Глава II. Составные части Православного Богослужения: а) таинства и отличие их от священнодействий Таинства Православной церкви, составляя существенную часть Христианского Богослужения, суть такие священнодействия, чрез которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется, 170 но и действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных покровах и видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они ему представляются. Видимые знаки или посредства в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; в благодать Божия для своего действования на человека не нуждается ни в каких посредствах. Святой Иоанн Златоуст 171 говорит: «если бы мы были бестелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары бестелесно: но поскольку душа наша соединена с телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно, по своему устройству человек нуждается в видимых посредствах, чтобы принимать чрез них невидимую силу Божию. Само тобою разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог учредить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, каковые суть: умовение ног, пострижение в монашество, разного рода молебствия. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию учреждаемы и совершаемы. Есть священные действия и такие, кои не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, и однако ж не считаются таинствами, напр., освящение храмов или воды, благословение хлебов. Потому что в них только то и есть, что видим – храм, вода и хлеб, – а преестественного ничего нет. Иное дело – молитва , призывание Божие, и иное дело – действие самого Бога. 2) В таинствах под видимым образом сама Божественная благодать силою слова, или обетования Божия, прикасаясь человеку, приемлющему тайну, сообщает ему себя к той мере дарований, в какой эти дарования соединены с тем или иным таинственным действием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царства земнаго лишение… Ответ протоиерея Александра Шаргунова на письмо читательницы о возможности восстановления православной монархии в России 19.07.2018 1252 Время на чтение 4 минуты Дорогой отец Александр! В последнее время, особенно с приближением скорбной даты - столетия убиения царской семьи - многие снова поднимают вопрос о восстановлении православной монархии в России. И даже уже предлагают для этого то одного, то другого кандидата. Я знаю, что Вы в свое время писали статьи на данную тему. Если не ошибаюсь, совсем недавно, в майском номере «Русского Дома», Вы снова затронули этот вопрос. Поскольку вопрос этот немаловажный, не могли бы Вы еще раз обозначить самое существенное в нем? Есть ли какие-то реальные возможности осуществления этой идеи? И что более всего препятствует ей? О.А.Портнова, г.Воронеж Православная монархия - это замечательно. Но хочется снова и снова повторить: ее еще надо заслужить. Подлинная царская власть, власть помазанника Божия должна быть связана со Христом Царем. Хотя бы в самой малой степени - в устремленности к единству с Ним. И для более глубокого прояснения ее сути необходимо лучше увидеть то, что происходило с Самим Господом. Вы помните, как в Евангелии Пилат задает Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» и хотели придти, нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 14-15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13). Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем перед римским прокуратором. На этот вопрос Господь отвечает двояко - и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он - не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, - все это не про Него. Все это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царем является Христос и каково Его Царство.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/19/ca...

Изъяснение псалма 26-го. «Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» ( 2Цар. 2, 1 ). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» ( 2Цар. 2, 4 ). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» ( 2Цар. 5, 1 ), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» ( 2Цар. 5, 3 ). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение. Пс.26:1 .  Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. В. т., получив освящение через установленные Церковью молитвы, к-рые возносятся Богу предстоятелем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве; тем самым В. т. представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме (см.: 1 Кор 13. 12; Areop. EH. 1. 2; Maximus Conf. Mystagogia. 24). К числу наиболее важных В. т. относятся хлеб и вино , вода , елей и миро . Эти природные элементы наилучшим образом отражают сущность того, что совершается в таинствах. Хлеб и вино используются в первую очередь в таинстве Евхаристии . Во время Тайной вечери , накануне Своих Крестных страданий, Господь Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Господь образно говорит о Себе в Евангелии, что Он - «Хлеб, сшедший с небес» (Ин 6. 41, 51). Использование для главного из церковных таинств обычной повседневной пищи (какой и были в Средиземноморье в древности хлеб и вино - Пс 103. 15) указывает на то, что Бог входит в человеческую жизнь в самых основных и на первый взгляд незаметных ее проявлениях. Хлеб, мука для к-рого получается из мн. зерен, символизирует евхаристическое единство Церкви (Didache. 9). Правосл. Церковь использует для таинства Евхаристии только пшеничный и квасной хлеб ( Iren. Adv. haer. 5. 2. 3), но по ряду причин употребление опресноков в Евхаристии было введено в арм. и католич. Церквах, что неоднократно осуждалось правосл. Церковью как отступление от древней традиции; большое внимание в спорах о качестве евхаристического хлеба всегда уделялось и символике, к-рая связана с употреблением квасного или пресного хлеба. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехрист. источниках (PG. 2. Col. 345), но последовательно применяется только в традиции правосл. Церкви. Помимо Евхаристии хлеб используется и в др. церковных священнодействиях, по происхождению связанных с общинными трапезами первых христиан (см. ст. Артос , Благословение хлебов , Панагия , Просфора ).

http://pravenc.ru/text/158330.html

О храмех. Главы 1–58 Глава 1. О ХРАМЕХ СВЯТАГО ИЛИ СВЯТЫЯ, от месяца септемвриа до недели мытаря и фарисеа: от недели же мытаря, до понедельника первыя недели святаго поста, во всю святую 40-цу, и до самаго пресветлаго и тридневнаго Христова Воскресения, и во всю Светлую неделю, до новыя недели, от новыя же недели, сиречь Фомины по Пасце, во всю 50-цу, даже до недели всех святых, како поется служба храма святаго, или святыя, вечер, и утро, и на литургии [Зри] Подобает ведати: Яко аще случится храм святаго Симеона Столпника в неделю. В субботу на малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны, глас 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен малыя вечерни. На стиховне стихира воскресна 1: и храма святаго стиховна с припевы своими великия вечерни. Слава, храма: И ныне, Индикта. По Трисвятом тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Индикта. Ектения малая, и отпуст. На велицей вечерни, по обычном псалме, кафисма вся. На Господи воззвах, стихиры воскресны 3: и Индикта 3: и храма 4. Слава, храма: И ныне, Богородичен 1-й гласа. Вход. Прокимен дне: и чтение Индикта, и храма. На литии стихиры храма. Таже Индикта: Слава, храма: И ныне, Индикта. На стиховне стихиры воскресны, по алфавиту. Слава, храма: И ныне, Индикта. На благословении хлебов, Тропарь, Богородице Дево: дважды, и храма, единожды. И Буди имя Господне: трижды. и чтение в посланиих. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресен дважды: Слава, храма: И ныне, Индикта. По кафисмах седальны воскресны, и Богородичны их: и чтение, полиелей, и седальны храма вси по единожды. Слава, храма: И ныне, Индикта, и чтение: Степенна гласа. Прокимен храма. Всякое дыхание: и Евангелие храма. Воскресение Христово: псалом 50: стихира храма, и прочее, по обычаю. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и Индикта на 4: и храма на 6. Катавасиа: Крест начертав: По 3-й песни, кондак Индикта: и седален храма, дважды. Слава, и ныне, Индикта, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма. На 9-й песни поем Честнейшую. Светилен воскресен: Слава, храма: И ныне, Индикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предисловие 1-я глава. История агап Введение §1. Агапы в новом завете §2. Агапы в Διδαχ των δδεα Αποστλων §3. Агапы у св.Климента Римского и св. Игнатия, епископа Антиохийского §4. Агапы в 97-м письме Плиния, губернатора Вифинии, к императору Траяну §5. Агапы у св.Иустина Философа, Иринея Лионского и в послании к Диогнету §6. Агапы у Минуция Феликса §7. Агапы в творениях Тертуллиана §8. Переход агап на ступень благотворительного учреждения §9. Агапы в апокрифических творениях христиан. Происхождение поминальных агап §10. Агап в сочинениях Лукиана «О смерти Перегрина» §11. Агапы в творениях св. Климента Александрийского §12. Агапы у Оригена §13. Агапы у св.Киприана Карфагенского §14. Агапы в книгах Сивилл §15. Агапы в Апостольских Постановлениях и сродной им литературе: Канонах Ипполита, «Завет Господа нашего Иисуса Христа», Фрагментах Египетских канонов, Постановлениях Египетской Церкви и Didascalia §16. Агапы у императора Константина Великого, в правилах Гангрского собора, у императора Юлиана, в правилах Лаодикийского собора, 3-го Карфагенского собора, у св. Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, в сочинении «De duplice martyrio», у блаж.Августина, св.Амвросия Медиоланского, св.Павлина Ноланского, в правилах соборов: Арелатского, Орлеанского – 590 года, Орлеанского – 541 года, 2-го Турского, Агапы в переписке папы Григория I Великого, в правилах Трульского собора, Германского и др. 2-я глава. Происхождение агап Введение §1. Аналогии агапам в религиозно-бытовой жизни Греции §2. Аналогии агапам в истории Римской империи §3. Невозможность зависимости христианских агап от этих проявлений религиозно-бытовой жизни Греции и Рима §4. Аналогии агапам в Иудействе §5. Аналогии агапам в трапезах ессеев и терапевтов §6. Невозможность заимствования Церковью агап у ессеев и терапевтов §7. Попытка решить вопрос о происхождении агап в том смысле, что агапы есть произведение чисто христианской почвы. Значение этой попытки для решения вопроса §8. Положительное решение вопроса о происхождении агап: агапы – явление общечеловеческое. Аналогии агапам у народов древности 3-я глава. Внешняя история агап, их жизнь в Империи 4 глава. Отношение к агапам язычников: обвинения агап в преступлениях. Защита агап со стороны апологетов. Успех их защиты. Объективные основания для этих обвинений Заключение Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви Введение §1. Возможные следы влияния агап в современной литургии §2. Благословение хлебов §3. ’Αολουϑα τς ταπξης §4. Чин о панагии и пасхальный артос §5. Поминальные трапезы (поминки) Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего, в Феодосиевском приделе обращает на себя внимание чудом сохранившийся дивный иконостас конца 19 века. В начале 90-х, благодаря Постановлению Правительства о возвращении храмов Церкви, возобновились богослужения. П рихожане во главе с настоятелем, тогда еще иеромонахом Кириллом (Сахаровым), с благоговением восстанавливали былое величие храма Божия, ломали перегородки, настилали полы. Во время этих работ и был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, зашитый досками, замаскированный под стену чьими-то заботливыми руками. Предположили, что там что-то есть, простукивали стену, а когда вскрыли – ахнули! Открылся иконостас византийского стиля из двухцветного, бело-розового, итальянского мрамора . Конечно, были небольшие утраты, заказывали и устанавливали утраченные фрагменты. Иконы для иконостаса написаны московской иконописной мастерской под руководством Игоря Дрождина, ими же были пожертвованы Царские врата конца XVI века, которые, несомненно, входят в число наиболее драгоценных священных реликвий нашего столичного града. Одна из икон в местном ряду (она впоследствии мироточила) – Казанский образ Божией Матери - написана легендарной иконописицей нашего храма Татьяной Косолаповой (ею благотворительно было написано более 200 икон, включая три яруса центрального Троицкого иконостаса) . Почему Казанская? Исторически придел был посвящен Божией Матери, Казанскому Ея образу. Пожар 1812 года значительно повредил церковное владение, древняя трапезная часть храма полностью выгорела. В 1817-1827 годах сгоревшие приделы восстановили, вернее, отстроили заново. Никольский придел так и остался, а правый, Казанский освятили уже в честь преподобного Феодосия. Для малого освящения Феодосиевского придела 10 декабря 1994 года был приглашен архиепископ Солнечногорский Сергий. Несколько лет назад придел был расписан клеймами из жития преподобного: обличение еретиков в Иеросалиме; благословение прп. Симеоном столпником; обретение чудесным образом места основания Лавры; умножение хлебов. Очень важный момент - Лавра была многонациональной, преподобный Феодосий объединял всех любовью. Как это важно и актуально особенно в наше время, когда мировая закулиса делает одной из главных ставку на межнациональное нестроение в нашей стране.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/27/pr...

Псалом 33 Пс.33:1 . Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом: и отпусти его, и отъиде. НАДПИСАНИЕ Сию надпись относят толковники к двум историям, обретающимся в первой книге Царств, в главе 21. Первая история повествует, что Давид, бегая от лица Саула царя, пришел ко Авимелеху иерею и просил у него хлебов и оружия, а о бегстве своем не объявил ему, но притворился, аки бы имеет тайное некое дело, от царя ему порученное, для исполнения коего весьма поспешает. Вторая история повествует, что Давид пришел к Анхусу царю Филистимскому, дабы укрыться у него; но понеже рабы сего царя советовали ему убить Давида, то Давид притворился безумным, и сим образом избежал смерти. Феодорит относит надпись к первой истории, а Василий Великий , Августин и Иероним относят ко второй, – их мнение признано за справедливейшее и от иных толковников. Чего ради Анхус назван Авимелехом, тому дает причину Василий Великий , сказуя, что Авимелех было имя собственное царям Филистимским, как Фараон царям Египетским, и Кесарь императорам Римским. СОДЕРЖАНИЕ Давид, избавяся от помянутыя опасности, возсылает в сем псалме благодарение Богу за оказанное благодеяние, а по сему случаю возбуждает и других к хвалению Бога: ибо ведел муж благочестивый, что вся оная хитрость, которую употребил он для спасения жизни своея, притворя себе безумство, нимало не помогла бы ему без помощи и благоволения Божия. Пс.33:2 . Благословлю Господа на всякое время, выну хвала его во устех моих. Краестишие псалма сего в Еврейском тексте читается по алфавиту: ибо первый стих начинается от первыя буквы, вторый от вторыя, и так далее, что, по-видимому, для того сделано, дабы верные удобнее могли его помнить и чаще петь. Давид начинает его с великим чувствием духа, и глаголет: благословлю Господа на всякое время, аки бы сказал: никогда и ни в какое время не забуду я нынешняго благодеяния, но во всю мою жизнь буду памятовать, и за то благодарить Господа. И то же самое повторяя, присовокупляет: выну хвала Его пребудет во устех моих. Можно сие место и в духовном смысле разуметь – о праведных людях, которые всегда хвалят Бога, то есть, когда и благодеяния приемлют, и когда напасти претерпевают, по оному праведнаго Иова изречению: Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки ( Иов. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» Мария Хажомия, кандидат филологических наук Сретенская Духовная Семинария Пасхальное богослужение наполнено радостью и ликованием о воскресшем Спасителе. И наиболее яркой его частью являются, пожалуй, именно часы Пасхи, но их смысл, возможно, не всегда ясен для каждого из нас. Начинаются Пасхальные Часы с обычного призыва священника прославить Бога — возгласа, который произносится перед началом большинства служб: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает:  «Аминь»,  и следует пение тропаря Пасхи трижды:  «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Слово поправ — краткое причастие, образованное от глагола попрати, значение которого сохраняется и в современном русском языке, хотя относится к устаревшей и высокой лексике, — «топтать ногами, отвергать, уничижать». Выделенное слово — причастие сый («находящийся, пребывающий»), образованное от глагола бытн и приобретающее суффикс  -ущ-  во всех формах, кроме Им. падежа ед.ч. мужского рода. Таким образом, Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и даровав жизнь находящимся в гробах. После тропаря Пасхи трижды следует Воскресная песнь 6го гласа:  «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се боприиде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Здесь выражается наш призыв поклониться единому безгрешному Господу, увидев Его воскресение. Мы восклицаем Христу:  «Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо («бо») Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем».  Церковнославянское слово разве соответствует греческому πλν и переводится на русский язык как  «кроме».  Оно встречается еще, например, в Евангелии от Марка:  «И забыша ученицы Его взяти хлебы и разве единаго хлеба не имяху с собою в корабли»  — Ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке ( Мк.8:14 ).

http://azbyka.ru/o-pashalnyh-chasah

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 мая 2024 года 6. Неделя 3я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2й. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Свт. Саввы, первого архиеп. Сербского. Прп. Иова Почаевского (службу зри 28 августа) . Мч. Варвара, бывшего разбойника. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) . Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Величаем вас, святыя мироносицы, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего». Псалом избранный: «Блажен муж, бояйся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3е «зри»). Служба совершается по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6й: «Мироносицы жены, гроба Твоего…», «И ныне» – догматик, глас 2й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 1й. «Слава» – праздника, глас 6й: «Проси Иосиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель мой…» (см. в Триоди на ряду). На стиховне стихира воскресная, глас 2й: «Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную…», и стихиры Пасхи, глас 5й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2е «зри»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010