Перевод: Страданиями святых праведных отроков Иакова и Иоанна, которые они для Тебя перенесли, умолен будь Господи, и все наши болезни исцели, Человеколюбивый, молимся. Иерониму Стридонскому , блж., глас 3 Велика имеет тя предстателя, Богомудре,/православных собрание,/якоже убо преподобных еси собеседник/и Божественныя премудрости сопричастник,/тако, пречудне Иерониме,/Христу Богу молися//даровати нам велию милость. Перевод: Великим почитает тебя защитником, Богомудрый, православных собрание, так как ты единомышленник преподобных и Божественной премудрости причастник, потому, удивительный Иероним, Христу Богу молись о даровании нам великой милости. Иоакиму и Анне, Богоотцам, правв., глас 1 Иже в законней благодати праведни бывше,/Младенца богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна./Темже днесь светло торжествует,/весело празднующи, Божественная Церковь, честную вашу память,/славящи Бога,//воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове. Перевод: Благодатно пребывая праведными в Законе, Младенца данного Богом породили нам Иоаким и Анна. Потому сегодня светло торжествует, радостно празднуя, Божественная Церковь, почитаемую память вашу, прославляя Бога, воздвигшего рог спасения нашего в доме Давида ( Пс.17:3 ). Иоанну Власатому, Ростовскому чдтв., блж., глас 8 Явился еси во граде, яко в пустыни,/в смиренномудрии, чистоте, и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне,/Взем бо крест Христов, последова Ему/и бе в молитвах и псалмопении день и нощь/иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода,/и преселился еси к Невечернему Свету./Ныне же ко гробу твоему верни приходящии,/моляся Господеви, Богородице и Предтечи,/приемлют исцеления молитвами твоими./Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне,//спастися душам нашим. Перевод: Ты жил в городе, как в пустыне, в смиренномудрии, чистоте, в трудах и подвигах, и многом терпении, преблаженный отче Иоанн. Ибо взяв крест Христов, последовал Ему и пребывал день и ночь в молитвах и псалмопении на латинском языке о спасении всего мира и христианского рода, и переселился ты к Незаходящему Свету. Сейчас же ко гробу твоему верующие приходя и молясь Господу, Богородице и Предтече, получают исцеления по молитвам твоим. Молись о нас всегда, блаженный отче Иоанн, о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Блаженный Исидор преставился 14 мая 1474 года. В минуту кончины его по всему городу разлилось благоухание в воздухе. Ростовцы погребли его в самой хижине и построили над гробом его деревянную церковь Вознесения Христова, вероятно потому, что в день погребения его, Мая 18, было навечерие сего праздника 130 . В житии Св. Исидора записано несколько чудес и исцелений, бывших на гробе его 131 . Деревянная церковь над гробом его заменена каменною, построенною по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного. Этот малый храм довольно низок и тесен, с одною главою и шатровою колокольнею. Старожилы Ростовские рассказывают предание, что архитектор казнен Грозным за то, что несколько уменьшил церковь против прежней деревянной. Иоанн Власатый поселился в Ростове в царствование Грозного в 7089 (1581): происхождение и родина его неизвестны. Он проводил жизнь в добродетелях и непрестанной молитве, не имея никакого пристанища и приходя только для отдыха к одной престарелой вдове и к духовному своему отцу, Всесвятскому священнику, Петру. По многих трудах и подвигах, он скончался 3 Сентября, 7097 (1584 года), и погребен означенным священником и вдовою при церкви Св. Власия за городом. Погребение его ознаменовано было молниею, бурею и громом. На гробе благочестивого Иоанна, находящемся ныне не при церкви, но внутри оной, сохраняется ветхая книга Псалтирь на Латинском языке, которую Иоанн всегда носил при себе, до самой кончины своей. Она вновь переплетена но воле Св. Димитрия Митрополита 132 . Теперь Власиевская церковь имеет новейшую архитектуру и находится уже не вне города, но близ выезда к Ярославлю. Глава VII. Рождественский девичий монастырь и мужские монастыри в окрестностях Ростова: Троцкий Варницкий, Белогостицкий и Борисоглебский, что на Устье Внутри города Ростова, у земляного вала, находится Рождественский 3 класса девичий монастырь. Основание этого монастыря приписывается Св. Феодору, первому Архиепископу Ростовскому. Монастырская церковь двухэтажная: в верхнем ярусе храм Рождества Богородицы, в иконостасе которого замечательны некоторые местные иконы древнего письма, хотя самый иконостас и наружный вид церкви переделаны в новейшем вкусе. В нижнем ярусе церковь Св. Алексия, человека Божия 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2 августа), «нагоходец», «постом и бдением и мразом и теплотою солнечною и слотою и дождевным облаком» «выше естества нашего подвизался» (из тропаря и жития), дни проводивший среди нищих и убогих, ночью молившийся на папертях храмов, великий провидец, исцелитель пьяниц... Блаженный Николай Саллос, юродивый Псковский (1–1576. 28 февраля), спасший в 1570 г. Псков от страшной расправы Царя Uoahha IV Грозного... Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец († 1580. 3 сентября и 12 ноября), отличавшийся особым смиренномудрием, терпением и непрестанной молитвой... Блаженный Иоанн, Московский чудотворец († 1589. 3 июля), друг преподобного Иринарха, предсказавший Смутное время, нашествие иноплеменных, называвшийся «Большой Колпак и Водоносец» по веригам, им носившимся, и трудам, на себя возлагаемым... Блаженные: Георгий Шенкурский († 1462. 23 апреля), Иоанн Устюжский († 1494. 29 мая), Иаков Боровицкий († 1540. 23 октября), Киприан Суздальский († 1622. 2 октября), Максим († 1650. 16 января) и Андрей († 1673. 10 октября), Тотемские, прославившиеся чудесами, проистекшими от их мощей. Митрополит Кирилл на церковном Соборе 1274 г. во Владимире, указывая на страшные бедствия от татарского ига, говорил: «И все это постигло нас за то, что мы не хранили правил святых Отцов наших», омрачили их «облаком еллинской мудрости». К согласованию всей жизни именно со святыми канонами и направлял деятельность Собора великий ревнитель веры. Мы читали выше послание преподобного Феодосия, обличавшего «кривоверов», «двоеверцев», не отстаивающих свое истинное Православие. Строго боролись с еретиками наши иерархи. Анафеме предает святой митрополит Петр еретика Сеита. Святые: Геннадий, архиепископ Новгородский, и Иосиф Волоколамский (Волоцкий) сокрушают злостных еретиков – жидовствующих. Святой Иосиф выпустил 16 обличительных посланий, или «слов», против жидовствующих (послания эти известны под названием «Просветитель»), «Буде ты позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единыя врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На гробе образ преподобного Иринарха писан в красках, в возглавии Спасов образ, у Спасова образа и у преподобного венцы и цата серебряные, резные, позолочены. Свет и поля басменные серебряные же позолочены...»; «оные же образы преподобного имеются вне монастыря в часовне...» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 417). Наиболее ранние известные иконописные изображения И. датируются 2-й пол. XVII в. В деисусном чине, написанном в верхней части иконы «Блаженный Иоанн Власатый Милостивый, с клеймами чудес от его гроба» (3-я четв. XVII в., ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове), завершающие ряд слева и справа святые связаны с историей Борисоглебского мон-ря. И. представлен в левой части, последним, за св. князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, с др. стороны - преподобные Феодор и Павел, основатели Борисоглебской обители. У И. небольшая окладистая борода, тронутая сединой, он облачен в одежду схимника, на голове куколь, правая рука в молении протянута вперед, в левой - свиток. На запрестольном кресте из Борисоглебского мон-ря (ГМЗРК; см.: Вахрина. 2006. С. 330-333. Кат. 99), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения кон. XVII в. составляют развернутую иконографическую программу, связанную с историей обители и ее святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами блгв. князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста - фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге - поясное изображение И. с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой - свиток. Единоличных икон И. сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ И. кон. XIX в. (120×82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развернутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божией Матери. В нач. XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом И., предстоящего в молении изображенному слева в облаках Спасителю, а также образ И. на холсте, где позади коленопреклоненного святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял арх. Михаил ( Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов, 1909. С. 75, 97).

http://pravenc.ru/text/673961.html

В центральном куполе помещен «Бог Саваоф», благословляющий двумя руками, в барабане 8 праотцев в круглых медальонах, на парусах - евангелисты. Евангельские сцены заходят также на столбы и подпружные арки, представленные на северном и южном сводах. В нижней части столбов - изображения Христа и Богоматери, сидящих на тронах. Интересные изображения в некоторых люнетах стен. В северо-восточном люнете - «Древо Иессеево», в юго-западном «Единородный Сыне», в северо-западном «Живоносный источник». В люнетах восточной стены «Троица Ветхозаветная», «София Премудрость Божия» с предстоящими Иоанном Богословом и Авраамием и «Воздвижение креста». Северная и южная стена разбиты на 4 яруса. В двух верхних ярусах южной стены написаны евангельские сцены и притчи, заходящие на оконные откосы, в третьем ярусе «Дела милосердия», в четвертом «Чудеса Богоматери Тихвинской». На северной стене в трех ярусах сцены из Евангелия, в четвертом святые в рост, среди них Алексей Человек Божий, Никита Воин, Александр Невский, Исидор Блаженный, Иринарх Затворник, Иоанн Власатый, преп. Сергий Радонежский. В конхе центрального алтаря «Троица Новозаветная», в апсиде ростовские чудотворцы, вселенские и московские святители. В конхе жертвенника «Поклонение жертве», ниже - дьяконы. В конхе дьяконника «Сошествие святого Духа», на стенах сцены из жития Авраамия. На южной паперти помещены иллюстрации к Апокалипсису, на западной «Дни творения» и сцены из жизни Адама и Евы. Резной 4-ярусный иконостас в стиле барокко сооружен в середине XVIII в. крестьянином подмонастырской слободы Авраамом Гавриловым. В настоящее время колонны из виноградной лозы и часть резьбы в иконостасе, а также иконы и утварь собора утрачены. В середине XVII столетия архимандритом Авраамиева монастыря был Иона Сысоевич, построивший, как считают, Введенскую церковь. Под алтарем ее был похоронен отец Ионы - схимник Сысой. Оригинальным было покрытие одноглавого, квадратного в плане храма восьмискатной кровлей. Церковь была соединена с Богоявленским собором не сохранившейся до наших дней галереей. Надвратная Никольская церковь с двумя башнями по сторонам была сооружена в 1691 г. мастерами Ионы Сысоевича. В 1826-1837 г.г. здание было перестроено губернским архитектором П.Я. Паньковым, была возведена колокольня и к западному фасаду пристроен классический портик. Церковь представляет собой оригинальный надвратный храм ростовского типа.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Тропарь, см. 27 июня. пр. Сампсона. Кондак, гл. 3. Богатство твое расточил еси убогим, и небесное богатство ныне восприял еси, Иоанне всемудре: сего ради еси тя почитаем, совершающе память твою, милостыни о тезоимените! Пр. отца нашего (по Х.М., – постника). Сначала он был епархом (начальником) Константинополя, но затем, заботясь о своем спасении, удалился на гору Синай и там в одной пещере проводил жизнь в строгом посте и молитвах. Так подвизался пр. Нил 60 лет и скончался ок. 430 или ок. 450 г. (сн. 14 янв.). Кондак, гл. 8. Хврастная страстей яже от телесе востания, сечительно Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве: но яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: радуйся отче всемирный. Ап. ( Евр.4:14–16; 5:1–6; 311 зач.; Ев. см. 14 янв.). Св. пророка Родом из г. Силома, он пророчествовал при царях Соломоне и Иеровоаме (1010–963 г. до Рожд. Христова). Он предсказал Иеровоаму царственную власть над 10 коленами Израильскими. Скончался он в преклонных летах, будучи больным и слепым ( 3Цар.11:30; 14:4 ). Св. Власатого. См. 3 сент. 13 . Е. Иже во святых отца нашего архиепископа Константинограда, Златоустого. Он родился, как полагают, в 347 г. от знатных, богатых и благочестивых жителей Антиохии, Секунда и Анфусы. Рано лишившись отца, он рос под руководством своей благочестивой матери, отличавшейся высокими умственными и нравственными качествами и посвятившей себя, несмотря на свою молодость, исключительно его воспитанию. Благочестивая и целомудренная вдовица своей нежной любовью воспитывала в своем сыне любящее сердце, свойственное его природе, а примером своей истинно христианской жизни учила его покорности воле Божьей, самоотречению ради высших нравственных целей и непоколебимой твердости в преследовании этих целей и в борьбе с испытаниями и невзгодами жизни. Все свое раннее детство св. Иоанн провел в занятиях Свящ. Писанием, изучая его под руководством своей матери. Раннее знакомство с Библией и благотворное влияние на сердце св. Иоанна его добродетельной матери воспитали в нем пламенное стремление к добродетельной и святой жизни и отвращение к господствующей в его время повсюду пышности и всякого рода порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кирилл, епископ Ростовский Святитель Кирилл, епископ Ростовский, был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря, духовник ростовского князя св. Василька (4/17 марта). О нем заметил современный летописец, как о пастыре знаменитом, который «ничимже оставшийся прежних Ростовских епископов, весьма учительный, собиравший для слушания своего учения от святых книг в соборную церковь не только жителей Ростова, но из окрестных градов и украсивший соборную церковь иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, кивотами, сосудами, рипидами, и множеством всяких узорий». Своими красноречивыми сказаниями о чудесах святого Леонтия он склонил к христианству ордынского царевича Петра (сведения о нем помещены 30 июня/13 июля). В Ростовской Вознесенской Церкви замечательна икона Ростовских чудотворцев, на ней изображен святитель Кирилл. На упомянутой иконе, кроме прославленных угодников Божиих – святителей Леонтия (23 мая/5 июня), Исаии (15/28 мая), Игнатия (28 мая/10 июня), Иакова (27 ноября/10 декабря), Феодора (28 ноября/11 декабря), Димитрия (28 октября/10 ноября, этот святитель, как видно, приписан впоследствии), князя Василька (4/17 марта), прп. Авраамия (29 октября/11 ноября), царевича Петра (30 июня/13 июля) затворника Иринарха (13/26 января), блаженного Исидора (14/27 мая) и Иоанна Власатого (3/16 сентября) – изображены еще 10 местночтимых подвижников благочестия: Феодор и Павел, игумены Борисоглебские (22 октября/4 ноября), епископ Прохор († 1328; 7/20 сентября), Иоанн (вероятно 1-й; † 1024) и Кирилл 2-й, блаженные Пимен и Афанасий (или Стахий), Авраамий, Афанасий юродивый и Стефан. Святителю Кириллу приписывается много сочинений, из которых, по мнению преосвященного Филарета, принадлежат: житие святого Нифонта, пользовавшееся в старину большим уважением, слово о том, яко не забывати своих учителей, поучение «Духовное убо семя в наших душах уже и правое… всеял еси», слово «О первозданном» (о сотворении прародителей), слово «О страсе Божии», «О небесных силах», «О злых и неверных человеках», «О злых дусех» с упреками за языческое суеверие, и слово святого Кирилла о мытарствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

«Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на русскую землю иноплеменных. И они подивятся и почудятся великому терпению твоему и подвигам: меч их тебя не повредит, и они прославят тебя более верных,» – говорил в Ростове святой блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, задолго до Смутного времени своему другу святому Иринарху-затворнику, заповедав ему носить на себе кресты железные. Память Иоанна Власатого, юродивого Ростовского (†1580 г.) – 3(16) сентября. «Я в Русской земле родился и крестился, за русского царя Василия и молюсь,» – говорил ворвавшимся в его келию полякам и русским изменникам преподобный Иринарх, подвижник Ростовский, обвивший себя железным «ужищем,» то есть особой длинной цепью. Из затвора ходил он в Москву увещевать царя Василия стоять твердо. По пророческому слову старца Иринарха князь Скопин-Шуйский отбил Сапегу от Калязина. И весь победоносный поход Скопина к Москве совершался с благословения преподобного, пославшего князю освященную просфору и говорившего: «Дерзай, не бойся, Бог тебе поможет.» Скопину же послал он свой родительский «поклонный» медный крест, которым впоследствии благословил и князя Пожарского. Память святого Иринарха, затворника Ростовского († 1616 г.) – 13(26) января. 1611 год. Март. Изменник боярин Салтыков по приказанию Гонсевского снова настаивает перед патриархом Гермогеном о прекращении им отечестволюбивой деятельности: «Это ты по городам посылал грамоты; ты приказывал всем собираться да идти на Москву. Отпиши им, чтобы не ходили.» «Если ты, все изменники и поляки выйдете из Москвы вон, я отпишу к своим, чтобы вернулись. Если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру. Вижу ее поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле латынское пение и не могу терпеть.» Заговорил тогда Гонсевский: «Ты, Гермоген, главный заводчик сего возмущения. Тебе не пройдет это даром. Не думай, что тебя охранит твой сан.» Но святителя нельзя было запугать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).   Какие бывают святые Аскеза: упражнения в приближении к Богу Азбука монашеской жизни Монашество   Преподобный Симеон Столпник положил начало новому виду подвижничества - «Столпничеству». Построив столп в несколько метров в высоту, он непрерывно молился на нем, не имея возможности для отдыха, воздерживаясь от пищи, перенося зной, дождь и холод. Проповедями и подвижническим образом жизни Симеон обратил многих язычников и еретиков в Православное Христианство.     Православные праздники 15 сентября  Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.  Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества 5 поучений преподобного Феодосия Печерского Киево-Печерская Лавра и ее святые Киево-Печерская Лавра. Краткий путеводитель   Преподобные Антоний    и преподобный Феодосий основали Киево-Печерскую обитель, ставшую образцом для других русских монастырей и имевшую огромное влияние на всю духовную жизнь Русской церкви, были праведниками и аскетами, учредили монашеский устав, по которому у монашеской общины должно быть общее имущество, а время должно проходить в непрерывных молитвах и трудах.     Православные праздники 16 сентября  Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).   Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский юродивый и чудотворец. Гробница Иоанна известна исцелениями страждущих.   Православные праздники 17 сентября  Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Кто такой Моисей в Библии? У подножия гор Моисея Пророки Библии Пророчества Библии   Ветхозаветный пророк Моисей Боговидец, законодатель еврейского народа, вывел евреев из египетского плена, принял от Бога 10 заповедей на горе Синай. Его жизни посвящены четыре книги Пятикнижия: «Исход, Левит, Числа, Второзаконие». По Евангелию от Луки, во время Преображения Господня на горе Фавор, явился Иисусу Христу «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия, явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

в мастерской И. М. Малышева (частное собрание; см.: Lebendige Zeugen. 2005. Kat. 98; Бенчев. 2007. С. 18); в последнем случае седовласый И. изображен рядом с блаженными Исидором и Иоанном Власатым. Наиболее значительные образы И., созданные в Новое время, предназначались для собора Покрова на Рву. Кузнецов сообщает о том, что кроме изображения на надгробии И. в храме находилось еще неск. его икон «позднего письма»: «выносная» икона (42×36 см) над жертвенником Васильевского придела, 2 иконы такого же размера в приделе Рождества Пресв. Богородицы (на одной из них святой был представлен молящимся у ростовского Успенского собора, если только это не был образ, подобный прориси из Сийского подлинника с изображением храма над гробом И.) и большая икона, ранее помещавшаяся на клиросе Васильевского придела, т. е. симметрично храмовому образу Василия Блаженного ( Кузнецов. 1910. С. 491). На одной из этих икон (без храма, видимо, небольшого размера, с ризой, закрывающей только фигуру святого) И., с короткими седыми волосами, босоногий, изображен в молении Вседержителю на фоне условного пейзажа (икона или верхний слой живописи относились к 1-й пол.- сер. XIX в.; см.: Кузнецов. 1900. Рис. 12). Очевидно, в посл. трети XVIII в. (после переноса в 1770 иконостаса из собора Черниговских чудотворцев в Кремле) созданы парные иконы Василия и И. для местного ряда иконостаса Покровского придела (образ И. находится в сев. части местного ряда; оба произведения скорее всего поновлены). Святые представлены в молении на фоне пейзажа; под иконой И., в цокольном ярусе, помещена 8-гранная икона с образом святого, сидящего в райском саду (?) ( Баталов, Успенская. 2004. С. 76), к-рый не находит букв. соответствия в житийных и гимнографических текстах (возможно, композиция иллюстрирует житийный рассказ о том, что юродивый имел обычай «зрети выспрь на видимое сие солнце непреклонно… прообразуя себе будущее пребывание… и паки мысля в уме своем, како бы ему к самому праведному Солнцу взыти» - Кузнецов. 1910.

http://pravenc.ru/text/469402.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010