Скачать epub pdf Введение 1. Автор четвертого Евангелия Автор Евангелия от Иоанна позиционирует себя прежде всего как свидетель тех событий, о которых говорит 1 . Больше, чем кто-либо другой из Евангелистов, он настаивает на своей особой роли свидетеля и очевидца, имеющего право говорить о том, что видел и слышал: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили ( Ин. 19:35 ). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его ( Ин. 21:24 ). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам... ( 1Ин. 1:1–3 ) 2 . Эти слова в полной мере отражают мотивацию автора четвертого Евангелия, решившего положить на бумагу то, что он видел своими очами, что рассматривал и осязал своими руками. Он – реальный свидетель, очевидец и участник событий, о которых говорит, и текст четвертого Евангелия имеет этому множество подтверждений. В то же время свидетельство Иоанна – это свидетельство особого рода. Это не просто рассказ о событиях, очевидцем которых он стал. В значительно большей степени, чем у других Евангелистов, его рассказ является богословским осмыслением «Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк. 1:1 ). По словам исследователя, Иоанн основывается на истории, «но богословская сила его развитой христологии столь велика, что... история так или иначе поглощается богословием». Тем не менее для правильного понимания богословия Иоанна необходима «прочная укорененность в истории» 3 . Эта укорененность достигается благодаря сличению четвертого Евангелия с повествованием синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Подробные сведения о причинах написания четвертого Евангелия и о его отличиях от трех других приводит Евсевий Кесарийский :

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Главы богословские, умозрительные и практические преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена обители святого Мамаса Ксирокеркского Источник Скачать epub pdf Главы богословские и практические (100 глав) 1 . Для смотрящих телесно Бога нигде нет, ибо Он невидим, а для мыслящих духовно Он везде есть, ибо Он присутствует всюду. Он во всем и вне всего, поэтому Он близок к боящимся Его ( Пс. 84:10 ), но далеко от грешников спасение Его ( Пс. 118:155 ). 2 . Память о Христе просвещает ум и прогоняет демонов, а свет Святой Троицы, сияющий в чистом сердце, удаляет от всего мира и уже отсюда возносит причастника своего к будущей славе, насколько возможно вместить человеку, который, хотя и находится под действием благодати свыше, однако еще покрыт завесой плоти ( Евр. 10:20 ). 3 . Если совсем ничего другого не останется после конца видимого [мира], кроме одного Бога, Который и есть, и будет, то, несомненно, те, кто обильно приобщаются Его благодати в этом мире, несмотря на то, что остаются на земле, уже полностью устремлены к будущему веку, хотя и стонут, находясь во тьме и обремененные тяжестью. 4 . Господь называет блаженными не просто учащих, но тех, которые сначала через исполнение заповедей удостоились прозреть и увидели в себе просвещающий и блистающий свет Духа и благодаря ему в этом истинном видении, знании и действии познали, о чем следует говорить и чему учить других. Ибо стремящимся учить надлежит, как мы сказали, сначала возвыситься, чтобы, говоря о том, чего не познали, они не прельстили и не погубили вместе с теми, кто верят им, и самих себя. 5 . Кто не боится Бога, тот не верует, что Бог есть; такой человек – безумец. А верующий в Бога боится Его, боящийся же соблюдает Его заповеди. Кто же говорит, что боится Бога, а заповеди Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем страха Божиего. Сказано: “Где страх, там соблюдение заповедей”; если же в нас нет ни страха, ни соблюдения божественных заповедей, то мы ничем не отличаемся от язычников и неверующих. 6 . Вера, страх Божий и соблюдение Его заповедей доставляют награду в соответствии со степенью чистоты. Ибо насколько мы очищаемся, настолько возводимся от страха перед Богом до любви к Нему, а когда по преуспеянию переходим от страха к тому, чтобы любить Бога, слышим от Него: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14:21 ). Итак, приложим усилие к усилию, чтобы на деле доказать любовь. Когда же это произошло, Он, как обещал, любит нас, а когда Он нас любит, Отец Его равным образом любит нас, Дух же, конечно, приходит заранее и приуготовляет дом, чтобы в едином соборе Ипостасей мы стали обителью Отца, Сына и Святого Духа ( Ин. 14:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 9–10 (Ин.17:13–19)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 12. С. 81–96 (1-я пагин.) —81— истинный. Очевидно, таким образом, и не подлежит сомнению, что Ему всегда должна быть присуща сила охранять чтущих Его, в какое бы Он ни пожелал время, хотя бы и не было видимо присутствие Его с телом. В этом именно и заключается возможность и для нас иметь совершенную радость, как имеющих всегда вблизи себя Сопредстателя, могущего изнимать от всякого зла. Ин.17:14–15 . Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, якоже Аз несмь от мира. 2188 Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от зла. 2189 Открывает необходимейшее для нас подаяние вышнего благоволения и от Отца, которое, говорит, в качестве как бы справедливого и подобающего воздаяния должно быть от Него подвергающимся ради Него опасностям. Ведь мир ненавидит ради Бога служителей Бога и исполнителей определенных Им законов, ни во что не считающих мирскую прелесть, которые и по справедливости должны получить содействие от Него и благодать и пребывание в благополучии. Опираясь некоторым образом на Него и надеясь на Него, ведя ради Него борьбу и не боясь подвергаться чрезмерным опасностям, как, в конце концов, могли бы они остаться без соответствующего их стараниям воздаяния? Поэтому Спаситель говорит, что «Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что не суть от мира, как —82— Я не от мира». Они приняли, говорит, и весьма охотно, Твое, Отец, слово, бывшее к ним чрез Меня, то есть евангельскую проповедь, легко отвращающую приемлющих её от мирской жизни и земных помыслов. Поэтому-то они и подверглись ненависти от мира, то есть от пожелавших помышлять о мирском и любящих эту чувственную и скверную жизнь. Ведь для мирских людей неприятны слова святых, всегда отвлекающие от зол этой жизни и открывающие нечистоту мирской жизни, обвиняя греховность мира и горькими обличениями поражая тех, которым доставляет приятность падение и вращение в земном зле, – а также ведя борьбу против всякого насилия, удаляя честолюбие и научая отрекаться и возможно далее сторониться от любостяжательности, как матери всех зол, но и повелевая находиться вне исконной прелести и захваченным в диавольские сети – идти к Богу всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 56 (Ин. 5:77:19)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 321336 (1-я пагин.). (Продолжение.) —321— шему желанию исцеления и поощрял к ревностнейшему прошению об этом. Вопрос о том, хочет ли он получить желаемое, содержит выразительное указание на то, что Он может доставить это и уже был готов к этому, но только ожидает еще прошения от того, кто получает благодать. 5:78. Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда бо прихожду аз, ин прежде мене слазит. Глагола ему Иисус: возстани 2396 : Во время святой пятидесятницы ангелы, сходя с неба, возмущали воду купальни и из нее издавали звук как вестника своего присутствия. Тогда вода освящалась как бы от святых духов. И кто из множества больных, придя ранее, предупреждал других, тот выходил освобожденным от удручавшего его недуга, но целебная сила уделялась одному только предвосхищавшему. И это было знамением подзаконной помощи через ангелов, направляемой к одному только народу Иудейскому и кроме него никому другому не сообщающейся. От Дана до Вирсавии изрекались постановления через Моисея, причем служили ангелы на горе Синае, в день, впоследствии установленной, святой пятидесятницы. Поэтому-то и вода купальни возмущалась не в другое время, являя через это нисхождение в нее святых ангелов. —322— Итак расслабленный, не имея, кто бы вверг его в воду, вместе с удручающею его болезнью оплакивал и отсутствие помощников в словах: человека не имею, очевидно который снес бы его в воду. Ожидал он, что Иисус конечно даст ему совет относительно этого. 5:89. Возми одр твой и ходи. И абие бысть здрав человек: и взем одр свой хождаше. Бе же суббота в той день 2397 . Повеление, подобающее Богу и заключающее в себе доказательство вышечеловеческой силы и власти, ибо Он не молится о прекращении болезни у лежащего, дабы не являлся и Он подобным кому-либо из святых пророков, но как Господь сил властно повелевает быть (исцелению), сказав (исцеленному), чтобы, радуясь, шел домой и нес на плечах постель, как знамение силы Целителя для зрителей. Больной тотчас исполняет приказание и через послушание и веру снискивает себе вожделеннейшую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Декабрь Никифор, архиеп. Константинопольский; свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской верви и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 12. С. 369–378 (3-я пагин.). (Окончание.) —372— вать о беспредельно нас превышающем? Господь наш Иисус Христос предлагал некогда Никодиму учение о духовном возрождении и говорил так: аминь, аминь глаголю вам: аще кто не родится свыше, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ), потом к этому прибавил дальнейшие слова. Когда же Никодим совсем ничего не понимал, тогда Христос, показывая, что грубому человеческому уму совершенно недоступна высота заключающихся здесь мыслей, говорит: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? И сверх того прибавил: аминь, аминь глаголю вам, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем: и свидетельства нашего никто же приемлет ( Ин.3:11–12 ). Итак, неисследимо то, что выше нас. И если истинно, что мы согласно написанному, даже яже в руках обретаем с трудом ( Прем.9:16 ), то разве не необходимо признавать, что в том, что превосходит наше понимание, совершенно необходима вера, не сопутствуемая пытливостью и не сопровождаемая пустыми вопросами? Ведь в таких предметах особенно ценится благоразумие. Его же из второй книги диалогов с Ермием . Не следует принятое верой испытывать смелыми изысканиями: вера не подлежит исследованию. Как упование видимое несть упование уже, еже бо видит кто, что и уповает ( Рим.8:24 ), так и вера, исследуемая и не имеющая неисследимого, не была бы верой, подобно приведённой в пример надежде. То, что чтится верой, свободно от всякого испытания. Святого Иоанна Златоуста из толкования послания к Римлянам. Могущему же вас утвердити по благовествованию моему, и проповеданию Иисус Христову, по —373— откровению томны, леты вечными умолчанные, явлшиеся же ныне, писанми пророческими, по повелению вечного Бога, в послушание веры во всех языцех познавшиеся. Говоря о проповеди Иисуса Христа, то есть о том, что Он проповедовал, речь показывает достоверность проповеди, ибо она, говорит Апостол, есть евангельское учение, а не наше. И никому, говорит, эта тайна прежде нас не была известна. Предопределена она была древле, а открылась ныне пророческими писаниями. Итак, не бойся отступить от закона, ибо этого хочет закон, это предсказано издревле. И не исследуй, почему явлено теперь. Это совершилось по повелению Бога, и нужно не испытывать эту тайну, а покоряться ей. Вера требует послушания, а не исследования, особенно когда повелевает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль–Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 7 – кн. 5: вступл. (Ин.7:24–27)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 7/8. С. 161–176 (2-я пагин.). (Продолжение.) —161— дело касается до нежелания Израиля принять воскресение Спасителя нашего Христа, должна бы воцариться смерть, и навсегда. Но поскольку уверовавшие приняли (воскресение Христа), то ради них благодать воскресения перешла на всю природу, посредством обрезания в духе простираясь некоторым образом на всех. Впрочем, великое различие оказывается между воскресением тех и других. Отвергающие веру во Христа и неверием своим оскорбляющие Подателя жизни приобретут от воскресения одну только способность к оживлению, но оживут в осуждение не возлюбившие оправдывающего Христа. Почитатели же воскресения Спасителя и истинные хранители заповедей „в воскресение жизни“, как написано ( Ин.5:29 ), уйдут с земли, в которой находятся (теперь). Таким образом народ, обрезанный в духе, пошлёт собственное своё благо также и на неверных, ибо ему собственно подобает благодать воскресения, но он распространит её и на других, благодаря премудрому желанию Бога спасти всю природу. Так и Павел говорит, что как были непослушны некогда для помилования 1609 Израиля, дабы через благопослушание 1610 их мы приобрели благодать Христову, „так и они теперь непослушны (оказались) для нашего помилования, чтобы и они опять были помилованы“ ( Рим.11:31 ), так как Спаситель наш Христос через нашу веру посылает и на них благо воскресения. Что подобает верующим, то соответственно даруется целой природе. Поэтому то и богоглаголивый апостол Павел, открывая нам тайну о будущем воскресении, говорит, что в качестве начатка воскреснет Христос; ибо Он вос- —162— стал первым из мёртвых, но „потом, говорит, Христовы в пришествие его“ ( 1Кор.15:23 ). Прежде всех, говорить, прочих должно будет воскреснуть соединившимся с Ним посредством веры, показывая, что воскресение преимущественно, собственно и исключительно им подобает, хотя и распростирается на всю природу, очевидно по благости и человеколюбию Бога, восхотевшего всесовершенно упразднить смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль–Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна (Кн. 6: гл. 1 (Ин.9:39–10:17)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1906. Т. 2. 7/8. С. 465–501 (2-я пагин.) (Окончание) —465— поведать слепым прозрение, то, как же здесь говорит: „на суда я в мир сей пришел, чтобы не видящие видели и видящие слепцами стали?“ Неужели, скажет кто, Христос греха служитель ( Гал.2:17 ), по слову Павла? Да не будет. Он пришел затем, чтобы совершить предложенную по милосердию к нам цель, то есть осветить всех светочем Духа. Но Иудеи, бывшие склонными к неверию, не приняли осиявавшей их благодати, как бы самозванную призывая на самих себя Тьму. Так именно и написано о них в пророческих указаниях: „когда они ожидали света, явился им мрак, – ожидая сияния, ходили во темноте“ ( Ис.59:9 ). Что касается до проповеди закона, Иудеи ожидали сияния и света, то есть Христа, ибо они признавали, что Он придет, и ожидали Его. Но казавшиеся в этом отношении благочестивыми, они ходили в темноте, то есть в глубоком мраке, причем причиною этой подверженности их тьме был не другой кто, но сами они своим неверием навлекали на себя это бедствие. Итак, Я пришел, говорит, чтобы сообщить слепцам зрение посредством веры, но бесчувственное настроение неруководственных и непослушных, направленное более к неверию, обратило им в осуждение пришествие Просветителя; так как не веруют, то подвергаются осуждению. Это яснее высказал тебе Спаситель и в других словах: „верно, верно говорю вам, верующий в Сына не судится, а неверующий Сыну уже осужден, потому что не уверовал во имя Сына Божия“ ( Ин.3:18 ср. 36). Таким образом весьма искусно начало рассуждения ведет от данного и находящегося под руками предмета и совершенное над прежним слепцом чудо делает как бы корнем для своей речи, ибо —466— утверждает, что он прозрел не по телу только, но и по уму, так как принял веру. В противоположном состоянии находились фарисеи, ибо не узрели славы Его, хотя и весьма ясно блиставшей в этом величайшем и новом чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 4–5 (Ин.4:6–22)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 273–288 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— сынов) и Ему усвояются немощи человечества, хотя Он и пребывает бесстрастным, так как по своей природе Неподверженный утруждению стал человеком: таким же образом если Он и говорит о Себе что-либо такое, что надо считать приличествующим только человеку, а отнюдь не Богу, то мы не должны гоняться за буквализмом речений, ни оказываться невежественными преимущественно тогда, когда от нас особенно требуется искусство в отношении благочестия, как можно более отдаляя мысль о домостроительстве воплощения и уносясь к самому божеству Слова и по великому невежеству касаясь превышающих нас предметов. Ведь если бы Он совсем не стал человеком, если бы не явился в образе раба, тогда следовало бы опасаться всего, что говорится о Нем свойственного рабу и, напротив, принимать только то, что приличествует Ему как Богу. Но если мы с твердою и несумнительною верою приняли, что, по слову Иоанна, «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ), то, когда видишь Его говорящим как плоть, то есть как человека, принимай для достоверности проповеди речение так, как свойственно человеку (человеческой природе Христа). Иначе ведь и невозможно было дать ясное познание о том, что Бог и Слово стал человеком, если бы не было написано, что Безстрастный претерпевал нечто (человеческое) и Превышний говорил нечто свойственное низшей (человеческой) природе. 4:6. Час бе яко шестый. 1492 Показует нам Иисуса благовременно останавливающимся у источника. Так как солнце с сре- —274— дины небесного свода испускало самые жаркие лучи на обитателей земли и весьма сильно жгло тела, то не безвредно было идти еще далее, но следовало отдохнуть немного, – тем более, что легко мог бы отклонить от Себя обвинение в изнеженности, ибо самое время требовало этого. Час же, говорит, был не точно шестой, но около шестого, дабы и мы научались отсюда не быть безразличными и невнимательными даже в малейших предметах, но старательно чтить истину во всём, где бы она ни встретилась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: вступл. (Ин.18:40–19:11)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 2. 6. С. 177–192 (2-я пагин.) —177— даровать вам» ( Деян.3:14 ). В самом деле, Того, Кто, несмотря на Свое равенство с Богом и Отцом, облекся нашею бедностью для того, чтобы избавить нас от истинного убийцы, то есть сатаны, – ставят ниже любви к разбойнику блиставшие подзаконным священством и весьма сильно гордившиеся этим, пренебрегая и как совершенно ничтожное отвергая это «судом правым судите» ( Зах.7:9 ), – оправдывают разбойника, осуждая Христа, и всем обществом говорят: «не Сего, но Варавву». Иудеи, конечно, должны подвергнуться наказанию за это нечестие. Но надо удивляться тому, что богодухновенное писание как бы от лица Христа дает указание на этот отчаянный крик. Именно пророк Иеремия говорит так: «покинул Я дом Мой, оставил наследство Мое, дал возлюбленную Мою душу в руки врагов её: стало наследство Мое для Меня как лев в лесу, издало на Меня голос свой» ( Иер.12:7–8 ). Что делает лев в лесу, об этом, кажется, надо сказать. Говорят, что когда этот великий и ужаснейший зверь хочет схватить какого-либо скота в лесу, то, поднявшись на какую-либо скалу в горах, издает чрезвычайно сильное рыкание и внедряет такой ужас в слышащих, что они, не вынося столь сильного и грозного рева, тотчас падают, будет ли то человек или другое животное, и делом голоса зверя является падение животного. Это удостоверяет как бы Бог, чрез пророка сказавший так: «лев зарычит, и кто не устрашится» ( Ам.3:8 ). Итак, общество иудейское было для Спасителя Христа как лев в лесу, по проявлению дерзости языка в отношении к Нему, – ведь божественная природа не допускает никакого страха или ужаса, – но оно (общество) требовало —178— убить Его, хотя Пилат предлагал избрать отпущение, так что не познавшие еще божественного закона оказываются по своим делам выше наученных закону. Ин.19:1–3 . Тогда же поят Пилат Иисуса и би. 1082 И воины сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, 1083 и прихождаху к Нему и глаголаху: радуйся, Царь Иудейский! И бияху Его по ланитам. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 9– кн. 3: гл . 1 (Ин.5:30–35)]/Пер. и примеч. Μ. Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 2. 6. С. 369–384 (1-я пагин.). (Продолжение.) —369— бы из-за бессилия Своего получает силу от Отца, а власть над всем Ему опять также подаётся (извне), ибо тогда Он уже не был бы Богом по природе, как имеющий красоту божества по сообщению (извне). Да и Сам Отец уже не будет обладать безграничным превосходством Своих благ, если имеет в Слове такое отображение Своей природы, которое требует силы и власти от другого, ибо соответственно образу и первообразу должен быть представляем и Податель сказанного (силы и власти), – и так далее речь должна идти у нас до бесконечного вопроса и обратиться в глубокое море богохульства. Но если Сын, будучи из сущности Отца, по природе обладает всеми свойствами Родителя и по причине тожества природы существенно восходит к одному с Ним божеству, то как Сам Он находится в Отце, так и Отца имеет в Себе. Поэтому-то часто с непререкаемой истинностью Он усвояет Отцу силу Своих дел, ставя Себя не вне этой силы, но всё относя к действенности единого божества. А божество одно в Отце и в Сыне, и во Святом Духе. А что Сын – не менее Отца по силе или по действенности в чём-либо, но подобен во всём и равносилен, это нами доказано и посредством других рассуждений, при толковании слов: „не может Сын творить от Себя ничего, если что не видит Отца творящим, ибо что Он творит, это и Сын подобно же творит“ ( Ин.5:19 ). Но так как я считаю должным и справедливым, чтобы достовожделеннейшее занятие божественными догматами оказывалось выше всякой лености, то постараемся опять, подражая мореплавателям, подобно корабельной снасти собрать всё содержание рассуждения. Тогда можно —370— будет видеть, что Сын не умаляет Свою природу в словах, что Он не может ничего творить от Себя, но изобличает безумие Иудеев и ясно показывает попрание ими даже самого закона Моисеева; ибо к изречению: „не могу Я творить от Себя ничего“ тотчас же присоединённые слова; „как слышу, сужу“ – освобождают Сына от всякого обвинения в том, что Он не может совершать чего-либо собственной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010