В пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник самаряныни, понеже в той Христос Мессию Себе яве исповедаше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикосную седмицу учинен бысть». Беседу Спасителя с самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст , при богослужении в эту неделю, говорил: «Сегодня Христос возвестил нам подвиг самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей». В V веке Анатолий Константинопольский 129 , в IX – Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Служба самаряныне отправляется в неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, – а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению. Шестая по Пасхе неделя о Слепом В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме (Ин. гл. 9) в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или в праздник обновления Храма ( Ин.10:22 ). Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен, о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами IV и V века – Иоанном Златоустом , Астерием, епископом Амассийским. Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В неделю шестую по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия «Спасителю Богу...» (Типикон, гл. 19). Отдание Пасхи На отдание Пасхи вечерня совершается вседневная; утреня – без полиелея, а только с великим славословием; часы – трипсалмные. В начале вечерни, утрени и литургии поется «Христос воскресе...», со стихами, как в дни пасхальные. На вечерне, после воскресных стихир на стиховне, поются стихиры Пасхи. На утрени: ирмосы Пасхи; катавасия: «Спасителю Богу...»; по 6-й песни – кондак и икос Пасхи; на 9-й песни – припевы Пасхи, после 9-й песни – светилен Пасхи: «Плотию уснув...», дважды; к стихирам на «хвалите» присоединяются стихиры Пасхи с их припевами. На литургии: антифоны изобразительные, прокимен пасхальный; отпуст совершается как в Пасху 130 . Вознесение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

В четвертую по Пасхе неделю о разслабленном Церковь в Евангелии на Литургии прославляет божественную власть Господа над недугами человеческими, явленную во дни Пятьдесятницы – в чудесном исцелении Им разслабленного, страдавшего в болезни 38 лет ( Ин. 5:1–14 ). § 89. В середу на четвертой неделе, в 25-й день по Пасхе, Церковь празднует преполовение Пятьдесятницы, соединяющее два великия христианския торжества, – Пасхи и сошествия Св. Духа. Воспоминая в неделю о разслабленном освящение воды от Ангела в купели силоамской, Церковь в день Преполовения совершает малое водоосвящение. В пятую по Пасхе неделю о самарянине Церковь произносит на Литургии беседу И. Христа с женою самарянкою ( Ин. 4 ), бывшую во дни Пятидесятницы и пророчески возвещающую о всемирном распространении Евангелия по воскресении Господа Иисуса и о ниспослании в мир св. Духа. В шестую по Пасхе неделю о слепом Церковь в литургийном Евангелии благовествует о божественной власти И. Христа в чудесном исцелении Им слепорожденного во дни Пятьдесятницы в Иерусалиме ( Ин. 9 ). § 90. В четверток шестой недели по Пасхе празднуется день вознесения Христа на небо. Состояние божественной славы Иисуса Христа, можно сказать, открылось во всей полноте и величии, в 40-й день по воскресении Его, вознесением Его с плотию человеческою на небо. Писание говорит о Господе: восшедий превыш всех небес ( Еф. 4:10 ); Иже седе одесную престола величествия на небесех ( Евр. 8:1 ). Апостолы с горы вознесения возвратились в Иерусалим с радостию великою ( Лк. 24:52 ). § 91. В седьмую по Пасхе неделю св. отец, сообразно состоянию божественного прославления воскресшего Христа, Церковь на Литургии произносит первосвященническую молитву Сына Божия ( Ин. 17:1–17 ) о прославлении Его вечною славою чрез распространение и утверждение истинного благочестия в мире. Согласно с благовестием св. Евангелия, в седьмую по Пасхе неделю Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцев первого Вселенского Собора, бывшего в Нивее при императоре Константине Великом , в 325 году по Р. X. во славу Св. Троицы и особенно – Сына Божия, о Котором учение Собор изложил в шести членах символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Издревле великое уважение христиан к еженедельному дню воскресения Христова, начертавшее правила его священия, изрекло и осуждение нарушающим его святость. Кто, напр., не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая в городе, в три воскресные дня, в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание 528 ; кто ради мнимого подвижничества постится в день воскресения 529 : тот по правилам Соборов да будет удален от сообщения с Церковью. Воскресные дни или недели по Пасхе Недель 530 по Пасхе считается седмь – с недели Фоминой до Пятидесятницы. При Богослужении во время их Церковь Православная продолжает изображать прехождение Спасителя из состояния уничижения в состояние Божественной славы, преимущественно начавшееся воскресением Его из мертвых. Посему неделями по Пасхе называются недели не только по тому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Св. Духа на Своих Учеников и Апостолов. Все недели по Пасхе, кроме Светлой или Пасхальной, посвящены и воспоминанию воскресения Христова, которое совершилось в первый день седмицы, и сверх того воспоминаниям особенных событий, каждой неделе принадлежащих. По сим особенным воспоминаниям все недели по Пасхе имеют свои названия. Вторая по Пасхе неделя о Фоме Ее наименование и древность Посвящая недели по Пасхе или Пятидесятницы воспоминаниям, относящимся до состояния славы Божества и воспоминаниям событий, совершившихся в сии недели, Православная Церковь в первую по Пасхе неделю воспоминает новое явление воскресшего Иисуса Христа единонадесяти Апостолам и осязание ран Его Ап. Фомою ( Ин.20:24–29 ), служащее к утверждению веры во Иисуса Христа, пострадавшего, умершего, во ад сшедшего, воскресшего и с Собою вся воскресившего, как поет Церковь 531 . Когда Иисус Христос в самый день воскресения Своего явился в первый раз Апостолам в Сионской горнице и уверил их в Своем восстании из гроба, показав им руце и нозе и ребра Своя, в это время Ап. Фомы не было с прочими учениками Господа. О сем явлении Воскресшего ученики с радостью возвестили Фоме, но он не хотел верить им, доколе сам не увидит и не осяжет ран Воскресшего 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скачать epub pdf НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ (до отдания Пасхи) Недель по Пасхе, начиная с Недели Фоминой и до Пятидесятницы, считается семь, а до отдания Пасхи – шесть. По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. Все Недели по Пасхе до отдания Пасхи, имеют воспоминание особого события, но одновременно посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражено в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ – СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ После второй Недели и седмицы по Пасхе – Фоминой, следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые «истиннейшая суть и содержательнейшая, еже по нам догмата» 582 и которые явились свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминая свидетельниц и свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением в 3 Неделю по Пасхе как бы поставляет нас на Голгофе у Креста, с которого снимают Пречистое Тело праведные Иосиф и Никодим, а затем в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в настоящем богослужении крест, спасительную смерть и славное Воскресение Господа, а также святые подвиги ныне воспоминаемых учеников и учениц Христа, этим нас научая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и Воскресший. Особенно трогательно описываются в богослужении этой Недели святой подвиг, преданность и любовь к Своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. «Почто мира с милостивыми слезами, о, ученицы растворяете?» (тропарь «Ангельского собора»). «Почему вы смешиваете миро со слезами жалости?» – так, по изображению церковной песни, говорил святым женам-мироносицам Ангел Господень, когда они пришли ко Гробу. Миро – драгоценная благовонная мазь, стоившая очень дорого, на которую святые жены потратили, может быть, все свои сбережения, чтобы помазать им Тело Спасителя, не надеясь на то, что Он взглянет на них Своими закрывшимися, как они думали, на веки, благодарными очами. Миро и слезы – последний дар их любви и благоговения к Небесному Учителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 24. Праздники цветной Триоди Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня поговорим о праздниках Цветной Триоди. Сразу скажем, что все богослужение этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха формально нет, но нет его технически, т.е. эту книгу мы в руки не берем, однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные. Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной. С недели Фоминой начинаются песнопения из Октоиха 1го гласа, а далее гласы идут в последовательном порядке чрез остальные недели по Пасхе (в 3ю — 2й глас, в 4ю — 3й и т. д.). В изменяемой части богослужебного круга на первом месте стоят тексты праздника. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, (воскресенье). Что вспоминалось в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы. Так, вся 2я седмица по Пасхе, посвящается попразднству недели Антипасхи. Об Антипасхе (2я неделя по Пасхе) мы вчера поговорили достаточно. И хотя вы уже знаете, что каким являются праздники Триоди Цветной (из домашнего задания), однако думаю, не лишним будет их проговорить. Перечислим другие праздники: 3я неделя по Пасхенеделя жeh-мvpohocuц. В эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения Господа Иисуса Христа и Его воскресения: свв. праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, испросившие у Пилата тело Господа для погребения, и жehы-мvpohocuцы. 4я неделя по Пасхе именуется неделею разслабленного, того самого который 38 лет лежал при овчей купели в Иерусалиме и получил от Господа исцеление. 5я неделя по Пасхе — о самаряныни, той самой св. Фотины (20 марта), которой Господь у колодца открыл истину о Себе. 6я неделя по Пасхе о слепом от рождения, которого Господь чудесно исцелил.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

47). Мнение о местонахождении ада внутри земли усматривается на всем пространстве богослужения Православной Церкви. Она повсюду говорит об этом предмете как о общепринятом и общеизвестном: по этой причине выражение определенное встречается изредка. Но оно встречается, и именно по той причине, что встречается как общепринятое и общеизвестное, служит яснейшим свидетельством и доказательством. «Завеса раздрася, – воспевает Церковь , – распеншуся Тебе, Спасе наш, и отдаваше мертвыя, яже пожре смерть, и ад обнажися, Тебе зря в преисподних земли бывша» (Тропарь 1-й песни 8-й канона утрени в 4-ю неделю по Пасхе). – «С душею пришедшу Тебе во утробу земли, души, яже стяжа, ад издаваше со тщанием, вопиющия державе Твоей песнь благодарную» (Тропарь 2-й песни 3-й канона на утрени в 4-ю неделю по Пасхе). – «С душею сшед в страны преисподния ада, возвел еси мужеством связанныя вся, яже от века смерть прият, горький мучитель» (Тропарь 2-й песни 7-й канона на утрени в 5-ю неделю по Пас-хе). – «Тебе, сошедшаго до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим сего возвысившаго, величаем» (Припев 9-й песни в Воскресенье). – «Не ктому боюся еже в землю, Владыко, возвращения: Ты бо от земли возвел мя еси, забвенна» (Тропарь 2-й песни 5-го канона на утрени в неделю 7-ю по Пасхе). «Адам низведен бысть, лестию запенся, ко адове пропасти: но естеством Бог же и милостив, сошел еси ко исканию, и на рамо понес совоскресил еси» (Тропарь 2-й песни 6-го канона на утрени в 7-ю неделю по Пасхе). «Из преисподняго ада вознесша мя падшаго благословите вся дела Господа, и превозносите Его во веки» (Тропарь 2-й песни 8-го канона на утрени в неделю Всех Святых). – «Дошедшу Ти во врата адова, Господи, и сия сокрушившу, пленник сице вопияше: кто Сей есть, яко не осуждается в преисподних земли, но яко сень разруши смертное узилище» (Воскресная стихира на хвалитех 8-го гласа). – «Вострепеташа доле преисподняя днесь, ад и смерть, Единаго от Троицы: земля поколебася, вратницы же адовы, видевше Тя, ужасошася» (Воскресный икос 7-го гласа). – «Во глубины достигша морския, и тридневствоваша в китовех персех морскаго зверя древле Иону подражаяй зову Ти: Спасе мой, возведи мя из ада преисподняго» (Ирмос 6-й песни 2-го гласа). – «Да не прииду в землю плача, да не вижу место тмы, Христе мой, Слове» (Служба по вся дни канона песнь 4-я). – «Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся» (Чин погребения священников).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В последний день светлой седмицы – в субботу на Литургии благословляется и разделяется артос. Как члены Прав. Церкви в светлый праздник вкушают пасхи в жилищах своих: так в продолжение светлой седмицы в жилище Божием предлежит единый общий всем членам ея освященный хлеб, называемый по гречески артос или, по церковному уставу, просфора всецелая. Соответственно знаменованию Пасхи, которая соединяет в себе события – смерти и воскресения Господа, на артосе начертывается – знамение победы Христовой над смертию – крест, увенчанный тернием, или образ воскресения Христова. В продолжении светлой седмицы артос предлежит во храме на аналое, пред св. иконостасом. По окончании Литургии во дни светлой седмицы совершается с артосом крестный ход кругом храма. Артос еще более, чем пасхи, напоминает об истинной Пасхе Христовой и соединяет нас с Воскресшим. Пасхи в первый же день воскресения раздробляются и употребляются: а артос сохраняется во всю светлую седмицу, напоминая верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя, и в субботу, когда православные обыкновенно причащаются тела и крови Христовых, разделяется желающим и сберегается ими в продолжение года, до нового артоса. Глава XX. Недели и праздники по Пасхе § 88. Праздник Пасхи не имеет предпразднства, но попразднство его самое продолжительное. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшею торжественностию, еще 32 дня – до вознесения Господня, возвещая в сии дни божественную славу Христа воскресшего и утверждая веру в Него. Эти дни называются неделями по Пасхе. Во вторую по Пасхе неделю, обновленную явлением воскресшего И. Христа одиннадцати Апостолам и осязанием ран Его Ап. Фомою ( Ин. 20:24–29 ), – Церковь воспоминает что явление и осязание, бывшия в осьмый день по воскресении Христовом, и поэтому вторая по Пасхе неделя называется Фоминою. В третью по Пасхе неделю Церковь воспоминает жен Мироносиц – благочестивых учениц и тайных учеников Христовых – Иосифа аримафейского и Никодима, бывших свидетелями смерти, погребения и воскресения Господа, Которого они видели умершим и воскресшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В четвертую неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин.5:1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди, во время иудейской Пятидесятницы. Установление недели о расслабленном по Пасхе относится к древним временам христианства. В IV веке об исцелении расслабленного беседовали при богослужении св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Златоуст . Купно с Господом, исцелившим расслабленного, Церковь в четвертую неделю по Пасхе прославляет и св. архангела Михаила, ибо Евангелие о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущает воду в купальне Силоамской. А Михаил есть архистратиг Небесных сил, служащих верующим. Последование недели расслабленного поется в воскресный день, также в понедельник и вторник. Преполовение Пятидесятницы Преполовение есть половина Пятидесятницы – средина 50 дней между праздниками Пасхи и Сошествия Св. Духа. Наименование праздника Преполовения Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он в дни земной Своей жизни, в 3-й год Своей евангельской проповеди, в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей, «взыде в церковь и учаше» ( Ин.7:14–36 ). День Преполовения есть древний христианский праздник; о нем упоминает в своих поучениях св. Иоанн Златоуст . В V веке Анатолий Константинопольский 128 , в VII – прп. Андрей Критский , в VIII – св. Иоанн Дамаскин , в IX – прп. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы. Праздник Преполовения, подобно ветхозаветному празднику Кущей, в пределах предпразднества и попразднества продолжается 8 дней, со вторника 4-й недели до вторника 5-й недели по Пасхе. На день Преполовения совершается великая вечерня. На вечерне указано стихословить не «Блажен муж...», а рядовую кафизму. На утрени не положено полиелея, а поется лишь великое славословие. Катавасия в день Преполовения Пятидесятницы и на отдание Пятидесятницы: «Море огустил еси...» (Типикон, гл. 19). На утрени и литургии вместо «Достойно...» поется не «Светися, светися...», а ирмос «Чужде матерем...» Звон к службам в колокол воскресный. В праздник Преполовения в некоторых церквах бывает выход на воду, для освящения ее. Преполовение празднуется 8 дней от среды этой седмицы до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. В отдание Преполовения поется, вместо «Достойно...», ирмос «Чужде матерем...» Преполовение не имеет предпразднества. Пятая по Пасхе неделя о Самаряныне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Жена возвестила о Господе прочим жителям города. Приидите и видите человека, говорила им Самарянка, иже рече ми вся, елика сотворих: егда той есть Христос. От града же того мнози вероваша в Он от Самарян, за слово жены свидетельствующая, яко рече ми вся, елика сотворих. После же двухдневнаго пребывания Господа у Самарян, и много паче вероваша за слово Его. Жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем: сами бо слышахом, и вемы, яко Сей естъ воистину Спас миру, Христос. Самарянка приняла веру христианскую и за нее венец мученический. Память св. мученицы Фотии Самаряныни, «с нею же беседова Христос на студенце», совершается в Православной Церкви в 20 день марта 555 . Итак, в пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник Самаряныни, понеже в той Христос Мессию себе яве исповедоваше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикостную седмицу учинен бысть» 556 . Воду прияти пришедши тленную, жено, Живую почерпаеши, ею же скверны душевныя омываеши. Беседу Спасителя с Самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В ΙV веке св. Иоанн Златоуст при Богослужении в эту неделю говорил: «сегодня Христос возвестил нам подвиг Самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей» 557 . В V веке Анатолий Константинопольский, в IX Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о Самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Чтением Апостола в пятую неделю по Пасхе, сообразно дням Пятидесятницы, Церковь возвещает славу Воскресшего и могущественным действием слова Божия на сердца человеческие и быстрым умножением Церкви Христовой в Антиохии: и бе рука Господня с Апостолами, которые явно видели благодать Божию и радовались. В Антиохии – ученики Христовы первые стали называться христианами ( Деян.11:19–26, 29–30 ). Евангелием Церковь благовествует беседу Господа с Самарянынею ( Ин.4:5–42 ). Неделя о Самаряныне чтением Евангелия показывает, что ожидание Мессии древле было всеобщим между Иудеями, Израильтянами и Самарянами; жена Самарянка, пришедшая сама за водою на кладезь, знала, что имеет придти Христос и возвестит вся. Иудеев, поклонявшихся Богу в Иерусалиме, и Самарян – на горе Гаризин примиряя образом истинного Богопоклонения, Господь в беседе с Самарянкою возвестил, что дух есть Бог: а иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися; духом – внутренно, деятельно, искренно, постоянно, и истиною – во всей полноте и совершенстве внутреннего и внешнего Богопоклонения, без малейшего опущения и недостатка – и душею и телом; во всяком месте – и дома и особенно во храме: – и по внушениям сердца и разума, и преимущественно по уставу и обычаю Церкви; – непрестанно и наипаче в определенное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Православная Церковь в первую по Пасхе неделю вспоминает явление воскресшего Иисуса Христа единонадесяти апостолам и осязание ран Его ап. Фомою ( Ин.20:24–20 ). Начало празднования недели Антипасхи относится к первым временам христианства, как видно из Постановлений апостольских, писания св. Григория Богослова , блж. Августина и из правил соборных. Богослужение ее. «В сей святой второй недели Антипасхи, как в Уставе сказано, не поется воскресная, но вся праздника». Не присоединяются воскресные песнопения Октоиха; на благословение хлебов (по «Ныне отпущаеши...» и «Отче наш») поется тропарь праздника «Запечатану гробу...» трижды (а не «Богородице Дево...»), тот же тропарь поется трижды и на «Бог Господь...»; после полиелея поются: праздничное величание (см. в Ирмологии; тропари же: «Ангельский собор...» не поют), степенный 1-й антифон 4-го гласа и прокимен праздника «Похвали, Иерусалиме...» Канон поется праздника: «Поим вси людие...», ирмосы по дважды, катавасия: «Воскресения день...»; в самое Фомино воскресение вечером совершается великая вечерня, на коей поется великий прокимен. Радоница В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. Поминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключать из слов св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоуста . По поводу недоумения относительно того, как служить вечерню и утреню в Радоницу, по Цветной Триоди или по Парастасу дано такое разъяснение: «Ради «родительских» отступлений от обычного порядка богослужения допускать не следует», т.е. – по Цветной Триоди. Третья по Пасхе неделя о мироносицах В эту третью неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа Аримафейского и Никодима. Мироносицы и тайные ученики Господа служат «свидетелями смерти и Воскресения Его, сих двух истиннейших и содержательнейших догматов веры христианской». Установление воспоминания свв. жен мироносиц, Иосифа и Никодима в третью неделю по Пасхе получило начало свое в первые времена христианства 127 . В VII веке св. Андрей Критский , в IX – прп. Феофан написали и передали Церкви некоторые стихиры на неделю св. жен мироносиц. Во всю эту седмицу поются тропари «Благообразный Иосиф...» и «Мироносицам женам...», пение которых бывает в Великую Субботу. Но в Субботу окончание этих тропарей, возвещающее о Воскресении Христовом, оставляется, в седмицу же мироносиц поется. Оно же поется и в ту неделю (воскресение) на утрени в седальнах, когда поется Октоиха 2-й глас. О службе в храме мироносиц указано в Типиконе и в Цветной Триоди в последовании недели жен мироносиц. Там находится и величание по полиелее. Четвертая по Пасхе неделя о Расслабленном

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010