М., 1996). Величие Божией Матери утверждено на первых страницах святого Евангелия и соответственно является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует святой евангелист Лука, послан был от Бога в галилейский город Назарет к Деве Марии и, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... ибо Ты обрела благодать у Бога ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: Господь с Тобою, – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: Отныне будут ублажать Меня все роды ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева, и эти слова записал святой евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Её! Святой евангелист Лука оставил и ещё весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. Одна женщина, – пишет святой евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эти евангельские слова, Рязанский митрополит Стефан (Яворский) , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим ещё более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить Слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить Слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Её, когда сказал: «Блажени слышащий слово Божие и хранящий е». Обе сии похвалы, или лучше блаженства, по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы не зачала Его верой» (Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану (Яворскому) . М., 1887. С. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Затем также злобно относились Иудеи, а за ними и язычники к Апостолам и ко всем христианам. Лк.11:27 . Бысть же егдá глагóлаше сия, воздвигши некая женá глáс от нарóда, речé емý: блажéно чрéво носившее тя, и сосцá, яже еси ссáл. (Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!) Некая жена (одна женщина). Указание на эту женщину находится только у одного еванг. Луки. По преданно, этою женщиною была прислужница Марфы, сестры Лазаря ( Лк.10:38 ). Маркелла. Беседа Господа так поразила ее, что она не могла не прославить всенародно великого Учителя и самую Мать Его, Пресвятую Богородицу, Которая, как видно из Евангелия Матфея ( Мф.12:46 ), с названными братьями, детьми обрученника Ее Иосифа от умершей жены его или двоюродными братьями, детьми Клеопы, брата Иосифова (чит. в объясн. Матф. 25 ст. 1 гл.), находилась тут же, только вне дома. Блаженно чрево и пр., т. е. счастлива та женщина, которая родила и воспитала такого великого учителя и чудотворца, каков Иисус Христос. Лк.11:28 . Он же речé: темже ýбо блажéни слышащии слóво Бóжие и хранящии é. (А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Это – слова Христовы в ответ женщине, которая, слыша учение и видя чудеса Его, всенародно восхвалила не только Его Самого, но и Матерь Его. Блаженны слышащие и пр., т. е. счастливы слушающие и затем исполняющие – прилагающие к своей жизни и поступкам – учение Христово; счастливы и здесь, на земле, потому что будут наслаждаться спокойствием совести, особенно же в будущей загробной жизни, где получат вечное блаженство. Зач. 59-е. Указание на знамение Ионы пророка и суд над народом. Приточное изречение о свече. Читается в понедельник 24-й недели по Пятидесятнице. Лк.11:29 . Нарóдом же собирáющымся начáт глагóлати: рóд сéй лукáв éсть: знáмения ищет, и знáмение не дáстся емý, тóкмо знáмение Иóны прорóка: (Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

IV, гл. 26, §§ 2, 4, 5) Величие Божией Матери утверждено на первых страницах св. Евангелия и соответственно, является верой благовестителей. Архангел Гавриил, повествует св. евангелист Лука, послан был от Бога в Галилейский город Назарет к Деве Марии и «войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога» ( Лк.1:26–30 ). Получить благодать Божию, стать благословенной среди женщин, услышать от Небесного Вестника: «Господь с Тобою», – есть подлинное величие. И вскоре Дева Мария пророчески возвестила: «Отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если так сказала Сама Пресвятая Дева и эти слова записал св. Евангелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Ее! Святой евангелист Лука оставил и еще весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Деве Марии от народа и от Ее Божественного Сына. «Одна женщина, – пишет св. Евангелист, – возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:27–28 ). Изъясняя эти евангельские слова, Рязанский митрополит Стефан Яворский , местоблюститель Патриаршего Престола Русской Православной Церкви, затем и президент Святейшего Синода († 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим еще более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить слово Божие плотью, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслью. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: «Блаженно чрево, носившее Тя», за второе же Сам Христос похвалил Ее, когда сказал: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е». Обе сии похвалы или лучше блаженства, по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы не зачала Его верой» (Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану Яворскому . M., 1887, сс. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

О двуедином служении. Рождество Богородицы Лк.1:39–49, 56 Лк.10:38–42, 11:27–28 Почти на все Богородичные праздники на литургии читается Евангелие, которое на первый взгляд не имеет прямого отношения к Божией Матери. Читается о том, как Господь однажды был в доме женщины по имени Марфа, и как сестра ее Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении». А в конце этого чтения присоединяется отрывок из другой главы, где упоминается о Божией Матери, но вроде бы даже и не к славе Ее. Там Господь, по-видимому, не одобрил восклицание некоей женщины: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие»! Но тексты эти глубоко не случайны. В Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том и на другом пути можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть опасность – считать свой путь единственным угодным Богу. Причем, увидеть и оценить духовное не каждому дано, и чаша весов человеческой славы обычно склоняется в сторону внешнего. Укорила именно Марфа Марию, сказав: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить»? И поэтому Господь укорил именно Марфу: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». До этого Господь ничего не говорил Марфе, не осуждал ее трудов. И несомненно, если бы Мария укорила Марфу, дескать, скажи ей, Господи, пусть все бросит и тоже посидит послушает, – то Господь и ее укорил бы, мол, ты сидишь, а она трудится… А Пресвятая Дева Мария сподобилась послужить и Человечеству Иисуса Христа: носить Его во чреве, питать грудью, одевать, готовить Ему еду. И Она же с самого начала молитвенно и созерцательно предстояла пред Его Божеством. А для нашего спасения одинаково необходимы: и спасающее Божество Господа Иисуса, и Его жертвенное Человечество. И возражая женщине, возвеличившей только чрево и сосцы, Господь вовсе не уничижил этого. Он просто уравновесил весы, положив на другую чашу: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». И то, что сказала женщина, и то, что сказал Господь, – всецело относится к Пресвятой Деве, ибо Она с самого начала «сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Покров Небесный – самая высшая безопасность Веришь, что Царица Небесная тебя защитит? Или на поставишь еще две железные двери? 14 октября, 2018 Веришь, что Царица Небесная тебя защитит? Или на поставишь еще две железные двери? Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Всякий почти раз, когда совершается празднование Божией Матери, мы слышим Евангелие о Марфе и Марии. И еще два стиха из 11-й главы Евангелия от Луки — о том, как какая-то женщина из народа говорит Спасителю: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и грудь, от которой Ты питался». А Он на это отвечает: «Намного блаженней слышащие слово Божие и хранящие его». Мы по собственной жизни можем сказать, что очень редки у нас мгновения, когда мы блаженны. Счастливы и безмятежны. Все время возникают те или иные обстоятельства, которые заставляют нас нервничать, раздражаться, пытаться уберечь свой мир, растрачивая его. И редко-редко мы сосредотачиваемся. Редко-редко и на поверхности, и внутри нас все хорошо и спокойно. И вот здесь есть трагическая вилка. Спаситель говорит: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его . Слово Божие мы слышим, от нас это не отнято. Мы можем слышать его в храме, есть Священное Писание, есть масса толковательной литературы. Никто не скажет, что мы лишены слова Божьего. И в то же время мы не блаженны. Мы редко счастливы до конца. Значит, суть этой вилки в том, что мы слово Божие слышим, но не храним его. Не соблюдаем и не поступаем в соответствии с ним. Оно для нас не является абсолютным. Мы оказываем знаки внешнего почитания Священному Писанию, но в ситуации выбора — свой ближайший интерес и то, что сказал по этому поводу Христос, — мы самоубийственно выбираем свой ближайший интерес. И вся наша жизнь становится опытом выбора собственных ограниченно понятых интересов.

http://pravmir.ru/pokrov-nebesnyiy-samay...

Он не хотел оскорбить их, но избавить их от мучительной страсти, мало-помалу привести их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь. И ты увидишь, что этот упрек и Ему весьма приличен, и полезен Матери, и вместе с тем весьма кроток. Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Моя; но возражает ему: «кто есть мать Моя»? Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство – исполнение воли Божьей, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства. 2. Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетелей их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и родив не быть отцом, и не родив быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» ( Лук. 11:27 ), Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, но: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего ( Лук. 11:28 )! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Равным образом и Предтеча, говоря: «по рождения ехиднины! не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам» ( Матф. 3:7,9 ), не на то указывает, что они (фарисеи и саддукеи) не происходили от Авраама по естеству, но что нисколько не полезно им это происхождение от Авраама, если они не будут иметь с ним родства нравственного. Это самое и Христос показывая, говорил: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы» ( Иоан. 8:39 ). Этими словами Он не отнимает у них родства по плоти, но научает искать родства лучшего и превосходнейшего. То же самое и здесь Он хочет внушить, но только внушает с большим снисхождением и нежностью; речь шла о Матери и Он не сказал: она не мать Моя, они не братья Мои, потому что не творят воли Моей, не произнес осуждения на них, но, говоря со свойственной Ему кротостью, оставлял на волю их желать другого родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Врази мои душу мою одержаша»: «тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню». Под туком иные разумели благоденствие и телесное здравие; а мне кажется, что Пророк называет так благорасположенность и братолюбие. Сие дает видеть последовательность речи; ибо говорит, что, заключив всякое естественное чувство жалости, и не дав никакого места помыслам человеколюбия, говорят высоко и надменно, а мне разставляют всякаго рода сети и засады. Пс.16:11 .  На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю. «Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю». Они изгнали меня из отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотят смотреть прямо, но в сторону уклонено око их. Так перевел и Симмах: «постановили для себя; в сторону уклонять очи свои, на землю». Пс.16:12 .  Они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. «Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных». Отринув разумность естества, подражают зверям, которые желают пищи, высматривают оную, и внезапно кидаются на нее. Пс.16:13 .  Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим. «Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое, от враг руки Твоея». Воспрепятствуй стремлению их, Владыка, какими Сам Ты ведаешь препятствиями. Ибо сие выразил Пророк словом: «запни " , заимствовав образ речи от тех, которые скрытным образом низлагают бегущих, а меня освободи от их злоумышления, употребив в дело против них меч Твой. Ибо так выразил Симмах: «мечем Твоим». Пс.16:14 .  От людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. «Господи от малых от земли». Ибо определением Твоим предаешь людей смерти. Ты сказал: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3, 19 ). «Раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их». Хотя и легко Тебе предать их смерти, но я умоляю, разсыпать их живых, разрушить злое их согласие, и соделать их причастными уготованных у Тебя казней. Так и в песни великаго Моисея говорит Сам Бог: «не сия ли вся собрашася у Мене, и запечатлешася в сокровищах Моих? В день отмщения воздам, во время егда соблазнится нога их» ( Втор.32:34–35 ). «Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим». И сие Симмах перевел так: «насытятся сыны, и оставят останки свои младенцам своим», то есть, знаю, что праведное наказание Твое наложишь не только на них, но и на сынов и на внуков, подражающих лукавству предков. Сказано же: «насытятся», вместо: «до сытости приобщатся зол».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Творящий, говорит Он, кто «будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Матф. 12:50 ). Потому, если они хотят быть сродниками Его, пусть идут этим путем. Также, когда воскликнула жена: «блаженно чрево, носившее Тебя», Христос не сказал: у Меня нет матери, но если мать Моя хочет быть блаженной, пусть творит волю Отца Моего. Таковой для Меня и брат, и сестра и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали эту святую Деву и чрево ее, и желали быть такими матерями, и все отдать за такую честь! Что ж препятствует? Вот Христос показал нам пространный путь, и не только женам, но и мужам можно достигнуть столь великой чести, и даже еще гораздо большей. Идя этим путем, скорее можно сделаться матерью, нежели претерпевая болезни рождения. Потому, если родство плотское есть уже счастье, то родство духовное настолько более, насколько оно превосходнее первого. Итак, не просто желай родства, но и с большим тщанием иди путем, ведущим тебя к этому желанию. Сказав это, Спаситель вышел из дому. Видишь ли, как Он и упрек сделал, и исполнил их желание? То же самое делает Он и на браке. И там Он сделал упрек матери Своей, которая безвременно просила Его, и, однако же, не отказал ей, – упреком врачуя немощь ее, исполнением просьбы показывая любовь Свою к Матери. Так точно и здесь, с одной стороны, Он врачевал недуг тщеславия, с другой – воздал должную честь Матери, хотя требование ее было и неуместно. «В день тот», говорится, «выйдя из дома, Иисус сел у моря» ( Матф. 13:1 ). Если хотите видеть и слышать Меня, – говорит Он, – то вот Я выхожу и беседую. Сотворив много знамений, Он хочет опять доставить пользу учением Своим, и садится у моря, чтобы ловить и привлекать к Себе людей, находящихся на земле. Сел же Он у моря не без намерения (на что и евангелист намекает, отмечая это обстоятельство), но, желая поставить Себя в таком положении, чтобы никого не было позади Него, а все перед глазами. «И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу» ( Матф. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

19 августа 2000 года Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. О почитании Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол и евангелист Лука в начале своего Евангелия говорит, что, составляя его, он опрашивал многих свидетелей, притом опрашивал «испытно», то есть исследуя и сравнивая их рассказы. Поэтому Евангелие от Луки, помимо того что оно написано, как и все Священное Писание, действием Святого Духа, имеет в себе еще и некоторый исторический, критический элемент. Оно излагает события последовательно, и притом в большем объеме по сравнению с прочими Евангелиями. Апостол и евангелист Лука больше других рассказывает и о Божией Матери, хотя нам кажется, что и он говорит очень мало. Причина такого немногословия евангелистов кроется, может быть, в смирении, а выражаясь современным языком, в необыкновенной скромности Пресвятой Богородицы. Она рассказывала о Господе, а о Себе почти ничего не говорила — об этом мы только догадываемся. Поэтому в праздники в честь Божией Матери всегда читается одно и то же Евангелие: то, которое мы слышали сегодня. В этом евангельском чтении говорится о том, как женщина, слушая необыкновенную проповедь Спасителя, пришла в восхищение и воскликнула: «Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» (ст. 27), прославив таким образом Божию Матерь, носившую в Себе Господа Иисуса Христа. И если еще во время земной жизни Спасителя, до Его страданий, необычайного Воскресения и Вознесения на небеса, до сошествия Святого Духа — то есть еще до Его необыкновенного Божественного прославления — эта женщина, имя которой до нас не дошло, так восхвалила Божию Матерь, то как же нужно прославлять Пресвятую Деву нам — людям, которым уже все известно о Господе! Мы в полной мере знаем, что Он не какой-то необыкновенный пророк и чудотворец, а воистину Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мф.12:48 .  Он же отвещав рече ко глаголющему Ему: кто есть Мати Моя, и кто суть братия Моя? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Сказал это, не отрекаясь, конечно, от Своей Матери. Каким образом мог сделать это Тот, Который и в час Своей смерти имел большое попечение о Ней и не устыдился иметь Ее Матерью? Как, говорю, сделал бы это Тот, Кто из уважения к Ней в Кане превратил воду в вино и повиновался не только Ей, но и называемому отцу: «и бе», – сказано, – повинуйся има» ( Лк.2:51 ). Если бы Спаситель должен был отречься от Матери, или должен был стыдиться Ее, то Он вовсе не родился бы от Нее. Но так как Он тогда учил народ, и было неприлично оставить Его и бежать к Матери и братьям, то и говорит: какая это у Меня Мать, и какие у Меня братья, чтобы из повиновения им Я пренебрег пользою столь многого народа? Итак, не унижая их сказал эти слова, а показывая, что спасение погибших Он считает дороже повиновения родителям и родственникам. И нисколько не удивительно: ради этого спасения Он и благоволил иметь и Мать, и родственников. Мф.12:49 .  И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се, Мати Моя и братия Моя. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Матерью назвал их, как воспринимающих слово учения в разумном чреве души и в свое время рождающих его; а братьями, – как усыновленных Небесному Отцу чрез веру во Христа, а ставших сонаследниками Его Царства. Потом объясняет эту речь. Мф.12:50 .  Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра, и мати ми есть. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Т.е. близкий и родственник Мой, потому что исполняет волю Отца Моего, которую исполняю и Я. Упомянул и о сестре, или потому что Иосиф имел дочерей, или по причине жен, исполняющих волю Божию. Воля Божия есть соблюдение евангельских заповедей и наследование спасения. Итак, ни Мать, ни братья не были бы ни Матерью Его, ни братьями Его, если бы не исполняли воли Божией. Значит, это слова не отрекающегося от родства с ними по плоти, – Он не сказал, что это не Мать и не братья, – но слова предпочитающего родство по добродетели и научающего, что нет никакой пользы от первого родства, если не будет и последнего. Если даже для Богородицы не было бы пользы от того, что Она родила Бога, если бы Она не была добродетельна, то для кого другого может быть польза от того, что он родствен святому мужу, если не имеет добродетели? Можно и родственников не считать за родственников, и не родственников считать за родственников, в первом случае по различию, а во втором – по сходству жизни. Поэтому и в другом месте, когда некая жена сказала: «блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» ( Лк.11:27 ), «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» Он не отрицал этого, но подобным же образом сказал: «блажени слышащии слово Божие и хранящии е» ( Лк.11:28 ). «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010