Четыре части – четыре конца Вселенной, что указывает на то, что проповедь Христова будет обращена всему свету. А тканность хитона (т.е. нижней рубашки) одной ниткой – «сверху», указывает на Первосвященство Христа. Дело в том, что хитон иудейского первосвященника тоже был соткан из одной единственной нити, как об этом сообщает Иосиф Флавий ( Флавий Древности. 3.7). Христос – Новый Первосвященник, Который теперь и будет осуществлять нашу связь с Богом.   Молитва Иисуса за палачей Закон повелевал палачам сторожить распятых, чтобы тех не унесли родственники или друзья. Так же было и со Христом. Мы легко можем себе представить этих воинов, включившихся во всеобщую потеху глумления над Иисусом. Парадокс, но именно в этот момент евреи и римские воины, извечные враги, были заодно, были как бы товарищами. Их объединило пьянящее чувство власти над беззащитным, чувство вседозволенности в издевательствах над «смертником», то есть, человеком, лишенным всяческих прав и человеческого статуса. Как относился ко всему этому Иисус? Он – молился за этих людей Лука приводит трогательную молитву Христа за палачей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Эта молитва очень похожа на то, что говорил Иисус, поэтому, скорее всего, это подлинные слова, чудом сохраненные преданием, тем самым уникальным источником, который был в распоряжении только Луки. В пользу подлинности этих слов говорит и то, что в ряде древнейших рукописей они отсутствуют. Возможно, переписчикам не нравилось, что Иисус просит простить злодеев: отношения с евреями тогда очень накалились. Позволю себе немного отойти от сухой историко-критической реконструкции Страстей Христовых, которой мы занимаемся. Просто слишком сильны, глубоки, прекрасны эти слова, чтобы вот так просто мимо них пройти. Тема неведения… А ведь, действительно, зная, что они творят, разве поступали бы иудейские вожди так? Мы подчас слишком увлекаемся осуждением иудеев, предавшим Христа на Смерть, однако вряд ли они были законченными негодяями. Да, у них были свои соображения, свои представления, стереотипы, от которых они не могли отойти, но они не были кровавыми убийцами в полном смысле этого слова. И первые христиане, которым наверняка так хотелось говорить злые слова в адрес этих людей, отдавали себе отчет, что это было по неведению. Именно этими словами начинает Ап. Петр проповедь, исполнившись Святым Духом: Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили… Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению ( Деян. 3:14-15,17 .).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

11, 9. 7), еще сильнее, чем Библия , выражаются о красоте младенца Моисея. – Научен был всей мудрости Египетской: ни в Пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета нет упоминания о сем, но то было древнейшее предание, записанное Филоном (vita Mos.), и нет ничего невероятного, что будучи вместо сына царской дочери, Моисей-еврей получил самое высшее, доступное тогда для египтян, и многостороннее образование. Египетское образование состояло тогда, главным образом, в изучении естественных наук (с магией), астрономии, медицины и математики; представителями его были, главным образом, жрецы. Внешняя мудрость Моисея в руках Божьих должна была сделаться одним из орудий в деле великого служения его истине Божией. – Выражение – силен в словах и делах живо напоминает подобное выражение эммаусских путников о Христе ( Лк.24:19 ). – Силен в словах: выражение не противоречит тому, что сам Моисей говорит о себе, что он человек не речистый, тяжело говорит и косноязычен ( Исх.4:10 ); последнее относится к недостаткам собственно выговора (вероятно, он был заика), но это не препятствовало его речи быть сильной той внутренней силой, которая выражает сильный дух человека. Таким образом, выражение – силен в словах – относится не ко внешнему красноречию Моисея, а к духовной силе его слова, которой он обладал в высшей степени. Флавий (Antt. 3, 1. 4) говорит, что Моисей при беседах с народом обладал могучей убедительностью. Под делами, в которых был силен Моисей, разумеются не чудеса собственно, о каковых ничего не известно из Библии за этот период его деятельности, но вообще дела могучие, необыкновенные и непосильные для обыкновенных людей. Всем выражением обозначается могучая сила духа Моисеева, выражавшаяся и в его речах и в деятельности. 23. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов израилевых. 24. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. 25. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

143 Иосиф Флавий в своей передаче данного события как бы оттеняет эту сторону дела, говоря, что Иоав «прибежал к жертвеннику и надеялся найти для себя безопасное убежище, рассчитывая на благочестие царя в отношении к Богу» (Древн. VIII. 1:4) Thenius и Keil (в Коммент. на 3Цар.2:30 ) также склонны объяснять желание Иоава остаться у жертвенника надеждой, что Соломон побоится умертвить его при жертвеннике 144 Stächelin, 101. Weber находит возможным утверждать, что «со времени смерти Авессалома Адония сделался старшим царским сыном, и считал себя теперь законным наследником престола (Weber, Geschichte des VoIkes Israel. Leipzig. 1867. S. 185 To же самое мы встречаем и у Güthe, (Geschichte des Volkes Israel Freilburg.1899. S.104) 145 Thenius склонен понимать это в том смысле, что Иоав довольно продолжительное время держался стороны Адонии 149 В течение 27 лет исторического существования Израильского царства на престоле его сменилось восемь династий (если не считать Замерия, царствовавшего 7 дней). 2 В таком именно смысле, очевидно, понимает греч. текст и редактор Арабск. 3 перев. текста LXX, который (редактор) в своем переводе даже опустил конец греч. текста 24 стиха, со слов: κα ξω πρς σ… 150 Keil говорит, что «эти поселенцы – священники, левиты и благочестивые почитатели Иеговы, сделали царство Иуды сильным через укрепление религиозной основы, на которой утверждалось царство». (Комментар. на 2Пар.11:17 ) 152 По Keil – не жители северного царства, а Израильтяне, переселившиеся из этого царства в Иудейское. Commet.-üb. Chronik, 352 154 «Муж» – путеводитель прор. Иезекииля в этом видении говорит ему: «сын человеческий! смотри глазами твоими и слушай ушами твоими, и прилагай сердце твое ко всему, что я буду показывать тебе;... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4 ) 157 Позволение возвратиться и построить храм являлось для иудеев знаком величайшей милости Бога к ним; «теперь сколь великая, -говорить автор II кн, Ездр., – оказана нам милость от Тебя, Господи Боже, что Ты оставил нам корень и имя на месте святыни Твоей, что открыл нам светильник в дом Господа Бога нашего,… поставил нас в благоволение у царей Персидских, чтобы они дали нам пропитание и прославили храм Господа нашего, и чтобы воздвигнуть был опустошенный Сион» ( 2Ездр.8:75–78 )

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. К этому времени слухи об Иисусе распространились по всей Галилее. Известие о Нем дошло до царя Ирода. Его официальная резиденция в Галилее находилась в Тивериаде. В этом отрывке до нас дошли разные мнения об Иисусе. Но никто не говорил о Нем как о Мессии! Почему, собственно? Основной причиной, почему Иисус не признавался Его современниками Мессией, было поведение Самого Иисуса. Всё то, что Он делал – исцелял больных и одержимых, поучал толпы людей, не стремился к политической власти, заботился о презираемых в обществе людях – все это могли ожидать от пророка, но никак не от Мессии. Мессия должен был вести себя иначе. Например, так, как Симон или Афронг, выступившие на сцену истории после смерти Ирода Великого (4 г. до Р.Х.). Вот что о них сообщает Иосиф Флавий: «Существовал тогда также один из служителей царя Ирода, некий Симон, человек красивый, огромного роста и крайне сильный, пользовавшийся доверием царя. Основываясь на беспорядочном состоянии дел, этот человек осмелился возложить на себя царский венец. Он собрав себе толпу приверженцев, которые в своем безумии провозгласили его царем, и считал себя вполне достойным этого высокого сана... Вместе с тем даже некий Афронг, человек, не блиставший ни знатностью рода, ни личной доблестью, ни обилием денежных средств, всего-навсего простой пастух, отличавшийся, впрочем, огромным ростом и недюжинной физической силой, решился домогаться царской власти... Он надел на себя царский венец...» («Иудейские древности», 17:10, 6–7). Всякий, кто претендовал на мессианство, неизбежно должен был войти в политику, претендуя на царский трон или произведя перед глазами всего народа знамения своего мессианства. Читаем далее у Иосифа Флавия:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

(15) Что же помешало бы нам признать, что и жизнь и вера у нас, живущих после Христа, и у древних друзей Божиих одинакова — не новая и чуждая, а если говорить правду, то, как мы и показали, первая, единственная и правильная вера, переданная нам в учении Христа? Сказанного достаточно. 5 И теперь, после этого введения, необходимого для истории Церкви, которую мы собираемся написать, начнем, словно некое странствие, с явления воплотившегося Спасителя нашего. Призовем Бога Отца и Самого Иисуса Христа, Спасителя и Владыку нашего, Небесное Слово Отца, да поможет нам и содействует в изложении истины. (2) Шел сорок второй год царствования Августа и двадцать восьмой с покорения Египта и смерти Антония и Клеопатры, на которой окончилась египетская династия Птоломеев, когда, согласно пророчествам о Нем, в Вифлееме Иудейском, во время первой переписи в правление Квириния Сирией, родился Спаситель и Владыка наш Иисус Христос. (3) Об этой переписи при Квиринии упоминает и Иосиф Флавий, знаменитейший из еврейских историков. Тут же рассказывает он о случившемся в это же время восстании в Галилее, о котором в " Деяниях " вспоминает и Лука: " После него в дни переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собой народ, но он погиб, и все доверившиеся ему рассеялись " . (4) В 18-й книге " Древностей " упомянутый писатель в согласии с этим говорит слово в слово так: " Квириний, один из сенаторов, прошедший через все магистратуры и наконец ставший консулом, человек весьма уважаемый, прибыл в Сирию с немногими людьми: кесарь отправил его в качестве судьи для народа и цензора, оценивающего имущество " . (5) Несколько ниже он говорит: " Иуда Гавлонит из города Гамалы вместе с фарисеем Саддоком склонили народ к восстанию, говоря, что оценка имущества не что иное, как прямая дорога к рабству, и призывая народ защищать свободу " . (6) Во 2-ой книге " Истории Иудейской войны " он так пишет о том же: " Тогда галилеянин, именем Иуда, стал склонять к восстанию своих земляков, укоряя их за то, что они согласны платить дань римлянам и, кроме Бога, признают как господ смертных людей " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

181 Во всяком случае колена Иудино и Симеоново не участвуют в деле большинства колен израилевых. Мадианитяне и амаликитяне ходят со своими стадами по всей стране израильской даже до Газы ( Суд.6:3,4 ). Естественно предположение, что это указание крайнего предела вражеских опустошений обнимает и колена Иудино и Симеоново; но в свержении ига Гедеоном колена эти опять не принимают участия ( Суд.6:35; 7:24 ). Аммонитине притесняют израильтян по ту сторону Иордана в земле аморрейской, которая в Галааде, наконец, переходят Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым, – и весьма тесно было сынам Израиля ( Суд.10:8,9 ). Колено Иудино упоминается здесь (в первый раз после Гофониила) в числе тех, которые терпят притеснения от врагов, но и опять не видно, чтобы оно принимало какое-либо участие в освобождении от этого ига ( Суд.11:5; 12 ). Иосиф Флавий думает, что следующий за Иеффаем судья Есевон из Вифлеема происходил именно из Вифлеема иудейского (12:8); 182 таким образом предполагаемая предшествующею историею замкнутость прерывалась бы здесь. Но большинство исследователей священного текста видят здесь в Вифлееме не город колена Иудина, который обыкновенно ближе определяется прибавкою ( Суд.17:7,9 ; Руфь.1:2 ; 1Цар.17:12 ) и Ephrata ( Мих.5:2 ), но Вифлеем в колене Завулоновом ( Нав.19:15 ). 183 Во всех вышеприведенных случаях колено Иудино затрагивается врагами не ближайшим образом; враги распространяют свое влияние сначала на ближайшие к ним колена и только в конце достигают и Иудина; так поступают, быть может, моавитяне, так мадианитяне и амаликитяне, так и аммонитяне. Больший гнет этих народов обрушивается на колена, непосредственно с ними соприкасающиеся, среди этих колен сильнее чувствуется его давление сильнее потому сознаётся потребность в освобождении от него, и всего естественнее здесь же являются и освободители Израиля от вражеского гнета; так было во все известные порабощения израильского народа. 184 Во всех этих случаях колено Иудино стоит далее от врагов, менее, конечно, страдает от них и потому менее чувствует нужду и в свержении их ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 в ст. 21. Несмотря на высокий авторитет этих рукописей (Синайский кодекс, Ватиканский кодекс, кодекс Безы), такое чтение должно быть отвергнуто. Сказал рабам своим — под рабами здесь имеются в виду домашние слуги, составлявшие часть патриархальной семьи, а не наемники, работавшие в поле. Лучшая одежда, перстень и обувь — знаки особого достоинства, почти полностью совпадающие с теми, которые означали возведение Иосифа фараоном в сан правителя Египта (Быт 41:42). Наибольшее значение имеет здесь перстень — знак власти, в особенности царской (1 Мак 6:15; Есф 3:10; 8:8; Иосиф Флавий, Древн 12:360). Обувь — знак того, что человек является свободным, а не рабом; кроме того, в обуви оставался хозяин дома, между тем как гости снимали ее при входе. Приведите откормленного теленка, и заколите — такое животное особо откармливалось для торжеств и праздников. Этот сын мой был мертв и ожил — уход сына означал полный и безоговорочный разрыв связей с отчим домом и поэтому был равносилен смерти; пропадал и нашелся — эти слова отсылают к предшествующим двум притчам. Старший же сын его был на поле — то, что старший сын еще ничего не знает о приходе брата, подразумевает тяжелую работу без длительного перерыва в течение целого дня. Пение ( sumfw­n…a) означает ‘звуки музыки’, ‘звуки духового оркестра’, может быть, состоящего из двойных флейт; ликование ( corTj) означает ‘танцы, пляски’; по мнению Иеремиаса — ‘пение, пляски и ритмичные удары в ладони’. Вызванный старшим сыном слуга рассказывает ему внешнюю сторону событий. Кроме чувства несправедливости, совершенной, по его мнению, отцом, у него могли быть другие основания для недоброжелательных чувств к младшему брату, — например, опасение, что он будет претендовать теперь на его часть наследства. Как и в случае с младшим братом, отец берет на себя инициативу примирения — выйдя, звал его, точнее — ‘гово­­рил с ним по-доброму’ ( Ответ старшего сына напоминает протест работников первого и третьего часа в Мф 20:12 (эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

1. После того как Соломон успел укрепить за собою престол и наказать всех своих противников, он женился на дочери египетского фараона 457 . Укрепив затем более прежнего и увеличив объем стен Иерусалима 458 , он после этого уже правил, пользуясь полнейшим миром. При этом юные годы его 459 не препятствовали ему быть справедливым, строго соблюдать законы и помнить предсмертные наставления отца своего, но решать все дела с большою осмотрительностью, как будто бы он был гораздо старше своих лет и обладал значительно большею опытностью. Равным образом он решил отправиться в Хеврон 460 и принести тут жертву Господу Богу на воздвигнутом некогда Моисеем в том месте медном жертвеннике; с этой целью он принес там в жертву всесожжения Предвечному тысячу жертвенных животных. Не успел он сделать это, как уже мог убедиться, что его жертвоприношение милостиво принято Господом Богом. Дело в том, что в ту же ночь Предвечный явился Соломону во сне и предложил ему назвать награду, которую Господь Бог мог бы даровать ему за его великое благочестие. Тогда Соломон стал просить Всевышнего даровать ему самое лучшее и высшее, что и Господу Богу будет приятнее всего дать, и человеку полезнее всего получить; а именно: он не стал просить, как бы сделал всякий другой человек на его месте, да притом еще юноша, ни золота, ни серебра, ни прочих богатств (что в глазах большинства людей одно только и считается единственно желательным даром от Господа Бога), но воскликнул: «Даруй мне, Господи, здравый ум и ясную мысль, дабы я, судя народ мой, мог всегда находить истину и решать дела его по всей справедливости». Такой просьбе обрадовался Предвечный и возвестил Соломону, что Он дарует ему не только то, о чем тот просил его, но и то, о чем он не упоминал в своей просьбе, а именно богатство, славу, победу над врагами, а главным образом такой ум и такую мудрость, какою до него не обладал никто из людей, ни царь, ни частный человек. При этом Господь Бог обещал ему сохранить за ним и за его потомством на отдаленнейшие времена и царство его, если только он останется человеком справедливым, будет повиноваться Ему и станет подражать всем отличным качествам отца своего. Получив такое предсказание от Предвечного, Соломон тотчас поднялся со своего ложа и, помолясь Господу Богу, вернулся в Иерусалим, где устроил пред скиниею торжественное жертвоприношение, после которого угостил всех иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1Мак.6:47–48 Но, увидев силу царского ополчения и стремительность войск, Иудеи уклонились от них. Царские же войска пошли против них на Иерусалим: царь направил войска на Иудею и на гору Сион. Впервые Иуда отступает от врага, находя, что без крайности не следует рисковать силами, которые на этот раз слишком очевидно уступали врагу, даже при не недостатке отваги. Храня войско и не теряя надежды перехитрить врага, Иуда возвратился, как кажется, в Иерусалим, имея позади наступавшего неприятеля (ст. 48; ср. Ios. Antt. XII, 9, 5; De bell. jud. I, 5). – «Царские же войска…», слав.: «сущий же от полка царева» ( ο κ τν ), т. е. часть войска, главный отряд, – между тем как другая часть вела осаду Вефсуры и, по сдаче ее, должна была оставаться там для охраны. – «Пошли против них на Иерусалим…» – ες συνντησιν ατν – это выражение и вообще текст в данном месте – не дает ясных указаний относительно того, куда направился и где расположился Иуда. По Иос. Antt. XII, 9, 5 – он со своим отрядом заключился в храмовых укреплениях; но в таком случае представляется странным, что в дальнейшем – при заключении мира (58 ст.) – имя Иуды не упоминается, не говоря уже о том, что и 54 ст. едва ли может быть согласован с этим предположением. Скрываться от врагов в крепости вообще было не в характере Иуды, и в данном случае, тем менее, он мог сделать это, что вследствие субботнего года храмовая гора дала бы ощутить сильный недостаток в продовольствии. Возможно поэтому, что Иуда, оставив в Иерусалиме часть отряда, действительно отправился (с другою частью) в Гофну, на горы, как представляет дело в другом месте и Флавий. 1Мак.6:49 И заключил он мир с бывшими в Вефсуре, которые вышли из города, ибо не было у них продовольствия, чтобы держаться в нем в осаде, потому что был субботний год на земле. Ближайшим последствием победоносного наступления сирийцев на Иудею было то, что крепость Вефсура должна была сдаться, вынужденная на то особенно недостатком продовольствия. В упоминании об этом, не столь приятном для иудея событии, заметно желание писателя – насколько возможно – сгладить неприятность впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.7:29 .  А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева. Указание занятой ефремлянами и полуколеном Манассии местности, подобно тому, как такого же точно рода указание встречается после изложения генеалогии колен Симеонова ( 1Пар.4:28 ), Левиина ( 1Пар.6:54 и др.). Вефиль, лежавший на границе колена Вениаминова и Ефремова ( Нав.16.2,18.15 ), первоначально достался первому ( Нав.18.22 ); Нааран, может быть, тожественное местечко с находящейся на север от Иерихона Неарою (Иосиф Флавий. Иуд.Древн. 17:13, 1). Гезер лежал, по Иисусу Навину ( Нав.16:3 ), между Вефороном и морем, на юго-западной границе, тогда как названный ниже Сихем – на северо-западной. 1Пар.7:29 .  А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева. По ( Нав.17:11 ), перечисленные в данном стихе города лежали в уделе Иссахара и Ассира, но принадлежали колену Манассиину. 1Пар.7:30 .  Сыновья Асира: Имна, Ишва, Ишви и Берия, и сестра их Серах. 1Пар.7:31 .  Сыновья Берии: Хевер и Малхиил. Он отец Бирзаифа. Одинаковое с настоящим перечисление сыновей и внуков Ассира находится в ( Быт.46:17 ) и ( Чис.26:44 ). В последнем месте не упомянут лишь Ишви; равным образом только в кн. Паралипоменон встречается имя Бирзаиф. 1Пар.7:32 .  Хевер родил Иафлета, Шомера и Хофама, и Шую, сестру их. 1Пар.7:33 .  Сыновья Иафлета: Пасах, Бимгал и Ашваф. Вот сыновья Иафлета. 1Пар.7:34 .  Сыновья Шемера: Ахи, Рохга, Ихубба и Арам. Потомство Хевера, состоящее из трех поколений. 1Пар.7:35 .  Сыновья Гелема, брата его: Цофах, Имна, Шелеш и Амал. Потомство Гелема, отожествляемого некоторыми экзегетами с Хофамом, сыном Хевера ( 1Пар.7:32 ); имена членов того и другого поколения, т.е. Хевера и Гелема встречаются только здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010