Воскресением Христовым даруется оправдание и Адаму и Еве, и всем, находящимся в преисподней. Сказано: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя (то есть сойдя во ад. – О.С.), проповедал, некогда непокорным…» ( 1Пет.3:18–20 ).  Между смертью и Воскресением Сын Божий уже совершал миссию спасения для разбойника в Раю и для грешников в аду. И Церковь в пасхальном песнопении славословит Его: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, неописанный » 607 . – То есть тело во гробе пребывало, душою Он сошел во ад «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал», как Бог он вводил благоразумного разбойника в Рай Сладости, «и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» . Церковь славословит и подвиг Его в аду – «ад умертвил еси блистанием Божества» 608 . Но в Его Воскресении истинное Божество и истинное Человечество предстают в своем Халкидонском единении, и Он, именно как Богочеловек, предстал перед Своими учениками. Апостол Павел писал о воскресшем Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). Таким образом, в Его Искуплении – прощение грехов, но оправдываемся мы в глазах Бога Отца – Его, Христа, Воскресением. И далее мы читаем: Мф.28:10 . «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Женщины понимают, что их миссия опосредованная, они должны донести весть о Воскресении Христовом до мужчин, апостолов. И они второй раз в это утро слышат слова – сначала от Ангелов, а здесь от Самого Сына Божия, – эти слова: « не бойтесь ». Страх сковывает многих людей, и прежде всего – страх нерешительности попытаться начать что-то менять в своей жизни. И тогда Бог, чтобы мы не впали в духовную летаргию, посылает нам те или иные встряски.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот почему избранные души принимают страдание с терпеливой кротостью и любовью. Они принимают его не ради него самого, ибо знают, что человек создан не для страдания и несчастья, но для вечного блаженства в Царстве Отца своего. Они принимают его как условие движения вперед, как средство Искупления, как орудие освобождения οт зла и греха, коренящихся во всех несчастьях человечества. Как может верный Христу и любящий Его человек, зная о Голгофской муке своего Спасителя, считать себя непричастным этому страданию? Он стремится разделить его, принять свою часть, не столь уж значительную по сравнению со Страстями Господними, но составляющую необходимое дополнение в деле Спасения мира. Как Богу было угодно привлечь человека к сотрудничеству в деле Творения для того, чтобы сам человек достиг совершенства, так Ему было угодно сделать его соучастником в деле спасения мира через невинное страдание. Поэтому апостол Павел мог сказать, что он «в своем страдании восполняет Страсти Христовы». Каждое невинное человеческое страдание – это образ Голгофы, и в каждой невинной жертве, кротко страдающей, прозревается «Агнец Божий, вземлющий грехи мира». В этом мире всегда будет страдание, хотя бы и сведенное до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ) и призывает: Мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ). На Голгофе было три креста, тройное страдание и три различных отношения к нему. Нераскаянный разбойник проклинал свою муку, ругался и, наконец, стал поносить Самого Господа. Если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Лк. 23:39 ). Благоразумный разбойник признает, что страдает по справедливости, потому что много грешил и злодействовал. Он принимает свое страдание как искупление своей вины. Чтобы оно имело ценность, он присоединяет его к страданиям Христа: Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:41– 43 ). Жизнь покаявшегося под конец грешника спасена: он спасен страданием, верой и милосердием Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь висит на кресте. По сторонам Его два разбойника. Народ стоит вокруг и смотрит. Необычайная тишина. Не пробудится ли в народе голос совести и сострадания при взгляде на эту окровавленную жертву его ненависти, и не обратится ли ярость его против своих начальников? Вот кто-то из толпы громко говорит: «Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий!» Народ раздражается и подзадоривается к насмешкам. «Э, – кричат проходящие, кивая головами своими, – э, Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста!» Воины вторят проходящим, а также и разбойник, висящий по левую сторону. Неужели никто не заступится за Агнца Божия? На это решается только один, разбойник, распятый по правую сторону. Он унимает своего товарища, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И, обратившись к Господу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И на это мужественное исповедание, на этот вопль сердца дается ему драгоценное и утешительное обещание: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю!» Кто говорит эти властные, эти царские слова? Распятый на кресте, Отверженный Своим народом, весь Окровавленный. И к кому относится это обещание? К разбойнику, который обращается к Сораспятому с ним и взывает к Нему как к Царю и Избавителю. Ты, злодеяния которого довели до этого постыдного дерева, но который и в одиннадцатом часу обратился с глубокою скорбно о своих грехах, который исповедаешься в них пред поруганным Сыном Божиим и молишь Его о милости; ты и все подобные тебе души будете со Мною, Царем, Которому дана всякая власть на небе и на земле. Ты, ничтожный червь, терзаемый телесными и душевными муками, будешь близко к престолу Божию, будешь со Мною в раю. Рай, со времени падения Адама остававшийся пустым и не находившийся на земле, должен принять тебя как первенца: ты будешь иметь предпочтение пред Авраамом, Давидом и всеми пророками, ты сегодня будешь со Мною там, не как ты думаешь и просишь, в конце дней, но сегодня, еще до захода солнца, дана будет тебе награда за твое исповедание, услышана будет твоя молитва . Поступай и ты, христианская душа, подобно благоразумному разбойнику, и получишь от Господа то же, что и он получил.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Если мы хотим угодить Богу, постараемся осуществить в своей жизни советы духоносных подвижников Христовой Церкви. Одухотворим вещественные дела душеспасительными размышлениями, и тогда всякая вещь будет устремлять наш ум горе. Не отлагайте это делание на какое-то будущее время! Начните с сегодняшнего дня. Придите и определите, одухотворите буквально все: приготовление пищи, отдых, наши взаимоотношения друг с другом... Поверьте: как легко будет тогда совершенствоваться духовно и переносить всякого рода неприятности, случающиеся в нашей жизни! Тогда, Бог даст, мы сможем воспитать себя в истинном благочестии и сподобиться вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. О добровольном принятии скорбей Перед нашими мысленными очами предстает страшная картина. После того, как Пилат осудил Христа Спасителя на распятие, воины взяли Иисуса и, возложив на Него крест, повели на Голгофу.... Христос безропотно несет крест. Ему помогает в этом Симон Киринейский. И вот она, Голгофа. Здесь совершается великое и страшное событие. Христа пригвождают ко кресту и вместе с Ним двух разбойников. Одного - по правую сторону, а другого - по левую. Но в отличие от разбойников Божественный Учитель терпит крестные муки не за свои грехи. Он принимает страдания добровольно, чтобы искупить от проклятия греха и смерти человечество. Господь пригвождает и раздирает на кресте рукописание грехов всех людей и Своею живоносною кровию омывает эти грехи. Наступает примирение Бога и человека. Совершается искупление человеческого рода. А с двух сторон от Спасителя висят на крестах преступники, осквернившие себя разными злодеяниями. Как же относятся эти разбойники к своим мукам и к страданиям Христа? Вначале оба разбойника износили из уст своих хуления. Но вскоре их мнения разделились. Один из разбойников, который висел по правую сторону от Христа Спасителя, проникся состраданием к Богочеловеку, а другой, который был пригвожден с левой стороны, остался с помраченным умом. Он продолжал хулить Богочеловека, обращаясь к Нему с такими словами: «Если ты Христос, то спаси Себя и нас». Тогда другой разбойник, сердцем восчувствовавший тайну страданий Христа Спасителя, воспрекословил ему: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И после этого обратился ко Христу с молитвою: «Помяни мя. Господи, во Царствии Твоем». И поскольку его мольба была искренней, исходящей из глубины сокрушенного сердца, поскольку благоразумный разбойник признал себя достойным этой крестной казни, поскольку он по-настоящему, внутренне раскаялся в своих злодеяниях, то и ответил на его мольбу Христос такими словами: «Ныне же будешь со Мною в раю».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/26/...

Итак, если “трефы” — это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими “крести”, то что же тогда означают — “вини”, “черви” и “бубны”? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, так как у нас не учебник идиша; уж лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего. Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении назидает: “ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его”. Картежная масть “вини”, или иначе “пики”, хулит евангельскую пику, то как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что “воззрят на Того, Которого пронзили” (12:10), так и произошло: “один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра” ( Ин. 19:34 ). Картежная масть “черви” хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, что воины “дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом” ( Пс. 68:22 ), так и сбылось: “один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить” ( Мф. 27:48 ). Картежная масть “бубны” хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздичном пропятии, устами псалмопевца Давида, что “пронзили руки Мои и ноги Мои” ( Пс. 22:17 ), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший “если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” ( Ин. 20:25 ), “поверил, потому что увидел” ( Ин. 20:29 ); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: “мужи Израильские! — говорил он, — Иисуса Назорея (…) вы взяли и, пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убили; но Бог воскресил Его” ( Деян. 2:22, 24 ). Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в преисподню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня! Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

Кто был автором этого проникновенного произведения, неизвестно. Как в греческом оригинале, так и в славянском переводе тропарь носит печать глубокого богословствования автора и сохраняет черты классического произведения эпохи Романа Сладкопевца , патриарха Иерусалимского Софрония, Иоанна Дамаскина . Тропарь начинается обращением к Сыну Божию – учредителю новой Тайной вечери – Евхаристии: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». Заканчивается же он словами благоразумного разбойника: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В середине автор раскрывает мрачный облик «несытой души» одного из апостолов – предателя Иуды и поставляет ему как антипод предательства раскаяние одного из разбойников. В греческом тексте эта середина дана в силлабическом стихосложении: ο μη γαρ τοις χθρος Σου τ μυστριον Σου επω, ο φλημα Σοι δσω, καθπερ ο Ιοδας, αλλ ς ληστς ομολογ Σου, т. е. Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей И не дам Тебе поцелуя, как Иуда, Но как разбойник исповедаюсь Тебе. Это то же, что в русских дониконовских служебниках: Не повем бо врагом Твоим тайны Твоея, Ни лобзания Ти дам, яко Иуда, Но яко разбойник исповедаяся вопию Ти 576 . В богослужебных книгах никоновской реформы в этой «золотой» середине сделаны сокращения в ущерб смыслу, который влагал составитель тропаря на основании евангельских сообщений. Фраза «не повем бо врагом Твоим тайны Твоея» заменена краткой «не бо врагом Твоим тайну повем». Какую тайну Христову мог Иуда поведать Его врагам? Ответ может быть один – указать место, где может находиться ночью Христос, чтобы взять Его «хитростью и убить… но только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26, 3–5 ; Мк. 14,1–2 ; Лк. 22,1–6 ). Сговор об этом между первосвященниками и Иудой уже был ( Мк. 14,10–11 ; Лк. 22,3–5 ), и Иуда за обещанные ему деньги «обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22, 6 ). Время после затянувшейся пасхальной трапезы и беседы Иуда нашел подходящим для выполнения своего страшного замысла. Зная обычай Учителя молиться в ночное время в Гефсиманском саду, предатель неожиданно для всех покидает пасхальную горницу, идет к первосвященникам и приводит их стражу в Гефсиманский сад, куда уже пришел Господь со Своими учениками. Здесь Иуда завершает свое предательство поцелуем. Сказав страже «кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите,осторожно», он подходит к Учителю «и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк. 14,44–46 ). Вот что имел в виду греческий составитель тропаря, когда писал: «Ибо я не скажу врагам Твоим тайны Твоей и не дам Тебе поцелуя, как Иуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кто из людей это может сделать? Спаситель ответил ему, что Он Сын Божий. Что первосвященник должен был сделать? Уверовать: мы ждали Мессию столько лет, и вот, Ты пришел, как мне повезло, что я перед Тобой стою! Вместо этих слов и поклонения он выносит Христу смертный приговор. Господь смиренно все принимает. Потом появляется Пилат и спрашивает, действительно ли Он царь? Господь отвечает: " Царство Мое не от мира сего " (Ин. 18:36). Пилат увидел, что перед ним не простой человек - чистый, святой, любвеобильный. Почему они привели Его к нему? Смертный приговор могла вынести только римская власть. Она могла отпустить Его. Но не разглядел римлянин в этом человеке Сына Божия. А другой римлянин разглядел, это был сотник у Креста. Он видел, как Христос молился, просил прощения всем, кто Его распинает. Так люди не поступают на кресте. Обычно хулят и проклинают, всем зла желают. А этот молится и просит прощения у Бога. И сотник воскликнул, что это воистину Сын Божий. Да, он понимает, на земле все кончено у Сына Божиего, но у Него все впереди " . " Недавно мы праздновали Вход Господень в Иерусалим. Сегодня празднуем другой вход, когда Господь направится после Своей смерти туда, где томятся души, ожидавшие Мессию. Они веровали в Него, жили надеждой, что Мессия придет. И Господь после смерти спускается в ад, чтобы оттуда вывести всех праведников. Как Царь неба и земли, Он решил первым гражданином Своего царства сделать благоразумного разбойника к удивлению всех. Уже на Кресте сказал ему: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:39). И первым пошел в рай разбойник, который висел на кресте. Сейчас мы будем подходить к Святой Плащанице и принесем сюда наши грехи, все, что нас отрывает от Бога, чтобы потом вместе со Христом воскреснуть для вечной жизни. Будем просить, как разбойник: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). Когда придешь судить живых и мертвых, вспомни меня, прихожанина Казанского собора, как я молился здесь на вечерне Великой пятницы, стоял у Плащаницы, просил за себя, свою семью и близких.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

На горе или холме Голгофе, которая назначена была местом казни, воины сняли с Иисуса Христа верхнюю одежду и разделили ее на части, а о хитоне, который был нешвейный, но цельный, бросили жребий, как задолго еще предсказал царепророк Давид ( Пс. 21:19 ). Трудно вообразить себе ужасные мучения распятого человека, когда руки и ноги его, пронзенные гвоздями, раздираются от тяжести тела! Для облегчен страданий распятым давали иногда вино, смешанное со смирною и производившее некоторого рода беспамятство, но Иисус Христос не принял этого средства, ибо хотел с полным сознанием претерпеть все муки до конца. Враги Его желали присоединить к страданиям Его разного рода поругания, которые однако ж обратились к славе Его и к стыду убийц. Над главою Иисуса Христа прибита была надпись, означавшая мнимую вину Его: Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Иудеи просили Пилата прибавить, что только Сам Иисус Христос называл себя Царем Иудейским. Но язычник на этот раз показал удивительную настойчивость: еже писах – писах, сказал он иудеям. Скоро и в самом деле язычники исповедали Иисуса Христа Царем своим и Избавителем, а иудеи, распявшие Христа, лишились и царя и царства, не только земного, но и небесного! Вместе с Иисусом Христом распяты были дна разбойника: один по правую сторону, другой по левую. Иудеи хотели сделать этим большее поругание Господу, но они только исполнили пророческое слово: и со беззаконными вменися. Один из разбойников с упреком говорил Господу: «если Ты Сын Божий, то спаси Себя и нас». Но другой, истинно благоразумный, как называет его св. Церковь , говорил вопреки ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Потом сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Не много слов, но много силы веры было в словах благоразумного разбойника. Эти слова отверзли ему двери рая, бывшие до того времени заключенными даже для праведников. Сам Владыка Рая сказал ему: ныне же будешь со мною в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Обратите внимание на то, что когда Господь захотел вступить с человеком в завет и когда Он давал Моисею на горе Синай скрижали завета, в это самое время народ творил великое беззаконие. И вот когда Моисей получил скрижали завета, писанные не кем-нибудь, а Перстом Божиим, и сходил с горы, он услыхал шум и увидел слитого из золота тельца. Моисей в гневе выронил скрижали и разбил тельца. Но Господь разгневался на Израиля и открыл Моисею, что Израиль будет изглажен из книги жизни за свои беззакония. Тогда Моисей взял на себя образ покаяния за свой народ. Он начал молиться и просить, чтобы Господь простил Израиля, а если Господь не может простить народ, то изгладил бы и его, Моисея, из книги жизни. И это вхождение одного человека в завет с Богом спасло Израиля. Завет Бога простирался на весь народ, а только один Моисей чрез образ покаяния вошел в этот завет. Он сам заключил с Богом завет. То же самое мы видим и в Новом Завете, Тот самый народ, который кричал Иисусу " Осанна! " , потом кричал: " Распни, распни Его! " Те первосвященники, которые должны были принять Христа, шли против Него, и их предваряют мытари и блудницы. А первый заключил завет с Богом, помните, кто? - разбойник. Когда Христос проливал Кровь Свою на Кресте за весь народ, в это время он один заключил завет с Богом. Он остановил другого разбойника, говоря: " Что ты делаешь? Мы принимаем должное, а вот Этот ничего злого не сделал " , и с мольбой обратился к Господу: " Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоем " . И в этот момент и был заключен завет человека с Богом, и этот человек был благоразумный разбойник. Ему открылся Новый Завет Бога с человеком. Родные мои, только через наше вхождение в завет человека с Богом открывается вхождение в завет Бога с человеком. В Ветхом Завете жертвоприношения совершали священники и приносили молитвы от лица всего народа. По внешности они состояли в завете с Богом, а в действительности не находились в нем. Примером этому могут служить Офни и Финеес. В Новом Завете Христос дает возможность всем войти в завет с Ним. Но при одном условии - покаяния и постоянного пребывания в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Один богохульствует и осуждается, другой верует, кается и спасается. Итак, говорит брат неблагодарного сборища иудейского (поистине разбойничьим народом были неблагодарные иудеи, как свидетельствует Спаситель: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф. 21:13 ), – и расположение первого разбойника было иудейское, а второго – христианское, так как он стремился очиститься от зол посредством покаяния и похитить спасение), – итак, говорит неблагоразумный – иудейски настроенный разбойник: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23:39 ); а другой оказывается благоразумным: осужденный на суде – он на кресте является судьей и учит страху Божию. Прежде всего он говорит своему товарищу: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:40–41 ). Что ты говоришь? Там ты воровал, а здесь судишь? Там убивал, а здесь учишь страху? «или ты не боишься Бога»? Познай крест Христов, чтобы голос этот научил тебя благочестию. Вот удивительное дело: разбойник укоряет своего сподвижника: «или ты не боишься Бога»? Богом проповедует того, кто добровольно распялся вместе с ними и великодушно страдал за людей. И что именно о Спасителе говорил он в этих словах: «или ты не боишься Бога»? убедись в этом из дальнейшего: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Я так долго останавливаюсь на этом исповедании разбойника, чтобы научить вас подвизаться за благочестие, и дома и перед народом обнаруживать ревность и ратовать за Христа, чтобы и от Него получить венец правды, подобно этому благоразумному разбойнику. Вникните же в то, что говорит он своему сотоварищу-хулителю: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» ( Лк.23:40–42 )! Вот истинная защита! Вот как самого Христа исповедал он истинным Богом: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»! Сознается в своих грехах и вступается за Владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010