Наиболее ясно православное учение о вечных мучениях грешников раскрыто в Новом Завете, особенно в притче Спасителя о Страшном Суде. Кстати сказать, совсем скоро, через несколько дней Православная Церковь в ряду подготовительных недель к Великому посту будет совершать и Неделю о Страшном Суде. Интересно, как неверующие в вечные муки грешников батюшки во время этого богослужения будут читать из Евангелия такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25,41)?! И далее, еще яснее: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25,46)! О вечности мучений тяжких грешников словами Ангела свидетельствует и ап.Иоанн Богослов: «Третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр.14,9-11). А вот как описывает св.ап.Иоанн Богослов всеобщее воскресение мертвых, Страшный Суд, конец ада и вечные мучения грешников уже не в нем, а в озере огненном, т.е. в геенне (описывает в той самой последовательности, как я писал об этом в предыдущей статье): ««И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.19,11-15). Правда, здесь апостол прямо не говорит о вечности мучений грешников. Но в контексте Св.Писания (ср.Мф.25,41.46; Откр.14,9-11; 20,10.15), - это (т.е. вечность этих мучений) очевидно!

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Следующее за неделею блудного сына воскресение называется неделею мясопустною, так как с этого дня прекращается мясоястие, или неделею о страшном суде, так как в этот день в евангелии на литургии положено читать притчу Спасителя о страшном суде Божием. Притча Спасителя, читаемая в евангелии на литургии в этот день, составляет, в свою очередь, и предмет его особенной церковной службы. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем церковь почла нужным представить сильнейшее побуждение к раскаянию и сокрушению – грозную картину страшного суда. В службе недели мясопустной собрано все, что есть величественного и трогательного, – все, что только может пробудить человека от беспечности и внушить грешнику страх Божий. Пред воспоминанием в неделю мясопустную страшного суда, св. церковь почла также нужным, по приличию времени, молиться об усопших чадах своих, имеющих некогда предстать страшному суду Божию, и потому она положила совершать заупокойную службу в субботу пред неделею мясопустною. Здесь церковь молится за всех, от века почивших, чтобы ни одна душа не явилась безответною на суде; особенно молится она о скончавшихся напрасною смертию. В песнях церковных того дня исчислены все виды и случаи нечаянной смерти, – и за всех несчастных, подвергшихся какой-нибудь из них, церковь усердно молится, а напоминанием о внезапной кончине, могущей каждого из нас постигнуть, снова побуждает к покаянию. Так святая церковь , в течение многих недель, приготовляет нашу мысль к посту. Теперь она хочет приготовить к нему и наше тело. Так как подвиг поста в начале представляется всегда труднее, то, чтобы не устрашить немощь нашу, она определила для последней пред постом седмицы не такой строгий пост, каков будет во время св. четыредесятницы. Она постепенно хочет отучить нас от многоядения и мясоядения – и приучить к нище постной и суровой. Чтобы трудность подвигов поста облегчить для нашей немощи, святая церковь указывает на целые тысячи примеров, из которых самым очевидным образом доказывается та истина, что пост благопотребен для нас и полезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

- Когда же Великий канон был введен в общецерковный обиход? - Полагаю, при преподобном Феодоре Студите, который жил на рубеже VIII-IX веков. Практически младшими современниками преподобного Андрея, отошедшего ко Господу в 740 году, были два других великих гимнографа - преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский. Они были настолько плодовиты, настолько блестяще выражали свои мысли, что их творения очень активно были включаемы в богослужения, что невольно оттеснило на второй план труды их предшественников, в том числе и преподобного Андрея. Святому Феодору Студиту по его монашескому устроению оказались глубоко созвучны каноны преподобного Андрея, особенно его богословская составляющая, окончание каждой песни Троичным и Богородичным. Он посчитал важным восстановить его в богослужебной практике. Созвучие и любовь преподобного Феодора Студита к творчеству святого Андрея Критского можно увидеть и в следующем факте. Преподобным Феодором был написан канон «О Страшном суде», для которого он взял ирмосы Великого канона - «Помощник и покровитель» и другие, добавив к ним собственные тропари. Он, думаю, сделал это для того, чтобы, говоря о Страшном суде, мелодически и ритмически привязать это воспоминание к Великому посту. В результате, когда на первой седмице поста начинают петь мефимоны , то есть повечерие с каноном преподобного Андрея, на ту же самую мелодию и с употреблением тех же ирмосов, это сразу отсылает слушателя к теме Страшного суда и необходимости покаяния. А звучание ирмосов Великого канона за неделю до начала первой седмицы настраивает человека на подвиги, готовит к покаянию; ритм и мелодия готовят слушателя наподобие увертюры к восприятию Покаянного канона святого Андрея Критского. Авторитет преподобного Феодора Студита был так высок, что его инициатива включить канон в состав великопостного богослужения не встретила возражений у современников. Некоторые исследователи полагают, что Великий канон начали впервые читать на пятой седмице поста, но я с этим не согласен. Греческие Триоди были сформированы к X веку, а славянские Триоди относятся к XII столетию. Кстати, в славянской Триоди Моисея Киянина, одной из древнейших, на полях есть разбивка канона по дням недели, согласно которой текст преподобного Андрея читался частями с понедельника по пятницу включительно, а не так, как в настоящее время, - до четверга. Подобные же указания есть в одном древнем Гротаферратском уставе в разделе служб Великого поста.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/15/...

Руководство Алтае-Саянской геодезической сейсмологической экспедиции охотно пошло навстречу общине – передали под устройство храма соседнее здание, которое было почти разрушено и готовилось ко списанию. Горячее желание прихожан, дружная работа буквально от зари до зари, усердная молитва сотворили чудо. Своими силами внутреннее помещение храма очистили от перегородок и произвели первичный ремонт: подновили крышу и стены, сделали пол, побелили, покрасили. Здание удачно было расположено длинной своей осью на восток, поэтому не было проблем с сооружением алтарной части храма. 11 сентября 1998 г., в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна, состоялось освящение храма. Вместе с о. Анатолием служил настоятель Благовещенского храма о. Сергий Якушкин. С поздравлениями приезжал настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы прот. Сергий Федосеев с активом своего прихода. Они подарили молодому приходу первый аналой для храма. Была пятница, рабочий день, поэтому присутствовали всего 12 человек. А через день, в воскресение 13 сентября 1998 г., в канун Церковного Новолетия была отслужена первая Божественная Литургия. Уже через месяц в храме стали совершаться две Божественные Литургии в неделю. Особое внимание стало уделяться полноте богослужений по церковному уставу, ясному, четкому чтению и пению. 19 декабря 1999 г. очень торжественно отмечали престольный праздник - в этот день храму была подарена большая икона святителя Николая Чудотворца, которая сейчас расположена на солее. Икону подарили известная в Новосибирской епархии благотворительница Мария Николаевна Дольникова и её сын Николай. Перед Великим постом 1999 г., в Неделю о Страшном Суде, в Свято-Никольском храме состоялась первая архиерейская служба. Владыка Сергий поблагодарил прихожан за скорое благоустроение храма. Храм строился силами и на средства прихожан и благотворителей. Основными строителями храма были Александр Геннадьевич Власов и отец с сыном – Пекарский Владимир Владимирович и Сивачев Владимир Владимирович. Это подвижники храмостроительства: они участвовали в возведении всех храмов Академгородка, стали учредителями прихода и первыми прихожанами храма во имя святителя Николая Чудотворца. С первых дней существования общины вся их жизнь посвящена храму. В Субботу Светлой седмицы 2003 года Высокопреосвященнейший архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон вручил этим подвижникам Патриаршие грамоты как признание и благодарность за их беззаветное служение Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13904

Молит Тя Церковь Русская, представляющи Тебе ходатайство всех святых в ней просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, от лет древних покрывающия и заступающия страны наша. Возгрей сердца наша теплотою благодати Твоея, утверди волю нашу в воли Твоей, да якоже древле, тако и ныне прославится всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь» . За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Суровегина, временно служащего в храме равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Матфей Хаустов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Святейший Владыка рассказал о воспоминаемой скорбной дате начала гонений и зачитал воззвание Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей от 15 (28) февраля 1922 года. Также Предстоятель Русской Церкви призвал верующих к молитвам за Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и Украинскую Православную Церковь . Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию о претерпевших смерть в лютую годину гонений . После литии Святейший Владыка напутствовал участников богослужения: «Еще раз всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днем и прошу всех возносить особые молитвы о мире — о мире на просторах исторической Руси, чтобы Церковь наша сохранила свое единство, чтобы народ наш сохранял те прочные узы братства, единства, которые сформированы общим Крещением и более чем 1000-летней традицией совместной духовной жизни. Пусть Господь хранит землю Русскую, пусть Господь хранит Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас укрепляет и духовно, и телесно в это непростое время!» Далее Святейший Владыка вручил церковные награды: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5904377.ht...

4) ( Τς δ) Первому пришествию (к нам) Бога нашего предшествовал Иоанн, проповедуя всем покаяние: предтечею втораго (Его) пришествия будем Илия праведный. Пророк Малахия предвозвестил о нем, говоря: «послан будет прежде дня Господня Илия Фесвитянин» ( Мал. 4:5 ). И (Евангелист) Матфей пишет также, как научил его Ты, Спаситель мой, говоря о Иоанне: «сей есть, если хотите принять, Илия, который должен придти» ( Мф. 11:14 ), проповедуя о Тебе, Судие праведнейший. 5) ( λλα) Другую великую тайну передал (нам), и ясно научил в своем откровении, и Богослов Иоанн, и показал, как приидет Илия, вместе с ним, как объявил он, приидет и блаженный Енох, – говоря (от лица Сына Божия): «двух пророков пошлю Я в мир, и они оденутся во вретище, и будут проповедывать о Мне всем», и предсказал, что они приидут за тысяча двести шестьдесят дней до пришествия Твоего ( Откр. 11:3 ), Судие праведнейший. 6) ( Πντα) Все будущее, если мы тщательно изследуем, ясно предвозвестил богодухновенный (пророк) Даниил, говоря: «одну седмицу положу Я в завет», и тотчас присовокупил: «в половине седмицы совершенно прекратится (внешняя, обрядовая) слава Богослужения ( τς λατρεας τ καχημα) ( Дан. 9:27 ), и толкует, как, в течение трех с половиною лет, (эта) двоица святых будет возвещать второе пришествие; а потом, в иное такое же время, воцарится нечестивый антихрист, имеющий страшно мучить ожидающих Тебя, Судие праведнейший ( Дан. 10–12 ). 7) ( υρε) Антихрист же найдет корень горький, и от него родится. Желая подражать вочеловечению Христа, этот страшный и пребеззаконный, и ненавидящий истину (человек), изберет достойный своего нечестия орган для зачатия своего; от жены скверной, и притом помощию (беззаконных) мечтаний, он родится; и будет обольщать беззаконных, потому что родит его как бы девица; посредством обмана сделает чудеса сей лжец и нечестивец, котораго беззаконные возлюбят, а Тебя отвергнутся, Судие праведнейший. 8) ( να) И как скоро, таким образом, явится этот проклятый и злодей диавол ( λστωρ διβολος), всякаго добра противник, сын погибели, превозносящийся; то его, всезлобнаго, примут, и (в него) уверуют, как в Бога и Господа, оные (нечестивые) люди, не принявшие любви истины Христовой, но более уверовавшие (в него), по обману льстеца сего. Этот неукротимый дракон будет говорить слова против Всевышняго, и нападет на всех, ожидающих Тебя, Судие праведнейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

9) ( Ναν) Сей беззаконник и мучитель построит себе тогда храм, соблазняя особенный ( περιοσιον) род Еврейский и других; после того совершит призрачныя чудеса и знамения: он будет переменяться из одного вида в другой, взлетит на воздух, и наружно (хитрым) образом покажет, что духи злые, подобно ангелам, будут исполнять его повеления. Скорбь и нужда между людьми будет великая и безмерная, чрез которую будут испытываемы ожидающие Тебя, Судие праведнейший. 10) ( μν) Будет же глад великий, и земля не даст плодов своих, дождей совсем не будет, все зеленеющее завянет, и растения изсохнут. Люди будут переходить с места на место, и (вообще) все будет в печальном положении; гонение же на святых особенно усилится, и (от того) в горах и в пустынях, в холмах и пещерах, будут беглецы, уклоняясь от дракона, страшась (действий этого) тирана, вопия: «Призри, и спаси рабов Твоих, Судие праведнейший». 11) ( π) По великому своему лукавству, этот всезлобный приидет как бы кроткий, на подобие добраго нашего Пастыря (Христа); ибо будет подражать гласу Его, и вызовет из ограды (Христовой) овец, и многие (его) послушают, и отойдут, к нему отводимые ( παγμενοι) 2 ; печать Спасителя отнимется от них, и он (антихрист) наложит на них печать погибели, как на своих ( Откр. 13:16, 3 ; Дан. 12:10 , Дан. 11:32 ), а которые ( σοι) уразумеют ( Дан. 11:33 ), возгнушаются самаго гласа его, а возлюбят только одного Тебя, Судие праведнейший. 12) ( οιζοται) Устремится 3 тогда с шумом сей хитрый и всезлобный, исполняясь лютым гневом, и, как неукротимый дракон и враг, нападет он на всех людей, особенно на святых, и тотчас он, немилосердый, изрыгнет скрытный яд свой на все, произведет страхования, ложныя явления и шум в воздухе, наводящий страх и ужас на людей; все поколеблется на земле и на море, святое (Богослужение) прекратится, почему праведные возопиют: «Явися, Судие праведнейший». 13) ( στε) И как скоро умрут все гонимые, ожидающие Христа, – псалмы и песни (духовныя) прекратятся, и не будет ни литургии, ни святилища, ни приношения, ни фимиама; ибо чрез три с половиною года, как написано, отнимется жертва; землетрясения, смертность и всякая скорбь усилятся в мире, и не будет детей в лонах матерей; будет умирать и мать прежде своего детища; на площадях не будет погребающаго умерших. Ты же пробуди всех их, Судие праведнейший.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Николо-Перервинского монастыря г. Москвы под управлением регента и художественного руководителя диакона Сергия Шебуренкова.  На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Тимофеева, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.  Проповедь перед причастием произнес иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, сотрудник Московской Патриархии.  По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Егорьевский Матфей.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх поблагодарил за усердные труды настоятеля новоосвященного храма игумена Сергия (Рыбко), который по причине болезни не смог присутствовать на богослужении: «Хотел бы мысленно передать выражение моей благодарности отцу Сергию, настоятелю сего святого храма, который очень много потрудился над его созданием. Я радуюсь, что он собрал такую большую общину, такой приход, который, несомненно, любит своего настоятеля. Но так бывает, что иногда Господь посещает нас скорбью, и мы заболеваем, хотя никогда невозможно понять, к чему болезнь — к славе Божией или к какой-то еще большей скорби. Надеюсь, что и недуг, который отца Сергия посетил, дается ему Спасителем для очищения души и для оставления грехов, и для подготовки своей души к вхождению в Великий пост. Хотел бы еще и еще раз особо выразить ему свою сердечную благодарность и за этот построенный храм, и за всех вас, мои дорогие, кто собран в этом приходе и вносит свой вклад в процветание сего Божиего дома».  В дар храму Святейший Владыка передал вышитую плащаницу. «Пусть Господь хранит вас всех, укрепляет в жизни духовной, дает физические силы и помогает восходить от силы к силе, приуготовляя себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Аминь», — добавил Предстоятель Русской Церкви. 

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства РФ А.Д. Жуков, председатель комитета Государственной думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попов, председатель комитета Государственной думы по культуре Г.П. Ивлиев, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, заместитель директора департамента культуры и образования правительства РФ Д.В. Чайковский, советник заместителя председателя правительства РФ М.В. Парфененко, руководитель департамента Министерства экономического развития РФ А.К. Уваров, заместитель руководителя департамента Министерства экономического развития РФ Е.Ю. Кобелева, сотрудник аппарата комитета Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.В. Медведко. Со стороны Русской Православной Церкви на встрече присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). 25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя московского Алексия, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском  соборе. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия и чудотворному списку Казанской иконы Божией Матери. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы об упокоении душ приснопамятных Святейших Патриархов Московских и всея Руси Алексия I и Алексия II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл в Благовещенском приделе Елоховского собора у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II совершил литию по приснопамятным Патриархам. 27 февраля, в неделю мясопустную, о Страшном суде, и день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Божественную литургию в новоосвященном храме.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу. Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая. Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.   При свечах и на коленях… — Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния? — Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся. Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров — литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа. Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров. Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-dietu-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010