И был ободрен, говорит, народ такими словами Езекии, царя иудейского. Поэтому Рабсак хочет разрушить то, что он устроил, и говорит народу: пусть не обольщает вас Езекия и не обнадеживает вас Господом Богом. А что Елиаким и Совна и Иоах смиренно умоляют: говори рабам твоим на сирском языке, потому что мы понимаем его, и не говори с ними по-иудейски в слух народа, который на стене , то это имеет такой смысл: к чему нужно смущать народ ложными ужасами и хвастаться пустою храбростию? Говори на языке, которого не понимает народ; потому что мы понимаем язык твой и знаем сирскую речь, общую для тех и других. На это Рабсак высокомерно отвечает: разве к господину твоему и к тебе послал меня господин мой, – не к людям ли более, которые сидят на стене? И затем, усиливая страх угрозою, говорит: чтобы есть помет свой и пить мочу ног своих с вами , чрез что показывает, что они будут взяты посредством голода и нужды и жажды. Но вместе с тем он присоединяет к устрашению прельщение, чтобы тех, кого не победил страхом, соблазнить обещаниями и убеждением, говоря словами царя ассирийского. Ст. 16–18. Совершайте благословение со мною, и выйдите ко мне и пусть каждый ест от виноградника своего и каждый от смоковницы своей и пусть каждый пьет воду из водоема своего, пока я не приду и не возьму вас в землю, подобную вашей земле: в землю пшеницы, и вина, в землю хлебов и виноградников. Да не смущает вас Езекия говоря: Господь избавит нас. Избавили ли боги народов каждый землю свою от руки царя ассирийского? Вместо этого в книге Царей читается: совершайте со мною то, что полезно, и выйдите ко мне ( 4Цар. 18 ). Таким образом смысл один и тот же. Совершайте, говорит, то, что полезно для вас и что способствует вашему благословению. Или же так говорит: благословляйте царя ассирийского и восхваляйте его и признавайте господином, чтобы получить награды, и, пока я не возвращусь из Египта или не приду снова, по взятии Ловны, живите в городе вашем и пользуйтесь тем, что имеете. После же того я приду и переселю вас в подобную вашей земле, землю пшеницы, вина и маслин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И только, не встречая согласия на свои предложения, Рапсак начинает унижать правительство и стращать народ, рассчитывая произвести возмущение народа против царя (подобно тому, как то прежде было постановлено на совете союзных царей Раассона и Факея, гл.7:5–7). С этой целью Рапсак заявляет, что народ, сидящий на «ограде» – стене неизбежно обречен есть «мотыла» – свой помет и пить свою мочу: т.е. осада Иерусалима продлится настолько, что у осажденных не останется никаких средств к пропитанию, голод доведет их до исступления и они будут есть помет и лизать мочу, как то делают собаки. 13–14. И встал Рабсак, и возгласил громким голосом по-иудейски, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского! Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас. (И ста Рапсак, и возопи гласом велиим Иудейски, и рече: слышите словеса царя великаго, царя Ассирийска. Сия глаголет царь: да не прельщает вас Езекия словесы, не может избавити вас). Зная, что в решительные минуты при затруднительных обстоятельствах народ, в особенности войско, всегда имеют большое значение, Рапсак обратился к народу, находившемуся на крепостной стене, и, чтобы народ слышал его слова, он по необходимости приблизился и стал говорить громко, что для военачальника, при управлении полками, обыкновенно громко говорящего, было незатруднительно. Рапсак воскликнул: «да не прельщает вас Езекия словами!» Езекия, без сомнения, надеялся на союз с Египтом (ст.5–6); но так как помощи от царя египетского во время этого переговора еще не было, то уверения Езекии относительно безопасности оставались только приятными словами, но не делом. Поэтому и само успокоительное заверение Езекии Рапсак объявляет обольщением, обманом. 15. И пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского». (И да не глаголет вам Езекия, яко избавит вы Бог, и не предастся град сей в руце царя Ассирийска). Езекия был убежден, что и без помощи от египтян, Иерусалим не будет предан ассирийцам: этот город, а особенно его срединный холм – Сион был сильно укреплен и мог долго выдерживать осаду; но главное – это было святое место присутствия всемогущего Бога, где стоял храм, избранный Им в жилище Себе. Рапсак, напротив, убежден, что он возьмет Иерусалим и даже – по определению воли Бога Иеговы (ст.10). 16–17. Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников. (Не слушайте Езекии: сия глаголет царь Ассирийский: аще хощете благословени быти, изыдите ко мне, и ядите кийждо виноград свой, и смокви, и пийте от потока вашего, Дóндеже прииду, и пойму вы в землю, яже аки ваша земля, земля пшеницы и вина, и хлебов и виноградов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иез. 47 ). И когда омылся ею отец наш Евстафий крепкий, труба церковная, принес плод в 30, 60 и 100 на повеление Творца своего, взыскав его. И когда отец наш Евстафий шел путем, он объяснял своим чадам многие притчи и толкования из слов ветхого завета Святого и усладил целебный гроздь священия из Евангелия царствия, которое совершение всех писаний, да сохранят закон и взыщут уставы Бога Вышнего под всеми языки. И когда шли во Иерусалим для поклонения отец наш Евстафий и чада его, прибыли они в землю пустынную тесную и трудно проходимую. Послушайте, святое собрание церковное избранное, чада Сиона честные и благословенные, которые возлюбили слушание восхвалений Евстафия, иерея, перла светлого, да поведаю вам прочие подвиги его, которыми подвизался отец наш Евстафий в пустыне «Аскетос» на горе Илии. f.40. Когда поселяне, жившие в пустыне Скитской (Аскетос), страдали и были в напастях, они вернулись в землю Египетскую, и остался один Захария. Хотел и он уйти в землю Египетскую, и явился ему Ангел Божий и сказал ему, «не возвращайся в Египет, ибо завтра на рассвете прибудет монах по имени Евстафий: он великий иерей земли Эфиопской, и идет, ища правды». Услышав это от Бога, Захария обрадовался радостью великой, и на другой день прибыл отец наш Евстафий к нему, и с ним 12 учеников его. И он, по обычаю монашескому, постучал в дверь. Когда услышал Захария голоса монахов, испугался и задрожал, подумав, что пришли поселяне, и скрылся внутрь. И опять постучали они, а он усугубил страх и подумал, что его убьют злодеи. И они постучали в третий раз, и тогда он поднялся на верх (сб. «третий этаж») чтобы посмотреть. И он увидел отца вашего Евстафия с учениками его. И вспомнил он олово Ангела и обрадовался, открыл дверь и ввел их внутрь, и облобызал их и принес им табот Илии, который помещался тут же, в пещере скалы, и сказал им: «я пойду в землю Египетскую, чтобы принести вам пищу. И он поспешно отправился и принес им хлебов-паксамов сухих. И дал их отцу нашему Евстафию, и тот благословил эта сухие хлебы, и они сделались теплы и мягки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Иерей Михаил Браверман , Санкт-Петербург Совсем недавно в святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда – того, в котором Господь двумя рыбами и пятью хлебами насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея. Чудо как знак Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.:6:31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», – потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля, и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, который, исчисляя народ (книга Чисел), не учитывает ни детей, ни женщин. Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство причащения. И совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях: для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает и то апостольское зачало, которое Церковь избрала предшествовать евангельскому чтению о хлебах. В нем апостол Павел говорит о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в таинстве причащения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор.:10:16). Хлеб земной и хлеб небесный

http://zavet.ru/a/rss_1293625451.html

Или он опозорит свое дело в глазах людей, когда откроется его обман и дело разрушится, как бы хорошо оно ни было по замыслу, или же его ложь родит лишь новую ложь, не заключающую в себе ничего высокого, и насилие вызовет лишь ответное насилие. Напрасно некоторые наивные христианские деятели думают, что для достижения высших духовных целей можно прибегнуть иногда к лукавой уловке, хитрости, " невинному обману " , как его называют. В Божием деле это совершенно недопустимо. Заповеди Божий обязательны всегда и при всяких условиях, и если; Господь ставит перед вами какую-либо задачу в общем порядке постройки Царства Божия, то это значит, что для выполнения этой задачи имеются и средства, согласные с Его заповедями, ибо требовать от человека противоречащей им деятельности Он не может. Не следует забывать слов премудрого Иисуса, сына Сирахова: Не говори: " ради Господа я отступил " ; ...ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его (Сир. XV, 11-13). В деятельности Господа нет ни тени обмана или вероломства или лукавого заигрывания с людьми с целью привлечь их к Себе. Не видим этого и в совершенном Им чуде. Все делается прямо, просто, открыто. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо (то есть совершив внутреннюю молитву), благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим им, чтобы они раздали... (ст. 41). Молитва и призывание благословения Божия — вот источник силы и главные средства для выполнения великого дела в христианском духе. Итак, если самолюбивые мечты туманят вам голову, если вы хотите быть блестящим героем на подмостках истории, в опьяняющей атмосфере преклонения раболепствующей толпы, то никогда ничего истинно великого вы не совершите. « Выбросьте это из головы. Если даже вы и достигнете временного успеха, то все же сознание мелочности ваших целёй1 " постепенно будет выступать для вас все яснее, и радость успеха скоро померкнет пред горечью мысли, что, свои силы и таланты вы растратили на пустяки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Исх.29:29 .  А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство; Исх.29:30 .  семь дней должен облачаться в них [великий] священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище. Как известные части от мирной жертвы поступают в пользу не только Аарона и его сынов, но и всех будущих первосвященников и священников, так точно и облачение предназначается не для одного Аарона, но и для всех его преемников. В этом наследственном облачении они должны будут принимать помазание и вручение священства в течение семи дней. Исх.29:31 .  Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом; Исх.29:32 .  и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, Исх.29:33 .  ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; Как и всякая мирная жертва, жертва посвящения закончилась трапезой (ср. Лев.7.15 и др.). И если трапеза выражала мысль об общении, то в настоящем случае она указывала на то, что Аарон и его сыновья принимаются в особенный священнический союз с Богом, в благах и благословениях которого никто не мог иметь части, кроме очищенных священников. Поэтому никто посторонний и не мог вкушать ее. Исх.29:34 .  если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня. Повеление о сожжении оставшегося из мяса и хлеба должны были привести в исполнение сами посвящаемые ( Лев.8.32 ). Основание, по которому запрещено доедать на другой день остатки мяса от овна посвящения и от хлебов, указано в словах: «ибо это святыня». Оставшееся к другому дню могло или от случайного недосмотра в деле сбережения, или от действия воздуха и т.п. подвергнуться некоторому изменению, порче, не вполне благоговейному хранению ( Лев.7.19 и др.). Повелением сжечь остатки святыня ограждалась от подобных случайностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда же произносит: Сам благослови:, тогда правой рукой указывает на предложенные хл е бы, пшеницу, вино и елей. [Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. ] Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивший пять хлебов [в пустыне] и пять тысяч [мужей] насытивший! Сам благослови и эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь их во граде сем (или: в селении сем, или: во святой обители сей) и во всём мире Твоём, и верных, вкушающих их, освяти. Ибо Ты благословляешь и освящаешь всё, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И тотчас: Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) И поем: Буду благословлять Господа во всякое время: до слов: не потерпят нужды ни в каком благе. [ Пс 33:2–11 .] Священник же, пройдя [вперед], стоит пред Царскими вратами. По окончании же [пения] псалма, [благословляя народ,] возглашает: Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда: ныне и присно, и во веки веков. [Хор: Аминь. ] И тотчас полагается чтение. [После него начинаем утреню с шестопсалмия.] Да будет известно, что благословенный хлеб помогает от всяких зол, если с верою принимается. В те дни, когда нет праздника, вечерня совершается так: После великой ектении кафизма рядовая. Затем ектения малая. И на «Господи, воззвах:» стихиры. «Свет отрадный:» и прокимен дня или Аллилуиа. Затем «Сподоби, Господи в вечер сей:» и ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу:». И стихиры на стиховне, и «Ныне отпускаешь:». Трисвятое. И тропари по уставу. И потом ектения: «Помилуй нас, Боже:» После возгласа священник возглашает: Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и всегда и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан, во век века. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов: Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий ( Ин 6,27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божии (т.е. дела Богу угодные), то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин 6,28–29 ) 175 . Но послал Бог, как написано в псалме, Свое Слово и их исцелил ( Пс 56,20 ), т.е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собой пищу 176 , остающуюся для вечной жизни ( Ин 6,27 ). И истинный хлеб небесный (который должен быть различаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даст жизнь миру. ( Ин 6,32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию, человек ( Кол 3,10 ; т.е. главнейшая составная часть человеческого существа, Созданная по образу Божию, душа); питающийся этим хлебом становится подобен Творцу 177 . А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божьему? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто-нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос) не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем-то (от Него Самого) отличном 178 , тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии по Иоанну говорит о сем хлебе то как о чем-то от Него Самого отличном, то так, что Он-то и есть этот самый хлеб. Как о чем-то (от Него Самого) отличном говорит Он о сем хлебе в словах: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин 6,34 ) 179 . А к тем, кто Ему отвечал: Подавай нам такой хлеб всегда ( Ин 6,34 ), говорит Он о сем хлебе, отождествляя оный с Самим собой: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин 6,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Литургия верных начинается «лобзанием мира». Этот обряд заключается в следующем. Предстоятель произносит: «Мир Господа да будет всегда с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим». Хор поет антифон, сложенный на основе слов Спасителя из Евангелия от Иоанна ( Ин.14:27 и Ин.13:34 ). Предстоятель же целует сослужащих ему и всех помогающих в алтаре, приветствуя словами «Мир тебе и церкви». Приветствуют друг друга и священноцерковнослужители по чину: старшие – младших. Преподание мира заканчивается молитвой предстоятеля. Затем поется Символ веры . В это время диакон подходит к престолу, развертывает антиминс и, приняв благословение, идет в приалтарное помещение, где принимаются приношения верующих, чтобы совершить здесь проскомидию. Проскомидия заключается в том, что, стоя у жертвенника (mensa oblationis), диакон осеняет себя крестным знамением, произнося слова Апокалипсиса «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:9 ). Сделав копием знак креста над хлебом, он произносит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Потом, вырезав из хлеба часть кубической формы, надрезает ее крестообразно, произнося; «Агнец, Который был заклан и соделал нас царями и священниками Богу нашему» ( Откр.5:12, 10 ). Агнец полагается на дискосе. Диакон вливает в чашу вино, смешанное с водой, произнося: «Из ребра Его истекла кровь и вода. Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» ( Ин.19:34 ; Откр.21:9 ). Потом он ставит на дискос звездицу, а сам дискос – на чашу, и все это закрывает воздухом, говоря: «Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнцами жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:6–8 ). По совершении проскомисания совершается перенесение приготовленных Даров на престол, соответствующее великому входу восточной православной литургии. Хор поет «Да молчит всякая плоть человеча». Диакон несет Дары к престолу, а иподиакон (или пономарь) – блюдо с хлебами, составляющими приношения верующих. Диакон ставит чашу на правой стороне антиминса, снимает воздух и, сняв с чаши дискос, поставляет его в левой части антиминса. Потом берет у иподиакона блюдо с хлебами, принесенными верующими, и поставляет его сбоку от антиминса (частицы из этих хлебов не вынимаются). Предстоятель кадит Дары и омывает руки. Далее следует чтение диптихов. Диакон, стоя на амвоне, поминает ветхозаветных праотцев и патриархов, пророков, затем – Божию Матерь, Предтечу, апостолов, учителей, святителей, мучеников, праведников и переходит к поминовению живых членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епископа. Чтение диптихов заканчивается тайной молитвой предстоятеля, которую он читает, возложив руки над принесенными хлебами. (Сослужащие священники также возлагают правую руку.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Мк.6:39 . Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. Это было сделано для удобства при раздаче хлеба. На траве зелене, так как время было весеннее пред Пасхой ( Ин.6:2 ). Мк.6:40 . И сели рядами, по сту и по пятидесяти. И возлегоша (сели). У Евреев, подобно, как и у других восточных народов, не сидели, а на коврах лежали вокруг низкого стола с кушаньями, облокотившись левой рукой на подушку. Чит. объяснен. 15 ст. 2 гл. Мк.6:41 . Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. Возрел на небо, т. е. к Богу Отцу Своему. Это – пример молитвы пред вкушением пищи! Благословил, как было в обычае у Евреев при трапезе. Вот образец молитвы, какой благословлял глава семейства трапезу. „Буди благословен Господь наш Царь вселенной, повелевший земле производить пищу сию и виноградной лозе питие сие“. Скажем при сем: как худо поступают те, которые оставляют православный обычай молиться пред вкушением и после вкушения пищи! Странное дело: выражают свою признательность, благодарят за пищу дети родителей, гости хозяев; а главного Подателя благ, Подателя родителям и хозяевам, забывают. Кому уподобляют себя люди, не совершающие молитвы, когда принимают пищу? не бессловесным ли животным? Да и самые животные чувствуют признательность к своим хозяевам и к тем, которые их кормят. Грустно за таких людей! Преломив хлебы. Какие же были эти хлебы, что можно было ломать их? На востоке и в Палестине, где жили Евреи, обыкновенно пеклись хлебы маленькие, тонкие и хрупкие, почему их ломали, а не резали. Мк.6:42 . И ели все, и насытились. Мк.6:43 . И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. И ядоша (ели) вси и насытишася (насытились), потому что хлебы чудесно не истощались, а умножались в руках Апостолов, сколько они ни раздавали их народу; перестали умножаться уже тогда, когда роздано было всем, и все поели досыта. Но этим еще не ограничилось чудо: оказалось множество оставшихся кусков – стали собирать, и набрали их 12 коробов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010