Предисловие Одна из трудностей, с которой сталкивается человек, приходящий в храм, – это сложность православного богослужения для его восприятия. Человеку современной культуры необходимо потратить немало времени и усилий, чтобы начать понимать богословские глубины поэтических образов, содержащихся в литургических текстах Православной Церкви. Сделать это тем более непросто потому, что в Русской Церкви богослужение совершается на церковнославянском языке, который благоговейно сохраняется почти без изменений многие века. Все без исключения священнослужители обязаны знать церковнославянский язык на достаточном уровне – хотя бы в объеме семинарского курса. Многие миряне также имеют усердие к изучению церковнославянского языка, но многим другим это оказывается не под силу. Настоящее издание представляет собой пособие для тех, кто хочет лучше понимать православное богослужение. Церковнославянский текст главной церковной службы – Божественной литургии – приведен здесь параллельно с новым выверенным русским переводом. Этот перевод не предназначен для богослужебного употребления, но носит пояснительный характер. Книга специально издается в компактном формате, чтобы прямо в храме можно было следить по ней за ходом совершаемого по-церковнославянски богослужения. Перевод сопровождается пояснениями, большинство из которых – указания на явные и неявные цитаты из Священного Писания , содержащиеся в текстах молитв и песнопений. Мы искренне надеемся, что это небольшое пособие поможет верным чадам Русской Православной Церкви лучше понять и еще больше полюбить ее древнее богослужение. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) , Председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Начальный возглас Текст литургии Русский перевод Диакон: Благослови, владыко. Диакон: Благослови, владыка. Священник: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Хор: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

священник Максим Козлов Скачать epub pdf Сегодняшнюю беседу мы посвятили разговору о круге чтения современного православного христианина – о тех книгах, которые необходимы (важны, желательны, допустимы) сегодня, в современной православной России начала XXI века для нас, современных православных русских людей. Конечно же, основой чтения является регулярное чтение Священного Писания . И каждый, имеющий такую возможность, должен добавить к чтению Священного Писания и Жития Святых – те образы древних и почти современных нам подвижников благочестия, которые являют нам норму христианской жизни – святость. Вообще, жития дают нам единственно возможную точку отсчета – сравнить себя не с теми нашими современниками (с теми, кто с нами стоит в храме, и с теми, кого мы считаем самыми грешными, по-фарисейски), а со святыми, с той нормой жизни, которая ими была достигнута. Мы говорили также о том круге аскетически-духовно-образующей литературы, словесности (святых отцов и подвижников благочестия, более близких нам по времени жизни), которые также необходимы для нас, как духовная азбука. Здесь мы говорили и о творениях св. Феофана, св. Игнатия, о письмах Оптинских старцев, о письмах таких подвижников благочестия как игумен Никон (Воробьев) , афонский старец Паисий, как ныне живущий о. Иоанн (Крестьянкин) и многие другие современные подвижники благочестия. Но, конечно же, очень важно, чтобы круг нашего чтения – нашего христианского образования – по возможности и еще расширялся в некоторой области церковного знания, церковной образованности, которые важны по пути ко спасению каждого из нас. И здесь следует сказать о той литературе, которая связана с осмыслением богослужения – с правильным, более глубоким пониманием православного богослужения, усвоением тех истин веры, которые в нем содержатся. Здесь ведь какая бывает ситуация? Многие из нас (кто годы, кто десятилетия) ходят в храм, но самых важных моментов, связанных с тем, что происходить на Божественной Литургии (а тем более с тем кругом богослужебным, который подводит нас к участию в Литургии) часто и не знают! И здесь, конечно же, есть во-первых, творения святых Отцов и учителей Церкви, которые относятся к истолкованию православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Многая лета, дорогой Владыка! Во Владивостоке торжественно поздравили митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием 08.11.2023 88 Время на чтение 3 минуты Фото: vladivostok-eparhia.ru В среду, 8 ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского сонмом архиереев была совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе Владивостока, сообщает пресс-служба Владивостокской епархии . В этот день 85-летие празднует митрополит Вениамин (Пушкарь). Богослужение совершили митрополит Вениамин (Пушкарь), митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, епископ Находкинский и Преображенский Николай. Богослужение посетили глава города Владивостока Константин Шестаков и президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа» Сергей Дарькин. Богослужебные песнопения исполнил сводный мужской хор Владивостокской епархии под управлением регента иерея Константина Талько. На сугубой ектении архипастыри вознесли молитву ко Господу о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес игумен Алексий (Несмеев). По отпусте литургии было совершено поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню и славление святому великомученику Димитрию Солунскому. В завершение литургии было провозглашено многолетие. По окончании Божественной литургии митрополит Вениамин принимал многочисленные поздравления. Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир огласил поздравительный адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство! Примите искренние поздравления с 85-летием вкупе с молитвенными пожеланиями крепости телесных и душевных сил, радости, мира и терпения на пути стяжания христианских добродетелей. Более четверти века Вы несли архиерейское послушание в родном для Вас Приморском крае, заботясь о восстановлении храмов и созидании православных общин, о поставлении пастырей словесного стада Христова и о просвещении светом Евангелия ближних и дальних. Отрадно свидетельствовать, что Вы примером личного благочестия и совершением дел любви и милосердия неизменно стремились прославлять Отца нашего Небесного (Мф. 5:16).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/08/mn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Малый вход литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных благодаря наличию лекционарного аппарата для чтения за богослужением. Священный текст может быть представлен в Е. с. как в виде отдельных литургических чтений, расположенных в соответствии с устройством года церковного (см. ст. Лекционарий ; в слав. традиции этот тип Е. с. именуется апракосом ), так и в непрерывном виде, т. е. так же как в полной Библии (см. Четвероевангелие ). Е. с. хранится на св. престоле как одна из главных святынь в храме (отсюда иное название Е. с.- напрестольное Евангелие), символизирующих живое присутствие Христа в общине. В правосл. традиции чтения Евангелия за богослужением, составляющие центральную часть литургии оглашенных, а также праздничной и воскресной утрени и ряда особых служб (различных богослужений Страстной седмицы, царских часов и др.), совершаются диаконом, священником или епископом по Е. с. Для чтения книга обычно износится из алтаря и полагается на аналой , стоящий на амвоне (во всех случаях чтения Евангелия диаконом, а также во время царских часов, часов Страстной седмицы, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи), или читается предстоятелем, к-рый держит Е. с. в руках (этот обычай широко распространен в совр. греч. традиции, но малоупотребителен в русской), или же диакон держит перед ним книгу. В нек-рых случаях (в воскресные дни, за утреней Великой пятницы, в 1-й день Пасхи) устав предписывает читать Евангелие из алтаря, но на практике это предписание часто не соблюдается. При совершении треб, чинопоследование к-рых включает чтение Евангелия, обычно используется Е. с. небольшого размера - т. н. требное Евангелие (как правило, оно не износится из алтаря специально для чтения, а просто помещается на требный аналой). Е. с. также износится из алтаря во время торжественных процессий: за Божественной литургией - на малом входе ; на вечерне - на входе в те дни, когда вечерня соединена с полной литургией или когда за вечерней или за литургией Преждеосвященных Даров устав предписывает читать Евангелие; на утрене - в Великую субботу (а по нек-рым древним уставам - и в др. дни; вход с Евангелием на утрене Великой субботы дал начало священнодействиям с плащаницей ); при совершении крестного хода . Изнесение Е. с. из алтаря и целование его верующими составляют одно из центральных священнодействий воскресной утрени (см. ст. Воскресенье ) и символизируют явление Христа по Его воскресении и поклонение Ему.

http://pravenc.ru/text/180916.html

Разделы портала «Азбука веры» Хлеб в Церкви – символ Христа . Об этом сказал Он Сам: « Я есть Хлеб жизни » ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: « Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие » ( Дидахе , гл. 9). Просфора своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая». В конце Литургии молящимся раздается антидор –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён  Святой Агнец . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и дорон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие . « Антидор , – говорит святой Симеон Солунский , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-pros...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благодарение Беседы о литургии. Часть 5 7 мин., 29.06.2015 Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но даже и видеть его. Текст Божественной Литургии Со временем стремление максимально сберечь святыню от глаз недостойных (а таковыми стали считать себя все большее и большее количество христиан) привело к тому, что самая главная, самая глубокая смыслами и насыщенная возвышенными поэтическими и богословскими образами часть литургии совершается практически незаметно для молящихся в храме людей. Лишь только те, кто знает это, те понимают, что в этот момент происходит. Закрытые царские врата, погашенное паникадило и редкие возгласы священника, произносящего отдельные фразы из молитв, должны напоминать нам о великой тайне воплощения Бога и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Этот момент богослужения требует напряжения сознания от собравшихся в храме людей: за невзрачным и простым, в отличие от торжественного Великого входа, например, надо увидеть возвышенное и святое. «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную» — призывает нас диакон с хором (Для удобства понимания все тексты молитв приводятся в этой статье в переводе на русский язык). Затем он произносит «Двери, двери! Будем внимать премудрости», а священник отдергивает алтарную завесу. Зачем диакон обращается к дверям? А это остаток древней практики выводить в этот момент из храма оглашенных и кающихся. За ними запирались двери, и таинство совершалось в отсутствии посторонних. Единомыслие как единство в вере — это главное и неизменяемое правило достойного причащения. Именно поэтому с VI века в этот момент богослужения всеми верными читается или поётся Символ веры. После единодушного исповедания веры диакон приглашает всех к началу совершения анАфоры — возношения даров, святой жертвы: «Встанем благоговейно, встанем со страхом, будем внимательны, чтобы святое Возношение приносить в мире!»

http://foma.ru/blagodarenie.html

Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия — слово греческое. Оно значит общее служение. Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия — слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда — служение при алтаре. Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, «обожение» человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии — в этом центре жизни Церкви. Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть . Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: «Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб — это Мое Тело, и это Вино — Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда». Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.

http://pravmir.ru/xristos-posredi-nas-iz...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске 4 сентября 2016 г. 23:34 4 сентября 2016 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский! Уважаемый Александр Сергеевич, министр по делам Дальнего Востока! Уважаемый Олег Николаевич, губернатор Сахалина и Курил! Уважаемый Михаил Владимирович Леонтьев, вице-президент «Роснефти»! Высокие гости, представители власти! Дорогие отцы, матушки, братья и сестры! Для меня великая радость снова ступить на землю Сахалина и практически на том же месте, где я совершал Божественную литургию, совершить еще раз эту великую службу Богу, — но уже под сводами величественного кафедрального собора. Я хорошо вспоминаю то богослужение на площади, которое сопровождалось многими дивными явлениями. В тот день нас предупреждали о штормовом ветре, и было непонятно, как будет совершаться богослужение. Мы готовились к тому, что ветер будет действительно очень сильным. Когда служба начиналась, было тихо, — ветер стал подниматься к самому важному моменту богослужения, когда освящаются Святые Дары. Но почему-то я верил, что в момент апогея богослужения ветра не будет, — именно так и произошло. Ветер остановился, словно ножом отрезало, наступила тихая спокойная погода, так что мы совершили Божественную Евхаристию и причастились Тела и Крови Христовых. После богослужения я обратился с проповедью к жителям Южно-Сахалинска. Слово Патриарха всегда имеет большое значение и потому должно быть продуманным, как должны быть учтены обстоятельства, в которых оно произносится. Но вдруг случилось то, что практически никогда со мной не происходит, — у меня появилась настойчивая мысль сказать всем, что именно на этом месте должен быть построен кафедральный собор. Хорошо помню, как я ударил посохом, сказав, что собор должен быть возведен именно здесь. Не буду говорить о реакции светских людей, многим было абсолютно не понятно, что произошло, но мне было все ясно. Ведь если есть потребность что-то сказать, если ты чувствуешь, что Сам Господь повелевает произнести некие слова, то ты обязан это сделать независимо от того, какой будет реакция слушающих. Вот почему в течение всех этих лет я уделял очень большое внимание строительству Христорождественского собора в Южно-Сахалинске. Со мной согласовывали все детали внешнего облика и интерьеров храма, а когда возникли опасения, что возведение собора повлечет за собой забвение монумента в честь героев Великой Отечественной войны, я благословил несколько сдвинуть место строительства, поскольку очень важно, чтобы возведение собора осуществлялось в мире и согласии, а не становилось яблоком раздора.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

III. Брак и евхаристия Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить свою жизнь и семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно – под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории и символы высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории – чистотою сердца, духом и любовью. Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк – не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый и торжественный обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви. В глубокой древности не было отдельного чина венчания как частного богослужения, или требы. Бракосочетание совершалось на литургии как часть общецерковной службы и завершалось причащением Святых Даров, ибо, как писал Симеон Солунский : «...завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение». В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Св. Даров завершалось на специальных «Крещальных Литургиях» и крещение. Воспоминанием этого является пение «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» 16 в некоторые праздники вместо обычного «Трисвятого». На Литургии и ныне совершается хиротония (рукоположение) во диакона, священника и епископа. В «Послании к жене» Тертуллиан (II в.) писал, что «брак согласовывается с церковью», «знаменуется благословением», «написуется ангелами на небеси» и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией 17 . Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – «во имя Отца», она – «во имя Отца», он – «во имя Сына», она – «во имя Сына», он – «во имя Святого Духа», она – «во имя Святого Духа», – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь . Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > И Вы, Судия Вселенной? Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал т. н. «ПЦУ» 08.11.2019 2662 Время на чтение 3 минуты Сегодня Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время Литургии в храме Святых Архангелов в районе Эз-Захир в столице Египта помянул имя Думенко в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей. По окончании Литургии Патриарх Феодор II разъяснил присутствующим в храме о своем решении, в связи с чем митрополитом Гвинейским Георгием было официально зачитано решение Александрийского Патриархата о признании автокефалии «ПЦУ», сообщает Orthodoxia.info . На странице «ПЦУ» в Фейсбуке говорится следующее: «С радостью сообщаем хорошую новость: блаженнейший папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в пятницу, 8 ноября, во время божественной литургии в храме Архангелов в столице Египта впервые помянул имя блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Православной церкви Украины». В сети появилось видео Литургии , где Патриарх Феодор в числе других Предстоятелей зачитывает имя Сергея Думенко, называющего себя «митрополитом Епифанием» (после 45-й минуты). Стоит уточнить полный статус Патриарха Феодора: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. После подобного поступка так и хочется воскликнуть в сердцах: И Вы, Судия Вселенной? Напомним , что 27 сентября 2018 года, во время последнего визита на Украину и совместного Богослужения с Предстоятелем и иерархами УПЦ МП, Патриарх Феодор заявил, что именно УПЦ МП является единственной канонической Церковью на Украине. Предстоятель Александрийской Православной Церкви призвал верующих УПЦ МП «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». Александрийский Патриарх подчеркнул, что Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. «Глава канонической Церкви в Украине — это наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий, благословенный человек от Бога и настоящий монах», — отметил Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/08/i_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010