Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска 22 сентября, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 22 сентября 2013 года, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка митрополит Ростислав! Ваше Превосходительство, уважаемый Сергей Анатольевич, губернатор Томской области, высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью совершил сегодня в этом историческом храме города Томска Божественную литургию, окруженный всеми вами. Я сердцем чувствовал вашу молитву, чувствовал ваше душевное состояние, которое мне передавалось. Действительно, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы возносим молитвы к Богу, мы одновременно оказываем влияние друг на друга, потому что связь с Богом осуществляется только посредством огромного внутреннего напряжения. Известны случаи, когда в самых строгих монастырях, где было очень много тяжелой физической работы, послушники, которые освобождались от физической работы для того, чтобы они несли богослужебную череду, нередко просили игумена снова вернуть их на самое тяжелое физическое послушание, потому что ничто не берет столько сил, сколько молитва. Но эти силы никогда не уходят впустую. Эта энергия, которую развивает человек, прикасается к другим людям и устремляется к Богу, и от Бога возвращается к нам в виде Божественной благодати, которая укрепляет наши силы, дает нам разумение, укрепляет нашу волю, освежает наши чувства, помогает преодолевать трудности сей жизни.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-09-22/...

Что такое праздники – для чего они? Мысли в неделю 27-ую по Пятидесятнице. Сколь велико снисхождение Божие к нам грешным! Зная, как привязаны мы к житейским заботам, как волнует нас мысль о куске хлеба и об устройстве своего земного благосостояния, – Он милостиво разрешает нам трудиться ради удовлетворения наших насущных потребностей целых шесть дней в неделю.  «Шесть дней делай»,  говорит Он в 4-ой заповеди Своего Божественного Закона,  «шесть дней даю тебе на заботы о земном, – твори в течение их дела твоя, а Мне дай только один»: «день же седьмый – субботу – посвяти Господу Богу твоему!»  – «Выдели этот седьмой день из ряда обычных дней, помни его всегда, чтобы освящать его молитвою, Богослужением и творением добрых дел!» «Пусть этот день будет особенным – святым днем! " Вот, каково происхождение дней  праздничных. Праздники – это не дни праздности, праздношатайства, безделья, ничегонеделания, но дни праздные,то есть свободные от всяких житейских трудов, забот и попечений, с тем, чтобы можно было легче и всецело посвятить их Богу, это – дни святые – «святки», как их называли у нас в народе. К сожалению и к несчастию для себя, утопающие в прелестях греховных люди, как это бывало и прежде, и как это особенно бывает теперь, все доброе и прекрасное, что установил Господь для нашего блага, для нашего спасения, извращают, коверкают и уродуют. Извращают на все лады, в ту или другую сторону. Так, еще в ветхозаветные времена, евреи извратили смысл празднования седьмого дня – субботы, что видно так ярко из целого ряда случаев, когда Господь Иисус Христос совершал Свои дивные чудеса исцеления в субботу, а, в частности, из сегодняшнего евангельского чтения 27-ой недели по Пятидесятнице ( Лк.13, 10–17 ), в котором разсказывается, как начальник синагоги вознегодовал на Господа Иисуса Христа за то, что Он исцелил сгорбленную от тяжкого недуга женщину в день субботний. Господь, возражая против такого неправильного понимания заповеди о субботнем покое, подчеркнул, что  в седьмой день не только можно, но и должно  творить дела милосердия и вообще – дела Божии. Седьмой день для этого и назначается

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Господи, спаси мя!» (Мф. 14, 30). Мысли в неделю 9-ую по Пятидесятнице Евангельское чтение недели 9-ой по Пятидесятнице, именуемое обычно «Хождение по водам», повествует нам о действительном событии, имевшем место в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но оно, как впрочем и все в Евангелии, имеет и символическое значение, исполненное глубокого назидательного смысла. Об этом свидетельствуют и наши церковные песнопения, именующие нашу земную жизнь «житейским морем» (см. ирмос 6-й песни воскресного канона 6-го гласа), а прохождение ее нами уподобляют «хождению по водам» или «плаванию на корабле» (см. ирмос 6-й песни воскр. канона 7-го гласа), сопряженному со многими опасностями, грозящими нам гибелью. «Житейское море, воздвизаемое напастей бурею»  – вот что такое наша временная земная жизнь, как мы это часто слышим в храмах наших за Богослужениями. И, в самом деле, как много общего у нашей земной жизни – этого «житейского моря», – постоянно волнующегося, колеблющегося и неверного, – с обыкновенным морем, а особенно в наше исключительное время, когда в современной жизни свирепствуют такие неистовые бури страстей греховных, о каких всего лишь сотню лет тому назад нельзя было и думать, какие нашим дедам и не снились! Разве можно было тогда себе представить, чтобы нашу Родину Россию мог бы охватить такой жуткий кровавый кошмар, который стоил ей миллионы жизней лучших ее сынов?! Разве можно было бы тогда вообразить себе возникновение таких страшных кровопролитных войн, при таком огромном многолюдстве участников, как первая мировая война, или еще более жуткая, еще более разрушительная и безпощадно-жестокая вторая мировая война, когда так страдали и страшной смертью погибали ни в чем неповинные мирные жители, женщины и дети и когда распоясались все самые худшие и низменные инстинкты падшей человеческой природы?! А ведь теперь готовится еще более жуткая и страшная, всеуничтожающая третья мировая война, которую называют «атомной» или «ядерной» – которой все так боятся, но и о неизбежности которой все постоянно твердят и к ней усиленно приготовляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Какое жалкое состояние бедной больной! Она была сляка – скорчена и никак не могла подняться, чтобы стоять прямо. Потому не могла ни прямо ходить, ни свободно лежать; не могла видеть в лице никого из проходящих, пригнутая к земле. Сколько насмешек легкомыслия должна была она переносить за свое положение! Сколько других неприятностей! И целые 18 лет оставалась она в таком положении. Конечно не было без того, чтобы не пыталась она помочь себе средствами врачебными. Но положение ее не изменялось. Болезнь ее была особенного рода, которой не облегчают человеческие лекарства. Она была одержима недугом от духа, говорит евангелист. «Ее связал сатана», – свидетельствует Господь ( Лк. 13:16 ). За что же это так? Не в наказание ли за грехи? Но Спаситель, исцеляя ее, не сказал: «отпущаются тебе грехи» ( Мк. 2, 5 , Лк. 7, 48 ) как говорил Он при исцелении страдавших от грехов; Он сказал только: «Ты свободна от недуга твоего» ( Лк. 13, 12 ). Он даже называет ее »дщерию Авраама " ( Лк. 13:16 ) и конечно не по одному плотскому происхождению от Авраама, а по качествам души ее. Самые те, которые не мирно смотрели на ее исцеление, не сказали ничего не выгодного о ее жизни; а эти праведники не преминули бы выставить на показ всем пятна ее жизни, если бы оне были. – Не оставьте без внимания и того, слушатели, что Спаситель нашел ее в синагоге слушающею субботнее богослужение ( Лк. 13, 10 – 11 ). Значит, при всем страдальческом состоянии, она усердно посвящала день субботний молитве и слушанию слова Божия. Так, нет сомнения, что эта больная телом не была больна какою либо душевною страстию, и след. болезнь ее не была казнью за грехи. И однако она была связана сатаною целые 18 лет! ( Лк. 13:16 ). Как объяснить положение ее? Положение ее – положение Иова. За грехи ли Иова Господь дозволил сатане поразить Иова и страшною болезнию и рядом разных бед? Нет, и сатана не смел указать в Иове какие либо тяжкие грехи. Он только говорил, будто Иов благочестив оттого, что счастлив; пусть, говорил он, позволено будет испытать его несчастиями, – тогда увидят, будет ли он благословлять Бога? И Господь дозволил испытать раба своего к его славе ( Иов. 1, 8–12 ) Таково же было положение жены, страдавшей от духа. Тяжкая болезнь послана ей только для испытания любви ее к Богу, для того, чтобы скорбями усовершилась душа ее, возрасла и укрепилась в добродетелях. И она терпеливо несла испытание целые 18 лет. Блаженная «дщерь Авраамова»! Слушатели мои! нам нередко случается видеть больных разного рода, как и других несчастных. – Остережемся произносить укорительный суд над их жизнию. Быть может неприятный на вид страдалец, мимо которого мы проходим с презрением, есть избранный любимец неба и тайно за нас молится. – Ни в каком случае не ошибемся мы в отношении к несчастным только тогда, когда с смирением в сердце и с участием любви искренней будем смотреть на несчастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя 3 сентября, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, день особой молитвы о Божием творении, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. 3 сентября 2023 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, праздник Собора Московских святых, день особой молитвы о Божием творении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 21:33-42) содержатся слова: камень, который отвергли строители, — краеугольный камень, он от Господа. Что же такое краеугольный камень? И почему некий краеугольный камень — от Господа? Сейчас понятие краеугольного камня исчезло, потому что возводятся железобетонные сооружения, и конструкция держится за счет силы, которая находится в самом строительном материале. А в древности дома, храмы строились из камней, и для того чтобы конструкция удерживалась, чтобы стена не рухнула и здание не разрушилось, в определенном месте должен был быть камень, на который были направлены все силы тяготения. Именно о таком краеугольном камне и говорит Господь. Камень, который отвергли люди, и есть тот самый краеугольный камень, и это от Господа . Конечно, Господь Иисус Христос говорит о Себе, ставшем этим краеугольным камнем, Который удерживает мир от распада. Потому что человеческое общество исполнено противоречий — политических, экономических, культурных, имже несть числа. Очень трудно удержать людей воедино; действительно, должен быть некий краеугольный камень, и люди часто выдумывают таковые. Одни говорят, что это экономика; другие считают, что это эффективность политического управления. Наверное, и то, и другое правильно, но только не всеобъемлюще — правильно применительно к определенным ситуациям, конкретному времени, конкретным политическим условиям.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-09-03/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице после Литургии в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре 22 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. 22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре . По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Сегодня евангельское чтение было посвящено воскрешению сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Это хорошо известное повествование о том, как Господь на пути столкнулся с погребальной процессией. Умерший был единственным сыном вдовы, и Господь, сжалившись над матерью и над всеми теми, кто глубоко ей сострадал, воскрешает юношу. Воскрешение мертвеца — это событие совершенно невероятное. Когда нечто подобное происходит в наше время, ученые утверждают, что никакой смерти не было, а был летаргический сон, глубокий обморок или еще что-то. Но ведь в Наине имела место реальная смерть, и человек оставался мертвым настолько долго, что уже не оставалось никакой возможности для того, чтобы вновь заработали внутренние органы, обновились клетки, восстановился мозг. Однако Господь действительно возвращает умершего к жизни. Он вновь организует человеческое естество, так что оно становится жизнеспособным. То есть произошло величайшее чудо, и, конечно, оно не могло не поразить тех, кто его видел. Многие уверовали, но были, наверное, и такие, которые пожимали плечами и говорили, что произошло нечто непонятное, что он, может, вовсе и не был мертвый, и находили для себя множество объяснений — просто чтобы отказаться от принятия того, что совершенное было действием Божественной силы.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-10-22/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице после Литургии в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области 1 января, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. 1 января 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца в г. Одинцово Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем память святых отцов — тех, кто предшествовал Господу и Спасителю. Это выдающиеся духовные люди, духовные лидеры Ветхого Завета. Своей жизнью, своим служением, своей проповедью они приуготовляли путь Господу, а потому и память этих ветхозаветных праведников совершается в преддверии Рождества Христова. Сегодня воспоминание святых отцов совпало с гражданским Новым годом. Если мне не изменяет память, такое совпадение было и в 2012 году, и помню, как с этим совпадением связывались мысли людей о прошлом и будущем. Многие, простираясь мыслями в будущее, оптимистично полагали, что все идет к лучшему, что все лучшее впереди. И вообще, надежда на то, что лучшее впереди, присутствует в роде человеческом и даже отражается в некоей философии, которая называется философией прогресса. Согласно этому учению, человечество развивается поступательно во всех отношениях.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-01-01/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриаршая проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице после Литургии в Троицком храме подмосковного Реутова 18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в подмосковном Реутове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. 18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в подмосковном Реутове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Благодарю Вас сердечно, владыка митрополит, за Ваши добрые слова, за память о моих родителях и о деде, которые действительно были исповедниками. Отец находился в заключении и в ссылке не так продолжительно, а дед очень долго, но никогда не был сломлен. И единственное требование, которое к нему предъявляла советская власть, — это отказаться от Патриарха Тихона и примкнуть к обновленцам, однако этого не произошло. А 30-е годы застали деда на Колыме, откуда уже никого не возвращали, полагая, что заключенные сами отойдут в мир иной. Но дед не отошел в мир иной, он вернулся и в возрасте 72-х лет принял священный сан. Еще раз благодарю за память о моих ближайших родственниках; уверен, что их молитвами Господь и сегодня помогает мне совершать мое служение. Сегодня мы вспоминали Закхея-мытаря. По-нашему, это таможенный чиновник; мытарня — это таможня в переводе со славянского на русский. А работа на таможне развивала в людях не самые лучшие качества, потому что эти чиновники были практически бесконтрольны. Они сами определяли размер налога за провозимый товар и обогащались, в большинстве случаев совершенно бесчестно, обирая проезжавших через таможню. Закхей и был таким мытарем, таким таможенным работником и, конечно, поступал так же, как и остальные.

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-02-18/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя 24 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 24 октября 2021 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (787), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9:6-11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет . Совершенно очевидно, что апостол Павел использует эту аналогию, этот пример из сельскохозяйственной жизни, потому что точно знает: его слово поймет каждый человек. Ведь большинство из тех, кто слушал апостола, имели отношение к земле и хорошо понимали: чем лучше засеешь, чем больше вложишь в землю, тем больше и получишь. Но Павел, конечно, не давал инструкций своим слушателям относительно того, как им вести собственное хозяйство, потому что в этом они разбирались, наверное, лучше, чем сам апостол. Используя сельскохозяйственный образ, Павел, несомненно, отнес свои слова к совершенно иному. Кто лучше сеет, тот лучше и пожинает . О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом.

http://sedmitza.ru/patriarch/2021-10-24/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 8-ю по Пятидесятнице после Литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса 30 июля, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 30 июля 2023 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Арзамаса. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию вместе с собратьями-архипастырями, с сонмом духовенства и со всеми вами, мои дорогие матушки, отцы, братья и сестры. В воскресный день мы прославляем самое важное событие, которое произошло в человеческой истории: Господь Воскрес. А это значит, что всё, чему Он учил, всё, что Он сделал, творя чудеса, Он утвердил совершенно непостижимым для человеческого сознания явлением — Своим Воскресением из мертвых. Тем самым Он показал всем, что нет границ всемогуществу Божию, что Бог может все, что Он может воскресить умершего; и Божественная сила призвала Господа Иисуса Христа к жизни после трех дней пребывания во гробе. Чудо Воскресения отвергается светскими исследователями новозаветной истории, и даже некоторые западные конфессии как бы заканчивают Новый Завет распятием. Мол, закончилась земная жизнь, а все остальное — это мифология; и Христос Иисус, Который столько учил доброму и хорошему, был погублен человеческой злобой, неправдой и умер на кресте. Конечно, тому, кто исключает существование Бога и не признает, помимо горизонтального, вертикальное измерение человеческой жизни, повествование о Воскресении кажется совершенно невероятным. Вот многие и отвергают это повествование, в том числе ученые, которые изучают Новый Завет как исторический памятник.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-07-30/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010