Псалом 80 Псалом написан, вероятно, во времена Давида его современником пророком Асафом и представляет пасхальную песнь. На последнее указывает напоминание автора о выходе из Египта, по каковому поводу и была установлена Пасха ( Пс.80:6 ), равно также и указание на пшеницу ( Пс.80:17 ), что напоминает то постановление закона Моисея, по которому на Пасху должно было приносить Богу начатки плодов земных ( Лев. 23:5–11 ), так как к этому времени созревала первая жатва. Указание Пс.80:7 на новомесячие не препятствует данному пониманию, потому что оно касается первого дня месяца Нисана, в который совершалась Пасха, и который, составляя начало церковного года, так же праздновался и возвещался трубою, как первый день месяца Тисри, начального месяца гражданского года. Празднуйте торжественно и радостно праздник, который установил Господь, когда вывел вас из земли Египетской, совершил многочисленные чудеса и заповедал верно служить только Себе (2–11). Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы (12–17). Пс.80:3 .  возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; Пс.80:4 .  трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; Музыка обычно употреблялась евреями при богослужениях (о музыкальных инструментах см. во введении к Псалтири). Пс.80:6 .  Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал: «Он установил это во свидетельство». Праздник Пасхи установлен Богом для свидетельствования о том поворотном пункте в жизни евреев, который совершен Его сверхъестественной силой. Празднование Пасхи, поэтому, всегда должно было напоминать евреям о Боге и укреплять веру в Него, как своего единственного и всемогущего защитника. Пс.80:8 .  В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя. «Из среды грома Я услышал тебя» – можно разуметь ниспослание Господом на египтян грозы с сильным градом, уничтожившим всю растительность ( Исх. 9:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Само действие «отпуста» людей из храма является не менее литургическим и таинственным, чем первоначальное действие их собрания. Это – конечный итог всего движения Литургии. В отпусте народ призывается нести в мир свидетельство о Царстве Божием. Они видели Свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели веру истинную в Литургии Церкви, причастились божественным святым, бессмертным и животворящим Христовым Тайнам, и поэтому они теперь обрели способность нести в мир такое же свидетельство и такую же весть, какую несли апостолы и все настоящие христиане всех веков. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. ( 1Ин.1:1–4 ) Глава пятая. Годовой круг Богослужения Церковный год Хотя в православном Церковном календаре началом года считается 1-е сентября, действительное начало годового богослужебного круга – праздник Воскресения Христова. Всё православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже «неподвижные» (отмечаемые в определённые календарные даты) праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи. Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста (длящегося 7 недель) и завершается великим днём Воскресения Христова. За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся Пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё («1-е воскресенье по Пятидесятнице», «2-е воскресенье…» и т. д.). В Церкви есть две богослужебных книги для пасхального круга: «Постная Триодь» и «Цветная Триодь». Они получили своё название от трёх од (песней), из которых состоят каноны этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти ( 1Кор.12:27 ), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова ( Еф.4:12 ). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:14–15 ). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.5:10–11 ). Поучение в праздник Рождества Христова, 25 декабря 1899 года Кто, братья, был внимателен к настоящему богослужению, тот не мог не заметить, как часто святая Церковь повторяет ныне в своих песнопениях ангельское славословие при рождении Христа: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ). Этим Церковь указует на то, что настоящий праздник Рождества Христова есть по преимуществу праздник мира, благоволения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ст. 48. Иудеи, собравшись в Массифе, постились и молились, и, кроме этого, …раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов... Думать надобно, что то были священные книги, на которых язычники изобразили своих идолов, или, чтобы посрамить оные, или, чтобы к сим непременно приучить Иудеев. Обряд, описанный в приведенных словах, имеет одинаковое знаменование с поступком Езекии, который раскрывал перед Богом письмо Сеннахирима 1104 . Глава 4 1105 . Победы Иуды Маккавея (продолжение) а) Шеститысячный отряд Горгия делает ночное движение на Иудеев, но не находит их в стане Массифском (ст. 1–5). б) Разбитие Иудой Маккавеем на рассвете, передового отряда сирийского, отделившегося от армии Никаноровой (ст. 6–15). в) Встреча с отрядом Горгия и разбитие его (ст. 16–25). г) Поражение, нанесенное Иудой 65-тысячному войску Лисия (ст. 26–35). д) Возобновление законного богослужения, очищение храма и приведение его в оборонительное состояние (ст. 36–61). Ст. 52. …В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев – сто сорок восьмого года…, совершилось обновление храма Иудой, по изгнании язычников из крепости Иерусалимской. Это случилось в 164 году до Р. X., ровно через три года после осквернения храма Сирийцами 1106 . Сто сорок восьмой год считается здесь от начала Сирийской монархии, основанной Селевком Никатором 1107 . Ст. 59. …И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были... каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева... На этот праздник есть указание, между прочим, и в Евангелии 1108 , и до этих пор он празднуется евреями весьма торжественно и великолепно. К числу обрядов этого праздника относится возжение многих светильников – как символ радости, и на этом, конечно, основании праздник этот у Иосифа Флавия называется «праздником светильников». Современное же название этого праздника у евреев есть «Ханука», – что значит – освящение (т. е. освящение храма), и празднуется от 24-го декабря восемь дней. Глава 5. Победы Иуды Маккавея (продолжение) 1109

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 11-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 95 зач., 23, 23–28 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятина была существенной частью ветхозаветных установлений. Согласно Второзаконию и книге Левит, полагалось откладывать десятину от урожая и приносить Богу. Но мята, анис и тмин – травы для приправ – выращивались обыкновенно в небольшом количестве, и десятая часть от них была столь мала, что это приношение составляло всего один пучок. Однако те, кто отличался исключительной тщательностью в соблюдении Закона, отсчитывали десятину буквально с каждого растения. Таковыми были фарисеи. Они учитывали каждый листочек этих трав, и в то же время могли быть исполнены несправедливости, надмения и жестокости. Они строго исполняли второстепенное в Законе и забывали о существенном. Евангельский фарисей хвалился этим: «даю десятую часть из всего» (Лк. 18, 12). Десятина была их обязанностью. Христос говорит, что надлежало им того не оставлять. Все на своем месте должно содействовать служению Божию. Но Господь осуждает их за то, что они оставили важнейшее в Законе: суд, милость и веру. Все внешнее имеет значение, но все существует ради внутренней святости сердца. Суд и милость – по отношению к людям, и вера, верность – по отношению к Богу – важнее всего в Законе. Этот дух фарисейства и доныне живет. Он никогда не умрет, пока Христос не будет царствовать в наших сердцах. Можно соблюдать все установления церковные, все посты, не пропускать никогда воскресных и праздничных богослужений, аккуратно жертвовать на Храм, – и при этом исполняться самодовольства и быть совершенно далеким от Бога.

http://pravoslavie.ru/3522.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 28-я по Пятидесятнице Лк, 71 зач., 13, 10—17 В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

http://pravoslavie.ru/3825.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о мытаре и фарисее Лк., 89 зач., 18, 10–14 Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали. Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10). Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».

http://pravoslavie.ru/4009.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 2-й седмицы по Пятидесятнице Мф., 23 зач., 7, 21–23 Сказал Господь: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Господь открывает один из законов духовной жизни: искренна ли та вера, которая не проявляет себя ни в чем. Обращали ли мы внимание, что апостол Павел также всегда заканчивает свои Послания призывом к исполнению на деле во всех жизненных ситуациях предписаний христианской нравственности? «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное». Во всем разуверившийся современный мир ищет подлинности – и, прежде всего, там, где говорят о вере. Красивые речи не проходят: «нас не интересует твой призыв – во что надо верить, но скажи нам, во что ты веришь, есть ли у тебя подлинное знание Бога?» Господь обличает видимость молитвы, лицемерие веры, оторванной от каждодневной жизни, соблазн тех, кто слывет благочестивым, у кого имя Божие все время на языке, но чьи поступки не соответствуют красивым речам. Господь настойчиво подчеркивает необходимость согласия между тем, что мы говорим и что мы делаем, между верой, исповедуемой за воскресным богослужением и верой, которой мы живем в течение недели. Не всякий, кто ходит в храм по воскресным и праздничным дням, войдет в Царство Небесное. Кроме того, надо еще быть «исполняющим волю Отца Небесного». «Творить», «делать» – это слово непрестанно повторяется в Нагорной Проповеди. Это значит, что наша вера должна быть реально воплощена в обыденной жизни – в семье, на работе, на отдыхе. Требуется наше участие во всех церковных, общественных, политических событиях, от которых зависит судьба, и не только земная, слишком многих. «Воля Отца», – говорит Христос. Читая Евангелие, мы ощущаем, что Спаситель постоянно думает только о Нем и делает только то, что угодно Ему, – каждую минуту Своей жизни. «Не так, как Я хочу, но как Ты хочешь». Что означает эта «воля Отца»? Бог есть любовь. И для Него не существует иной заботы, кроме как дать нам подлинную радость. Но Он не навязывает нам ничего, потому что Он – любовь. «Воля Божия» – это наш личный, самый великий успех, иногда под неожиданным видом поражения. Жизнь каждого святого – такой успех: преподобный Сергий, преподобный Серафим, святой Царь-мученик Николай.

http://pravoslavie.ru/3355.html

" Укреплять веру " июня 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смоленском храме " Христос воскресе! На этой неделе мы завершаем пасхальные торжества, в среду - отдание Пасхи, мы простимся с пасхальными богослужениями, которые радостью наполняют наши сердца, до следующего года, - сказал владыка в проповеди. - Конечно, грустно и печально, но время течет, и, дай Бог, доживем до следующего года, снова встретим светлый праздник. С помощью сегодняшнего евангельского чтения Бог открыл нам истину: мир наполнен духовными слепцами. Христос исцелил одного из слепорожденных. Ученикам было интересно, кто согрешил, этот человек или его родители, что он таким родился. Господь сказал: " Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии " (Ин. 9:3). Мы видим, как повели себя духовные слепцы - фарисеи. С каким пристрастием они допрашивали исцеленного! На их вопросы, кто это сделал, тот отвечал: " Иисус " . Но они слышать не хотели это имя и спрашивали снова и снова. Потом стали допытываться, правда ли он был слеп, не притворялся ли. Спросили его родителей, точно ли это их сын и точно ли родился слепым. Они подтвердили: " Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет " (Ин. 9:20-21). Но и после этого они продолжали его спрашивать. У этих духовных слепцов были закрыты еще и уши: не хотели они слышать о Христе! Тогда исцеленный " переходит в атаку " , спрашивает, не хотят ли они стать Его учениками. Они обвиняют этого человека, что он сам - ученик Иисуса, а они - ученики Моисея. Мы видим, как эти " ученики Моисея " исказили все, что касалось спасения рода человеческого " . " Господь пришел в наш больной мир, наполненный такими духовными слепцами, тяжело больными, и каждый день исцелял, поворачивал сознание к правильному восприятию жизни на земле, - продолжил архипастырь. - Господь создал человека, чтобы он наслаждался вечной жизнью, стремился к Царствию Божию. А люди так все исказили, что перестали об этом даже думать. Все их помыслы были только о земле, о плотском. Господь постепенно поднимал их сознание, говорил: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам " (Мф. 6:33). Он показал, в чем состоит смысл жизни. До сих пор духовная слепота поражает множество людей, которые не хотят знать о Христе, считают, что им и так хорошо, живут только земной жизнью, а о Царстве Небесном не мечтают. А Господь открыл нам, что есть вечная жизнь и надо к ней стремиться: веровать в Господа - это главное. Надо исполнять Его заповеди, совершать как можно больше добрых дел каждый день. Вокруг нас всегда есть нуждающиеся. Мы должны им помочь, не нужно проходить мимо. Не случайно Господь ставит их перед нашим взором, чтобы мы проявили веру в делах, показали верность Ему. Будем на деле проявлять веру " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

10-й стих 2-я глава 3 Царств: «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. И сел Соломон на престоле Давида отца своего, и царствование его было очень твердо». Вот в общих чертах такая история. Вы видите, человеку, сидящему на престоле, трудно сохранять  и жить по заповедям. У него по существу – у такого лица – нет и друзей. Он просчитывает всё вперёд. И знаете, конечно, царская власть – это ноша. Это такой крест и такая ноша, что не каждый её может и понести. И когда старейшины требовали у Самуила пророка поставить над ними царя, Самуил отнёсся к этому отрицательно. И только Господь сказал ему: послушай народа. Поставь. Объяви им права царя: в какую кабалу они попадут у этого восточного деспота. Ну вот, так это всё и произошло. И, тем не менее, Давид навсегда остался для народа Мессианским царём – идеалом, на который надо смотреть, равняться и желать восстановить своё государство в том блеске и величии, какое имело государство это при Давиде и его сыне Соломоне. оставил после себя книгу Псалмов. Мы будем потом проходить эти учительные книги, но для начала давайте посмотрим хотя бы несколько псалмов: на какие темы они написаны. И вот, не зная истории царствования Давида, мы не можем понимать и содержания псалмов. А книга Псалмов, я вам говорил, – самая употребительная книга за богослужением. И если вы унываете, страдаете, веселите себя псалмами, читайте псалмы. Открываем 1-й псалом, давайте посмотрим: он начинается такими словами, задают тон всей книге: «Блажен муж , который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собраниях развратителей [вот это руководственное правило для всех нас: не ходить на совет нечестивых, не стоять на пути грешных и не сидеть в собраниях развратителей – прекрасно], но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». На вопрос раввины: можно ли изучать внешнюю мудрость, ответ : можно, но когда ни день, ни ночь, ибо написано, что о законе Господнем он размышляет день и ночь. На изучение внешней мудрости нет времени. Вот за это, с чем сравнивается человек? С древом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не увядает, и во всем, что он ни делает – успеет. Вот показатель! Человек сравнивается – самое, знаете, такое библейское сравнение: на Востоке, в этой пустыне, – древо при потоках вод. Вот какие воды должны питать наш разум, нашу волю, наши чувства? Конечно, мы вспоминаем беседу Христа с Самарянкой, что пьющий воду сию возжаждет опять, но вода, которую Я дам ему, пьющий воду сию, не возжаждет вовек, но сам сделается источником воды, текущей в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010