Никто не любил Христа больше, чем Она. К Успению Божией Матери. 26.08.2016 06:58:48 Сергей Комаров   О Богородице говорить трудно, и даже страшно - по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но – любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем1… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»2. Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова – в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус - Ее жизнь.   Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Неужели желание похвалы? Нет - это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

Но все их попытки окончились  тоской, пленом и полным крахом. «И узнаете, что Я – Господь». Вот Он – Отрок, полностью уязвимый, едва покрытый золотым спадающим гиматием… Он отдаст плечи на раны, руки и ноги Свои даст пригвоздить к сухому дереву – дереву проклятому, крестному. Ибо проклят всякий, кто висит на древе (Втор.21:23 и Гал. 3:13). «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь  его на дереве,  то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Втор. 21:22-23) Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… Крест, древо, прорастающее из смерти в жизнь. Крест, который, по слову Честертона,  подобен фигуре человека. Крест, который древние люди порой использовали как символ человека… На одном из изводов иконы риза Богоматери, соединяясь на груди Ее, образует букву Y, как в древнем слове-символе веры ранних христиан  IXTYΣ.  Сын Божий, закланный  Агнец, стоящий пред престолом Отчим всегда, с язвами крестными. И теперь Настоящий Человек и Крест соединились навсегда. «Он…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (Ис.53:12) Древо проросло в Небо. Золотой гиматий Божества опал с плеч Сына, и застыл золотым кристаллом драгоценным в сердце земли.  И прозелень иконы, Дух Божий, носящийся над бездной, в которую ступил Сын, одевает Церковь Его. Икона Богоматери «Воспитание» Подобно тому, как ударяет молния в землю, оставляя жилу чистого золота – ибо так думали люди в античности –  ударил Сын Бога Небесного в землю, стремящуюся тысячелетиями в Небо. «Не бойтесь!» – поднимает Он руку в риторском жесте, а на обнаженном плече его – царский клавий. – «Не бойтесь за Меня, жены Иерусалимские, не бойся за Меня, Петр, не бойтесь, все любящие Меня – Я живу, и вы живы будете! Но прежде Я иду — Я исполню всякую правду».

http://pravmir.ru/ikona-vospitanie-opyt-...

Она же, без всякого сомнения, была и матерью двоюродных братьев Господних, что ясно видно из Евангелий св. Матфея и св. Марка: «Там, говорит св. Матфей, были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых“ ( Мф. 27: 55–56 ), а св. Марк поясняет о женщинах и Марии, матери Иакова и Иосии, что оне и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему ( Мр. 15: 40–41 ). Как служили Христу женщины, это видно из Евангелия: «служили ему имением своим“ ( Лк. 8: 1–3 ). Из вышеприведенных мест св. Писания видно, что мать братьев Господних – Иакова и Иосии была не иная Мария, как Мария Клеопова, сестра Богоматери, ибо, во-первых, Божия Матерь во всех Евангелиях называется не иначе, как «Девою Мариею» ( Лк. 1: 27 ), «Матерью Иисуса“ ( Иоан. 2: 1 и 2) или – «Матерью Его“ ( Мф. 1: 18 . Лк. 2: 51 . Иоан. 19: 25 ) и решительно нигде не называется матерью Иакова, Иосии или других «братьев Господних», как и они решительно нигде не называются Ее сыновьями. Во-вторых, о Марии, матери Иакова и Иосии, говорится, что она и в Галилее и в Иерусалиме, следуя за Христом, служила Ему вместе с другими женщинами, т. е., как мы знаем, служила Ему от имения своего. Пресвятая же Дева Мария, принадлежала к бедной семье плотника, не могла служить Сыну Своему от имения Своего, потому что Сама жила в бедности и нуждалась в помощи, почему Христос и поручил Ее заботам любимого ученика Своего Иоанна. Следовательно, Пресв. Богородица не была матерью Иакова и Иосии; их мать была женщина состоятельная и никто иная, как сестра Богоматери, Мария Клеопова, почему и дети ее назывались «братьями Господними“, как двоюродные Ему. В-третьих, замечательно и то, что сами «братья Господни“ не называют себя «братьями Его‘‘, а «рабами“: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса“ ( Иак. 1: 1 ); «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова“ ( Иуд. 1: 1 ). Не говорит ап. Иуда: «брат Иакова и Иисуса“, а только – «брат Иакова“, который действительно был его родной брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Она сказала им: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни!» Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» 3 После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что само тело Ее, как выражается Святая Церковь , «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божия в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, св. Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия. Чему поучает нас, братие, это сказание о взятии на небо тела Богоматери? «Тому, чтобы мы помнили, что как вместилищу Невместимого неприлично было оставаться на бренной земле, как кивоту Святыни невозможно было подвергнуться тлению, так опустеют и упразднятся некогда и наши гробы, подобно как упразднился гроб Богоматери; мрак могилы не утаит бренных останков наших от всемогущества Божия. Воскрес Господь наш Иисус Христос, воскресла пренепорочная Матерь Его, воскреснут некогда и наши мертвенные телеса, ибо телеса наши, хотя и бренные, «суть храмы живущего в нас Святаго Духа» ( 1Кор.6:19 ), «вы – Тело Христово» ( 1Кор.12:27 ), " от плоти Его и от костей Его», потому что питаемся Его плотью и кровью. Труба Архангела воззовет всех нас из гробов наших; все мы изыдем в сретение Господу, грядущему на облацех небесных со славою многою. Но, возлюбленные братие, «если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам» ( 2Пет.3:11 )? Что, если грехи и беззакония покроют срамом и стыдом лица наши, когда праведницы просветятся яко солнце?» (Заключение с некоторыми изменениями заимствовано из Воскр. Чт. 1840 г. N 19, стр. 167). Ввиду этого и «потщимся, – по Апостолу, – неоскверненными и непорочными явиться в мире» ( 2Пет.3:14 ), а вместе будем и молить Господа, чтобы Он дал нам покаяние и обращение в продолжение жизни и христианскую кончину в час смерти; чтобы и наш гроб, как гроб Богоматери, был лествицею к небесам.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Павлом прибыли и его последователи и многие из семидесяти апостолов. Матерь Божия призывала к себе, каждого по имени, благословляла и желала вечного блаженства. Наступил день преставления «Матери Живота». С утра в Ее доме горели светильники в знак радости и торжества. Апостолы молились и славословили Господа. Богоматерь возлежала на украшенном одре в радостном ожидании смерти. Вдруг, в третьем часу, необыкновенный небесный свет озарил комнату, крыша дома как будто раскрылась, и очам присутствующих предстало чудное явление: Сам Господь Иисус в небесной славе, окруженный ликами ангелов и святых, сходил с неба принять душу Богоматери. Увидя пришествие Сына и Господа, Она радостно воскликнула: «величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей!» Господь, приблизясь, с любовью взирал на Свою Пречистую Матерь и говорил Ей: «приди, ближняя Моя, приди, голубица Моя, приди, дражайшая Моя, и войди в хранилище вечной жизни!» Пр. Владычица, поклонившись, сказала: «благословенно имя славы Твоей, Господи. Боже мой, изволивший избрать Меня, смиренную рабу Твою, в служение Твоему таинству; помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царстве Твоем!» Господь с любовью призывал Свою Матерь от земли на небо. Она радостно отвечала: «готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое! Буди мне ныне по глаголу Твоему!» Сказав это, Матерь Божия возлегла на одр и в неизреченной духовной радости предала Свою душу в руки Сына Своего, не имея ни одной телесной болезни, но как бы уснувши сладким сном. Послышалось сладкое ангельское пение: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты в женах!» Свв. апостолы обступили одр со слезами и с благоговением, взирали на это преславное видение; а когда потом подошли к одру, на котором возлежало Пречистое тело Богоматери, то увидели, что лице Ее сияет необыкновенным светом. Все целовали Пречистое тело Владычицы со страхом и благоговением. Одним прикосновением к одру Пресвятой Богородицы исцелялись всякие болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– предшественник Христа Ангел поведал Богородице и о том, что и Елисавета, скоро станет матерью. Узнав это, Дева Мария поспешила проведать Свою родственницу. Как только Елисавета увидела Богоматерь, младенец у неё под сердцем тотчас начал толкаться, тогда мать пророка поняла, что перед ней не просто юная родственница, а будущая Матерь Божия. В ответ на приветствие Елисаветы Пресвятая Дева произнесла вдохновенные слова, которые теперь почти каждый день можно услышать во время богослужения: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и Зогатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» ( Лк.1:46-55 ). Погостив пару месяцев у Захарии и Елисаветы, Богоматерь вернулась в Назарет, а Елисавете пришло время рожать. И вот сбылись слова Архангела — Елисавета родила сына. На восьмой день в дом Захарии пришли родственники, чтобы поздравить счастливых родителей и выбрать имя новорождённому. По традиции имя ребёнку выбирала мать, так повелось ещё со времён первых людей — Адама и Евы. В Библии говорится, что именно Ева давала имена своим сыновьям: Каину, Авелю и Сифу. Поэтому гости обратились к Елисавете, они думали, что она назовёт сына в честь его отца — Захарией, но Елисавета твёрдо сказала, что ребёнка будут звать Иоанн. Родственникам это решение показалось странным, и они захотели узнать мнение Захарии. Он по-прежнему не мог говорить, поэтому попросил дать ему специальную дощечку, которую в древности использовали для письма. Когда ему дали дощечку, он написал: «Иоанн имя ему» ( Лк.1,63 ). И в этот момент от него отошла немота, и он снова смог говорить.

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Рождество Пресвятой Девы – начало домо-строительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму ( Мф. 3.9 )? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» ( Лк. 11.27–28 )? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии , но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1.14 ), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр. 2.16–18 ). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождество Христово Рождество Христово ( Mф. I, 18–25 ). О тайне воплощения сына Божия на земле, кроме Богоизбранной Девы Марии, знали только два лица, по откровению от Духа Святого: это родители Предтечи, 3 ахария и Елисавета. Нужно было сообщить эту тайну и третьему праведнику. Ангел Господень явился обрученному мужу Пресвятой Деве во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою. Родившееся в ней – от Духа Святого. Она родит Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус (Спаситель): потому что Он спасет народ Свой от грехов их. С этого времени Иосиф не только был хранителем девства Богоматери, но и предреченной от пророка Исаии тайны воплощения Бога от Девы. ( Лk. II, 1–21 ). В это время вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе; почему и Иосиф с Пресвятой Девой Марией, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына; Сама спеленала Его и положила в ясли. Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот предстал им ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленатого Младенца, лежащего в яслях. Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и пели: Слава на небесах, (царствующему) Богу! и на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам! Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам? И нимало не медля пошли: и нашли Богородительницу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели. В осьмой день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное обрезание и дали Ему имя Иисус, которое преднарек Гавриил во время благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя. Рождество Христово празднуется Правосл. Церковью 25 декабря. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Точно так же один муж, по имени Мамант, придя от Белозерских пределов 4154 , сказал, что он долгое время был слеп, но как только дал обет пойти на Тихвин и поклониться чудотворному образу Пречистой, тотчас же совершенно прозрел. Это было в 1597 году. Другой муж, именем Диомид, пришел из той же страны и в том же году в обитель Пречистой и также рассказал о себе, что он был расслабленным целый год, но потом, вспомнив о Тихвинской чудотворной иконе Пречистой, стал мысленно молиться ей и дал себе обет сходить на поклонение к пречистому образу: тотчас же он сделался здоровым и, нимало не медля, исполнил свое обещание. В том же году некто Пимен, одержимый лютым демоном, был отправлен родственниками своими на Тихвин, связанный цепями, – и когда они были еще на половине пути, он получил исцеление милосердием Пречистой: демон из него удалился, и он дошел вполне здоровым и с благоговением поклонился Целительнице своей. Это было 9 декабря. Один человек, именем Кодрат, стал страдать болью головы, ослеп глазами, и не видел света целые полтора года; услышав же о чудотворной иконе Богоматери, находящейся близ Тихвина, усердно помолился и дал обет идти к ней на поклонение. И лишь только он произнес слова обета, мгновенно получил прозрение. Но отложив путешествие до другого времени, вскоре совсем забыл о своем обещании и не пошел воздать благодарение Целебнице своей – Пречистой Деве Богородице. По прошествии 10 лет с того времени, как он прозрел, опять ослеп таким же образом, как раньше. Но, несмотря на это, не вспомнил своего обещания, пока в сонном видении не получил вразумления. Ибо во сне он увидел некоего мужа, глаголющего ему: – Иди на Тихвин поклониться образу Пречистой; если не пойдешь и обещания не исполнишь, прозрения глаз не получишь Восстав от сна, он вспомнил о своем обещании и познал свое прегрешение; немедленно он пошел в Тихвинскую обитель Богоматери, сопровождаемый проводником. Когда же приведен был к чудотворному образу Пречистой и от всего сердца помолился пред ним, то мгновенно получил исцеление милосердием Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Точно также один муж, по имени Мамант, придя от Белозерских пределов сказал, что он долгое время был слеп, но как только дал обет пойти на Тихвин и поклониться чудотворному образу Пречистой, тотчас же совершенно прозрел. Это было в 1597 году. Другой муж, именем Диомид, пришел из той же страны и в том же году в обитель Пречистой и также рассказал о себе, что он был расслабленным целый год, но потом, вспомнив о Тихвинской чудотворной иконе Пречистой, стал мысленно молиться ей и дал себе обет сходить на поклонение к пречистому образу: тотчас же он сделался здоровым и, ни мало не медля, исполнил свое обещание. В том же году некто Пимен, одержимый лютым демоном, был отправлен родственниками своими на Тихвин, связанный цепями, — и когда они были еще на половине пути, он получил исцеление милосердием Пречистой: демон из него удалился, и он дошел вполне здоровым и с благоговением поклонился Целительнице своей. Это было 9-го декабря. Один человек, именем Кодрат, стал страдать болью головы, ослеп глазами, и не видел света целые полтора года; услышав же о чудотворной иконе Богоматери, находящейся близ Тихвина, усердно помолился и дал обет идти к ней на поклонение. И лишь только он произнес слова обета, мгновенно получил прозрение. Но, отложив путешествие до другого времени, вскоре совсем забыл о своем обещании и не пошел воздать благодарение Целебнице своей — Пречистой Деве Богородице. По прошествии 10 лет с того времени, как он прозрел, опять ослеп таким же образом, как раньше. Но не смотря на это не вспомнил своего обещания, пока в сонном видении не получил вразумления. Ибо во сне он увидел некоего мужа, глаголющего ему: — Иди на Тихвин поклониться образу Пречистой; если не пойдешь и обещания не исполнишь, прозрения глаз не получишь. Восстав от сна, он вспомнил о своем обещании и познал свое прегрешение; немедленно он пошел в Тихвинскую обитель Богоматери, сопровождаемый проводником. Когда же приведен был к чудотворному образу Пречистой и от всего сердца помолился пред ним, то мгновенно получил исцеление милосердием Пресвятой Богородицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010