Провозвестие книги. Откровение есть книга упования. Она возвещает свершение замысла Божьего о твари вопреки сильнейшему противодействию враждебных сил. Пророк говорит и о великой ответственности верных. Послания к церквам предостерегают от соблазнов и компромиссов и сурово осуждают духовную теплохладность. Кто “оставил первую любовь” (2,4), дух братолюбия ранних дней, рискует оказаться отверженным. Господь приходит к людям с любовью, ожидая их ответной любви: “Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” (3,20). Но готовность услышать голос Господень требует великого терпения и победы над искушениями. Истинный христианин есть “побеждающий” (3,21). В то же время противление воле Божьей ввергает людей в неисчислимые бедствия, ибо, отпадая от Источника жизни, они оказываются во власти демонических сил. Гнев Божий есть антропоморфный образ этой судьбы отпавших. Откровение учит о Христе как о Человеке, рожденном “от колена Иудина”, из рода Давидова (5,5). В то же время Он есть предвечный Агнец, принесший Себя в жертву “от создания мира” (13,8). На земле Он был “свидетелем верных”, т.е. Страстотерпцем и Пророком (1,5; 3,14). Он “Первенец из мертвых”, Властитель мира (1,5). Являясь “Царем царей” (19,16), Он един с Сущим, и Ему подобает поклонение как Богу (5,13). В то же время Он пребывает в единении со Своей Церковью, которая представлена, согласно древней ветхозаветной символике, невестой Агнца (22,17). Откровение свидетельствует, что победа Христа уже совершилась, что Он лишь на время “восхищен” к престолу Божьему (12,5). С момента Его явления начался эсхатологический период агонии зла, в котором верные и святые должны устоять, прежде чем наступит последний Суд и Новый Иерусалим сойдет “от Бога с неба” (21,2). В нем уже не будет Храма, который знаменует “скинию Бога с человеками” (21,3), а будет непосредственное единение с Сущим — последняя и высшая цель Завета. Эсхатология Откровения включает тему, которая с первых веков Церкви понималась по-разному. Речь идет о тысячелетнем царствовании Христа на земле с воскресшими праведниками (20,1–10). Одни понимали это пророчество в переносном смысле, усматривая в нем символ церковной истории в целом. Начало такому толкованию положил блж. Августин. Но св. отцы более раннего периода, начиная со свт. Иринея Лионского , склонялись к буквальной экзегезе и верили, что в конце времен мир увидит не только разгул зла, но и торжество добра. Общепринятого толкования в Церкви нет, поэтому пророчество о тысячелетнем царстве не раз питало идеи хилиазма. Бесспорным остается основное провозвестие книги: человек обретет новый Эдем и древо жизни. “И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков” (22,3–5).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Производятся как бы последние приготовления для открытия и освящения новопостроенного здания. Символически всего лучше это отображается на иконе Св. Вознесения, где представлен круг апостолов во главе с Петром и Павлом и Богородицей в центре, все вместе взирающие наверх. К двенадцати присоединены Лука и Марк, держащие в руках написанные ими Евангелия. На момент Вознесения, разумеется, никаких повествований еще сложено не было, как нет упоминаний и о присутствии на Елеонской горе Пресвятой Девы. В числе свидетелей события не мог быть наверняка и Савл, обращению и преображению которого в первоверховного апостола Павла еще предстояло совершиться. И, тем не менее, в мистическом плане изображение достоверно: именно такою Господь устроил Церковь в своем земном бытии. " Христос умер за грехи наши, по Писанию, - расскажет после ап. Павел коринфянам, в описание истории упомянутого домостроительства, - погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию, и явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу " (1 Кор. 15, 3-8). При этом ошибочно будет считать Вознесение просто последним из телесных явлений Господа или отбытие Его от земли, сходное с нашим расставанием и проводами близкого человека в дорогу. Вознесение - таинственный день, предопределенный иным и более значительным обстоятельством: в этот день Иисус Христос совершает Свой переход в высшие, нетварные сферы. Как сказано: вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16, 19) - вознесся и воссел же не как Второе Лицо Пресвятой Троицы, и без того всегда пребывавшее с Отцом в единении и никогда не отлучавшееся от недр Отчих, но как Богочеловек, соединяющий в себе человеческую и Божественную природы. О событии этом, имеющем значение переворота поистине космического и сверхкосмического, можно судить поэтому не как о разлучении человечества с Сыном Божиим, а, напротив, как о восшествии человечества в Божественную реальность, теснейшее приобщение ее к Абсолюту, о празднике Вознесения человеческой плоти. " Настоящее празднество, - говорит по данному поводу блж. Августин, - являет нам в Иисусе Христе таинство человека и Бога " . И св. Иоанн Златоуст добавляет: " Если мы хотим познать величие человека и его возможную славу, нам надо возвести взор ко престолу Божию, и там мы увидим сидящего одесную Бога и Отца Человека Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия " .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Протестанты сделали подсчет: всю Библию можно прочесть за 50 часов, если читать ежедневно по четыре главы. Но дело не в том, чтобы сделать это чисто механически, а потом вообще ее не открывать. Для нас важно другое: эта книга должна стать настольной книгой, чтобы дух времени не господствовал над нами, чтобы мы всегда помнили о том, что огромные духовные богатства Церкви заключены именно в Книге вечности — в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Вот как говорил о Церкви и Св. Писании священник и богослов о. Павел Флоренский: «Небо и земля многими веками делают тут свои вклады. Затаенные чаяния, сокровеннейшие порывы к Богоуподоблению, лазурные, после бурь наступающие минуты ангельской чистоты, радости Богообщения и святые муки острого раскаяния, благоуханные молитвы, тихая тоска по небу, вечные искания и вечные обретения, бездонно глубокое прозрение вечности, детская умиленность души, благоговение и любовь — любовь без конца. Текли века, и все это пребывало и накапливалось». Так было и в Ветхом Завете. Было время, повествует священный писатель, когда любовь Божия в полной мере проявлялась на тех или иных детях Божиих. Помните: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх 34:29-30).   Но то, что было почти единственным исключением в Ветхом Завете для личного друга Божия (Моисей принимается как друг Божий), стало почти правилом в Новом Завете. Об этом нам говорит опыт Церкви: «Кто знает истину, тот знает этот свет, а кто знает этот свет, тот знает вечность. Любовь знает его» (блж. Августин, «Исповедь»). Мы знаем примеры, когда этим светом просвещались лица Амвросия Оптинского, Серафима Саровского. Это примеры духовного озарения Словом Божиим, через изучение и просвещение. Вы знаете, что прп. Серафим прочитывал ежедневно одно Евангелие и почти наизусть знал многие тексты Св. Писания. В древности многие люди знали наизусть главы и тексты Ветхого Завета. Я знал человека, который читал наизусть всю Псалтирь. Это не так просто, это дар Божий. Поэтому, приступая к этой книге, нужно молиться, чтобы Господь послал нам дар познания, просвещения и закрепления этих знаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Разделы портала «Азбука веры» Венец славы — символическое выражение, применяемое в православной агиографии и других направлениях православного богословия в качестве аналога выражений: «приобщение к Царству святых», «наследование Царства Небесного » и т. п. Можно ли заслужить венец славы? Православное богословие отвергает грубые юридические подходы к объяснению смысла понятия “удостоиться венца славы”, согласно которым, человек , чтобы наследовать Царство Небесное, должен сполна удовлетворить Божественному Правосудию . Напротив, согласно учению святых отцов Церкви , по какой бы высокой правде ни жил человек, его личные заслуги не могут служить адекватным эквивалентом тех нетленные даров , причастником которых он становится по определению Божьему. Ни один человек (в данном случае не рассматриваем Богочеловека, Иисуса Христа) не в состоянии сполна удовлетворить Божьей заповеди : “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” ( Мф.5:48 ). Вот почему удостаивание венца славы следует считать даром Божьим, даром Его благости и милосердия, а не равноценным личным заслугам Божественным воздаянием. Однако, сказанное нельзя понимать в том смысле, что будто бы значимость личных заслуг человека, в деле достижения спасения , ничтожна. Напротив, исполняя Божественные заповеди, человек уподобляется Богу , духовно сближается с Ним, вырабатывает в себе готовность и способность жить по нормам святых . Как результат: удостаивается венца славы, наследует Царство Небесное. Цитаты о венце славы «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». 2Тим.4:7-8 «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Откр.2:10 «Венец победы обещан только тем, кто сражается. В Священных же Писаниях мы постоянно находим обетование венца в случае нашей победы». блж. Августин «Ведущему [благочестивую] жизнь рукоплещут постоянно – не люди нетрезвые, а сонм ангелов. Что говорю: сонм ангелов? Сам Владыка ангелов похвалит и прославит его. А кого хвалит Бог, тот не один, не два и не три дня, но вечно торжествует с венцом на голове и никогда не увидишь его голову лишенной этой славы. Время этого торжества не ограничено определенными днями, а продолжится в бесконечность будущего века. К тому, чтобы совершилось это служение, никогда не может служить препятствием бедность; напротив – и бедному можно совершить его, бедному даже всего удобнее, как свободному от всякого житейского блеска, потому что здесь нужны не денежные траты и не богатство, а чистая душа и умная мысль; ей изготовляются для души одежды, потребные для такой жизни, и сплетается венец, так что если она не будет украшена добродетелями, то множество золота не принесет ей никакой пользы, как не повредит нисколько и бедность, если она имеет внутреннее богатство».

http://azbyka.ru/venec-slavy

Разделы портала «Азбука веры» Отвага — 1) форма отношения к опасности, выражаемая в проявлении смелости, бесстрашия, храбрости и т. п.; 2) то же, что отважность  — смелость, бесстрашие, храбрость. Антонимические понятия: трусость, малодушие. Отвага в православной традиции Священное Писание предоставляет нам множество примеров проявления храбрости, смелости, отваги как со стороны закоренелых грешников, так и со стороны людей, стремившихся угодить Богу. Скажем, храбростью отличались язычники, жители Гаваона ( Нав.10:2 ), боговраждебные Моавитине ( Иер.48:41-42 ), Идумеяне ( Иер.49:22 ), сыны Кидара ( Ис.21:17 ); храбрые воины были и в войске царя Ассирийского ( 2Пар.32:21 ). С другой стороны, в Библии отмечается храбрость царя и пророка Давида ( 2Цар.17:8 ), праведников вообще, противопоставляемых нечестивцам: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» ( Притч.28:1 ). Между тем, отвага, смелость, храбрость добродетельных людей отличается по качеству от таковых, свойственных беззаконникам, злодеям. Форма храбрости человека зависит от того, насколько он добродетелен. Вот что по этому поводу утверждал блж. Августин: «…Сущие в человеческой душе добродетели (хотя каждая из них воспринимается различным образом и отдельно) все же ни коим образом не отделяются друг от друга. Так что все, кто, например, равны храбростью, равны также и благоразумием, и праведностью, и воздержанностью. Ибо если скажут, что такие-то [два] человека равны храбростью, но один из них выделяется благоразумием, то из этого следует, что храбрость другого менее благоразумна, из-за чего они не равны также и храбростью, ибо храбрость первого более благоразумна. То же самое обнаруживается и в отношении других добродетелей, если бегло рассмотреть их все, ибо стоит вопрос не о силе тела, но о храбрости души» (О Троице. Кн. 6. 6) 1 Как известно, в раннехристианский период смелость проявляли и апостолы, и другие христиане, распространяя евангельскую проповедь: «большая часть из братьев в Господе… начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп.1:14 ).

http://azbyka.ru/otvaga

Св. Кирилл Александрийский также относит слова пророка ко временам Христа: «Днём пророк в этих словах именует то время, в которое случилось пришествие Христово и явилось таинство домостроительства Единородного. Итак, ...именно тогда, говорит, покажет Господь руку свою, т.е. будет великое показание могущества. И это не напрасно, но затем, чтобы возревновати по останку прочему людей, иже аще останет от Ассириов, говорит, и от других народов» Толк, на пр. Исаию, кн. 2, отд. 1, гл. 11].Под остатком св. Кирилл разумеет уверовавших во Христа из иудеев, а также от Ассура, Египта, Патроса, Хуса и других уверовавших из язычников. 11.7. Пророчество Софонии Через сто лет после Исаии ок. 630 г. до Р.Х. пророк Софония объединяет два образа бедняков Ягве и остатка Израилева воедино. Пророческий взор, видя то одних, то других, видит одно и то же малое стадо Доброго Пастыря. Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил вам Царство ( Лк. 12:32 ). Полностью различные пророческие образы так и не сольются воедино в писаниях Ветхого Завета, но они и не разделены вовсе, порой переходя один в другой. Устами пророка Софонии говорит Ягве Бог: Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Ягве остатки Израиля не будут делать неправды... ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их ( Соф. 3:12–13 ). Народ смиренный и простой или смиренные земли у пророка Софонии – это бедняки Ягве (см. выше), и они же и составляют остатки Израиля, которые в своё время будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их, ибо Добрый Пастырь будет покоить их на злачных пажитях и водить к водам тихим ( Пс. 22:2 ). Не знатные и вельможи, не старейшины и священники, а бедняки Ягве будут оставлены для спасения и станут малым стадом Доброго Пастыря. О спасении остатков смиренных и простых бедняков во Израиле так толкует блж. Августин: «И оставлю в тебе люди кротки и смиренны и убоятся о имени Господни останцы Израилевы ( Соф. 3:9–13 ). Это те останки, о которых находится пророчество в другом месте, приводимое и апостолом: Аще будет число сынов Израилевых яко песок морский, останок спасется ( Ис. 10, 22 ; Рим. 9:27 ). Ибо эти останки Израильского народа уверовали во Христа» О граде Божием, кн. 18, гл. 33].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад. 1.6. Римо-католическое учение о чистилище Это учение неразрывно связано с римо-католической сотериологией вообще. Католическое богословие различает в каждом греховном деянии два момента: вину греха и наказание за грех. При этом грехи у католиков классифицируются на смертные и простительные. Если человек приносит покаяние за грех, то в общем случае ему прощается вина греха, а наказание за грех прощается только в том случае, если грех смертный. Во всех прочих случаях человек помимо того, что он покаялся, должен понести некоторое наказание и таким образом принести за свой грех удовлетворение (satisfactio) Богу. Это удовлетворение может выражаться самым различным образом: церковная епитимия, различные подвиги, которые человек на себя добровольно возлагает (паломничество, усиленные молитвы, посты и т. д.). Чистилище у католиков оказывается неким средним местом, промежуточной инстанцией между раем и адом, в которую попадают те, кто покаялся, но не принес в земной жизни Богу достаточного удовлетворения. Этот недостаток восполняется пребыванием в чистилище. Освобождение из чистилища происходит чисто механически по истечении определенного времени, которое необходимо для того, чтобы принести полное удовлетворение. Но возможно и сокращение срока пребывания в чистилище через молитвы живых, молитвы Церкви, через принесение бескровной Жертвы, а также посредством индульгенций, которые усвояют грешникам сверхдолжные дела, сверхдолжные заслуги святых. Основания учения о чистилище. " Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (1 Кор. 3, 11-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Сделать усилие воли и с напряжением обратить свой взор к Богу — самое лучшее средство, сразу поднимающее человека над рассеянностью и обращающее его к сосредоточенной молитве. 88 Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли ты к чему-либо земному, вплоть до забвения Бога? «Горе тебе, если ты, возлюбив тварей, забудешь Творца»,— учит блж. Августин. Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). А св. ап. Иоанн учит: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2, 15). Все нужно любить только для Бога и ради Бога. «Не радуйся ни о чем временном в этом плачевном веке, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем обманчиво и изменчиво. Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться, радуйся об одном Господе»,— учит святитель Димитрий Ростовский. «Может ли тварь и плотское удовольствие доставить совершенный покой и верное утешение для души?»— спрашивает тот же Св. Отец и отвечает: «Нисколько! Один только Творец может успокоить и утешить душу и даровать ей вечное и всегдашнее наслаждение. Как ветка расцветает и вырастает не иначе как из корня, так же точно и душа может получить совершенное утешение единственно от благодати Господней и Пресвятого Утешителя Духа, от Которого получила и бытие свое». Не допустил ли ты греха человекоугодия, т.е . не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел? Помни, что в слове Божием сказано: Кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5, 7). Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою (Ис. 5, 20). О том, как опасно хвалить зло, порок и нечестие, говорит святитель Василий Великий: «Делающие так своими похвалами навлекают проклятие на жизнь хвалимых и делаются виновниками их осуждения вечного за то самое, в чем одобряют их». 89 He надеялся ли ты на человека более, чем на Бога? Знай, что Господь в этом случае сильно гневается. Проклят, — говорит Он,— тот, кто надеется на человека (Иер. 17, 5). Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс. 145, 3). Слово Божие называет надежду на человека тенью. Что же есть непостояннее и обманчивее тени? Сегодня тот, на кого ты надеялся, велик и силен, завтра он пал со своей высоты и тебя увлек в свое падение; сегодня он жив, завтра умер и разбил все твои надежды. Только надежда на Бога никогда не обманет человека. Господь — помощник мой и защитник мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне,— говорит св. царь и пророк Давид (Пс. 27, 7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Скачать epub pdf Синоптическая проблема Из четырех Евангелий три – от Матфея, Марка и Луки – в библейской науке называются синоптическими, поскольку содержат много сходного материала. Термин «синоптики» означает, в переводе с греческого, «совместно смотрящие»: это наименование указывает на значительное сходство трех Евангелий, наличие в них общего материала. Блж. Августин. Мозаика. XII в. Во многих случаях между тремя евангелистами (или между двумя из трех) наблюдается такая степень текстуальной близости, что это заставило ученых думать либо о наличии у них общего литературного источника, либо о заимствовании ими фрагментов текста друг у друга. К примеру, если сравнить рассказы о призвании двух учеников у Матфея ( Мф. 4:18 ) и у Марка ( Мк. 1:16 ), то легко заметить, что фраза ибо они были рыболовы присутствует в обоих Евангелиях: следовательно, либо один автор должен был заимствовать текст у другого, либо оба должны были опираться на общий источник, будь то письменный или устный. Есть места, где у всех трех евангелистов имеется одна и та же синтаксическая ошибка, то есть во всех трех случаях построение фразы не соответствует правилам греческого языка, например: Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному... ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:10 ; Лк. 5:24 ). Тождественными бывают и так называемые παξ λεγμενα (букв, единожды сказанные) – слова или выражения, которые в Новом Завете или даже во всей Библии употребляются лишь один раз, в одном конкретном месте. К таковым относится, например, фраза: и смеялись над Ним Пророк Малахия. Фреска. XIV в. Цитаты из Ветхого Завета нередко подвергаются одинаковым изменениям у всех трех синоптиков. Например, пророчество Малахии об Иоанне Предтече в оригинале звучит так: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною ( Мал. 3:1 ). В двух синоптических Евангелиях этот текст приведен в следующей редакции: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Служил пред Богом», т.е. отправлял свои священнические обязанности именно пред Богом, так как храм считался местом благодатного присутствия Иеговы. «Досталось по жребию» ( λαχε – получил по жребию). «Как обыкновенно было у священников». Каждение считалось у священников самым важным священнодействием, и тот, кому доставалось это дело, всеми признавался особо почтенным от Бога ( Втор.33:10 и сл.). «В храм Господень» – τν ναν, т.е. во святилище, где стоял алтарь кадильный (ср. стих 11). На этот алтарь священник и возлагал благовонный фимиам, как символ народной молитвы к Богу ( Пс.141:2 ). Народ в это время стоял на дворах и в притворах храма, так как в святилище могли входить одни только священники. «Во время» – точнее: в час ( τ ρ) каждения (в греческом тексте здесь вместо «каждения» стоит «фимиама» – это так называемая фигура метонимии). Лк.1:11 .  тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. «Явился ему Ангел». По объяснению святого Иоанна Златоуста , евангелист, говоря, что Ангел «явился», а не «был увиден», этим самым хочет сказать, что это было действительное появление Ангела. «По правую сторону». Эта сторона считалась у евреев счастливой, и потому явление Ангела не должно было подействовать удручающим образом на Захарию. Лк.1:12 .  Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Тем не менее, Захария испугался. Ему могли припомниться те места Ветхого Завета, где явление Ангела признается признаком близкой погибели ( Суд.6:22–23, 13:22 ). Притом, как бы ни был человек «праведен», ему никогда не чуждо сознание своей греховности или виновности перед Божественным Правосудием. Лк.1:13 .  Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; «Услышана молитва твоя». Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана... Мессия скоро придет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010