В начале XVIII в. этот дворец был построен для П.А. Демидова, затем стал собственностью Вяземских, а в конце XVIII в. перешел во владение Орловых. В 1832 г. А.А. Орлова-Чесменская продала дворец Николаю I, который уже в 1826 г. имел свои виды на этот дом, являющийся ярким памятником эпохи классицизма. Став царским дворцом, дом Демидовых-Вяземских-Орловых был реконструирован под руководством архитекторов Е.Д. Тюрина и И.Л. Мироновского и получил название Александрийского в честь государыни Александры Федоровны, очень любившей Нескучное. Особое внимание Елисаветы Феодоровны в этом дворце привлекал небольшой домовый храм во имя святой мученицы царицы Александры, выстроенный в 1842 г. на третьем этаже главного дома. Этот уютный храм радовал посетителей не только прекрасной службой, но и убранством. Здесь был белый иконостас с резными царскими вратами. За правым клиросом помещалась небольшая икона с изображениями святых: апостола Павла, царицы Александры, святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Надпись над ней сообщала, что икона подарена храму Великим князем Павлом Александровичем (братом Сергея Александровича) в память совершившегося здесь Святого Миропомазания его сына Великого князя Дмитрия Павловича. За левым клиросом находилась икона святых Александра Невского, Иосифа песнописца и Георгия, подаренная храму служащими Александрийского дворца в память спасения жизни императора Александра II в 1879 г. Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна любили дворец и парк возле него, часто посещали Александрийский домовый храм, где по инициативе великокняжеской четы стали проводить новогодние богослужения. Елисавета Феодоровна и Сергей Александрович благодарили Господа за благословение на год наступающий. Эта традиция все более прочно укоренялась в дворянских и купеческих домах, в храмы которых в ночь под Новый год или в первый день нового года приносили особо чтимые московские святыни. В октябре 1921 г. московские власти закрыли храм в Александрийском дворце; дворец превратили в Музей мебели, затем в хранилище Музея народоведения, а с 1935 г.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

" Открытие храма состоится в 17 часов 31 декабря, будет освящен мраморный престол, а затем состоится Новогодний молебен. В новогоднюю ночь пройдет первая литургия... Полное освящение храма запланировано на осень 2015 года, когда будут завершены все ремонтные работы, как в интерьере, так и наружные " , — сообщила Наталия Ткачук. " Вопрос о необходимости реконструкции алтарной части храма был актуален с момента его приобретения приходом, потому что храм был англиканским и не приспособленным для православных богослужений... После детального осмотра храма экспертами мы поняли, что реконструкции подлежит не только алтарь, но и все здание: обветшали витражи, мозаика, росписи " сграффито " в верхней части храма, подгнили полы, не было вентиляции, начала протекать крыша, по стенам пошел грибок, в плохом состоянии галереи, хоры " , — рассказала Ткачук. Успенский кафедральный собор находится под особой государственной защитой в Великобритании. " Поэтому ремонт согласовывается во всех подробностях с соответствующими государственными службами и местным муниципалитетом. Все исторические элементы должны были остаться, если они представляют собой культурную или архитектурную ценность " , — отметила староста. Особую ценность, по ее словам, представляют старинные витражи. Британские власти дали разрешение на их реконструкцию, однако с определенными условиями, в которых оговорено, специалисты какого уровня могут этим заниматься. Колокольня, которая находится в аварийном состоянии и небезопасна для людей, также будет реконструирована. А количество колоколов, возможно, увеличится с одного до семи. " Сейчас ведутся расчеты, какой вес сможет выдержать колокольня и сколько нужно колоколов, чтобы звон радовал не только прихожан, но и соседей нашего храма " , — сказала Наталия Ткачук. На вопрос, как относятся соседи храма к колокольному звону, она рассказала, что, если необходимо звонить в колокол более двух минут, приходится писать уведомления, развешивать и разносить их соседям. " У нас уже есть с ними соглашение, что по воскресеньям в 10 часов утра мы можем звонить, и все с этим согласились " , — добавила староста.

http://drevo-info.ru/news/18261.html

Следует помнить, что до перехода России в феврале 1918 года на новый стиль (григорианский календарь) Новый год приходился на святки, то есть не был связан с привычными для нас постовыми ограничениями. 1 января по официальному календарю Российской империи – как и теперь в «старый Новый год» 14 января, то есть 1 января по церковному (юлианскому) календарю – Церковь отмечала великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, поэтому под Новый год вечером служилось праздничное всенощное бдение (о котором будет часто говориться в цитируемых нами текстах). Первое упоминание о ночном новогоднем молебне мы встречаем в епархиальном журнале за 1896 год. В разделе «Иноепархиальные известия», где публиковались обзоры церковной и светской прессы со всей империи, была напечатана заметка о встрече Нового года в посаде Клинцы Черниговской губернии (сейчас это город, районный центр Брянской области). В самом начале текста затрагивался вопрос, актуальный и сейчас: «С давних пор интеллигенцией всего мира принято за обычай встречать Новый год в большом обществе и веселом препровождении времени на основании суеверной мысли, что как проведешь время первый день Нового года, так проведешь и целый год: танцы, игра в карты, маскарады, веселые попойки и кутежи – обычная встреча Нового года» А далее описывался – как новое, пока еще непривычное начинание – ночной новогодний молебен: «В посаде Клинцы первый шаг в новом направлении встречи Нового года сделан настоятелем православного Петропавловского храма. Желая противодействовать общепринятым нехристианским обычаям, он в последнюю литургию пред Новым годом, по окончании ее, пригласил своих прихожан встретить наступающий Новый год в храме молитвой. Ночью 31 декабря в 11 1/2 часов начался звон в большой колокол; в несколько минут храм, блестяще освещенный, наполнился народом. Ровно в 12 часов царские врата отворились и в них показался настоятель со святым крестом в праздничном облачении, поздравил прибывших с Новым годом и пригласил помолиться о ниспослании всех благ. Затем отслужен был молебен обычный в день Нового года с возглашением многолетий царствующему Дому, епархиальному преосвященному, прихожанам и всем православным христианам. По окончании богослужения все находившиеся в храме остались, как бы ожидая чего-то; тогда снова вышел отец настоятель, еще раз поздравил присутствовавших с Новым годом, а те, поздравив его, стали поздравлять друг друга и разошлись из храма все веселые и довольные, будто получили большие подарки. В числе молившихся было немало не только единоверцев, но и старообрядцев, и все отзывались об этом новшестве с большой похвалой. По сообщению «Русского слова», так же встречали Новый год и жители города Нежина»

http://pravmir.ru/molitva-v-novogodnyuyu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Возвращение елки, ограбление Ленина и фейерверк из винтовок. Необычные истории и фотографии о Рождестве и революции 6 мин., 10.01.2023 О том, как белогвардейцы отмечали Рождество, почему елки во время Первой мировой войны оказались под запретом и как в одну новогоднюю ночь дети потеряли Ленина, «Фоме» рассказал Василий Цветков, доктор исторических наук, автор ряда научных работ о революции и Гражданской войне в России. Первое после революции Рождество и Новый год в Москве и Петербурге прошли практически незаметно В годы Гражданской войны Рождество Христово и Новый год отмечались в России по-разному — в зависимости от того, под контролем красных или белых находилась та или иная территория страны. Собственно, первое Рождество и Новый год после революции — с 1917 на 1918 год — в Петрограде и Москве прошли практически незаметно: было не до этого — повсюду царила ужасная разруха. Только Церковь в ту постреволюционную зиму совершала торжественные рождественские богослужения. Общее же настроение горожан было далеко не праздничным. В качестве примера, можно привести несколько записей из дневника одного петербургского чиновника, банковского служащего, которые хорошо передают атмосферу в северной столице в те дни. Запись от 16 декабря (по старому стилю), незадолго до Рождества: «Вчера захвачены Петроградские частные банки, арестованы директора. В Москве тоже самое. Объявлена ревизия сейфов». Запись от 17 декабря: «Опубликован декрет о национализации банков. Золото в монете конфискуется и передается в государственный золотой фонд. Происходят кровавые самосуды. В день выдают одну восьмую фунта хлеба». Запись от 22 декабря, за три дня до Рождества: «Возобновились пьяные погромы. Разгромлен императорский яхт-клуб. На Морской улице стрельба». И вот, наконец, рождественский сочельник, 24 декабря: «Решил устроить у себя елку (этот чиновник жил один, без семьи. — Прим. В. Ц. ). Вместо ненужных картонажей (бумажные игрушки. — Прим. ред. ) купил кустарные игрушки. Елку купил у товарища на улице. Но на душе очень тяжело. Россия как единое целое навсегда умерла. Началась ревизия сейфов». 27 декабря: «Второй день продолжается снежная метель. Трамвай не ходит с 24 числа». 30 декабря: «Из-за отсутствия топлива практически нет электричества. Картофель стоит рубль фунт, свежая капуста 70 копеек. Цены неслыханные». 31 декабря, последний день 1917 года: «Прекращены платежи по купонам и дивидендам. Воспрещаются все сделки с ценными бумагами…»

http://foma.ru/vozvrashhenie-elki-ograbl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Президент Египта впервые присутствовал на Рождественской службе в Каире 09.01.2015 Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси стал первым главой египетского государства, который посетил праздничное Рождественское богослужение. Во вторник вечером он неожиданно прибыл в кафедральный собор Святого Марка Коптской церкви в центре Каира, где собрались тысячи египетских христиан - коптов, и лично поздравил всех верующих с праздником Рождества Христова. Уже много лет 7 января - одна из главных дат в коптском календаре - является официальным выходным днем в Египте. Однако никогда до этого президент не посещал Рождественские службы и даже не входил в кафедральный собор, поэтому для восьми миллионов коптов этот визит стал знаковым событием, сообщает ТАСС. Мусульмане и христиане бок о бок живут в Египте на протяжении многих веков. Однако религиозный вопрос не раз в последние десятилетия становился камнем преткновения и умелым орудием в руках экстремистов, стремившихся породить ненависть между соседями и разжечь межконфессиональную рознь. Бывший президент Египта Хосни Мубарак старался активно проводить политику религиозной терпимости, но на деле, как признавались христиане, они нередко сталкивались с открытым попранием своих прав и испытывали определенные ущемления со стороны мусульманского большинства. Случались и конфликты на религиозной почве, стычки не раз выливались в открытое противостояние, а новогодняя ночь 1 января 2011 года для многих стала черной датой. В тот день у церкви в Александрии прогремел взрыв, унесший жизни 24 человек, которые выходили из храма после праздничной мессы. До сих пор так и не удалось установить, кто несет ответственность за эту атаку. В период правления исламистов, пришедших к власти на волне " революции 25 января " , многие христиане покинули Египет, опасаясь гонений и дальнейшего ухудшения своего положения. Свержение " Братьев-мусульман " и победа на выборах Абдель Фаттаха ас-Сиси дала многим христианам - и не только - надежду на лучшее будущее. В этой связи неожиданное появление ас-Сиси в Кафедральном соборе во время Рождественской службы аналитики и наблюдатели расценили как шаг на пути к " религиозной революции " , " ясное свидетельство " единства египетской нации, где нет разделения по религиям, а также " четкое послание " тем, кто захочет столкнуть мусульман и христиан Египта. В трагические дни революции 2011 года христиане вставали на защиту молящихся мусульман, окружая их кольцом и охраняя от возможных провокаций. В тяжелые дни 2013 года, когда после смещения исламистов их сторонники начали поджигать и атаковать церкви по всему Египту, мусульмане встали на защиту христианских святынь. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 09.01.2015 17:24:33

http://drevo-info.ru/news/18282.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Лондоне вновь открывается Успенский собор 29.12.2014 В Успенском кафедральном соборе в Лондоне , где многие десятилетия служил митрополит Сурожский Антоний (Блум), в новогоднюю ночь состоится первое после ремонта богослужение, рассказала РИА Новости представитель Сурожской епархии , староста храма Наталия Ткачук. По ее словам, в эти последние дни уходящего года завершается первый этап ремонтных работ, что позволит возобновить богослужения в храме и открыть его для прихожан. Здание нынешнего Успенского собора было построено в 1849 году и являлось англиканским приходским храмом Всех святых. Храм повторяет базилику Сан-Дзено Маджоре в Вероне (XI век) и уникален витражами, а также росписями в технике " сграффито " , которые существуют лишь в нескольких храмах в мире. Эта техника основана на том, что разноцветная штукатурка, наносимая несколькими слоями, затем, согласно рисунку, счищается специальными инструментами до определенного уровня, изображение таким образом становится объемным и красочным. В 1956 году храм арендовала община Русской Православной Церкви. Благодаря поддержке многочисленных друзей прихода, здание в 1979 году удалось приобрести в собственность. Храм стал известен во многом благодаря митрополиту Антонию, служившему здесь до своей смерти в 2003 году. Всемирно известный проповедник и мыслитель на основе небольшого русского прихода создал многонациональную епархию, объединив не только русских эмигрантов, но и местных жителей. Богослужение здесь ведется на церковнославянском и английском языках. Почти год назад в храме начался долгожданный ремонт, необходимость в котором появилась еще при жизни владыки Антония. В январе этого года в соборе прошла последняя служба и молебен перед началом ремонта. Во время проведения работ прихожане молились в специально обустроенном для богослужений помещении. Возобновление служб в храме станет своего рода новогодним подарком верующим.

http://drevo-info.ru/news/18261.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сочельник 3 мин., 05.01.2020 Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный. Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво . Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения . Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день. Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой - свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.  Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией. Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества. Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать . Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

http://foma.ru/sochelnik.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дары волхвов будут принесены в Волгоград 31.01.2014 337 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3 февраля в Волгоград будут принесены Дары волхвов . Святыня прибудет в город, переживший серию терактов, накануне сорокового дня с момента трагедии, унесшей человеческие жизни, передает Патриархия.ru. Святыня Афона была доставлена в пределы Русской Православной Церкви к празднику Рождества Христова, с 6 по 30 января ей смогли поклониться верующие в Москве , Санкт-Петербурге, Минске и Киеве. В Волгоград святыня, связанная с земной жизнью Спасителя, будет принесена для духовной поддержки и благословения жителей региона. «Этого не было запланировано, – сказал председатель попечительского совета Благотворительного фонда свт. Василия Великого Константин Малофеев. – Но в связи с теми трагическими событиями, которые произошли прямо в новогоднюю ночь в городе, церковные и городские власти обратились с просьбой привезти великую святыню для поклонения и молитвы. Священноначалие Русской Православной Церкви и кинот афонского монастыря благословили перед отбытием Даров на Афон, побывать в Волгограде». В конце декабря 2013 года в Волгограде произошли сразу два теракта . 29 декабря взрыв прогремел на вокзале города, 30 декабря был подорван троллейбус. Теракты унесли жизни 34 человек, пострадали более 70 человек. В храмах Русской Православной Церкви были вознесены сугубые молитвы об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы, о здравии пострадавших в терактах и «об упокоении усопших рабов Божиих по злой человеческой воле невинно убиенных». «Верю, что эти злодеяния не запугают жителей Волгограда, не посеют паники в сердцах нашего народа, но дадут всем нам возможность еще раз задуматься о нашем Отечестве, о нашей жизни», — сказал Святейший Патриарх Кирилл перед совершением заупокойного богослужения. Ныне Дары волхвов приносятся на волгоградскую землю с молитвой о том, чтобы благословение Божие пребывало над жителями Волгограда и над всем нашим Отечеством.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/31/da...

Новогодняя молитва – она еще о даровании плодоносных времен. Снова и снова – о нашем государстве. И, конечно, напоминание о единственном истинном Отце и Царе нашем: «начинающии лето и песней начаток сотворяем царствующему Христу, Царством бесконечным»… И снова о том, чтобы наступающий год был посвящен Богу, от начала и до конца: «сподоби наченшим лето и скончати Тебе благоугодно, Христе». Часто к концу молитвы малыши засыпают, мы перекладываем их в кроватки, и… дальше все зависит от обстоятельств. Помолились и детей уложили – можно спокойно и самим ложиться. Высыпаться, достаточно отдыхать – мне кажется, очень важная задача родителей, которые хотят психически и физически здоровыми дожить до взрослости своих младших детей. А может быть, это время получится посвятить другой важной задаче – подарить полчаса-час такому хрупкому и драгоценному делу, как «отношения мужа и жены». Так что, уложив детей спать, можно встретить Новый Год вдвоем. Неважно, как – главное, вдвоем. Чтобы еще раз, снова и снова, напомнить себе: любовь и согласие мужа и жены – основание жизни дома, залог спокойной и ладной жизни семьи, фундамент домашней Церкви. Любовь и согласие мужа и жены – основание жизни дома, залог спокойной и ладной жизни семьи, фундамент домашней Церкви А может быть, не получится помолиться. Может быть, не получится встретить этот замечательный Новый Год – ни интересным общением с детьми, ни особенным ужином, ни свиданием после укладывания детей. Что поделать – может быть, в следующий раз все получится? Главное, наверное, не забыть… о главном. О том, что не дети для праздника – а праздник для детей. О том, что план для празднования – это просто возможный сценарий, а не сдача минимума «суперматери». Не забыть о Том, Кто в нашей жизни, в нашей семье Главный, у Кого мы просим благословения на этот наступающий год. И, может быть, просто в наступающую новогоднюю ночь поздравить детей с этим тихим Новым Годом. Сказать вместе с ними, и даже просто – при них: «Господи, благослови наступающий год!» Произнести чудесные слова из новогоднего богослужения: « Входы благослови и исходы, Боже». И может быть, еще слова из Псалтири, по-моему, очень родительские слова, которые наша Церковь вспоминает все в том же новогоднем богослужении: « дела рук наших исправи» (Пс. 89, 16)…

http://pravoslavie.ru/133911.html

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные. Богослужения Рождественского поста 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы , накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу. В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод Всенощное бдение совершается также накануне: 18 декабря – память прп. Саввы Освященного 19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний» Полиелей бывает накануне: 29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея 2 декабря – память свт. Филарета Московского 6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского/свт. Митрофана Воронежского 10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение) 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного 17 декабря – память вмц. Варвары 26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста 2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского 3 января – память свт. Петра Московского Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм. 31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен . В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души. 2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова . На следующий день начинается более строгий пост. 6 января, в  Рождественский Сочельник , обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010