в Москве историк Виппер. Духовенство, в борьбе с расхищавшим монархию боярством, потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на царство Uoahha IV , являясь много лет его спасительным советником. И Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствования Царей: Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой Патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием Государя «начальным человеком Земли Русской», и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троицко-Сергиевской Лавры, исповедники, помогли Патриарху в его патриотическом делании. Обитель Преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская Обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая Православие и Отчизну. Затворники: преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковской, «что в стене жил 22 лета, ядь же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молча нии великом» – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты: Ростовский Филарет (будущий патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы: Сергий Смоленский, Феоктист Тверской – выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем Нижегородской рати. Митрополиты: Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей русской церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на «Освященном Соборе» 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово Владыки убедило юного Михаила принять бразды правления. Огромное значение в царствование двух первых царей из Дома Романовых имели патриархи: Филарет и Никон. В стенах Троицко-Сергиевой Лавры юный Петр дважды находил укрытие и защиту во время бунтов стрельцов. При этом иерархи русские не стремились к какой либо светской власти. «Несмотря на свою знаменитость и важность, духовенство наше не оказывало излишнего властолюбия, свойственного духовенству западной церкви и, служа Великим Князьям в государственных делах полезным орудием, не спорило с ними о мирской власти » пишет Карамзин. «В раздорах княжеских митрополиты бывали посредниками, но избираемыми единственно с обоюдного согласия, без всякого действительного права; ручались в истине и святости обетов, но могли только убеждать совесть, не касаясь меча мирского, сей обыкновенной угрозы пап на ослушников их воли»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Ты больше всех честию: тебе следует впереди других подвизаться за православную веру; а если ты прельстишься, то Бог скоро прекратит жизнь твою, и род твой возьмет от земли живых, и не останется никого от рода твоего в живых». Подавлены мужеством и обличением Святителя бояре-изменники и на время оставляют его в покое. «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую Землю иноплеменных. И они подивятся и почудятся великому терпению твоему и подвигам: меч их тебя не повредит, и они прославят тебя более верных», – говорил в Ростове святой блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, задолго до Смутного времени, своему другу, святому Иринарху затворнику, заповедав ему носить на себе кресты железные. Память Иоанна Власатого, юродивого Ростовского († 1580), – 3 сентября. «Я в Русской Земле родился и крестился, за Русского Царя Василия и молюсь», – говорил ворвавшимся в его келлию полякам и русским изменникам преподобный Иринарх, подвижник Ростовский, обвивший себя железным «ужищем» – то есть особой длинной цепью. Из затвора ходил он в Москву увещевать Царя Василия стоять твердо. По пророческому слову старца Иринарха князь Скопин-Шуйский отбил Сапегу от Калязина. И весь победоносный поход Скопина к Москве совершался с благословения преподобного, пославшего князю освященную просфору и говорившего: «Дерзай, не бойся, Бог тебе поможет». Скопину же послал он свой родительский «поклонный» медный крест, которым впоследствии благословил и князя Пожарского. Память святого Иринарха, затворника Ростовского († 1616), – 13 января. 1611 г. Март. Изменник боярин Салтыков, по приказанию Гонсевского, снова настаивает перед Патриархом Гермогеном о прекращении им отечестволюбивой деятельности: «Это ты по городам посылал грамоты; ты приказывал всем собираться да идти на Москву. Отпиши им, чтобы не ходили»,– «Если ты, все изменники и поляки выйдете из Москвы вон, я отпишу к своим, чтобы вернулись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Среди святых юродивых мужей, как и среди святых юродивых жен, было немало монахов. Из пяти святых юродивых Греческой Церкви, описанных в книге свящ. И. Ковалевского, четверо имели монашеский чин – св. Серапион Синдонит (14 мая), св. Симеон Эмесский (21 июля), св. Виссарион Египтянин (6 июня), св. Фома Келесерийский (24 апреля). Этот факт подчеркивается и в иконописном изображении святого: «Подобием велъми стар и сед... ризы монашеские и в схиме...» (прп. Виссарион, Египетский чудотворец); «подобием сед, власы просты... ризы преподобническия...» (прп. Симеон, Христа ради юродивый); «подобием надсед... ризы монашеския, на главе клобук черный» (прп. Фома, Христа ради юродивый). Среди святых юродивых мужей Русской Православной Церкви также есть святые, имевшие монашеский чин, о чем говорят нам их имена – преподобный Исаакий Затворник; преподобный Михаил Клопский Христа ради юродивый, новгородский чудотворец. Как правило, первую половину жизни они подвизались в монашеском подвиге, а затем были призваны Богом на общественное служение в подвиге юродства Христа ради. Проф. Голубинский высказал в свое время довольно спорное мнение о том, что юродство по отношению к монахам является в строгом смысле противоканоническим подвигом, на том основании, что «юродствовать можно только в миру, а монах неисходно должен пребывать в монастыре» 220 . Однако, как мы видели, подвиг юродства зародился именно в монастыре и первой юродивой была прп. Исидора. Кроме того, на примере дивеевских блаженных мы могли наблюдать явление обратное: по благословению прп. Серафима Саровского св. блж. Пелагея, не будучи монахиней, получила благословение на подвиг юродства и на старчество в Дивеевской обители. Иером. Алексий (Кузнецов) приводит еще один контраргумент по поводу мнения проф. Голубинского, отмечая, что, «хотя юродивые жили в миру, но они были одиноки не менее, чем монахи... Монашество и духовное созерцание св. юродивых продолжалось и среди мира» 221 . Между святыми юродивыми мужами наблюдалось духовное родство, часто духовное окормление, так же, как это происходило и между святыми юродивыми женами. Иером. Алексий (Кузнецов) отмечает: «Из жития св. Киприана Устюжского известно, что он любил принимать к себе св. юродивого Прокопия (Устюжского) и много утешался посещением этого угодника Божия. Из жития прп. Иринарха затворника видно, что на его духовное развитие много влиял св. юродивый Иоанн Власатый, и что, когда Иринарх терпел временное изгнание из обители, то пользовался советами и утешением от него» 222 . Т. Недоспасова, изучая русское (мужское) юродство, приходит к выводу, что для подвига юродства из-за всей его сложности характерна большая преемственность, чем для других видов подвижничества. Об этом свидетельствует, по мысли автора, представленная во всех житиях русских юродивых XI-XVI веков своеобразная «генеалогия», перечисляющая преждепросиявших в этом подвиге святых 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Насколько нам известно, первым Христа ради юродивым на Руси считается монах Киево–Печерской обители Исаак (XI век), чье сумасшествие было, скорее, настоящим, чем показным. Любопытно отметить, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн «Власатый» Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь. Все эти примеры подтверждают высказанную ранее мысль о том, что юродивый — всегда пришелец и чужак. Но тут может возникнуть вопрос: так неужели юродство — это особое призвание пришедшего в Православную церковь западного человека? Впрочем, я сам мог бы привести несколько подобных примеров из жизни британского православия. Золотой век российского юродства приходится на писанное Флетчером XVI столетие. Два наиболее известных юродивых того времени — святой Василий Блаженный (+ 1552) и святой Николай Псковский (+ 1576); оба были связаны с Иваном Грозным. После XVII века юродивых в русской культуре становится значительно меньше, да и реформированной на европейский лад России Петра Великого и его преемников «дураки Божьи» были не очень нужны. Но все же традиция не прервалась: в XVIII столетии прославилась блаженная Ксения Петербургская, вдова полковника, погибшего во время одной из петровых оргий (студенты до сих пор приходят помолиться на ее могиле перед экзаменами); в XIX — Феофил Китаевский, которого посетил император Николай I и духовная дочь преп. Серафима Саровского Пелагея, давшая пощечину епископу  , а XX век открыл знаменитую Пашу Саровскую, которая в 1903 г., в дни прославления преп. Серафима принимала у себя последнего российского государя, У Паши был обычай класть много сахара в чай посетителям, если она прел видела их несчастную судьбу. Когда же к ней пришел будущий царственный мученик, юродивая положила в его чашку столько кусочков, что чай перелился через край. Но остались ли юродивые в Советском Союзе? (Статья написана в 1984 г. — Прим. пер. ) По словам недавних эмигрантов, Христа ради юродивых в России можно найти и по сей день: «Они скрываются или их скрывают», потому что, как только такого «странного человека» заметят, его тут же упекут в психбольницу  . У нынешних тиранов есть немало причин бояться свободы юродивых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

«Если Монархия в Москве спаслась от крушения, не потерпела ущерба от “вельмож” на манер Польши, то всего более она обязана была своей могущественной союзнице, Церкви»,– писал в 1922 г. в Москве историк Виппер. Духовенство в борьбе с расхищавшим Монархию боярством потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола Князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на Царство Uoahha IV , будучи много лет его спасительным советником. Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствование Царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой Патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII в., став за отсутствием Государя «начальным человеком Земли Русской», и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троице-Сергиевой Лавры, исповедники помогли Патриарху в его патриотическом делании. Обитель Преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь, Тихвинская обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая Православие и Отчизну. Затворники: преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковский, «что в стене жил 22 лета, ядь же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молчании великом», – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты: Ростовский Филарет (будущий Патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы: Сергий Смоленский, Феоктист Тверской – выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем Нижегородской рати. Митрополиты: Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей Русской Церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на Освященном Соборе 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на Царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово Владыки убедило юного Михаила принять бразды правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Подвиг юродства И. принял в Ростове, где жил при Успенском соборе, там И. «учини себе жилище и постави келию». Согласно Житию прп. Иринарха Ростовского, И. предсказал прп. Иринарху его учительство «по всей вселенней», посоветовал носить вериги, а свой уход в Москву объяснил так: «Аз же иду к Москве ко государю земли прошати, что у меня на Москве будут видимых бесей, что в них едва уставятся хмелевыя тычи, и тех Святая Троица силою Своею изженет» ( Кузнецов. 1910. С. 481). Позднее эти слова И. интерпретировали как предсказание событий Смутного времени . Прп. Иринарх преставился в 1616 г. в возрасте 69 лет, маловероятно, что его встреча с И. произошла ранее 70-80-х гг. XVI в. Согласно уникальному свидетельству Жития ростовского блж. Иоанна Власатого, Милостивого (по списку Милютинских Четьих-Миней), И. жил в Ростове в одно время с блж. Иоанном Власатым († 3 сент. 1580 (?)): «Бе в Ростове человек праведен и именем Иоанн, зовомый Болшой Колпак, млад, и той многа знамения и чюдеса творя, и прорицая многим и архиепископу Евфимию, и збысться, и отъиде в царствующий град Москву, и чудодействуя много, и почи о Господе у Покрова Пресвятыя Богородицы на Рву» (ГИМ. Син. 808. Л. 1448, 1646-1654 гг.). Архиеп. Евфимий занимал Ростовскую кафедру в 1583-1585 гг. Следов., И. в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. жил в Ростове и был тогда молод. В службе И. и в 1-й редакции его Жития говорится, что блаженный провел в Ростове «многая лета», а в Москве «собеседник быв святому и блаженному Василию, Христа ради юродивому» ( Кузнецов. 1910. С. 477-478). Однако св. Василий Блаженный преставился ок. 1557 г. и вряд ли мог быть «собеседником» И. Вероятнее всего, И. оставил Ростов не ранее сер. 80-х гг. XVI в., поскольку в Москву, согласно Житию, он пришел «на свое преставление», незадолго до кончины. В перемышльском Лютиковом мон-ре сохранилось предание о том, что И. предупредил жителей Калуги о пожаре криком: «Железные двери, железные затворы!» Возможно, это сказание навеяно историей тушения пожара в Новгороде св. Василием Блаженным ( Кузнецов. 1910. С. 467).

http://pravenc.ru/text/469402.html

И прибавила, что слышала в обители, – скорбную повесть о том, как ушла Русь из Киева в леса и болота непроходимые, в лубяные городки свои, под жестокую державу московских князей, как терпела она от смут, междоусобий, от свирепых татарских орд и от прочих Господних кар – от мора и глада, от пожарищ и небесных знамений. Было тогда, сказала она, столь многое множество Божьих людей, Христа ради страдавших и юродствовавших, что по церквям от писку и крику их не слыхать было божественного пения. И немалое число из них, сказала она, сопричислялось к лику небесному: есть Симон, из приволжских лесов, что скитался и прятался взора человеческого по диким урочищам в одной рубахе издранной, после же того, обитая в городе, каждодневно был бит гражданами за непотребство свое и скончался от ран, причиненных побоями; есть Прокопий, принимавший непрестанные муки в городе Вятке, зане в ночи взбегал он на колокольницы и бил в колокола часто и с тревогою, как бы во время огненного запаления; есть Прокопий, родившийся в зырянских краях, среди дикарей-звероловцев, всю жизнь ходивший с тремя кочергами в руках и обожавший пустые места, грустные лесные берега над Сухоною, где, сидя на камушке, со слезами молился о плывущих по ней; есть Яков Блаженный, что приплыл в гробной лубовой колоде по речке Мсте к темным жителям той бедной местности; есть Иоанн Власатый, из-под Ростова Великого, волосы имевший столь буйные, что в страх повергались все видевшие его; есть Иоанн Вологодский, нарицаемый Большой Колпак, ростом малый, лицом морщиноватый, весь крестами увешанный, до кончины не снимавший с себя колпака, чугуну подобного; есть Василий Нагоходец, вместо одежды носивший и в зимний хлад, и в летний вар лишь цепи железные да платочек в руке… «Ныне, сестра, – сказала Катерина, – все они предстоят Господу, радуются в сонме святых его, мощи же их нетленные почивают в раках кипарисных и серебряных, в святолепных соборах, рядом с царями и святителями!» – «А что же батюшка Родион не юродствовал?» – опять спросила Анна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Прошло более 150 лет после кончины блаженного Прокопия, а место его погребения оставалось ничем не огражденным, кроме одного лежавшего на нем камня. Поскорбел душою об этом один нищий, пришедшей из Москвы, по имени Иоанн, и в 1458 г. построил над могилою блаженного Прокопия небольшую деревянную часовню и поставил в ней его образ. «Но великия соборныя церкви Пресвятыя Богородицы иереом и диаконом вниде в сердце лукавый помысл, и не восхотеша они того видети и слышати и память сотворяти блаженному Прокопию и того предреченнаго мужа Иоанна от тое поставленные часовни отгнаша и часовню блаженнаго Прокопия сломаша и врознь разметаша». (Древняя рукописная книга о житии и чудесах Прокопия.) В 1471 г. по повелению великого князя Uoahha III со всех сторон собирались ратники для похода на Казань, между прочим, и из Устюга. Устюжский отряд, долгое время стоявший заставою в Нижнем Новгороде, подвергся тяжкой, повальной болезни «трясавице и чревной». Во время этого бедствия многим из них начал являться блаженный Прокопий во сне и внушать: «Положите вы на сердце своем обет, еже бы вам поставите на Устюге великом церковь во имя святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, и болезни избудете». Это было началом его прославления, ибо все те, которые поверили видениям и положили обет построить церковь , вскоре выздоровели и благополучно возвратились на родину, а которые явления святого сочли сонною мечтою и не поверили – умерли от болезни. Спасшиеся столь чудесно от неминуемой смерти ратники по возвращении в Устюг действительно построили церковь, но не в его имя, а в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия. Когда эта церковь, как бы в наказание за преслушание повеления праведного Прокопия, 1 августа 1490 г. сгорела от молнии, тогда устюжане, в другой раз ходившие для защиты Нижнего от татар, при возвращении домой нарубили на берегу Сухоны лесу, приплыли на нем в Устюг и в 1495 г. построили из него новую церковь уже во имя праведного Прокопия (на 192 году после его преставления). Достойно внимания то, что еще прежде того времени уже начертан был образ этой будущей церкви на том самом камне, на котором блаженный Прокопий любил сидеть при жизни и который находился на его могиле. Тогда же устроили в церкви и гробницу над местом погребения его и написали на ней его изображение, украсив ее драгоценными паволоками (1. шелковая или бумажная ткань; 2. покров, пелена), а 8-го июля стали торжественно совершать его память. С этого времени чаще стали являться исцеления и чудеса от его гроба. Первое исцеление из числа записанных совершилось над устюжским гражданином Григорием, который страдал огневицей. Будучи в совершенном расслаблении, просил, чтобы его отнесли ко гробу чудотворца. В малой ладье привезли его к церкви, и, когда отпели молебен и приложили его к раке угодника, то больной тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и без помощи других возвратился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда Прокопий пришел в Устюг, были еще в живых престарелые супруги Иоанн и Мария, заслужившие от современников название праведных. Юродствуя по городу, он иногда заходил к ним в дом, беседовал с ними о пользе души, что доставляло старцам несказанное удовольствие, так как и он и они, хотя и различными путями, стремились к одной и той же цели. Но особенным другом и собеседником его был преподобный Киприан, основатель устюжского Архангельского монастыря. При всем том ни у Иоанна и Марии, ни у Киприана самопроизвольный мученик не искал покоя для своей плоти и не хотел пользоваться никакими удобствами земной жизни. После их блаженной кончины ближе других к юродивому был благочестивый клирик соборной церкви Симеон, впоследствии родитель святого Стефана Пермского. В продолжение многих лет Симеон был очевидным свидетелем пребывания Прокопия на соборной паперти и умел усмотреть в нем под кровом юродства великую духовную мудрость и обилие благодати Божией. Ему мы обязаны приведением в известность и сохранением для потомства следующего дивного события из жизни блаженного Прокопия. В Устюге, как и вообще на Севере, зимою бывает очень холодно, чему не мало способствует и то, что он находится на возвышенной и открытой местности. В последний год жизни Прокопия зима была столь жестока и сурова, что такой не запомнили старожилы. Сильная вьюга, продолжавшаяся две недели, занесла снегом дома даже внутри города, а мороз и северный ветер так были резки, что птицы падали мертвыми и много погибло скота. Людей же, особенно нищих и странных, и по дорогам и в городе замерзло и занесло снегом столько, что на Ивановской горе у Предтеченской церкви наполнено было ими несколько убогих домов. Можно представить себе, каково было в этот лютый мороз нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на высокой холодной соборной паперти и кроме ее не имел нигде себе пристанища. Ослабевший от старости и терзаемый нестерпимым морозом, он вышел было из паперти и пытался найти теплый угол, чтобы хотя сколько-нибудь погреться, но когда это не удалось, принужден был возвратиться на прежнее место и здесь, забытый и оставленный всеми, переносил неимоверные страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Если монархия в Москве спаслась от крушения, не потерпела ущерба от «вельмож» на манер Польши, то всего более она обязана была своей могущественной сознице, Церкви,» – писал в 1922 г. в Москве историк Виппер. Духовенство в борьбе с расхищавшим монархию боярством потеряло двух митрополитов: Даниила и Иоасафа, свергнутых с престола князьями Шуйскими. Но знаменитый митрополит Макарий вышел победителем и венчал на царство Uoahha IV , будучи много лет его спасительным советником. Патриарх Иов принимал близкое участие в государственных делах в царствование царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Святой патриарх Гермоген спас Россию в смутные годы XVII века, став за отсутствием государя «начальным человеком земли Русской» и погиб, защищая ее. Иерархи, иноки Троице-Сергиевой лавры, исповедники помогли патриарху в его патриотическом делании. Обитель преподобного Сергия, Печерский монастырь под Псковом, Боровский монастырь. Тихвинская обитель с оружием отбивались от врагов, отстаивая православие и отчизну. Затворники преподобный Иринарх Ростовский и блаженный Иоанн Псковской, «что в стене жил 22 лета, ял же его рыба сырая, а хлеба не ел, а жил в граде, яко же в пустыни в молчании великом,» – подвиг свой обратили на служение Родине и вдохновляли русских людей на священную борьбу. Митрополиты Ростовский Филарет (будущий патриарх), Ефрем Казанский и Свияжский, Исидор Новгородский, архиепископы Сергий Смоленский, Феоктист Тверской выступали действенно, защищая Родину, за что три последних и поплатились жизнью. Митрополит Кирилл Ростовский , исцелившийся от тяжкой болезни, молясь над гробницей блаженного Иоанна Власатого, был великим миротворцем нижегородской рати. Митрополиты Ефрем Казанский (считавшийся старшим во вдовьей русской Церкви), Кирилл Ростовский , Иона Сарский и архиепископ Феодорит Рязанский заседали на «Освященном Соборе» 1613 г., принимавшем участие в «обрании» на царство Михаила Феодоровича Романова. Архиепископ Феодорит возглавлял посольство, отправленное в Ипатьевский монастырь, и слово владыки убедило юного Михаила принять бразды правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010