душою и телом, не всякому бы так умереть». В это время в кругу читали присланное из Черного Яра письмо, чтоб на Черный Яр прислать силы на помощь, ибо идет с войском князь Петр Хованский. Во время чтения Носов, опершись локтем на коробью и наклонясь, говорил Бородулину тихонько: «Ведь мы не просто зачали! Это дело великое: есть у нас в Астрахани со многих городов люди, и не одно черноярское письмо, есть у нас письмо из Московского государства от столпа от сущих христиан, которые стоят за веру ж христианскую». Бородулин побоялся спросить его, кто писал? потому что тут обступили их со всех сторон и расспрашивали с криком. Потом принесли в круг хлеба, вина, пива; Носов поднес Бородулину ковш вина, тот принял и сказал: «Дай Боже благочестивому государю многолетно и благо получно здравствовать!» На это отозвался старшина, московский стрелец Иван Луковников: «Какой он государь благочестивый! Он неочесливый, полатынил всю нашу христианскую веру!» Бородулин заметил Носову, зачем старшина такие нечестивые слова говорит? Носов, рассмеявшись, отвечал: «Не все перенять, что по Волге плывет: мужик он простой, что видит, то и бредит». В то же время в кругу раздавались крики: поносили государя всякими бранными словами: «Не сила Божия ему помогает, ересями он силен, христианскую веру обругал и облатынил, обменный он царь. Идти ли нам, нет ли до самой столицы, до родни его до Немецкой слободы и корень бы весь вывести; все те ереси от еретика, от Александра Меншикова». На третий или на четвертый день Носов с старшинами пришли к Бородулину на постоялый двор и потчевали его вином; Бородулин, взявши ковш, говорил: «Дай, господи, великому государю на много лет здравствовать» и, выпив, стал подносить Носову, но тот отвечал: «Я про его здоровье пить не стану: как нам пить про такого православных христиан ругателя? Что вы не образумитесь? Ведь вы и все пропали, обольстили вас начальные люди милостию, пропали вы душою и телом». На отпуске Носов говорил Бородулину: «Бог тебе в помочь, поезжай! Вот тебе подводы; управляйтесь с князьями и боярами, а в городах с воеводами, на весну и мы к вам будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В с. Суслове Дмитровского у. находилась икона, время создания которой неизвестно. В 40-х гг. XIX в. она была взята из Преображенской церкви села и поставлена при ключе около дер. Горкиной. По преданию, незадолго до этого житель деревни пытался на этом месте несколько раз вырыть копань для мочения пеньки, но она исчезала на следующий день. Др. крестьянин увидел во сне икону " Всех скорбящих радость " , и Богоматерь повелела передать, что на месте копани должна быть Ее икона. Сначала образ находился в срубе, поставленном вокруг ключа, от него происходили исцеления. В 1888 г. была построена часовня. Ежегодное празднование иконе 24 окт. сопровождалось крестным ходом из церкви к ключу (иконографические особенности неизвестны; не сохр.). В Пермской губ. в с. Майкор Соликамского у. в 1823 г. была написана икона, согласно надписи на ней, в благодарность за исцеление кнж. Хованской, которой во сне было явление Богоматери, как на иконе " Всех скорбящих радость " . В 1824 г. икону прислали из Санкт-Петербурга и поставили в часовню в дер. Быковой рядом с Майкорским (Никитинским) заводом. С 1825 г. в зимнее время она находилась в Богоявленской церкви с. Майкор, в часовню переносилась летом. В связи с этим 16 мая и 24 окт. ежегодно проводились крестные ходы. Пользовалась большим почитанием в окрестных приходах. Особо чествовалась в 9-ю пятницу по Пасхе. Икона (76,5х54,0 см; не сохр.) относилась к московско-петербургскому типу (с Младенцем). Ее особенностью являлось изображение обращенной краями вверх радуги, на которой стоит Богородица. Была написана на холсте покрытом стеклом, имела серебряный оклад. В с. Черноярском Кунгурского у. Икона находилась в церкви во имя прор. Илии ( 1852 ). Время создания неизвестно, считалась древней. Пользовалась особым почитанием. Была украшена медным посеребренным окладом. Иконографические особенности иконы неизвестны (27х20 см; не сохранилась). В Полтаве. Икона написана в 1888 г. и является одним из многочисленных точных списков с московской чудотворной иконы, созданных к празднованию 200-летия со дня ее прославления.

http://drevo-info.ru/articles/13447.html

Том 1 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе (Продолжение). С. 12–33, 88–115, 168–192, 244–269, 320–338, 396–422, 480–502, 560–598, 658–686, 744–763. Отчет по Братству св. Петра митр. С. 34–42, 465–478. Летопись происходящих в расколе событий. С. 43–64, 146–157, 383–392, 454–463, 624–631, 729–743, 804–824. Письмо к редактору из Нижнего. С. 65–71. Жизнеописание И. Г. Ксеноса. С. 72–86, 158–167, 230–243. Кем и как положено начало Единоверию. С. 115–145, Из сочинений протоиерея А.В.Горского. С. 193–220, 270–282. Рассказы бывших старообрядцев о жизни в расколе и обращении из раскола. С. 221–227, 369–382, 435–451. Письмо в редакцию (из с. Лысцева). С. 228–230. Разговор православного со старообрядцем. И. Храмова. С. 283–295. Письмо Ф. И. Фролова. С. 296–315. Истово ли богослужение у старообрядцев. С. 315–319. О происхождении раскола. Ин. Варнавы. С. 338–368. Письмо в редакцию (из Шуи). С. 393–394. Беседа со старообрядцем. М. Глазырина. С. 423–435. Краткое признание о моей жизни. И. Шевандрина. С. 452–454. Изъявление благодарности. С. 464. Записки священника. А. Жезлова. С. 503–522. Мои воспоминания о жизни в расколе. Е. Корегина. С. 523–539, 607–623, 716–729. Из переписки Казанцева с Верховским. С. 540–559, 632–657. О расколе в Черноярском уезде. Свящ. М. Тифлова. С. 598–606. О св. алтарях и бескровной жертве. Архим. Павла. С. 686–701. Из письма к сектанту. Свящ. С. Ледовского. С. 702–705. Разговоры двух старообрядцев. И. Храмова. С. 705–715, 772–782. О крещении младенцев и первородном грехе. Беседа архим. Павла. С. 764–772. Еще разговор двух старообрядцев. И. Храмова. С. 783–792. Откровенные признания старообрядцев. С. 793–804. 1893 год Том 2 Аркадий архиепископ Пермский и Олонецкий в его письмах и сочинениях о расколе. С. 10–38, 88–103, 180–198, 274–291, 356–370, 436–451, 516–532, 596–614, 678–695, 766–781. О вопросах веры, пререкаемых молоканами и другими сектантами. Свящ. М Тифлова. 39–44, 104–119, 199–210, 292–305, 386–402, 469–480, 553–565, 631–642, 797–806.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В дек. 1721 г. И. писал в Святейший Синод: «Лютеранский пастор Яган Сикилис близ православной церкви построил свою церковь и чинит сим помешательство». Жалоба И. успеха не имела. Волынский покровительствовал также прибывшему в Астрахань «римской веры патеру Антонию» и строительству в городе 1-го костела. В ответ на доношения епископа Синод указом от 27 апр. 1722 г. предписал ему «упразднить неотложно» костел, построенный «самовольно и дерзостно, без его императорского величества указу и без синодального определения» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 440. С. 603-604). Губернатор, обладавший «необузданным нравом, не терпящим противоречий», участвовал в нескольких тяжбах об имуществе служителей архиерейского двора, клириков епархии и др. Епископ неоднократно писал в Синод о положении дел в крае, за что, видимо, впал в немилость (см. подробнее: ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 11. С. 9-10; Юдин П. Л. Из дел об А. П. Волынском//РА. 1899. Кн. 3. 9. С. 39-48). Возможно, на репутацию И. повлияли и события, связанные с почитанием в крае св. прав. Боголепа Черноярского и посещением в 1722 г. имп. Петром I часовни над могилой этого отрока-схимника. Летом того же года по распоряжению имп. Петра часовню разобрали, гробницу св. Боголепа сровняли с землей. Высочайший указ от 12 янв. 1723 г. повелевал И. «за некоторые его величеству известные причины, из Астрахани вывести и определить в которую пристойно епархию викарием» ( Благонравов. 1902. С. 47). 23 июня того же года И. был назначен епископом Корельским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Был ближайшим помощником архиеп. Феодосия (Яновского) . В сент. 1723 г. участвовал во встрече в Новгороде ковчега с мощами св. блгв. кн. Александра Невского, совершал торжественные богослужения в Софийском соборе по случаю перенесения мощей в С.-Петербург. 16 марта 1726 г. И. возглавил Вологодскую, а 22 апр. того же года - Суздальскую епархию. Построил неск. церквей в Суздале, в т. ч. «обетную» каменную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы на месте деревянной Варваринской ц., в которой начинал священническое служение.

http://pravenc.ru/text/468885.html

Спустя 20 лет в первой половине 70-х годов XIX века в селе Садовое вступила в строй новая церковь, построенная взамен старой на средства жителей. Она получилась гораздо вместительней и красивее прежней. Фундамент ее был каменным, а все остальное – деревянным. Церковь имела 5 куполов и надвратную шатровую колокольню. Новый храм, унаследовавший название предшественника, освятили 11 сентября 1876 года. В 1881 году крестьяне купили для него за 1139 рублей 36 копеек новый колокол. В начале ХХ века, в связи с увеличением населения, церковь Рождества Пресвятой Богородицы решено было расширить пристройками. Ремонтные работы завершились в 1905 году, и, по стечению обстоятельств их окончание совпало с посещением села епископом Астраханским и Енотаевским Георгием. В сентябре того года он, совершая объезд приходов Царицынско — Ставропольского тракта, на несколько часов задержался в селе Садовое, где осмотрел храм, церковно-приходскую школу и встретился с членами причта и прихожанами. На владыку и его окружение храм произвел хорошее впечатление. Сопровождавший епископа в поездке благочинный второго округа Черноярского уезда, куда входила и садовская церковь, В.Остроумов сделал тогда в своем дневнике такую запись: «Величественный храм к приезду владыки, только что оконченный внутри ремонтировкой, блистал новизной позолоты и яркостью красок…» В 1937 г. храм был варварски разрушен. А из того леса построили на месте храма школу, которая в скором времени сгорела от молнии во время грозы. Все время отсутствия церкви в Садовом существовала многочисленная христианская община. Находились люди, которые устраивали молельные дома прямо в своих квартирах. Сюда собирались верующие на общую молитву, куда иногда приезжал священник из села Дубовый Овраг Волгорадской области. Первый молельный дом был создан прихожанами по улице Калинина в избе Блиновой, позже на этой же улице у Колгатиной, затем иконы и вся церковная утварь были перенесены на улицу Юбилейную в дом Салько Матрены Кузьминичны, откуда, после ее смерти, были переданы ее сестре Кабердиной Евдокие Кузьминичне. Всей улицей, всем селом отремонтировали старую кухню.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

В течении 1896–7 годов учреждены вновь следующие монастыри: мужских два 1) Алексеевский штатный, 2 класса, при Алексеевской церкви города Риги и 2) миссионерский Свято-Николаевский близ Бымовского и Югокнауфского заводов, Осинского у., Пермской епархии, в местности именуемой «Белая Гора» и 1 женский Спасо-Преображенский при древнем храме близ села Сенты, Кубанской области. Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни В 1896 году близ станции Арсаки Московско-Ярославской железной дороги, в пределах Владимирской епархии, при церкви над могилой подвизавшегося в конце XVII и начале XVIII столетий схимонаха Зосимы, восстановлена общежительная мужская пустынь с наименованием ее «Смоленской Зосимовской» и с подчинением ее Свято-Троицкой Сергиевой лавре, на тех же условиях, на коих состоят находящиеся в ведении лавры другие обители. Возведение женских общин в монастыри В 1896 и 1897 гг. возведены в общежительные монастыри следующие женския общины: 1) Лукояновская Тихоновская в Нижегородской епархии, 2) Кинешемская, Костромской епархии, Вознесенская, 3) Николаевская, Старорусского уезда, Новгородской епархии, 4) Успенская Валдайского у., той же епархии, 5) Теклатская, Сенакского у., Гурийско-Мингрельской епархии. Вновь учрежденные женския общины Вновь учреждены следующие женские общины: 1) Воскресенско-Мироносицкая при деревне Барановке, Черноярского у., Астраханской епархии, 2) Свято-Троицкая, при хуторе Ново-Харинском (Писаревка тоже), Острогожского у., Воронежской епархии, 3) Владимирская, в имении Муромской купеческой дочери Александры Тягуновой при Дмитриевском поселке, Ковровского y., 4) Падаяская, близ Винницкой приходской церкви, Лодейно-Польского у., Олонецкой спархии, 5) Казанская, в имении священника Псковской епархии Павла Симанского – селе Екатериненском, Островского y., 6) Успенская, в Алешковской слободке, Днепровского y., Таврической епархии, 7) Введенская Черемисская, близ села Пернягаш, Козмодемьяновского у., Казанской епархии. 8) Свято-Троицкая, при сельце Иванькове, Корчевского у., Тверской епархии, 9) близ деревни Кимляй, Краснослободского у., Пензенской епархии, и 10) Покровская, близ города Верхнеуральска, Оренбургской епархии. Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского , погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей. В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий) . 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора. Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148). Известна литография П. Ф. Бореля , напечатанная в мастерской А.

http://pravenc.ru/text/186965.html

А три месяца после праздника Целование, или Встреча Божией Матери и праведной Елисаветы, – это время особенное для Горненской обители. Именно столько Божия Матерь пробыла здесь, навещая святую сродницу. В эти дни сестры берут благословение у Самой Пресвятой Богородицы. Чудотворная Казанская икона Горненского монастыря У всех здесь, особенно в эти три месяца, явственное чувство, что Пресвятая Дева Мария с нами, прямо стоит здесь посреди нас. – Матерь Божия, помоги! – прошу Ее. – Сестричкам на послушании, тем, кому нездоровится. А кого и вразуми... Божия Матерь слышит, молитесь Ей. И чаще причащайтесь. У нас сестры каждое воскресенье, а если праздник какой, то и почаще, к Чаше подходят. Как Божия Матерь Свои иконы открывает в наши дни Протоиереи Александр Максимов Протоиерей Александр Максимов , благочинный Черноярского благочиния Ахтубинско-Енотаевской епархии Астраханской митрополии, настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы села Никольское: – Недалеко от нашего села Никольское, в соседнем селении Соленое Займище, жила такая бабушка, Агриппина Яковлевна Веремеева, еще дореволюционного, 1906 года рождения, – в 2001-м году как раз ее 95-летие отмечали. Во сне ей явилась Божия Матерь и, предупредив, что та скоро ослепнет, сказала: – Молись Моему чудотворному образу «Нерушимая Стена», что в Никольском. Крестныи ход с иконои «Нерушимая стена», что в Никольском Старушка рассказала мне об этом явлении. Стали мы с митрофорным протоиереем Павлом Рябых (впоследствии он принял схиму с именем Паисий) искать этот образ в храме. Дело в том, что храм у нас огромный, площадью 1200 квадратных метров, – в нем около полусотни икон. Просто когда церкви вокруг закрывались, народ нес святыни сюда. Председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, ценои своеи жизни отстоявшии храм Рождества Пресвятои Богородицы в Никольском В Никольском церковь тоже в 1938-м году решили было закрыть, да люди упросили, чтобы службы продолжались хотя бы в подвальном помещении храма. А в самом храме председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, тоже верующий человек, чтобы спасти храм, когда его хотели взорвать, устроил зернохранилище. Потом новые советские власти стали требовать сбросить колокола с нашей высокой 62-метровой колокольни, а он ответил:

http://pravoslavie.ru/115351.html

Архив Пн Начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Астраханскую митрополию 26 сентября 2017 г. 14:09 26 сентября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Астраханскую область. В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий . Первосвятительский визит в Астраханскую митрополию , приуроченный к празднованию 300-летия Астраханской губернии, начался с посещения Ахтубинской епархии , которая была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года. В г. Ахтубинске Предстоятель Русской Православной Церкви посетил кафедральный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери и духовно-просветительский центр. У кафедрального собора Святейшего Владыку встречали губернатор Астраханской области А.А. Жилкин, митрополит Астраханский и Камызякский Никон , епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний , начальник Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова генерал-майор Р.А. Бариев, глава муниципального образования Ахтубинский район В.А. Ведищев, глава муниципального образования Черноярский район Д.М. Заплавнов. Со ступеней храма Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Никон! Уважаемый Александр Александрович! Владыка Антоний! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Очень рад прилететь в Ахтубинск и видеть всех вас. Когда возникла мысль о необходимости создания Ахтубинской епархии, то, как всегда бывает в таких случаях, высказывались соображения и «за», и «против». Кто-то говорил, что в таком месте будет трудно создать епархию. Но мне почему-то казалось, что на огромных просторах Астраханской области непременно должна быть еще одна епархия. И теперь я своими глазами вижу, что решение было правильное, потому что появление епархии даже в районном центре играет большую роль и в организации духовной жизни, и вообще в организации жизни людей. Ведь так всегда бывало в нашей истории: землепроходцы шли на восток, но земля считалась русской тогда, когда создавались епархиальные центры, когда строились храмы и монастыри. Вот так, мирно и спокойно, земли наши вошли в орбиту великого русского государства, где бок о бок живут люди разных религий и национальностей, и это особенно чувствуется здесь, на Астраханской земле. Дай Бог, чтобы нас всегда объединяла способность вместе трудиться и сознавать Россию нашей Родиной, нашим единым общим домом.

http://patriarchia.ru/db/text/5015119.ht...

Ключи числилась в приходе Николаевской церкви Служней слободы. В самой же деревне над ключом издавна стояла часовня во имя св. Безсребренников Космы и Дамиана. В этой часовне монахи Далматовского монастыря ежегодно 1-го июля совершали богослужения при большом стечении народа из окрестных сёл и деревень. Самостоятельный Ключевской приход был открыт в конце 1802 года, когда определён был к приходу и причт. Теперь в состав Ключевского прихода входят с. Ключевское Першинской волости, деревня Чигинева той же волости, отстоящая от села в одной версте, и деревня Черноярская Далматовской волости – в 7 верстах. Всех прихожан, при одноштатном причте, числится 2 618 душ обоего пола. Все они русского племени, православного исповедания; раскольников и сектантов в приходе нет. Главное занятие ключевских прихожан составляет земледелие. Сеют, по преимуществу, пшеницу, овёс, лён, коноплю и горох. Хлебные зерновые продукты ключане продают на ближайшем (15 вёрст) к селу хлебном рынке в Катайском селе Камышловского уезда, а куделю, лён, коноплю и холсты – на ярмарках в Далматове. С земледелием тесно связано и скотоводство. Каких-либо других занятий и ремёсел среди ключевских прихожан нет. 20-го июня 1804 года с благословения Преосвященного Иустина, епископа Пермского, в с. Ключевском на месте часовни был заложен каменный одноэтажный храм во имя св. Безсребренников Космы и Дамиана. В 1806 году, 1-го августа, на южной стороне Космо–Дамиановского храма был заложен придел в честь Благовещения Пр. Богородицы, а 2-го декабря того же года он уже был освящён. Главный же храм, во имя св. Безсребренников Космы и Дамиана, был освящён лишь в 1815 году. В 1847 году Ключевской храм подвергся значительной перестройке, которая вызвана была необходимостью исправить опасные повреждения в прежней постройке, а также и желанием расширить самый храм. Перестроена была колокольня, и в тёплом храме вместо прежнего одного придела устроено два: на южной стороне – в честь Благовещения Пр. Богородицы, на северной – во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010