69 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г. 2, стр. 44, 11, стр. 191–194, 22, стр. 365 сл. (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно, стр. 108, 113, 114–116, 132 сл.); 1899 г. 13, стр. 646. Ср. у o. И.И. Саввинского на стр. 363 сл. 73 Так, запрещая Черноярскому протоиерею Василию Ф. Павлинову говорить проповеди без представления их на предварительную цензуру, преосвящ. Смарагд 24 октября 1844 г. писал, что доставленные ему образцы «большей частью несвязны, нелепы по своей форме и выражению и по многим другим отношениям, и, обнаруживая малообразованность и небрежение проповедника, не могли служить к назиданию прихожан, а могли возродить только в них противные и превратные об истинном слове Божьем понятия и чувствования. При чём ему же (прот. В. Павлинову) заметить, что одно слово разумное было б гораздо полезнее, нежели десять неразумных». См. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 39.468. 74 О необыкновенной красоте Астраханского собора см. и у † П.И. Аксакова в его письмах, ч. I, т. 1, стр. 103, 134, 162. 75 См. «Прибавление к Астраханским Губернским Ведомостям за 27 января 1845 г., 4, стр. 29–32; «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г. 18, стр. 455, 454; ср. 1884 г. 12, стр. 210 (и у прот. Н.Т. Каменского отдельно на стр. 116–117). 76 Только «Старожил г. Астрахани» († прот. Л.А. Смирнов) свидетельствует в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1899 г. 13, стр. 649, якобы, «поддавшись влиянию партии, одержавший верх (т. е. И.Ф. Павлинова), преосвященный Смарагд своими крутыми мерами и своеобразными распоряжениями по епархии скоро навлёк на себя нерасположение Св. Синода». Это есть, несомненно, отголосок раздражения «партии», возобладавшей при Стефане и низвергнутой при его преемнике; но он высказан в столь умеренных и общих формах, что решительно говорит в пользу Смарагда, которого иначе, эти люди аттестовали бы в более резких и конкретных выражениях. 78 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1880 г. 1, стр. 13; 1884 г. 12, стр. 211–212 (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно на стр. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Чрез несколько времени приехали к шевкалу от раскольников четыре человека, долго сидели у шевкала, а потом виделись и с Басовым; тот их всячески увещевал, царскою милостию обнадеживал и давал им государскую грамоту; но раскольники грамоты не приняли и говорили: «Ваши цари солгали голове нашему шевкалу в жалованье, обещанного не прислали, а нам и подавно солгут; а хотя и ратных людей на нас пошлют, то нам весть будет из Астрахани от иноземцев тотчас, и по ведомости пойдем мы к хану в Большую Кабарду; а там нам никто ничего не сделает». Басов узнал наверное, что шевкал раскольников не выдаст, потому что с ними вместе ворует, посылает людей своих с ними на море грабить и половину добычи берет себе. В начале 1693 года атаман козаков-раскольников Семен Саратовец с семью товарищами явился к крымскому хану с жалобою на кумыков, ханских подданных, которые осенью напали на козаков и взяли в плен 250 человек жен и детей, кроме того, отбили всю добычу, которую взяли раскольники, разбивши два персидские судна. Козаки просили управы у хана, просили также указать место, где бы им поселиться на Куме-реке особо, а между кумыками и черкесами жить больше не хотят. В думе у хана было приговорено исполнить все просьбы козаков, причем хан обещал дать им две пушки с припасами. В это время в Крыму жил русский гонец Айтемиров; толмач его при встрече с Саратовцем спросил его: «Для чего вы милость государскую к себе забыли и, оставя христианство, какого добра у бусурман себе ищете?» Саратовец отвечал: «А как нам на Дону жить? Старую веру ныне выводят, а держат новую, и крестное сложение не так, как прежде бывало, и для той новой веры с Дону у нас к Москве забрали людей добрых и заслуженных. Кирея Матвеева с товарищи, и показнили неведомо за что, и нам на Дону поэтому жить нельзя. Увидим мы и здешнюю татарскую правду, как они нам все отдадут; а если татары ничего доброго нам не сделают, то мы знаем дорогу и на Дон по-прежнему и надеемся, что великие государи принять нас туда укажут». Как видно, раскольники были удовлетворены, потому что в июне 1693 года черноярский воевода доносил астраханскому, что 6 июня прибежали безвестно сверху из стана воровские воинские люди, человек сот с пять и более, и к городу приступали, и с теми воровскими воинскими людьми бой был долгое время; а знатно с теми ворами были раскольщики-козаки. Астраханский воевода отвечал черноярскому: писал с Дону атаман Фрол Минаев, что вышли к ним в войско из-за Кубани два полоняника и сказали: воровские козаки-раскольщики, которые живут за Кубанью, собираются идти, соединясь с крымскими и едисанскими мурзами, большим собранием, для воровства, под царицынскую заставу к Волге-реке, на рыбные ватаги и к Черному яру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Учение секты воспитывает в последователях ея, «в коренных русских людях, отказавшихся от Христа, христианства и своей национальности», враждебное отношение к православной вере, вместе с тем и к общественному строю русской жизни, так что жидовствующие не считают себя подданными русского Царя, а пленниками России, и ежедневно молятся о скорейшем избавлении их от русского ига и водворении в земле обетованной. Все чаяния жидовствующих прикованы к земным благам, к наживе. В своем семейном и общинном быту жидовствующие совершенно утрачивают исконные черты русской народности и самобытности, перевоспитываясь до полного сходства с евреями, от которых усвоили не только внешние формы жизни, но и внутренние, вредные в общественном отношении, качества семитической расы. Учение секты жидовствующих, проповедуя потворствующее чувственности многоженство, допускает и легкие разводы, что вредно отражается на семейном устройстве и на судьбе детей. Независимо от вышеизложенного, секта жидовствующих склонна к прозелитизму (распространению), и последователи ея не перестают проявляться как между православными, так и между другими сектами, напр. молоканами и штундистами. Указывая на мнимую вечность Закона Моисеева и на успех в промышленности и наживе еврейской нации, жидовствующие легко совращают в свою секту простых людей. Наоборот, случаи возвращения из упомянутой секты, совершенно порвавшей связь с православием и народностью и живущей своею замкнутой кагальной жизнию, не часты; миссионерская же борьба с этим лжеучением весьма затруднительна. Значительное число жидовствующих проживает в Астраханской губернии (в Царевском и Черноярском уездах), а также на Кавказе. V. Духоборческая секта Секта духоборческая названа так в 1785 г. Екатерин. архиеп. Амвросием за свое лжеучение, противоборствующее всему духовному учению прав. Церкви. Духоборцы же поняли это название в том смысле, что будто бы они являются борцами за Св. Духа. Сектанты и доселе дорожат этим названием, считая себя «избранной духоборческой нацией».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Хочу сделать некоторое отступление. Китайцы доброжелательно относятся к россиянам, они помнят о добре, которое русские сделали для их страны. Особенно теплое отношение чувствуется от китайцев старшего поколения, которые учились в СССР. Таковым оказался и этот хозяин, он доброжелательно поздоровался со мной и сказал, что я буду первым русским человеком, который посетит это здание за его долгое время работы. Он не имел никакого представления, что это за здание, кем и когда построено. Когда сняли замок и открыли ворота, внутри мы увидели множество коробок, занимавших почти все внутреннее пространство. Оказалось, что храм в течении 50 лет используется как склад. Благодаря этому его интерьеры практически полностью сохранены. Перед нами возвышалась стена алтаря, выложенная из камня, к которой мы с трудом пробрались. В правой части стены была видна дверь, ведущая в алтарь. Слева от входа в храм располагались два яруса стеллажей с коробками, а справа было свободное пространство, которое позволяло увидеть правую южную стену храма, в которой раньше было окно в виде креста, а ныне через проем видна кладка из кирпича вплотную к храму построенного здания. По обеим сторонам окна-креста на стене расположены памятные доски. Доска, что слева, была закрыта коробками, а на правой легко читался текст: «Въ бояхь подъ гор. Ляояномъ: Вост. сиб. стр. полки: 1-й, 2-й, 3-й, 7-й, Э-й, 10-й, 11-Й, 12-й, 13-й, 18-й, 19-й, 20-й. 21-й, 22-й, 23-й, 24-й, 33-й, 34-й, 35-й, 36-й. Пех. сиб. полки: 5-й Иркутский, 6-й Енисейский, 7-й Красноярск., 8-й Томск. 9-й Тобольский, 10-й Омский, 11-й Семипалатин., 12-й Барнаульск. Пех. полки:11-й Псковский, 12-й Ксанколуцкий, 33-й Елецкий, 34-й Севский, 35-й Брянский, 36-й Орловский, 85-й Выборгский, 121-й Пензенский, 122-й Тамбовский, 123-й Козловский, 127-й Воронежский, 138-й Волховский, 139-й Моршанский, 140-й Зарайский, 213-й Орованский, 214-й Мобланский (?), 215-й Бузулукский, 216-й Инсарский, 282-й Черноярский. 1-я 3-я 4-я 5-я 6-я бригады; 2-я сиб. арт. бригада;

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Количество прыгунов в Закавказье в 1908 году было следующее: в Тифлисской губ. 91 человек, в Карской области – 3398, в Эриванской губ. – 1821, в Елисаветпольской губ. – 3286, в Бакинской губ. – 469. Всего – 9065. Прыгуны существуют и в других губерниях России, между прочим, в Ставропольской. Прыгунские песни распространены в Самарской губ. между мормонами основателем мормонской секты Ив. Гр. Каныгиным, некоторое время скрывавшимся в Закавказье от солдатчины. Грузинский епархиальный миссионер, священник Александр Дунаев Секта мормонов в Закавказье. Свящ. А. Дунаев I Секта мормонов в Закавказье, именно в Бакинской губ., в Шемахинском уезде, в с. Чухур-Юрт появилась в среде местных молокан в 1900 г. С. Ч.-Юрт расположено в 10 вер. на северо-запад от г. Шемахи: основано в 1843 г. и населено донскими казаками молоканами, выселенными по распоряжению властей, с молочных вод на карабахские степи Елисаветпольской губ. В 1890 г. после усиленной пропаганды штундовых миссионеров, во главе с известным В. Павловым, появились здесь и штундо-баптисты; после чего с. Ч.-Юрт стали извещать известный штундовые вожаки: Д.И. Мазаев, В.В. Иванов, Факелов и др. Посещали с. Ч.-Юрт и разные заграничные пропагандисты. Представителем мормонов в Чухур-Юрте является Исаия Леонтьевич Савченко, лет 45-ти. Сами мормоны появление своей секты в Ч.-Юрте объясняют таким образом. Отец Исаии, Леонтий Алексеевич Савченко, в 1873г. из Черноярского уезда Астраханской губ. сослан был с отцом своим Алексеем Савченко в г. Баку. Из Баку Савченко переселился в с. Ч.-Юрт. По объяснению Исаии Савченко, отец его Леонтий будто бы и принес Ч.-Юрт содержимое ныне Ч.-Юртскими мормонами учение, которое на первых порах было принято 10–12 домохозяевами в Ч.-Юрте. «От родителя часть такого толкования слышали, а потом сами стали доходить», объясняли мне братья Исаия и Григорий Савченко. Так объясняли и некоторые из молокан Ч.-Юртских. Но так утверждающих можно заподозрить в желании скрыть настоящего насадителя в Ч.-Юрте мормонской секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2. Енотаевский 3. Красноярский 4. Царевский 5. Черноярский 6. Калмыцкая степь 7. Внутренняя Киргизская Орда 3. Бессарабская губерния 1.Кишиневский 2. Аккерманский 3. Бендерский 4. Белецкий 5. Измаильский 6. Оргеевский 7. Сорокский 8. Хотинский 4. Виленская губерния 1. Виленский 2. Вилейский 3. Дисненский 4. Лидский 5. Ошмянский 6. Свенцянский 7. Трокский 5. Витебская губерния 1.Витебский 2. Велижский 3. Городокский 4. Двинский 115,00 5. Дриссенский 6. Лепельский 7. Люцинский 8. Невельский 9. Полоцкий 10. Режицкий 679,17 11. Себежский 6. Владимирская губерния 1.Владимиский 2. Александровский 3. Вязниковский 4. Гороховецкий 5. Ковровский 6. Меленковский 7. Муромский 8. Переславский 9.Покровский 10. Судогорский 11. Суздальский 12. Шуйский 13. Юрьевский 7. Вологодская губерния 1. Вологдский 2. Вельский 3. Грязовецкий 4. Кадниковский 5. Никольский 6. Сольвычегодский 7. Тотемский 8. Усть-Сысольский 9. Устюжский 10. Яренский 8. Волынская губерния 1. Житомирский 2. Владимир-Волынский 3. Дубенский 4. Заславский 5. Ковельский 6. Кременецкий 7. Луцкий 8. Новгород-Волынский 9. Овручский 10. Острожский 11. Ровенский 12. Староконстантиновский 9. Воронежская губерния 1. Воронежский 2. Бирюченский 3. Бобровский 4. Богучарский 5. Валуйский 6. Задонский 7. Землянский 8. Коротоякский 9. Нижнедевицкий 10. Новохоперский 10. Острожский 11. Павловский 10.Вятская губерния 1.Вятский 2. Глазовский 3. Елабужский 4. Котельнический 5. Малмыжский 6. Нолинский 7. Орловский 8. Сарапульский 9. Слободской 10. Уржумский 11 Яранский 11. Гродненская губерния 1. Гродненский 2. Брестский 3. Белостокский 4. Бельский 5. Волковыский 6. Кобринский 7. Пружанский 8. Слонимский 9. Соколкский 12. Область Войска Донского 129957 1. Черкасский 2. Донецкий 3. Первый Донской 4. Второй Донской 5. Ростовский 6. Сальский 7. Таганрогский 8. Усть-Медведицкий 9. Хоперский 13. Екатеринославская губерния 1. Екатеринославский 2. Александровский 3. Бахмутский 4. Верхнеднепровский 5. Мариупольский 6. Новомосковский 7. Павлоградский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

В сем городе, хорошо укрепленном, начальствовал полковник Цыплетев. С ним находился храбрый Бошняк. 21 августа Пугачев подступил с обыкновенной дерзостию. Отбитый с уроном, он удалился за восемь верст от крепости. Против него выслали полторы тысячи донских казаков; но только четыреста возвратились: остальные передались. На другой день Пугачев подступил к городу со стороны Волги и был опять отбит Бошняком. Между тем услышал он о приближении отрядов и поспешно стал удаляться к Сарепте. Михельсон, Муфель и Меллин прибыли 20-го в Дубровку, а 22-го вступили в Царицын. Пугачев бежал по берегу Волги. Тут он встретил астронома Ловица и спросил, что он за человек. Услыша, что Ловиц наблюдал течение светил небесных, он велел его повесить поближе к звездам. Адъюнкт Иноходцев, бывший тут же, успел убежать. Пугачев отдыхал в Сарепте целые сутки, скрываясь в своем шатре с двумя наложницами. 9 Семейство его находилось тут же. Он пустился вниз к Черному Яру. Михельсон шел по его пятам. Наконец, 25-го, на рассвете он настигнул Пугачева в ста пяти верстах от Царицына. Пугачев стоял на высоте между двумя дорогами. Михельсон ночью обошел его и стал противу мятежников. Утром Пугачев опять увидел перед собою своего грозного гонителя; но не смутился, а смело пошел на Михельсона, отрядив свою пешую сволочь противу донских и чугуевских казаков, стоящих по обоим крылам отряда. Сражение продолжалось недолго. Несколько пушечных выстрелов расстроили мятежников. Михельсон на них ударил. Они бежали, брося пушки и весь обоз. Пугачев, переправясь через мост, напрасно старался их удержать; он бежал вместе с ними. Их били и преследовали сорок верст. Пугачев потерял до четырех тысяч убитыми и до семи тысяч взятыми в плен. Остальные рассеялись. Пугачев в семидесяти верстах от места сражения переплыл Волгу выше Черноярска на четырех лодках и ушел на луговую сторону не более как с тридцатью казаками. Преследовавшая его конница опоздала четвертью часа. Беглецы, не успевшие переправиться на лодках, бросились вплавь и перетонули.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

— Как кухня? — спросил «добрый малыш», не подавая руки. — Делаем все, что возможно, — поджимая узкие губы, ответил Войцеховский. — Нелегко с мясом. То, что мы получаем… Цоллингер тонко улыбнулся. — «Каждому свое» — пишем мы на воротах наших концлагерей, двусмысленно сказал он. — Вам понятна моя мысль, герр Войцеховский? Вы нас кормите, мы заботимся о вашей безопасности. Те, кто ничего не делают, получают «свое». — Минуточку, — сухо сказал Войцеховский. — В моем имении, которое тут именуется «Черноярский аэроплан», а именовалось «Уголок», теперь больница… Цоллингер нахмурился. Ему сейчас не хотелось разговаривать о делах. Но шеф-директор предварил возражение оберштурмфюрера словами о том, что весь сегодняшний день, вернувшись из «Уголка», он пытался дозвониться до руководства гестапо, но по не зависящим от него обстоятельствам не смог, несмотря на чрезвычайную важность факта, который он хотел передать. — Только коротко! — предупредил «добрый малыш». — Два слова: там и по сей день всем, как они выражаются, командует большевичка, коммунистка, жена старого коммуниста Богословского Ксения Николаевна и ее дочь — развязнейшая комсомолка Саша Богословская. Неужели с этой гадостью нельзя покончить? — Можно, — ответил Цоллингер, — можно, все можно, мой милый Войцеховский, но только вовремя. Богословская пока что нам нужна. Зачем пугать дичь раньше той поры, когда охота коммерчески выгодна? Надеюсь, вы понимаете меня? Войцеховский поклонился, а Цоллингер пошел навстречу штандартенфюреру фон Цанке, который с дюжиной своих офицеров в черных мундирах и с практикантами и стажерами в форме своих армий, опираясь на трость и что-то, как всегда, объясняя, входил в главный зал. Кельнерши присели, делая церемонный реверанс, фон Цанке поморщился. — Зачем это? — спросил он. — Что за дурной тон? Это же публичный дом в Гейдельберге во времена моей далекой юности! Цоллингер, я надеюсь, это не вы придумали? И не вы, господин Войцеховский? Кельнер должен не существовать, он более дух, нежели плоть, — такова идея, вам понятно?

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

IX. Кавказская (1785 г.), в Кавказской области, губ. гор. – Екатериноград; уездные: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Александровск, Ставрополь; в Астраханском области: Астрахань, Енотаевск, Черноярск, Красноярск; безуездные: Ачуев (мест.), Темрюк, Копыль, Гурьев, Уральск; жителей – 48 350, 400 селений и 12 250 калмыцких кибиток. X. Казанская (1781 г.), губ. гор. – Казань; уездные Лаишев, Спасск, Чистополье, Мамадыш, Арск, Царевококшайск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Тетюши, Свияжск; жителей – 763 300. XI. Калужская (1776 г.), губ. гор. – Калуга; уездные: Козельск, Перемышль, Малый Ярославец, Лихвин, Мешовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Медынь, Боровск, Жиздра, безуездные – Воротынск (мест.); жителей – 784 500. XII. Колыванская (1783 г), губ. гор. – Колывань; уездные: Семипалатной, Бийск, Красноярск, Кузнецк; жителей – 170 000. XIII. Костромская (1778 г.), в области Костромской, губ. гор. – Кострома; уездные: Плеса, Лух, Кинешма, Нерехта, Буй, Соль-Галицкая, Юрьевец Повольский, Галич, Кадуй, Чухлома; в области Унженской: Макарьев, Ветлуга, Кологрив, Варнавин; безуездные: Судай, Инжа, Парфеньев, Судиславль; жителей – 815 400. XIV. Курская (1779 г.), губ. гор. – Курск, уездные: Белгород, Обоянь, Старый Оскол, Новый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча, Суджа, Богатый, Фатеж, Щигры, Тим, Дмитриев на Свапе, Льгов; безуездные: Коренная пустынь; жителей – 920 000. XV. Могилевская (1777 г.), губ. гор. – Могилев; уездные: Чаусы, Старый Быхов, Орша, Бабиновичи, Копысь, Сенной, Мстиславль, Чериков, Климовичи, Рогачев, Белицы; безуездные: Шклов, Дубровна, Кричев, Чечерск, Гомель, Толочин; жителей – 662 500. XVI. Московская (1782 г.), губ. гор. – Москва; уездные: Воскресенск, Богородицк, Бронницы, Руза, Коломна, Серпухов, Никитск, Подольск, Звенигород, Можайск, Волоколамск, Клин, Дмитров, Верея; безуездные: Коломенское (село), Царицино (село), Преображенское село, Семеновское (село), Измайловское с., Троицкая Сергиева Лавра; жителей – 883 900. XVII. Нижегородская (1779 г.), губ. гор. – Нижний Новгород; уездные: Горбатов, Арзамас, Макарьев, Починки, Ардатов, Лукоянов, Сергач, Перевоз, Княгинин, Балахна, Василь, Семенов; Жителей – 816 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

— Начальство там — кто? — За начальство не скажу — сам лично не видел. Директор — фамилия товарищ Вересов. С племянницей, конечно, познакомился. Вера Николаевна очень интересная, сама она врач. Застрявши из-за войны… Сделали еще доразведку — послали пообвыкшего к войне Холодилина. При нем, чтобы «не увлекался», был начхоз — человек осторожный в обхождении с людьми, что называется, тертый калач. Доцент и начхоз побеседовали с персоналом «Высокого», собрали всех, кто остался, велели приготовиться к «приемке крупной боевой части», топить баню, готовить харчи, «чтобы было по-нашему, по-советскому, как в нашей стране положено». Нянечки и сестры сразу засуетились, пошли получать халаты, стелить постели… Обо всем этом Холодилин доложил на опушке, на морозном ветерке. — Чтобы не продали нас немцам! — жестко произнес Цветков. — Не продадут, — пообещал доцент. — Наши же люди… Володя щурился на озаренную лучами холодного солнца холмистую даль, на текущую тоненькой свинцовой ниточкой Янчу — ту самую, в которой он когда-то купался на практике у Богословского, и думал о том, что всюду здесь фашисты, и что еще долго будет эта война, и что тетка тоже где-то в этих краях, может быть, так же как он, глядит на попранную вражескими сапогами землю и думает те же думы, что и он… — И подпись, — услышал Володя голос Холодилина, — подпись ихнего фашистского главного начальника: майор цу Штакельберг унд Вальдек… — Подумайте! — вдруг со смешком вмешался в разговор Володя. Цветков хмуро на него взглянул, Телегин удивился: — Знакомый? — Я слышал эту фамилию очень давно, — не торопясь, вспоминая тогдашние подробности, сказал Устименко. — Один наш профессор институтский смешно принимал ребенка в давние годы у мадам цу Штакельберг унд Вальдек. И теперь вдруг эта же фамилия здесь — начальником. Странно! — Странно еще и то, что дом отдыха «Высокое» — личная собственность эмигранта Войцеховского, — сказал Холодилин. — И Войцеховский скоро приедет — наводить порядок, так передали директору дома отдыха. И передали, что с него взыщут — именно с директора — за все непорядки. Если мне память не изменяет — в Черноярске «аэроплан» знаменитый — больница тоже когда-то Войцеховскому принадлежал?

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010