходимы внешние работы, реконструкция колокольни, которая находится в аварийном состоянии.

http://pravmir.ru/v-londone-otkryilsya-p...

Священник Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный, до рукоположения — офицер Российской армии, был убит 14 февраля 1996 года в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченцами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский ж.д. вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело. Священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, погиб в 1997 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. Скончался в результате многочисленных ножевых ранений предположительно 22 или 23 сентября. Отец Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам. Настоятель петербургского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы при городской больнице номер 3 в Санкт Петербурге протоиерей Александр Жарков был убит  в 1997 году. Тело было найдено 14 сентября в окрестностях города Пушкина. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Предполагается, что священник стал жертвой «похоронной мафии» — банды, в которую входили сотрудники, в основном санитары, петербургских моргов. Глава преступной группировки Валерий Бурыкин, бывший заместитель директора Государственного учреждения здравоохранения «Городское патолого-анатомическое бюро» (ГУЗ ГПАБ) Петербурга, был задержан в ноябре 2007 года на австро-венгерской границе. В сентябре 2008 года Бурыкин был экстрадирован властями Венгрии в Россию по требованию Генпрокуратуры РФ. Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк был убит 12 октября 1998 года в Бресте. В тот же день на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.

http://pravmir.ru/ubijstva-i-napadeniya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010