Собранность христианской жизни вокруг Евхаристии не есть позднейшая православная выдумка, неукорененная в Писании (как в полемическом азарте порой утверждают протестантские проповедники). Я позволю себе привести несомненно знакомые им места Писания с минимальными комментариями. Вот, например, слова ап. Павла: “пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1 Кор 8:8). Соотнесите эти слова с его же словами о Причащении: “Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” (1 Кор 10:16). И выйдет, что для ап. Павла обычный хлеб резко отличается от хлеба Евхаристии. Если первый не может приблизить ко Христу, то последний прямо сообщает с Ним. Это различение двух хлебов восходит непосредственно к словам Христа: “Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру Я есмь хлеб жизни Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем Ядущий Меня жить будет Мною ядущий хлеб сей жить будет вовек это ли соблазняет вас?” (Ин 6:27,33,48,55–58,61). Тот же стих Апостола ясно говорит о том, как он понимал Евхаристию: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” (1 Кор 10:16). Здесь Евхаристия дает именно реальное приобщение ко Христу, а не просто “воспоминание” о Нем. Евхаристия настолько реальна, что недолжное отношение к ней оказывается причиной смерти христиан: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор 11:28–30) 15 . “Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1 Кор 10:20–21). Если участие в бесовском обряде не сводится к довольно-таки безобидному воспоминанию о мире духов, но вводит в реальный опыт общения с бесами, то не тем ли более и участие в Вечере Господней дает “общение” с Господом, а не просто напоминает об одном из эпизодов Евангелия? Ап. Павел тем и отличается от современных ему язычников, что серьезнее их самих относится к их таинствам. То, что для образованных язычников стало не более чем аллегорией, в том апостол видит реальность, темную мистику. Но если даже в языческих мистериях апостол видит реальную силу, то тем более реальной силой, нерастворимой в философиях, аллегориях и воспоминаниях, для него является таинство Христово.

http://pravmir.ru/posle-heruvimskoy/

Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое и по Отче наш: На благословении хлебов тропарь праздника трижды Тропарь, глас 1: Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. На Утрени На Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По 1-м стихословии седален, глас 1. Самоподобен: Лик ангельский да удивится чудеси: земнии же гласы возопием пение, зряще неизреченное Божие снизхождение: Егоже бо трепещут небесныя силы, ныне старчи объемлют руце Единаго Человеколюбца. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Лик ангельский: Сый со Отцем на престоле святем, пришед на землю от Девы родися, и Младенец бысть леты сый неописан, Егоже приим Симеон на руки, радуяся глаголаше: ныне отпущаеши Щедре, возвеселив раба Твоего. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Младенствуеши мене ради, Ветхий деньми: чищением приобщаешися, чистейший Боже, да плоть увериши мне юже от Девы. И сим Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих. Слава, и ныне, тойже: Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие Луки, зачало 8. [Лк. 2, 25 – 32.] Бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем,

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Так – же охотно принималось и учение Павла о таинственном значении обряда преломления хлебов. Павел постоянно учил, что общая вечеря – не простое вкушение пищи сообща в память об Иисусе. „Когда вы сходитесь вместе, это еще не вкушение вечери господней“ – говорил он: „ибо каждый спешит первый съесть свою вечерю, и один бывает голоден, а другой пьян. Но разве у вас нет домов, чтобы есть и пить?» Вечеря господня – не простое вкушение хлеба, и вина, но таинственная жертва, во время которой собравшиеся приобщаются тела и крови Христовой, т. е. соединяются с божеством. „Чаша благословении, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова“? – спрашивал Павел и напоминал, что так, заповедал и сам Иисус в ту ночь, когда был предан. Тогда он взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: „приимите, ядите, сие есть тело мое, за вас преломляемое: это делайте в мое воспоминание“; также взял и чашу и сказал: „сия чаша есть новый завет в моей крови: это делайте всякий раз, как будете лить в мое воспоминание“. И дальше Павел разъяснял, что это такая же жертва, как и жертва язычников своим божествам; язычники пьют чашу, чтобы вступить в общение со своими божествами – демонами, а христиане – чтобы вступить в общение с господом. „Посему“, – учил Павел, „кто будет есть хлеб сей или пить чашу господа недостойно, грешен будет против тела и крови господа. Пусть же испытывает себя человек... ибо кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, так как не рассуждает, что сие – тело господне; от того многие из вас немощны и больны и спать охочи“. А всякий, кто достойно ест и пьет, получит спасение, ибо вечеря есть залог пришествия господа: она знаменует смерть господа и потому обещает его воскресения. Чтобы достойно участвовать в вечере, нужно было поститься накануне „дня господня“, в который происходила вечеря, исповедаться перед вечерей в грехах и примириться со всеми, с кем была ссора или спор. После вечери читалась благодарственная молитва , заканчивавшаяся такими словами: „помни, господи, о церкви твоей, да избавить ее от всякого зла и совершить ее в любви твоей, и введи ее, святую, со всех четырех ветров в царство твое, которое ты уготовал для неё. Ибо сила твоя и слава во веки. Да приидет милость и да погибнет этот мир. Осанна богу Давидову! Господь придет! Аминь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Ученики Господни предлагают своему Учителю отпустить народ в селения для покупки пищи, а Господь говорит им: вы дайте им есть; им не нужно уходить. Те говорят: у нас только пять хлебцев и две рыбки: что же это значит для такого множества народа? А Господь в ответ на это велит всех рассадить на траве и совершает чудо умножения хлебов и рыб, научая тем и нас делиться с неимущими и малым нашим достоянием, которое Он может, как Творец всемогущий, всегда умножить: «дающий нищему не обеднеет» ( Притч.28:27 ), по слову Писания. В-шестых, – так как человек состоит из тела и души, которая несравненно важнее тела как образ Божий, – и для нее необходима соответственная пища духовная и питие духовное, именно Пречистое Тело и Пречистая Кровь Господня, также – Слово Божие, коим питается и укрепляется душа христианская, – то Евангелие научает нас заботиться более о пище нетленной, укрепляющей душу – о частом причащении Тела и Крови Господней, об исполнении воли Божией и отсечении своих прихотей и похотей, о поучении в слове Божием и исполнении правды Божией. Господь Сам говорит в Евангелии: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). «Добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них» ( Евр.13:9 ). «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор.6:13 ), говорит апостол Павел. Нынешнее лето, по-видимому, Господь венчает благословением Своим, и дает, в большинстве, обильную и тучную жатву и произрастил в изобилии всякие плоды земные в наслаждение и пищу нашу. Будем за это, как и за все Его милости благодарны Ему, возлюбим Его всем сердцем, всем помышлением, – докажем Свою любовь к Нему исполнением заповедей Его, исправлением жизни, покаянием искренним и всегдашним, любовью и состраданием к ближним, правотой сердца и всякой добродетелью, да и впредь сподобимся от Его всеблагого промысла всяких дарований духовных и телесных. Аминь. 13. Слово в неделю восьмую по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф.6:11 ), или, как Лука передаёт: Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день ( Лк.11:3 ). Так как многие держатся того мнения, будто в этих словах нам предложено молиться о хлебе телесном, то дело стоит того, чтобы в последующем показать лживость этого мнения и развить правильное учение относительно насущного хлеба. Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нём не есть молитва о чём-либо великом? Следуя за Учителем, мы поэтому обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого даёт Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин.6:27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: что нам делать, чтобы творить дела Божии (то есть дела, Богу угодные)? – то Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Но послал Бог, как написано в псалме, слово Свое и исцелил их ( Пс.106:20 ), то есть больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собою пищу, пребывающую в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). И истинный хлеб небес (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, Отец Мой даёт вам... Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру ( Ин.6:32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек ( Кол.3:10 ), то есть главнейшая составная часть человеческого существа – созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» ( Мр. 5. 29–30 , Лк. 8, 44–46 , Мф. 9, 20–21 ). Но и «весь народ искал прикоснуться к Нему, потому что из Него исходила сила и исцеляла всех» ( Лк. 6,19 ). «При захождении же солнца, все имеющие больных разными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» ( Лк. 4, 40 ). Прикосновением же Он исцелил ухо Малха ( Лк. 22, 51 ). Исцеление слепорожденного, по Евангелию от Иоанна, было совершено так: «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, он пошел, умылся и пришел зрячим» (Иоанн. 9, 6–7). (Аналогичные случаи исцеления чрез прикосновение см. в Ветхом и Новом Завете, особенно в Д.А. 5, 15–16, 9, 11–12). Особенность этих случаев в том, что Господь не ограничивался здесь словом или повелением, но производил известные действия, которые являлись чудесным средством для исполнения Его воли. Аналогичным способом совершено и чудесное насыщение 5000 народа пятью хлебами и 4000 народа семью хлебами: именно, Господь, «взяв пять хлебов и две рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики – народу» ( Мф. 15, 36 , Мр. 8, 6–7 , ср Мф. 14, 19 , Мр. 6. 41 , Лк. 9. 16 , Ио. 9,11) Господь совершил это чудо молитвою («воззрев на небо») и благословением. Что значит это различие в образе совершения разных чудес? Следует ли видеть здесь лишь разные проявления всемогущества Божия, которое не связывает себя ни с какими внешними способами воздействия, и как бы во свидетельство этого безразличия, пользуется разными? 5 Мы уже отвергли понимание чуда, как нового творения, и в этих текстах отнюдь не содержится оснований для его подтверждения. В действиях Господа при исцелении слепорожденного совсем не надо видеть нового сотворения глаза из земли. Такое понимание чуда скорее уничтожало бы его значение для человека, низводя его к игре всемогущества, своего poдa dues ex machine.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Яко исчезает дым, да исчезнут», – и вся вражия сила внезапно исчезла. Святой же, воздев руки к небу, произнес: «Боже вечный, Царь безначальный, Создатель всего мира, молю Тебя, раб Твой: Ты Царь царей и Владыка владык! Ты освободитель душ и избавитель верующих в Тебя! Ты упование труждающихся, наставник рабов и всех, надеющихся на Тебя! Ты утешение плачущих! Ты творец всех созданий и любитель всякого добра! Ты владыка и создатель всех! Ты радость и веселие святых, и жизнь вечная, и свет незаходящий! Ты источник святости и сияние славы Бога и Отца прежде всех веков! Ты спаситель мира и изобилие Святого Духа! Ты сидишь одесную Бога Отца, властвуя над живыми и мертвыми в бесконечные веки! Ты же, Господи, Пресвятой Царь, услышь меня в этот час, недостойного, молящегося Твоей благости! Не отврати лица Твоего от меня, ибо скорблю; избавь меня из уст пагубного змия, разверзающего пасть пожрать меня и живым свести во ад, и спаси от всякого коварства человекоубийцы-дьявола! Да, сохраняемый и наставляемый ополчением святых Твоих ангелов, достигну единства веры и разумения Единосущной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И тотчас, после сих слов, вся вражия сила исчезла без следа. И с тех пор приобрел преподобный Зосима власть над нечистыми духами, и не могли они к нему никак приблизиться: ни в виде призраков, ни другими смутительными видениями своих соблазнов. И так пребывал святой безмятежно, молясь все дни и ночи, воссылая молитвы свои ко Господу. Спустя малое время обнаружился недостаток в пище; и об этом он немного поколебался в помыслах, но потом возложил упование на Господа Бога, повторяя про себя псаломское изречение: «Возложи на Господа печаль твою, и Он тебя напитает во веки». И в скором времени, когда он молился в своей келии, пришли к нему два мужа, светлые образом, тянувшие за собой саночки, полные хлебов, муки и масла. Сотворили они молитву – и, получив, по обычаю, у преподобного благословение, сказали ему: «Возьми, господине отче, у нас хлебы, муку и масло и положи у себя, а мы идем на промысел в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

причастию уже нельзя ничего вкушать. «Ведомо буди, сказано в Типиконе, яко от недели св. Фомы не бывает хлеболомления по благословении хлебов, за краткость нощи» (Типик. гл. 3; последов. нед. Мироносиц). Для чего же, однако, церковный устав назначает благословение хлебов на летних всенощных бдениях? Из молитвы, читаемой при благословении хлебов, видно, что оно бывает для того, чтобы чрез вкушение благословляемых при этом хлебов (равно как пшеницы, вина и елея) верные освятились, и чтобы испросить благодать Божию на плодородие земли. Поэтому, в церковном уставе сказано: «а яже во бдениях летних, благословенные хлебы, раздаваем же на трапезе и прежде вкушения снедаем их» (Типик. гл. 2). В служебнике же относительно употребления благословенных хлебов, пшеницы, вина и елея дается священнику такое наставление: «и се тебе ведомо буди, о иерее, елей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целование образа люди знаменай; можешь же и в брашнах снести; вино же испити с благоговением, обаче якоже благословенная; хлебы же на раздание дары, раздробив, раздай, или в дому честно на трапезе прежде общих брашен яждь; пшеницу же или сей или с иною измели. Или с благодарением иждиви» (служ. последов. вечерни). Из того назначения, какое усвояется хлебам, благословляемым на всенощных бдениях, а также из того что церковный устав и служебник дозволяют раздроблять и употреблять благословенные хлебы на дому, кажется, и можно было бы заключить, что и самое благословение хлебов, пшеницы, вина и елея может быть совершено в частном доме. Но такое заключение едва ли будет не поспешным и основательным. В служебнике об употреблении благословенного елея сказано: «елей, его же благословил еси, аще есть иконостас , на целование образа люди знаменай»; отсюда видно, что благословение елея должно быть во храме. Церковный устав не делает здесь исключения даже и в тех случаях, когда раздавания и вкушения в храме благословенных хлебов не бывает. В Типиконе о благословении хлебов вообще, без всякого исключения говорится: по совершении литии священнослужители входят из притвора во храм , на средину его, к столу, на котором стоит блюдо с пятью хлебами, и пшеницею, и с сосудами с вином и елеем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Проехав верст пять, мы достигли места, где Спаситель благословил пять хлебов и две рыбы и насытил пять тысяч народа, кроме жен и детей. На том месте, на камнях мы положили пять хлебов, нарочно взятых из Тивериады, и подле них положили печеные рыбы. Потом я прочитал св. Евангелие о умножении хлебов Спасителем; пропели тропарь: Богородице Дево – трижды. Я прочитал молитву на благословение хлебов, потом сказал ектению за Царя и весь царствующий дом и за святителей и знаемых. После тога разломил хлебы и раздал бывшим со мной. Какое умиление проникло в душу при вкушении благословенных хлебов, на том месте, где сам Спаситель благословил и умножил хлебы, с воспоминанием того чудеси! Когда идут поклонники из Иерусалима в Назарет в большом количестве, всегда они призывают священника на это место для благословения хлебов. Арабы, которые нас везли на своих ослах, христиане, получив от нас благословенные хлебы, не только сами или их, но по маленькому кусочку дали и ослятам своим, веруя, что им будет на здравие. Гора Блаженств От места благословения хлебов мы пошли на гору Блаженств, т.е., на ту гору, где Спаситель говорил поучение о блаженствах, как о том повествует евангелист Матфей: «Узрев же (Иисус) народы, взыде на гору: и седшу ему, приступиша к нему ученицы Его; и отверз уста своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф. зач. 10). Эта гора Блаженств отстоит от места благословения хлебов верстах в пяти. Восшедши на эту св. гору, я прочел в Евангелии от Матфея все поучение, сказанное на этом месте Спасителем. Потом сказал ектенью сугубую и помянул Царя и святителей, и все православное исполнение. Кана Галилейская Кана Галилейская находится на пути от Тивериады к Назарету. От Назарета отстоит только верст семь. Я подумал: естественно, что Господа звали на брак в Кану Галилейскую, когда она так близко от Назарета и потому весьма удобно было иметь в ней близкое знакомство и общение. Мне о чудеси, бывшем на браке в Кане Галилейской, еще при исходе моем из секты федосеевской пришлось многое подумать: потому и видеть Кану Галлилейскую было весьма желательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В древности благословение хлебов было для подкрепления сил молящихся. В Уставе сказано, что после вечерни, при чтении Апостола, келарь, раздробив благословенные хлеба, раздает братии и почерпает по единой чаше вина всем находящимся в обители. В вечер же, по приятии хлеба и вина по черпании, от того часа, да никто же дерзнет вкусити потом что, причащения ради пречистых Святых Христовых Тайн (Тип., гл. 2) 391 . Летом, когда ночь бывает кратка и вечерня начинается поздно (Тип., гл. 8), на бдении хотя положено благословение хлебов, но раздаяние и вкушение их запрещено: «ведомо да буди, сказано в Типиконе, яко от недели святого Фомы не бывает (ρτοκρασα) хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи (Тип., послед. недели мироносиц). А потому в Служебнике (в послед. вечерни) печатается увещание иерею, касательно употребления благословенных елея, вина, пшеницы и хлебов. Так, хотя благословение елея (как хлебов, вина и пшеницы) бывает для того, чтобы чрез вкушение его верные освящались (молитва при благословении хлебов), ибо можно его «и в брашнах снести» (Служебн., вечерня), но, главным образом, назначается употреблять благословенный елей и для помазания им людей. В Служебнике сказано иерею: «елей сей, его же благословил еси, аще есть иконостас, на целовании образа, люди знаменай» (Служебн., вечерня). Ныне помазание сим елеем обыкновенно совершается на утрени, после чтения Евангелия и молитвы: «Спаси, Боже, люди Твоя», и иногда заменяет собою то помазание елеем, которое, по Уставу Церкви, положено совершать в притворе (Тип., гл. 3) после отпуста утрени – елеем от кандила иконы праздника или святого 392 . Об употреблении благословенных хлебов, вина и пшеницы сказано в Служебнике: «вино же испити со благоговением, обаче яко же благословенная, хлебы же, на раздаянии доры раздробив, раздавай, или в дому честно на трапезе прежде общих брашен яждь; пшеницу или сей, или со иною измели и с благодарением иждиви». Иерею внушается при этом еще, во 1-х, то, что елей сей благословенный, второе да не благословиши, ни вино, ни пшеницы, ниже хлебы на втором бдении; но аще (хотя бы) мало вельми, новая не у благословенная представляяй; во 2-х, литургисати же сими хлебами, или вином, да не дерзнеши, по правилу Номоканонову о священнодействии (Служебн., послед. вечерни).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010