Кабанис Пьер Жан Жорж (1757—1808) — французский философ, врач, утверждавший зависимость сознания человека от его физиологических функций. Дестют де Траси Антуан Луи Клод (1754—1836) — философ и политический деятель, автор сочинения «Элементы идеологии» (1804), в котором сформулировано учение об «идеях» (психике и познании человека). Выступал как решительный последователь сенсуалистических взглядов Кондильяка и Локка.   ЧЕРНАЯ ТЕТРАДЬ   Впервые опубликовано в издательстве «Минюи» («Полночное издательство») в 1943 г. за подписью «Форез». Печатается по изданию: С Францией в сердце. М., «Прогресс», 1973.   ...елейные разглагольствования маршала... — Речь идет о маршале Петене. Сен-Жюст Луи Антуан Леон (1767—1794) — деятель Великой французской революции; автор «Духа революции и французской конституции» (конец 1791 г.); ряд его идей был использован в Конституции 1793 г.; теоретик революционного террора. Был гильотинирован вместе с Робеспьером во время контрреволюционного переворота 9 термидора. Но Самсон под бичом филистимлян поднимал к небу свои слепые глаза — Книга Судей, XVI, 21—30. Ренан Жозеф Эрнест (1823—1892) — французский историк религии, востоковед, писатель, автор 8-томного труда «История происхождения христианства» (1863—1883), где очищал евангельскую легенду от сверхъестественных элементов; проповедовал принципы скептицизма. Тэн Ипполит Адольф (1828—1893) — французский эстетик, философ и историк, родоначальник культурно-исторической школы в литературоведении и искусстве. 6 сентября 1870 года — 4 сентября 1870 г. во Франции была низложена Вторая империя и провозглашена Третья республика. 254 Лишь горсточка французских писателей отправилась в Веймар... — В 1942 г. нацисты пригласили делегацию французских литераторов на гётевские торжества в Веймаре. Приглашение приняли лишь Шардон, Дриё ла Рошель, Андре Терив, Френьо и Блонд. Гримм Фредерик (1723—1807) — немецкий писатель и дипломат, автор «Литературной, философской и критической переписки» (1753—1792), в которой обсуждались литературные и театральные новости Парижа; с 1774 г. был регулярным корреспондентом Екатерины II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Писатель не придал значения этому сообщению, поскольку решил, что речь идет о двустраничном наброске, сделанном им в конце войны совместно с другом Беном Гетцем, представителем компании «Метро Голдвин Майер» в Лондоне, с которой у Грина был заключен контракт. Этот контракт, по словам писателя совершенно «рабский», был подписан им в 1944 году в страхе перед финансовыми затруднениями — в конце войны писатель собирался уйти с государственной службы, а за счет литературных гонораров существовать было трудно (что показала не очень-то бойкая распродажа «Брайтонского леденца» и «Силы и славы»). В годы сотрудничества с американской кинокомпанией Грин и написал «Десятого» (дословно: «Десятого человека»), предоставив, по условиям договора, все права на него «Метро Голдвин Майер», и потом настолько забыл об этой странице своего творчества, что даже использовал сходное название для своей новой повести, над которой начал работать и которую озаглавил «Третий человек». Каково же было удивление писателя, когда некий Энтони Блонд, купивший права на книгу Грина, прислал ему из США для возможной доработки машинописную копию «Десятого» (который понравился Грину гораздо больше, чем «Третий человек»!) и предложил опубликовать его в том же лондонском издательстве, с которым Грин в то время сотрудничал. Так «Десятый» был напечатан фирмой «Бодлей хед» при участии Энтони Блонда через сорок лет после его создания. На этом, вспоминал в предисловии к повести Грин, сюрпризы не кончились. Очень скоро в парижской квартире он совершенно случайно обнаружил в шкафу дневник, который вел в 1937–1938 годах, и под датой 26 декабря 1937 года прочитал свою запись о том, что обсуждал в тот день с представителем американской фирмы содержание двух будущих кинофильмов. В одном из них десять заключенных в стране с диктаторским режимом, схожим с тем, что был в Испании, тянут жребий. Длинная спичка, означающая смерть, достается богатому человеку. В обмен на спасение он предлагает все свое состояние, и кто-то из заключенных ради блага семьи соглашается на это. После освобождения из тюрьмы бывший богач навещает тех, кто получил его состояние. Видимо, этот замысел был писателем напрочь забыт, но ушел в подсознание и через несколько лет реализовался в «Десятом», действие которого перенесено во Францию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

9 Интересно проследить приложение способности локализировать ощущения к нашим костюмам и вообще предметам украшений. Весьма подробный анализ этого дает нам известный немецкий психолог Лотце, в своем сочинении «Микрокозм». Значение украшения, говорит он, состоит не в одном лишь удовлетворении суетности, жаждущей удивления со стороны других, но в действительном усилении и возвышении жизненного чувства, испытываемом хорошо одетым человеком. Везде, где поверхностью своего тела мы прикасаемся с чуждыми нам предметами, сознание нашего личного бытия как бы протягивается в окраины стороннего предмета и в нас возникает чувство расширения нашего собственного «я». Первая форма этих чувств порождается в нас головною покрышкою и ножною обувью, преимущественно способными возвысить нас, по крайней мере, на вид. Каждая шапка, шляпа, каждый головной убор представляются как бы частью и продолжением нас самих. В вас возникает втайне ласкающее нас заблуждение, как будто и сами мы, с своею жизнью и силою, досягаем до верхушки и, при каждом нашем шаге, при каждом веянии нагибающего ее ветерка, нашему внутреннему чувству ясно сдается, что там, высоко над нами, торжественно колышется часть нашего собственного существа. Вот отчего мы чувствуем себя совсем иначе под цилиндрической шляпой, нежели, например, под колпаком. Подобным же образом высокие каблуки способны произвести чувство не только возвышения над почвою, но и как бы какой-то заслуги с нашей стороны из-за того, что всю эту высоту наполняем мы своим собственным ростом. Тоже самое следует сказать о шиньонах, шлейфах и т. п. нарядах. Каждая трость, носимая нами не в виде опоры, а просто для удовольствия, возбуждает тоже самое сознание как бы об удлинении нашей личности. Вот отчего почетные жезлы в каком бы то ни было виде всегда слыли знаками предводительства и власти. Висячие и зыблющиеся уборы также возбуждают нас сменою колебаний в разных направлениях и непосредственно ведут к тому чувству, что мы как бы соприсутствуем этим, свободным размахам развивающихся концов. Бусы, серьги, развевающиеся ленты и кушаки девиц, легкие шнуры, жгуты и кисти военных мундиров, цепочки, кирасы, султаны, брелоки, вуали и мантильи – все эти средства затейливая фантазия употребляет для того, чтобы расширить во все стороны наше существование и создать себе ласкающий обман, будто во всех привесках этих, мерными, мелодичными переливами колышется, зыблется и играет наша собственная личность. И там, где нет уже вовсе никакого действительного ощущения, фантазия дополняет этот недостаток и все-таки считает себя непосредственною участницею в движении каких-нибудь обрамляющих платье кружев или блонд (Лотце, Микрокозм, т. . книга 5, глава . стр. 24651).

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Когда Обломов не обедал дома, Анисья присутствовала на кухне хозяйки и, из любви к делу, бросалась из угла в угол, сажала, вынимала горшки, почти в одно и то же мгновение отпирала шкаф, доставала что надо и захлопывала прежде, нежели Акулина успеет понять, в чем дело. Зато наградой Анисье был обед, чашек шесть кофе утром и столько же вечером и откровенный, продолжительный разговор, иногда доверчивый шопот с самой хозяйкой. Когда Обломов обедал дома, хозяйка помогала Анисье, то есть указывала, словом или пальцем, пора ли или рано вынимать жаркое, надо ли к соусу прибавить немного красного вина или сметаны, или что рыбу надо варить не так, а вот как… И боже мой, какими знаниями поменялись они в хозяйственном деле, не по одной только кулинарной части, но и по части холста, ниток, шитья, мытья белья, платьев, чистки блонд, кружев, перчаток, выведения пятен из разных материй, также употребления разных домашних лекарственных составов, трав — всего, что внесли в известную сферу жизни наблюдательный ум и вековые опыты! Илья Ильич встанет утром часов в девять, иногда увидит сквозь решетку забора мелькнувший бумажный пакет под мышкой уходящего в должность братца, потом примется за кофе. Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые. Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. Он не велел убирать их. “Деревню напоминают, Обломовку”, — сказал он. Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает. Тишина идеальная: пройдет разве солдат какой-нибудь по улице или кучка мужиков, с топорами за поясом. Редко-редко заберется в глушь разносчик и, остановясь перед решетчатым забором, с полчаса горланит: “Яблоки, арбузы астраханские” — так, что нехотя купишь что-нибудь. Иногда придет к нему Маша, хозяйская девочка, от маменьки, сказать, что грузди или рыжики продают: не велит ли он взять кадочку для себя, или зазовет он к себе Ваню, ее сына, спрашивает, что он выучил, заставит прочесть или написать и посмотрит, хорошо ли он пишет и читает.

http://azbyka.ru/fiction/oblomov/

Купечеству и крестьянству дозволялось торговать -первому, представляя для торговли собственный капитал не менее как от 300 до 500 рублей, а последнему - вести мелочную торговлю предметами крестьянского быта в ближайших городах. Петербургским купцам дозволялось держать собственные мореходные суда для перевозки товаров из Кронштадта в Петербург. Владеть крепостными крестьянами купечеству запрещалось, исключая фабрикантов, но, относительно права владеть холопами, которые в то время еще различались от крепостных крестьян, спрошенный об этом сенат в 1744 году отвечал, что это право, на основании старых узаконений, предоставляется не только купцам, но также посадским и мастеровым. В первые годы царствования Елисаветы Петровны торговля стеснялась стремлением правительства уменьшить роскошь, которая непомерно развилась в одежде и домашней обстановке знатных особ при Анне Ивановне. Сообразно прежним распоряжениям Петра Великого, состоялся в 1743 году указ о ношении платья по чинам и по классам; так, шелковой парчи платье, в четыре рубля аршин, могли носить только особы первых пяти классов; лицам же VI, VII и VIII-ro классов дозволялось носить парчу только в три рубля за аршин; прочим, ниже классом - только в два рубля, а не имеющие рангов не смели носить даже бархата и класть шелковых подкладок под свои одежды; их жены и дочери подчинялись тому же правилу в своих нарядах. На русских фабриках указано уменьшить производство золотных и серебряных материй, а иностранцам и русским купцам не дозволялось ввозить на продажу тканей и сукон дороже семи рублей за аршин. За несоблюдение этого указа - конфисковать у русских купцов товары, а с покупщиков брать штраф на госпиталь. Но в 1745 году дозволено было как русским, так и иностранным купцам привозить на продажу золотные материи, бахромы и позументы, - только, по привозе в Петербург, объявлять о них царскому гардеробмейстеру, для выбора из них того, что будет признано годным для двора. В 1761 году опять последовало запрещение ввоза некоторых предметов роскоши, как, например, блонд и галантерейных товаров. Но как мало достигали своей цели такие распоряжения против роскоши, показывает то, что когда потребовались для армии железные вещи, то их недоставало, а между тем предметов роскоши изготовлялось немало. Замечено было, что умножалась контрабанда такими товарами, и в Петербурге стали ходить по домам с лотереями, предлагая для выигрыша разные контрабандные вещи. Сенат запретил такие разносы, но, несмотря на все строгие меры, до конца царствования Елисаветы контрабанда находила себе лазейки.

http://sedmitza.ru/lib/text/443429/

Сначала было тяжко. Все замечали платки и шапочки, которые я пыталась встроить в свой гардероб с изящностью бегемота. Вообще у меня очень аскетичный стиль — офисный, затем джинсы, рубашки, базовые вещи с минимумом аксессуаров. Поэтому платки бросались в глаза, вызывая вопросы и шутки. Все замечали меня, а я замечала насмешки и волосы. У всех. Длинные, короткие, рыжие, каштановые, блонд. Мохнатые брови. Пушок на щеках. У всех. Кроме меня. Это становилось навязчивой привычкой, неврозом. Я ловила себя на мысли, что без конца трогаю и расчесываю волосы дочкам, разглядываю, как они растут, не выпадают ли. Начинаешь издалека замечать парики и видеть в соцсетях подруг по несчастью. Их оказалось дико много. Никогда не подумала бы, что у нас столько прекрасных, умных, добрых, замечательных, но при этом абсолютно лысых женщин. «На работу все ходят в париках» Оказывается, в мире 147 миллионов алопетов. Это целая Россия. Целая страна лысых людей. Как их посчитали? Ведь нас не видно. Мы как все. Кстати, когда я обнаружила таких, как я, стало легче. Сначала крошечная группа в ЖЖ, потом во «ВКонтакте», а потом в Instagram, девчонки находились одна за другой, география широчайшая. И они живут, они любимы, они путешествуют, целуются на своих фотографиях, и мужья их, похоже, любят так же сильно, как и раньше, с волосами. Только все же работающие на серьезных работах ходят в париках или системах замещения волос. Это тоже парики, но более современные и незаметные — на тонких сетках с силиконом по краям. Очень дорогое удовольствие — быть алопетянкой и скрывать это. Я тоже купила себе такую систему. Они стоят от 25 до 125 тысяч рублей, а то и больше, в зависимости от длины, густоты, сорта волос, машинной или ручной шапочки, дополнительных опций типа осветленных узелков. Носятся не больше трех лет. Но зато системы куда более удобны, чем парики. Как шапка-невидимка. Хоба! И ты красива. Осенью и весной можно ходить в обычных шапках и совсем не загоняться. Самое тяжелое — жара. Потому что ни парик, ни шапка не подходят. Намотанные платки — тоже тяжело для головы. Жара вообще страшный вредитель. От пота ресницы отваливаются на раз. Голова потеет и чешется под любым убором. Брови, накрашенные карандашом, смазываются от любого неосторожного движения. А просто лысая женщина все же вызывает много вопросов в глазах идущих навстречу людей. И эти вопросы как пули.

http://pravmir.ru/tselaya-strana-lysyh-z...

Список сей принадлежал св. Димитрию, митрополиту Российскому, как показывает собственноручная его подпись, на том же листе, под заглавием, написанная: книгъ савича недостонаго аримандрита елецкого ченговского, – и другая, на обороте первой переплётной доски положенная: росто в скаг . Л. 1 об. Премова на книг обороны церкве всходнеи, и Смотря на смутные обстоятельства своей страны, сочинитель припоминает слова Апокалипсиса о разрешении сатаны по окончании тысячи лет., видит, усиление зла с истечением после того ещё шести сот лет, и ожидает ещё больших бедствий с приближением 66 года. Конечно, это подало повод и к известным гаданиям составителя книги «о вере», изданной в Москве 1648 г. О 1666 годе архимандрит Захария л. 2 пишет: по тысчномъ рождества ха вк, той многихъ престилъ и прещаетъ, и школивое розерванъе чини т . и нн истиннои православнои вры водити ие стае т . а и (т.е. чим) далй ты барз, собливе коли по тысчно рок либа шес т сотныхъ лтъ докончевалас, а шес т дестъ, и шеста до выпонен своего зближае т с, тогды вно с стало, и помножае т и если бо в коли тысща лтъ доходило и выпонилос, межи всхонею цековю, и заходны ъ костеломъ розерван с стало . κα τς δυτικς κκλισας τ περινυμον θροισμα (Гарменопул кн 3. л. 13. 10) веризлос. сна т подобно горше кое злое покажетс, коли ах и бде т с писати, та бо вмъ ест ного антихриста члвча либа, котора хто вдае т , если в ты то лтехъ, вншихъ предитечовъ его, или того самого не каже т . Л. 6. привилею константина цр. Здесь содержатся замечания просив подлинности известной грамоты, приписываемой св. Константину о преимуществах предоставляемых папе Сильвестру. Л. 7 об. Каталог кни чтле которы с до тоей книгы живало. Между писателями и сочинениями, Греческими и Латинскими, упоминается довольно Русских и Польских, как то: Андрей мач в Антиграфъ (назван. книги) Аледндеръ Гвагвнъ, кройнкаръ, Аоскои горы собоникъ, Апокрисисъ Христофора филлета, Берестеского собор ди з части православны, Векъ езита, Длгошъ кронкаръ, в вин мамонича, Дркарь (?), Ектезисъ, или чески, Блского, Кромеръ Мати, кника остро ко дрк, Кроника словеска з грекого прекллд, поминикъ, Кроника серъбска, аф ин, поского и рского нлродо в становъ, Лментъ орологовъ, Марти блажовски, Орховскы, Переводникъ кники костеловъ краковски, Патерикъ печески, Скарга, Синаа Собоникъ пра ничны, Собоникъ Собоникъ: с т : Сабеникъ блонд .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

34 См.: Post-secular philosophy: between philosophy and theology. London, 1998. Составитель антологии Филипп Блонд является и автором статьи о Левинасе: Blond Ph. Emmanuel Levinas. God and phenomenology (P. 195–228). Предпринятый Э. Левинасом критический анализ обширного наследия экзистенциальной философии может быть учтен отечественными учеными, ведущими исследования в аналогичных направлениях. См. Игумен Иларион (Алфеев). Святоотеческое наследие и современность//Православное богословие на рубеже эпох. К., 2001; Диакон Георгий Завершинский. Экзистенциальные аспекты богословия//Церковь и время. 2001. 3; Он же. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова)//Альфа и Омега. 1999. 3(21); Иеромонах Арсений (Соколов). Доброе слово об экзистенциализме//Еженедельник “НГ-религии”. 7(30) от 14 апреля 1999 г. 35 Федотов Г. П. В защиту этики//Федотов Г. П. Новый град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952. С. 363. 36 Федотов Г. П. Христианство Киевской Руси//Федотов Г. П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 10. М., 2001. С. 347. 38 Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 116–117. 39 См. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Преодолеть разрыв между богословием и жизнью//Церковь и время. 1999. 2 (9). С. 141–142. 42 Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Православная Церковь и третье тысячелетие. Выступление в баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г. 44 Флоровский Г. В. Этос Православной Церкви//Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 266. 46 См. Джираудо Дж. Второй Иерусалим против Третьего Рима (к постановке вопроса)//Jerusalem in slavic culture. Jews and Slavs. Vol. 6. 1999. C. 263. 47 Митрополит Антоний Сурожский. Духовное путешествие. М., 1997. С. 67. Развитие этой темы см. в книге: Митрополит Антоний Сурожский. Пути христианской жизни. К., 2001. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/problema-razryiva-mezh...

546 См.: Egoisme, in Dictionnaire historique de la Langue framjaise, Le Robert. Paris, 1994. V.I, P. 667. 548 Подробней об этом я писал в статьях: К. Sigov . Image, dissamblence… К . Sigov. Audela; К . Sigov. Les lieux du mythe. 549 С автором «Укоренения» Левинас расходился едва ли не по всем другим пунктам, за исключением этой интуиции «отрыва». См.: Е . Levinas. Simone Weil contre la Bible in: Sifflcile liberte, Essais sur le judaisme. Paris, Albin Michel, 3-m-ed. P. 189–200. 550 E. Levinas.L’etre et l’autre. A propos de Paul Celan, in Sens et existance. En hommage a Paul Ricouer, Seuil, Paris, 1975. P. 27. 551 О контексте этих понятий см.: К . Б . Сигов . Бубер и Чижевский: к анализу утопии «Я – Ты»//Философская и социологическая мисль. К., 1994. 1–2. 552 См. журнал « Церковь и время» 17, 2001). где опубликована статья владыки Каллиста (Уэра) «Тайна смерти и воскресения». Подчеркивая ее значимость, владыка Каллист поместил эту работу в начало первого тома своего шеститомного собрания сочинений, издаваемого Свято-Владимирской семинарией: Bishop Kallisros Ware. The Inner Kingdom. (The collected works, vol. 1). St. Vladimir’s seminary press, 2000. Русский перевод этого тома скоро будет опубликован в Киеве издательством «Дух и Литера». 553 Е . Levinas.Existence et thique in: Noms propres, Fata morgana. Paris, 1976. P. 109. За 40 лет до этой работы о Киркегоре Левинас публикует рецензию на книгу Lion Shestov. Kirkegaard et la philosophie existentiele. Paris, Vrin, 1936. 554 Post-secular philosophy: between philosophy and theology. Routledge, London, 1998. Составитель антологии Филипп Блонд является и автором статьи о Левинасе: Phillip Blond. Emmanuel Levinas. God and phenomenology (pp. 195–228). Предпринятый Э. Левинасом критический анализ обширного наследия экзистенциальной философии может быть учтен отечественными учеными, ведушими исследования в аналогичных направлениях. См.: Игум. Иларион (Алфеев) . Святоотеческое наследие и современность//Православное богословие на рубеже эпох. К., Дух и Литера, 2001; Диакон Георгий Завершинский. Экзистенциальные аспекты богословия// Церковь и время. 3. 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Семья Нагорновых Я рассказываю Тане про ту самую «беспомощную фиалку в кружевах», которой мы все ее представляли. Которая только и делала, что цвела. И каково же было наше удивление, когда после смерти Андрея вдруг оказалось, что ей под силу абсолютно все. Каково же было наше удивление, когда после смерти Андрея вдруг оказалось, что ей под силу абсолютно все – В первое время я даже перестаралась, – смеется Татьяна. – Я была слишком сильная и зубастая. Я пошла на фитнес! Потому что и о себе надо не забыть! И мне сразу стало там плохо. Я выходила из машины и начинала скандалить: «А почему это вы тут передо мной встали?! Я два дня за рулём после смерти мужа! Я ничего не могу сделать, придётся вам отъехать!» И в одной из подобных разборок я однажды сказала фразу, которая стала тогда моим девизом: «Вы даже не представляете, на что способна вдова в восемью детьми!» Я этим девизом жила, наверное, целый год. Я все двери пробивала, я все получала. Вите – инвалидность, получила обратно деньги на дом! Разойдись! Я – вдова, и у меня 8 детей! Мне все давали. Наверное, решили не связываться. Сейчас это уже, к сожалению, уходит. И иногда в меня возвращается ослик Иа. Как было с Андреем. А ещё я думала: «Мне же нужен дофамин! Что я там раньше хотела?» Я волосы в блонд покрасила, о чем когда-то мечтала. Я сделала маникюр. Я накупила вещей. Таня с улыбкой рассказывает, что в какой-то момент ей даже стало за это стыдно. Потому что люди, наверное, думали, что она похорошела, потому что освободилась. – А на самом деле я уже не знала, чем себя утешить. Как сделать так, чтобы не раскваситься. И если я могла хоть чем-то себя порадовать, я радовала. Чат вдов как глоток воздуха Мы продолжаем говорить о том, что еще помогло Татьяне выстоять. – Вдовы! Те вдовы! Вот что главное! Для меня это стало глотком свежего воздуха. Она ловит мой недоуменный взгляд и улыбается. Удивительно, но она правда часто и искренне улыбается и смеется. Я человек, который привык жить счастливо. И постоянно искала эти глотки счастья

http://pravoslavie.ru/157735.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010