Жена, жившая у тебя в неге и великой роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою, и не даст им последа, выходящего из среды ног её, и детей, которых она родит; потому что она при недостатке всего, тайно будет есть их, в стеснении и осаде своей, в которой стеснит тебя враг твой в жилищах твоих» 79 . Ни комментатор, ни усердный читатель Священного Писания и иудейской истории не могли не заметить неоднократных примеров исполнения этого поразительного и ужасного предсказания. Когда Самария, в то время столица Израиля, была осаждена всеми войсками царя сирийского, голова осла продавлась за восемьдесят монет серебряных 80 . Когда Навуходоносор осаждал Иерусалим, голод господствовал в городе, и не было хлеба для народа. Иосиф Флавий в своей истории иудейской войны рассказывает об ужасных бедствиях иудеев во время последней их осады, и прежде, чем не стало у них города. Голод свирепствовал с такой силой, что заставил умолкнуть все другие страсти; все, что прежде уважалось, было теперь презираемо. Дети вырывали пищу из самых уст своих родителей; и даже матери, подавив в себе нежнейшие чувства природы, отнимали у своих погибающих детей последние крохи, которые могли бы поддержать их жизнь. В каждом доме, в котором оставалось хоть сколько-нибудь пищи, возникал спор, и ближайшие родственники дрались за жалкие средства существования 81 . Иосиф Флавий присовокупляет в высшей степени возмутительную подробность 82 . В то время, когда, во всех этих случаях, око человека смотрело так злобно на своего собрата, у осажденных иудеев, всего лишенных и теснимых своими неприятелями, состоялся между двумя женщинами из Самарии бесчеловечный союз, какому не было подобного, и который подал повод к горькому плачу Иеремии над бедствиями осады, коих он был свидетелем. «Руце жен милосердых свариша дети своя, быша в яд им, в сокрушение дщере людей моих»; и в ужас приводящий рассказ Иосифа Флавия о знатной женщине, убившей собственными руками и тайно съевшей своего грудного младенца (открытие этого факта поразило ужасом даже весь страдающий от голода город), – все эти записаны факты, которые записаны без малейшего намека на предсказания, слишком верно и самым буквальным образом осуществляют страшные возвещения пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

И далее:    И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, [который на долине,] что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее (Быт. 23, 2). Сарра умирает в местечке, которое называется «Кириаф-Арба». – В древности называние этого города истолковывали по-разному. Но, на мой взгляд, наиболее интересное истолкование заключается в том, что потом здесь будут похоронены четыре пары. По преданию, здесь, в пещере Махпела, были похоронены Адам и Ева , Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и, наконец, – Иаков и Лия. То есть всего четыре пары. Вот тут совсем непонятно: пришел Авраам рыдать по Сарре – Сарра умирает, и Авраам откуда-то приходит. Что же они, раздельно, что ли, жили? Это сложно представить, что Сарра умирает, а Авраам живет где-то в другом месте. Конечно, нет! Поэтому логичнее связать приход Авраама к Сарре с тем событием, которое мы изучали в 22й главе,– то есть Авраам возвращается с горы Мориа, где должен был принести в жертву Исаака, и Господь остановил это жертвоприношение. И вот, Авраам возвращается и узнаёт, что Сарра умерла. Древнейший из комментаторов Ветхого Завета – Иосиф Флавий (I век) – прямо ставит смерть Сарры в зависимость от произошедшего на горе Мориа. Флавий пишет: «Спустя неделю после этого (т. е. после жертвоприношения Исаака – О.С .) Сарра умерла, прожив сто двадцать семь лет» . По-крайней мере это более вероятное объяснение слов: И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее , потому что предположить, что они жили раздельно, в разных местах, – это было бы очень сомнительно, потому что это была крепкая семья. И чему бы тогда это могло нас научить? …Святитель Дмитрий Ростовский писал уже об обстоятельствах погребения Сарры: «Авраам не желал погребать ее тело в гробницах идолопоклоннических, хотя ему и не возбраняли тамошние жители, но даже говорили: послушай нас, господине, ты среди нас как царь, от Бога посланный, а посему погребай мертвецов твоих в честных гробницах наших, и никто из нас не возбранит погребать в своем гробе твоего мертвеца. Тем не менее Авраам, не соизволяя на то, чтобы тело благочестивой жены его было близ трупов тех людей, которые умерли, проведя жизнь свою в идольском нечестии, – купил у Ефрона Хеттеянина, при присутствии прочих сынов Хеттеевых, сугубую пещеру за четыреста дидрахм чистого серебра, чтобы у него была своя гробница и чтобы никто из нечестивых не пожелал иметь части там для погребения своих мертвецов, но чтобы там погребались тела только праведных и благочестивых» . – То есть все их действия – это пример и руководство для нас.

http://pravoslavie.ru/109964.html

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Между прочим, как сообщал Иосиф Флавий, Веспасиан не хотел разрушать храм, но пророчество исполнилось буквально: в пылу битвы разъяренные римские воины разрушили там все, не оставив буквально камня на камне, и побив почти всех людей. Флавий писал: «павших во время осады было миллион сто тысяч…. Размеры гибели людей превысили все, что можно было ожидать от человеческой и Божеской руки… Римляне, наконец, предали огню и отдаленнейшие части города и срыли стены до основания… … Когда Тит вступил в горо д, он дивился его могучим укреплениям… Рассматривая вышину массивного сооружения, чудо­вищную величину каждого камня и тщательность сочленения их, он вос­кликнул: «мы боролись покровительствуемые Богом; только Он мог оттолкнуть иудеев от таких крепостей, ибо что значили бы человеческие руки или машины против таких башен?»». Примерно так же, как свт. Иоанн Златоуст, истолковал пророчество Ноя Иероним «От Сима рождаются евреи, от Иафета — народ язычников. Итак, поскольку обширно множество верующих, то Иафет получил имя «обширность». Это слово [по-еврейски] звучит как lapheth (). А слова «да поселится он в шатрах Сима» пророчествуют о нас: после отвержения Израиля мы изучаем и познаём Писания».  По времени намного ближе к нам находится дореволюционнный исследователь Писания А. П. Лопухин (1852−1904), который увидел больший срок действия  данного пророчества, чем вышеуказанные святые, жившие полторы тысячи лет назад, и поэтому он более подробно рассказал о них, следуя в русле святых отцов: «Да распространит Бог Иафета…» В еврейском тексте здесь дана своеобразная игра слов (japhet e’jephet), или параллелизм понятий, так как имя «Иафет» и обозначает «широкое распространение».  Потомству Иафета, таким образом, предрекалось самое широкое расселение по лицу земли; и действительно, в лице народов Кавказа оно заселило большую часть Азии, почти всю Европу и Америку, не говоря уже о том, что оно же составляет привилегированную часть населения и в остальных странах Нового и Старого света.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/06/istori...

И мы читаем далее, 2 глава, со 2 стиха и ниже: Откр.2:2–5 . «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Вот таково обращение к Ефесской церкви. Что мы знаем о городе Ефесе и его первоначальной церкви. Профессор Петроградской Духовной Академии Н.Н. Глубоковский (1863–1937) так описывает город Эфес и первоначальную эфесскую церковь : «ЕФЕС (желанный, вожделенный) ( Деян.18:19  и др.), известнейший из малоазийских городов, расположенный при устье реки Кайстра, в 45 верст. На юг от Смирны. Ефес был подчинен римлянам с 41 г. до Р.Х., служил украшением и важнейшим городом проконсульской Азии (или Асии) и славился знаменитым храмом Дианы. Там была давняя и влиятельная иудейская колония; вероятно, от Антиоха II Феоса (261–246 гг. до Р.Х.) иудеи получили здесь право гражданства, но наряду с этим многие обладали еще и римским гражданством. В 49 г. до Р.Х. консул Лентулл, сторонник Помпея, привлек в Малой Азии к военной повинности римских граждан, однако ефесские иудеи, обладавшие этим правом, были от нее освобождены (И. Флавий. Древности XIV, 10, 13, 16, 19). В 43 г. до Р.Х. это преимущество было им подтверждено вместе с обеспечением всех религиозных отправлений (Древности XIV, 10, 12). При Августе ефесским властям многократно внушалось, чтобы они не мешали евреям в посылке священных сборов в Иерусалим (Филон. Legatio ad Caium, 40 – письмо Гая Норбана Флакка; И. Флавий. Древности XVI, 6, 4 – письмо Агриппы; XVI, 6, 7 – письмо Юлия Антония около 4 г. до Р.Х.) В Ефесе было несколько синагог (18:19, 26; 19:8). Ап. Павел прибыл сюда во второе свое путешествие и крестил во имя Господа Иисуса многих из обратившихся: им был ниспослан свыше дар языков и пророчества. Затем он три месяца проповедовал в синагоге, откуда перешел со своей проповедью в школу некоего Тиранна. Проповедь его в Ефесе продолжалась до трех лет и сопровождалась многими чудесами (19:11–12), а успехи ее были весьма велики. За это время ап. Павел написал Первое послание к Коринфянам. Пастырям Ефесской Церкви он говорил: «бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (20,31). Следствием самоотверженной проповеди апостола было и то, что многие оставили дурные обычаи, а это возбудило противодействие со стороны неверующих, особенно среди промышлявших изготовлением и продажей серебряных копий храма Дианы и ее самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» ( Откр. 18:2 ). В чем причина развращения людей? В том, что Вавилон отравил своей заразой человечество, и в наказание за это он разрушается – Вавилон как город никогда не будет восстановлен. «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» ( Откр. 18:4 ). Господь повелевает народу Своему выйти из этого города. Бог говорит Церкви, чтобы она вышла из города тьмы и к нечистоте его не прикасалась. Христианам необходимо отделить себя от всемирного Вавилона: они не должны жить вавилонскими привычками, как жители этого мятежного города, но должны жить по воле Бога. И когда придет конец, Господь нас выведет, в прямом смысле этого слова. В 70 году сын Веспасиана, Тит, осадил Иерусалим. Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейская война» подробно описал события, очевидцем которых он был. «Число всех плененных за время войны доходило до девяноста семи тысяч, а павших во время осады было миллион сто тысяч, – рассказывал Иосиф Флавий. – Большинство их было родом не из Иерусалима; ибо со всей страны стекался народ в столицу к празднику опресноков и здесь был неожиданно застигнут войной, так что густота населения породила прежде чуму, а скоро после нее голод». Храм был сожжен и разрушен до основания. В то время евреев постигли такие страшные бедствия, каких не было от начала мира. По улицам города текла кровь, и пламя пожара потухало от нее. «Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ( Откр. 18:5 ). Грехи Содома и Гоморры дошли до неба, и Бог сошел посмотреть, таковы ли они. Ведь когда люди совершают тяжелые, смертные грехи, в духовных мирах рождается как бы вопль. Каждый поступок человека представляет собой некоторую мелодию, некоторый лад, который Бог слышит. Добрые дела – это прекрасная мелодия, злые дела – тяжелый скрежет. И поэтому Господь говорит, что «грехи ее дошли до неба, Господь вспомнил неправды ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям? Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление божественного промышления об избранном народе. " Возбудил, – говорит он, – Господь дух Кира царя персидского» ( 1Езд 1.1 ). Это божественное внушение, однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное. Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе иудеев и по мотивам политическим, – было вызвано желанием Кира обезопасить поселением в Палестине преданных ему иудеев юго-западные границы царства (Штаде), создать оплот против Египта и базу для замышлявшегося уже наступления на Египет (Розенцвейг). И. Флавий (Иуд.Древн 11:1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена привело Кира показанное ему пророчество Исайи о его завоеваниях. 1Ездр.1:5 .  И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться в Палестину. Но воспользовались этим правом не все, а только те, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. Многие, как замечает И. Флавий (Иуд.Древн. 11:1, 3), «остались в Вавилоне, не желая бросить приобретенное». 1Ездр.1:6 .  И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для храма. «Все соседи их». По-видимому, не иудеи только (Келер), но и язычники (Гитциг), Некоторая аналогия отмечаемого писателем факта с тем, что имело место при исходе из Египта ( Исх 3.22 ), не дает никакого основания, вопреки мнению некоторых авторов (Бертолет, Костерс), считать факт измышленным в подражание рассказу бытописателя. 1Ездр.1:7 .  И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Меромским или водою Мером, ме-мером, описываемое озеро названо в Библии 311 . Ме-мером значит высокая, верхняя вода. В этом названии можно видеть указание на возвышенное положение нашего озера по отношению к озеру Геннисаретскому, лежащему уже значительно ниже уровня Средиземного моря, или вообще по отношению к двум другим озерам Иорданской долины. Иосиф Флавий 312 называет Меромское озеро Семехонитским, или Самахонитским. Значение этого названия объясняют различно. Одни производят его от арабского корня: самака – быть высоким и усвояют ему то же значение, какое обыкновенно усвояют название Мером; другие от арабского же слова – самак рыба и видят в нем указание на обилие в озере рыбы. В настоящее время описываемое озеро арабы называют бахрат-ел-Хуле. Впрочем, арабы дают озеру и другие названия, принимая во внимание местности, к нему прилегающие; так, напр., они называют его бахр-ел-Хет по имени равнины, находящейся на западном его берегу. Об озере Меромском упоминается в кн. Иисуса Навина 313 : при этом озере Иисус Навин поразил Иавина, царя Асорского, вместе со многими другими царями, в числе которых находились цари, владевшие Иорданскою равниной на юг от Геннисаретского озера. Священный повествователь описывает это поражение следующим образом: и собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским, и напали на них. И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их. Геннисаретское озеро упоминается в Библейских книгах под различными наименованиями. В ветхозаветных книгах оно называется морем Киннереф, Киннероф 314 , водою Геннисар 315 , в новозаветных писаниях – морем Галилейским 316 , морем Тивериадским 317 , озером Геннисаретским 318 . Последнее наименование встречается и у светских писателей древности, каковы Иосиф Флавий, Страбон и др. Название Киннереф сродно с еврейским словом Киннор, что значить лютня (музыкальный инструмент), и содержит в себе указание на ту, подобную лютне, овальную форму, какую имеет ложе озера. Геннисаретским названо озеро по имени равнины Геннисар, находящейся на западном его берегу. В настоящее время Геннисаретское озеро на туземном языке называется бахр-Табария. С севера в озеро вливается Иордан, из южного его угла снова выходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Наконец, третье упоминание явления огня с неба мы находим в Новом Завете, в описании сошествия Св. Духа на апостолов. Когда апостолы собрались в горнице на праздник Пятидесятницы, на них сошел Св. Дух в виде огненных языков. Это событие стало, по словам апостола Петра, исполнение предсказания пророка Иоиля: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать”» (Деян 2; 16-18). Таким образом, огонь здесь является символом присутствия Св. Духа. Итак, мы видим, что огонь как символ реального присутствия Бога характерен и для Ветхого и для Нового Завета. Точно так же явление небесного огня как знамения, ныне ежегодно происходящее в Иерусалиме, имело место еще во времена пророка Илии. В явлении Бога Моисею мы видим символическую связь огня с единством божественной и человеческой природы Христа, а в вознесении Илии мы видим прообраз чуда воскресения как чудесного преображения человеческой природы. Однако нельзя не отметить, что все эти смысловые связи имеют скорее символический характер. Существуют ли в еврейских источниках какие-либо упоминания о чудесах, непосредственно предшествовавших современному чуду Благодатного Огня (или Святого Света)? Определенно существуют! Историк Иосиф Флавий, рассказывая о чудесных событиях, происходивших перед началом иудейской войны, в частности приводит такое сообщение: «Затем, накануне отпадения от Рима , когда стали уже появляться признаки войны, на 8-й день месяца Ксантика, когда народ собрался на праздник Опресноков, на исходе ночи алтарь и Храм вдруг озарились необычайно ярким светом; можно было бы подумать, что на дворе стоит день; сияние это длилось около получаса» [Флавий 2008, с. 394]. Здесь мы находим самое древнее упоминание о явлении, напоминающем будущее чудо Благодатного Огня. Это чудо, как следует из сообщения Флавия, произошло ночью 15 нисана, накануне еврейского праздника Опресноков в иерусалимском Храме. Точно так же Благодатный огонь сейчас нисходит накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня – кафедральном соборе иерусалимских патриархов, который являются непосредственными наследниками ветхозаветных иерусалимских первосвященников. Сияние, упомянутое Флавием, можно сопоставить с молниями и сполохами, которые часто описывают свидетели чуда. Также следует отметить и то, что в I в. н.э. общепринятая дата празднования христианской Пасхи еще не была установлена, и малоазийские церкви праздновали христианскую Пасху одновременно с иудеями – вечером 14 нисана. Таким образом, сияние, упомянутое Флавием, явилось не только в день иудейской, но и в день древней христианской Пасхи. Таким образом, текст Иосифа Флавия позволяет датировать первое упоминание о явлении, напоминающем Благодатный Огонь, не IV, а I в. н.э.

http://zavet.ru/a/rss_1303138284.html

Неожиданное отступление римлян оказалось великой милостью Божией для христиан, находящихся в Иерусалиме. Увидев значки римских легионов вокруг города, христиане вспомнили слова Спасителя: «Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда кто будет в Иудее, беги в горы, и кто в городе, выходи из него...» ( Лк. 21:20–21 ). И, покинув Иерусалим, ушли за Иордан в маленький горный городок Пеллу. Благодаря этому, как говорит Иосиф Флавий, ни один христианин не погиб при разрушении Иерусалима. Весть о поражении Цестия Галлия сильно раздражила императора Нерона, и он послал против иудеев лучшего своего полководца Веспасиана. Предпочитая смерть рабству, иудеи защищались с невероятным мужеством и смелостью. Одна маленькая крепость под названием Иотопат, которой командовал Иосиф Флавий, впоследствии описавший иудейскую войну, держалась почти два месяца и потеряла одними убитыми до сорока тысяч воинов. Оставшаяся часть гарнизона и все жители города, когда надо было сдаваться римлянам, ушли в ущелье гор и там себя умертвили, предпочитая смерть плену. Быстро покорив Галилею, Веспасиан перезимовал в Кесарии и весной направился в Иерусалим. Здесь он получил сведения, что в городе происходит междоусобная война и решил не торопиться с осадой в надежде, что иудеи сами себя истощат и сдадутся без боя. Но в это время умер император Нерон, и Веспасиан сам был провозглашен императором. Принужденный немедленно отправиться в Рим, он поручил осаду Иерусалима своему сыну Титу. Весной 70 года, перед праздником Пасхи, когда город был переполнен паломниками, Тит с огромным войском приблизился к Иерусалиму и, расположившись станом на Елеонской горе, по ту сторону Кедронского потока, стал окружать город окопами и войсками. Здесь в точности исполнилось пророчество Иисуса Христа, когда Он, спускаясь с Елеонской горы, перед торжественным Своим входом в Иерусалим, прослезившись, сказал: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему. Но это сокрыто для глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:42–44 )». Теперь эти дни наступили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Последние иудейские цари Вавилонский плен      После Иосии на престол сел его двадцатитрехлетний сын Иоахаз. Он царствовал три месяца и был сведен с престола фараоном Нехао. Царь этот не наследовал благочестие своего отца, он был нечестив. Его сменил двадцатипятилетний Иоаким, который царствовал одиннадцать лет. Он также творил беззакония. В 598 году воцарился восемнадцатилетний Иехония. Как и его предшественники, он был нечестив. Правление его было недолгим. В том же году, через три месяца, пришел в Иерусалим царь Навуходоносор и увел его в плен. В том же году престол перешел к Седекии. Он был последним (двадцатым) царем иудейским. Имя Седекия дано было ему Навуходоносором, поставившим его у власти. Настоящее имя его — Матфания. Седекия был дядей Иехонии, уведенного в плен. В 588 году, на одиннадцатом году царствования Седекии, разразился гнев Божий на Иерусалим, потому что царь этот также делал неугодное Богу. В это время восстали против господства вавилонян идумеи, моавитяне и другие народы. Они побуждали к союзу и Седекию. Пророк Иеремия предостерегал от этого безумного шага. Господь через пророка увещевал подчиниться халдейскому царю: И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение (Иер 27, 6). Но Седекия отложился от вавилонского царя и поднял восстание. Навуходоносор был в затруднении. Нужно было решить, на кого направить удар, потому мятеж возник в нескольких местах. Навуходоносор бросил жребий, и жребий пал на Иерусалим. Началась затяжная осада города. Иосиф Флавий говорит, что она велась по всем правилам военного искусства. Халдеи соорудили вокруг города множество насыпей, достигавших одинаковой со стенами высоты. Они воздвигли огромные башни на валах и с помощью этих башен не давали возможности защитникам Иерусалима занимать позиции на стенах. Защитники обреченного города упорно и стойко выдерживали осаду. Их мужество долгое время не могли сломить ни военное искусство осаждавших, ни голод, ни моровая язва. Они смело выходили на бой, не смущаясь хитрыми приспособлениями и осадными орудиями врага. Сопротивление продолжалось восемнадцать месяцев, пока защитники «не пали жертвою голода и метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 8, 1).

http://pravoslavie.ru/104115.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010