В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу. Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая. Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.   При свечах и на коленях… — Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния? — Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся. Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров — литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа. Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров. Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-dietu-...

Затем Святейший Патриарх огласил указ, которым игумен Сергий (Рыбко) во внимание к трудам по строительству храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы был удостоен сана архимандрита.  Святейший Владыка также поздравил депутата Государственной Думы ФС РФ, советника мэра г. Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина с 84-летием со дня рождения. «Владимир Иосифович Ресин, который в свое время был делегирован мэром Москвы для того, чтобы курировать Программу строительства новых храмов в г. Москве и который продолжает со тщанием осуществлять это служение, во многом помогая Патриарху решать вопросы реализации строительства новых храмов, особенно на стыке церковно-государственных отношений, сегодня празднует день рождения», — отметил Предстоятель Русской Церкви.  «Позвольте мне Вас сердечно поздравить, пожелать помощи Божией и крепости сил в предстоящих Ваших трудах на благо Церкви, Отечества и города Москвы», — сказал Святейший Патриарх, вручая В.И. Ресину образ Христа Спасителя с ювелирными украшениями.  Во внимание к помощи в строительстве храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы Патриаршими грамотами были награждены глава управы Алексеевского района г. Москвы В. Бужгулашвили и генеральный директор ООО «Дорожно-строительное управление — 9» С. Овсепян.  Храм Собора Московских святых построен на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. Строительство храма Собора Московских святых началось в 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на средства прихода храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы, который являлся основным инвестором в период строительства и остается таковым сейчас. Все строительство и благоукрашение храма было осуществлено силами двух приходов, без привлечения спонсорских средств. Так как малый храм прп. Сергия Радонежского, являющийся памятником архитектуры, уже не мог вместить всех прихожан, в целях обеспечения возможности служить Божественную литургию (пока новый храм не будет полностью построен) было решено выстроить сначала один придел в цоколе строящегося храма и полностью обустроить его для совершения богослужений. На Рождество Христово 2005 года была совершена первая Литургия в цокольном приделе, посвященном равноапостольному Николаю Японскому. В 2007 году был освящен приставной престол в честь блаженной Ксении Петербургской.

http://patriarchia.ru/db/text/5595774.ht...

Когда старец взял на свои руки Младенца, о Котором он узнал, что это не просто младенец, а Бог, ставший человеком, он обратился к Нему со словами молитвы, которую мы произносим и до сегодняшнего дня. Этой молитвой оканчивается каждое вечернее богослужение — «Ныне отпущаеши (то есть, „вот теперь ты отпускаешь“) раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что видели очи мои Твоё спасение, которое Ты приготовил пред лицем всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих, Израиля». Симеон также обратился к Деве Марии, сказав Ей пророчество о том, что сердце Её будет страдать, когда Она будет видеть, как люди относятся к Её Сыну, Который пришёл для их спасения. «Сердце Твоё пройдёт оружие», — такими были его слова. Он пророчествовал об этом Младенце и тем людям, которые находились в Храме: Он Тот, Который лежит на падение и на восстание многих, на разделение людей. Но это не значит, что Христос пришёл разделить людей. Просто так всегда получалось, что те, кто избирали следование за Христом, шли против этого мира, против обычаев, по которым было принято в этом мире жить. Это вызывало удивление, раздражение, а часто и ненависть, которая изливалась в то, что христиан преследовали, мучили, заставляли страдать за имя Христово. Эту встречу Симеона с Младенцем Христом и называют Сретением и празднуют в сегодняшний день. А что же мы с вами? Можем ли мы рассчитывать встретить Бога раньше того времени, когда мы все Его встретим? О том времени тоже говорит нам сегодня Евангелие. Так совпало, что в этом году праздник Сретения празднуется в Неделю о Страшном суде, когда Церковь свидетельствует нам о том, что у каждого из нас, независимо от того, верующие мы или неверующие, хотим мы этого или не хотим, произойдёт встреча с Богом. И на этой встрече будет некий диалог, который засвидетельствует о том, можем ли мы с Богом существовать дальше в вечности, или вся вечность для нас пройдёт без Него. Можем ли мы надеяться на встречу с Богом до того, как произойдёт этот момент, или это только праведному Симеону было обещано, что он встретит Бога прежде своей смерти? Что нам об этом говорит Священное Писание? Оказывается, после того, как Спаситель пришёл в мир, каждый из нас может встретить Бога в своей жизни подобно тому, как Его встретил Симеон. Даже больше — Сам Господь хочет, чтобы эта встреча произошла. И ещё больше — Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20).

http://pravoslavie.ru/77319.html

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло. Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона. Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

http://pravoslavie.ru/137842.html

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 6 марта   Настал день, бодрствуй, душа,/уже при дверях суд,/где вместе цари и князья,/богатые и бедные собираются,/и получит по достоинству им соделанного/каждый из людей. В звании своем монашествующий и иерарх,/старец и юный, раб и владыка/будут испытаны;/вдовица и дева дадут отчет;/и горе тогда всем,/не имевшим жизни безупречной. Неподкупен Твой суд,/не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения,/ни ораторов доводы, истину скрывающие,/ни свидетелей показания,/правосудие обманывающие;/ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят. Да не приду я в землю плача,/да не увижу места тьмы, Христе мой,/да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово,/ и из чертога Твоего извержен, несчастнейший,/ как имеющий на себе оскверненной/одежду нетления. Когда отделишь Ты грешных от праведных,/совершая над миром суд,/одною из овец Твоих меня сочти,/с козлами разлучая меня, Человеколюбец,/чтобы услышать мне тот глас Твой благословенный. Когда наступит испытание,/и раскроются книги с записью содеянного,/что будешь делать, о душа несчастная?/Что скажешь в свою защиту на суде,/не имея плодов праведности,/чтобы их принести Христу и Создателю Твоему? Слыша о жалостных словах богатого/в пламени мучительном,/плачу и скорблю я, несчастный,/достойный того же осуждения, и молю:/«Помилуй меня, Спаситель мира,/во время суда!» Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта   М. Красовицкая «Литургика»   Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского: беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли — воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

Решение о поступлении в монашество было принято Авраамием после прочтения им книги Ефрема Сирина о Страшном суде. Подав прошение митрополиту Иерофею о пострижении его в монашество, Авраамий отказался от предложенной ему должности учителя риторики и изъявил желание поступить в число братии в лавру. Прошение Аврамия было принято и с этого времени началось служение его в лавре. 21 февраля 1797 года он был пострижен в монашество с именем Антония в честь преподобного Антония Печерского. Через неделю инок Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1799 года - во иеромонаха. С первых же дней иночества Антоний отдавался подвигам воздержания, молитвы и смирения. Его смирение было необычайно: " Много лет я прожил, - обыкновенно говаривал он, - а добрых дел нет " . Если кто хвалил его, он всегда замечал: " Он еще не все знает мои слабости и недостатки " . Иеромонах Антоний выполнял все поручаемое при очередном богослужении в храме (пел, читал, произносил проповеди), а с 1808 года заведывал лаврской типографией. Личная жизнь иеромонаха Антония отличалась большой строгостью в выполнении монашестких правил. 20 сентября 1814 года он был назначен начальником Ближних пещер. Посещая пещеры для наблюдения за порядком, он и сам мечтал о полном уединении, ему хотелось угодить Богу, отказавшись от всего мирского, тленного и всякой суетной славы и почести. Иеромонах Антоний подал прошение о посвящении его в схиму, но в этом ему было отказано, т. к. другой путь был уготован ему свыше. 2 января 1815 года отец Антоний был назначен наместником Киево-Печерской лавры. Он не возгордился своим новым назначением, но считал его побуждением к дальнейшему духовному совершенству. Еще больше внимания стал уделять отец Антоний церковному богослужению, еще строже стала его монашеская жизнь. Не давал он послабления себе и в бытовых делах лавры, являясь во всем примером для братии. Он был редким начальником для иноков, вел их просто, духовно, молясь за каждого, руководя ими по Божиему указанию, и тогда же было заметно, что Господь даровал ему дар прозорливости.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

Жених замедлил, то есть не пришел тогда, когда Его ожидали. Нам может порой казаться, что Христос медлит, но это не так. Хотя Он не спешит придти к нам по назначенному нами времени, Он не замедлит придти в назначенное Им время. «Все задремали и уснули» — как будто устали ждать Его. Не только те, кто лишь по имени принадлежит Церкви, но и многие благочестивые христиане могут ослабевать в ревности по Боге, когда нет с ними живого присутствия Христа. Нельзя сказать, что у них была потеряна вся любовь ко Христу, но все же они оставили первую любовь свою. Господь дает нам два важных предупреждения. Во-первых, нам необходимо постоянно трудиться над собой, опасаясь беспечности, потому что, когда придет Христос, может оказаться непоправимо поздно. И наша молитва: «Господи! Господи! отверзи нам» не будет услышана. Во-вторых, есть вещи, которые никто не может нам передать, если мы сами не позаботимся о том, чтобы приобрести их. Невозможно дать другому человеку свое смирение, свою чистоту, свою любовь, свою, Богом дарованную, благодать. Что пользы взывать к мудрым девам после нашей смерти и на Страшном Суде: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают»? «Се, Жених грядет в полунощи» — среди наших ночей, среди нашего сна, нашей дремоты, нашей неготовности к встрече с Ним. Все богослужения Церкви от начала до конца устремлены к Тому, Кто грядет. К непрестанному приходу в нашу жизнь Бога, Который требует от нас бодрствования: «Бдите, ибо не знаете ни дня, ни часа». Обыкновенно эти слова относят к часу нашей смерти и ко Второму Пришествию Христову, в то время как Бог присутствует в бесчисленных встречах с нами в нашей каждодневной жизни. У Бога нет ни дня, ни часа, потому что Он всегда рядом с нами. Это нас нет, это мы отсутствуем. «Бодрствовать» на библейском языке — совсем не то, что «ждать». Оттого что Бог непрестанно приходит в нашу жизнь, мы должны быть внимательны к тому, что происходит сегодня и сейчас, поднимая будничное до уровня вечного. Первые христиане хорошо сознавали это, встречая друг друга приветствием: «Маранафа!» — «Господь грядет!» Несомненно, жить настоящим трудно. Мы склонны все отдавать прошлому или будущему, в зависимости от нашего склада, — рискуя пропустить встречу с Богом в сегодняшней нашей жизни, не услышать Его непрестанного зова среди «обыкновенного времени». Если бы мы слышали этот терпеливый, исполненный небесной любви зов, все было бы для нас благодатью, потому что поистине все — благодать, дар Божий. Все могло бы стать для нас приглашением к встрече со Христом, криком среди ночи нашей рассеянности, нашего отсутствия: «Се, Жених грядет, исходите в сретение Его». Мы увидели бы, что святые — это те, кто бодрствует, те, кто научился быть внимательным к людям и к событиям, посылаемым Богом, те, кто является носителем Бога. И всем, кто принадлежит Церкви, дан этот дар. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/3642.html

в) Мясопустная неделя названа так потому, что ею оканчивается мясоястие, и в следующую седмицу разрешается только на вкушение сырной пищи, напр., сыра, масла, яиц и т. п. В Богослужении этого дня Церковь воспоминает страшный суд и будущее на нем воздание, чтобы предохранить нас от беспечности о своем спасении и пристрастия к земным заботан и развлечениям. г) При воспоминании о страшном суде, на котором навеки определится участь умерших св. Церковь в субботу пред сим воскресеньем творить память всех от века усопших православных христиан и особенно молится о тех, которые умерли внезапною смертью, чтобы Господь сподобил и их предстать на страшном суде неосужденными. Чинопоследование заупокойной службы в эту субботу указано в триоди на ряду и определяется заупокойным служением субботним, указанным выше. д) Сыропустная или сырная неделя названа так потому, что ею (т.-е. этим воскресеньем) оканчивается употребление сырной пищи. В молитвах и песнопениях этой недели Церковь воспоминает грехопадение наших прародителей, происшедшее от невоздержания; а на литургии положила читать евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения наших грехов, и о нелицемерном посте. В этот день христиане испрашивают друг у друга прощение в своих обидах и оскорблениях, чтобы в мире со всеми встретить святой пост. На вечерни в это воскресенье, а также во 2-ю и 4-ю неделю поста после стихир на Господи воззвах бывает вход, а потом поется великий прокимен: Не отврати лица... а в недели: 1-ю, 3-ю и 5-ю: Дал ecu достояние... Далее Богослужение, со Сподоби Господи, совершается и оканчивается по чину постному (см. в великой, вечерни). е) В среду и пяток этой недели все службы, как-то: вечерня (во вторник и четверток вечера), великое повечерие, полунощница и утреня, часы вместо лнтургии, совершаются по уставу постному с молитвою св. Ефрема и поклонами (см. о них в великой. Богослужении). Читать далее Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство/[Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Многих смущает последний стих псалма, где говорится, что блажен (счастлив) тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих (вавилонских) о камень ! Конечно, в буквальном значении слова эта мысль жестока и никак не приемлема для христианина, ибо Сам Господь учил любить и благословлять врагов своих; и покланяться Богу в «духе и истине» . Именно, эта мысль становится чистой и возвышенной в духовно-христианском значении, т. к. это значит – блажен, кто имеет твердую решимость сокрушать , о камень веры, едва рождающиеся дурные мысли и желания (как бы в младенческом их состоянии) прежде, чем они возрастут в злые дела и навыки. Третья приготовительная неделя к Вел. Посту называется «Мясопустною» или «Сырною» , а в народе она называется «Масляной», потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде» , т. к. за Литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св. Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Последнее воскресенье перед Вел. Постом называется «Сыропустом» , потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие ( Мф.6:14–21 ) о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем» , после которого и наступает Великий Пост (Св. Четыредесятница). Общую особенность великопостного Богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010