Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (18.09.1883, г. Владимир-Волынский - 20.09.1937, Бидаикское отделение Карагандинского ИТЛ), прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из крестьянской семьи. Окончил 2-классное городское уч-ще во Владимире-Волынском. С 1905 по 1907 г. служил в армии псаломщиком. В 1908 г. вступил в число братии Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры, к 1917 г. был игуменом. С 1918 г. служил священником в Житомире, затем в мест. Кодня Трояновского р-на Киевской обл. (ныне Житомирского р-на и обл.). 11 нояб. 1935 г. арестован, 26 февр. 1936 г. приговорен Коллегией Киевского обл. суда к 5 годам «за связь с контрреволюционными организациями, находящимися за границей, и духовенством». Заключен в тюрьму в Киеве, переведен в Карагандинский ИТЛ. В лагере участвовал в тайных богослужениях вместе с Горьковским митр. сщмч. Евгением (Зерновым) . 11 сент. 1937 г. арестован в лагере по обвинению в «антисоветской, контрреволюционной религиозной агитации», проходил по делу митр. Евгения (Зернова). 20 сент. 1937 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе с Евгением (Зерновым), игум. прмч. Николаем (Ащепьевым), иером. Пахомием (Ионовым) и сщмч. Стефаном Крейдичем . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Управления СБ Украины в Житомирской обл. Д. 28759-П; Архив Центра Правовой Статистики и Информатики при Прокуратуре Карагандинской обл. Д. 2094. В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/186933.html

Шествие предварил молебен в Никольском соборе Покровской обители. Богослужение и крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 июля, ПРАВМИР.  16 июля из подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального монастыря, где пребывают мощи преподобных Кирилла и Марии — родителей святого Сергия, прошел многотысячный крестный ход на Благовещенское поле Сергиева Посада. Этим начались основные общецерковные торжества, посвященные празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, сообщает Патриархия.ru Шествие предварил молебен в Никольском соборе Покровской обители. Богослужение и крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вблизи палаточного городка, развернутого на Благовещенском поле, организовано место для совершения богослужений. Предстоятель Русской Церкви совершил молебное пение и прочитал молитву преподобному Сергию Радонежскому. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, дорогие владыки! Досточтимые отцы, братья и сестры! Высокие представители государственной власти! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать здесь по окончании семнадцатикилометрового крестного хода, которым мы открыли юбилейные торжества на святой земле Сергиева Посада. Для многих сегодняшний путь был чем-то особенным, чего они не переживали в жизни. Это было не просто шествие, не просто пешеходный маршрут, не просто поход — это был крестный ход, сопровождавшийся непрестанной молитвой. Хотел бы сердечно поблагодарить хоры, которые исполняли беспрерывно великие песнопения Церкви нашей, помогая ум настроить на молитву. И верим, что молитва во время этого крестного хода достигает и достигла Престола Божия, и преподобный Сергий, авва наш, слышал ее. Но если вспомнить давно прошедшие времена, то для людей было обычным делом идти пешком в Сергиев Посад из града Москвы. Мы прошли небольшую часть того пути, который проходили наши благочестивые предки, но могли почувствовать сердцем великую благодать. А что, собственно говоря, произошло? А ничего особенного. Люди XXI века, живущие в относительном или даже полном комфорте, приняли решение, несмотря на жару, идти пешком. Кто-то рационально мыслящий скажет: а зачем это надо? Ох как надо, потому что именно в подвиге, в который вовлекается не только душа, но и тело, проверяется наша духовная сила. В ответ на этот подвиг Господь слышит нашу молитву и дает просимое. Вот почему мы совершаем земные поклоны, вот почему мы держим пост, идем многокилометровыми крестными ходами, вот почему мы стоим на относительно продолжительных богослужениях. Потому что Бог принимает нашу маленькую физическую жертву, небольшую лепту, и в ответ на наш подвиг дает просимое.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vozgla...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова) на кладбище Александро-Невской лавры 2 ноября 2014 г. 19:58 2 ноября 2014 года, по окончании  Литургии  в Никольском храме на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Иоанновский ставропигиальный женский монастырь  на Карповке. В нижнем храме-усыпальнице монастыря, освященном в честь пророка Божия Илии и святой царицы Феодоры, Святейший Владыка совершил молитву и поклонился честным мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. В соборе во имя святых Двенадцати апостолов Предстоятель Русской Церкви обратился с кратким словом к настоятельнице игумении Людмиле (Волошиной) и сестрам обители. Затем Святейший Патриарх Кирилл направился в  Александро-Невскую лавру . В Троицком соборе обители Святейший Владыка поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского. От лица насельников, прихожан и многочисленных учащихся  Санкт-Петербургских духовных школ , собравшихся в храме, Предстоятеля Русской Церкви приветствовал  епископ Кронштадтский Назарий . Святейший Патриарх обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом , посвященным  митрополиту Никодиму (Ротову) , 85-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. На могиле митрополита Никодима (Ротова) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию. За богослужением молились управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , епископ Кронштадтский Назарий, учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/3825119.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варсонофий (Вихвелин), еп. Каргопольский. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Вихвелин Василий Васильевич; 14.10.1863, С.-Петербург - 6.08.1934, Вологда), еп. Никольский, вик. Вологодской епархии. Род. в семье чиновника. Окончил с.-петербургскую гимназию имп. Человеколюбивого об-ва. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского поступил послушником в санкт-петербургскую Троице-Сергиеву муж. пуст. , где прожил 11 лет. В 1897 г. стал вольнослушателем в СПбДА, в 1901 г. принял монашеский постриг, был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии со степенью канд. богословия был назначен помощником смотрителя Слуцкого ДУ, в 1903 г. переведен на должность инспектора в Архангельскую ДС. В 1907 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Артемиева Веркольского муж. мон-ря . Активно занимался миссионерством. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска В. был хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии, 14 февр. 1913 г. переименован во епископа Пинежского. 13 нояб. 1913 г. назначен епископом Каргопольским, викарием Олонецкой епархии, с 14 сент. 1921 г. епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В сер. сент. 1923 г. в ответ на просьбу верующих Патриарх св. Тихон поручил В. временное управление Архангельской епархией. В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . С этого времени в епархии не существовало органов центрального управления, адм. функции осуществлял «Совет объединенных коллективов верующих», к-рый не был зарегистрирован органами гос. власти. 2 нояб. 1923 г. обновленческий (см. Обновленчество ) «архиепископ Архангельский и Холмогорский» Владимир ( Путята ) попытался совершить «торжественное богослужение» в кафедральном соборе Архангельска. «Из-за крайнего возбуждения молящихся, вызванного его появлением», лжеархиерея вывели из алтаря черным ходом, совет собора рекомендовал Владимиру более не являться в храм.

http://pravenc.ru/text/154351.html

Похороны пройдут на Никольском кладбище Александро-Невской лавры 14 марта. ПРАВМИР. В Санкт-Петербурге скончался викарий Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл (Ветров). Епископ Маркелл отошел ко Господу после продолжительной онкологической болезни в ночь на 14 марта на 67-м году жизни. Чин отпевания пройдет 16 марта после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Его совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Похороны пройдут на Никольском кладбище монастыря, сообщает пресс-служба Петербургской епархии. «Почивший во всем являл себя как служитель Божий — «в великом терпении, в благоразумии, в великодушии, в благости, в нелицемерной любви» (2 Кор. 6:6), — отметил митрополит Варсонофий. — Знавшие его встречали в нем не только человека, занимающего высокое церковное положение, но любящего и заботливого отца, который был участлив к нуждам ближнего. В нем неизменно присутствовала жизнерадостность и бодрость духа. Она не покидала его даже во время тяжелой болезни, которую он переносил с истинно христианским терпением, продолжая участвовать в богослужениях и жизни епархии». Будущий епископ Маркелл родился 8 июня 1952 года в Минеральных Водах. Он окончил духовные школы в Ленинграде, будучи иподиаконом митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). В 1973 году был пострижен в монашество, тогда же возведен в сан иеродиакона, а в 1976 году — в сан иеромонаха. Обучался на богословском факультете Экуменического института в Боссэ (Швейцария). Епископская хиротония архимандрита Маркелла была совершена в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 2006 года за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе патриархом Алексием II. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/v-peterburge-otoshel-k...

Святейший Патриарх Алексий посетил Свято-Никольский монастырь в городе Переславль-Залесский 1 августа 2005 г. 13:37 Продолжается трехдневная Первосвятительская поездка Святейшего Патриарха Алексия во Владимирскую и Ярославскую области. Вчера вечером, по окончании торжеств, посвященных 10-летию возрождения Свято-Троицкого Варницкого монастыря в Ростове Великом, Предстоятель Русской Церкви прибыл в Переславль-Залесский. 31 июля в соборе Свято-Никольского женского монастыря Святейший Патриарх совершил Всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. Утром 1 августа, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Никольском соборе переславль-залесской обители Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. За богослужением молился пребывающий на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии митрополит Симон. Также на богослужении присутствовали мэр города Переславль-Залесский Евгений Алексеевич Мельник и его заместитель Андрей Валерьевич Охапкин. По окончании богослужения владыка Кирилл обратился со словами благодарности к Его Святейшеству за постоянную заботу о всероссийской пастве и за то огромное внимание, которое Святейший Патриарх уделяет Ярославской епархии. Владыка подарил Святейшему Патриарху икону двунадесятых праздников. Предстоятель также преподнес в дар владыке Кириллу святой образ и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После этого Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в и издательской деятельностью монастыря. Его Святейшество беседовал с архиепископом Кириллом, настоятельницей игуменией Евстолией (Афониной), насельницами и благотворителями Никольской обители. Монастырь во имя Святителя Николая Чудотворца основан преподобным Димитрием Прилуцким предположительно в 1348 году. Преподобный Димитрий был другом и учеником преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/30535.html

Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 11 апреля 2024 г. 16:00 Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024   8 января 2024 года на 86-м году ­жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).   PDF-bepcuя.  Схиархимандрит Варсонофий (в миру Виктор Николаевич Радута) родился 1 сентября 1938 года в селе Николаевка Кировоградского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье у верующих родителей — Николая Ва­сильевича и Татьяны Семеновны. После окончания в 1954 году средней школы три года работал столяром в колхозе в селе Николаевка. В 1957 году Виктор был призван в ряды Советской армии, но в связи с открывшимся заболеванием был комиссован с инвалидностью III rpynnы. Физический недуг укрепил юношу в желании посвятить всю жизнь, сколько бы она ни продлилась, служению Богу. Посещая богослужения во Введенском кафедральном соборе города Кировограда, Виктор познакомился с игуменом Мисаилом (будущим схиархимандритом Серафимом [Томиным; † 2013]), который был келейником Кировоградского митрополита Нестора (Анисимова; † 1962).   Виктор переехал в Оренбург и был пострижен игуменом Мисаилом в рясофор 13 февраля 1967 года. Инок стал петь в хоре Никольского кафедрального собора и трудился сторожем и дворником в Оренбургском епархиальном управлении. С 1970 по 1977 год он исполнял обязанности заведующего епархиальным церковным складом.   Восемнадцатого июля 1977 года игумен Мисаил совершил постриг инока Виктора в мантийного монаха с наречением имени в честь мученика Викторина. Двадцать первого июля 1977 года митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь; † 1999) в Никольском кафедральном соборе Оренбурга рукоположил монаха Викторина в сан иеродиакона, а 24 июля состоялась пресвитерская хиротония. С августа 1977 года по март 1988 года иеромонах Викторин состоял в клире Никольского кафедрального собора. Пятнадцатого марта 1988 года иеромонах Викторин был назначен настоятелем Всехсвятской церкви города Бузулука, в которой он прослужил семь лет. Ко дню Святой Пасхи 1987 года был награжден наперсным крестом, а 28 марта 1993 года возведен в сан игумена. Двадцать пятого октября 1994 года стал настоятелем Покровского храма в селе Студенцы Саракташского района, в котором и остался служить до конца своих дней.  

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiarhima...

В праздник Феодоровской иконы Божией Матери глава Митрополичьего округа в Казахстане совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты 28 марта 2012 г. 10:19 27 марта 2012 года, в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний , управляющий делами Синода Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий , епископы Карагандинский и Шахтинский Севастиан , Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , благочинный храмов г. Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, руководители отделов митрополии, председатели епархиальных комиссий, настоятели и духовенство храмов Алма-Атинской епархии . За богослужением молились настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, председатель Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана, верховный атаман Союза казачьих общественных объединений Казахстана Ю.Ф. Захаров, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления. Песнопения Литургии исполнил хор Казахстанской митрополии под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова. На малом входе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Александр удостоил ряд клириков епархии богослужебных наград: В завершение Литургии митрополит Александр и сослужащее духовенство совершил чин славления перед Алма-Атинской Феодоровской иконой Божией Матери. В архипастырском слове по окончании богослужения митрополит Александр рассказал об истории и чудесах Феодоровского образа. Затем в Свято-Никольском соборе г. Алма-Аты архипастыри Митрополичьего округа совершили молитву перед мощами священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, после чего в трапезной собора состоялся праздничный прием.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан совершил Литургию в Успенском соборе г. Атырау и встретился с руководством Атырауской области 11 декабря 2012 г. 14:45 8-9 декабря 2012 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил г. Атырау — центр Атырауской области, входящей в состав Уральской епархии . В аэропорту Атырау главу Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан встречали архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний , благочинный храмов Уральского церковного округа игумен Дионисий (Козулев) и настоятель собора Успения Божией Матери г. Атырау иерей Михаил Степанов. Для молитвенного поклонения православным верующим города владыка Александр доставил ковчег с мощами святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, хранящийся в Свято-Никольском соборе Алма-Аты. Святыня была перевезена в Успенский собор, где митрополит Александр и архиепископ Антоний в сослужении городского духовенства совершили молебен. Несмотря на поздний час, участниками богослужения стали многочисленные прихожане и паломники. 9 декабря, в неделю 27-ю по Пятидесятнице, митрополит Александр возглавил Божественную литургию в Успенском соборе. Ему сослужили архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» г. Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, благочинный храмов Уральского церковного округа игумен Дионисий (Козулев), настоятель собора иерей Михаил Степанов, протодиакон Свято-Никольского собора Георгий Засыпкин, руководитель службы протокола митрополита Александра протодиакон Роман Головин, диакон Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты Димитрий Савченко; клирики Уральской епархии. В праздничном богослужении приняли участие православные верующие г. Атырау и Атырауской области. Литургия завершилась славлением перед ковчегом с мощами святителя Николая. По окончании богослужения митрополит Александр поздравил с воскресным днем архипастырей, духовенство и мирян, и обратился к собравшимся со словом проповеди. В дар собору глава Митрополичьего округа преподнес Астанайскую-Почаевскую икону Божией Матери.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Патриаршее слово в канун Крестопоклонной недели после утрени в Никольском Морском соборе Петербурга 7 марта 2010 г. 00:12 6 марта 2010 года, накануне недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином выноса Честнаго и Животворящего Креста Господня в Никольском Морском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Дорогие отцы, братья и сестры! С большим духовным трепетом я взошел под своды Свято-Никольского собора, который долгие десятилетия был кафедральным собором сего града на Неве. Мне вспомнились мои отроческие и юношеские годы, когда очень часто вместе с мамой, а потом и один, я приходил сюда, молился перед чудотворным образом святителя Николая, слушал замечательный, в то время самый лучший хор в городе, назидался умными, захватывавшими душу проповедями настоятеля — отца Александра Медведского. Все эти картины во мгновение прошли пред моим взором сегодня, во время совершения первой Патриаршей службы в Никольском соборе. Это служение совпало с Крестопоклонным воскресеньем. Мы износим Крест Христов в середине Великого поста для того, чтобы напомнить самим себе о страданиях Господа. Обычно к середине поста многие люди начинают утомляться от воздержания, от постной пищи, от посещения богослужений; наступает некая духовная слабость. Для того чтобы преодолеть эту слабость, не дрогнуть, продолжить великопостное поприще, мы и взираем на Крест Господень, чтобы видеть Его страдания, чтобы еще и еще раз представить, что означала Голгофская Жертва. Помимо глубочайшего спасительного смысла Голгофская Жертва явила нам образ страдания — страдания незаслуженного, страдания несправедливого. Каждый человек в жизни своей сталкивается с незаслуженными обидами, с оскорблениями, интригами, коварством. И как больно мы уязвляемся, когда нас незаслуженно обижают! Даже когда по заслугам обижают, и то уязвляемся. А если незаслуженно — какая глубина переживаний у каждого из нас! И ведь нередко, если эти переживания связаны еще и с жизненными потрясениями — лишением работы, срывом карьеры и многими другими болезненными для человека обстоятельствами, то как часто мы, теряя терпение, даже ропот на Бога возводим: «Господи, ну где же Ты? Почему же Ты не видишь, как меня обижают? Почему Ты не видишь, как я страдаю? Ну где же справедливость?» Как часто приходится слышать такие слова, особенно нам, священникам, на исповеди, когда люди приходят не столько чтобы покаяться, а чтобы излить свою боль, и часто даже пред крестом и Евангелием ропщут на свою жизнь, на свою судьбу, а значит на Бога.

http://patriarchia.ru/db/text/1108280.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010