Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых ( Пс. 1:1 ), но и не менее важно: Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий . Обрати внимание, как ты это делаешь! Раши так толкует слова Соломона: « береги ноги твои, когда пойдёшь в дом Божий. Как ты пойдёшь? Если принести жертву благодарственную или доброхотную, мирную жертву – это хорошо. И береги себя, чтоб не пришлось тебе приносить жертвы очистительные или повинные за совершённые грехи» 4, 17]. Похоже, великий учитель иудейства не слышит Екклесиаста. Это ещё догадаться надо, так истолковать его слова. Действительно, нелегко быть готовым более к слушанию, нежели к жертвоприношению . Хотя далее равви выправляет свою речь в направлении мыслей Екклесиаста. Блж. Иероним тонко чувствует мысль Екклесиаста: «А неразумные, не зная, что это [слушание Бога. – Г. Ф.] есть врачевство против греха, думают, что они могут удовлетворить Богу принесением даров, и не понимают, что это зло и грех – хотеть исправить сделанное не послушанием и добрыми делами, а дарами и жертвами» 4, 17]. Екклесиастова мысль прозвучала ещё ранее в укоризне пророка Самуила самооправдывающемуся царю Саулу: Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов ( 1Цар. 15:22 ). Саул не уничтожил заклятый Господом скот амаликитян и оправдывался, что сохранил лучшее для жертвоприношения Ягве Богу. Бог хотел послушания Своему слову, а не жертвы и всесожжения. Не только Богу, но и философу-страннику неприятны воскурения жертв людей, не готовых к слушанию. Он спешит подальше от таких алтарей. Но если бы от этого стало легче! Повсюду он слышит множество слов и речей. Люди любят поговорить, а слушать им тоже не обязательно, как и тем жертвоприносителям. Пустые речи, так похожие на пустые сновидения. Екклесиаст остановился у очередной многословящей толпы и гневно говорит, обращаясь к каждому лично: Еккл. 5:1 Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блж. Иероним находит параллель иудейского толкования (естественно-возрастного) с учением апостола Павла о ветхом и новом человеке в христианине. Только у Павла это относится не к естественному возрасту, а к духовному рождению во Христе. Историческое толкование притчи Екклесиаста. Умный юноша, который из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своём бедным , в противовес неразумному царю, который не умеет принимать советы и всё теряет, узнаётся в различных персонажах Библии, о чём пишет в своём толковании Раши. Таков Иосиф, который стал правителем Египта, выйдя из заточения. Таков юноша Давид, которому говорит Ягве Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля ( 2Цар. 7:8 ). Саул оказался тем старым, но неразумным царём, который не умеет принимать советы Самуила, а потому теряет всё – и царство, и саму жизнь. Не было числа всему народу, который был перед Давидом, и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч ( 1Цар. 18:7 )! Хотя позднейшие – Иерововам с десятью коленами Израиля – не порадуются им , а отложатся от дома Давидова. В Мидрашах притчу Екклесиаста относят к библейским поколениям людей. Старый неразумный царь знаменует собой поколение каинитов до потопа, когда было великое развращение человеков на земле ( Быт. 6:5 ). «Это относится к поколению потопа, о котором сказано: от всего живого ( Быт. 6:19 ). С отроком вторым , который существовать будет вместо того поколения, и это есть Ноах (Ной) и его сыновья» 4, 15–16]. От Ноя стал вновь размножаться род человеческий. « Нет конца всему народу . Они плодились и размножались сверх всякой меры» [там же]. Однако и это было ненадолго. Недолго жили люди по заповедям Ноя, недолго радовались им. « Так и последующие – это поколение раскола человеческого при попытке построить Вавилонскую башню. Не будут радоваться также и они тому благу, которое у них в руках. Ибо также и это суетой и сокрушением духа кончается» [там же]. И наконец святые отцы дают мессианское понимание притчи екклесиастовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блж. Иероним отказывается здесь истолковывать греческий текст по его запутанности. востани и пойд, к н сей покой: нечистоты ради, 10. Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением. Стих 10 снова читается различно; его вторая половина отнесена греками к 11-му. Здесь пророк решительно предсказывает переселение, причем, по примеру других священно-провидцев, представляет дело как бы совершившимся и выпроваживает жителей вон. «Место покоя» имеет особенное значение в сознании евреев; слова Апостола о том, что для них еще не настало истинное субботство, указывают на то ( Евр. 3:17–4:14 ), что под этим словом и праздником иудеи разумели идеальную самоудовлетворенную жизнь. Апостол, как и Михей, объясняет, что она заключается не в обетованной земле, не в праздновании седьмого дня, а в исполнении слова Божия. Именно по Втор. 12:9 этим же словом означается обетованная земля (минуха), т. е. земля покоя (ср. Нав. 1:13 и Пс. 94:11 ). Народ Мой стал врагом, а земля покоя перестала быть ею. Подобное противопоставление у Осии ( Ос. 1 ) «ло амми» – «не Мой народ». Дальнейшие слова этого стиха в русском переводе относятся к земле, а в славянском – к людям, и потому глагол стоит во 2 лице мн. числа. Вообще в этом отрывке идет противопоставление терминов уже не географических, а философских – Бог , народ, покой; указывается, что как там, так и здесь содержание этих священных понятий совершенно исчезло из народного сознания. прогнастес ни кимже гоними: духъ постави лжу, искапа въ и и будетъ, капли сихъ, 11. Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Стих 11 различно читается почти всеми древними переводчиками и толкователями, да и немногими, одинаково читающими, изъясняется различно. «Если ветреник выдумал ложь и сказал…» Славянское: «Прогнастеся никимже гоними: дух постави лжу…» Первые три слова этого стиха славянские соединили с последними предыдущего, который кончается разорением великим; последнее слово Семьдесят толковников вместо глагола «марац» производили в искажении от глагола «халац» – «удалять» и читали прогнастеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Блж. Иероним отмечает также, что, в отличие от пророков, не к Екклесиасту было слово Господне, а он сам изрекает слова. Пророк слышит и передаёт слово Господне, а Единородный Сын Сам есть Слово, чрез Которое всё… начало быть ( Ин. 1:3 ). Так в этой книге казалось бы разочаровавшегося во всём мудреца-богача звучит предвечное Слово Самого Бога. Кому-то иносказательное значение слов об Екклесиасте, сыне Давидовом, царе в Иерусалиме покажется надуманным и искусственным в угоду православной христологии. Но это вопрос веры. Или книга Екклесиаст – богодухновенное Слово Божие, и тогда это действительно звучание Божественного Логоса, тогда Христос – иносказание реального Соломона, а Соломон – прообраз Того, Кто есть мир наш, истинного Христа; или же речь идёт о древней восточной литературе, дающей простор творчества филологам и философам, где живой вере едва ли ещё остаётся место. Хочется особо отметить, что речь идёт не о том, что все события в жизни Соломона прообразуют Христа. Речь о том, что в этой книге устами Соломона говорит Логос. Земная мудрость приходит и уходит, а Слово Божие пребывает вовек! Итак, слова Екклесиаста! Начинаются они с величественного Пролога, выражающего всю суть последующей книги; Пролога, сопоставимого с Прологом Евангелия от Иоанна. Не познавший Пролога Екклесиаста никогда не взойдёт на высоту Пролога Евангельского. Только в екклесиастовой пустыне можно найти евангельский оазис. Только сердце, истомившееся екклесиастовой суетой сует, может обрадоваться евангельской вести Царствия Божия. Пролог: Суета сует Еккл. 1:2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета! Еккл. 1:3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Еккл. 1:4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Еккл. 1:5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Еккл. 1:6 Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Еккл. 1:7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блж. Иероним рассуждает о тот, «что и сын бывает недостоин отцовского наследства, если он неразумен» 2, 18–19]. При этом святой отец приводит своеобразный пример: «Муж мудрый трудится дни и ночи в изучении Писаний и сочиняет книги, чтобы оставить о себе память потомству, но труды его попадают в руки неразумных, которые часто по испорченности своего сердца заимствуют из них семена ересей и бесславят чужие труды» [там же]. Такая участь постигла великого учителя Антиохийской школы пресвитера Лукиана, святого мученика († 312 г.), Лукиан – один из лучших библеистов древности, а вот очень многие из его учеников стали впоследствии арианами. Многие ученики св. Кирилла Александрийского , ссылаясь на его труды, уклонились в монофизитское учение, отделившись от вселенской церкви. Так что и святые отцы не знают, мудрый ли будет тот, кому достанутся их труды, и как он распорядится ими. Разочарование второе: Труды твои достанутся иному, как будто они часть его Так естественно человеку пользоваться тем, что сам заработал. Не надо чужого, но своё-то хочется иметь самому. А что в жизни? Я потрудился, а достанется другому, ничего в это не вложившему. И самое противное – пользоваться ведь он будет этим, как будто это часть его. – Нет, это уж слишком! Раздосадованный философ, столько всего умом и трудом приобретший царь, бросает посох: – Сердце, отрекись от всего, что я приобрёл! Царь не только бросает трон и всё, что приобрёл, но пытается выбросить всё это из своего сердца. Он хватается за посох и бежит из Иерусалима. В голове стучит: – Не ты, не ты, другой будет всем этим пользоваться. Не моргнёт, не вспомнит, будет пользоваться, как бы всё это часть его!.. Еккл. 2:20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем, Еккл. 2:21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое! И кто разрешит, распутает этот клубок несправедливости?!..

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Блж. Иероним слышит в словах Екклесиаста не только досаду, что успех достаётся не достойному, а есть дело случая, но и таинственное указание на то, что бег, победа, хлеб, богатство даются не по усилиям человека, а по благодати. Всё это даже «муж мудрый может собирать… не иначе, как получив от Господа 9, 11–12]. Что касается пагубной сети , о попадании в которую не знает человек своего времени , то это и «несчастия или смерть», и «еретики (которые) имеют невод, чтоб ловить им рыб на погибель» [там же]. Превосходство мудрости Всему время и случай. Однако есть и в этой жизни вещи превосходнейшие над другими. Такова мудрость. Еккл. 9:13 Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Еккл. 9:14 город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы; Еккл. 9:15 но в нём нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Еккл. 9:16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Еккл. 9:17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Еккл. 9:18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Царь-мудрец хвалит мудрость. Он знает её превосходство и приводит тому три примера. Соломон вспоминает случай, когда некий великий царь осадил небольшой город, произвёл все необходимые осадные работы, и осталось уже самое малое – решительным штурмом овладеть городом. Силы были неравные, сопротивление города бессмысленно. Но тут в городе нашёлся некий мудрый бедняк и своей смекалкой спас город! Однако слава ему не досталась. Бедняка быстро забыли. И что ж? Даже в таком случае остаётся факт – мудрость лучше силы! Мудрый бедняк спас свой город, а великий царь со своей несметной силой посрамлён. Но мудрый пусть не надеется на славу, пусть всегда помнит: мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают . Так эта жизнь устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В третьей главе св. Павел говорит сначала о необязательности закона для галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих галатов, которые прияли Св. Духа и благодатные дары чудотворения (ст. 1-5); второе доказательство ненужности закона св. Павел заимствует из способа оправдания как самого родоначальника оправданных, Авраама, так и после него всех будущих наследников обетовании Авраамовых: " Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность " . Отсюда ясно, что и " верующие благословляются с верным Авраамом " (ст. 6-9). Третье доказательство св. Павел, выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: " все утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою " . Почему же это? Объясняет это апостол ссылкой на Второзаконие (27:26): " Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона " . И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать перед Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано: " праведный от веры жив будет " (Авв. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в Ветхом Завете, то Собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, в которой закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе " — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. " Проклят всяк, висящий на древе " — слова Второзакония 21:23. " Не потому он проклят, — объясняет блж. Иероним, — что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным " . " Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят " (еп. Феофан). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. " Как кто-нибудь, не подлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и Христос " (еп. Феофан). " Принявший на Себя проклятие, Он освободил людей от проклятия " . Это сделал Христос для того, чтобы " благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою " (ст. 10-14).

http://sedmitza.ru/lib/text/430628/

Ведёшь библейские беседы на приходе – не смотри на благоприятность погоды. Валом идёт народ – внутренне не обольщайся, пришли две глуховатые бабушки – веди беседу с тем же усердием и не смущайся. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Или другой вариант прочтения текста: Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не можешь знать дело Бога, который делает всё. Дела Божьи непостижимы, потому не бойся, но только делай. Блж. Иероним: «Как не знаешь пути духа и души, входящей в младенца, и не знаешь различных состояний костей и вен во чреве беременной… так не можешь знать дел Божиих, Который есть творец всего. Научает этим, что не должно бояться неблагоприятных обстоятельств и что неразумно рассуждать о ветрах и тучах… потому что сеятель должен идти своим размером и поступью, а результат представлять воле Господа» 11, 5]. Египетский отшельник прп. Исайя, авва Нитрийский († 370 г.) сопоставляет два рождения – плотское в страстях и духовное: «Итак, когда носили мы образ перестного, мы познавали, что мы сыны его из бесчестной материи помыслов его, живущих в нас, – кои суть страсти. Облекшиеся же во образ небесного познают себя, что сыны Его суть, чрез Духа Святого, в них живущего… Написано и в Екклесиасте: якоже кости во чреве рождающия, тако путь Духа ( Еккл. 11:5 ). Ибо как Святая Дева чревоносила Его во плоти, так приявшие благодать Святого Духа носят Его в сердце своём» Слова к своим ученикам, Слово 19, п. 2]. Обращает на себя внимание дерзновенность сравнения аввы Исайи , что, как Дева носила во утробе Своей Христа-Бога, так и носят его в сердце своём имеющие Духа Божия. Через сто лет, во времена монофизитских споров и после отторжения несторианства, египетскому отшельнику произнести такое сравнение будет уже гораздо сложнее, Св. Григорий Палама в XIV в. Полемизирует с философом Варлаамом. Варлаам считает познание подлинно Божественного вообще невозможным, зато идеализирует возможности внешнего знания, способные полностью и в точности постичь внешний мир. Так будут думать, начиная с Лапласа, многие учёные последних веков (а может быть, уже и начиная с самого св. Фомы Аквинского). Если ещё что-то и не постигнуто, то может быть постигнуто. Ещё студентом-математиком Александр Исаевич Солженицын воскликнул:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во время оно пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Еще один знаменитый человек был из Аримафеи, или Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Это был пророк Самуил (1Цар.1:1). Сего же Иосифа упоминают все четыре Евангелиста, и притом исключительно в связи с погребением умершего Господа. Иоанн называет его ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев (19:38); Лука - человек добрый и правдивый (23:50); Матфей - богатый человек (27:57). (Евангелист именует Иосифа богатым не из тщеславия, как бы для того, чтобы показать, что среди учеников Господа были и богатые люди; " но чтобы показать, как мог он получить от Пилата тело Иисусово. Се, человеку бедному и незнаменитому было невозможно проникнуть к Пилату, представителю римских властей " (Блж. Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея). Прииде Иосиф, иже от Аримафеа, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова. Иосиф был благообразен душою, то есть боялся Бога и ожидал Царствия Божия. Кроме своих исключительных душевных свойств, Иосиф, в то же время, обладал богатством и общественным положением. Марк и Лука называют его членом совета. Значит, он, подобно Никодиму, был одним из народных старейшин. И он, подобно Никодиму, был тайным почитателем и учеником Господа нашего Иисуса Христа. Но, хотя сии два человека были тайными последователями учения Христова, все же они были готовы, следуя за Христом, подвергнуть себя опасности. Никодим однажды в глаза сказал озлобленным старейшинам иудейским, когда те искали случай убить Христа: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? Еще большей опасности подверг себя Иосиф Аримафейский, заботясь о теле Христовом тогда, когда явные ученики Господа разбежались и когда иудейские волки, поразив Пастыря, могли в любой момент броситься на овец. А что дело Иосифа было опасным, и сам Евангелист подчеркивает словом осмелился (дерзнув). Таким образом, нужна была более чем храбрость, нужно было дерзновение, чтобы войти к наместнику кесаря и просить у него тела одного из распятых осужденных. Но Иосиф, " как великодушный, отбросил тогда страх и отряс всякую робость, и явил себя учеником Иисуса Христа " (Никифор).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Еккл. 12:1 И помни Создателя твоего в дни юности твоей. Юность Израиля – счастливое время Давидо-Соломонова царства и прочих великих царей. Время, когда честь и слава была над народом Божиим. «Пока в сохранности избрание…; пока существует служение левитов, о чём сказано: Ибо его избрал Ягве, Бог твой, из всех твоих колен ( Втор. 18:5 ), пока существует царство дома Давидова, о чём сказано: И избрал Давида, раба Своего ( Пс. 78:70 ), пока существует Йерушалаим, о котором сказано: Город, который Я избрал ( 1Цар. 11:32 ); пока существует дом избранный (храм), о котором сказано: Ныне Я избрал и освятил этот дом ( 2Пар. 7:16 ); пока вы существуете, как сказано: И тебя избрал Ягве ( Втор. 14:2 )» [ Раши, там же]. Пока всё это есть у тебя, Израиль, помни Творца своего , внемли Ему во время благоприятное. Помни Создателя Твоего, пока не пришли злые дни – дни твоего изгнания. А злые дни придут, придёт время, о котором ты, Израиль, скажешь: Нет мне удовольствия в нём! Еккл. 12:2 Доколе не померкли солнце и свет и луна и звёзды, и не нашли новые тучи вслед за дождём. Пока не померкло солнце – «это царство дома Давидова, о котором сказано: И его престол, как солнце предо Мной ( Пс. 89:37 ). И свет – это Тора, как сказано: Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет ( Притч. 6:23 ). И луна – это Верховная судебная палата (синедрион), которая располагалась полукругом. И звёзды – это учители, о которых сказано: И обратившие многих к правде, как звёзды ( Дан. 12:3 ). И возвратились тучи после дождя – это бедствие после тяжкого бедствия» [ Раши, там же]. Пророк Иеремия пророчествовал о бедствиях, которые придут ещё после разрушения храма. Еккл. 12:3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; В тот день, когда задрожат стерегущие дом – «когда удалятся ангелы, стражи храма» [ блж. Иероним, там же].не иначе мог быть разрушен храм, как после оставления его ангелами, небесными воинами. Раши замечает к тому ещё: «Это смены священнослужителей и левитов» [там же] – земные ангелы храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010