Arhiva Mitropolitul de Minsk i Sluk Filaret a svârit Liturghia la mnstirea „Adormirea Maicii Domnului” din Jirovici 11 ianuarie 2013 15:01 10 января 2013 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет  совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном монастыре. Священноархимандриту обители сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви , наместник монастыря  архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ и насельники монастыря в священном сане. После чтения Евангелия доцент Минской духовной академии протоиерей Геннадий Повный огласил Рождественское послание  митрополита Филарета. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие владыки! Возлюбленные о Господе насельники обители! Досточтимые члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ! Боголюбивое студенчество! Отцы, братья и сестры! В эти светлые дни примите самые теплые поздравления с одним из наиболее дорогих христианскому сердцу праздников — Рождеством Христовым! Как пишет святитель Григорий Богослов, Бог стал человеком, чтобы вновь сделать нас сынами Божиими. " Через человека смерть получила власть над людьми, — говорит он, — но тем,  что Слово стало Человеком, смерть была побеждена, и жизнь восстала снова " . Несмотря на то, что пришествие в мир Спасителя произошло в конкретное время, в конкретном месте и при определенных культурных и политических обстоятельствах, значение Боговоплощения простирается сквозь века и усваивается всему человеческому роду. Все мы призваны ко спасению во Христе, в Котором нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного  (Кол. 3:11). Торжествуя из года в год событие Боговоплощения, Святая Церковь напоминает каждому человеку спасительный призыв Божий:  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною  (Откр. 3:20). Откликнемся же в славные дни Христова Рождения на этот евангельский глас. Отверзем для Господа двери наших сердец, тем самым озарив наши души светом благодати родившегося Богомладенца Христа, дабы сделаться достойными Его спасительных даров и уже здесь, в нашем земном бытии, сподобиться радости Небесного Его Царствия!

http://patriarchia.ru/md/db/text/2707526...

I. Незадолго до страданий Своих Иисус Христос в бытность Свою в Галилее взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой: Петра и двух братьев: Иакова и Иоанна, и только с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору Фавор, чтобы там помолиться. Взошедши на верх горы, Он стал на молитву, а ученики Его, севши отдохнуть, от утомления заснули. Во время этой-то молитвы произошло чудное преображение Иисуса Христа, и осязательно ученикам Его открылась слава Его как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды его сделались так белы, как на земле белильщик выбелить не может: они побелели, как снег, – заблестели, как свет. И из другого мира предстали сюда два величайших пророка: законодатель Моисей и ревнитель по Боге Илия. Они явились в прославленном виде; но беседовали с Иисусом Христом о последних днях земной Его жизни, которые Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились и апостолы и увидали славу Его и двух мужей, стоящих с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом: впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души; Он воскликнул: «Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! если хочешь, поставим здесь три сени, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Чего собственно хотел Петр, Он и сам не мог дать себе отчета: в таком смятенном состоянии духа они были! Но когда Он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их. Они почувствовали страх, когда оно окружило их. И исшел из облака глас: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте». Услышавши этот голос, ученики еще более испугались и пали на лица свои. Но Иисус Христос, приступивши, прикоснулся к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». И тотчас посмотревши, они никого уже не видели с собой, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили они с горы, Иисус Христос приказал им никому не сказывать, что они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. Так Господь Иисус показал ученикам Своим славу Своего Божества, приготовляя их к тому, чтобы увидев Его страждущего и поруганного, они не поколебались в вере и уразумели, что Его страдания – вольные, что Он есть воистину Отчее сияние (Служба Преображению). (См. «Священная история Нового Завета» прот. Богословского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

….. P.S. ….. Даже спасательным кругом, брошенным неумелой рукой, можно убить, вместо того, чтобы спасти, что говорить – о брошенном камне. Мирянин. 02-04-18г. Алэксандрос 03 апреля 2018г. 15:00 Благословенный, я просто не видел ваш комментарий. Там нет ни слова от меня, а просто цитируется достопочтенный иерарх Кипрской Православной Церкви, который в свою очередь цитирует приснопамятного протопресвитера Иоанна Романидиса. Так что ваши упреки в неумении четко и аргументированно выражать свои мысли, обращенны не мне, а этим выдающимся людям. Может вам лучше к себе присмотрется? Может у вас недостаточно способности понимать? иеромонах Авель 02 апреля 2018г. 22:22 Может лучше Акафист Страстям Христовым оставить на келейное употребление?.. Пассия (как автор и сам заметил) не отвечает характеру Великопостных служб. Встечающие же ся упоминания о страстях идут в покаянном контексте, но никак не заостряют (не акцентируют) внимание на самих страстях, не делают именно их предметом созерцания, как в Великий Пяток. Мирянин 03 апреля 2018г. 21:20 …………….. Ассоциативный комментарий словами Апостола Павла ….. «Кто ест (служит пассии и/или присутствует на них), не уничижай того, кто не ест (не служит пассии и/или не присутствует на них); и кто не ест, не осуждай того (и не запрещай ему), кто ест, потому что Бог принял его. … Кто различает дни (понимает «православное богослужебное совершенство» - исполнение Закона (необходимой последовательности церковных песнопений), например, как законник-фарисей), для Господа различает; и кто не различает дней (не понимает сего и не ищет этого совершенства, а ищет неформального, своего личностного общения с Богом в молитве для исповедания Ему своей духовной нищеты и отступлений от исполнения Заповедей Христа, как мытарь), для Господа не различает. … Кто ест (читает Евангелие во время пассии), для Господа ест (Его читает), ибо благодарит (этим своим духовным утруждением) Бога; и кто не ест (не читает, не участвует в пассии), для Господа не ест, и благодарит Бога» (другими своими духовными делами и словами -

http://bogoslov.ru/article/5771426

[v] Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, т.е. его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковьв таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т.д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья».   [vi] «Мф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять - Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же - самой главной, которая есть, так сказать, душа их, - совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или: Мк. 9:11-13 « И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.  Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем - Книжники - современные ученые богословы - разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». [vii]   Например: «Мк. 8:12-13 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и  И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону - Так Христос учит нас не вступать в споры и прекословия с противниками истины, но удаляться от них».

http://bogoslov.ru/article/4604758

XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме Ветхозаветные кровавые жертвы отменены Христом Спасителем, однажды принёсшим Себя в жертву за грехи людей. Что же касается вещественных даров и приношений в храм, каковы, например, приношения свечей и фимиама, то таковые приношения не отменены и в Новом Завете. Сам Христос Спаситель не отверг этих приношений, когда, например, вифлеемские волхвы, пришедшие поклониться Ему, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ), или когда женщина, в знак глубочайшего почтения к Нему, помазала ноги Его драгоценным миром ( Лк.7:37–38 ). А Иосиф Аримафейский и Никодим почтили ароматами пречистое тело Христа Спасителя пред погребением ( Ин.19:39–40 ). Святому Иоанну Богослову в откровении было показано, как 24 старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ), и как Ангелу, сходящему пред жертвенником и держащему золотую кадильницу, дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Святой Тайнозритель Иоанн видел и светильники, горящие пред Сыном Человеческим и пред престолом Божиим ( Откр.1:12–13:4:5 ). Поэтому и православная Церковь повелевает благоухать фимиамом во время богослужения и возжигать светильники. Обычай же приносить в храм и возжигать свечи из чистого воска, а не из сала животных, основывается на следующих соображениях. Неприлично приносить в дар Богу сало животных в Новом Завете, где отменены кровавые жертвы. Воск, составляемый пчёлами из множества благоухающих трав, более всего приличен для такого дара Богу, а чистота воска напоминает христианину необходимость заботы о чистоте своей души. Употребление восковых свечей при богослужении ведёт своё начало от времён апостолов (Правило апостольское 72 – в Кормчей л.20). Из правил же апостолов видно, что верующие издревле приносили в храмы для богослужения и елей для лампад, и фимиам для курения (Правило апостольское 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

„По всему имеет уподобится сей обольститель Сыну Божию”, – говорит об антихристе святой Ипполит 321 . В частности он замыслит и будет усиливаться искоренить жертвы, приносимые людьми как истинному Богу, так и богам ложным; потому что он будет искоренять все религии и всякие культы. Язычники приносят и кровавые и бескровные жертвы, христиане – только бескровную, евхаристическую жертву. Антихрист и будет искоренять как кровавые, так и бескровные жертвы. В особенности он будет усиливаться прекратить повсюду принесение евхаристической жертвы; потому что хотя он никакого божества не уважит ( Дан. 11:37 ), но преимущественно будет угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон ( Дан. 7:25 ); и хотя у него будет власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, но в особенности он будет вести войну со святыми, хулить Бога, имя Его и жилище Его, и с яростью преследовать Церковь Христову и христиан ( Откр. 13:6–7; 12:13–17 ). В какой мере удастся антихристу искоренить всякие нехристианские культы и религии, сказать трудно. Но относительно христианской веры, христианской Церкви, христианского Богослужения и важнейшей части последнего – Евхаристии мы имеем определённые указания Священного Писания, что они пребудут до скончания века, до второго пришествия Иисуса Христа. Следовательно, антихристу не удастся искоренить их совершенно и окончательно. Так, о Церкви Своей Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ). Он же сказал Апостолам: Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Так как царству Иисуса Христа после кончины настоящего мира не будет конца, то в этих словах говорится о постоянном пребывании Иисуса Христа с Апостолами в настоящей жизни. Но все Апостолы вскоре умерли, а кончина мира и доселе не наступила; очевидно, что Иисус Христос в лице Апостолов, как предстоятелей и членов Церкви, обещал пребывать во все дни до кончины мира с земной Церковью , и в частности с преемниками Апостолов – пастырями Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

    «Благословен грядый во имя Господне» (Мф.21:9), и     «Осанна в вышних» (Мф.21:9) — народное приветствие при Входе Господнем в Иерусалим.     «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14) песнь ангелов при рождении Спасителя.     «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» (Мф.26:26—28) — слова Господа при установлении таинства причащения на Тайной Вечери.    “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” — слова из данной Господом заповеди крещения: «крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).    И наконец, столь часто слышим в храме слова хананеянки, слепого, прокаженных и других лиц ко Господу Иисусу Христу: “Господи, помилуй... Иисусе, помилуй.” Как и они неотступно просили Господа помилования и были за эту веру услышаны, так и мы многократно просим Господа этими их простыми словами. Такое моление, с указанием священнослужителя, о чем молиться, называется ектинией, то есть усиленным, прилежным молением. Когда слышим эти призывы “Еще и еще миром Господу помолимся,” или “Рцем вси от всей души, от всего помышления нашего,” — тогда нужно усилить внимание и молитвенное настроение, и молиться стоя.    Кроме того нам даются постоянно образы из евангелия, особенно покаянного характера: мытарь, блудный сын, благоразумный разбойник, мудрые девы, мытарь Закхей... Все главнейшие евангельские события и многие притчи составляют темы песнопений всего дня и даже седмиц, посвященные Господским и Богородичным праздникам, как и неделя о Страшном Суде, о Фоме, о Расслабленном, о Самарянке, о Слепом. Богослужение также насыщено мыслями, образами, выражениями из апостольских писаний. В него входят и целые стихи, напр., благословение ап. Павла: «Благодать Господа...» (Рим.16:24), или ап. Петра: «Ему слава и держава» (1Пет.5:11). Из Откровения ап. Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель (Саваоф)». «Достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу» (Откр. 4:8, 11). Псалтирь в богослужении    Из Ветхозаветных Писаний на первом месте стоит Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   ...Но нелегко писать об этих предметах душе кающейся, ибо все это — такие высокие материи, коих касаться подобает достойным.    Вот уже сколько написал, и притом касался таких вопросов, как благодарение, Пресвятая Троица, блаженство общения, и только теперь вижу, какою недостойною рукою и я прикасался к священному ковчегу…    И далее, может быть, и не писал бы, но нужно уж закончить. Правы святые отцы (святой Иоанн Лествичник, святой Симеон Новый Богослов), говорящие, что кающийся не должен богословствовать. И не только не должен, но ему просто трудно. Впрочем, дальнейшие размышления касаются более доступной сферы, чем прежние, хотя и их я недостоин касаться.    Но Ты, Господи, приими мои скудные мысли, как те убогие лепты, которые положила в сокровищницу вдовица, а за это воздаждь мне несравненными милостями благодати Твоей, которую Ты всегда раздаешь незаслуженно, по слову «просите» и «даст вам Отец Духа Святаго» (см.: Лк. 11:13).    Посмотрим на эту работу как на послушание труда, и тогда легче будет писать. Да и не искушение ли вражее отводит меня от этого спасительного душе занятия под видом смиренных сокрушенных мыслей?! Господи, благослови и посети Своею благодатию!    Мы видели, что Евхаристия начинается с приглашения к любви и единомыслию. И это я уже объяснял (в главе о «вечери любви»), но здесь можно усматривать еще и другие смыслы, и именно в связи с благодарением Пресвятой Троицы.    К святому Причащению никак нельзя приступать человеку, если только он имеет к кому-либо вражду, нелюбовь, немирность. Так и говорится пред молитвами к Причащению: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившими».    И даже не сказано: «которых ты опечалил», а «которые тебя опечалили». Так и Сам Господь Спаситель заповедал о молитве с дарами: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23—24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

    «Упражняй себя в благочестии. Ибо телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого приятия достойно, ибо мы для того и трудимся... что уповаем на Бога Живого, Который есть Спаситель всех человеков... Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:7—11). Следовать сему учению апостола явится наивернейшим путем к Искомому нами. Мы не думаем об искусственных средствах достижения обожения: мы веруем, что Бог пришел на землю, и открыл нам тайну греха, и дал нам благодать покаяния, и мы молимся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», — в надежде прощения и примирения во Имя Его. Слов — «помилуй мя грешного» — мы не оставляем всю нашу жизнь. Полная победа над грехом возможна не иначе, как чрез вселение в нас Самого Бога, что и явится обожением нашим, в силу которого станет возможным непосредственное созерцание Бога, «как Он есть». Полнота христианского совершенства в пределах земли недостижима.    Св. Иоанн Богослов пишет так: «Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, сый в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И он же утверждает, что в грядущем веке наше обожение завершится, потому что «увидим Его, КАК ОН ЕСТЬ» (1 Ин. 3:2). «...Всякий, имеющий надежду сию... очищает себя, так как Он чист...всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его, не познал Его» (1Ин. 3:3—6). Полезно впитать содержание сего послания, чтобы призывание Имени Иисуса стало действенным, спасительным; чтобы «мы перешли от смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14), чтобы мы облеклись силою Свыше (ср.: Лк. 24:49).    Одна из самых замечательных книг, творений отцов-аскетов, есть «Лествица» Иоанна Синайского. Ее читают новоначальные монахи, она же служит авторитетным коррективом и для «совершенных». (Быть может излишне говорить, что совершенство на земле никогда не бывает полным). Подобно сему можно рассуждать и о молитве Иисусовой. Ею молятся при всякой работе благочестивые простые люди; ею заменяют церковные службы, ее «умом» произносят монахи, находясь в храме во время богослужений; она же составляет преимущественное занятие монахов в келиях и пустынников-исихастов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В своей беседе с самарянкой Г. И. Христос указывал, что «истинные поклонники должны поклоняться Отцу в духе и истине.» Вот – основной принцип христианской молитвы. Она должна совершаться в духе и истине, а потому христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе, в своей душе, и вдумываясь в слова молитвы. Само собой понятно, что при таком правильном взгляде на молитву никак нельзя назвать «молитвою» то действие человека, когда он только присутствует на молитве или читает ее языком, а мыслями – далек от нее. Про таких «молитвенников» Иоанн Златоуст говорит: «Тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала неведомо где. Уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, поля, владения, друзей... Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал ее?..» Нет, не такова должна быть молитва христианина. Он молится «духом и истиною.» Молится духом – сосредоточившись в глубине своего «я,» глубокими сердечными переживаниями. Молится истиною – не лицемерно, но в правде своей настроенности, в истинном обращении к Воплощенной истине – Христу Спасителю.    Конечно, этим не отвергается (вопреки сектантским заблуждениям) необходимость для человека и внешней молитвы – но только при ее соединении с молитвою внутреннею. Человек – не ангел, душа его не живет без тела, как и тело без души. Апостол Павел говорит: «прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии.» И поэтому, самый основной и полный вид молитвы – та молитва, в которой есть на лицо и внутренняя и внешняя сторона. Они тесно соединены между собою – как внутренние переживания и обращение человека к Богу, так и внешние действия – поклоны, стояние на молитве, крестное знамение и различные молитвенные действия.    Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение. И в наших молитвословиях и богослужении все эти три вида и применяются, взаимно сменяясь.    Самым естественным и распространенным у нас представляется первый вид – прощение. И Господь не только не запретил этого вида молитвы, но прямо заповедал его нам. «Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет и ищай обретает, и толкущему отверзется.» И в прощальной беседе Он говорил: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010