Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС и Первоиерарх РПЦЗ совершили Литургию в Синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке 12 июля 2021 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершили Божественную литургию в кафедральном Знаменском соборе Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Иерархам сослужили епископ Манхэттенский Николай, клирики Знаменского собора и духовенство приходов Московского Патриархата в США. Обратившись по окончании богослужения к председателю ОВЦС со словами приветствия, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал: «Ваше Высокопреосвященство, братски приветствуя Вас с днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, сердечно благодарствую за совместную молитву, которую мы вознесли в нынешний праздничный день, за любовь, внимание, слова назидания. Я не нахожу достаточных слов, чтобы выразить, с каким особенным чувством мы совершили сегодня Божественную литургию». «Вспоминая архипастырские подвиги одного из моих предшественников митрополита Анастасия (Грибановского), автора популярных бесед с собственным сердцем, который был хиротонисан во епископа в этот день 115 лет тому назад в Успенском соборе Московского Кремля, мы молились сегодня о том, чтобы Пастыреначальник Христос продолжил, умножил Свои милости над тем духовным единением между Русской Зарубежной и Отечественной Церквами, которого мы добивались братской любовью и большим трудом», – отметил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Он подчеркнул: «Верим, что это единение между нами будет служить источником благодатного утешения и укрепления для всех чад Поместной Русской Православной Церкви в нынешний сложный для православного мира период».

http://mospat.ru/ru/news/87724/

Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

В праздник Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя 15 апреля 2012 г. 15:36 В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ; схиархимандрит Илий (Ноздрин);  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя, московское духовенство. На богослужении присутствовали: действующий Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев  с супругой С.В. Медведевой; избранный Президент Российской Федерации, председатель Правительства Российской Федерации  В.В. Путин ; председатель Совета Федерации ФС РФ  В.И. Матвиенко ; мэр г. Москвы  С.С. Собянин ; послы стран ближнего и дальнего зарубежья, представители инославных христианских церквей. Первые лица Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Воскресения Христова и вручили друг другу пасхальные яйца. Пасхальное богослужение  транслировалось  по центральным каналам телевидения, а также на официальном сайте Русской Православной Церкви. Перед началом крестного хода Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с приветствием к телезрителям: «Через несколько мгновений начнется Пасхальное богослужение. Это самое прекрасное и самое главное богослужение в честь самого прекрасного и самого главного праздника  Воскресения Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/2164016.ht...

В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Протоиерей Георгий Городенцев считает, что возможный выход Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей мог бы успокоить ревнителей 03.05.2016 5521 Время на чтение 3 минуты Уже в течение нескольких лет я служу на Пасху в своем храме, однако на второй день Пасхи по немощи человеческой не служу, но подобно мирянину молюсь за богослужением в храме одного из одесских монастырей. Так было и в этом году, когда мы с матушкой, с чувством благодатной пасхальной радости, по своему обычаю снова пришли помолиться в сей храм. Но это радостное чувство продолжалось только до Мирной ектении на Божественной литургии, когда по чину богослужения положено поминать Святейшего Патриарха Кирилла, коего в сем монастыре не поминали. Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства. Вплоть даже до того, что я уже было собрался покинуть сей храм, если эти неприятные духовные ощущения продолжатся и усилятся. Однако затем все, так сказать, стабилизировалось; и я достоял литургию до конца уже без особого смущения или беспокойства, но и без прежней благодатной пасхальной радости. Какие богословско-литургические выводы можно сделать из этого? В своих публикациях на РНЛ (особенно в статьях «Смущение» и « Все ли хорошо, " прекрасная маркиза? " ») я писал, что известная встреча Патриарха с папой римским вызвала у меня и у многих православных смущение, а также указал на причины этого смущения. Но при этом следует отметить, что никакие православные каноны не запрещают такую встречу саму по себе. Таким образом, вопреки мнению многих ревнителей и, особенно, непоминающих ничего особо страшного, непоправимого и губительного вследствие всего этого пока не произошло. Если данная встреча и рана на теле Церкви, то пока эта рана не смертельная. А вот что касается не поминания своего Предстоятеля за богослужением, то 13-е, 14-е и 15-е канонические правила Двукратного Константинопольского собора говорят о сем совершенно недвусмысленно. Особенно подходит к нашему случаю 15-е правило сего собора, гласящее: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) Смысл и значение византийского церковного пения для православного богослужения 1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение – это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами апостолов, святых отцов и учителей Церкви. Просвещенные благодатью Святого Духа, они обогатили богослужение псалмами, евангельскими, апостольскими и ветхозаветными чтениями, архиерейскими и священническими молитвами, диаконскими прошениями, песнопениями, тропарями и канонами. Они создали чин службы, согласно апостольскому повелению: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ). Они постепенно определили вид и устройство православного храма, место святых икон в нём, они же ввели в богослужение и церковное пение. Поэтому мы не можем считать себя православными, если не участвуем в церковном собрании, о внимательном и благоговейном совершении которого столько заботились святые отцы. Там мы становимся одним телом, Телом Христовым, Его исповедуем и возносим моления Триединому Богу, приносим Ему свои дары, а Он преподает нам Свои Тело и Кровь, соединяется с нами, обещая даровать полноту Жизни в Своём преславном Царствии. Мы слышим слова святого пророка Давида, побуждающего нас к посещению церковных собраний: «В церквах благословите Бога» ( Пс. 67, 27 ). Исполненный божественной любви, он говорит о самом себе так: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс. 83, 3 ). И святой апостол Павел призывает не оставлять церковных собраний: «Не оставляюще собрания своего» ( Евр. 10, 25 ). Жажда благодати ведёт нас в храм Божий для участия в богослужении. В круг суточных богослужений входят: полунощница, утреня, часы, Божественная литургия, вечерня. В совокупности они представляют образ Небесного славословия и дают нам предощущение Царствия Божия. 2. Церковное пение – дело Благодати Святого Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Предварительные понятия о Литургии Беседа 1. О том, как Господь совершил Божественную литургию I. Слово «литургия» греческое, по-русски значит: общественное дело или общественное священное служение. Прежде Литургией называлось всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения священного Писания и поучения; но с IV века принято Литургией называть собственно то богослужение, в котором совершается Таинство Причащения и приносится спасительная жертва за живых и умерших. Самое же Таинство Причащения у первенствующих христиан называлось иногда вечерею, или таинственною вечерею, потому что оно получило начало свое от той Божественной вечери, которую Иисус Христос совершил пред Своими страданиями с учениками Своими; иногда – вечерею любви, потому что вместе с Таинством причащения или, лучше сказать, после него тогда устроялась вечеря, или ужин, для всех, а преимущественно для бедных; к этой вечери состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, приносили хлеб, вино и масло; а иногда Евхаристией, или благодарением, потому что при совершении Таинства причащения воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим последним именем, т. е. Евхаристией, Таинство причащения называется и у нас. Причина тому та, что и у нас совершение этого Таинства сопровождается молитвенными к Богу благодарениями за все Его к нам благодеяния. Литургия у нас попросту называется обеднею, потому, во-первых, что во время ее совершения предлагается верующим духовная трапеза – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а во-вторых потому, что совершение ее всегда бывает пред обедом. Благочестивые христиане стараются присутствовать при ее совершении натощак, а по совершении ее приступают уже к подкреплению себя пищею. Сравнительно с другими церковными службами, Божественная литургия – самое важное богослужение. Она напоминает нам всю земную жизнь Иисуса Христа: Его рождение, торжественное явление миру, учение, установление Им Таинства причащения, Его страдания, смерть, Воскресение и вознесение на небо. Но что особенно дорого для нас это то, что во время совершения ее приносится Отцу небесному пречистое Тело и животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, и затем это Тело и Кровь Сына Божия предлагаются нам как духовная пища и питие в оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

М.С. Красовицкая Лекция 19. Богослужение в период пения триоди цветной Рассмотрим богослужение послепасхального периода, которое совершается по Триоди Цветной. Говоря об этой книге, как и о любой другой, мы должны прежде всего знать границы ее действия. Триодь Цветная употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава». Такой огромный период, конечно, распадается на составные части. Безусловно, выделяется первый день Пасхи и Пасхальная седмица; затем имеет общие законы богослужения время от Фоминой недели до отдания Пасхи; Вознесение с попразднством, Троица (Пятидесятница) с попразднством и последний день пения Триоди Цветной – Неделя Всех святых. Какие же части богослужения включает Триодь Цветная? Триодь Цветная содержит изменяемые части служб от первого дня Пасхи до Недели Всех святых. Говоря об этой книге, нам нужно уяснить себе еще раз ее название, которое происходит от греческого слова «триодион», что означает трипеснец (неполный канон, состоящий из трех песен). Но если относительно Триоди Постной с трипеснцами, казалось бы, все ясно, то относительно Триоди Цветной возникают некоторые вопросы, потому что можно не один год служить по Триоди Цветной, но трипеснцев там не заметить. Тем не менее, трипеснцы в Цветной Триоди есть, находятся они в приложении, и замечено, что в прежних (т.е. дореформенных) Триодях они предназначены для пения на блаженнах на литургии, а в греческих – на повечерии. Впрочем, сейчас в Греции на повечерии вместо канонов читается акафист Пресвятой Богородице и в современных греческих изданиях Цветной Триоди трипеснцев нет (поэтому она и не называется Триодью, а Пентикостарием). По нашему же современному уставу эти трипеснцы должны употребляться на повечериях, а, поскольку на приходах повечерия не совершаются, трипеснцы практически выпадают из богослужения, мы их не слышим. И, наконец, название «Цветная» воспринимается нами настолько легко, что даже не вызывает никаких вопросов, а тем не менее здесь есть проблема.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010