Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Дома уже все приготовлено, чтобы после поста разговеться в радостный день Воскресения Христова. Эту радость передают друг другу все, ходят поздравлять один другого, угощают всех лучшим, что имеют, христосуются и дарят красные яички. Еще в субботу и после пасхального богослужения священник освящает куличи, пасхи и мясо, чтобы после заутрени и литургии съесть благословенную в храме пищу за радостным пасхальным столом. В России на Пасху весь день во всех храмах звонили колокола. Вопросы: Что сделали сторожившие гроб воины? Как узнали о воскресении Христовом жены-мироносицы? Как узнала об том Мария Магдалина? Что будет при общем воскресении? Когда оно будет? Что нам напоминает об этом каждый год? Почему Пасха называется «Праздников праздник»? Почему Пасхальная заутреня служится ночью? Почему в Пасхальную неделю Царские врата открыты? Самостоятельная работа: 1. Нарисовать пасхальное красное яйцо с буквами X. В. или раскрасить деревянное, или пустое куриное яйцо, чтобы подвесить его под иконами. К Пасхе приготовить расписные яйца для своих друзей и родственников. 2. Отметить на Годовом круге праздник Воскресения Христова. Явление по пути в Эммаус В тот же день Воскресения Христова двое из учеников – одного из них звали Клеопа – шли из Иерусалима в селение Эммаус. Сердце их не было спокойно: они говорили и о смерти Господа, и о слухах об Его воскресении в Иерусалиме. Когда они беседовали, к ним приблизился Спаситель, но они не узнали Его, как и Мария в саду у гроба. Спаситель спросил их, отчего они так печальны и о чем они беседовали. Клеопа ответил Ему: – Неужели Ты не знаешь, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином: Он был пророком, сильным перед Богом и людьми, делавшим чудеса и проповедовавшим. Наши начальники предали Его на смерть и распяли. А мы надеялись, что Он спасет нас. Но вот уже три дня, как Он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб Его пуст и что они видели ангелов, сказавших им, что Он жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но Его Самого не видели.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пример самарянки свидетельствует, что даже самые отчаянные, страшные грешники способны искренним раскаянием перед Богом воздвигнуться от греховного плена и обрести Божественную благодать. Отец Небесный взывает ко всем грешникам, призывает к покаянию род человеческий. По свидетельству апостола Павла, глас Божий звучит всегда, убеждая: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Наконец, достойно нашего внимания и поведение самарян, которые, поверив Господу, устремились к дальнейшей жизни во Христе, чтобы не просто веровать, но впитать в себя истину Христову, отложить ветхого человека и облечься в нового, созданного по Богу, в правде и преподобии истины. Ведь Господь наш Иисус Христос не только Спаситель миру, но и Избавитель каждого из нас, верующих в Него и почитающих Его преславное имя. И наше христианство определяется не только по внешним проявлениям, не по тому, как мы молимся, ходим в храм Божий, соблюдаем посты, участвуем в Богослужениях, но и по внутреннему духовному деланию, сочетанию со Христом. Сочетаться же со Христом — значит всю жизнь свою посвятить служению Богу, свято хранить заповеди Господни, творить дела любви и милосердия. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Только сердце, свободное от всякого плотского, истинно может служить Богу и духом соединяться со Христом». Сподобимся же подвизаться и проводить жизнь так, как заповедует Святое Евангелие, помня о том, что сила наша в смирении, в осознании того, что собственные усилия и подвиги христианские невозможны без участия Господа и помощи Божией. По словам святителя Тихона Задонского, «Бог начинает дело нашего спасения и совершает его, если мы не противимся Ему и делаем то, в чем действует Его благодать». Аминь. Христос воскресе! Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5ю по Пасхе (по Апостольскому чтению) И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. ( Деян.11:21 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скорбь и теснота – удел чад Христовых на скорбной и грешной земле. Зато и готовится им удивительная возможность последовать за своим Спасителем на Небо. Распявшие плоть свою со страстьми и похотьми, они и воскреснут вместе с Распятым. Ещё при жизни отказавшиеся от рабства плоти, от рабства “земле”, ещё здесь и среди нас сбросившие оковы земной привязанности, они, святые, легко и радостно вознесутся в небесные чертоги вслед за своим Богом, не обернувшись подобно Лотовой жене на оставляемую землю. Потому что способность летать, возможность вознесения отныне предоставлена каждому. Надо только захотеть святости, надо только заскучать о ней среди грешных и скорбных дел наших. Надо только последовать за Спасителем туда, куда Он давно зовёт нас. На Небо. Аминь. Соблюди их во имя Твое… Проповедь в неделю 7ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора 23 мая 1999 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, когда Церковь Христова молитвенно вспоминает святых отцов Первого Вселенского Собора, которые по вдохновению Святого Духа смогли сформулировать, объяснить и передать нам с вами истину о Боге, запечатленную в чеканных определениях Символа веры, сегодня за богослужением читается отрывок святого благовествования апостола Иоанна Богослова, называемый часто первосвященической молитвой Христа. Господь молится за людей. Господь, подобно священнику, предстоящему пред Престолом, молится за малых мира сего. Перед тем, как взойти на Крест, перед тем как принять страшную муку и страшный позор, наш Спаситель молится за тех, кто останется сиротами после Его ухода. Он молится за тех, кто предаст Его при первой же опасности. Господь молится за людей, потому что любит их. И человеку это знакомо. Когда умирает мать, когда пред гробовой чертой стоит отец малых и неразумных детей, сердце их переполняется ужасом за судьбу тех, кого они оставляют – за малых своих, которые вот-вот станут сиротами. Это бывает не так уж и часто на земле. Все-таки, как правило, отцы и матери покидают мир сей, когда их дети уже выросли, твердо стоят на ногах и не нуждаются в помощи своих состарившихся родителей. Но какой тревогой переполнено сердце материнское, когда она видит, что любимому ее чаду ничем уже, кроме молитвы помочь не может. Иные скажут: все от маловерия! Чего матери бояться за детей своих, когда с ними Бог? Но давайте вслушаемся еще раз в эти любовные, тревожные слова, которые Христос произносит, молясь за Своих учеников, а значит и за нас с вами: “Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне… Я уже не в мире, но они в мире… Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал…”( Ин.17:9-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Эта молитва входит не только в состав богослужения второй подготовительной недели, но и в чин монашеского пострига. Трогательные слова богослужебного текста отражают настроение, к которому готовит нас Церковь. С одной стороны, осознание своей греховности, духовной нищеты и недостоинства. С другой — надежда на прощение и встречу с любящим Отцом. Богослужебные особенности О приближении важного духовного периода нам напоминает песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» , исполнение которого начинается в Неделю о мытаре и фарисее и продолжается до пятого воскресного дня Великого поста (включительно). Еще одно заметное отличие — пение на Утрени после хвалебных псалмов (134-го и 135-го) полного тоски и печали 136-го псалма «На реках вавилонских»: Церковнославянский текст: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Аллилуиа. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении. Аллилуиа. Воспойте нам от песней Сионских. Аллилуиа. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аллилуиа. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Аллилуиа. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Аллилуиа. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Аллилуиа. Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Аллилуиа. Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа. Русский текст: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!  

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

На литургии по входе на «И ныне», кроме 5-й недели, поется кондак: «Аще и во гроб» 402 , и положен причастен во все указанные недели – «тело Христово», (а после него воскресный). – Другой разряд песнопений Богослужения указанных недель, а также 7-й недели по Пасхе и недели Всех Святых, составляют триодные песнопения – праздника «настоящия недели», прославляющие особое празднуемое в каждую неделю событие, кроме того, – попразднственные песнопения: в нед. 5-ю – праздника Преполовения, а в 7-ю – праздника Вознесения. 403 События «праздников Триоди» преимущественно воспеваются в канонах утрени (сн. 4 прим. на 653 стр.), тропари песней которых входят также и в состав блаженн на литургии (во все недели песнь 6-я на 4, а в 5-ю нед. еще 3-я и в 7-ю нед. 4-я на 4 от другого канона Триоди); икосы (кроме пасхального в 4-ю и 6-ю нед.) и седальны после 8-й песни канона и икосы, и кондаки после 6-й его песни тоже назначены из Триоди. Вместе с этим, обыкновенно, на «Слава» и «И ныне», или на «Слава» и на «И ныне»: в стихирах (кроме воскресных стихир на «И ныне» в стихирах на «Господи воззвах» и «на стиховне»), тропарях, светильнах, положены, за немногими исключениями, песнопения «праздников Триоди»; кроме того, эти же песнопения имеются в стихирах великой вечерни на «Господи воззвах» – в 5-ю, 7-ю и Всех Святых недели, и в стихирах «на хвалитех» – в те же и 6-ю недели. 404 – На ряду с пасхальными и песнопениями праздников Триоди, во все недели, начиная с 3-й по Пасхе и кончая неделей Всех Святых, поются еще и песнопения воскресные из Октоиха, печатаемые и в Триоди Цветной (о гласах см. 651 стр. 2 прим.). К числу этих песнопений, кроме указанных выше (см. 648 стр. и 2 прим. на 654 же стр.), еще относятся: стихиры (на вечерне), тропари на «Бог Господь», седальны (состав и особенно порядок которых в Триоди Цветной, впрочем, не одинаковы с последованиями Октоиха), ипакои, степенны антифоны, прокимен, стихиры «на хвалитех» 405 , тропари («Днесь спасение» или «Воскрес из гроба», смотря по гласу) отпустительные (на утрене), блаженны (текст которых, впрочем, в 3-ю неделю – всех, а в 5-ю – одной, в Триоди Цветной различен с Октоихом) и причастен: «Хвалите Господа с небес» (на литургии). Так как песнонения Октоиха (кроме поемого на полунощнице троичного канона) печатаются в Триоди Цветной на ряду в тех местах ее последований и в том порядке, как это относительно их указано в Уставе; то обращение к Октоиху, при отправлении недельных служб (за исключением полунощницы) в период пения Цветной Триоди, – излишне. – Совмещение в один состав песнопений, означенных трех разрядов указано в Уставе и Триоди. Цветной. В общем же порядок Богослужения означенных недель по Пасхе тот же, что и в обычные воскресные дни, причем на утрене в означенный недели положены вместо полиелея, «непорочны», т.е., 17-я кафизма (см. 375 стр. и выше, примеч. к Табл. утр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

5) В то время, как молитва елея читается священниками, поются тропари , числом – одиннадцать. В «Последовании» они названы тропарями, но между ними есть, под тем же названием, и  кондаки. Из тропарей, три обращены к Господу Иисусу, два к св. апостолу Иакову, и по одному : к св. Николаю Чудотворцу, Великомученику Димитрию, целителю Пантелеимону, общий к св. Бессеребренникам, к св. ап. Иоанну Богослову и в заключение – Пресвятой Богородице. С молением к Господу Иисусу Христу положены три песни: а) известный уже тропарь: Скорый в заступлении... б) кондак по 6-й песни канона в 6-ю неделю по Пасхе о слепом: Душевныма очима ослеплен... и в) кондак по 3-й песне канона, положенного в 4-ю неделю по Пасхе о расслабленном: Душу мою, Господи... Надобно заметить, что в двух последних песнях есть разница в конце их. В службе о слепом кондак оканчивается так: «покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме свет пресветлый», а в чине св. Елея: «в покаянии зову Ти: Милостив нам буди, едине благопременителю». Кондак в неделю о расслабленном кончается так: «Щедрый, слава, Христе, державе Твоей», а в чин св. Елея: «Щедрый, даждь ми, Христе, исцеление». В гречесвих и славянских кондакариях XII u XШ века, кондак в неделю о слепом читается так же, как и в чине св. Елея, а разночтение, сделанное в каноне сей недели, принадлежит позднейшему времени. Напротив, кондак о расслабленном читается так, как он изложен в службе недели 615 , следовательно, изменение, сделанное в чине св. Елея, принадлежит редакции последующего времени. Очевидно, эти перемены сделаны и существуют приспособительно к богослужениям, одна – к праздничному, а другая – к богослужению св. Елея. Св. ап. Иакову, в чине св. Елея, положены, без изменения, две песни. Тропарь: Яко Господень ученик..., и кондак: Отчее Единородное Бог Слово..., находящиеся в службе апостолу, совершаемой ежегодно 23 октября. Молитвы сии, сряду после песней Спасителю, не потому только поставлены, что он – апостол и брат Божий (ибо св. Евангелисту Иоанну тропарь поставлен на конце), а потому, что он, как выражено в кондаке, яко верный строитель таинств духовных , установил, в своем «Послании» богослужебный чин Елеопомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О САМАРЯНЫНЕ    Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4:5-42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе).    В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной». Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ    В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин. 7:2, 10:22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9:1-41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет». Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

12 временных храмов построят в Москве к Пасхе по просьбам верующих Москва, 28 февраля 2014 г.      До 20 апреля в Москве планируется возвести 12 временных храмов на площадках, выделенных по «Программе 200». Как рассказали «Известиям» в Фонде поддержки строительства храмов города Москвы, прихожане встретить Пасху в своих храмах, поэтому на участках для основных храмов по «Программе 200», прошедших все согласования, будут установлены временные. Прихожане хотят встретить Пасху в своих храмах, поэтому на участках для основных храмов, прошедших все согласования, будут установлены временные Временные храмы установят в семи округах Москвы. Например, в Восточном административном округе (ВАО) — на улице Камова, улице Перовской и Зеленом проспекте; в ЮВАО — на улице Маршала Кожедуба, на пересечении улицы Поречной с Перервинским бульваром и на улице Федора Полетаева; в ЮАО — на улице Борисовские пруды. Также церкви обустроят на пересечении улицы Воскресенская с Мещерским проспектом, на улице Куликовская, пересечении Новочеремушкинской и Кржижановского, Малахитовой и Бажова и на улице Фабрициуса. Причем на последнюю временный храм перекочует с Пятницкого шоссе, где уже построили постоянный. — Все временные храмы разные — от бытовок до деревянных строений, их вместимость тоже варьируется, в основном — до 60 человек. Есть исключения: например, на Борисовских прудах по индивидуальному проекту строится большой храм на 150 человек, он, скорее всего, останется там надолго, — пояснили в пресс-службе фонда. — Основная идея временных храмов в том, чтобы там совершались богослужения, пока приход собирает средства на основной храм. Это долгая история: сначала нужно разработать документацию, потом уже начинается строительство. Места под храмы выбирались там, где это наиболее необходимо — например, в Выхино-Жулебино на более чем 200 тыс. жителей функционировал один небольшой храм. За три года действия «Программы 200» построено 18 храмов во всех округах столицы. Город выделяет земельные участки, а строительство ведется на частные пожертвования — как крупных компаний и ведомств, так и отдельных прихожан. В этом году будут завершены работы еще на 16 объектах, 43 проекта находятся в стадии разработки. Варианты проектов храмов разработаны тремя московскими институтами: ГУП «МНИИТЭП», ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина и ГУП «Моспроект-3». Это храмы на 200, 300 и 500 прихожан, всего существует восемь типовых проектов. 28 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68825.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010