Церковь , как чадолюбивая матерь, молится об умерших, дабы купно с нами и они стали одесную Судии. Притом в пост, когда Церковь творит моление об умерших реже, нежели в иные дни года, этим молением о них в субботу мясопустную как бы восполняется поминовение их. В эту субботу Церковь , по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, кои «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получили». В субботу же, а не в другой день, перед мясопустною неделею полагается моление об упокоении душ потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления упокоить умерших со святыми. Служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем только различием, что в мясопустную субботу поются песнопения Октоиха из рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницею – непременно 6 гласа. После молитв за умерших св. Церковь перед Великим постом, в неделю (воскресение) мясопустную, воспоминает о Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное человеколюбие Божие не предались беспечности о своем спасении. Св. Церковь раскрывает, что Господь Бог сколько милосерд, столько же и правосуден, что будет Страшный суд, на котором Он воздаст каждому по делам его. После недели мясопустной следует седмица сырная, сыропустная, в которую перед Великим постом прекращается вкушение сыра 59 . Неделя же (воскресение), следующая за этою седмицею, носит название «сыропустной», «сыропуста» – сыра отпуст, прекращение. Во все дни сырной седмицы поются особые песнословия, пения приготовительные к посту. Падение Адама, указующее нужду в посте, воспоминается в неделю (воскресение) сырную во всех песнях последования. Оно же приводится на память и в последованиях сырной седмицы, в некоторых песнях и молитвах. В среду и пяток сырные полагается служба, подобная великопостной. Литургии в среду и пяток сырные не бывает. На вечерне, утрени, часах положены великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Патриаршее богослужение посетили: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; губернатор Челябинской области А.Л. Текслер; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин; первый заместитель руководителя Постоянного Представительства Челябинской области при Правительстве РФ О.Х. Щегрикович. В числе молившихся за богослужением были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы  игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря Тверской митрополии игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми).  На телеканалах «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Филарета (Зубова), старшего преподавателя и методиста кафедры библеистики Московской духовной академии. Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Карпов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Троицкого и Южноуральского Павла на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/6109398.ht...

Дмитрий Анохин 26 февраля 2014 г. 15:00 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, состоявшегося 24 февраля, образована комиссия для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ. 25 февраля 2014 г. 18:20 С 21 по 24 февраля на Сахалине прошел молодежный образовательный форум «Наследие Сергия Радонежского в XXI веке». 25 февраля 2014 г. 14:10 На состоявшемся сегодня в Киеве заседание Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела избран местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры. Им стал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 24 февраля 2014 г. 17:19 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Президента Российской Федерации Владимира Путина и первого заместителя председателя Государственной Думы РФ, президента Олимпийского комитета России Александра Жукова с успешным выступлением российской команды на XXII Олимпийских зимних играх. 24 февраля 2014 г. 15:22 В неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском Михаило-Архангельском храме в Тропареве. После чтения Евангелия руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий огласил Патриаршее обращение к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. 24 февраля 2014 г. 14:22 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. 21 февраля 2014 г. Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви обратился с воззванием к народу Украины 19 февраля 2014 г. Божественной литургией в Сергиевском храме Троице-Сергиевой Приморской пустыни Санкт-Петербурга открылись торжества по случаю празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Богослужение совершил ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

http://e-vestnik.ru/news/page/53/

Среди молившихся за богослужением были воины Вооруженных сил России, участники военно-патриотического клуба «Архистратиг» при храме Архангела Михаила, учащиеся воскресной школы, многочисленные прихожане. Пел хор храма Архангела Михаила в Тропареве (регент — О.М. Кораблева). После чтения Евангелия епископ Солнечногорский Сергий огласил Патриаршее обращение к полноте Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине. На сугубой ектении протодиакон вознес особые прошения о мире на Украине. Преклонив колени пред Престолом, Предстоятель Русской Православной Церкви молился об Украине . Также была совершена заупокойная ектения об упокоении душ усопших рабов Божиих, в братоубийственной смуте на Украине убиенных. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла молитвы об Украине совершались сегодня во всех храмах Русской Православной Церкви. Проповедь перед причастием Святых Христовых Тайн произнес священник Димитрий Бованенко, клирик храма Архангела Михаила в Тропареве. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Сарапульского и Можгинского Викторина на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Георгий Студенов, который преподнес Его Святейшеству букет цветов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Патриарх передал икону явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/3577227.ht...

Рукопись канона хранилась у монахинь монастыря Святого Патапия (святой VII века, память 8 декабря) в Константинополе. Они вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Так, первое общецерковное употребление Великого канона было службой бедствия. Он не просто читался, а весь пропевался. Этот текст очень понравился всем, и уже потом его стали употреблять в церковном богослужении, как именно – мы не знаем, точных данных нет. Некоторые следы его употребления имеются в типиконах Калабрии, в монастырях Гротаферрата в Италии, где было много греческих монахов. Там на некоторых рукописях Великого канона есть отметки на полях: «понедельник, вторник, среда, четверг». А одна наша славянская рукопись даже имеет надпись «пятница», то есть, и пятница первой седмицы тоже была задействована Великим каноном. Иные исследователи говорят: «Этого не могло быть!» У меня есть только один аргумент: надо обратиться к творчеству преподобного Феодора Студита, который умер в 826 году. Он не только включил Великий канон в состав своей Триоди, но и подражая Андрею Критскому написал свой канон о Страшном суде , который и сейчас исполняется у нас в храмах за неделю до Великого поста. Он взял те самые ирмосы, написанные Андреем Критским, и как редактор и режиссер, продумал и написал в этом же ритме, с теми же мелодиями свой канон о Страшном суде. Поэтому вполне вероятно, что именно Феодор Студит был инициатором пропевания Великого канона и на первой седмице поста, и в полном составе на 5-й седмице. В резонансе со старцем В чем замысел такого употребления канона? Когда начинается Великий пост , сразу войти в него трудно, надо включаться понемногу. Это как дидактика, как учение для школьников – ступенями, порциями, чтобы они могли постепенно все воспринимать. В общем-то, чтение фрагмента Великого канона на первой седмице занимает очень малое время, всего 35-40 минут, но благодаря этому тексту рождается такое вдохновение, такое понимание себя и своей жизни, а вслед за тем и покаянное чувство. Ведь это же не просто «красивые слова», а святой, Андрей Критский делится с нами своим самоощущением, достигнутым им в сокрушении сердечном. Он говорит: «Я каюсь, и вы вместе со мной кайтесь. У меня получается, и у вас получится!». Он – как старец, который беседует с тобой, полностью тебя воспринимает.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

«А зачем? — спросите Вы. — Разве мало нам причаститься в воскресенье Великого поста? Хоть каждое воскресенье! Зачем так часто?» Ответ непрост и прост одновременно. Прост, потому что известно, что причащение — центр жизни христианина. Об этом вспоминает в одном из писем св. Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: „кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную“. ...Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет». А непросто, потому что уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко — раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю. Но понимаем мы причащение сегодня не как актуализацию нашего пребывания в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому причащаюсь как можно чаще), а как средство личного освящения, оздоровления духовного и телесного. Фото Санкт-Петербургской Духовной академии, spbpda/www. flickr. com Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души: «Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: „Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.“ Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Бог не судит нас за то, что мы не заметили Его в нашу первую встречу. Нас судит не Христос, а те меньшие братья и сёстры, наши братья и сёстры, жизни которых мы не приметили. Они жили рядом, дышали с нами одним воздухом, а мы даже не заметили их жизни и их нужды. Неужели Господу не интересно услышать на суде о нашей вере, о наших духовных упражнениях, успехах миссии и богословия? Если твоя вера и пост не сделали тебя зрячим, не растопили сердце, не заразили добротой и милосердием, зачем всё это? Молитва, пост, богослужения – это средства , помогающие нам стать богоподобными. Быть подобными Богу можно лишь в одном – подражая Его милосердию и доброте, Его нежному вниманию и заботе. В каждом видит Господь своего младшего братика и маленькую сестричку. Так и мы должны смотреть на тех, кто рядом. И если это единственное, о чём спросят на последнем суде, может, не обязательно мудрствовать и изощряться в теологии, а просто делать добро там, где это возможно? Это ведь так просто и естественно – быть добрым, а значит, богоподобным, быть богом и утешителем для своих близких. Примешь ли ты такую Пасху При чём же здесь пост и Пасха? Почему этот евангельский отрывок даётся христианам для напряжённого созерцания сейчас, за неделю до Великого поста? Потому что Пасха – не моя личная история, не мой личный праздник. Пасха – для всех. Нельзя придти на пир Царствия самому по себе. Жизнь вечная, в которую вступают праведники, это и есть пасхальный пир Царствия. Вечную жизнь нельзя наследовать лично, персонально, для себя. Там сядут за один большой семейный стол – братья и сестры, братики и сестрички. Вечность – не для личного пользования. Вечность надо обязательно с кем-то разделить – с сестрой, с братом, а они не всегда «премудрые и разумные». Чаще всего они – меньшие и умаленные , но и такими их любит Бог и принимает, и сажает за один стол с «премудрыми и разумными». Евангелие не успокаивает нас, а отрезвляет и напоминает: вот эти люди, с которыми ты видишься каждый день, споришь, возмущаешься, обижаешь – не с ними ли ты будешь делить вечность, не с ними ли ты сядешь за один стол в доме Отца? Другой вечности – стерильной и безлюдной – Бог нам не обещал. Готов ли ты к такой вечности? Примешь ли ты такую Пасху? Такую ли Пасху ты ждёшь?

http://pravmir.ru/strashnyiy-sud-i-hod-p...

Во вторую подготовительную неделю«Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины . Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем». Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Мы поем эти первые два песнопения на утрени первых трех дней Страстной недели, чтобы напомнить себе о том, что мы приближаемся не только к Воскресению Христову из мертвых, но и к воскресению всего человечества в Царстве Небесном. Как говорил отец Александр Шмеману : “Мы всегда живем после Пасхи и всегда движемся к Пасхе”. (Пасха — от древнееврейского слова pesah, что значит “прохождение”). Поэтому с каждым литургическим днем и с каждым литургическим годом мы всегда движемся к великому переходу в Царство Небесное, из конечного времени в вечность. Песнопения Триоди выражают эти идеи с еще большей силой. Начало проповеди Спасителя отводит покаянию место в Царстве Небесном, которое приближается к нам: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” ( Мф.4:17 ). Время Великого поста и песнопения Триоди — оба настаивают на этой и других важных идеях. Еще в начале триодного периода мы начинаем петь: “Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости”. Эта тема покаяния встречается снова в каноне преп. Андрея, епископа Критского, который мы поем в первую и пятую неделю Великого поста: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй” или “Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?” Эти примеры можно продолжать. Сознание Церкви, отраженное в гимнографии, подчеркивает, что конец, эсхатон, не просто событие в отделенном будущем, но немедленное, происходящее “у самой двери”. Вот причина, по которой на всех главных богослужениях мы молимся Бога о “христианской кончине живота нашего, безстрастной и непостыдной и о мирном и добром ответе, на страшном суде Христовом”. Г. Продолжая литургической опыт в Церкви, мысль о конце земного бытия и ожидающем нас страшном суде Божием отмечает личную духовную жизнь верующих. Когда верующие спросили великого исповедника XX века, который подвизался в Сиастрийской монастыре в Румынии, о чем мы должны в первую очередь думать изо дня в день, он ответил: “О смерти”, “А во-вторых?” он ответил: “О смерти”, “А втретьих?” — “О смерти”.

http://azbyka.ru/apokalipsis/prof-svyash...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010