571 е) Богом благословенным. Апостол, перечисляя разные пре­имущества иудеев, говорит между прочим: которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь ( Рим. 9:4–5 ). Относить последние слова к Иисусу Христу, а не к Богу Отцу, заставляют аа) образ речи: выражение – сущий над всем ( ν π πντων), непререкаемо указывает на предыдущее подлежащее, т.е. на Христа во плоти; бб) связь речи: сказав, что Христос от иудеев только по плоти, Апостол естественно располагает ожи­дать мысли, кто же Христос не по плоти; вв) цель речи: на происхождение Иисуса Христа от иудеев по плоти Апостол указы­вает, как на одно из преимуществ избранного народа, и притом как на преимущество важнейшее, – в чем же будет со­стоять это преимущество, если Христос – простой человек, и не к Нему относятся последние слова: сущий над всем Бог, благословенный во веки? 572 Важность этого свидетельства столько же непререкаема: аа) в нем Иисус Христос называется Богом, сущим над всем, т.е. верховным, точно так, как в другом месте называется Бог Отец ( Ефес. 4:6 ); бб) Богом благосло­венным, также подобно Богу Отцу ( 2Кор. 1:3 ; Ефес. 1:8 ); вв) Богом, благословенным во веки – тоже совершенно сходно с Богом Отцом ( 2Кор. 11:31 ), и наконец – гг) все это заклю­чается частицей: аминь, которая, по употреблению в Священном Писании, всегда усиливает или запечатлевает истину, и которой тот же Апостол в другом месте заключил подобное же славословие единому истинному Богу, в противоположность богам ложным: служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь ( Рим. 1:25 ). 2) Божеское естество, совершенное равенство и единосущие с Богом Отцом. а) Божеское естество. Сюда относятся преимущественно два изречения святого Апостола Павла: аа) первое – в послании к Колоссянам: ибо в Нем (Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно (2:9), где всецело приписывается Христу естество Божеское (срав. Рим. 1:20 ); бб) второе – в послании к Филиппийцам: ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (2:5–8). Здесь выражения: будучи образом Божиим ( εν μορφ θεο πρχων) и быть равным Богу ( τ εναι σα θε) ясно противо­полагаются выражениям: приняв образ раба ( μορφν δολου λαβν), сделавшись подобным человекам ( ν μοιματι νθρπων γενμενος). Но как последние выражения, очевидно, означают в лице Иисуса Христа именно естество человеческое; так, следовательно, и первые – означают в Нем естество Божеское. 573 А кроме того Апостол выражается:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5:27), будет величайшей дерзостью. В религиозном сознании некоторых людей святость и непорочность церкви отождествляется с явной, имеющей место быть жизнью христиан. Из-за такого ошибочного суждения возникает диссонанс, особенно усиливающийся, когда жизнь людей церковных явно идет вразрез с божественными заповедями. Святость и непорочность Церкви вытекает не из образа жизни людей, входящих в Церковь, а из Божественной природы самой Церкви. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15:5,6). Даже видимые формальные признаки принадлежности человека Церкви (посещение богослужений, участие в таинствах и даже наличие духовного сана) еще не свидетельствуют о связи человека-ветки с лозой-Христом. Ярким подтверждением последнего тезиса являются слова молитвы из чинопоследования таинства Исповеди: «Примири и соедини его ( прим.: кающегося ) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем» . Таким образом, факт того, что греховная жизнь человека отторгает его от Тела Христова, закреплен в церковном самосознании на таинственном уровне. Подчеркнем, что приведенные слова молитвы относятся ко всем без разбора чина, звания, сана и т.д. православным христианам, активным участникам таиственной жизни Церкви. Мы приходим к пониманию необходимости различия между действительностью таинства и его действенностью. Под действительностью таинства необходимо понимать его правильное совершение, под действенностью – его благодатное воздействие на отдельного конкретного человека – члена Церкви. По каким критериям можно определить действительность и действенность таинства? Рассуждая о действенности Таинств Церкви, протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения.

http://bogoslov.ru/article/5571137

5. Допуская художественные произведения условно «христианского» жанра в качестве икономии (о чем Вы справедливо говорите как о говорении на языке язычников в миссионерских целях, цитирование их авторитетов, ради их приобретения Христу), необходимо помнить, что таковая литература всегда считалась апокрифической, или «отверженной» (то есть в той или иной степени еретической, искажающей веру). И потому икономическая мера в отношении такой литературы, если и допустима, то только как временная (как и во всякой икономии). Постоянной же мерой (или канонической нормой) в отношении этой литературы является акривия (которую, по мере сил, и осуществляю). Подменяя эту временность присвоением этой литературе статуса более чем нормы (в частности, называя ее «приводящей к православию» производимым ею «вдохновением»  и проч.), Вы и совершаете типичную ошибку, или опровергаете сами себя, потому что икономическая мера предполагает немощь, ущерб должного состояния, который исключает прославление (ущербного).   6. Конкретная иллюстрация этой ошибки. Св. ап. Павел «для Иудеев был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор 9:20-22). Это, конечно, была миссионерская икономия. Но быть «немощным с немощными» - это не то же самое, что быть гностиком – с гностиками и кощунником – с кощунниками (у Вас же в рассказе «хорошее» Розанова, ради обращения «внешних»,  впервые  появляется ни где-нибудь, но в алтаре). Здесь на лицо неправомерное расширение икономии. Поэтому из св. ап. Павла в данном случае (цитирования «внешних» авторов в описании богослужения) совсем другая цитата уместна: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.  А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.  И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор 8:9-13). То есть такая мера (соучастие в идолослужении) не только не приведет никого в Церковь из «внешних», но ( " соблазняя брата " ) грозит выходом из нее и уже вошедших.

http://bogoslov.ru/article/3717147

(5) И да узрят глаза наши, как Ты милостиво возвратишься в Сион. (6) Благословен Ты, Адонай, возвращающий Свою Шехину (Божие присутствие) Сиону. [C-6 (17)] Хода (Благодарение) (1) Благодарим Тебя, ибо Ты – Адонай, Бог наш, , (2) и возвращаем славу Твою за нашу жизнь, , за наши души, за ежедневные чудеса твои. (3) За знамения и благодеяния Твои во всякое время (4) вечером, утром и в полдень. (По праздникам здесь прибавляется благодарение за историческое событие, поминаемое в тот день.) (5) За все это да будет благословляемо Имя Твое, о Царь наш, (6) и во веки веков. [C-7 (18)] Шалом (Благословение мира) (1) Даруй мир, счастье, благословение, милость, добродетель, и благость нам и всему Израилю. (2) Благослови нас светом Лица Твоего, (3) ибо во свете Лица Твоего преподал Ты нам Закон жизни благословение, милосердие, жизнь и мир. (4) и благословят народ Твой Израиля миром Твоим (5) во всякое время и во всякий час. Священническое благословение Когда положено, следует благословение потомков еврейских священников (когенов), согласно заповеди: «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи Аарону и сынам его: Так благословляйте сынов Израилевых говоря им: Да благословит тебя YHWH и сохранит тебя! Да призрит на тебя YHWH светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит YHWH лицо Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Числа. 6:22–27 ). Далее следуют застольные (трапезные) молитвы, которые мы здесь опускаем (см. тексты: Арранц. Евхаристия, с. 138–143). Необходимо учитывать, что Божественное Имя, Тетраграмма YHWH (греч.: ο´ " Ων слав.: Сый), произносится у евреев только священниками (когенами) или их традиционными потомками, носящими фамилию Коган. Обычно его заменяют нарицательным именем Адонай (Κριος, Dominus, Господь, Вечный). В переводах значение Имени уменьшается, но следует помнить, «богословие Имени» было очень важно для первых христиан, отождествлявших Второе Лицо Святой Троицы (греч.: Λγος, Слово) с еврейским значением слова Шем – «Имя» (греч.: ´νομα). См.: Флп. 2:9 ; Arranz. 1993. Глава 4. Синагогальное богослужение в послеапостольскую эпоху

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) переход от описаний видения Вавилона к описанию видения Нового Иерусалима: Откр.19:11 - 21:8 ; 6) Новый Иерусалим – Невеста Агнца: Откр.21:9 - 22:9 («и вознес меня в духе на великую и высокую гору» в Откр.21:10 ; «сии слова верны и истинны… Богу поклонись» в Откр.22:6-9 ); 7) заключение: Откр.22:10-21 . Означает ли хронологическая последовательность видений, записанных ап. Иоанном, хронологическую последовательность являемых ими событий? В самом тексте книги однозначного ответа на этот вопрос нет, поэтому неудивительно, что в толкованиях книги Апокалипсис в разное время были предложены разные подходы к решению этой проблемы. В каком жанре написана книга Апокалипсис? В жанровом отношении книга Апокалипсис представляет собой сложную по форме композицию. В частности, она сочетает в себе элементы, пророческого, эпистолярного и драматического жанров. Еще одной жанровой особенностью книги можно считать наличие литургических мотивов (например, в Книге представлены картины поклонения Богу и Агнцу). Канонична ли книга Апокалипсис? Вопрос о каноничности Книги Апокалипсис долгое время оставался открытым. Например, святители Кирилл Иерусалимский и Григорий Богослов не упоминают её в перечнях священных книг. Отсутствует Апокалипсис и в перечне канонических Книг Библии (см. Канон библейский ), представленном в 60 правиле Лаодикийского Поместного Собора (ок. 363 г.). Однако святитель Афанасий Александрийский в 39м Пасхальном послании (367 год) обозначает Откровение в числе канонических Книг. В качестве канонической Книги безусловно принимают Откровение Дидим Слепец и свт. Кирилл Александрийский . Прочное место в каноне Книг Нового Завета уделяется Откровению в 33м прав. Карфагенского Собора 419 г., закрепившего решения более ранних Африканских Соборов. Встречается ли в других библейских книгах число « 666 », упоминаемое в книге Апокалипсис? Таинственное число «Шестьсот шестьдесят шесть» трижды встречается в Ветхом Завете: «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» ( 1Ездр.2:13 ); «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» ( 3Цар.10:14 ); «Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, [было] шестьсот шестьдесят шесть талантов золота» ( 2Пар.9:13 ). Совершается ли чтение книги Апокалипсис на богослужениях ?

http://azbyka.ru/apokalypsis

648 Иоанн Златоуст. Беседа 9, О покаянии и о тех, кто оставляет собрания (PG 49, 345). Рус. пер. С. 384–385. 651 Исаак Сирин.О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 12, 1 (CSCO 555, 54). Рус. пер. С. 149. 653 Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. С. 32. 661 «Аллилуия» – евр. halll Yah «Хвалите Бога (Яхве)!». Подробнее см. на с. 397–398. 662 Вставка «молитвами Богородицы» отсутствует в церковном уставе и в греческой практике; она имеется только в русской практике. 666 Греческие слова «Ис полла эти, дэспота» означают «На многая лета, господин». Они поются неоднократно за архиерейским богослужением – как правило, после того как архиерей благословит народ или после совершения архиереем каких-либо священнодействий. 671 Ср. Молитву Манассии: «Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным. Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского». 672 Ср. Иуд. 24–25 : «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». 684 В греческой практике священник в таком случае стоит в царских вратах и обращен лицом к народу. В русской практике священники нередко читают Евангелие стоя перед престолом лицом к востоку, по книге, лежащей на престоле. Чтение Евангелия священником лицом к народу более соответствует смыслу Евангелия как слова, обращенного к пастве, а не к Богу. 695 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 705 В некоторых приходах чтение записок с именами за здравие и за упокой растягивается на 15–20 минут, а то и на полчаса. Эта порочная практика создает искусственную «паузу» в богослужении, заполняемую многократным пением «Господи помилуй». Здравый смысл подсказывает, что число имен, произносимых вслух, не должно превышать нескольких десятков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

777 «Образ освящения внутреннего нам представлен в обрядах освящения внешнего… при содействии молитвы, храм очищается… уготовляется облачением и украшением престол таинственного присутствия Божия, и Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях (курсив мой. – Свящ. П. Х.)… отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Слова и речи. Т. 1. С. 176). 782 Между прочим, не только это, но и ни одно другое свое петербургское Слово на освящение храма святитель не счел возможным напечатать в прижизненных собраниях своих сочинений (1822, 1835, 1844, 1848, 1861 гг.). 783 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 72–73. 784 Можно сказать, что Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. 786 Нет нужды доказывать, что Псалтырь составляет «уток» всего православного богослужения. Ср. написанное святителем обращение «К христолюбивому читателю», предваряющее русское издание Псалтыри: «По приведении к окончанию преложения Священных книг Нового Завета на русский язык предложена из книг Ветхого Завета и книга псалмов. Она избрана потому, что издревле в Православной Церкви есть обыкновение издавать ее часто отдельно от прочих священных книг, и также потому, что книга сия обращается у православных христиан в особенном употреблении молитвенном, церковном и домашнем, и, следственно, есть ближайшая потребность сделать ее по возможности для всякого вразумительною (К христолюбивому читателю//Книга хвалений, или Псалтирь на российском языке. М., 1823. С. I). Или: «Каков бы, впрочем, ни был сокровенный порядок Псалтири: дух ее познается в разнообразии ее членов. Она есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения…» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 10). 791 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей.] Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8 Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет... 11 Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (4, 8. 11). Такая богослужебная обстановка символизирует (скрывает в себе) смысл гораздо более грандиозного плана. Именно здесь нам пригодится знание основных правил храмового культа как языка, выражающего богословие. В Откр. 4–5 описано видение Бога как Господина истории, правящего в центре Вселенной. Старцы (presbu/teroi) как представители народа Божия формируют своего рода «пресвитериум» вокруг Бога и похожи на пресвитеров вокруг епископа на богослужении . Четыре животных представляют мир со всех его четырех концов. Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни — это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3). Следующее славословие в иудейской традиции — прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь — песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

8и 9 глава) и оправдалось событиями. Слово шиккуц отличается от слова тоева тем, что оно не означает преступлений против нравственного закона, а означает исключительно извращения религиозного чувства и преступления против религии, предметы языческого богослужения и самое это богослужение; т. е. это слово означает исключительно то, что тоева означает преимущественно. Подобно тоева слово шиккуц почти постоянно употребляется во множественном числе, и оба слова по-русски обозначаются одинаково словом: мерзости, или гнусности. Так, Моисей говорит Евреям о народах языческих: вы видели мерзости их (шиккуцейгем) и кумиры их ( Втор. 29:17 ). Здесь словом мерзости обозначены, по-видимому, все вообще принадлежности и особенности языческих культов, отличавшие последние от служения Евреев истинному Богу. В Четвёртой книге Царств сказано, что все мерзости (гашшиккюцим) истребил царь Иосия (23:24), а из предшествующей речи видно, в чём состояли эти мерзости. Это – вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, находившиеся в храме Божием (23:4); помещавшийся там же идол Астарты (23:6); дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты (23:7); высоты, на которых совершали курения жрецы (23:8); места, где Евреи проводили своих сыновей и дочерей через огонь Молоху (23:10); кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень и колесницы солнца (23:11); жертвенники на кровле горницы Ахазовой, и жертвенники, которые сделал Манассия на обеих дворах дома Господня (23:12); высоты, которые устроил Соломон... Астарте, мерзости (шиккюц) Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской; статуи и посвящённые богам дубравы (23:14); жертвенник, который в Вефиле, и высота, устроенная Иеровоамом (23:15); все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские (23:19); жрецы высот, которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному (23:5, 20); вызыватели мёртвых, и волшебники, и терафимы, и идолы (23:24). – Те же значения имеет слово шиккуцим и в пророческих книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010