НЗ совершенно исключает прежнее понимание Б.: Христос призывает идти за Ним «скопцов, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19. 12). Девство в христианстве почитается уже как высокий плод добродетельной жизни с Богом: ап. Павел провозглашает «хорошо человеку оставаться так» (1 Кор 7. 26), т. е. безбрачным, одному, без детей (ср.: Быт 2. 18). Но, отдавая предпочтение безбрачию (бесчадию), позволяющему христианину отдавать всего себя Господу, НЗ признает брак и рождение детей в этом браке: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9). Дети, рожденные в христ. браке,- «святы» (1 Кор 7. 14). НЗ приносит различные понимания Б. в переносном смысле, к-рые составили богатую традицию в христианстве. «...Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3. 10; Лк 3. 9), «всякое дерево познается по плоду своему» (Мф 7. 17-19; Лк 6. 43-44). Б. Елисаветы, родственницы Пресв. Богородицы (Лк 1. 5-7, 25), и ее поздняя беременность воспринимаются как знамение величия и благости Божией. Евангельские притчи о Царстве Божием также иносказательно говорят о плодоношении и Б. (Мф 13. 2-52; Лк 13. 18-19). Виноградарь уговаривает хозяина оставить еще на год бесплодную смоковницу, «не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк 13. 9). Злые виноградари не хотят отдать плодов хозяину, за что преданы смерти (Мф 21. 33-41; Мк 12. 1-9; Лк 20. 9-16). Сам Христос говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы - ветви» (Ин 15. 1-2, 5). Незадолго до завершения Своего земного служения Христос совершает таинственное проклятие бесплодной смоковницы: «...Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21. 19). По мнению большинства христ. толкователей, Б. смоковницы является указанием на Б. синагоги и живущих по делам Закона ( Orig. In Matth. 16. 26; Суг. Alex. In Luc. (caten.)//PG. 72. Col. 764; Aug. Sermo 211). По словам блж. Августина, и Церковь, будучи в истории «некогда бесплодной, ныне увеселяется большим числом сынов, чем известная синагога» ( Aug. De consensu Evangelistarum. I 32. 49).

http://pravenc.ru/text/78240.html

Но в любом случае я хочу поблагодарить уважаемых авторов за то, что они подняли столь важные темы. Обратившись к истории Церкви, мы видим, что не одиноки в наших затруднениях. Трудности воцерковления, взаимоотношения верующих и неверующих в семье, отношение к светской культуре – это то, с чем сталкивались православные и пятьсот, и тысячу, и две тысячи лет назад. Эффективно разрешить их мы можем только в свете Слова Божия, как говорил прп. Антоний Великий: «Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании». Все рецепты, высказанные выше, можно свести к одному: живи по-христиански. Или, как сказал блж. Августин, «люби Бога и делай, что хочешь». Тот, кто искренне любит Бога, будет любить и слово Его – святую Библию. Будет любить и дом Его – храм, и народ Его – Церковь. Будет стараться всеми силами избегать того, что не угодно Ему, и, наоборот, делать все, чтобы приблизиться к Нему и быть вместе. И как только это удастся – тысячи вокруг нас спасутся. Да, может показаться, что это более тяжелый путь, чем жить по своему хотению, исполнять обряды, «пилить» родных… Но все, на самом деле наоборот. Потому как, если мы творим свою волю, то в нашем распоряжении лишь наши слабые силы, а если творим волю Божию, то Сам Господь нам помогает. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28–30). Это предписание, помимо логики (верно изъяснять слова Божии могут лишь те, кто соединился с Богом, то есть святые), продиктовано и реалиями духовной жизни, как свидетельствует прп. Иоанн Лествичник: «Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и еще более в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы». Рейтинг: 8.3 Голосов: 34 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/5759.html

Но дело не в том, чтобы сделать это чисто механически, а потом вообще ее не открывать. Для нас важно другое: эта книга должна стать настольной книгой, чтобы дух времени не господствовал над нами, чтобы мы всегда помнили о том, что огромные духовные богатства Церкви заключены именно в Книге вечности – в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Вот как говорил о Церкви и Св. Писании священник и богослов о. Павел Флоренский : «Небо и земля многими веками делают тут свои вклады. Затаенные чаяния, сокровеннейшие порывы к Богоуподоблению, лазурные, после бурь наступающие минуты ангельской чистоты, радости Богообщения и святые муки острого раскаяния, благоуханные молитвы, тихая тоска по небу, вечные искания и вечные обретения, бездонно глубокое прозрение вечности, детская умиленность души, благоговение и любовь – любовь без конца. Текли века, и все это пребывало и накапливалось». Так было и в Ветхом Завете. Было время, повествует священный писатель, когда любовь Божия в полной мере проявлялась на тех или иных детях Божиих. Помните: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» ( Исх. 34:29–30 ). Но то, что было почти единственным исключением в Ветхом Завете для личного друга Божия (Моисей принимается как друг Божий), стало почти правилом в Новом Завете. Об этом нам говорит опыт Церкви: «Кто знает истину, тот знает этот свет, а кто знает этот свет, тот знает вечность. Любовь знает его» (блж. Августин, «Исповедь»). Мы знаем примеры, когда этим светом просвещались лица Амвросия Оптинского , Серафима Саровского . Это примеры духовного озарения, через изучение, просвещения Слова Божия. Вы знаете, что прп.Серафим прочитывал ежедневно одно Евангелие и почти наизусть знал многие тексты Св. Писания. В древности многие люди знали наизусть главы и тексты Ветхого Завета. Я знал человека, который читал наизусть всю Псалтирь. Это не так просто, это дар Божий. Поэтому, приступая к этой книге, нужно молиться, чтобы Господь послал нам дар познания, просвещения и закрепления этих знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Но и этот аспект богословия Крещения имеет существенное значение. В 124-м правиле Карфагенского Собора 418 года читаем, что «младенцы, никаких грехов сами собой содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» 204 . Тем же правилом провозглашается анафема всем, кто утверждает, будто младенцы «от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия» 205 . В Посланиях св. ап. Павла есть множество мест, указывающих на то, что возрожденный благодатью Крещения христианин обнаруживает в себе, хотя и иначе, чем до принятия таинства, действие ветхого Адама. Нераскаянных грешников, не омытых водами Святого Крещения, св. апостол называет «чадами гнева» ( Еф.2:3 ) и «рабами греха» ( Рим.6:20 ), в то время как возрожденных в Крещении христиан – «детьми Божиими» ( Рим. 8:16 ) и «рабами Бога» ( Рим.6:22 ). И вместе с тем в Послании к Римлянам св. апостол ясно говорит о том, что греховность не уничтожается в таинстве Крещения единовременно, полностью и окончательно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха» ( Рим.7:19–20,25 ). Блж. Августин, комментируя это место из Послания к Римлянам, обращает особое внимание на то, что «все это слова человека, который уже под благодатью» 206 . «Как же мертв грех , когда он во многом действует на нас и если мы боремся против него? – вопрошает блаженный отец. – Что же есть это многое, как не глупые и вредные пожелания, обрекающие соглашающихся с ними на смерть и погибель? А вот претерпевать их и им не уступать означает борьбу, схватку, битву. Между кем битва, как не между добром и злом? Не природы против природы, а природы против порока, который уже мертв, но еще должен быть погребен, то есть окончательно исцелен» 207 . О духовной брани, совершающейся в сердце возрожденного христианина, св. ап. Павел пишет: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал.5:16–17 ). Коринфских христиан, которые уже «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ), св. ап. Павел по-прежнему призывает очистить «себя от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор.7:1 ). Учение св. ап. Павла о борьбе между плотью и духом в крещеном христианине легло в основание православной аскетики.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Об этом также говорят и слова Иисуса Христа «…ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14: 30 ). Действительно, поскольку человеческое естество Спасителя восприняло физические последствия первородного греха, совершенного под влиянием дьявола, – безукоризненные немощи, то слова «не имеет ничего» могут, как очевидно, означать только: «не имеет ничего укоризненного от влияния дьявола на человека». А из этого, в свою очередь, следует, что духовные последствия первородного греха – укоризненные страсти не были восприняты человеческим естеством Спасителя и не было никакого личного греха 290 . Тот же смысл имеют и слова св. апостола Петра: «…искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…» (Петр. 1: 18, 19). Слова «непорочного и чистого» означают: без порока, без повреждения, без изъяна, без греха 291 . Но ведь физическая человеческая природа после первородного греха приобрела изъян (повреждение) – безукоризненные немощи, включая тленность, болезненность и смертность, которых вначале не было в человеке. Таким образом, эти слова говорят о невосприятии именно духовной стороны последствий первородного греха – укоризненных страстей, а также об отсутствии личных грехов. О том же говорят и приведенные выше слова свт. Льва Великого : «Ибо в Спасителе не было и следа того, что принес в человека искуситель и что прельщенный человек допустил (в себя)». То же пишет и блж. Августин: «Родители… не могут родить дитя без греховной порчи, которую очищает в новорожденных младенцах только Тот, кто Сам родился без греха и греховной порчи» (97: 49). Рассмотрим теперь некоторые аспекты чудесного зачатия человеческого естества Иисуса Христа. В « Символе веры » об этом сказано: «Верую во… единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, … воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Таким образом зачатие человеческого естества Богочеловека произошло от Святого Духа и Девы Марии. Об этом же говорится и в Апостольском символе веры : «Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией…», и в Послании восточных патриархов: «Веруем, что Сын Божий, Господь наш, Иисус Христос,… воспринял на Себя в собственной ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святого Духа, и вочеловечился” (7 чл.)» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поскольку Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2. 4), истинное Божественное О. имеет универсальный характер. Если ветхозаветное О., будучи подготовительным для пришествия Мессии, было сконцентрировано на жизни евр. народа, то новозаветное предназначено для всех народов, о чем свидетельствует Спаситель: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10. 16); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32). Христос есть для всех людей «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1. 9; ср.: Мф 28. 19). О., даруемое Богом, сохраняется не столько в душах отдельных верующих людей, сколько в Церкви как едином «теле Христовом» (Еф 1. 22-23; 4. 15-16; 5. 23; Кол 1. 18. 24; 2. 19), «столпе и утверждении истины» (1 Тим 3. 15). Сщмч. Ириней Лионский советует: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни...» ( Iren. Adv. haer. III 4. 1). В строгом смысле записанное О. принадлежит тому сообществу, где оно было рождено,- Церкви, поэтому Тертуллиан считает необходимым отказывать еретикам «в прении о Священном Писании» ( Tertull. De praescript. haer. 45), ибо «у них нет прав на чужое достояние… Неверующий не имеет доступа к Вести - он его попросту не получил. Для него в Библии Вести нет» ( Флоровский. 1998. С. 20-21). Однако Церковь - это не только хранительница, но и истолковательница О., для истинного познания и усвоения к-рого необходимо принадлежать ей, быть живым элементом ее богочеловеческого организма. Прот. Георгий Флоровский и саму Церковь рассматривает как одну из форм О. Божия, как неотъемлемую часть новозаветной Вести, «истории «всего Христа» (по выражению блж. Августина, «totus Christus: caput et corpus» (весь Христос - Глава и Тело)) и Святого Духа. Конец Откровения, его telos, еще не наступил. И Новый Завет истинно и полно живет только в опыте Церкви» (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

После молитвы священнодействующий читает внятным голосом Апостол. На торжественной литургии иподиакон читает (cantat) Апостол, а священнодействующий в то же время произносит его тихим голосом. Отвечают: Благодарение Богу. После Апостола читаются Степенны (gradualia), потом произносятся два Аллилуиа, потом стих и после стиха одно Аллилуиа. (например, в праздник блж. Августина ) Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Стих. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его (см. Пс. 36: 30–31 ). Аллилуиа, аллилуиа. Стих. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его ( Пс. 88, 21 ). Аллилуиа 1568 . В недели перед Пасхой, от Septuagesima до Великой Субботы, и в некоторые другие дни 1569 не говорится Аллилуиа, а вместо него говорится Tractus. (например, во время Св. Четыредесятницы) Господи, не по грехам нашим, которые мы совершили, и не по беззакониям нашим воздай нам (см. Пс. 102, 10 ). Стих. Господи, не помяни грехов наших предков 1570 ; скоро да предварят нас щедроты Твои; ибо мы весьма истощены (ср. Пс. 88, 8 ). Стих. Помоги нам, Боже, Спаситель наш, и ради славы имени Твоего, Господи, избавь нас, и прости нам грехи наши ради имени Твоего (П с. 88, 9 ). Вместо Tractus говорится Sequentia в праздник Пасхи: Victimae Paschali, в праздник Пятидесятницы: Veni, Sancte Spiritus, в праздник Тела Христова: Lauda Suum Salvatorem, а на литургиях заупокойных кроме Tractus говорится Sequentiä Dies irae, dies illa, без Аллилуиа. По окончании этого, если литургия торжественная, диакон полагает книгу Евангелий на средине алтаря, и священнодействующий благословляет фимиам, как сказано выше; потом диакон, коленоприклонившись перед алтарем с соединенными руками, говорит: Очисти сердце мое и уста мои, всемогущий Боже, очистивший уста Исаии пророка углем огненным; так и меня сподоби очистить Твоею благой милостью, чтобы я мог достойно возвещать святое Евангелие Твое, через Христа Господа нашего. Аминь. Потом поднимается, берет книгу Евангелий с алтаря и, опять коленоприклонившис, испрашивает благословение священника, говоря: Повели, владыка, благословить 1571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После падения жены искушению подвергается Адам. Ева предлагает запретный плод своему мужу, и он, как о том говорит библейское повествование, вкушает его без малейшего сопротивления: И дала также мужу своему, и он ел. Почему он не возмутился поступком жены? Почему не призвал её к покаянию, не отверг её предложения? Он поступил как безропотное наивное дитя, хотя должен бы быть главой жены. Как это стало возможно? Это возможно только при одном условии: если любовь Адама к жене была больше его любви к Богу. Бог, конечно же, не только не запрещает, но и благословляет супружескую любовь и бережное милостивое отношение к тварному миру. Однако в любви Богом предусмотрена определенная иерархия, и её нарушение может стать причиной греха. Потому и Господь Иисус Христос говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10:37 ). Итак, именно искажение любви в Адаме и Еве стало главной причиной их грехопадения. Сместились их ценности. Привязанности к тварному миру и семье стали вытеснять общение с Богом. На это прямо указывает Господь Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него ... То есть мнение жены для Адама стало важнее слова Божия, что возможно только при одном условии: он любил её более Бога. Поэтому, когда появился выбор между предложением жены и заповедью Бога, Адам стал на сторону жены. Эту мысль высказывают многие святые отцы. Блж. Августин считает, что Адам понимал происходящее, но нарушил заповедь Божию потому, что не хотел разлучиться с согрешившей женой. «Супруг последовал супруге, – пишет он, – не потому, что, введенный в обман, поверил ей, как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи. Ибо не напрасно апостол сказал: Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление ( 1Тим. 2:14 ). Это значит, что он не захотел отделиться от единственного сообщества с нею даже и в грехе» 383 . Такую же мысль высказывает и свт. Иоанн Златоуст : «Жена не обманывает мужа, – отмечает он, – а убеждает. Об этом свидетельствует Павел, говоря: Адам же не прельстися » ( 1Тим. 2:14 ) 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Поэтому, сотворением Адама процесс формирования человека не окончился, скорее, он только начался. Косвенно это подтверждает Книга Бытия, ибо сказав о повелении Господнем: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” ( Быт.1:27 ), далее повествует: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” ( Быт.1:27 ). Таким образом, Господь умалчивает о сотворении “по подобию”, указывая этим, что возрастание человека еще не закончено. Более четко об этом говорит св. апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» ( 1Кор.15:45 ); «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор.15:47 ); «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Можно также вспомнить блж. Августина, который говорил, что Адам находился в состоянии, которое выражается формулой «могу не грешить», и ему предстояло достигнуть состояния «не могу грешить». Итак, совершенствование человека не завершено, и окончится только после Всеобщего Воскресения. Чем же был несовершенен новосотворенный Адам и чего ему недоставало? Как храм Божий он обладал всей совокупностью совершенства, но этот храм еще не был заполнен Тем, для кого он был предназначен. То есть Адам еще не имел Бога в себе, или, другими словами – не имел в себе совершенной любви. Этот вывод может показаться весьма смелым, но на это указывает первый, несданный Адамом, экзамен любви – нарушение первой заповеди. То, что Адам не имел в себе любви к Богу и любви к ближнему (Еве) подтверждается также его ответом Богу после грехопадения: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» ( Быт.3:12 ). То есть Адам предпочел обвинить своего ближнего и даже самого Бога в своем проступке, а не самого себя. Нельзя не согласиться с тем, что Адам имел в себе некоторое несовершенство, иначе бы не произошло грехопадение. В первом соборном послании св. апостол Иоанн Богослов пишет: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин.3:6 ), и еще далее: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Человеку еще только предстояло познать Бога или познать любовь, впустить любовь в себя, возрастить ее в себе. Поэтому вся история взаимоотношений между Богом и человеком, изложенная в Св. Писании, есть история богопознания, или история познания человеком любви, или история научения человека любви.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

Приведем лишь несколько примеров: Удобнее верблюду пройти сквозь (dia tes) игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:25). Кто не дверью (dia tes) входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник (Ин. 10:1-2). Но самый показательный пример находим у самого Апостола Павла: Н апоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через (dia tes) мое рукоположение (2 Тим. 1:6). Здесь Архимандрит, наверно, переводит это место: " вопреки моему рукоположению " ? Или как? Расчет сделан на полную безграмотность, расчет на людей не знающих не только греческого, но и того, что есть такой или вообще какие-либо языки на свете. " Фраза всегда вызывала удивление " . Чье удивление? Открываем толкование св. Феофана Затворника, где сведены воедино Святоотеческие толкования. Ни следа недоумений или неясности, что и понятно, поскольку Святые неизменно стоят на твердом основании Христова учения. " Если теперь жена, мучась болезнями рождения, будет переносить их в этом именно смысле, то есть как наказание, напоминающее о грехе и призывающее к покаянию, то чадородие ее будет происходить в порядке спасения.- Но этого одного мало. В таких расположениях подъемлема будучи, тягота чадородия только не будет мешать спасению; а ему надобно не только не мешать, но и содействовать спасению. Как же это оно может делать? Если по рождении к нему будет присоединяемо и воспитание детей, в страхе Божием во славу Божию. Св. Златоуст говорит: " Апостол говорит как бы: вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других " .- И несколько ниже: " деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это (зависящее от природы), но и то, что относится к воспитанию детей.- В том не малая, но великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу " Выше мы видели то же самое учение у блж. Августина: " Чадородие в том, чтобы с любовью рождать детей, с добротой вскармливать их и с верой воспитывать их в вере " .

http://moral.ru/aqua_viva.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010