Литургия Прокимен Песнь Богородицы, глас 3 Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем. Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих Яко призре на смирение рабы своея; се бо отныне ублажат мя вси роди. Что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды. См. Р.Б. 101. Апостол В качестве апостольского чтения выбрано наиболее подробное в Н.З. описание скинии и особенно того святого святых, куда по преданию, Пресв. Дева была допускаема, наряду с первосвященником, почему чтение и заканчивается замечанием о таком допущении. Евр 9. 1–7 , зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превыше же его херувими славы, осеняющии олтарь, о них же несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроенным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе; во вторую же скинию единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Аллилуиарий Аллилуиа. Глас 8 Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Слыши, Дщерь, и смотри и приложи ухо твое. Стих Лицу твоему помолятся богатии людстии. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. См. Р.Б. 104–105. Евангелие Лук. 10, 38–42; 11, 27–28 . (Зачало 54) Во время оно вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият его в дом свой; и сестра ей бе, нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово его. Марфа же молвяше о мнозе службе: ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блаженно чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: тем же убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

не чужд Марии Девы. Вот она, обеспокоенная долгими исканиями материнской любви, находит двенадцатилетнего Иисуса и что же слышит: «Зачем было вам искать меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» На просьбу Матери на браке в Кане Галилейской Христос сказал: «Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой». Когда в материнской тоске она искала увидеть лицо Своего Возлюбленного Сына и, наконец, нашла Его, Он отвечал посланным Ею: «Кто Матерь Моя? Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне – Матерь». А на попытку всенародной славы Богоматери из уст женщины, воскликнувшей в духовном восторге: «Блаженно чрево, носившее Тебя», Он отвечал: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!»... Вот крест любви блаженнейшей из жен: Ее любовь как будто отвергает Ее возлюбленнейший Сын. Ее любовь свята, самоотверженна и бескорыстна, но все же материнская любовь земная. И Тот, Кто и в ангелах Своих усматривает недостатки, усмотрел и в материнской любви к Нему нечто недостаточно парящее над землею. Христос есть Бог: Ему нужна любовь иная. И в эту совершенную любовь возводит Он Свою возлюбленную Матерь. Ее материнская любовь подвергается великому испытанью. Она страдает и в этих страданьях очищается от плотских пристрастий, просветляется, обновляется в духовную любовь ко Христу, как Богу. Эта страдающая в своем обновлении любовь достигла высшего своего напряжения на Голгофе. Духовная любовь, верующая в надежде, оспаривала тогда свое торжество у материнского чувства страдающей Матери: «Не рыдай Мене, Мати, восстану бо и прославлюся»!.. И восстал. И прославился. И возрадовалась Матерь. И снова крест: Христос воскрес, Христос вознесся во славе, а Матерь Божию оставил на земле. И, вот, Она на Елеоне до исхода дней творит Свою молитву: «Сыне мой, когда возьмешь меня к Себе? Когда явлюсь лицу Твоему и буду неразлучна с Тобою?» Вот исходное пение духовной любви, торжествующей свою победу над землей. Вот торжество любви, которая хочет разрешиться от этих тленных уз, чтобы быть со Христом. Вот торжествующая любовь, которая вся устремлена горе: земля бессильна удержать ее

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иное ждет паству, во главе которой стоит эгоист, предпочитающий всему на свете чувственные блага: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо: меч на руку его и на правый глаз его, рука его совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнет» ( Зах.11:17 ), т.е., как изъясняет Григорий Двоеслов , Господь погубит злые дела и замыслы преступных пастырей. Если пастырь – око паствы, то её жизнь столь же печальна и изобилует несчастиями, как жизнь человека, утратившего зрение, в случае отвержения её пастыря Богом: если око твое худо, то и все тело твое будет темно ( Мф.6:23 ); кто ходит ночью (а для слепца – вечная ночь), спотыкается, ибо нет света с ним ( Ин.11:10 ). Если таково значение пастыря, говорят некоторые толкователи, то как же уравнивает Писание в ответственности пастыря и пасомых: «что будет с народом, то и со священником» ( Ис.24:2 ; Ос.4:9 )? В изъяснение этого нужно сказать, что Писание имеет в виду не внешний акт преступности, но вызвавшее его настроение, а оно могло быть одинаковым у пастырей и народа. Кроме того, судя по контексту, в двух указанных местах пророческих книг речь идет совсем не об ответственности пастырей пред Богом, а о следствиях их порочности, Исаия имеет в виду одинаковую внешнюю судьбу священников и народа во время имевших постигнуть Иудею завоевательных вторжений язычников, а Осия – одинаковые следствия овладевшей священниками и народом чувственности; в этом месте прещения на пастырей Осия от лица Божия открывает пагубные последствия страстей, которые не удовлетворяются обладаемым и становятся тем требовательнее, чем уступчивее по отношению к ним человек, как замечает Иероним, разъясняя Ос.4:10 – страсть ненасытима и чем более получает удовлетворения, тем алчнее становится; наоборот блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Как правда насыщает, так беззаконие оставляет чрево питающихся им пустым.» В сравнении падения пастырей с уничтожением дорогого сосуда ( Иер.25:34 ) дана ясно мысль об особом значении их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла; скажу опять то же самое, слушайте: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными... Что общего у света с тьмою» ( 2Кор.6:14 ). Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в Божественных Писаниях, где они, «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 )? Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел, сосуд избрания, ограда Церкви, победоносный борец, Павел, боговещанная лира, вестник Христов, списатель догматов, труба слова, оратор благочестия, сеть, уловлявшая язычников. Вот что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы. А гораздо раньше их то же самое говорили пророки: необходимо выслушать и этих последних. Так, пророк Давид говорил: «Нет в устах их истины» ( Пс.5:10 ); еще: «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» ( Пс.138:21–22 ). Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми, а в другом месте наставляет: «Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, ...не ходи в путь с ними» ( Притч.1:10–15 ). Исаия же пророк – вернее Господь через пророка – говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис. 1:2 ); а в другом месте: «нечестивым же нет мира, говорит Господь» ( Ис.48:22 ). 5 . Не достаточно ли этого? Нужно ли приводить свидетельства еще и других пророков? Для расположенных слушателей, я думаю, достаточно и этого. А кто теперь не оказал внимания слову, того не убедит и более подробное изложение. Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство, говоря: «нет в устах их истины: сердце их – пагуба», и так далее ( Пс.5:10 ). Заметь мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся, чтобы предохранить нас от заблуждения. Послушайте, православные, и не потворствуйте еретикам; послушайте, пастыри, и устрашитесь, и не молчите, но проповедуйте слово; не давайте места дьяволу , не открывайте двери волкам. Подражайте блаженному апостолу Петру, как он в Риме, когда треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя, что он есть сила Божия, не промолчал и не пропустил, но тотчас же обличил его и, показав, что он обманщик, разбойник и противник Богу, низвергнул его с высоты, предал его гибели. Подобным образом и сына его, или вернее – сына дьявола, Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами, апостол решительно обличил и привел к молчанию, доказав, что он противник Богу, лжехристос и лжепророк, заградил его нечистые уста именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя его богохульству 1 . Так поступайте и вы, пастыри, и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте, как это делали и апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приведем еще таинственное видение пророка Иезекииля. Ему было показано в видении украшение храма: «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные украшения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лице человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма» ( Иез. 41:17–20 ). Оказавшийся в этом таинственном храме оказывался окруженным резными настенными изображениями пальм с взиравшими на них двуликими херувимами (другие два лика – тельца и орла – не могли быть изображены на плоскости). Это вводило в некий райский пальмовый сад с населявшими его херувимами. Пальма – образ Девы Богородицы, а двуликий херувим – образ Христа, Сына Человеческого и Льва-Царя, Царя Иудейского. Царь и Человек, божественный Соломон, таинственный Жених пришел в «запертый сад» ( Песн. 4:12 ), который суть Пречистая Матерь Его. Там взирает Он на Пальму свою, Возлюбленную Невесту, Деву Пречистую. Что еще говорит святая Песнь Песней о Деве Богоотроковице, Христовой Богоневесте? Дщерь именитая Дева Богородица есть Дщерь именитая (7:2). О том поет святая Церковь : «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт. гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). И кто может изчести имена Пречистой? Вот имена Её: Мария Дева Приснодева Пречистая Пресвятая Пренепорочная Отроковица Богоотроковица Невеста Неневестная Богоневеста Богородица Богоматерь Божия Матерь Владычица Царица Небесная Предстательница Ходатаица Скоропослушница Избавительница Целительница Троеручица Одигитрия (Путеводительница) Блаженное чрево В родах Помощница Млекопитательница Взыскание погибших Всех скорбящих радость Нечаянная радость Умиление Умягчение злых сердец Споручница грешных Спорительница хлебов Тучная Гора Неопалимая Купина Благодатное небо Нерушимая Стена Экономисса Живоносный Источник Благая Вратарница Неувядаемый Цвет

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И сколько еще?.. Образ стены и двери 8:8–10 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцев нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то обложили бы ее кедровыми досками. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Сестра, которая еще мала – Дева Отроковица, Она еще мала и слаба. Ее еще не знали, еще пребывала Она в человеческой немощи. Здесь указывается на отроческие годы, проведенные в тиши Иерусалимского храма. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Достигла совершенства, стала Богоматерью и даже Царицей Небесною. И сосцы у меня, как башни – «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ) – ублажается Она теперь из народа. Она в глазах его – Христа-Бога – как достигшая полноты , и увенчана как Царица Небесная. Некогда немощная, некогда «не стена» – теперь Она величественно говорит: Я – стена , и теперь воистину возможно построить на Ней палаты из серебра . «Радуйся, стена верных. Радуйся, неискусобрачная...» – вопиет Ей Церковь (Окт., гл. 1, нед., утр., канон воск., п. 7). Теперь Она – стена верных, к которой притекает всякий нуждающийся в опоре и укрытии. Она – Стена в Церкви святой, сей Палате из серебра . «Стена еси верным, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим» (акаф. Пресв. Богородице, икос 10). Приснодева – Она Стена всем девам. В Ней утверждаются все совершающие подвиг девства. Она – Стена в иноческом житии, в монастыре – сей воистину Палате из серебра . Она теперь и Дверь , Которую обложили кедровыми досками . Она – непроходимая Дверь , Которою Христос вошел в мир сей. Эта Дверь обложена кедровыми досками . Кедр – негниющее дерево, символ нетления. Это значит, что нетленна осталась Дева, когда Ею вошел в мир Господь. Она – «без истления Бога Слово рождшая». Она – та таинственная Дверь, которую видел пророк Иезекииль: «И привел он (явившийся в видении муж. – Г.Ф.) меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицем на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез. 44:1–2 ). Она – Благая Вратарница, Еюже входят ко Господу во Царствие Его ищущие Его. Она – Благая Вратарница на Афоне. Образ Ее «Вратарница» уже многие века пребывает над монастырскими вратами, охраняя святую Афонскую Обитель, и осеняет всякого входящего в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этот день, как и вообще в дни Богородичных праздников, читается Евангелие о Марфе и Марии, как в их дом в Вифании пришел Христос Спаситель и как Мария со вниманием слушала слова Спасителя, сидя у ног Его, и как Марфа хлопотала, суетилась, чтобы услужить Господу, огорчалась, что Мария ей не помогает. На это Господь Иисус Христос сказал Марфе: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее ( Лк. 10:41–42 ). Слушая эти слова Евангелия, думаем о себе – много у нас забот и суеты, но заботы наши обычно не о Господе и как Ему угодить, а о делах житейских, проходящих. И так эти заботы нас захватывают, что нет часто времени даже и на беседу с Господом – на молитву, когда мы говорим с Господом, и на чтение Евангелия, когда Господь с нами говорит. Как же быть? Как нам устроить жизнь свою так, чтобы и быть с Господом, и послужить Ему? Для этого нужны внимание и память. Память о том, что живем мы на земле Господней и что на этой земле Господь нас поставил и дал нам то или иное дело – послушание. Это дело – послушание – делаем мы пред лицом Божиим и за него Господу отвечаем. Значит, требуется память о том, пред Кем мы живем, Кому служим, к Кому идем и Кому ответ дадим за жизнь свою. Так мы будем и с Господом, и Ему служить, какое бы занятие у нас ни было. Кончается часть евангельского повествования, прославляющая Пречистую, словами одной женщины, обращенными ко Христу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! ( Лк. 11:27 ). И словами Спасителя: блаженны (т. е. счастливы. – Еп. М.) слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк. 11:28 ). Дай нам, Господи, и слышать, и соблюдать слово Твое! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. 5 Одному подвижнику по воле Божией были показаны светлые обители пребывания праведников в Царствии Небесном. Побывав всюду, он не встретил в среде святых Божией Матери. Подвижник с недоумением вопросил об этом Ангела, и тот ответил, что Божия Матерь находится на земле и служит человеческому роду, слушая его нужды и утоляя его скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Ст. 4. Как понимать слова ап. Петра: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии? Апостол говорил как бы таким образом: зачем оставлять такое прекрасное место, чтобы идти во Иерусалим на крест? Лучше здесь устроить жилище для всех, и никто не узнает, что мы здесь, и здесь в уединении будем наслаждаться блаженством. Ст. 9. Почему Иисус Христос запретил апостолам рассказывать о своем преображении до времени своего воскресения? Это потому, что чем больше стали бы рассказывать о Иисусе Христе чудесного, тем больше стали бы сомневаться в смерти Его на кресте. По воскресении же Иисуса Христа, лучше могли понять самое преображение, т. е. явление Его в божественном виде. Евангелие праздника Успения пресв. Богородицы (15 авг.) Какое евангелие праздника Успения? проповеди Иисуса Христа в доме Лазаря и сестер его Марфы и Марии, за которою одна из слушавших проповедь женщин произнесла ублажение не только Его Самого, но и Матери Его. Здесь указывается на пресв. Богородицу, потому и читается это евангелие в праздник Богородицы. Лук. 10, 38–42; 11, 27–28 , Зач. 54. 38 Пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа приняла Его в дом. 39 У ней была сестра именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну Меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа, Марфа, ты заботишься о многом. 42 А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней. Гл. 11, 27 Когда же Он говорил сие; одна женщина, возвысим голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Ст. 41–42. Как понимать слова Иисуса Христа Марфе: Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Марфа же избрала благую часть, которая не отнимется у нее? Т. е. Иисус Христос замечает Марфе, что ее особенные хлопоты по угощению излишни и не приносят истинной пользы душе, для которой одно только нужно, т е. искание вечного спасения. Мария именно об этом и заботилась, -слушая учение Христово о спасении, она не хотела принимать участия в деле приготовления угощения. Заботливость Марии о спасении Иисус Христос и называет избранною ею благою частью, т. е. частью несравненно лучшею, чем избранная Марфою забота об угощении: так как забота об угощении относится только до временной жизни, а забота о спасении до вечной, – никогда не отнится у ней, т. е. постоянно останется с нею. Это – указание на вечное спасение, приобретаемое чрез слушание учения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010