Так, свет Христов, позволяющий различать добро и зло, должен быть всегда в наших очах. Как поступать в каждом конкретном случае – дело совести каждого христианина. Но в любом случае надо, по крайней мере, все называть своими именами, не ослепляя себя никаким человеческим величием. Воскресение. О единстве Церкви Неделя 8-я. Мф.14:14–22 1Кор.1:10–18 Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч. Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть». Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу». Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было; смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением; и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных». Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится о всех людях, собравшихся вокруг Господа Иисуса. И затем, молитвенно вспомнив Его обетования, – просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженный, а качественно пресуществленный Хлеб. И люди благоговейно принимают его «во оставление грехов и в жизнь вечную». Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно – с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобало. В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» ( Откр.13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Увидев, что множество народа идет к Нему — необязательно представлять себе это в виде одновременного движения целой толпы, тем более, что у Марка Иисус учит народ, собравшийся вокруг Него; слово идет можно понять и в духовном смысле, см. 5:40. Говорит Филиппу — в аналогичном эпизоде у Марка ученики просят Иисуса отпустить народ. Иоанн, как и в других случаях (2:4), подчёркивает, что Он не нуждается в чьей-либо инициативе. Говорил же это, испытывая его — единственный случай в Евангелиях, когда глагол peirzein ‘испытывать, искушать’ употребляется в положительном значении. Им на двести динариев не довольно будет хлеба — денежная сумма совпадает с названной у Марка (Мк 6:37). Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки — значение слова сразу с двумя уменьшительными суффиксами не совсем ясно: оно может значить ‘мальчик’, ‘молодой человек’ и ‘раб’. В Септуагинте (Быт 37:30) этим словом назван семнадцатилетний Иосиф. В рассказе 4 Цар 4:42–44 о том, как Елисей накормил сто человек, ему помогает раб, который в предшествующем отрывке назван тем же словом. Ср. в Мк 6:38 пять хлебов и две рыбы; у Иоанна прибавлено, что хлеб был ячменным, как и в случае с Елисеем. Ячменный хлеб был дёшев и употреблялся в пищу бедняками. — уменьшительное от Фуоп ‘испечённая засоленная рыба’. Дальнейшее изложение близко к Марку. У Иоанна, как и у Марка, слова и действия Иисуса напоминают о Тайной вечере, хотя в самом благословении, преломлении (которое не упоминается у Иоанна) и раздаче хлеба не было ничего непривычного — таков был обычный порядок трапезы. Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало — повеления собрать оставшееся у Марка нет, сказано только о самом сборе. Противопоставление глаголов ‘собирать’ и ‘пропадать, погибать’ здесь, по-видимому, имеет не только буквальное значение. Они употребляются у Иоанна применительно к людям, а не только к неодушевлённым предметам, ср. 11:52 (чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино; ср. еще Мф 12:30=Лк 11:23) или 3:16 (дабы всякий, верующий в Него, не погиб). В “Дидахе” 19 9:4 глагол означает “со­бирание” из зёрен евхаристического хлеба, который символизирует собрание Церкви; впоследствии отглагольное имя sЪnaxij стало термином для обозначения собрания верных на Евхаристии. Поэтому нельзя исключать, что повеление Иисуса здесь имеет не только буквальное, но и символическое значение. Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир — определённый артикль и выражение ™rcTmenoj e„j тХп kTsmon ‘грядущий в мир’, ср. Мф 11:3=Лк 7:19–20, означают, что имеется в виду, в соответствии с толкованием Втор 18:15–19, не предтеча Мессии, а Сам Мессия.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Христос щедро питает народ, идущий за Ним. Пятью хлебами и двумя рыбами Он насыщает пять тысяч человек. Это единственное чудо Спасителя, записанное всеми четырьмя евангелистами. Оно показывает нам, что всех, кто следует за Христом, отвергаясь себя и предавая себя Ему, Он берет под Свою сугубую опеку. Он не допустит, чтобы боящиеся Его и верно Ему служащие испытывали в чем-либо нужду. «День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть». «Но у нас нет ничего, – отвечают апостолы, – весь наш запас – пять хлебов и две рыбы. Но если Ты дашь нам немного времени, мы можем пойти в город и купить что нужно». Однако Господь хочет узнать, сколько у них есть в наличии веры, доверия Ему, готовности к самоотдаче. «Вот весь мой запас, – говорим мы, – вот все, что есть у меня в карманах. Вот все, что содержит мое сердце». В чуде умножения хлебов нам открывается подлинная тайна христианства, путь жизни, где Господь дает с избытком. Пусть те, кто имеет мало, делают с этим малым что могут, предавая все в руки Господни, и тогда они обретут много. У Бога всего много. Благословение Христово направляет наше малое по великому пути. Христос не только исцеляет требующих исцеления, но питает требующих насыщения. У Христа достаточно всего, чтобы не только спасти наши души от гибельных болезней, но напитать их жизнью вечной. Но все дары Христовы должны быть получены в правильном законном порядке: «Рассадите их рядами по пятидесяти», – говорит Господь. Невозможно не поражаться тому служению, которое доверяет Своим ученикам Христос. Он – дает хлеб, а ученики принимают его из рук Господа и раздают народу. Но прежде они должны организовать эту толпу в упорядоченную общину. Они поставлены Господом как Его служители, Которому они послушны. Если мы постараемся глубже проникнуть в подробности этого чуда, нам, несомненно, приоткроется его богослужебный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Петру же Иисус говорит: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф. 26, 53 ).   Исправление претыкающимся второе от святого Златоуста в Слове о змее Моисея «Иудеи, враги Креста Христова, которым конец погибель, обличают наших простолюдинов, говорящих, что если проклят висящий на древе, как говорит Писание, то как от проклятого ожидать благословения и спасения, как от Того, Кто, вкусил смерти, ожидая жизни? Ибо и сам учитель наш Павел этому не противоречит ( Гал. 3 ). И из Писаний Божественных ясно, что проклят всяк, висящий на древе. Каким же образом от проклятого может быть дано благословение Крестопоклонникам? Так Иудеи, враги Креста Христова, всегда обличают верных. Если же Иудей спросит тебя, как проклятый дает благословение, отвечай ему: Так, как и тогда, когда змеи в пустыне кусали твоих отцов, Моисей сделал медную змею и вознес ее на дерево, и заповедал, говоря: «Всякий, кого укусит змея, посмотрит на змею и спасется " ». Не слышал ли голос Бога, говорящего змею: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми ( Быт. 3, 14 )? Как же образ проклятого принес спасение вашим отцам? Снова повторяю, чтобы слово стало по твёрже: вы считаете, что невозможно получить благословение от проклятого (проклят всяк, висящий на древе), а я говорю на это, что образ проклятого змея, которому было сказано: Проклят ты между всеми зверями земными, принес спасение народу, пребывающему в печали. Разве не более убедительно было бы слово Моисея, если бы он сказал: «Если кого укусит змея, пусть посмотрит на небо, обратившись к Богу, и будет спасен». Или если бы он сказал: «Если кого укусит змея, пусть посмотрит на светильник или на трапезу и предложение святых хлебов, или на ковчег, или на жертвенник, или на херувимские образы, или на скинию, и этим излечится». Однако этот великий законодатель не вспомнил ни об одном из этих образов, кроме образа Креста, на который он вознес проклятую змею». И далее: «Хотя внешность этой змеи была точно змеиной, но на не имела змеиного яда и злобы. Так и Спаситель наш, по свидетельству Апостолов, в подобии греховной плоти явился безгрешным и непорочным ( Рим. 8 ). Согласно друг с другом говорят Пророк Исаия и Апостол Петр: не сделал греха, и не было лжи в устах Его ( Ис. 53, 9 ; См. также 1Пет. 2, 22 )». Другие же убедительные свидетельства из красноречивого Слова о Святом Кресте не буду приводить здесь краткости ради. Глава 2. Претыкание еретиков о камень собственного душепагубного суемудрия

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Обычай совершения Пасхи во времена Христа был таков: пасхальная вечеря открывалась чашей вина, перед которой отец семейства возглашал благодарение Богу, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной» . После чего он отпивал из чаши, за ним и все прочие, омывая затем руки. Потом вкушали горькие травы, над которыми начальствующий также произносил благодарение Богу. Тут кто-либо из младших спрашивал: «Что значит все это?» И тогда глава семейства объяснял обряды Пасхи и историю исхода. При этом пели 113й и 114й псалмы. Затем шла по рукам вторая пасхальная чаша. Опять омывались руки. Начальствующий брал один из пресных хлебов, разламывал его на две половины и, положив их на другой хлеб, произносил: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». Потом сей хлеб разделяли между возлежащими. После этого съедали уже саму пасху, то есть агнца. За пасхой подавались разные другие кушанья, среди которых была третья общая чаша, называвшаяся «чашей благословения»; вслед за ней пели четыре псалма: с 114й по 117й, в которых изображается радость о Боге Спасителе. В заключение испивали последнюю четвертую чашу. Во всех этих чашах вино было смешано с водой. Комната, куда вошел Христос, была большая и светлая. Полы уст ланы дорогими коврами. На столе было приготовлено все для пасхальной вечери. Кругом расставлены скамьи для «возлежащих». Для омовения приготовлена вода и умывальница. Когда Господь возлег с двенадцатью апостолами и уже готов был начать совершение ветхозаветного обряда, среди учеников возник спор о старшинстве. По восточному обычаю перед трапезой надо омывать ноги, но слуг не было. Кто же совершит это дело? Самый младший из апостолов? Но кто из них младший и кто старший? Стали спорить. Тогда Христос встал, снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и Сам начал омывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Апостолы смутились, но покорно и молча снимали свои сандалии. Когда же очередь дошла до апостола Петра, то он, взволнованный смирением Христа, воспротивился: «Господи! – воскликнул Петр. – Тебе ли умывать мои ноги?» ( Ин.13:6 ). Иисус же сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» ( Ин.13:7 ). Петр отвечал: «Не умоешь ног моих вовек» ( Ин.13:8 ). Тогда Господь сказал ему: «Если не умою тебя, то не имеешь части [общения] со Мною» ( Ин.13:8 ). И Петр покорился.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Обычай совершения Пасхи во время Христа был таков: Пасхальная Вечеря открывалась чашей вина, перед которой отец семейства или заступавший его место возглашал благодарение Богу, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной» 38 . Сказав это, отпивал из чаши, что делали потом и все прочие, омывая затем, каждый, руки. Потом вкушали горькие травы, над которыми начальствующий также произносил благодарение Богу. Тут кто-либо из младших спрашивал: «Что значит все это?». И тогда глава семейства изъяснял обряды Пасхи и историю исхода Израиля из Египта. При этом пели 113 и 114 псалмы. Затем обходила по рукам вторая пасхальная чаша. Опять омывались руки. Начальствующий брал один из пресных хлебов, разламывал его на две половины и, положив их на другой хлеб, произносил: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». Потом сей хлеб разделялся между возлежащими. Затем съедали уже самую Пасху, т. е. агнца. За Пасхой подавались разные другие кушанья, составлявшие Пасхальную вечерю, среди коей являлась третья общая чаша, называвшаяся «чашею благословения»; вслед за ней пели четыре псалма (псалмы 114–117), в коих изображается радость о Боге Спасителе. В заключение испивали четвертую чашу. Во всех этих чашах вино было смешано с водой. Комната, куда вошел Христос, была большая, светлая и высокая. Полы устланы дорогими коврами ( Лк. 22:12 ). На столе было приготовлено все для Пасхальной Вечери. Кругом расставлены скамьи для «возлежащих». Для омовения приготовлена вода и умывальница. Когда Господь возлег с двенадцатью апостолами и уже готов был начать совершение ветхозаветного обряда, среди учеников возник спор о старшинстве. По восточному обычаю, нужно было перед трапезой омывать ноги, но слуг не было. Кто же совершит это дело? Самый младший из апостолов? Но кто из них младше и, кто старше? Стали спорить. Тогда Христос встал с Вечери, снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и Сам начал омывать ноги ученикам и отирать ноги их полотенцем. Апостолы смутились, но покорно и молча снимали свои сандалии. Когда же очередь дошла до апостола Петра, то он, взволнованный смирением Христа, воспротивился и сказал: «Господи, Тебе ли умывать ноги мои». Иисус же сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр отвечал: «Не умоешь ног моих во век». Тогда Господь сказал ему: «Если не умою тебя, то не будешь иметь общения со Мною». И Петр покорился.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стих: Дому Твоему подобает святыня/Господи, в долготу дний. Молитва святаго Симеона Богоприимца: Молитва Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля. Лк 2:29–32 Трисвятое. По Отче наш: Иерей: Яко Твое есть Царство: И мы: Аминь. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропарь прилучившагося праздника, или святаго, или дне. Слава, и ныне, Богородичен и отпуст. Отпустительный тропарь. Слава, и ныне: Богородичен. На бдении поется тропарь праздника трижды. В субботу вечера: Богородице Дево, радуйся,/Благодатная Марие, Господь с Тобою:/Благословена Ты в женах, и Благословен Плод чрева Твоего,/яко Спаса родила еси душ наших. Трижды. Под воскресенье: Богородица Дева, радуйся;/благодатная Мария, Господь с Тобою!/Благословенна ты между женами/и благословен Плод чрева Твоего,/ибо Ты родила Спасителя душ наших. (3) Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник читает молитву на освящение хлебов. Посем: Буди Имя Господне благословено от ныне и до века. Трижды. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Таже псалом 33: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

26:26–28). Не сказал Христос о благословенном хлебе: «сие есть знак Тела Моего» или о вине в чаше, которую Он подал ученикам после того, как вознес благодарение Отцу Своему: «сие есть образ Крови Моей», а ясно сказал, указывая на находящийся в пречистых Его руках хлеб: «сие есть Тело Мое», и на вино в чаше: «сие есть Кровь Моя», почему мы и должны верить, что в св. Причащении вкушаем не простые хлеб и вино, а истинное Тело и истинную Кровь Христа, ибо Он Сам так учил Своих учеников. Так же об этом учит и св. Апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор. 10:16 ). Не сказал св. Апостол, что мы принимаем хлеб и вино в преломлении только для воспоминания, но прямо сказал, что мы приобщаемся в Нем Тела и Крови Христовой. А далее св. Апостол поясняет: «Один хлеб (то есть один Христос, сказавший о Себе: «Я есмь хлеб жизни» ( Иоан. 6:35 ), и многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (ст. 17), то есть Христа. Если бы христиане принимали в причащении простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не сказал бы св. Апостол, что все христиане причащаются от одного хлеба, ибо простых хлебов, которыми причащались во время св. Апостолов, было столько, сколько совершалось преломлений, то есть многие десятки, сотни и даже тысячи; а ап. Павел говорит: «все причащаемся от одного хлеба»; ясно, что в причащении подается верующим всегда один и тот же Небесный, живой Хлеб, то есть под видом хлеба и вина подается воплотившийся Единородный Сын Божий. Еще о Причащении св. Апостол так учит: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... (а не против простого хлеба и вина), ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (то есть, что он принимает не простой хлеб, a Тело Господне). От того, замечает Апостол, многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6:27  Стражник. В подлиннике употреблено латинское слово «спекулятор» (speculator), вошедшее на пространствах Римской империи и в греческий, и в еврейский языки (σπεκουλτωρ). Оно обозначало различные воинские функции, в число которых входило, между прочим, приведение в исполнение смертных приговоров. 6:37  Что же нам, пойти накупить хлебов? Тон вопроса довольно неучтив и в подлиннике. Двести динариев  — примерно годовой заработок работника; едва ли подобная сумма была в распоряжении учеников Христа, так что ее упоминание звучит как ирония, усиливающая резкую, грубоватую интонацию. В то же время сама резкость заставляет вспомнить тон ответа Моисея Господу: «…Для чего Ты мучишь раба Твоего? […] Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу этому? […] Или вся рыба морская соберется, чтобы насытить их?» (Чис 11:11, 13, 22). 6:39–40  Пиршественными содружествами… рядами  — перевод по смыслу. В подлиннике — идиоматическое повторение лексем: συμπσια συμπσια (соответствует еврейскому [хавурот хавурот]), затем πρασιαι πρασιαι. Повторы особенно восхищали впечатлительного Мережковского: «Всем велит возлечь на траву, " застольными ложами — ложами, грядками — грядками " ». В этой музыке повторяемых слов […] — как бы хрустальная музыка сфер» (Д. Мережковский, Иисус Неизвестный, т. 2, ч. 1, Белград, б. г., с. 186). На зеленой траве. В упоминании этой детали, как кажется, указывающей на весеннее время (ср. Ио 6:4: «Приближалась же Пасха, праздник Иудейский», а для контраста — Мк 8:6: «Тогда велел народу возлечь на землю…»), может наряду с совершенно конкретным воспоминанием присутствовать мысль о ветхозаветных текстах, связывающих образность свежих пастбищ и плодородной земли с заботой Бога о человеке (Пс 22/23:2: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим») и специально с благим обетованием мессианского времени (Иез 34:26–29: «26 Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. 27 И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. 28 Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать [их]. 29 И произведу у них насаждение славное, и не будут уже погибать от голода на земле и терпеть посрамления от народов»).

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

    К. Но поелику разъяснения доходят у нас уже до такой точности, и цель закона та, чтобы отнюдь не оскверненные, а непорочные были причастниками святых и животворящих яств, то он тотчас же весьма ясно различает роды и определяет, кто достоин благословения и способен приступить к сему: разъяснил также и то, кому надлежит быть устраненным от святых яств говоря: «Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его» (Лев. 22:10-11). Исключает как оскверненного и еще не омовенного иноплеменника и чужеземца, то есть того, кто еще не уверовал и не познал истинного Бога; ибо каким образом те, которые не связаны духовным и мысленным родством со Христом, великим и истинным Священником, могут быть причастниками хлебов Его? Мы не будем давать «святая псом, и никто не станет метать мысленный бисер... пред свиньями», по слову Самого Спасителя (Мф.7:6). Итак, вовсе непричастен иноплеменник. К нему присоединяет также присельника и наемника. Присельники опять, как мне самому кажется, суть живущие для мира и в нем жительствующие и как бы сделавшие своим отечеством землю вследствие того, что помышляют об одном только плотском, а в любви Христовой являются как бы присельниками одною лишь холодною верою. И как можно судить по их словам, они полезны и честны, а на делах и в нравах очень далеко отстоят от истинного благоговения. Наемники же суть те, которые и самое верование принимают не из уважения к истине, но ища благоволения некоторых, как бы награды за то, что кажутся христианами, и с ласкательством прибегают к попечениям со стороны людей, могущих быть им то полезными, и таким образом благочестие обращают в прибыток (ср. 1Тим.6:5) и прикрытие любостяжательности, благонамеренностью речей прикрывая себя, как бы личиною. Итак, что касается до силы закона, то присельники и наемники должны сопричисляться к иноплеменникам и вместе с ними быть как можно далее от святых. Едва не родственными недугуя пороками, они справедливо должны подвергаться и однородному наказанию. Домашних же закон повелел допускать участия в святыне, ибо «да снедят, — сказано, — домочадцы» иереев и тот, кого они купят, причем закон называет приобретенным, купленным на серебро и домочадцем родственного по вере и домашнего по духу, и купленного ценою, по слову блаженного Павла (1Кор. 7:23, 6:20); «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», согласно написанному (Гал.3:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010