Мы поем эти первые два песнопения на утрени первых трех дней Страстной недели, чтобы напомнить себе о том, что мы приближаемся не только к Воскресению Христову из мертвых, но и к воскресению всего человечества в Царстве Небесном. Как говорил отец Александр Шмеману: " Мы всегда живем после Пасхи и всегда движемся к Пасхе " . (Пасха — от древнееврейского слова pesah, что значит " прохождение " ). Поэтому с каждым литургическим днем и с каждым литургическим годом мы всегда движемся к великому переходу в Царство Небесное, из конечного времени в вечность. Песнопения Триоди выражают эти идеи с еще большей силой. Начало проповеди Спасителя отводит покаянию место в Царстве Небесном, которое приближается к нам: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 4:17). Время Великого поста и песнопения Триоди — оба настаивают на этой и других важных идеях. Еще в начале триодного периода мы начинаем петь: " Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости " . Эта тема покаяния встречается снова в каноне преп. Андрея, епископа Критского, который мы поем в первую и пятую неделю Великого поста: " Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй " или " Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся? " Эти примеры можно продолжать. Сознание Церкви, отраженное в гимнографии, подчеркивает, что конец, эсхатон, не просто событие в отделенном будущем, но немедленное, происходящее " у самой двери " . Вот причина, по которой на всех главных богослужениях мы молимся Бога о " христианской кончине живота нашего, безстрастной и непостыдной и о мирном и добром ответе, на страшном суде Христовом " . Г. Продолжая литургической опыт в Церкви, мысль о конце земного бытия и ожидающем нас страшном суде Божием отмечает личную духовную жизнь верующих. Когда верующие спросили великого исповедника XX века, который подвизался в Сиастрийской монастыре в Румынии, о чем мы должны в первую очередь думать изо дня в день, он ответил: " О смерти " , " А во-вторых? " он ответил: " О смерти " , " А в-третьих? " — " О смерти " .

http://religare.ru/2_22918_1_21.html

Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. «Отеческия славы Твоея уцалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» 350 . «Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих», «и повинухся (им) окаянный», «и обнищав, студа исполнихся : Темже обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою» 351 . БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор». Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся. На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу). СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Весною 2009 года была отслужена первая Литургия в верхнем храме — в приделе в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Первая Литургия на главном престоле в честь Собора Московских святых была совершена на Пасху 2012 года. В 2015 году храм Собора Московских святых был введен в эксплуатацию. На сегодняшний день завершается благоустройство территории храма, в осенний период планируется высадка деревьев и кустарников, обустроена могила первого настоятеля протоиерея Петра Давыдова, трудами которого был восстановлен храм преподобного Сергия Радонежского. Храм Собора Московских святых — одноэтажный с цокольным этажом, пристроенной колокольней высотой более 45 метров и симметричной ей звонницей, с пристройкой главного западного входа и встроенными пятью апсидами. Здание храма четырехстолпное, диаметр центрального барабана, стоящего на четырех столбах, — 12 метров, высота центрального купола с крестом — 39 метров. Храм имеет 6 алтарей: пять расположены на первом этаже — главный посвящен Собору Московских святых, два крайних придела устроены в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и святителя Николая Мирликийского, два малых — в честь Новомучеников Бутовских и преподобной Евфросинии Московской. Один, посвященный равноапостольному Николаю Японскому, расположен в цокольной части храма. Кроме того, в храме имеется приставной престол с антиминсом в честь блаженной Ксении Петербургской. Богослужения совершаются ежедневно в храме Собора Московских святых, так как храм преподобного Сергия Радонежского вмещает не более 100 человек. В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии. В старинном храме преподобного Сергия Радонежского совершаются торжественные богослужения в день Благовещения Пресвятой Богородицы — престольный праздник Благовещенского придела, во все дни памяти преподобного Сергия Радонежского, а также в памятный день чуда прекращения эпидемии холеры в селе Бибирево в 1873 году. В настоящее время в храме несут служение 10 священников и 4 диакона. Двое священников являются настоятелями других строящихся храмов Северо-Восточного викариатства.

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

В одной — священный песнопевец, приглашая всю тварь, небо и землю к прославлению Сына Божия, располагает свои славословия по летам земной жизни Христа Спасителя. Покаянные песнопения Ефрема исполнены умиления, как и все его беседы о покаянии. Преподобный Ефрем сам назначал их для церковного употребления, как видно из заключительных слов последнего песнопения. Посвящая благодатные плоды духа своего Господу, как Анна — благодатный плод молитвы, сына своего Самуила, он говорит: «Плод благодати Твоей, Господи, исшедший от духа моего, да служит в доме Твоем пред Тобою, как служил Самуил, который родился по благодати Твоей и так же был от горы Ефремовой» (1 Цар. 1, 1). Из погребальных песнопений некоторые написаны, вероятно, по случаю смерти лиц, особенно известных своим благочестием и заслугами перед Церковью, поэтому Ефрем восхваляет их подвиги. Есть особые песнопения на погребение епископов, пресвитеров, диаконов, клириков, монахов, богатых, отцов и матерей семейств, юношей, детей; три погребальные песни скончавшимся во время язвы, одна — на погребение странных, между которыми завещал похоронить себя, по смирению, и сам преподобный. В своих погребальных песнях Ефрем призывает к молитвам за отшедших, растворяет скорбь отрадным упованием на милость Искупителя, напоминает оставшимся о скоротечности жизни, о Страшном Суде и вечной жизни. Иногда эти наставления излагаются в виде беседы между почившим и сопровождающими его во гроб. Словами преподобного Ефрема Святая Церковь до сих пор молится во дни покаяния: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...» Ему же, по некоторым рукописям, принадлежат и следующие молитвы, употребляемые в церковном и домашнем богослужении: «Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго» (из молитв на сон грядущий); «Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий...» (молитва после 5-й кафизмы); «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое...» (молитва на субботней полунощнице), и, наконец, молитва Пресвятой Богородице: «Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Чистая Дево...» скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6039.html

Но для того, чтобы никто из нас не вздумал легкомысленно злоупотреблять долготерпением Божиим и не стал пренебрегать покаянием, надеясь всецело на беспредельное милосердие Божие, – в третью приготовительную неделю св. Церковь живописует перед нашим мысленным взором потрясающее душу зрелище последнего суда Божия над всем человеческим родом, так называемого  Страшного Суда.  Этим она желает нам внушить, что Бог не только милосерд, но и  правосуден:  прощая, как любящий Отец, грешников искренно-кающихся, Он, однако, как Судия Праведнейший, обрекает на вечные муки грешников, упорствующих в своих грехах и отвергающих покаяние. В субботу (как «день покоя») перед этим св. Церковь призывает нас вознести заупокойное моление о всех «от века преставльшихся праотцах, отцах и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных христианах», особенно о тех, которые были похищены внезапною смертью и о коих некому молиться, дабы и они были помилованы Богом на Страшном Суде Его. С этого воскресного дня, в видах постепенной подготовки нас к строгому посту, св. Церковь воспрещает нам вкушение мяса, почему он и носит название «Недели Мясопустной». В течение всей последующей седмицы, начиная с понедельника, разрешается лишь вкушение сыра (и молочных продуктов вообще) и яиц, отчего и вся седмица эта называется «сырной». В ежедневном Богослужении этой сырной седмицы св. Церковь с особой внутренней силой и выразительностью готовит нас к наступающему Великому Посту, почему эта седмица в богослужебных песнопениях именуется «преддверием поста», «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». Отсюда видно, насколько несовместимы с этой седмицей, называемой в просторечии «масленицей», оставшиеся у нас пережитки язычества в виде разнузданных светских забав и развлечений, скоморошеств и так наз. «балов-маскарадов», соединяемых с крайним объядением и пьянством. Такие явления прямо-противоположны благим намерениям св. Церкви, готовящей нас к святому посту, и должны почитаться  позорными  для истинных чад ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И с каждым веком эти воплощения все ужаснее, все мрачнее, чудовищнее. Такие генеральные репетиции были давно и дальше будут продолжаться. Еще ничего не кончилось, все только начинается. А когда придет к власти этот надутый, влюбленный в себя гордец, последний антихрист, тогда и наступит конец. И Господь явит тогда такую чудотворную, живительную силу, такую мощь, что все мертвые воскреснут, а живые изменятся, вся природа преобразится, вселенная начнет новую жизнь, все получат новые тела. И те, кто жил с Богом, кто возлюбил Христа, будут пребывать с Ним в вечности, а служители дьявола все будут Богом отвергнуты. Поэтому нам надо понять: а мы-то, собственно, кто? Кому мы служим? Каждый из нас, придя домой, должен поразмыслить: вот в сутках двадцать четыре часа, из них шесть или восемь часов я сплю, остальные ем, пью, работаю, отдыхаю. А сколько времени из всей моей жизни отдано Богу? А сколько себе, сколько греху? Чему я служу своей жизнью? Любой человек находится в этой триаде: служить ли ему Богу, служить ли греху или служить себе. Ну а себе – это, собственно, тоже греху. И, взвесив это, надо самому трезво посмотреть, что перевесит, и рассудить: куда по моей жизни пойдет моя душа? Поэтому Святая Церковь и напоминает нам о Страшном суде, чтобы мы задумались, пока не поздно, зачем мы живем, для чего нас Господь на свет произвел; чтобы мы устрашились огня геенского и изменили свою жизнь. Поэтому Святая Церковь и взывает к нам через богослужение, чтобы мы восхотели Царствия Небесного, чтобы загорелась в нас любовь к Богу, чтобы мы, как птицы, к Небу взлетели. Многие рассуждают: если Господь сама любовь, почему существует ад? Как он сочетается с любовью? Если Бог благ, что же, Он не может простить? Конечно, может. В древности даже некоторые православные ученые считали, что в конце концов Господь всех помилует и призовет к Себе. Но Церковь учение это отвергла, потому что у человека есть свободная воля. Разве мы не встречали в жизни людей, которые глумятся над Церковью ? Их сюда не затащишь, при слове «молитва» они просто смеются. Представим себе, что этот человек попадет в Царствие Небесное. Какая же ему там будет мука! Ведь в Царствии Небесном одна сплошная молитва, славословие Бога – Которого человек не знал, не знает и знать не хочет. Разве это не страдание? Ему ведь нужно общение с людьми себе подобными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе): Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу). Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля " Вечевой колокол " ): – Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны.

http://religare.ru/2_92690.html

Вы несете еще одно послушание – возрождаете каменный храм в поселке Хвалово Волховского района Ленинградской области. И вот, совсем недавно, после 70 лет запустения, в нем совершена Литургия. Расскажите о ходе восстановления. Несколько лет назад митрополит Санкт-Петербургский Владимир мне поручил восстанавливать разрушенный храм в Волховском районе Ленинградской области, в деревне Хвалово. Тогда это была территория Санкт-Петербургской епархии, а ныне - территория Тихвинской епархии. Церковь в Хвалово красивая, большая, построена после Отечественной войны 1812 года на месте сгоревшего деревянного храма. Советская власть его не пощадила, местные рассказали, что один из жителей деревни оттачивал свое снайперское мастерство, стреляя по крестам куполов. Он закончил жизнь не своей смертью. Но в 2000 годах жители села все же решили вернуть молитву в храм и построили рядом с ним маленькую часовеньку, но храм стоял в запустении. Работы идут полным ходом, надеемся, что в этом году мы полностью завершим восстановление. Храм освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. В нем было уже несколько архиерейских богослужений. Мы надеемся, что с восстановлением церкви в этом месте начнется настоящая религиозная жизнь. Хвалово - деревня большая, рядом с трассой, есть почта, магазины, заправка - все, необходимое для быта, и нам очень хотелось бы, чтобы наладилась полноценная церковная жизнь. С этого Великого Поста мы стали там совершать богослужения два раза в неделю: в среду и в воскресенье. Несмотря на то, что это трудновато - ездить священнику из Санкт-Петербурга в деревню за 150 километров два раза в неделю, да и прихожан в храме пока что мало, но мы уверены, что соборная молитва со временем преобразит приход, он станет настоящим, крепким, сплоченным, действующим. Главное - чтобы была молитва, главное - не опускать руки. Господь спросит, сколько талантов мы принесли Ему, - учит нас владыка Варсонофий, - если ничего не делать, то не будет у нас доброго ответа на страшном суде Божьем. В завершении традиционный вопрос: чего бы Вы пожелали нашим читателям и прихожанам храмов нашей епархии?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/25/to...

На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» «с Аллилуиею красною» 77 . Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари – «Ангельский собор...». Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери...». Чтение на литургии: Апостол – Кор., зач. 135, Евангелие – от Лк., зач. 79. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу). Причастен: «Хвалите Господа с небес...». Седмица и Неделя мясопустные Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ). В субботу мясопустную, перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере». По неисповеданому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, – говорится в синаксарии, – яко не вси в пропасти впадающий, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад; по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерть) ведения ради и прощения (грозного предупреждения) и уцеломудрения иных бывают».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Читать полностью     Проповедь Сергия Мечева   Святая Церковь ныне вводит нас в общение с тем страшным часом, когда мы все предстанем перед Страшным Престолом Господа Славы, когда Судия живых и мертвых, Господь Иисус Христос приидет во славе и каждому воздаст по его делам. Святая Церковь этим воспоминанием заканчивает приготовление наше ко входу в Великий пост. Если мы только что, в неделю о Блудном сыне, видели всю любовь к нам Отца Небесного, Который не только принимает раскаявшегося блудного сына, но Сам идет к нему навстречу, Сам падает к нему на шею, Сам облекает его в одежду первую, ризу нетления, которую раздрал сам этот падший сын, и дает перстень на его десницу, и закалывает тельца упитанного, то перед нами встает вопрос, как же может этот любящий, всепрощающий Отец наш прийти снова на землю и судить живых и мертвых. Вот, Святая Церковь не смущается тем, что смущает многих из нас; не смущается тем, как это может быть совмещена любовь Божия, проявившаяся в том, что Он Сына Своего послал в мир “нас ради человек и нашего ради спасения”, с представлением о Нем, как о Грозном Судии, Который поставит одних по левую, других по правую сторону Своего Престола. Если бы мы внимательно отнеслись к богослужению, если бы мы воспринимали то, что ежедневно дает нам в нем Святая Церковь в дни подготовительные к Великому посту, тогда исчезло бы из нашей души это внутреннее противоречие. Читать полностью     Проповедь Феофана Затворника   Ныне же что она говорит? Ныне она живописует нам Страшный Суд Божий и тем хочет послушных чад своих воодушевить на большие и большие труды, а нерадивых и беспечных пробудить от усыпления. Первым она говорит: «Трудитесь и не ослабевайте в трудах своих; ибо, когда придет Господь и все святые Ангелы с Ним, тогда поставит Он вас одесную Себя и скажет вам: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). И с той минуты вы начнете вкушать блаженство, для выражения которого нет слов на языке человеческом. Тогда забудете все труды свои и скорби». А вторым, то есть нерадивым, говорит ныне Святая Церковь: «Непрестанно внушаю вам — живите, дети мои, как жить следует истинным христианам, а вы не слушаете. Приглашаю вас к покаянию, а вы уши свои затыкаете от зова моего; говорю вам — плачьте о грехах, а вы не только не плачете, но издеваетесь над плачущими, издеваетесь даже над самым уставом покаянным, как и над всем порядком жизни христианской. Убойтесь! Прейдет образ мира сего, явится строгий Судия и поразит вас гневным отвержением Своим: «отыдите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25, 41).

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010