Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Комментарии к Божественной Литургии Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоуста   От редакции: Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Мы публиковали текст комментария к Литургии Преждеосвященных Даров. Надеемся, что комментарий к Божественной Литургии будет полезен и мирянам, которые смогут глубже понять службу, и священникам в деле проведения миссионерских служб.     Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!   Возлюбленные о Господе братья и сестры, все мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, потому что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», т.е. дело не только одних священнослужителей, но всех верных собирающихся в храме за богослужением. А это значит, что каждое действие, каждое молитвословие имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. И смысл нашего с вами присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом. Но главная проблема заключается в том, что наше богослужение во многом непонятно. Для того, чтобы эту проблему отчасти разрешить сегодня Божественная Литургия   по ходу ее совершения будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий.

http://pravmir.ru/obyasnenie-bozhestvenn...

Материал древнейших – XIII–XIV вв. – русских Служебников и Требников не вполне соответствует содержанию греческих Евхологиев, происходящих из Константинополя 1 . Сам факт наличия в древнерусских Служебниках ряда необычных особенностей уже давно известен исследователям 2 . Высказывались предположения о проникновении этих особенностей на Русь через Синай 3 , Южную Италию 4 или Афон 5 .Но если для поздневизантийской эпохи влияние Афона для русского и, шире, славянского богослужения нельзя подвергать сомнению, то для времени старше XIII в. нет данных об интенсивных контактах Руси с Синаем или Афоном и, следовательно, вряд ли возможно говорить о какой-либо их роли в формировании первоначальной русской литургической традиции. Впрочем, в основе древнейших русских богослужебных книг лежат южнославянские переводы X в., воспринятые Русью после ее Крещения, но о возможности влияния Синая или Афона на славян в Х в. говорить тем более не приходится. Гораздо весомее выглядят предположения о связи древнейших славянских литургических переводов с Южной Италией, однако они демонстрируют не только некоторое сходство с традициями этого региона, но и яркие различия. Наиболее ярко эти различия видны в чинах Божественных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста . Как показал Андре Жакоб, характерной особенностью этих двух византийских литургий в южно итальянских рукописях является наличие в чине литургии свт. Иоанна Златоуста трех молитв, происходящих из Палестины и Египта и заменяющих собой обычные константинопольские молитвы протесиса, малого входа и Трисвятого 6 . В чине литургии святителя Василия молитвы протесиса, малого входа и Трисвятого – обычные, как в древних константинопольских источниках или современных стандартных изданиях. Но помимо трех характерных «восточных» молитв в чине Златоустовой литургии, южно-итальянские рукописи обеих литургий также могут содержать особые молитвы: кадила, великого входа, возношения Даров, при причащении священнослужителей, заамвонные, в скевофилакионе (в конце литургии) 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Заамвомвонная молитва [εχ πισθμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εχ πισθμβωνος или τς πολσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии , перед Пс 33. З. м. является напутственным обращением к Господу о покидающем храм после совершения службы народе (в этом ее сходство с главопреклонной молитвой после «Отче наш», в древности служившей отпустом для непричащающихся верных - см.: Taft. Precommunion. P. 193). Для чтения З. м. священник выходит из алтаря, спускается к народу и лицом к востоку (в совр. греческой практике священник становится не напротив царских врат, а немного в стороне, перед иконой Спасителя) произносит слова молитвы. Чтение З. м. предваряется возгласом диакона «Господу помолимся» и ответом хора «Господи, помилуй» . Название молитвы связано с тем, что в древней практике К-поля предстоятель для ее чтения всходил на амвон - возвышение в центре храма (или же обходил амвон вокруг, что менее вероятно - см.: Jacob. 1981; Taft. Toward the Origins. 2006. P. 13-30). В отличие от древней традиции при совр. архиерейском богослужении или при сослужении неск. священников, З. м. читает не епископ и не старший священник, а, как правило, самый младший из священников по хиротонии. Вероятно, это связано как с изменением статуса З. м. в чине литургии, так и с тем, что традиция предписывает поручать чтение З. м. новорукоположенному священнику, что некогда понималось как предоставление ему особых преимуществ. Происхождение З. м. не вполне ясно. Одним из ее прообразов может быть последняя молитва литургии из VIII кн. «Апостольских постановлений», составленных ок. 380 г.; Р. Тафт полагает, что в к-польский евхаристический чин она вошла в VIII в. (или немногим ранее) под влиянием древнего иерусалимского богослужения , где существовали сходные молитвы отпуста в конце литургии и др. служб, но свое наименование «заамвонной» получила уже в К-поле (см.: Taft. Toward the Origins. 2006. P. 307-330).

http://pravenc.ru/text/заамвонная ...

прот. Николай Балашов Глава 6. Совершение божественной литургии Этому центральному по своему значению христианскому богослужению, как и следовало ожидать, уделялось особое место в конкретных предложениях, направленных на усиление духовного воздействия церковной службы. Такие предложения высказывались как в предсоборный период, так и на Поместном Соборе. Обзор их мы представим по порядку совершения чина литургии. Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Активный член Братства ревнителей церковного обновления священник Петр Кремлевский выражал не совсем ясное пожелание: «Упорядочить в смысле приведения к единству первую часть литургии – антифоны " 950 . Крайний предел такого «упорядочения» намечал смелый герой Софии Благодушной: Так называемые «антифоны» и «малый вход» с двумя малыми ектениями следовало бы опустить безусловно 951 . О сокращении количества малых ектений, которое предлагали многие авторы, уже говорилось выше (с. 290–292). Интересная рекомендация принята в 1905 году Рижским епархиальным собором: вторую малую ектению предложено было заменить чтением вслух особенно содержательной молитвы третьего антифона («Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы...») 952 . На заседании богослужебного отдела Поместного Собора о. Василий Прилуцкий указывал на следующие широко распространенные нарушения богослужебного устава: Почти полное игнорирование антифонов «по вся дни». Сокращение праздничных антифонов до 2-х стихов. Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к (ним) или тропарей от канонов. Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе 953 . Б.А. Тураев также указывал на необходимость исполнения устава о пении вседневных антифонов в те дни, когда не положено пение «изобразительных» 954 . В соответствии с этими указаниями был составлен и общий доклад отдела: В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их), вседневные (в положенные дни) и блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки. (...) Возглашение: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны должно быть опущено 955 . Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Алексий Жиганов Тропарь 3-го часа в анафоре: краткий историко-богословский анализ 1. Введение Анафора (с греч. – возношение), центральный раздел полного евхаристического богослужения (Божественной Литургии), во время которого совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Анафора именуется также евхаристическим каноном, или евхаристической молитвой. В течение исторического процесса с евхаристической молитвой произошло немало изменений. Единая по существу и замыслу, идущая от Единого Основателя, Вечного Архиерея Иисуса Христа и из той же «святой Сионской Горницы Тайной Вечери», анафора знает в своем прошлом немало дополнений и сокращений; она подвергалась всевозможным влияниям и изменениям. Первые христиане в разных областях Римской империи и вне ее знали до 200 разных анафор. Еще в древней Церкви сформировались три основных типа структурной организации текста анафор: Александрийско-римский (анафоры этого типа сохранились в Коптской и Эфиопской Церквах, а также в Римском каноне), Западно-сирийский (это анафоры литургии апостола Иакова, сохраняющейся в Сиро-Яковитской Церкви и мазарабской литургии в Испании) и Восточно-сирийский (это анафоры литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого , бытующих в обиходе Поместных Православных Церквей, и анафора литургии Афанасия Великого , используемой в Армянской Церкви). 1 В молитве анафоры для удобства литургической науки принято условно выделять, различать несколько ее частей. Существенными элементами текста почти каждой анафоры (последовательность которых может быть различна) являются: префацио (с лат. – введение, предначинание, предисловие) – благодарение Богу за искупление во Христе, завершающееся славословием «Свят, Свят, Свят…» – которое называется санктус (с лат. – свят); повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова, т. е. слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей – институцио (с лат. – установление); анамнесис (с греч. – воспоминание) – свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; эпиклесис (с греч. – призывание) – призывание благодати Божией (в большинстве анафор моление о ниспослании Святого Духа) на дары; интерцессио (с лат. – ходатайство) – ходатайственные молитвы поминовения живых (в частности, священноначалия) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической Жертве. И краткое завершение евхаристической молитвы – доксологио (с греч. – славословие). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Созерцание как необходимое условие участия в Евхаристии Необходимость духовного труда христианина над соединением чувств и мыслей – стяжанием умно-сердечной молитвы Созерцание как призвание всех христиан Призвание каждого христианина к живой литургической молитве Путь молитвы: опасность ложной духовности и опасность духовного расслабления Содержание литургических созерцаний Размышления об истощании Сына Божия в Воплощении и Искуплении человечества Воспоминания событий земной жизни Христа на Литургии Переживание Божия величия и своей личной греховности Святые отцы о возможности благодатного и смиренного использования естественного свойства воображения Цель литургической молитвы – раскрытие живых душевных чувств благодарного покаяния и сердечного умиления к Богу     Литургия как великое таинство: призвание к сердечному размышлению и благоговейному переживанию Литургии Пламенный служитель Божественной Литургии, великий русский святой Иоанн Кронштадтский († 1908), возвышенно переживал главное христианское богослужение, как «постоянно повторяющееся торжество о спасении всего мира и каждого… в отдельности», как брак божественного Агнца, брачный пир Сына Божьего, на котором «невеста – каждая верная душа, Уневеститель – Дух Святый» (3, п. 1187, с. 719–720). Одновременно святой пастырь сожалел о состоянии многих христиан, неспособных воспринять хотя бы малую часть божественных дарований Литургии. Именно поэтому всероссийский пастырь отмечал необходимость тщательной подготовки к святой Евхаристии посредством молитвы, «размышления и воздержания». В противном случае, когда вместо «возвышенных мыслей» христианин бывает в храме занят «образами и желаниями земных вещей» или даже страстными и нечистыми помышлениями, он становится подобен человеку из евангельской притчи, который, будучи приглашен на торжественный обед, не взял с собой «одеяния брачного», но «имея оскверненную одежду страстей», был связан «по рукам и по ногам и выброшен вон из брачного чертога во тьму кромешную» (там же, с. 720).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Архив Пн Божественная литургия древнерусским чином совершена в Успенском соборе Московского Кремля 12 января 2013 г. 17:58 12 января 2013 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля была совершена Божественная литургия древнерусским чином. Богослужение, которое возглавил постоянный член Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , состоялось по просьбе духовенства и прихожан старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви в ознаменование памяти Первого Всероссийского единоверческого съезда, 100-летие проведения которого отмечалась единоверцами в ушедшем году. Митрополиту Ювеналию сослужили член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , а также клирики старообрядных приходов Русской Православной Церкви — настоятель Михаило-Архангельского храма села Михайловская слобода Московской области игумен Иринарх (Денисов), настоятель Никольского храма в Студенцах города Москвы игумен Петр (Васильев), настоятель Никольской единоверческой общины Санкт-Петербурга протоиерей Петр Чубаров, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции , секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством иерей Иоанн Миролюбов и другие старообрядные священнослужители града Москвы и Московской области, Санкт-Петербургской , Нижегородской и Екатеринбургской митрополий. За богослужением молились члены Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством: заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , секретарь по межправославным отношениям ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник секретариата по межправославным отношениям ОВЦС Д.И. Петровский.

http://patriarchia.ru/db/text/2705651.ht...

В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Всеволожска апреля 2018 Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи В Великий Четверг - воспоминание Тайной Вечери, 5 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Всеволожска . Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии. Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи. Преосвященнейший Игнатий также совершил древний Чин омовения ног. В настоящее время чин вошел в богослужебную практику ряда епархии Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, совершается он и в Выборгской епархии. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Его Преосвященство омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы архиерей вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший владыка снял с себя часть облачения, препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов " Аще не умые тебе, не имаши части со Мною " , просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: " Измовенный не требует токмо нозе умыти " . После омовения ног последнего священника Преосвященнейший владыка облачился в снятые прежде облачения и обратился с молящимся архипастырским словом, рассказав о значении богослужения: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великим Четвергом! Этот день поистине сравним с двунадесятым праздником: именно в этот день много веков назад Спаситель установил Таинство Святой Евхаристии! В ветхозаветной истории праздник Пасхи праздновался так, что необходимо было возлежать за пасхальным столом, читать определенные молитвы. Произошедшее же в день Тайной Вечери… нарушило иудейские традиции. Иудеи по сей день особо чтят обычаи предков, и вот Господь, соблюдая традиционную трапезу, изменил установленные нормы. Он преломил хлеб и сказал слова, которые и сейчас с трудом понимаются, а тогда просто не могли уместиться в уме человеческом - Он называет хлеб Телом и говорит: " Это Тело приносится за вас " . Берет Чашу с вином и говорит: " Эта Чаша - Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 7 января 2020 г. 03:37 В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве череду рождественских богослужений великое повечерие, утреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. Рождественское Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Первый» и «Россия 1». Трансляцию, организованную Информационным агентством Русской Православной Церкви, комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.   В эфире и на сайте телеканала «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru трансляция осуществлялась с сурдопереводом.  По традиции перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви в прямом эфире обратился к телезрителям с Рождественским поздравлением:  «Дорогие братья и сестры! Обращаясь к вам из главного храма русской столицы — из Храма Христа Спасителя — я хотел бы всех вас сердечно поздравить с великим событием пришествия в мир Господа и Спасителя. Это событие является самым значительным в человеческой истории, и главное молитвословие праздника Рождества, которое именуется тропарем, так говорит об этом событии: Рождество Твое Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума . То есть, через Рождество Христово миру воссиял свет разума. У многих может возникнуть вопрос: а что, до пришествия в мир Спасителя не существовало разумное начало в человеческой цивилизации? А как же великие творения рук человеческих, великие достижения человеческой мысли? Конечно, разум существовал. Но вот свет, который является синонимом добра и правды, не всегда был присущ человеческом разуму. И мы знаем, как непросто развивалась человеческая цивилизация. Тем удивительнее феномен христианства, потому что через пришествие в мир Спасителя свет, то есть добро и правда, соединился с человеческим разумом. Конечно, не у всех, не всегда и не во все времена, но Господь открыл возможность соединить человеческий разум с добром и правдой.

http://patriarchia.ru/db/text/5559344.ht...

В шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия 1 февраля 2015 г. 17:07 1 февраля 2015 года, в Неделю о мытаре и фарисее, шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве была совершена Божественная литургия. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла к богослужению после реставрации была принесена  Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» . Чудотворный образ будет находиться в Храме Христа Спасителя, где будет доступен для поклонения верующих, до 10 февраля, а затем будет перенесен в Успенский кафедральный собор города Смоленска, в котором он пребывал с начала XVII beka. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили:  митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ;  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник  Московской епархии ;  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа ;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , первоиерарх  Русской Зарубежной Церкви ;  митрополит Рижский и всея Латвии Александр ; иерархи, прибывшие на Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Его Святейшеству сослужили также представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси:  митрополит Киринский Афанасий  ( Александрийская Православная Церковь );  митрополит Филиппопольский Нифон  ( Антиохийская Православная Церковь );  епископ Моравичский Антоний  ( Сербская Православная Церковь ); архимандрит Стефан (Диспиракис) ( Иерусалимская Православная Церковь );  архимандрит Феоктист (Димитров)  ( Болгарская Православная Церковь );  архимандрит Серафим (Шемятовский)  ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ).

http://patriarchia.ru/db/text/3977053.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010