Предстоятель Русской Церкви возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря 22 августа 2009 г. 20:07 В субботу, 22 августа 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение утрени в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории ОАО «Севмаш» в городе Северодвинске (Архангельская область). Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской епархии . На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Н.М. Максимов, командир Беломорской военно-морской базы контр-адмирал А.В. Рябухин, мэр Северодвинска М.А. Гмырин, генеральный директор ОАО «Севмаш» Н.Я. Калистратов, генеральный директор предприятия «Звездочка» В.С. Никитин. Поскольку храм не смог вместить всех молящихся, на площади перед Никольским собором были установлены специальные экраны, на которые транслировалось богослужение. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл вышел на крыльцо собора, где его приветствовал от лица жителей города и духовенства епархии епископ Тихон. Затем Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом. «Сегодня во время богослужения, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви, —  мы читали Евангелие. Это последняя глава Евангелия от Иоанна.

http://patriarchia.ru/db/text/725274.htm...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Император Пётр I, как известно, родился в день памяти святого Исаакия Далматского, поэтому в нашем городе с момента его основания всегда был храм, посвящённый этому святому. 30 мая 1858 года был освящён Исаакиевский собор, четвёртый по счёту. Мы любуемся им по сей день. В первой Исаакиевской церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной. Второй Исаакиевский храм он заложил сам лично. Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди, но строительство шло очень медленно. Его завершил лишь при Императоре Александре I архитектор Винченцо Бренна. В соборе проводились памятные богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года. Этот Исаакиевский собор стал главным столичным храмом, но через пятнадцать лет здание пришло в аварийное состояние и богослужения пришлось прекратить. Престол, иконостас, образа и утварь перенесли для хранения в Никольский собор. Преосвященный Владимир, викарий Санкт-Петербургский, предложил священнослужителям Исаакиевского собора служить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом, но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви. Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви Никольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счёт казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора. Вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм святителя Спиридона Тримифунтского с приделом во имя преподобного Исаакия Далматского, и причт Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения для своих прихожан. Между тем строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора по проекту архитектора Огюста Монферрана шло далеко не быстро: собор возводили в общей сложности (начиная с первого проекта 1818 года) сорок лет.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И. П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь . Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни. Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены. Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края. Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая… Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов - и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».

http://sobory.ru/article/?object=00376

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495, г. Серпухов - 11.04.1576, Казань), свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых), еп. Тверской, Казанский чудотворец. Из семьи священника, помогал отцу за богослужением, готовился к принятию священного сана, учил прихожан грамоте. В мае 1512 г., во время набега крымских ордынцев под командованием царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, попал в плен, был увезен в Крым, продан в рабство, через 3 года выкуплен отцом. Живя в Крыму, овладел татар. языком. Согласно обету, созревшему еще в плену, поехал в московский Андроников мон-рь и принял там постриг с именем Варсонофий. В обители В. познакомился с свт. Акакием , еп. Тверским, предсказавшим, что тот будет его преемником на кафедре. В 1544 г. митр. св. Макарий назначил В. игуменом Никольского Песношского мон-ря . В 1553 г. на пути в Кириллов Белозерский в честь Успения Богородицы монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн IV Васильевич , обративший внимание на В.- опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В 1555 г. В., возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиеп. Гурием (Руготиным) и архим. Германом (Садыревым-Полевым) был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 июля того же года (по др. данным, 27 июля) вместе с иноками Песношского мон-ря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова мон-ря Симеоном В. прибыл в Казань, ок. 1557 г. иноки основали казанский в честь Преображения Господня монастырь , вскоре В. освятил первый монастырский храм - каменную теплую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Ратного) с трапезной, немного позднее - собор в честь Преображения Господня. В 1565 г. братия мон-ря, в к-ром с самого начала была учреждена архимандрития , насчитывала ок. 100 чел., обитель имела обширные вотчины, 3 села и 7 деревень, получала ругу (чтобы «старцы не нужны были руками работати и землю орати... а да орют сердца, сеют словеса Божия»). В. занимался миссионерством среди татар, чему способствовало знание им татар. языка. Святой тайно от всех носил вериги, благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали христианство. До 1918 г. в Преображенском мон-ре хранился написанный В. устав мон-ря (не сохр.). 4 дек. 1563 г. В. совершил чин отпевания свт. Гурия, архиеп. Казанского.

http://pravenc.ru/text/154327.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Николай Голышев Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в деревне Губино Ашитковской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. В 1893 году Николай окончил земскую школу в селе Ашитково и с 1903 по 1914 год работал счетоводом на фабрике Бардыгина в Егорьевске, а затем, до 1917 года, помощником бухгалтера в Егорьевской городской управе и до 1920 года – заведующим счетно-кассовым отделом в городской администрации Егорьевска. Это была последняя его светская должность, а затем все течение его жизни кардинально изменилось. В тот самый момент, когда всякий член Православной Церкви мог стать исповедником и мучеником и когда многие священно- и церковнослужители находились в узах, а иные достигли уже мученического венца, он с решительностью заявил, что и он желает послужить Богу и Церкви, и 22 марта 1920 года был рукоположен во диакона к Успенскому собору города Егорьевска. Безбожная революция принесла с собою не только гонения, но внесла раскол и смуту в церковную среду. После заключения Патриарха Тихона под стражу в мае 1922 года благочинный Егорьевска священник Николай Светлов предложил всему духовенству поминать за богослужением вместо Патриарха Тихона новообразованное ВЦУ; диакон Николай, подчинившись благочинному, оказался в числе присоединившихся к обновленцам. В мае 1923 года он участвовал в обновленческом Соборе, который осудил Патриарха Тихона. После освобождения Патриарха Тихона из-под стражи диакон Николай с горечью осознал свое заблуждение и вину перед Церковью и просил прощения у Патриарха и был принят им в молитвенное общение, получив благословение вновь служить в Успенском соборе Егорьевска. 15 августа 1929 года диакон Николай был рукоположен во священника к Никольской церкви в селе Крутины Егорьевского района . Всего около полутора лет прослужил он здесь. После его прибытия в село сотрудники ОГПУ стали собирать о нем сведения и расспрашивать жителей, которые могли бы дать о священнике нужные им показания.

http://fond.ru/kalendar/191/nikolay/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн Смирнов Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И.П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь. Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://fond.ru/kalendar/738/ioann/

1. На основании постановления Синода и Высшего церковного совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов в Великоустюжской епархии предполагалось образовать Усть-Сысольское и Никольское вик-ства. В Вологодской епархии, где к тому времени существовало Вельское викариатство , учреждение новых викарных кафедр не планировалось ( Бовкало. 1996. С. 340). Однако 14 сент. 1921 г. было образовано Н. в. Вологодской епархии, к-рое тогда же возглавил еп. Варсонофий (Вихвелин) . В нач. 1922 г. был арестован Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) . В сер. сент. 1923 г. в ответ на ходатайство верующих Архангельской епархии патриарх Московский и всея России свт. Тихон назначил Никольского еп. Варсонофия временно управляющим Архангельской епархией. В окт. 1923 г. обновленческий (см. ст. Обновленчество ) синод определил Архангельским и Холмогорским «епископом» Владимира (Путяту) . В том же месяце он прибыл в Архангельск и вскоре объявил о своем вступлении в управление епархией. Еп. Варсонофий принял экстренные меры к противодействию раскольникам. В докладе патриарху свт. Тихону от 30 окт. 1923 г. архиерей ходатайствовал о безотлагательном назначении викарного епископа для Шенкурского у. Архангельской губ. (где в то время насчитывалось более 60 приходов) и для Мезени. Кроме того, ввиду спешности дела еп. Варсонофий телеграфом отправил патриарху просьбу прислать одного или 2 кандидатов на викарную кафедру. 2 нояб. того же года Путята попытался совершить богослужение в кафедральном Преображенском (Соломбальском) соборе Архангельска. Этому воспрепятствовали верующие, к-рые вывели его из алтаря через черный ход. В обращении к патриарху от 5 нояб. еп. Варсонофий отмечал, что, поскольку «обновленцы, по-видимому, мало находят для себя здесь пригодной почвы для своей деятельности», он «счел за лучшее не слишком спешить со столь важным вопросом, как учреждение новых епископских кафедр». Никольский архиерей предлагал отложить этот вопрос до предполагаемого епархиального съезда. О себе еп. Варсонофий тогда же сообщал, что духовенство и миряне Архангельской епархии приняли его хорошо, но не всем клирикам приятен его приезд, «вводящий их в известные рамки порядка и дисциплины», поскольку раньше они «жили вольно», а Архангельский еп. сщмч. Антоний (Быстров) «не имел даже благочиннического совета». За время отсутствия управляющего Архангельской епархией архиерея, по сообщению еп. Варсонофия, «многие причты самовольно перешли на другие приходы» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Л. 180). Вскоре еп. Варсонофий вместе с большей частью городского духовенства Архангельска был арестован по доносу обновленцев, заявивших властям о существовании в Архангельске организации «монархической окраски» - «Объединенного совета верующих».

http://pravenc.ru/text/2566212.html

22 января 1928 год – Епископ Воронежский Алексий (Буй) написал послание об отмежевании от митрополита Сергия и подчинении только местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру. Через несколько дней одно за другим последовали постановления митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода о запрете в священнослужении по обвинению в раскольнической деятельности епископов Димитрия (Любимова), Сергия (Дружинина), а затем и Алексия (Буя). В январе 1928 г . епископ Виктор (Островидов) продолжал, несмотря на запрещение в священнослужении, управлять Вятской епархией. В это время он составил и распространил несколько посланий к пастырям, где осуждал деятельность митрополита Сергия. 4 апреля 1928 г . епископ Виктор (Островидов) был арестован в г. Глазове и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 18 мая он был осужден на три года лагеря и сослан на Соловки, где участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых). В январе 1928 г . епископ Димитрий (Любимов) объявил митрополита Сергия безблагодатным и потребовал немедленного разрыва молитвенного общения с ним. В ответ заместитель местоблюстителя патриаршего престола и Синод приняли постановление о запрещении в священнослужении ленинградских епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина). Постановление было зачитано в Никольском Богоявленском соборе епископом Николаем (Ярушевичем). С этого времени Московская Патриархия стала считать неподчинившихся священнослужителей раскольниками. Решение ленинградских викариев отойти от митрополита Сергия было принято самостоятельно, тем не менее, до его официального провозглашения митрополит Иосиф благословил готовившийся отход. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Дорогой владыко! Узнав от м. Агафангела о принятом Вами решении, нахожу (после ознакомления со всеми материалами), что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, помочь вам более существенно лишен возможности…» Сам же митрополит Иосиф оставался в молитвенно-каноническом общении с заместителем местоблюстителя патриаршего престола до февраля 1928 г . 7 января митрополит Иосиф в письме в Ленинград вновь одобрил действия своих викариев: «…Для осуждения и обезвреживания последних действий митрополита Сергия (Страгородского), противных духу и благу Св. Христовой Церкви, у нас, по нынешним обстоятельствам, не имеется других средств, кроме как решительный отход от него и игнорирование его распоряжений…»

http://pravoslavie.ru/5334.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010