Желаю всем в новогоднюю ночь помолиться о себе и об Отечестве нашем, а тем, кто недалеко живет от храма, и если в нем совершается богослужение, принять участие в службе. Бодрствовать в новогоднюю ночь можно, нельзя превращать её в праздник плоти во время поста. Для православного каждый день - " день спасения " ( 2 Кор. 6,2 ). Не будем забывать об этом и в день гражданского нового года. Протоиерей Игорь Александров, клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, настоятель домового храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7, специально для " Русской линии " Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/25/pr...

Начать Новый год с молитвы можно в петербургских храмах декабря 2011 В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января, когда шумными застольями отмечается светское новолетие, многие православные хотели бы помолиться за Божественной литургией. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января, когда шумными застольями отмечается светское новолетие, многие православные хотели бы помолиться за Божественной литургией.  Возносить молитвы о наших соотечественниках, пребывающих в грехе пьянства, стало одной из церковных традиций. Тем более, что в первый день января Церковь чтит память святого мученика Вонифатия, помогающего избавиться от алкоголизма.  Добрый и благочестивый обычай начинать новый год с богослужения поддерживается в храмах Санкт-Петербургской епархии уже несколько лет, и с каждым годом таких храмов становится все больше.  По мнению настоятеля Софийского собора, протоиерея Геннадия Зверева, молитва в ночь на 1 января - лучшее, что может выбрать православный: " Этот час в храме - Божие благословение на целый год " .  Встретить Новый год не классической советской схемой, а Божиим благословением, причастившись Святых Христовых Таин, предлагает и один из авторов " Воды живой " , клирик Феодоровского собора иерей Александр Гаврилов.  " Выбрать молитву вместо телевизора, радостную трапезу с единомышленниками вместо обильного застолья, тихую радость богообщения по дороге домой вместо петард. Тот, у кого уже есть опыт такой встречи Нового года, рассказывает о нем, как об одном из самых волнующих моментов своей жизни " , - отмечает отец Александр.  Список некоторых храмов Санкт-Петербурга, в которых в ночь на 1 января 2012 года состоится Божественная литургия (начало в полночь):  Советуем уточнять информацию в храме накануне праздника.  30.12.11 Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

В новогоднюю ночь митрополит Астанайский Александр совершил Литургию в Вознесенском соборе г. Алма-Аты 2 января 2017 г. 15:28 В ночь с 31 декабря 2016 года на 1 января 2017 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили викарии Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Нектарий и епископ Каскеленский Геннадий , благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, руководители отделов Округа и епархиальных комиссий, проректора Алма-Атинской духовной семинарии, настоятели храмов южной столицы Казахстана, соборное духовенство. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, представители Семиреченского казачества. Песнопения Литургии исполнял хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич. В сугубую ектению были включены особые прошения на начало нового года, об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы. Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко). В завершение богослужения состоялось славление перед ковчегом с частью Пояса Пресвятой Богородицы и образом мученика Вонифатия, память которого отмечается 1 января; владыка митрополит прочитал молитву на новолетие, после чего хор исполнил гимн «Тебе Бога хвалим». Глава Православной Церкви Казахстана поздравил Преосвященных архипастырей, духовенство и верующих с вступлением в период предпразднства Рождества Христова и наступившим Новым годом и обратился к собравшимся архипастырским словом. Митрополит Александр поздравил протоиерея Евгения Иванова, руководителя Информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа, с очередной годовщиной служения в священном сане, вручил просфору и пожелал помощи Божией в служении Церкви Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/4751169.ht...

— Следующий вопрос мне приходилось слышать не раз: «У меня нет силы воли соблюдать длительные посты. Когда я не ем мяса, я становлюсь злой и грубой. Я и правило читать не могу, и вообще ничего не могу делать регулярно. Как быть?». — Думаю, нужно постепенно учиться посту. Надо начать поститься по средам и пятницам, попробовать хотя бы год так пожить, и уже будет легче. И еще нужна правильная мотивация, мы говорили об этом в самом начале. Время поста нельзя рассматривать как некое измывательство над самим собой, когда человек непонятно из-за чего лишается очень хороших и нужных вещей. Это самоограничение ради Бога. Но сегодня у человека нет привычки к самоограничению в принципе, это общая особенность. Все меньше и меньше людей готовы себя в чем-то ограничивать, потому что всем нам, с раннего детства до старости, говорят, что наша задача — взять как можно больше от жизни, от людей, от окружающего мира и ни в коем случае себя, дорогих и любимых, ни в чем не ущемлять. Это губительная идеология, которая может уничтожить человечество: мы можем превратиться в группу особей, которые будут только требовать чего-то и, не получая, друг друга уничтожать. Это страшное качество, с ним нужно бороться, нужно что-то ему противопоставлять. И, кстати, пост — очень хорошее средство для того, чтобы начать бороться с этим господствующим сегодня в мире явлением. Я бы посоветовал задуматься автору этого вопроса и постараться как-то проверить себя: «Что я могу сделать? От чего могу отказаться?». Если не ради Бога, если пока это сложно и трудно воспринимается, а ради других людей? И потихонечку начинать себя к этому приучать. —Будут ли в этом году в Саратове богослужения в новогоднюю ночь? — Да. Как и в предыдущие годы, целый ряд храмов Саратова будет открыт в новогоднюю ночь, и в них будут совершаться богослужения. Это Троицкий собор, храм «Утоли моя печали», Казанский, храм Рождества Христова, может быть, ряд других. Это новая традиция, возникшая в последние годы, и она, я думаю, оправданна. Хоть мы и говорим о том, что нет ничего преступного в праздновании Нового года, но все-таки для очень многих верующих, церковных людей более привычно праздники встречать в церкви. Эта традиция зародилась в Москве, на моих собственных глазах, и, кстати, ее «автором» был отец Тихон (Шевкунов). У него в Сретенском монастыре впервые начали совершать богослужение в новогоднюю ночь, потом и в других московских храмах. И когда я приехал в Саратов, здесь это нашло поддержку. Не скажу, что храмы в эту ночь ломятся от народа, но какой-то основной костяк прихожан в это время с большим удовольствием присутствует. Далеко не всем интересны новогодние телепередачи, не у всех есть возможность пойти к кому-то, потому что очень много людей одиноких. И практически ни у кого из живущих в городе нет возможности в эту ночь заснуть нормально из-за того, что творится на улицах. Видите, сколько причин для того, чтобы в новогоднюю ночь пойти в храм и встретить там Новый год с близкими людьми.

http://pravmir.ru/vernut-ustremlenie-k-b...

Молитва в новогоднюю ночь: опыт вековой давности Чуть более века назад в России уже велись дискуссии о богослужениях в ночь на 1 января 5 января, 2019 Чуть более века назад в России уже велись дискуссии о богослужениях в ночь на 1 января Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин) родился в 1969 году в Москве, по светскому образованию – инженер-математик. С 1995 года трудился в Костромской епархии, прошел путь от послушника Авраамиево-Городецкого мужского монастыря до управляющего Костромской митрополией. В 2008 году окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. Автор двух монографий и ряда статей, посвященных костромским монастырям. Сейчас работает над циклом очерков по истории Костромской епархии в первые десятилетия ХХ века. Один из таких материалов владыка Ферапонт передал для публикации на нашем портале. Митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт Ежегодно в конце декабря православная общественность озадачивается непростыми вопросами. Праздновать или не праздновать? Грешно или не грешно? Можно или нельзя? И допустить ли на новогодний стол любимую нами селедку «под шубой»?.. А в последние годы – точнее, уже десятилетия – к этим проблемам добавилась еще одна: не лучше ли встретить Новый год в стенах храма, на церковной молитве? Благо для многих монастырей и приходов Божественная литургия в новогоднюю ночь успела стать традицией. И хотя отдельные ревнители устава считают такую службу неоправданным нововведением, оспаривать ее духовно-нравственную пользу – значило бы отрицать очевидные факты. Что же касается «нововведения», тут впору припомнить поговорку о хорошо забытом старом. Чуть более века назад в России уже велись дискуссии о богослужениях в ночь на 1 января. Впрочем, речь шла не о литургии, а лишь о новогоднем молебне – то есть о молебном пении на Новый год, сейчас обычно совершаемом в храмах вечером 31 декабря или после Божественной литургии 1 января. Интересная история «воцерковления» новогодней ночи на рубеже XIX и XX веков в провинциальной глубинке открывается перед нами на страницах «Костромских епархиальных ведомостей» – журнала, издававшегося в Костроме в 1885–1917 годах. Его номера выходили из печати два раза в месяц и состояли из двух частей: официальной (распоряжения, указы, отчеты, сведения консистории) и неофициальной (очерки, статьи, заметки, богословские работы, хроника епархиальной жизни, а иногда – даже рассказы и стихотворения).

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору. Александра Васильева, биолог: —Как ни странно это звучит, новогоднее богослужение не вступает в резкий диссонанс с шумной праздничной ночью. Нет, оно вполне органично в нее вписывается. Дело в том, что ведь и в эту ночь кто-то работает. Кто-то дежурит по вокзалу, кто-то следит за приборами в котельной, кто-то принимает роды, а кто-то едет по визжащим, поющим и стреляющим улицам на патрульной машине. Всегда есть люди, которым и в эту ночь нельзя расслабиться. Пусть не совсем добровольно, пусть по должности, но они принимают на себя эту тяготу, это лишение — ради сограждан. Мы в отличие от них — стопроцентные добровольцы. В этом наше счастье. Мы в эту ночь молимся за всех — бурно веселящихся на улице или уткнувшихся в телевизор, пускающих фейерверки или пытающихся уснуть. Благодаря нашим скромным усилиям год для города начинается — не только с грохота петард, но и с молитвы тоже; и это, наверное, для всех горожан имеет какое-то значение. Я была очень рада, когда поняла, что во мне и в тех, кто молится рядом со мной, начисто отсутствует ханжеское осуждение: «Как им не совестно, пост идет, а они вино пьют, пляски бесовские устраивают…». Мы никого не упрекаем, мы оставляем своих ближних свободными, поскольку свободны сами. Хотя мы были бы очень рады, конечно, если бы эта ночь стала другой и для них тоже; если бы Рождество Христово и для ближних наших тоже значило неизмеримо больше, чем начало нового календарного года. Елена Ермашевская, воспитатель детского сада: —Желание пойти в новогоднюю ночь в храм, на богослужение родилось у меня, можно сказать, спонтанно. Но это был не каприз, а духовная потребность. Муж меня поддержал. Старшему сыну мы объяснили, что Новый год надо начинать с молитвы за всю семью, а младшей дочери, в силу ее возраста, ничего не говорили. Она с рождения в храме, и для нее это естественно. Вот так мы пошли в первый раз, а потом это стало нашей семейной традицией.

http://pravoslavie.ru/76248.html

Не стоит думать, что Новый год – это самостоятельный праздник, который появился в традиции советского общества сам по себе, ниоткуда. Традиция встречи Нового года была насильственно трансформирована из празднования всеми любимого в России Рождества Христова. Когда христианство было религией русского общества, для любого человека все перечисленные радости: праздничное настроение, вера в лучшую жизнь, ожидание подарков – были связаны именно с Рождеством. В этот день дарили подарки, вспоминая о дарах волхвов, устраивали праздничный стол в связи с окончанием поста и наступлением святок, ходили в гости, пели колядки – славили родившегося в мир Спасителя. Так как не только Церковь, но и все общество в то время жило по юлианскому календарю, Новый год приходился на святки, и никакого противоречия не возникало. После октября 1917 г. все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были запрещены. Причем наказание могло последовать не только за посещение богослужения, но и за безобидную рождественскую елку в доме. Только в конце 30-х годов государство позволило своим гражданам устраивать праздник теперь уже в новогоднюю ночь, которая по новому, григорианскому календарю предшествовала Рождеству и приходилась на разгар Рождественского поста. С точки зрения здравого смысла традиция эта была совершенно искусственной – с таким же успехом можно праздновать и начало месяца или недели. Но за годы существования советской власти люди, далекие от Церкви, привыкли к этому празднику. Для верующих людей, а они были в советское время, главным и тогда оставалось Рождество Христово. Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь. Церковь вообще никого не принуждает праздновать или не праздновать, поститься или не поститься. Почему такая обида возникает у светских людей, когда им кажется, что Церковь отнимает у них Новый год, предлагая взамен Рождество? Да потому, что многие люди даже не пытаются понять суть Рождества Христова. Им кажется, что праздник, само ощущение полноты бытия может быть связано только с боем курантов, салатом оливье и брызгами шампанского. Но почему же, проведя полдекабря в беготне по магазинам, заготовке продуктов, люди не испытывают настоящей радости? Бой курантов, пробки шампанского…, а наутро болит голова, на сердце пустота, и нет никакой сказки? Да потому что в Новом годе нет стержня, нет глубокой истины. Доказательством тому служит огромное количество спиртных напитков (и отнюдь не шампанского), которое выпивают в нашей стране в праздничные дни. Ведь когда есть настоящая радость, ее не надо искусственно подогревать.

http://pravoslavie.ru/37967.html

Епископ Обуховский Иона: Новый год — праздник смерти О чём вспоминать в новогоднюю ночь? 31 декабря, 2013 О чём вспоминать в новогоднюю ночь? «Можно ли христианину праздновать Новый год и, если можно, то как?» — каждый год этот вопрос задают многие верующие — неофиты и глубоко воцерковленные. Как правильно отметить Новый год, рассказывает председатель молодежного отдела Украинской Православной Церкви епископ Обуховский Иона. Новый год vs Poждecmbo Христово Помню, когда я воцерковлялся, православные категорически не праздновали Новый год . В сознании воцерковленных людей четко сидело понимание: это празднование придумано советскими властями в противовес Рождеству Христову . И действительно, Новый год стали отмечать не с первых лет советской власти, а только с 1930-х, когда большевики поняли, что люди все равно празднуют Рождество, и чтобы искоренить эту традицию, должна быть создана альтернатива зимним церковным праздникам. Вот тогда на вооружение и был взят Новый год. Раньше, до революции, он праздновался по старому стилю — после Рождества, в период Святок, когда можно было есть любую пищу и развлекаться. Коммунисты воспользовались разницей в календарях и вместо Рождества всячески «пиарили» празднование светского праздника. Сегодня Рождество — государственный праздник, выходной день, никто не мешает праздновать его, как положено. Рождество мы отмечаем в первую очередь богослужением — мы должны принести Господу наше поклонение, нашу молитву. А посиделки и застолье второстепенны. Корпоратив или литургия? Теперь Новый год стал просто семейным праздником, никакой альтернативы Рождеству в нем нет. Это лишний повод встретиться людям, которые сейчас очень сильно разобщены — в том числе и потому, что слишком «легко» осуществляется «общение» через электронные средства коммуникации, и потому, что они сильно загружены на работе или учебе. Им нужно просто посидеть и пообщаться. Лично я отмечаю Новый год ночной литургией, которая начинается ровно в полночь. На нее приходит достаточно много людей. Но я не настаиваю на таком способе празднования. Каждому свое. Кто-то хочет помолиться, а потом уже посидеть с родными или просто пойти спать, а кому-то хочется провести вечер с близкими людьми.

http://pravmir.ru/episkop-obuxovskij-ion...

В нашей семье Новый год не отмечали принципиально. Но и спать в эту ночь было невозможно: взрывы петард, шум и гам во дворе, пьяные крики. Поэтому отец нас вывозил в новогоднюю ночь в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Это было в те времена одно из немногих мест, где на Новый год обязательно проходила ночная литургия. Служба, потом скромная, но все-таки праздничная трапеза. Тихая, мирная встреча Нового года вдали от городской суеты. Это не было проявлением мизантропии, презрения к окружающим. Просто грустно бывает смотреть, как люди, такие хорошие в обычной жизни, показывают себя не с самой лучшей стороны в новогоднюю ночь. Конечно, навестить родственников – дело важное. Люди, которые вас любят, могут обидеться, если вы не придете. Возможно, ради этой благородной цели – не обидеть родных и близких – кому-то позволительно и оскоромиться. Но если на тебя никто не имеет видов, то ты можешь окунуться в эту ночь совсем в другой мир – в мир богослужения. Можно уехать куда-нибудь за город, а можно и сходить в ближайший храм. Кстати, сегодня новогодние службы во многих храмах довольно короткие. Они заканчиваются уже около часа ночи, что позволяет человеку совместить церковное празднование со светским и поспеть к праздничному столу. Это нормально. Мы живем не в монастырских условиях, мы живем в современном мире, и Новый год не должен стать поводом разругаться с нашими неверующими родственниками. Фото: vpmon.ru Вопрос, как встретить Новый год, отпал сам собой – Приходилось ли вам сталкиваться с празднованием Рождества в других странах? Насколько большое внимание там уделяется музыкальному сопровождению праздника? – Да, весьма интересно сравнивать подход к празднованию Рождества у нас и в других странах. Однажды мне пришлось встречать Рождественский сочельник в Сербии, в Белграде. У сербов по аналогии с пасхальным приветствием принято говорить «Христос родился», а отвечать «Воистину родился!» Но в плане песнопений почувствовалось менее вдумчивое, менее серьезное отношение к этому долгожданному, особенному дню: в главном, Патриаршем соборе Белграда на Царских часах пел только один певчий, ближе к середине службы присоединился еще один – какое уж тут торжество. Меня это удивило. У нас такое даже представить сложно – в самых обычных приходских храмах в Сочельник активизируются все лучшие силы, привлекаются дополнительные певчие, тем более служба в этот день довольно сложная, и даже опытные регенты, проводя ее из года в год, тщательно к ней готовятся.

http://pravmir.ru/mozhno-okunutsya-v-nov...

Участники Белого движения праздновали Рождество очень широко — с богослужениями, подарками и фейерверками Если же говорить об участниках Белого движения, то они праздновали Рождество очень широко, как будто бы революции не произошло. На богослужениях присутствовали главнокомандующие белых фронтов. Устраивались крестные ходы, праздничные застолья. Дарили подарки, наряжали елки. На передовую доставлялись рождественские подарки, приготовленные родственниками офицеров. Известно, например, что в Архангельске на Рождество в 1919 году англичане дарили детям тушенку — англо-американские войска тогда как раз располагались в городе. А вот в новогоднюю ночь с 1920 на 1921 год солдаты врангелевской армии, уже будучи в Галлиполи, устроили фейерверк: они просто стреляли из винтовок и револьверов в воздух. Правда, затем им сделали выговор — за бессмысленную растрату патронов. Однако с приближением окончания войны Рождество и Новый год отмечались белыми все скромнее: сил уже не было, как, впрочем, и надежды на победу, было только внутреннее понимание того, что впереди — изгнание из России и жизнь в эмиграции. Новогодние выпуски белогвардейских газет пестрили лозунгами о скорой победе Во всех газетах, которые выходили на подконтрольных белым территориях, новогодние выпуски сопровождались оптимистическими лозунгами, что наступивший год станет победным, что обязательно Москва будет освобождена, что Россия вновь будет процветать. В качестве примера можно привести отрывок статьи из одной газеты, выходившей на белом Севере в 1918–1919 гг., посвященный празднику Рождества Христова: «Нынешнее Рождество для нас — праздник мира по преимуществу. После продолжительной мировой войны, столь тяжкой для человечества, оно снова вступило на пути мира. И этот мир уже вкушают усталые от взаимной борьбы народы. И к нам пришел бы этот мир, если б в России не оказалось тех несчастных безумцев, которые отступили от заветов нашего Спасителя. Только они еще омрачают для всего мира светлую радость о возвращении враждовавших народов на пути мира. Только они, именующие себя большевиками, открыто отреклись от основных начал христианской жизни, гонят Христову Церковь, губят Родину. Безбожное учение этих отщепенцев русского народа, их ненасытная жадность к захватам и обогащению на чужой счет, их каменные сердца (Иез 11:19), забывшие даже азбуку любви к престарелым и беззащитным, еще не дают нам мира. Но усилиями наших союзников уже водворен мир среди большинства враждовавших. Св. вера утешает нас, что наступит некогда время, когда будет побеждена сама смерть. Тогда будет полное торжество Родившегося Спасителя среди покорившейся Ему твари». К населению и армии обращался с поздравлениями и Верховный правитель адмирал Колчак.

http://foma.ru/vozvrashhenie-elki-ograbl...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010