Те со страхом убедились, что священные лица на иконе Богоматери изменили своё положение и выражение. После этого, поблагодарив Пресвятую Богородицу за Ее спасительный Промысл, иноки поднялись на стены. Тем временем пираты с лестницами и топорами уже готовились к штурму монастыря. Игумен, стоя на бойнице, позволил им сначала приблизиться, а затем, возвышая Честный Крест, дал сигнал к отражению атаки. В одночасье десять пиратов пали замертво, многие были ранены, а остальные бежали и затем уплыли прочь. Растроганные монахи спустились в храм и ещё раз от всего сердца поблагодарили Богородицу. С тех пор икона, сохраняемая и ныне в Ватопедском монастыре, стала называться «Парамифия» (т. е. «Отрада и Утешение») и до сих пор остаётся видоизменённой как напоминание об удивительном происшествии. В память чудесного избавления монастыря от разграбления пред иконой «Отрада» была возжжена неугасимая лампада, а также зажигается большая свеча. В приделе, где находится икона, издавна совершается пострижение всех поступающих в число братии обители и ежедневно поётся молебен Божией Матери. (обратно) 148 «Элеовритисса» («Елеоточивая») — чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославилась и получила своё название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители случился недостаток масла — оставался всего один сосуд, и дохиар (заведующий хозяйством) не стал давать братии масла. Но игумен, твёрдо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, приказал ему елей выдавать. Однажды, войдя в дохиарную (кладовую), он подумал, что масло кончилось. Но что же оказалось? Сосуд был наполнен маслом до краев, так что оно переливалось через край горлышка. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. (обратно) 149 «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:1–2). (обратно) 150 На самом деле ближе всего к границе с миром расположены Хиландар и Эсфимген. (обратно) 151 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: " не ешь от него " , проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

– Теперь почерпните и понесите распорядителю пира. Распорядитель попробовал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино, знали только слуги, зачерпнувшие воду), позвал жениха и говорит ему: – Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег до конца. Помощь Божией Матери Так первое чудо сделал Христос по просьбе Своей Матери, пожалевшей бедных людей. Спаситель не отказал Ей, хотя еще и не наступило время Его проповеди , когда Он совершил многие чудеса. По любви к людям, Божия Матерь просила им помощи у Спасителя, и ради Нее Он оказал эту помощь. Как любящий сын, Он исполняет просьбы Своей Матери и теперь. Поэтому, молясь Богу, мы обращаемся к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В нашей жизни бывают трудные случаи, когда мы сами оказываемся бессильными и не можем найти помощь от другого человека. Евангелист Иоанн рассказал нам о первом чуде Спасителя, совершенном по просьбе Его Матери, чтобы мы знали о любви Божией Матери к людям. В Кане Галилейской еще не знали о Спасителе, что Он – Сын Божий. К Ней никто не обратился с просьбой о помощи, Она Сама увидела, что бедным людям неоткуда получить вино для брака. Теперь, когда мы знаем о Ее любви ко всем, мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи и о спасении нас от всяких бед и несчастий. Чудотворные иконы Божией Матери В России было много храмов, посвященных Божией Матери, было много Ее чудотворных икон. Эти иконы имели свои названия, или по тому месту, где они находились – Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, или же другие, которые давал народ: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница». Особенно праздновался в России день Покрова Божией Матери, 1/14 октября, в память явления Богоматери святому Андрею в храме, на воздухе с покровом, который Она держала над всем миром. И во всех странах почитают Деву Марию, как Матерь Бога и Спасателя нашего Иисуса Христа, и молятся Ей, как охранительнице и спасительнице от бед. Так исполняются слова Божией Матери, сказанные Ей Елизавете: «Отныне будут почитать Меня все народы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Усердный воин Димитрий Донской перед тем, как отправиться на поле Куликово, в Москве идёт в церковь Богородицы. Игорь, смертью смерть победивший, и не должен был поступить по-другому, как посетить храм скорой на помощь христианам Богородицы. Строку " Слова " " Игорь по Боричеву " поэт Чернов так и прочёл: " И гори побори " - Игорь горе поборол. Даже кровавый разбойник Кудеяр из народной песни, погубивший много душ православных, был помилован, когда раскаялся. А как мы выяснили ранее, женское в поэме имеет основанием любовь, и Богородица - воплощение любви. Есть ещё одно указание в упорном представлении крещёных славян, что премудрость - это Христос, а вот Церковь - Богородица: Она прямой выход в небо, Она храм любви. Игорь в крещении носил имя Георгий (Победоносец), но он поборол горе, победил в поле незнаемом не оружием, но духовной борьбой с собою, победил смирением, и диалог его с Донцом это подтверждает количеством ласковых слов, которые Игорь произносит. В мир вернулась любовь ещё и после плача Ярославны, плача, исполненного прекрасного смирения. Возвращение Игоря на родину уподоблено в поэме возвращению на небеса красного солнца. Фразой " Страни ради, гради весели " заканчивается этот эпизод. Фраза почти дословно воспроизводится во многих святых текстах. После воскрешения Христос прежде всех явился Богоматери со словами: " Чистая Д во, радуйся " . " Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию " (Ис. 65, 17, 18). Как видим, в поэме речь идёт об обретении вышнего града, душевного Иерусалима. Тмуторокань 24 , которую Игорь собрался поискать в начале " Слова " , обрела воплощение у храма Богородицы в Киеве. Однако к этому пролегал смертельный горький путь. Но после воскресения Игоревой души естественно петь песни молодым (обновившимся) князьям. В каноне ко святому Причащению есть такие слова: " Пети песнь со благодарением и усердием Творцу " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Учение и практика протестантов показывают, что они поступают вопреки святому Евангелию, ибо не признают величие Божией Матери и не почитают Ее. Православная Церковь имеет великое множество свидетельств об исполнении Ее пророческих слов о Себе: «Кому из внимательных к церковному богослужению не памятна часто слышимая церковная песнь в честь Пресвятой Девы Марии: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево?» Если размыслим, от чего произошла эта песнь и на что указывают самые слова ее, то созерцающему духу представится чудное и необъятное зрелище. В дали прошедших времен видим мы, что из незнатного Назарета в другой не славный город нагорной страны Иудейской приходит бедная неизвестная в мире Дева, приветствует свою престарелую родственницу обычным приветствием, но внезапно возбуждает в ней пророческий восторг, приветствуется от нее как Матерь Господа и, быв объята подобным же восторгом Сама, о Себе пророчествует: «Отныне, – говорит, – ублажат Мя вси роди». Глас Ея слышат народы, веки, концы вселенной – и народы, веки, концы вселенные ответствуют Ей: вот, мы исполняем Твое слово – блажим Тя вси роди, Богородице Дево» ( Филарет Московский , святитель. Слава Богоматери). Как понимать слова пророка Иезекииля (18:20) «Душа согрешающая умрет»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В библейских текстах древнееврейское слово нефеш (душа) употребляется в нескольких значениях: 1. Духовное бессмертное, оживотворяющее начало, поддерживающее жизненные процессы в теле: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони» ( Быт. 35:18 ; «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» ( 3Цар. 17:21 ; «И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (17:22). 2. Часто это слово употребляется для обозначения человека в целом: «если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та» ( Числ. 5:6 ; «а если будет вред, то отдай душу за душу» ( Исх. 21:23 ; «И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» ( 1Цар. 19:11 ; «Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней стран» ( Притч. 25:25 . У пророка Иезекииля в процитированном стихе также слово «душа» означает живого человека в целом. Это очевидно, если в качестве контекста взять всю главу. В ней о последствиях греха. По библейским понятиям грех ведет человека к смерти: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим. 5:12 . Бессмертна ли душа человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что ни слово, то бессмыслица или противоречие! Прежде всего не было никакой необходимости, чтобы во сне было открыто Пресвятой Богородице что-либо о крестных страданиях Спасителя, о которых задолго до Рождества Христова ясно предсказывали ветхозаветные пророки, да и Сам Христос, как повествует св. Евангелие, говорил о том Своим ученикам, пред торжественным входом Своим в Иерусалим: Вот мы входим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие, и в третий день воскреснет ( Мф.20:18-19 ). А в самый день воскресения Спасителя, когда жены-мироносицы пришли ко гробу, ища тела Иисусова. что сказал им ангел в обличение их маловерия? Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту и в третий день воскреснуть ( Лк.24:5-7 ). Далее: святым градом издавна и у всех народов (у евреев, арабов, турок и христиан) называется исключительно Иерусалим, а не Вифлеем. Затем в сказании обозначено тридцатое число марта, но не говорится, какого года. Между тем посмотрите в исторических книгах Священного Писания, в творениях святых отцов, в писаниях историков христианской Церкви, – и вы всегда увидите точное обозначение года каждого совершившегося события. Что это такое за «святая святыня», в которой будто бы «опочивала Пресвятая Богородица»? А вот вам и ответ: Богородица почивала во святой горе, в вертепе, над святою рекою, над «Ерданию». По словам сказания выходит, что Богоматерь спала в горной пещере Вифлеема, которая, по воле составителя сказания, как бы повисла в воздухе над рекою Иорданом. Между тем Вифлеем, если считать расстояние по прямой линии, находится приблизительно в 35 верстах от устья реки Иордана, впадающего в Мертвое море. Это знает, конечно, любой из паломников, побывавших в Святой Земле. А таких у нас на Руси не один и не два человека; их немало, и каждый из них может порассказать другим, не бывшим в Палестине, и уверить их, что слова «Сна» – выдумка, ни на чем не основанная и доказывающая только нелепость этого вымышленного сказания, которому верит лишь по своему невежеству темный люд, наш простой народ.

http://azbyka.ru/molitvoslov/slovo-mirya...

11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – " " служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение " " (Евр. 1, 14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости. Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело, более дивное, чем создание нового человека силою всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собою падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: " " Кто родится чистым от нечистого? ни один " " (Иов. 14, 4), ибо они сознавали вместе с Давидом: " " В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя " " (Пс. 50). Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей после того, как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко, и не будет иметь надлежащей силы.

http://zavet.ru/rbogorod.htm

11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем”. Ин. 20, 30–31; 21, 24–25 : Заключение Евангелия от Иоанна. Цель написания Евангелия. 30 год по Р.Х. Прославленный Спаситель по Вознесении Деян. 7, 55–56 : Видение первомученника 554 Стефана 555 . Деян. 26, 12–15 : Видение апостола Павла 556 на пути в Дамаск. Деян. 22, 17–21 : Видение апостола Павла в Храме; 57 г. по Р.Х. Успение Божией Матери. Краткая историческая справка – Успение Божией Матери: Недалеко от вершины Вознесения горы Елеонской показывают то место, где Пресвятая Богородица получила благовестие от Архангела Гавриила, вручившего Ей пальмовую ветвь и возвестившего, что по воле Божией, чрез три дня последует Ее славное переселение на небо. По завещанию, Божия Матерь была погребена апостолами в Гефсимании. Ныне здесь находится храм Успения Божией Матери. Спустясь по 12-ти ступеням каменной лестницы, находимся на довольно обширной площади, пред живописным зданием Гефсиманского храма. С благоговейным трепетом и радостию вступим в самое святилище. Широкая лестница 48-ю ступенями ведет вниз, в храм Пресвятой Богородицы, к Ее святому гробу, над коем некогда существовала великолепная церковь и монастырь, во имя честного успения Богоматери. Здесь находится каменный смертный одр Богородицы. Это ложе имеет отличие в том, что пронизано отверстиями – символом захоронения девственниц, существовавшем у древних евреев, что еще раз подтверждает приснодевство Марии. Здания эти, начиная от Кедрского потока, занимали все обширное пространство над пещерами греческою и латинскою, до того места, где теперь разведен сад. При спуске к гробу Пресвятой Богородицы, через 5 ступеней справа видны заложенные двери, которые вели в помянутую церковь , разоренную турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

1:18. Лк. 2:51 ; Иоан. 19:25 ). Равным образом и четыре «братья Господни» нигде не называются сыновьями Девы Марии и сами себя называют не братьями Иисуса Христа, а Его рабами: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова ( Иуд. 1:1 ); Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ( Иак. 1:1 ). Нечестиво и безумно было бы даже помыслить, что у Родившей «от Духа Свята» Спасителя мира могли быть еще и другие дети от праведного старца Иосифа, которому Дева Мария и не была в собственном смысле жена, а была только обручена ему ( Лк. 1:27–34 ; Мф. 1:18–25). Если же в Евангелии сказано, что Дева Мария родила Первенца Своего (Мф. 1:24–25), то, конечно, слово «первенца» нужно понимать в смысле «единственного». В таком, напр., смысле «первенцами» назывались все посвящаемые Богу рожденные от людей и скота, хотя бы после них никто не рождался: «Святи Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что они Мои» ( Исх. 13:2 ). В таком же смысле назван «первенцем» и единственный избранный Богом народ израильский: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). 6) Почему христиане обращаются к Божьей Матери со словами: «спаси нас», если один Спаситель мира – Христос? 6) Пресвятая Богородица спасает нас не Сама Собой, а Своим заступничеством, Своим ходатайством за каждого из нас перед Спасителем мира, к Которому Она имеет особенный доступ, как к Своему Божественному Сыну. Оттого и сказано о Богоматери в Писании, что все народы будут не только «Ее ублажать» ( Лк. 1:46–49 ), а и «умолять лице Ея» ( Пс. 44:13 ), ибо, говорит пророк, «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» ( Иер. 31:22–23 ). 7) Кто и до каких пор будут ублажать и умолять Божью Матерь о заступничестве перед Богом? 7) Ее будут ублажать и умолять отныне и до века все истинные христиане, все сыны Церкви Христовой, ибо честь, воздаваемая Божьей Матери, воздается и Сыну Ее, и если «очи Господни обращены на праведных и уши Его – к воплю их» ( Исх. 33:16 ), то тем более действенна чистая молитва и спасительно святое ходатайство Матери Божьей, Которая превыше всех праведников и преславнее всех бесплотных небесных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1 Тело Спасителя, которое сняли с креста. Евангелист Иоанн повествует, что распятие совершалось накануне шабата, который начинается у иудеев в пятницу вечером, поэтому тела казненных надо было успеть похоронить до наступления священного дня. 2 Богородица. Согласно церковному преданию, после снятия Спасителя с креста Его Мать и те немногие ученики, которые присутствовали при казни, оплакали Его. Эта драматичная сцена, хотя и не отражена в Евангелиях, очень популярна в искусстве. 3 Иоанн Богослов — единственный из апостолов, кто видел казнь Учителя. 4 Иосиф Аримафейский — знатный член синедриона (высшего суда в Иудее) и тайный ученик Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк 23:53). 5 Благоразумный разбойник, распятый справа от Христа. Если бы не наступление субботы, тела казненных так и остались бы на крестах в назидание народу. Но на этот раз их сняли. Обычно останки преступников либо безо всяких ритуалов закапывали в землю, либо просто выкидывали на свалку. Вероятно, так поступили и с разбойниками. 6 Крест, на котором распяли Христа. По учению Церкви, Крест Спасителя из орудия казни стал орудием победы над смертью. 7 Табличка, на которой была написана «вина» Христа. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин 19:19–22). Надпись была сделана по-гречески, поскольку именно греческий язык считался тогда международным, как французский во времена Пушкина или английский в наше время. 8 Терновый венец, который сплели для Спасителя римские войны, насмехаясь над ним. По преданию, его b IV веке обнаружили в Иерусалиме и перевезли в Константинополь как величайшую святыню. Но b XIII веке захватившие город крестоносцы увезли его во Францию. Сейчас Терновый венец хранится в Соборе Парижской Богоматери.

http://foma.ru/velikaya-subbota-na-karti...

21 мая. Память святых равноапостольных царей Константина и Елены Тропарь, гл. 8: Увидев на небе изображение Креста Твоего, Господи, и, как Павел, не от людей приняв апостольское звание, царственный Твой апостол Константин вверил руке Твоей свой главный город, который храни всегда в мире, по молитвам Богородицы, Единый Человеколюбец. 24 июня. Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Тропарь, гл. 4: Пророк и Претдеча пришествия Христова! Мы, с любовию чтущие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя, ибо славным и священным рождением твоим окончилось бесплодие матери и немота отца твоего, и проповедуется миру воплощение Сына Божия. Величание: Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанн, и почитаем преславное твое рождение от неплодной. Стихи из псалмов Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего ( Лк. 1, 68–69 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131, 11.17 ). Сильно будет на земле семя его, род правых благословится ( Пс. 111, 2 ). Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощение грехов их по благоутробному милосердию Бога нашего, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1, 75–79 ). Кондак, гл. 3: Прежде неплодная ныне рождает Христова Предтечу, ибо он – исполнение всех пророчеств; возложивший руку в Иордане на Того, о Ком предсказывали пророки, явился пророком и проповедником Слова – Сына Божия и вместе Предтечею Его. Прокимен, гл. 4: И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего. Стих: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. ( Лк. 1, 76.68 ). 26 июня. Явление Тихвинской иконы Божией Матери Тропарь, гл. 4: Ныне, как светлейшее солнце, просвещая мир лучами благодати, воссияла нам на воздухе всечестная икона Твоя, Владычица. Ее, как некий Божественный дар, благоговейно приняв свыше, великая Россия прославляет Тебя, Богоматерь, Владычицу всех, и радостно восхваляет родившегося от Тебя Христа Бога нашего. Ему молись Ты, Госпожа Царица Богородица, чтобы сохранил Он невредимыми от всех вражеских нападений все города и страны христианские и спас с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева, не познавшая брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010