Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве 25 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня, в пятое воскресенье после Пятидесятницы, мы празднуем память святой равноапостольной княгини Ольги, через которую православная вера вошла в сознание многих русских людей и которая приуготовила пути к Крещению Руси ее внуком — святым равноапостольным великим князем Владимиром. Сегодняшнее воскресное Евангелие напрямую как бы не связано с княгиней Ольгой, да и не могло быть связано, ведь это лишь совпадение, что именно в 5-ю Неделю после Пятидесятницы мы празднуем память святой княгини, но, тем не менее, внутренняя связь между сегодняшним Евангельским чтением и тем, что совершила Ольга, существуют. И я попытаюсь поделиться с вами своими мыслями об этой связи. Евангелие повествует нам об исцелении двух бесноватых. Они не могли жить в обществе, они разрывали цепи, которыми их сковывали, чтобы избежать многих бед. И вот эти самые бесноватые получили исцеление от Господа и Спасителя и вернулись в человеческое общество, стали разумными и способными к общежитию людьми. Возникает вопрос: а что же такое беснование? Это явление не обязательно связано с яростью и гневом. Бесноватый не обязательно рвет цепи, ломает замки или наносит иной ущерб окружающим его людям. Бесноватый — это тот, в ком омрачен или почти разрушен образ Божий. Человек создан по образу Божиему, но если в человека входит темная сила, то она разрушает этот образ, потому что Бог и диавол несовместимы. Про бесноватого нельзя сказать, что он несет в себе образ Божий, — он несет в себе образ зверя, образ диавола. А что является знаком того, что человек полностью попал под власть диавола? Это разрушение его нравственного чувства, разрушение его совести. Такого человека ничто не удерживает от самых страшных поступков, с него спали всякие оковы ответственности перед Богом и перед другими людьми. Если человек ведет себя неадекватно, но в нем сохраняется нравственное чувство, то мы можем сказать, что он болен. У него либо с психикой не все в порядке, либо нервы расстроены, но, покуда сохраняется нравственное чувство, про него нельзя сказать, что он бесноватый.

http://pravmir.ru/patriarh-vera-artikuli...

15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец...», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы...», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий...», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-28/

Беседа на Евангелие Недели Святых Отец Молитва Иисуса Христа о своих верующих (О молитве при начатии дела), (Еще: Страдания христиан от неверующих и еретиков и т.п.) Что читалось сегодня из Евангелия? Прежде, нежели скажем, что сегодня читалось из Евангелия, объясним название настоящей недели «неделею Святых Отцев». В первые же века христианства явились ложные учители, так называемые «еретики», т. е. такие из христиан, которые примешивали к учению истинной веры ложные понятия и учили других этой лжи. Так, например, явился еретик Арий – священник города Александрии. Он учил, что Сын Божий не рожден, а сотворен и ниже Бога отца. А за Арием являлись и другие еретики, например, Македоний в г. Константинополе, который отвергал божество Духа Святаго, говорил, что Он сотворен и ниже Бога Отца и Бога Сына и т. п. Против этих-то еретиков собирались так называемые «Соборы», т. е. собрания пастырей и учителей христианских, например, патриархов, епископов и др., для осуждения ересей и вместе для установления общего церковного порядка. Соборы были и «Поместные», т. е. собрание пастырей одной какой-нибудь области или некоторых немногих, и «Вселенские», когда собирались пастыри по возможности со всей вселенной. Так, на 1-м Вселенском Соборе было 318 св. отцев, между которыми были многие мученики, подвижники и чудотворцы, например, святители Николай и Спиридон. Вселенских Соборов было 7, а Поместных – 9. Определения Соборов – определения по изволению, т. е. по воле и внушению Святаго Духа. Этими-то определениями Соборов после Священного Писания и управляется наша Православная Церковь . Настоящая, 7-я неделя по Пасхе, называется «Неделею Святых Отцев», так как в эту неделю воспоминаются и прославляются святые Отцы 1-го Вселенского, Никейского, Собора. Эта именно неделя посвящена воспоминанию святых отцев 1-го Вселенского Собора потому, что 1-й Вселенский Собор был открыт во дни Пятидесятницы и служит к славе воскресшего Господа, каковая слава преимущественно возвещается в продолжение Пятидесятницы. Евангелие Недели Св.Отцам содержит в себе произнесенную Иисусом Христом пред страданиями, по совершению Тайной Вечери, молитву к Богу Отцу о Своем прославлении чрез распространение истинного Богослужения в мире; о соблюдении верующих в единении веры и любви и об освящении их; где Господь Иисус Христос свидетельствует о Своем божестве и единосущии с Богом Отцом. Таковое Евангелие потому и положено для чтения в эту неделю, когда вспоминаются Соборы, бывшие против лжеучителей, которые разрушали единение веры и любви христианской и отвергали Божество Иисуса Христа Сына Божия ( Ин. 17:1–13 . Зач. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

О Великом каноне святителя Андрея Критского Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф. О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля. Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он начал свою гимнографическую деятельность с трипеснцев, которые он составил на все дни Страстной седмицы, кроме субботы; раньше они пелись на утрени от понедельника до пятницы, потом к ним присоединились трипеснцы, составленные святителем Космой Маиумским, а потом произведения Космы вытеснили трипеснцы святителя Андрея на повечерие. Святитель Андрей написал полные каноны, до сих пор используемые в богослужении: Великий, на Лазареву субботу, неделю жен-мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Им созданы также ныне не употребляемые каноны на неделю ваий, на Пасху, Богоявление, Сретение, Воздвижение, мученику Трофиму (23 июля), мученикам Маккавеям (1 августа). Особенность всех упомянутых канонов – наличие второй песни канона, основанной на скорбной и грозной песни Моисея из Второзакония (гл. 32), большое количество тропарей, а в конце Троичен (тропарь, посвященный Святой Троице) и Богородичен (тропарь Пресвятой Богородице).

http://pravoslavie.ru/45079.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог готов каждому дать удивительный дар веры, но человек должен быть готов его принять 16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма. На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим воскресным днем, который совпал с днем памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Господь сподобил меня в предыдущую неделю посетить места, связанные с жизнью и служением этого святого в Новгородской земле, а также побывать в Варлаамо-Хутынском монастыре, где нес свои подвиги преподобный Варлаам Хутынский, небесный покровитель нашего святого храма. Вы, конечно, знаете, что храм, который изначально построили на этом месте, был посвящен именно Варлааму Хутынскому. Стоял он там, где сейчас находится правый придел, освященный во имя преподобного Варлаама. Со временем храм постепенно перестраивался, достраивался, расширялся; были возведены главный придел в честь Преображения Господня и придел в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Но почитание преподобного Варлаама в нашем храме всегда продолжалось благодаря чтимой иконе, которая находится в правом приделе. Один из настоятелей этого храма священномученик Константин Любомудров был горячим почитателем преподобного Варлаама Хутынского, и его мученическая кончина на Бутовском полигоне произошла в день памяти этого подвижника.

http://mospat.ru/ru/news/45444/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 июля 2024 года 15. Неделя 5я по Пятидесятнице. Глас 4й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля) . Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля) . Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (А) , а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля ) (Б) . Богослужение совершается по уставу великого праздника . При совершении богослужения можно руководствоваться 7й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7ю по Пасце, святых отец…», и главой Типикона под 25 мая, 1е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7ю по Пасце, святых отец» . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4й – 3. «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4й – 3, отцов, глас 6й – 3, и равноап. Владимира, глас 4й – 4; «Слава» – отцов, глас 6й: «Тайныя днесь Духа трубы…», или равноап. Владимира, глас 8й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3. На литии стихира отцов, глас 3й: «Апостольских преданий…», и равноап. Владимира, глас 2й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Часть IV. Дни богослужения церковные Общие и преходящие И рече Господь к Моисею, глаголя: и ты заповеждь сыном Израилевым, глаголя: смотрите, и субботы Моя сохраните: естъ бо знамение между Мною и вами в роды ваша, да увесте, яко Аз Господь освящаяй вас ( Исх.31:12–13 ). Недели и другие дни Неделею в Церковном Уставе называется и целая седмица, и преимущественно первый день ее, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых ( Мк.16:1–6 ) и который Церковь в продолжение всего года посвящает главным образом воспоминанию славного воскресения Христова и называет воскресным. Имя недели указывает на заповедь Божию, повелевающую шесть дней делать, а седьмый не делать, т. е. посвящать на особенное служение Богу и ближним, и следовательно это имя принадлежит всякому празднику и собственно дню воскресному, который сообразно с четвертою заповедию Божиею заступил для христиан место ветхозаветной субботы. Но принадлежа преимущественно воскресному дню, название недели принадлежит также и целой седмице. Подобно ветхозаветной Церкви, которая седмицу называла иногда субботою, – именем седьмого и главного дня седмицы ( Лев.23:15 , Лк.18:12 ), христиане называют также седмицу неделею, по имени первого и главного из седми дней ее, на которые распространяется священное воспоминание, совершаемое Церковию в день воскресный, или в неделю, и таким образом все семь дней делает как бы одним днем Богослужения, или недолею. Название всей седмицы неделею внушает, что по воскресении Иисуса Христа, избавившего нас от работы вражия, настало вечное субботство, – неисходный круг недель, т. е. не дел плотских и суетных, но св. дел веры и благочестия ( Евр.9:9 ). «Новый закон, говорит св. Иустин мученик , хочет, чтобы мы хранили непрестанную субботу» 206 . Таким образом всякая неделя, по изменению луны в каждые семь дней, образуя известное продолжение времени, и относительно Богослужения христианского составляет особый круг церковного проследования, еженедельно посвящаемого воспоминанию воскресения Христова, а вместе и иному особенному воспоминанию. Ибо многие недели в Церкви православной, кроме празднования воскресению Христову, посвящены особенным воспоминаниям, например: неделя о Фоме, неделя жен Мироносиц, Пятидесятницы и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архив Пн В день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение 20 ноября 2016 г. 16:44 20 ноября 2016 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятелю Русской Православной Церкви исполнилось 70 лет. Богослужение возглавили:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ,  Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Тихон . Предстоятелям сослужили: главы делегаций Поместных Православных Церквей митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольская Православная Церковь ); митрополит Тырговиштский Нифон ( Румынская Православная Церковь ); митрополит Западно- и Среднеевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); митрополит Димитриадский Игнатий ( Элладская Православная Церковь ); постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви   Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа в Республике Казахстан ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/4691307.ht...

М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   1 лютого 2018 р. 23:45 Слово Кирила в дев " яту в Христа Спасителя 1 лютого, в дев " яту Московський Кирил звершив Божественну в кафедральному соборному Христа Спасителя в Предстоятель Церкви звернувся до Первосвятительським словом. (рос.) 21 2018 р. 20:39 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в московском храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке 21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения московского храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке и возглавил Литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 19 2018 р. 16:32 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 января, в праздник Крещения Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 7 2018 р. 23:30 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова Вечером 7 января, в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Фото 3 2018 р. 15:29 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Кремля 3 января, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010