IX. Лица, приготовлявшие антиминсы к освящению, хранящие их по освящении и доставляющие их во храм Приготовление к освящению писанных антиминсов, т е. вырезание для них известной меры холста, сделание надписи на них, начертание рисунка – креста и тому подобного, пришитие мешечка для св. мощей, – углов, затем хранение освященных антиминсов, из древности принадлежало к обязанности особых лиц. В Константинопольской церкви, в период развития в ней разных должностей и учреждений по церковному управлению, к таким лицам принадлежали так называвшиеся «начальник церквей ( ρχων τν κκλησων) и начальник антиминсов» ( ρχων τν αντιμινσων). Начальнику церквей в древнейших списках, т. е. до XII века, приписывается обязанность записывать водружения крестов, при основании новых церквей, и раздачу антиминсов, также хранить для церквей св. миро (Echol. Goari, р. 271, 272). Из этого видно, что у начальника церквей был список всех церквей, с означением, когда каждая из них основана и освящена, или когда позволено совершать в ней богослужение выдачею антиминса (Прав. Собес. 1868г., сентябрь. О чинах патриаршей Константинопольской церкви в средние века – стр. 69). Начальник антиминсов, как самое название этого чина показывает, имел обязанность приготовлять и выдавать в церкви антиминсы, как и сказано о нем в одном списке чинов 234 . В Русской церкви хотя не было таких чинов, но и в ней, подобно тому, как в Константинопольской, обязанность приготовлять антиминсы к освящению и хранить освященные антиминсы – принадлежала служащим при соборной церкви. Иоанн Грозный граматою подтвердил Новгородским Софийским соборянам брать по старине пошлины за антиминсы, которые от них получали не только Новгородцы, но и Псковитяне (Акт. Арх. Экспед. Т. 1, 229). Освященные антиминсы хранились у них. Весьма вероятно, что они же приготовляли их к освящению, а потому и плату получали не только за хранение, но и приготовление их Хранение антиминсов в Софийском Новгородском соборе было и в конце ХШ века 235 . Подобно тому получали антиминсы в Ростове у соборян Пречистенских 236 , в Вятской епархии от соборян Троицкой церкви 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Мои архиереи Игумен Кирилл (Сахаров)   00:13 22.02.2024 323 Время на чтение 46 минут В начале архиереи были мне знакомы только по фотографиям в журнале «Православный вестник» на украинском языке – единственном православном периодическом издании, которое можно было приобрести в храмах моей малой Родины – Донбассе. В крестилке Никольской церкви города Коммунарска (ныне Алчевска) Луганской области висели фотографии митрополита Киевского Филарета и архиепископа Одесского и Херсонского Сергия (Петрова), Управляющего Ворошиловградско-Донецкой епархией. Помню, как одна из женщин, пришедших на крестины, сказала: «Какие попы красивые». Имена этих архиереев я постоянно слышал за богослужениями в годы моей юности. Вживую первых архиереев я увидел в Москве в 1973 году – это были Патриарх Пимен и архиепископ (впоследствии митрополит) Питирим. Патриарх Пимен ( Извеков; +1990 г.) привлекал своей духовной мощью, неповторимым стилем служения. Служил он очень мелодично, взволнованно, благоговейно. Проповеди произносил непродолжительно, говорил, преимущественно, на богослужебные тексты какого-либо праздника. У меня в памяти запечатлелись многие его службы в Елоховском соборе, Даниловом монастыре, на престолах в московских храмах, особенно в Сокольниках на праздниках Иверской иконы Богородицы. О. Иоанн Сарычев (впоследствии архимандрит Даниил) (+) вспоминал: «После смерти митрополита Никодима синодалы объединились вокруг Патриарха Пимена, отношение к которому было теплое, уважительное. А когда был жив митрополит Никодим, то Патриарх Пимен лавировал, дипломатично вел себя с ним. Патриарх Пимен занимал принципиальную православную линию, экуменизм поддерживает постольку, поскольку так нужно».

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

Архив Пн В столице Англии состоялись торжества, посвященные 50-летию освящения Успенского кафедрального собора Сурожской епархии 16 октября 2006 г. 12:27 14 октября 2006 года лондонский кафедральный собор Русской Православной Церкви отметил свое 50-летие. В 1956 году он был освящен и стал выдающимся центром православной жизни в Великобритании, любимым домом молитвы русского прихода в английской столице, история которого насчитывает без малого 300 лет. На юбилейные торжества собралось множество верующих. В день Покрова Божией Матери Божественную литургию в соборе Успения Божией Матери и Всех святых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей . Ему сослужили временно управляющий Сурожской епархией архиепископ Корсунский Иннокентий , архиепископ Керченский Анатолий , архиепископ Берлинский и Германский Феофан , епископ Венский и Австрийский Иларион , клирики Сурожской епархии и гости, прибывшие на праздник из других епархий. Священнослужители Сурожской епархии, потрудившиеся на ниве церковной, были отмечены Патриаршими наградами. Архиепископ Керченский Анатолий был награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени). Один из старейших клириков епархии протоиерей Бенедикт Рамсден был удостоен права ношения митры, протоиереи Даниил Джозеф, Максим Никольский и Михаил Гоголев — права ношения креста с украшениями. Священник Михаил Дудко был возведен в сан протоиерея, права ношения золотого наперсного креста удостоены священники Стефан Платт, Филипп Стир, Рафаил Армур, Иоанн Палмер, Григорий Батлер и Андрей Лаут. В сан протодиакона возведен диакон Джозеф Скиннер. Диаконы Вадим Санцевич, Петр Виллис, Николай Смолл и Павел Вуд награждены Патриаршими грамотами. За богослужением молитвенно пели хор Успенского собора и хор московского Данилова монастыря. В слове по окончании богослужения митрополит Смоленский Кирилл передал молящимся поздравления Предстоятеля Русской Православной Церкви с юбилеем Патриаршего Успенского кафедрального собора и подчеркнул, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы, почитаемый преимущественно Русской Церковью, стал для нашего много страдавшего народа символом надежды, возлагаемой на Господа и Его Пречистую Матерь.

http://patriarchia.ru/db/text/152007.htm...

Благовещенск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (новый). Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Строительство кафедрального собора началось в 1997 году с освящения места и установки креста. Это событие свершилось в праздник Сретения Господня — 15 февраля 1997 года. При проведении на стройплощадке археологических работ были найдены захоронения первого священника города Благовещенска — протоиерея Александра Сизого, а также доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных, которые были первыми поселенцами. Их останки были торжественно перезахоронены в октябре 2002 года у алтаря новопостроенного храма. В течение двух лет (1997—1998 годы) интенсивно велись работы не только на стройплощадке, но и в других местах. Например, на Благовещенском судостроительном заводе выполнялся важный ответственный заказ — из металла изготавливались шатровые навершия центрального купола и звонницы, а также сами купола. В 1998 году в связи с общими для всей страны экономическими трудностями, которые отразились и на финансировании строительства храма, встал вопрос о консервации стройки. Однако всенародная поддержка, оказанная святому делу, позволила продолжить работу. В праздник Рождества Христова юбилейного для всех христиан 2000 года в еще недостроенном соборе была совершена первая Божественная литургия. Летом того же года храм украсился всеми своими куполами, и собор приобрел свой законченный вид, сразу став одной из главных достопримечательностей города Благовещенска и всего Приамурья в целом. Внутренняя отделка храма была завершена перед 2003 годом. 5 января того же года архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом был освящен иконостас, и с этого дня в храме стали совершаться богослужения по праздничным и воскресным дням. А 8 июня 2003 года было совершено освящение собора. Источник: информационно-аналитический портал «Православие на Дальнем Востоке» Кафедральный собор «Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Рёлочном», построенный в 1997-2003 гг., является главным храмом Благовещенской епархии. Его настоятелем является сам правящий архиерей архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. Храм воздвигнут на историческом, священном для амурчан месте, где до 1980 года стояло первое строение г. Благовещенска - Свято-Никольская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=09344

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

Вязьма. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - соборный холм, украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (XI-XIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей. По распоряжению Бориса Федоровича Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами. По повелению царя Михаила Федоровича в 1635 году собор отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира, в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий. Во время пребывания царского семейства в 1654 году в Вязьме царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон неоднократно посещали собор. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. В 1922 году на колокольне висели 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары российских государей, древние книги и иконы экспроприированы новой властью и в основном исчезли бесследно. Богослужение в соборе возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил собор 3 мая 1993 года. Ежегодно собор посещает митрополит Кирилл. В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая Можайского, отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами. Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы была устроен на втором этаже Государевых и Патриарших палат в XVII веке и именовался «церквью Успения, что у Государя на сенях». В XIX веке прилегающий корпус был расширен, проёмы растёсаны, фасады отштукатурены. Каменное крыльцо древних палат и завершение храма утрачены, форма покрытия храма была изменена. Усердием Марии Григорьевны Александровой при храме был устроен придел преподобной Марии Египетской. После закрытия монастыря в 1920-х годах в церкви размещались жилые помещения и школа. 19 декабря 1990 года в приделе преподобной Марии Египетской была совершена первая Божественная литургия. 1 Мая 1991 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен храм Успения Божией Матери. 13 апреля 1997 года освящен придел этого храма в честь преподобной Марии Египетской. В настоящее время Успенская церковь с комплексом Государевых палат XVII века является самым древним храмом Николо-Угрешского монастыря, архитектурный ансамбль которого в целом сформировался во второй половине XIX века. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание – Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Царские покои располагались на втором этаже. На месте входа с южной стороны было парадное каменное крыльцо –отсюда Государь торжественно выходил для участия в богослужении в древнем Никольском соборе. В XVIII веке столицей стал Петербург, царские выезды на богомолье в Николо Угрешский монастырь прекратились, и было принято решение о перемещении пришедшего в крайнюю ветхость Успенского храма (местоположение которого теперь не возможно определить) в здание, где располагались Государевы палаты. В 1779 году архитектор Иван Яковлев составил проект переустройства: на втором эта же справа от входа был устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, слева – покои игумена, ризница и библиотека; в нижнем этаже – братская трапезная палата, поварня и различные хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=08089

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выйди из плена безумья греховного, русский крещеный народ!» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 03.01.2012 1014 Время на чтение 5 минут 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, состоялся традиционный, уже двенадцатый по счету, крестный ход православных трезвенников Санкт-Петербурга на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В праздничном шествии приняло участие более двухсот человек. Как обычно, в десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин, а некоторые, поскольку праздник выпал на воскресный день, приехали уже непосредственно к крестному ходу со своих приходов. По окончании литургии начался крестный ход, в котором приняло участие значительное количество мирян-трезвенников. Участники крестного хода посетили могилку священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который еще в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Затем крестный ход двинулся к могилке приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в начале 1993 года, благословил основателя одной из известнейших трезвеннических организаций Санкт-Петербурга, Православного клуба «Бодрствование», Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на работу по руководству клубом. На могиле владыки Иоанна также прошла панихида. По ее окончании православные трезвенники направились к могиле признанного лидера Всероссийского православного трезвеннического движения, первого председателя клуба «Бодрствование» и Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А.Михайлова, похороненного неподалеку. Здесь также была отслужена заупокойная лития.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь призывает нас через несовершенство жизни к Божественной любви» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 06.01.2015 507 Время на чтение 10 минут 1 января 2015 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся традиционный, 15-й по счету крестный ход православных трезвенников . Активное участие в молитвенном шествии, как всегда, приняли члены Православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Всего в крестном ходе в этом году участвовало несколько сотен человек, возглавили шествие три священника. Количество крестоходцев с каждым годом неизменно увеличивается. Это говорит о том, что трезвенническое движение в Петербурге ширится, и все большее число православных осознают необходимость борьбы с винопитием и другими пороками, губящими и тело, и душу. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала отца Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее известный деятель трезвеннического движения в Петербурге священник Евфимий Добрянский . Обращаясь после литии с проповедью, отец Евфимий подчеркнул, что мы помним всех наших апостолов трезвости, которые потрудились в деле отрезвления народа, во благо России, в том числе и священника Александра Рождественского. «И мы тоже можем сказать, что в какой-то мере являемся его последователями, потому что в большинстве случаев здесь находятся трезвенники, которые дали зарок, обет трезвости, и наш долг – каждый год совершать паломничество на могилу апостола трезвости. Это наш ответ на намерение диавола, врага рода человеческого, который старается погубить человека. Хотя бы в трезвении мы тверды, и поэтому мы сегодня здесь. Трезвость сама по себе, как говорится, не может нам дать счастья. Но когда трезвость подтверждена верой в Господа нашего Иисуса Христа, то она становится не подвигом, а помощью нам во спасении. И отец Александр очень много потрудился в этом направлении», – отметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/06/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Живая традиция трезвости» В Санкт-Петербурге в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся юбилейный двадцатый крестный ход православных трезвенников 04.01.2020 1336 Время на чтение 7 минут 1 января 2020 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся юбилейный, двадцатый крестный ход православных трезвенников . Возглавляли крестный ход руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга протоиерей Максим Плетнев; настоятель храма святителя Иоанна Милостивого на ул. Доблести в Санкт-Петербурге протоиерей Валерий Швецов; сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов. Всего в крестном ходе приняли участие восемь священников. Несмотря на пасмурную, дождливую и ветреную погоду, на молитвенное шествие пришло несколько сотен человек. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем, после 11 часов 30 минут дня, участники крестного хода, возгласив «Христос Воскресе!», двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее протоиерей Георгий Пименов. По окончании литии он произнес проповедь:

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/zh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010