Архиерейский чин божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином Источник Постановка проблемы Порядок совершения Таинства Евхаристии – главного богослужения Церкви, центра ее бытия, Таинства встречи человека с Богом, – в наши дни варьируется в зависимости от того, кто возглавляет евхаристическую службу – епископ или священник. Поэтому можно говорить о двух различных чинах Божественной Литургии 1 – архиерейском 2 и иерейском 3 . Поскольку оба чина в главном тождественны, но первый значительно сложнее второго, возникает справедливый вопрос: является ли второй упрощением первого или, наоборот, первый – это усложнение второго. Ответ на этот вопрос немаловажен как для понимания богословия Евхаристии, выраженного языком чинопоследований, так и для правильного взгляда на чин Литургии в контексте его исторического развития. Достаточно часто в литературе можно встретить тезис о том, что современный архиерейский чин Литургии более архаичен в сравнении с иерейским. В частности, этот тезис лежит в основе популярной книги протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия» 4 . Так, отец Александр пишет: «Практику эту [речь идет о принятом ныне иерейском чине Литургии – М. Ж.], хотя она формально и узаконена Служебником, нужно рассматривать в свете другой, более древней, но тоже дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии. Когда Литургию служит епископ – налицо и встреча его собранием, и облачение его посредине собрания, и невхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед самым приношением, т.е. теперешним нашим “великим входом”. Неверно думать, что все это возникло из особой торжественности, свойственной архиерейской службе... Как раз наоборот – архиерейская служба гораздо более сохранила... и форму, и дух ранней евхаристической практики...» 5 . Рассмотрим аргументацию протоиерея Александра Шмемана подробнее. Итак, в защиту своего взгляда на соотношение иерейского и архиерейского евхаристических формуляров он указывает на следующие, якобы отражающие архаичную практику, особенности архиерейской Литургии:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности: В храме темные одежды сменяются светлыми. До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова. Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом). В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости. Со времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении. Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы. Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Миром Господу помолимся!» — через интернет. Ссылки на онлайн-трансляции богослужений Молитва дома — не только келейно, но и соборно! 28 марта, 2020 Молитва дома — не только келейно, но и соборно! Карантин из-за пандемии коронавируса – не повод отказаться от участия в богослужениях. Мы собрали для вас список ссылок на онлайн-трансляции и расписания служб. Теперь молитва дома может быть не только келейной, но и соборной! Присоединяйтесь! Новоспасский монастырь, г. Москва Сайт и Уоитиве-канал монастыря, где можно посмотреть трансляции богослужений онлайн. Московское подворье Валаамского монастыря 28 и 29 марта, в Неделю 4-ю Великого поста в официальной группе Московского подворья ВКонтакте будут проходить трансляции Всенощного бдения и воскресной Божественной литургии. Начало трансляции в субботу в 16:45, в воскресенье — в 9:30. Московский Сретенский Монастырь Богослужения будут транслироваться на  УоиТиве-канале монастыря . Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Актуальную трансляцию можно увидеть, перейдя по ссылке на канал Лавры на YouTube. Администрация сайта Лавры в связи с повышенной нагрузкой на сайт просит использовать плей-лист «Видеотрансляции» на том же канале. Александро-Невский кафедральный собор, Нижний Новгород Ближайшая онлайн-трансляция Божественной литургии состоится в воскресенье, 29 марта. Начало трансляции — в 09:00. Службу возглавит митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Трансляции будут проводиться регулярно на сайте «Серафимова земля» . Телеканал «Союз». Трансляции богослужений онлайн Список прямых трансляций богослужений онлайн и записей уже завершившихся можно посмотреть здесь . Храма св. Серафима Саровского, г. Иваново Трансляции проводятся здесь , в соответствии с опубликованным на сайте храма расписанием богослужений (время московское). Софийско-Успенский собор Тобольского кремля Трансляции будут вестись в группе Тобольской митрополии ВКонтакте. 28 марта, 16.30 — Всенощное бдение. 29 марта, 09.00 — Божественная Литургия. Свято-Елисаветинский монастырь, г. Минск

http://pravmir.ru/translyaciya-bogosluzh...

Закрыть Россия — наследница Византии и Золотой Орды В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках 07:01 19.03.2024 310 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами 16 марта 2024 года в Москве в преддверии Прощёного Воскресения и Великого Поста во время выборов Президента России состоялось знаковое событие — прошли Божественные Литургии на языках Русского Востока — татарском и персидском, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Божественная Литургия на татарском (кряшенском) языке была совершена в Храме Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском мужском монастыре по благословению его наместника — викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева). Богослужение возглавил настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8 Московской области архимандрит Дорофей (Вечканов), ему сослужил руководитель Отдела по организации кряшенской миссии Татарстанской Митрополии, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. В Божественной Литургии так же приняли участие: председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, православные татары Москвы и кряшены Татарстана, в том числе проживающие на территории Московского региона. Перед Причащением Святых Христовых Таин участники Литургии попросили друг у друга прощения и простили друг друга Христа ради. По окончании Богослужения уже традиционно был пропет тропарь Пасхи на современном татарском языке византийским распевом. В тот же день после Божественной Литургии на татарском языке в Храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном была совершена Божественная Литургия на персидском (фарси и таджикском) языке. Богослужение возглавил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, ответственный за миссию среди мигрантов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Дионисий Гришков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/ro...

Объяснение литургии Златоустого Понятие о литургии. Литургия (с греческого языка) есть общественное богослужение 1 , в котором совершается святейшее таинство евхаристии или Святого причащения тела и крови Христовой. Божественное установление. Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос пред своими страданиями на тайной вечери. Он преподал тогда ученикам своим под видом хлеба истинное тело своё и под видом вина честную кровь свою, и присовокупил: сие творите в Моё воспоминание ( Лк. 22:19 ). С тех пор, по заповеди Господа, непрерывно совершалось и будет совершаться до скончания века сие святейшее таинство. Господь Иисус Христос , установляя таинство Евхаристии, возблагодарив Бога, благословив и, преложив хлеб и вино в тело и кровь свою, подал оные ученикам и заключил тайную вечерю пением некоторых священных песней ( Мф.26:26–27, 36 ). С благодарением Богу Отцу, призыванием Святого Духа и благословением совершалось сие таинство во все времена. Присовокуплялись некоторые молитвы, песнопения, обряды; но существенные принадлежности Святой Евхаристии, установленной и совершённой Господом, оставались всегда неприкосновенными. Богослужение евхаристии во времена Апостольские и после. Во времена Апостольские верующие пред причащением были предварительно приготовляемы к нему испытанием себя и очищением своей совести. Да искушает человек себе, говорит Апостол Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Самое совершение таинства сопровождалось молитвою, проповедью слова Божия и славословием. Бяху, сказано про первых верующих, терпяще в учении Апостолов, и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах хваляще Бога ( Деян.2:42, 47 ). Читалось слово Божие и объяснялось: Братие, говорит Апостол, егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... сказание имать ( 1Кор.14:26 ). После сего все причащались от единого тела и пили из чаши Господней ( 1Кор.10:17, 21 ). Сей чин божественной литургии, с некоторым разнообразием молитв и обрядов, во всей полноте сохраняется в литургии Святого Апостола Иакова, брата Божия. В IV-м веке лжеучители стали вносить в молитвы и песнопения свои заблуждения; почему святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст передали письменно священный чин божественной литургии, и, снисходя к немощи человеческой, передали оный в сокращённом против Апостольского виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Отзыв архипастыря Книга «О Божественной литургии» схиигумена Саввы является очень нужным трудом, имеющим целью дать подробное и ясное объяснение Божественной литургии, ее священнодействий и их значение. Не все присутствующие за богослужением понимают смысл всех священнодействий, совершаемых во время литургии. Книга о. схиигумена Саввы «О Божественной литургии» дает на это подробное, хорошее, понятное и ясное объяснение. В ней изложены необходимые понятия о православном богослужении, которыми можно очень хорошо воспользоваться всякому православному христианину для осмысленного понимания православного богослужения. Православное богослужение для прочитавшего эту книгу станет более интересным, понятным, богатым и содержательным, что в свою очередь принесет ему большую духовную пользу от присутствия за этим богослужением (литургией). Всякому православному христианину необходимо знать свое богослужение и хорошо понимать его. В этом очень поможет ему книга схиигумена Саввы: «О Божественной литургии». В книге подробно объясняется все касающееся литургии: ее установление Господом нашим Иисусом Христом, какие имеются литургии, когда они совершаются, на какие части разделяется литургия, т.е. на проскомидия (как она совершается), на литургию оглашенных и на литургию верных. В ней осмысленно объясняются ектении и все последование литургии. К ней прилагается объяснение непонятных церковных слов. Все сделано для правильного и полного понимания Божественной литургии. Книга богата содержанием и интересна. В книге помещаются 9 молитв перед причащением. У кого их нет, их можно найти в этой книге и воспользоваться ими для приготовления себя к святому причастию. Книга дает некоторые сведения и об инославных литургиях (римско-католической и протестантской) и указывает на отличия их от православной литургии. Эта книга, несомненно, обогатит Вас и пополнит Ваши знания о Божественной литургии, основном и самом важном христианском Богослужении. Хорошо, наконец, написано и заключение книги, в котором автор говорит о великой пользе присутствия христианина за Божественной литургией, которое приносит ему великие духовные плоды: высокое религиозное настроение, бодрость в крепость, день проходит в радостном настроении, в семью приносится благословение Божие и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. 18 апреля, 2014 В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство… О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения». — Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года? — Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года. — О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить? — Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

ЖМП 1 январь 2022 /  5 января 2022 г. 14:00 Когда отверзается и когда затворяется ОБ ОБЫЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ЦАРСКИХ ВРАТАХ  Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения» 1 . Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш» , и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 2 . Это же право имеют священники, состоящие в должности благочинных 3 . Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции — Болгарская , Сербская и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

ПРОСКОМИДИЯ Проскомидией называется первая часть литургии. В этой части приготовляются, особо установленным священнодействием, вещества для Таинства Тела и Крови Христовой и совершается предварительное поминовение членов Церкви перед приготовляемой жертвой. Греческое слово проскомидия значит приношение. Так называется первая часть литургии не потому, что в ней приносилась Таинственная жертва Богу, – которое совершается на литургии верных, – а потому, что приготовляемые в ней для Тайнодействия вещества приносятся, или посвящаются, Богу через отделение их от обыкновенных хлеба и вина и через священнодействия и молитвы, так что они становятся для нас священными еще до совершения над ними Тайнодействия и уже не могут быть смешиваемы с обычными хлебом и вином. 1 . На проскомидии приготовляются пшеничный хлеб и красное виноградное вино, употребленные Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери при установлении Таинства Евхаристии. Этот хлеб называется просфорою , от греческого слова приносить, т.е. просфора есть приносимый дар Богу. Почему она так называется? Потому что в древности этот хлеб был избираем для совершения Евхаристии из многих хлебов домашнего приготовления, которые были приносимы в храмы по усердию верующих, отчасти для Таинства, отчасти для употребления за трапезой братолюбия после литургии, а также для содержания членов клира. Также в христианской древности просфорой назывался не только хлеб, но и другие дары, приносимые для совершения богослужения и содержание клира и бедных. С течением времени обычай принимать приносные хлебы домашнего приготовления прекратился. Отчасти потому, что не всегда можно было из множества выбрать пригодные для Таинства, отчасти потому, что вышли из употреблений трапезы братолюбия (агапы) и изменились способы содержания духовенства. Что же касается прочих приносимых даров, то те из них, которые нужны для богослужения, и до сегодняшнего дня нередко приносятся в церковь , например, виноградное вино, ладан, масло, но уже не именуются просфорами. Это наименование осталось только за хлебами для Евхаристии, хотя вместо приносных домашних хлебов принято употреблять для этого Таинства специально заготовляемые при монастырях и церквях просфоры. Заготовление их в монастырях составляет особое послушание. При прочих церквах печением просфор обычно занимаются лица женского пола, или так называемые просфирни, которые избираются из вдовиц 5 , или жены священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010