Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы четырехстолпный и крестовокупольный, с пятью главами, был сложен из кирпича. Архитектура этого здания очень близка храму " годуновского типа " в селе Большие Вяземы под Москвой, возведенному также в кон. 16 в. Собор имел позакомарное покрытие. С юга и с севера к нему симметрично примыкали два придела, увенчанные тремя ярусами кокошников и главами. Фасады собора членились тонко профилированными лопатками. Декоративные килевидные нишки украшали постаменты барабанов и сплошной лентой охватывали четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. С трех сторон здание окружала крытая галерея. Колокольня. Восстановленное в 1988 г. крупное трехъярусное сооружение в виде шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделен от первого яруса валиком, второй ярус от первого - валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Ребра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. Собор достроен и освящен в 2010. Вот статья с сайта Патриархии: 6 июня 2010 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице — день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в деревне Болдино Дорогобужского района Смоленской области. Предстоятель Русской Церкви освятил возрожденный Свято-Троицкий собор Болдинского монастыря, а затем совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

http://sobory.ru/article/?object=11062

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Иосифо-Волоцком монастыре 27 сентября 2015 г. 17:19 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь  в окрестностях подмосковного Волоколамска. В этом году отмечается 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. По прибытии в монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие по территории обители от святых врат к Успенскому собору, где Святейший Владыка поклонился честным мощам и веригам преподобного Иосифа Волоцкого. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами  Украинской Православной Церкви ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; насельники Иосифо-Волоцкой обители в священном сане, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, глава администрации Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/db/text/4233235.ht...

Великий пост в 2024 году В какие дни нужно постараться быть в храме? 2 марта, 2020 В какие дни нужно постараться быть в храме? В 2024 году Великий пост начинается 18 марта. Церковь предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве. Великий пост в 2024 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост. Великий пост в 2024 году Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (1 мая), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы. В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название « Стояние Марии Египетской ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро. В первую пятницу Великого поста (22 марта в 2024 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). С Крестопоклонной среды (10 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению. Вторая, третья и четвертая  субботы Великого поста (30 марта,  6 и 13 апреля в 2024 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

Великий пост. Подготовительные недели Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Хорошо известно и многократно засвидетельствовано, что вершина православного богослужения — Страстная и Пасха. Все важнейшие тексты песнопений и молитв Святой Четыредесятницы — избранного времени церковного года — продолжают нас восхищать точностью, силой, глубиной, поэтической изысканностью. Часто, к сожалению, мы не уделяем должного внимания подготовительному периоду к Великому посту, воспринимая это глубокое в богослужебном плане время как последнее (накануне воздержания) право на расслабление. И как результат — поверхностно проведённый пост, Страстная — в суете, также и душевно­эмоциональная — не более — Пасха. Между тем как ребёнка начинают воспитывать задолго до рождения, подобно тому и плод поста взращивается ещё минимум за месяц до Прощёного воскресенья. Начало названного подготовительного периода обычно связывают с пением Триоди Постной — богослужебной книги, охватывающей трёхнедельный предпостовой интервал, саму Четыредесятницу и Страстные дни, вплоть до Великой Субботы. Но ещё раньше, в Неделю по Богоявлении, мы слышим в храме первую проповедь Господа Иисуса Христа: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). Эта проповедь — альфа слова Спасителя на земле — даёт начало подготовительному пути к Великому посту и одновременно благословляет на всежизненный покаянный подвиг, имеющий стать омегой нашей временной жизни, да перейдём в жизнь вечную, где Сам Господь — Начало и Конец, Альфа и Омега. Где-то около Недели по Богоявлении обычно наступают последние воскресенья перед пением Постной Триоди — Недели 31-я и 32-я по Пятидесятнице. В эти дни читаются за литургией фрагменты из Евангелия от Луки, следующие один за другим: повествования об исцелении Господом слепца у ворот Иерихона (Лк 18:35–43) и об обращении в том же городе начальника мытарей Закхея (Лк 19:1–10). Заметим параллель с притчей о милосердном самарянине.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

Виктор, архиепископ Черниговский (Садковский) Родился в 1741 году в семье священника. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, где в то время был учителем, а потом и ректором Георгий (Конисский ; † 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых). Около 1757 года Садковский начал трудиться в Могилеве при преосвященном Георгии (Конисском) сначала в качестве письмоводителя, а потом, по принятии монашества и рукоположения, настоятелем кафедрального собора. В 1774 году возведен в сан игумена Тупичевского монастыря близ города Мстиславля Могилевской епархии. В 1775 году по рекомендации преосвященного Георгия назначен священнослужителем домовой церкви при русском посольстве в Варшаве. В 1784 году возведен в сан архимандрита в г. Слуцк. Слуцкая архимандрия в то время имела особо важное значение, потому что Слуцк оказался центром Православия в оставшихся под Польшей западно-русских областях. Слуцкому архимандриту при богослужении были присвоены некоторые архиерейские отличия: трикирий и дикирий, особенная форма каждения, поминовения и др. 9 июня 1785 года хиротонисан во епископа Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии, с местопребыванием в г. Слуцке. Хиротонию совершали: митрополит Серафим Лакедемонский, епископы Иларион и Кирилл Севские, архиепископ Никодим Реондашский и архиепископ Георгий (Конисский) , коадъютор Киевской митрополии. Польско-латинское духовенство встретило православного епископа Виктора плотной стеной сопротивления. Папский нунций в Варшаве вручил королю протест самого папы. Но, несмотря на все эти препятствия, назначение преосвященного Виктора было утверждено. Епископу Виктору при его назначении была дана инструкция не задаваться миссионерскими целями против унии и римского католичества. Ему даже было запрещено рукополагать священников в те приходы, на которые почему-либо претендовали униаты. Преосвященный Виктор явился славным поборником Православия в Западной Руси и на Украине. Он зарекомендовал себя благонравием, честным поведением и осторожностью, а также настойчивой заботливостью о судьбах Православия в областях, находившихся под польским владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Год издания сороковой О приветствиях Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице Целуйте друг друга лобзанием святым ( 1Кор. 16: 20 ). Сии апостольские слова, обращенные к Коринфским христианам, составляют заключительную часть сегодняшнего апостольского чтения. Целуйте значить: приветствуйте. Приветствиями обыкновенно выражается благожелание при свидании с кем-либо или при расставании, также поздравление с тем или другим полученным благом. Есть приветствия духовные, религиозные, и есть приветствия житейские. Апостол как сам имел обычай обращаться к людям с духовными приветствиями, так и от них требовал того же. Так как спасение души есть главное благо и потому должно быть главною целью наших стремлений, то все его приветствия суть не что иное, как выражения желания этого блага другим. Достигнуть этого блага не иначе можно, как при помощи благодати Божией, под условием преуспеяния в духовной жизни. Потому все свои послания Апостол начинает желанием благодати, потребной для успехов в вере и благочестии, и духовного мира. Приветствие благодатью и миром часто слышится в церковных службах. Оно исходит из уст священнослужителя и сопровождается тем же приветствием со стороны верующих. Подобное благожелание следовало бы нам выражать в наших приветствиях и вне богослужения. Всякий христианин, если он не стыдится своего христианского звания, мог бы приветствовать каждого словами: «милость Божия да будет с тобою», – «спаси тебя Христос». К сожалению, подобные приветствия очень немногие употребляют, а произносят только житейские благожелания, именно желают другим здоровья, долголетия, счастья, удачи в делах, веселья, доброго дня и тому под. Все земные благожелания, такие, которые можно слышать и от неверующих. Конечно в них нет ничего предосудительного, потому что блага, составляющие предмет житейских благожеланий, вожделенны сами по себе, преимущественно же в связи с духовными благами. Так здоровье нужно, как условия для подвигов покаяния и благочестия, насколько в этих подвигах участвует тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Епископ Выборгский Игнатий совершил Литургию и освятил мозаичный образ на подворье Коневского монастыря в Санкт-Петербурге 19 сентября 2022 г. 17:24 18 сентября 2022 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию на петербургском подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыря в Санкт-Петербурге совершил священноархимандрит обители епископ Выборгский и Приозерский Игнатий . Его Преосвященству сослужили наместник Коневской обители архимандрит Александр (Арва), настоятель подворья иеромонах Давид (Алексеев), иеромонах Василиск (Воронин) и диакон Георгий Прокофьев. По окончании Литургии владыка Игнатий освятил мозаичный образ Коневской иконы Божией Матери на апсиде храма. Освящение было приурочено к 25-летию возрождения и 200-летию петербургского подворья. За богослужением молились члены Императорского православного палестинского общества . Архимандрит Александр (Арва) и иеромонах Давид (Алексеев) поблагодарили Его Преосвященство за молитву и освящение мозаичного образа в исторический для подворья год. Владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к духовенству и мирянам, поблагодарив членов ИППО за интерес к подворью, которое отмечает памятную дату, и выразив надежду на посещение Коневской обители главой ИППО С.В. Степашиным и членами Общества: «Ваше Высокопреподобие, отец Александр, наместник Коневской обители! Ваше Преподобие отец Давид, настоятель городского подворья монастыря! Дорогие отцы и братья и сестры! Поздравляю вас всех с воскресным днем — малой Пасхой! Хотя торжество Светлой Пасхи мы празднуем единожды в год, каждое воскресение — великий день, ибо все мы вновь становимся сопричастниками Воскресения Христова. Сегодня мы слышали замечательное Евангельское чтение " о званых и избранных " — о царском пире, на который были приглашены многие. И мы в XXI веке призываемся на пир веры Христовой. Слово Божие открыто для всех. Однако много званных, но избранных мало. Способно ли сердце наше открыться для Слова Божиего? Или оно закрыто для Бога? А может быть, врата сердец не пускают Господа войти из-за страха: ведь жить со грехом намного увлекательнее, чем жить по правде Божией…

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Епископ Тихон (Доровских) ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  28 января 2011 г. Состоялась хиротония архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского 5 января Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Тихон (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Преосвященный епископ Тихон! Ныне, в неделю по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя соборными молитвами через возложение рук ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа, ты получил апостольский дар вкупе с великой ответственностью, по слову апостола, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Уповая на непрестанное действие Промысла Божия и на помощь Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, верь, что Его сила будет совершаться и через твою немощь. В соответствии с древней традицией в эти священные минуты, обращаясь к тебе со словом назидания, хочу помочь тебе советом, указать путь к достижению единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). Предлежащие тебе труды на ниве Христовой требуют не только напряжения телесных и душевных сил, применения всех способностей и дарований, но прежде всего твердой веры, духовного горения, молитвенного подвига. Сердцевина архиерейского служения — жертвенная любовь и крестоношение. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим, и тем более не для того, чтобы пусто превозноситься. Памятны тебе всегда да будут слова святителя Тихона Задонского, имя которого ты получил в монашестве: «Сан или честь для христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу Божию и пользу ближнего». За годы твоего служения на посту секретаря Южно-Сахалинской епархии в качестве ближайшего помощника правящего епископа Даниила ты приобрел немалый опыт и столь важный для архиерея навык церковно-административной работы.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кочетковцы захватили власть в Тверской митрополии? Кочетковское блудодействие в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери вызвало народные волнения 03.02.2020 6256 Время на чтение 6 минут Вчера, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери богослужение возглавил настоятель собора протоиерей Александр Любавин. Ему сослужили представители тверского и московского духовенства, сообщает сайт Тверской епархии . После богослужения состоялось освящение установленной в соборе памятной доски в честь православного братства святого князя Михаила Тверского и всех православных братств России. Оно было приурочено к открывающейся в Твери 3 февраля IV Международной научно-практической конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Православное братство святого великого князя Михаила Ярославича было создано в Твери в 1884 году при Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Тверское братство было учреждено как «всесословная общественная организация с целью религиозно-нравственного просвещения населения путем открытия церковно-приходских школ, организации внебогослужебных чтений, издания и распространения духовной литературы, борьбы с расколом и сектантством». Первым руководителем братства стал епископ Антоний (Державин). Братство просуществовало до событий 1917 года, напоминает сайт епархии. «Деятельность братства святого великого князя Михаила Ярославича сделало немало начинаний в массовом обучении элементарной грамотности широких народных масс, и прежде всего, детей и юношества, а также в формировании сети начального образования, становлении библиотечного дела, в целом оказала значительную помощь и поддержку в развитии народного просвещения», - сообщает епархиальный сайт. И всё вроде бы хорошо и правильно, если бы не одно большое НО. Братство святого князя Михаила Тверского - кочетковцы. Они же являются идеологами конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Как сообщается на сайте Свято-Филаретовского православно-христианского института, организовали конференцию Миссионерский отдел Тверской епархии, Исторический факультет Тверского государственного университета, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Преображенское содружество малых православных братств, Action chrétienne des étudiants russes – Mouvement de jeunesse orthodoxe (ACER-MJO). Свято-Филаретовский институт и Преображенское содружество - структуры кочетковские, т.е. неообновленческие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Неслучайно в это трудное время у нас есть возможность помолиться перед святыней» Патриарх Кирилл поклонился Годеновскому кресту, прибывшему в Храм Христа Спасителя 20.11.2023 91 Время на чтение 8 минут Фото: patriarchia.ru В воскресенье, 19 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве , сообщает Патриархия.ru. В центре Храма Христа Спасителя была установлена освященная точная копия Животворящего Креста, явленного близ града Ростова на Сахотском болоте (Годеновского креста). Накануне в Москве завершился многодневный общероссийский крестный ход , посвященный 600-летию святыни. Копия Годеновского креста была принесена в Храм Христа Спасителя, где будет пребывать до 20 ноября. Затем крест будет перенесен в храм святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы (при Синодальном миссионерском отделе). По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился Годеновскому кресту и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.Э. Слуцкий, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов, председатель попечительского совета Фонда развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара Ю.А. Шамара, президент Фонда развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара М.С. Шамара. Также за богослужением молились настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина) с сестрами обители, организаторы общецерковных торжеств по случаю 600-летия явления Годеновского креста.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/ne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010