Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Боголеп Черноярский, Астраханский, прп. - житие Преподобный отрок-схимонах Боголеп был сыном московского дворянина Якова Лукича и его супруги Екатерины. Родился он в 1660 году в Москве. При Крещении новорожденному дали имя Борис, в честь святого благоверного князя-страстотерпца Бориса (память 24 июля). Умаков был определен воеводой в город Черный Яр, находившийся в 250 верстах от Астрахани. Он был известен справедливостью. Борис с самого младенчества проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам он не вкушал от груди матери молока; когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивался, когда его относили в храм. Когда младенца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик заболел – язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в церковь. Родители молились о здравии сына и прилагали все силы, чтобы исцелить его. Но едва прошла одна болезнь, как на лице появилась другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел странствовавшего инока, который посетил их дом. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такую же одежду и разрешить принять постриг. При этом святой отрок говорил: «Вот увидите сами, когда пострижете и сподобите меня Ангельского образа, я буду здоров». Родители согласились. Мальчик был облечен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). На другой день святой схимонах Боголеп был совершенно здоров, лицо его стало чисто и не осталось даже следов болезни. Но на третий день новая болезнь, огневица, смертельно поразила отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен у левой стороны деревянной Черноярской церкви в честь Воскресения Христова. (Эта церковь была воздвигнута после большого пожара в Черном Яре, бывшего в 1652 году 24 июля, на день памяти святого Бориса). Над могилой святого отрока была устроена часовня.

http://pravicon.com/info-1875

Прп. Филипп был отшельником.  На месте его подвигов, еще при жизни его, его почитатели основали Знаменскую обитель.  Он не отказывал никому в наставлениях, но скончался простым иноком, не приняв из смирения священного сана. •  Прп. Филипп подвизался отшельником на Янковской горе, на левом берегу р. Сухоны, в 2 верстах от г. Великий Устюг (ныне Вологодская епархия). Храм в честь Знамения Божией Матери был построен в 1654 г. Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский (+ 1667) Память его празднуется 24 июля в день тезоименитства со св. мучеником блгв. князем Борисом(+ 1015) Прп. отрок схимонах Боголеп, во святом Крещении Борис (в честь св. князя страстотерпца Бориса), родился в семье московского дворянина Умакова в 1660 г.  Отец его, Яков Умаков, был определен воеводой в город Черный Яр, в 250 верстах от Астрахани (в нынешней Астраханской обл.). Младенец Борис проявлял черты необыкновенные: едва услышав благовест, он начинал плакать и успокаивался, когда его относили в церковь. Когда распространилась смертельная язва, Борис заболел, ему было видение странствующего инока, и он просил у родителей принять постриг. Мальчика облекли в схиму с именем Боголеп.  Преставился отрок схимонах 1 марта 1667 г. Многочисленные чудеса и исцеления явились основанием для установления ему празднования. Житие было составлено по обету черноярским купцом Саввою Татариновым в 1731—1732 гг. Гроб с мощами св. отрока поглотила Волга после обретения их. Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (+ 1672) Память его празднуется 11 мая в день мученической кончины Когда казаки Стеньки Разина, взяв  Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы митрополит вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства пошел в круг. Казаки сказали: «Почему ты пришел с крестом? Мы тоже христиане, а ты приходишь, точно мы еретики!» Его обвинили в сношениях с казаками, отложившимися от Разина, но он отвечал, что это ложь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Тропарь, глас 3 Отверг плоти тленныя, нетленных потщался еси достигнути, и, мира удалився, вселился еси в морской остров, и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси; сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси, отче преподобне Елеазаре, Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость. Кондак, глас 2 Взбранный угодниче Божий, светлостию жития твоего и чудес благодатию просиявый в пустыни севернаго Помория, преподобне отче наш Елеазаре! Хвалебныя песни приносим ти, подвиги твоя воспевающе. Ты же, яко благоприятный молитвенник ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Боголепе Кожеезерском 16 Память его празднуется месяца августа в 12-й день † 1675 Боголеп, в миру Борис Васильевич Львов (умер 1675 г.), – строитель Кожеозерского монастыря, автор «Жития Никодима Кожеозерского». Боголеп принадлежал к московскому боярскому роду Львовых, многие представители которого хорошо известны как видные московские чиновники. В их числе – родной брат Боголепа, думный дьяк Григорий Васильевич, обучавший царя Алексея Михайловича письму и до смерти остававшийся смотрителем его письменных принадлежностей. К кругу знакомых Боголепа принадлежали Патриарх Никон , царский духовник Стефан Вонифатьев, Федор Михайлович Ртищев, думный дьяк Алмаз Иванов, дьякон Феодор. В 1639 г. Борис Васильевич Львов пришел в Богоявленский Никодимов Кожеозерский монастырь, где и постригся, получив при этом имя Боголепа. Кожеозерский монастырь сделался пристанищем Боголепа до последнего дня его жизни. Первый вклад Боголепа в монастырь (военное снаряжение всадника) позволяет предполагать, что до пострижения он был воином. В 1650-х гг. Боголеп именовался строителем (хозяйственным руководителем) монастыря и был чуть ли не единовластным его хозяином. Живя в монастыре, Боголеп часто бывал в Москве. Во время одного из последних посещений столицы в 1653 или 1658 г., когда протопоп Аввакум был уже сослан в Сибирь, но дьякон Феодор еще дьяконствовал в Благовещенском соборе, Боголеп был взят на заметку, как старообрядец: в описи столбцам Патриаршего разряда сохранилось название дела: «Спор с справщиками старца Боголепа Львова, Благовещенскаго собору дьякона Федора да поддьяка Федки» (АИ. СПб., 1842. Т. 5. 263., С. 480). После 1658 г. Боголеп в Москве не показывался. В 1666 г. последовал царский указ каргопольскому воеводе о доставке Боголепа на суд церковного собора 1666–1667 гг. Но Боголеп чувствовал себя на Кожозере неприкосновенным, о требовавшей его грамоте новгородского митрополита Питирима он говорил: «Хотя-де будет и три грамоты, и мне-де они две денги». Царский указ оказался невыполненным, властного старца оставили в покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1639 г. в К. м. принял постриг «московит» Борис Васильевич Львов (с именем Боголеп; † 1675), брат думного дьяка Григория Васильевича Львова, книжник, составитель первоначальной Краткой редакции Жития прп. Никодима. В исследованиях встречается ошибочное отождествление рода Бориса и Григория Васильевичей Львовых с родом князей Львовых, занимавших в Государевой думе боярские чины. Это мнение, видимо, связано с упоминанием среди вкладчиков К. м. кн. Алексея Михайловича Львова (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 9). До поступления в К. м. Борис Львов нес «книгописное» послушание в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре . Известна рукопись «Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова» (ГИМ. Син. 2. 168), написанная им на Кожозере ( Понырко. 1992. С. 141). Старец Боголеп сыграл огромную роль в становлении б-ки, книжно-рукописной традиции и иконописной культуры К. м. При нем из Москвы на Кожозеро шли «самые богатые и разнообразные вклады, приносившие вместе с прочими дарами много печатных и рукописных книг» ( Спасский. 1981. С. 70). К 1648 г. старец Боголеп завершил труд над повестью о прп. Никодиме и отдал ее на прочтение троицкому келарю Симону (Азарьину) . В одно из последних посещений Москвы старец Боголеп вместе с диак. Благовещенского собора Феодором участвовал в споре со справщиками и был взят на заметку как старообрядец (АИ. 1842. Т. 5. С. 480). Царским указом Боголеп был вызван на церковный Собор 1666-1667 гг.; его обвинили в учинении в монастыре расколов и в «подстрекательстве мятежам», а также в том, что он «отцу духовному вящше 10 лет не исповедаше грехов своих, камканию же святому выше 20 лет не общаяся, ниже в церковь хождаше». Однако Боголеп на Собор так и не явился, чувствуя себя «на Кожеозере неприкосновенным» ( Понырко. 1992. С. 140). После кончины схим. Боголепа в 1675 г. в его келье осталось большое собрание книг и икон. Старец был чрезвычайно щедрым вкладчиком. За 26 лет жизни в К. м. он внес «всего вкладу... святыми иконами и книгами и денгами, и иными вещми на осмь сот на тридцать четыре рубля с полтиною, о прочей сей сих пяти икон, что жемчюгом обложены, писаны без цены» (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 29).

http://pravenc.ru/text/1841668.html

В рукописном житии преподобного записано 17 чудес, совершившихся при его мощах до 1717 года. Но чудодейственная благодать исцелений не прекращается. Особенно помогает преподобный Корнилий исцелению больных младенцев. Июль 24 Боголеп Черноярский, Астраханский Преподобный отрок-схимонах Боголеп был сыном московского дворянина Якова Лукича Умакова, отличавшегося своей справедливостью, и его супруги Екатерины. Родился он в 1660 году в Москве. При крещении новорожденному дали имя Борис, в честь святого благоверного князя страстотерпца Бориса (память 24 июля/6 августа). Вскоре Умаков был определен воеводой в город Черный Яр, находившийся в 250-ти верстах от Астрахани. Борис с самого младенчества проявил черты необыкновенные. По средам и пятницам он не вкушал от груди матери молока; когда благовестили в церкви, начинал плакать и сразу успокаивался, когда его относили в храм. Когда младенца не носили в церковь, он плакал весь день и ничего не ел. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик заболел — язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в церковь. Родители молились о здравии сына и прилагали все силы, чтобы исцелить его. Но едва прошла одна болезнь, как на лице появилась другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел странствовавшего инока, который посетил их дом. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такую же одежду и разрешить принять постриг. При этом святой отрок говорил: «Вот увидите сами, когда пострижете и сподобите меня ангельского образа, я буду здоров». Родители согласились. Мальчик был облечен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). На другой день святой схимонах Боголеп был совершенно здоров, лицо его стало чисто и не осталось даже следов болезни. Но на третий день новая болезнь — огневица — смертельно поразила отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен у левой стороны деревянной черноярской церкви в честь Воскресения Христова (эта церковь была воздвигнута после большого пожара в Черном Яре, бывшего в 1652 году), по другим источникам, в 1632 году (24 июля, в день памяти святого Бориса).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И по силе их и монастырской потребы всякие строения по силе своей строят. А он, де, Архимандрит Боголеп ныне в челобитье своём его, Строителя с братией, и всяких жителей той Сырковой пустыни утаил, что будто в той Сырковой пустыни пусто и Божественной службы служить повседневно некому и крестохождение твоё, сыну, с освящённым собором и граждан всех богомолий и прихождение к чудотворному Образу Пресвятой Богородицы в Сыркову пустынь он, Архимандрит Боголеп, утаил же. И по тому его челобитью и по помете Думного Дьяка Емельяна Украинцова, велено ту Сыркову пустынь приписать к тому Вяжицкому монастырю, и Великих Государей жалованья хлебного и денежного давать не велено, и из оклада велено выложить, и послана их, Великих Государей, грамота в Великий Новгород к ближнему Боярину и Воеводе, к Князю Борису Ивановичу Прозоровскому с товарищами, чтобы ту Сыркову пустынь приписать к Вяжицкому монастырю. А за тем, де, Вяжицким монастырём и кроме той Сырковой пустыни есть в вотчинах крестьянских дворов тысячи с полторы и больше, также земель и угодий всяких множество и всякого изобилия довольно, и приписные иные монастыри с вотчинами и с крестьянами есть к тому Вяжицкому монастырю. И в нынешнем же в св году в Июне месяце писал к Нам, Святейшему Патриарху, он, Архимандрит Боголеп, узнав свою вину и обличая свою неправду, а в том его письме написано: как, де, он Архимандрит Боголеп, быв на Москве, докладывал Нам, Святейшему Патриарху, словесно о приписке той Сырковой пустыни и Наше, де, Святейшего Патриарха, запрещение ему Архимандриту сказано, чтобы отнюдь о той Сырковой пустыни о приписке не бил челом. И как, де, он Архимандрит с Москвы в Новгород съехал и по указу Великих Государей, а по отписке ближнего Боярина и Воеводы, Князя Бориса Ивановича Прозоровского прислана в Новгород грамота, велено ту Сыркову пустынь приписать к Вяжицкому монастырю, будто без его Архимандричьего челобитья и то он Архимандрит пишет неправо. В грамоте о приписке Сырковой пустыни писано по его Архимандритову, Боголепову челобитью, и их Сырковой пустыни жителям наносит многие неправды в смежных монастырских сенных покосах и во всяких угодьях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сейчас можно только строить догадки относительно того, что представляла собой Боголепова Повесть. Была ли это КР, или некое иное, более пространное повествование, до нас недошедшее? Известно, что Борис (в монашестве – Боголеп) Львов был близок ко двору, благодаря блистательной чиновничьей карьере брата, Григория Васильевича Львова, учителя детей царя Михаила Федоровича, подьячего Посольского приказа, впоследствии думного дьяка 578 . До приезда в пустыню к Никодиму Борис, по словам Симона Азарьина, уже имел некоторый опыт пустынножительства. Чем можно объяснить приезд Бориса Васильевича в пустыню к Никодиму? Желанием ли увидеть святого старца, чтобы взять у него благословение на иночество (или даже на пустынножительство), или же стремлением найти подтверждение истинности чудесного явления Никодиму митрополита Алексия и архимандрита Дионисия? Вероятно, и то и другое. По крайней мере, сразу же после возвращения из Хозьюгской пустыни Борис принимает постриг в Кожеозерском монастыре с именем Боголеп. Со слов Симона Азарьина Боголеп был наслышан об архимандрите Дионисии ещё в Троице-Сергиевом монастыре – «в пустыне», где было положено начало его (Боголепа) иночества, и где его «вера, яже по Бозе, вкоренилася в душу твою, яже к преподобным чюдотворцем Сергию и Никону, и к сему преподобному, архимандриту Дионисию, любовь. Яко тогда слухом слышалъ еси о нем зд во обители, последи же в пустыни от преподобнаго инока аввы Никодима, боголю[би]ва пустынножителя, истину уверился еси» 579 . Составитель КР Жития Никодима Кожеозерского (далее – ЖНК) ничего не пишет о жизни преподобного в пустыне, страшась высоты его «безмолвного» жительства: «...яже о немъ писати, о пустынномъ житии, невозможно, высоты ради жительства неврно возъмнится» 580 . Перед автором пространного Жития 581 встала нелёгкая задача – дополнить краткое Житие Никодима сведениями о его отшельнической жизни. К имеющемуся описанию в КР «неутешного места» на Хозьюге, предсказанного блаженным Ильей, составитель ПР добавляет образ «кельицы малы», построенной старцем «в мру человка единаго», где он обретает долгожданную радость безмолвия: Пространная редакция ЖНК по списку БАН, Архангельское собр., Д 405, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе,/Крест Христов на рамо взем, и понесе,/молися Пресвятей Троице/о верою просящих в скорбех исцелений/и в напастех свобождений,/всей Российстей земли похвало и утверждение. Святой отрок схимонах Боголеп был сыном воеводы г. Черного Яра в 250 верстах от Астрахани Иакова Лукича Умакова и его супруги Екатерины. Он родился в 1660 году в Москве. При Крещении новорожденному дали имя Борис. С самого младенчества Борис отличался необыкновенным поведением. По средам и пятницам он не вкушал молока от груди матери; когда благовестили к службе, начинал плакать и слезами давал знать, чтобы его отнесли в храм. В церкви он сразу успокаивался. В тот день, когда его не носили в храм, святой младенец ничего не ел и плакал. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик занемог. Язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в храм. Родители молились о его здоровье и прилагали все силы, чтобы исцелить сына. Когда прошла одна болезнь, появилась на лице другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел в доме родителей странствующего инока. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такое же и постричь его в монашество. При этом он говорил, что, когда его сподобят ангельского образа, он будет здоров. Родители согласились, и семилетний отрок был облечен в схиму с именем Боголеп (имя является переводом с греческого имени Феопрепий). Действительно, на другой же день святой схимонах Боголеп стал совершенно здоров: на лице не осталось даже следа болезни. Но на третий день новая болезнь – огневица смертельно поразила святого отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен с левой стороны деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которая была воздвигнута в Черном Яре после пожара, случившегося 24 июля 1632 года. Над могилой святого отрока была устроена часовня. В 1750 году на этом месте был построен придел в честь святого мученика Иоанна Воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 11. Сказка игумена домового Новинского монастыря Боголепао том, что он не слыхал, отказывался ли патриарх Никон от патриаршего престола по окончании обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г. 168 года, Февраля в 14 день, домового монастыря игумен Боголеп сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Положения Ризы Господни, я Боголеп служил с патриархом Никоном . А что он отставил ли патриаршество или нет, того я не слыхал, в те поры я игумен разоблачался. Игумен Боголеп сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка игумена Знаменского монастыря Иосифа о том, что после обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола 168 года, Февраля в 14 день, Знаменского монастыря игумен Иосиф сказал: в прошлом де в 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, служил он, Иосиф, въ соборе Пречистой Богородицы Успения с патриархомъ Никономъ литургию, и после литургии чёл он патриарх Никон поучение в беседах о учителях. И после поучения, на амвоне стоя, начал благословлять людей и говорил: не буду я вамъ пастырь и зваться патриархом Московским; и сдавал де с себя сан подьяконам и подьякам. А больше де того он, Иосиф, не помнит. К сей сказке игумен Иосиф руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка протопопа Успенского собора Михаила о том, что по окончании обедни в соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к властям и народу, отказался от патриаршего престола. О том же, какой был разговор между патриархом и присланным к нему от царя князем Трубецким, он не знает 168 году, Февраля в 14 день, большого собора протопоп Михайла сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, как праздновали многоцелебной ризе Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа, и служил патриарх Никон божественную литургию с властями, и как во время святого причащения патриарх Никон целовал властей и служащих всех во уста, и по заамвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах зачало двадцать девятое нравоучение, и после поученья начал говорить властям и всему народу: уж де я вам к тому не буду учителем и не нарекусь Московским патриархом, и снял с себя панагию и омофор и сак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

171 году генваря в 12 день, в Соловецком монастыре архимандрит Варфоломей говорил на черном соборе келарю старцу Саватию, казначею старцу Боголепу и соборным старцам: Памфилу, Евфимию, Дионисью, Илариону, Александру Стукалову, и священником, и дьяконом и всей братье, чтоб сметить в монастыре в анбарах хлебные запасы, для того что со ста шестьдесят шестаго года за хлебною недородою по нынешней 171 год хлеба куплено при прежнем (архимандрите?) мало, и по соборному приговору архимандрит Варфоломей посылал с собору для хлебной сметы старца Игнатья, да ключничнова старца Давыда, да житничной службы монастырского служку Тараса, и по их сметному списку и по скаске на соборе хлебных запасов в монастыре скудно, ржи едва и год будет ли чем пронятца. И келарь старец Саватий, казначей старец Боголеп и соборные старцы: Памфил, Евфимей, Дионисей, Иларион, Александр, и священницы, и диаконы и вся братия, слыша в монастыре хлебную скудость, советовав меж собою, били челом государю отцу своему, архимандриту Варфоломею, чтоб ему ехать к Москве о хлебной скудости и о иных монастырских делах милости у великаго государя просити. И архимандрит Варфоломей брацкаго челобитья в презрении не положил, о хлебной скудости и о иных монастырских делах к великому государю милости просить к Москве поехал. И кто от нас в Соловецком монастыре из братьи, миня сей приговор, в его архимаричье в московском проезде и во всякой издержке станет роптать, или какой в братстве мятеж чинить, и нам тем плутам не потакать и за такое безчинье собором смирять монастырским смиреньем без пощады. А назади у подлинного приговору пишет: Келарь старец Саватия руку приложил к сему приговору. Казначей старец Боголеп руку приложил. Старец Сергий руку приложил. Старец Евфимий руку приложил. Старец Александр руку приложил. A подлиной приговор писал монастырской подъячей Федка Васильев по соборному веленью. 29 . Отписка соловецких старцев к архимандриту Варфоломею. 1663 г. 879 Государю отцу нашему, архимандриту Варфоломею Саловецкаго монастыря, бьют челом твоея отеческия паствы чернцы: келарь Саватей, казначей Боголеп и соборные (старцы), и священницы, и диаконы и вся братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010