Неем.10:33 .  на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: «на всегдашнее хлебное приношение», т.е. на хлебы предложения ( Лев. 24:5–8 ); «на всегдашнее всесожжение» (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4Цар. 16:15 ; 1Ездр. 9:4 ); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники ( Чис. 28:16, 29:38 ), «на священные вещи» (Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим vellahatoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2Пар. 29:33, 35:13 ), приносившиеся от лица всего народа ( Лев. 23:19 ; Исх. 24:5 ) ); «на жертвы за грех» (ср. Лев. 4:13–21, 16:34 ) «и на все, совершаемое в доме Бога нашего». Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит ( 1Ездр. 7:20 ), где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма. Неем.10:34 .  И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. В законе Моисеевом нет постановления относительно того, кто должен был доставлять дрова для жертвенника. До времени Неемии, вероятно, доставка дров была добровольной. Теперь попечение об этом возложено было на целую общину (ср. Неем. 13:31 ), – священников, левитов и народ. Время доставки для каждого рода было определено жребиями, которые брали, вероятно, представители рода. По Талмуду (Таанит IV, 5) назначено было девять сроков для доставки дров, но преимущественно она происходила 14 аба, и день доставки считался праздничным днем ( τν ξυλοφορων ορτ. Иуд. Война. II, 17, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Остановлюсь на вопросе о богословском, догматическом, учительном значении богослужебных текстов. На мой взгляд, богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят, как думаю, даже выше творений Отцов Церкви. Ибо не все в творениях Отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов. Сказанное относится прежде всего к уставным чинопоследованиям служб суточного круга, а также службам седмичного и годового кругов, содержащимся в Октоихе, Триоди постной, Триоди цветной и Минеях. В литургических текстах, вошедших в эти книги, нашли свое преломление и истолкование многие эпизоды из жизни Христа и многие аспекты Его учения. В этом смысле можно говорить о том, что литургические тексты являются «Евангелием от Церкви». В течение всего церковного года – от Рождества до Вознесения – земная жизнь Спасителя проходит перед духовным взором верующего. И именно богослужебные тексты дают ему возможность соприкоснуться с евангельской историей, которая благодаря им становится частью духовного опыта верующего. Богослужебные тексты позволяют христианину быть со Христом в Вифлееме во время Его рождения, на Фаворе в момент преображения, в Сионской горнице во время Тайной Вечери, на Голгофе в день распятия. Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Во многих случаях они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведу в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1:18-19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты Православной Церкви пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков», и для вас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. А для нас грешных самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы самим прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока еще мы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, все, что совершается, поется и читается за богослужением. И, снова входя ныне в годовой круг богослужения, будем помнить, кто мы и к чему призваны. И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что не одни мы совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь . «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», – воспеваем мы на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. И не только в эти дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к вечной Своей памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Писании. – Относительно этих нареканий на православных пастырей нужно заметить следующее. Во-первых, уподобление православных пастырей антихристу, который сядет в храме, и весьма кощунственно и совершено неосновательно. Можно ли, имея хотя малую искру страха Божия и небольшую долю здравого смысла, уподоблять православные храмы, в которых прославляется Св. Троица, и православных пастырей, верующих в Св. Троицу, храму, в котором сядет последний антихрист, который, отвергая всех богов, только одного себя будет выдавать за Бога ( 1Сол.2:4 )? Пророк Даниил так описывает последнего антихриста: будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев ( Дан.11:36 ). Для каждого очевидно, что ни одного из указанных признаков нельзя приписать православным пастырям, а потому и нельзя уподоблять их последнему антихристу. При том же, время царствования последнего антихриста, по свидетельству Св. Писания, будет продолжаться три с половиною года ( Откр.13:5, 12:6 ); а между тем чин православного богослужения, по которому в известное время при богослужении епископ и пресвитер садятся в храме, существует уже несколько столетий. Обряд сидения епископа и пресвитера в известное время при богослужении не относится к существу веры, не есть догмат, а потому он иногда и не исполняется епископом и пресвитером при священнослужении. Во-вторых, относительно благословения рукою пастырей, преподаваемого мирянам, ап. Павел говорит: меньший благословляется большим ( Евр.7:7 ). И еще в ветхом завете мы видим, что патриархи благословляли своих детей ( Быm. XLIX гл.). Мельхиседек, иерей Бога Вышнего, благословил Авраама и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт.14:19 ). Господь заповедал чрез Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли народ ( Лев.9:22–24 ; Числ.6:22–27 ). Из заповеди Божией о благословении видно, что рукою пастыря благословляет Сам Бог и чрез благословение священника ниспосылается Божие заступление, помилование и мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По освящении храма в Церковщине не было ни одного певчего. Я обратился в Киево-Братский монастырь, которому принадлежала Церковщина, с просьбой дать мне на первое время какого-нибудь певчего. Монастырь отказал, ссылаясь на то, что у него самого нет певчих. И пришлось мне в силу необходимости принять певчего-алкоголика. Это был замечательный бас, прошедший все московские монастыри и нигде не удержавшийся из-за несчастной слабости. И вот, 5 января 1903 года, в самый сочельник Богоявления Господня, напился этот мой певчий пьян вдребезги и перед самой вечерней упал у врат монастырских в бесчувственном состоянии. Пришли ко мне крестьяне и сообщили об этом для того, чтобы я распорядился убрать пьяного. А убрать было некому: всей братии тогда было 10 человек, и все они были [разными послушаниями заняты. Пришлось позвать] крестьян, и они пьяного певчего, как мертвого, втащили в гостиницу… (За этот год мы при всей своей скудости успели устроить небольшое помещение под гостиницу…) Наступило время вечерни, и пришлось мне одному служить ее и за иерея, и за певчего. Вышел я на воду и с трудом начал читать паремии. Прочитал первую и вторую благополучно, но при чтении третьей так разволновался, что горько заплакал. Заплакали, глядя на меня, и собравшиеся богомольцы, особенно женщины. А собралось в новый монастырь послушать пение и Богослужение народу полна церковь. И пришлось мне чего словами не дочитать, то слезами докончить и тем завершить освящение воды. По милости Божией, на народ такое Богослужение произвело умилительное впечатление, и он с радостью и как бы даже в духовном восторге стал разбирать воду, освященную благодатию Духа Святаго и слезами. Но мне-то каково было?! По дороге в Тамбов я заехал в Чернигов к преосвященному Антонию. Владыка был мне очень рад и встретил меня словами: — Вас Сама Матерь Божия прислала ко мне! — Ваше преосвященство, — ответил я на его приветствие, — я приехал к вам за советом, а не на жительство, зная ваше архипастырское незаслуженное ко мне расположение.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Подробнее о святом Иоанне Лествичнике и его «Лествице» читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1: Пустынный житель и в телеси Ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Житель пустыни — ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление. Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4: На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/якоже звезду нелестную, световодящую концы,//наставниче Иоанне, отче наш. Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли. В воскресенье 14 апреля служат литургию святителя Василия Великого. Это один из десяти дней в году, когда совершается такое богослужение. Подробно об особенностях редкой литургии читайте в нашем материале . Отличительной чертой наступающей недели становится богослужение в среду — 17 апреля, вечер которой называется «стояние Марии Египетской» . В храмах прочитывается канон преподобного Андрея Критского целиком, а также житие святой Марии Египетской. В этот уникальный вечер православные христиане стараются попасть в храм. Чтение Евангелия: Евангелие от Марка, глава 9 стихи 17–31 Читать отрывок 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

поливание – регулярное причастие: « В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей » ( Ин. 7.37 ); пропалывание – регулярная исповедь и борьба со страстями; удобрение – наполнение своего ума и сердца Словом Божиим: « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » ( 2Тим. 3.16 ). 3.Практические аспекты жизни в Церкви. В практических аспектах важно показать суть церковного послушания, как главного примиряющего и регулирующего фактора жизни человека в Церкви. Необходимо рассказать о церковной иерархии, о епархиальной жизни в целом, о программах духовно-нравственных, культурно-просветительских, образовательных, в целом о задачах Церкви на разных уровнях: Патриархийном, Епархиальном и приходском. Важно рассказать о структуре прихода, о календаре Богослужений, об основных праздниках в течении года, о подвижном и неподвижном круге Богослужений. Огласительная беседа Содержание: I. ТЕМА ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ : Путь праведных и путь нечестивых Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха). 1. Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1 . 2. Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога. 3. Раскрытие понятия успех, как плод праведной жизни. II. ТЕМА ПО СИМВОЛУ ВЕРЫ : «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, всего видимым же всем и невидимым». 1. Что такое Вера? « Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11.1 ) 2. Понятие о Едином Боге Творце. 3. Понятие о творении. Часть I. Путь праведных и путь нечестивых – или значение выбора в жизни человека. Можно много рассуждать о смысле жизни и об истине, но от этого жизнь наша не измениться, если в человеке, внутри его сердца не произойдет выбор. Выбор между правдой и неправдой, честью и нечестием, праведностью и развратом.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Председатель Отдела внешних церковных связей совершил Литургию в Троицком кафедральном соборе в Париже 21 мая 2018 г. 11:20 20 мая 2018 года, в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение в Троицком кафедральном соборе в Париже. За Божественной литургией ему сослужили епископ Корсунский Нестор и клирики храма. По окончании Литургии епископ Нестор тепло приветствовал митрополита Илариона, пожелав помощи Божией в ответственном служении на посту председателя ОВЦС. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Нестор! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Я рад возможности посетить в этот день Париж и совершить богослужение в сем святом храме. В нем легко служить, легко молиться, и я с радостью совершил здесь сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию. Хотел бы передать вам благословение Его Святейшества и заверить в том, что он помнит и об этом храме, и о Корсунской епархии , и о всех вас; он всегда держит этот храм и эту общину в своем сердце, в своих молитвах. В прозвучавшем сегодня за Литургией зачале из Евангелия от Иоанна (чтение этого Евангелия началось в Пасхальную ночь, а завершится в праздник Пятидесятницы) мы слышим, что Господь Иисус Христос после того, как в последний раз побеседовал с учениками на Тайной Вечере, обратился с молитвой к Своему Небесному Отцу. Он начал эту молитву такими словами: " Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную " (Ин. 17:1-2). О каком часе говорит Господь Иисус Христос? О том, ради которого Он пришел на землю. Мы можем вспомнить, как в Кане Галилейской, когда Господь совершил Свое первое чудо по просьбе Своей Матери, Иисус обратил к Ней загадочные слова, которые вряд ли поняли находившиеся рядом: " Еще не пришел час Мой " (Ин. 2:4). Но когда незадолго до смерти Он беседовал со Своими учениками, Спаситель сказал: " Душа Моя теперь возмутилась " и добавил: " …на сей час Я и пришел " (Ин. 12:27). И вот сейчас Он говорит об этом часе предстоящих Ему страданий и смерти как о часе, когда будет явлена слава Божия, — не в громах и молниях, как она являлась Моисею, а в уничижении и страдании Того, Кого Бог послал на землю, чтобы спасти этот мир и открыть путь к жизни вечной для каждого человека.

http://patriarchia.ru/db/text/5207471.ht...

" Христос принес мир " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре В четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице, отдание праздника Рождества Христова , 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиереи Владимир Сорокин, Андрей Дьяконов, старший священник  иерей Дионисий Харин , иерей Павел Ермошкин, духовенство обители и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина)  с сестрами, игумении Людмила (Волошина), Илариона (Феоктистова), учащиеся Свято-Владимирской школы при обители. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. " Этим богослужением мы прощаемся сегодня с Рождеством Христовым до следующего года, - сказал владыка в проповеди. - В прошедшую неделю вся земля наполнилась радостью и благодарностью Господу за Его промышление о каждом из нас, за то, что Он пришел к нам, чтобы всех спасти. Мы слышали ангельское пение " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " (Лк. 2: 14). Глубинный мир Христос принес на землю: мир, который был нарушен падением наших прародителей, Он восстановил, завеса была разодрана Его искупительным подвигом, и теперь Спаситель призывает: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34), " Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " (Мф. 11:29). Теперь каждый может откликнуться и пойти к Богу " . " Но чтобы попасть на небо, нужно иметь чистые душу, сердце и совесть, - продолжил архипастырь. - Надо иметь мир с ближними, " развязать " себя от всех страстей, грехов. Чтобы шарик улетел в небо, нужно выпустить его из рук. А мы часто привязаны к земле грехами, суетой, попечениями. Никак не можем оторвать взор от земли и обратить к небу. Ладья нашей жизни так привязана цепями к этому берегу, что мы не можем отплыть на другой берег. Господь как раз к этому и призывает - чтобы мы " развязали " себя от грехов. Он принес нам " свет разума " , о чем мы и поем в рождественском тропаре " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

167 Ср. Втор.26:14 : «я не ел от нее (десятины) в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого». То есть, у иудеев был обычай раздавать милостыню ради умерших, но только эта милостыня не должна была быть из Божьей десятины. 168 Н. Варжанский приводит один интересный археологический факт, касающийся надгробий древних христиан: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноапостольный Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод» (Доброе исповедание, М.: Благовест, 1998 г., с. 308). Это ещё одно свидетельство того, что древняя Церковь молилась за усопших. 169 Поразительно само существование многих древних литургий, которые представляют собой последовательность молитв, которые нужно произносить за Богослужением. Протестанты же не только не имеет литургии; они, как правило, даже не знают такого слова – и это те, которые постоянно заявляют о том, что они вернулись к вере и жизни древней Церкви. 171 Бескровная Жертва – то есть Евхаристия, таинство Причастия. Кстати, православные до сих пор называют Евхаристию Бескровной Жертвой. Протестанты же понятия не имеют о том, что это значит – как далеко отошли они от жизни христиан первых веков. 173 Баптисты из новолуганской общины, в которой я около 1,5 года служил в качестве миссионера и проповедника, узнав о моем переходе в Православие, обвинили меня, кроме прочего, в спиритизме, поскольку, по их мнению, молитва к святым и Ангелам является вызыванием духов, то есть – спиритизмом. 174 Протестанты если и не всегда противятся, то и не учат, и не проповедуют, и, как правило, не хотят ничего знать об Ангеле Хранителе, который приставляется Богом к каждому человеку, тем более к святому, – хотя в Библии ясно об этом говорится: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ); «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11,12 ); «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010