Господь говорит: «Аминь, глаголю тебе, днесь со Мной будешь в раю». «Аминь», которое Спаситель употребляет в самые торжественные моменты, когда Он провозглашает самые существенные истины нашей жизни, в которых присутствует Его благодать сугубым образом. И Откровение говорит нам именно такими словами: «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный». От имени Самого Господа взывает к нам Апокалипсис. «Днесь, сегодня, — говорит Христос, — ты будешь со Мной в раю». Мне не нужно хранить это в памяти, это будет сейчас. Мне не нужно будет тебя где-то искать, Я беру тебя с Собой, мы идем вместе. Что значит это «со Мной»? Святой Иоанн Златоуст говорит: великая честь войти в рай. Но есть еще большая честь — войти в него с Господом. Это «со Мной» означает разделенную вместе жизнь со Христом, участие в одной и той же судьбе до конца. Мы знаем, что так призывает Господь Своих апостолов, чтобы они всегда были с Ним, как Он говорит. Так на Тайной Вечери накануне Своих Страданий Он говорит: «Желанием восхотел Я есть с вами Пасху прежде Моего страдания». Это «со Мной» входит в Первосвященническую молитву Господа: «Отче, тех, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной». К этому шло человечество. Моисею, когда мужество оставляло его, и он стал искать возможность уклониться от посланничества Божия, Господь сказал: «Я буду с тобой». «С Тобой мне не нужно ничего на земле», — говорит Псалмопевец, видя соблазны мира и процветание нечестивых. И Сам Христос именуется Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог», как пророчествует Исаия и как возвестил об этом Ангел праведному Иосифу. То, что сделали некогда три отрока в печи вавилонской, когда отказались поклониться золотому истукану, которого поставил Навуходоносор на поле Деире и которому кланялись все народы, племена и языки, — совершил разбойник благоразумный. Он уверовал в Господа страждущего, исповедовал Его как своего Господа, подобно этим юношам. И прежде чем апостол Павел сможет сказать: «Имею желание разрешиться и быть со Христом», этот разбойник благоразумный исполняет своей жизнью и смертью слово апостольское.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/kt...

З. Пилат, по требованию евреев, присудил Иисуса Христа к распятию на кресте. Солдаты положили крест на плечи Христа и повели Его распинать на гору Голгофу. Здесь показывается картина этого скорбного шествия. Иисусу Христу трудно было нести крест, а солдаты били Его плетьми. Наконец Христос стал падать совсем, и солдаты заставили нести крест Его одного прохожего… Около полудня они распяли Христа: прибили Ему руки и ноги к кресту, а сам крест вкопали в землю. Вместе со Христом распяли еще двух разбойников и поставили их кресты по правую и левую сторону от креста Христова. Над головой Спасителя прибили надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Назарянином Его назвали потому, что Он вырос в городе Назарете. Вот посмотрите на картину и укажите, где Иисус Христос и где разбойники? Гвозди раздирали руки и ноги нашего Спасителя. Ему было страшно больно, но Он все-таки молился за своих распинателей: «Отче! Прости им, они не знают, что делают!» Мимо Голгофы проходило много евреев. Они смеялись над Иисусом Христом и говорили: «Спаси Себя Самого и сойди со креста». Еврейские начальники тоже между собой насмехались: «Других Он спасал, а Себя не может спасти! Пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него». Что сделали солдаты, когда Пилат осудил Христа на смерть? Куда Его повели? Что делали они дорогой? Кого и почему заставили потом нести крест? Когда распяли Христа? Как это сделали? Кого распяли еще? Как расставили кресты? Какую надпись сделали над головой Христа? Почему назвали Назарянином? Что чувствовал Христос? Что Он делал? Как молился? Что делали и говорили прохожие? Что – начальники? Над Иисусом Христом стал смеяться и один из распятых с Ним разбойников. Другой разбойник был умный или, по-другому говорится, благоразумный , запомните это слово. Благоразумный разбойник сказал другому: «Неужели ты не боишься Бога? Мы с тобой не напрасно распяты, а этот Человек ничего плохого не сделал». Потом повернул голову ко Христу и сказал: «Вспомни про меня, Господи, когда Ты придешь в Свое Царство» . На это Иисус Христос ответил: «Верно тебе говорю, что ты сегодня же со Мной будешь в раю».

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

Но вот приближается час смерти. Совершилось , – звучит с креста ( Ин.19:30 ). Звучит слово, вместившее в себя вечность! Совершилось дело искупления. Земные страдания Господа завершились, небесной славой Его озарился мир. Дабы свершилось спасение рода человеческого, Господь наш Иисус Христос был распят и умер на кресте. Но сама смерть Его явилась для всех людей пресветлой зарей спасения. Так свершилась всеблагая и премудрая воля Божия о спасении мира. А последние слова Господа на кресте были кротки и смиренны: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ). Спаситель принял смерть в умиротворении, выразив в последнем вздохе Своем безграничную любовь и полное доверие к Небесному Отцу. В словах Его не было ни ропота, ни упрека. Только любовь. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы вспоминали с вами сегодня Святые Страсти Христовы. Мы слышали последнюю крестную проповедь Спасителя. Постараемся уразуметь всю важность услышанных слов. Будем молиться не только за милующих нас, но и за ненавидящих нас. Будем каяться в своих прегрешениях с искренностью и верою благоразумного разбойника. Будем достойными детьми Матери Божией. Будем знать, что Бог никогда не оставит нас, что бы ни случилось с нами. Пусть же вера в это пребывает с нами во все дни земной жизни. А когда придет наш смертный час, вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа, прозвучавшие с креста, чтобы отойти из сего мира с христианским терпением и смирением, умиротворенными, без ропота и обиды, простив от всей души даже несчастных, заблуждающихся в жёсткосердии врагов своих. Потому что, по словам апостола Павла, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Аминь. Слово 109. О покаянии благоразумного разбойника. В Великий Пяток И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Но чтобы достигнуть этого Царства Божия, необходимы покаяние и евангельские добродетели, т.-е. нужно вести жизнь благочестивую, добродетельную. Поэтому в это самое время и начинают петь девять блаженств Евангельских и этим самым напоминают нам, грешным, те добродетели, которые вместе с усердною молитвою могут привести нас в царство небесное. Эти девять блаженств следующие: 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После каждого стиха поют на клиросе молитву благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Когда пропоют все 9-ть блаженств, то самым трогательным голосом, как бы исходящим из глубины плачущей души, поют три раза ту же самую молитву благоразумного разбойника, только к каждому лицу Пресвятыя Троицы отдельно: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим пением девяти блаженств начинается последование изобразительных, или так называемой, обедницы. Так называется служба церковная, которая изображает, или служит подобием полной обедни (только Св. Дары не освящаются). Она первоначально установлена для тех, которые удалялись в пустыню спасаться и потому не могли присутствовать в церкви при совершении Божественной литургии и, вместо того, в отраду своей души, читали обедницу. Обедница совершается не только в одном Великом посту, а когда угодно и где угодно может быть совершаема (напр., в часовне может быть совершаема).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одни его страдания на кресте сколько могли искупить. А мы… чем мы можем искупить? Он был разбойником благоразумным, а мы… Вот мы так живем и думаем, что будем так жить и жить. А ведь наши годы, месяцы, недели… а, может быть и дни, даже часы сочтены. Да и будет ли у нас в последний момент то покаяние, которое было у него. А вдруг наступит другое состояние, противное тому. Да сохранит нас Господь! Давайте вот сейчас подходя и прикладываясь ко Кресту, скажем с благоразумным разбойником: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! Ведь, может быть, другой минуты у нас не будет. Воспользуемся же этой минутой, которую дает нам Господь. Кресту Твоему покланяемся, Владыка, и святое Воскресение Твое славим. 4я Неделя Великого Поста, Иоанн Лествичник Два Евангелия читалось сегодня. Первое – об исцелении одержимого. Ученики Христовы спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им Господь: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.” Этим как бы напоминается нам, что это-то и есть время молитвы и поста – Пост Великий. В продолжении трех недель перед Великим Постом раскрывались нам эти пути покаяния христианина, идущему к своему Отцу. А уже, когда подошел Пост с теми канонами и стихирами, которые преподавались нам в чтениях за эти четыре недели, человек должен был изучить себя и понять себя. И тогда, когда он понял себя, тогда невольно у этого человека должно было появиться чувство смирения: “Господи, но что же я буду делать? Ты видишь, Господи, насколько я немощен и слаб в своей воле. Я постоянно уклоняюсь в волю князя мира сего. Помоги”! И я начинаю плакать. Вот почему нам читалось и второе Евангелие о Заповедях Блаженства. Эти заповеди и указывают нам, что нам делать: шаг за шагом, как бы ступень за ступенью. Вот почему в это Воскресенье св. Церковь вспоминает Преподобного Иоанна Лествичника , который написал свое духовное произведение, называемое “Лествица,” (по-русски “Лестница”) которое и показывает нам, что нам делать, как одна добродетель ведет к другой, подобно ступенькам в лестнице.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Так началось здесь выздоровление благоразумного разбойника, и он отошел с полной уверенностью в совершенное исцеление от зла в жизни будущего века. Выздоровление же его началось с признания в Распятом Единого безгрешного Бога. Этому-то и научает нас св. Церковь , начиная и оканчивая учение о блаженствах гласом благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». По окончании антифонов и чтения блаженств совершается вход с Евангелием, в котором учители Церкви разумеют первое пришествие Христово, ради спасения рода человеческого. В частности, оно знаменует вступление Христа Спасителя в пророческое служение на земле. Вход этот называется малым, в отличие от другого великого входа, который знаменует второе пришествие Христово и в частности, вступление Христа Спасителя на крестный подвиг первосвященнического служения на земле. На малом, также как и на великом входе общее внимание предстоящих возбуждается возгласом диакона: «Премудрость, прости!» Этим возгласом верующие возбуждаются к благоговейному созерцанию неизреченной тайны нашего спасения. Вот что говорит об этом св. Апостол Павел: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( I Tuм. III, 16 ). В ответ на возглас «Премудрость» верующие славят Единородного Сына Божия псаломскими стихами: 94, 6 и 105, 47: с припевом Аллилуйя, выражая этим веру свою в Божество Спасителя. Пришествие Христово в мир соединило Церковь небесную и земную в прославлении единого в трех лицах Бога, а потому вслед за входом с Евангелием начинается пение Трисвятого. В ознаменование того, что это пение принято с неба, диакон, изображающий собою Ангела молитвы, принимает в алтаре от священника, как бы с самого неба, благословение на пение сей ангельской песни, благословение, выраженное в словах: «Яко свят еси Боже наш и Тебе славу воссылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно...» Диакон приносит это исповедание святыни Господней в Церковь земную и оканчиваает его уже на земле, ибо произносит, обернувшись к людям: «и во веки веков», – соединяя это исповедание Господне с обычной молитвой о спасении благочестивых; ибо за таковых св. Ангелы, как за друзей своих, непрестанно молятся и просят Бога услышать их, совокупно с ними поющих трисвятое:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   Верность дому супружества награждается Господом и в этой жизни. «Пришли мы в Аскалон, — пишет блаженный Иоанн Мосх, — и авва Евгений, пресвитер, рассказывал нам. Один купец из нашего города, пустившись в море, лишился всего собственного и чужого, только сам спасся. Когда он прибыл сюда, то был взят заимодавцами своими, посажен в темницу и лишен всего, что было у него в доме, так что не осталось у него ничего, кроме того, что сам носил и жена его. Жена его от тяжелой скорби и заботы едва могла кормить мужа хлебом. В один день, когда она сидела и ела с мужем своим в темнице, пришел какой-то важный человек подать милостыню узникам, и, увидев жену, сидевшую вместе с мужем своим, уязвился любовью к ней (она была весьма хороша собой), и сказал ей через тюремного сторожа, чтобы она пришла к нему. Она охотно пошла, думая получить милостыню. Отведя ее в сторону, тот человек спросил ее: «Кто ты и зачем здесь?» Она рассказала ему все. Он сказал ей: «Если я заплачу за тебя долг, проспишь ли ты со мною эту ночь?» Прекрасная и вместе целомудренная жена отвечала ему: «Я слышала, господин мой, слова апостола, что жена не владеет своим телом, но муж; итак, позволь мне, господин, спросить об этом мужа моего, что он прикажет, то и сделаю». Она пошла и сказала обо всем мужу. Благоразумный муж, по любви к жене своей, не захотел таким средством освободиться из темницы. Но, тяжко вздохнув, со слезами сказал жене своей: «Пойди, сестра, откажи этому человеку и скажи: я говорила мужу своему, но он не согласился; нас Бог не оставит». В то же время заключен был в темнице один разбойник, который слышал весь разговор мужа с женой и, вздохнув, сказал сам себе: «В какой крайности они находятся и, однако ж, не захотели купить свободы своей за деньги; они предпочли целомудрие всякому богатству, пренебрегли всем в этой жизни! А я, несчастный, что делаю? Никогда не подумал даже о том, что есть Бог, и вот почему я виновен в стольких злодеяниях». Подозвав их в окно к тому месту, где заключен был, разбойник сказал им: «Я был разбойником и делал много зла, и многих умертвил, и знаю, что когда придет начальник, меня казнят, как убийцу. Увидав целомудрие ваше, я сокрушился за вас. Пойдите вот на это место городской стены, раскопайте и возьмите деньги, которые там найдете, и помолитесь за меня, чтобы я обрел милость». Спустя несколько дней начальник, прибывший в город, приказал вывести разбойника и обезглавить. Спустя день жена сказала мужу своему: «Позволь, господин мой, сходить на то место, о котором толковал нам разбойник, я посмотрю, правду ли он говорил?» Муж отвечал: «Если тебе угодно, ступай». Жена взяла бороздник, пошла вечером на то место и, покопав, нашла горшок с золотом. Она поступила осмотрительно: отдавала деньги заимодавцам понемногу, чтобы они подумали, будто она у других занимает деньги; наконец выплатила всем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

В первые века христианства многие свидетели мучений святых понимали, что в этом спасение, исповедовали Христа и сами шли на мучения, буквально за несколько минут спасаясь. Страдание помогло благоразумному разбойнику. Казалось бы, как в таких мучениях можно познать Бога? Но он познал. Представьте, висят Иисус и двое разбойников на крестах, и тот, что висел справа, сказал Спасителю: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23:42). А тот, который был слева, наоборот, говорил: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас " (Лк. 23:39). Разбойник справа увещевал товарища: " Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал " (Лк. 23:41). Видите, разбойник, который висел несколько часов на кресте, стал прозорливым. Откуда он узнал, что на том Человеке, который висит посередине, нет вины? Откуда узнал, что Христос - Сын Божий? Разбойник же никогда прежде не видел Христа! Значит, страдания так его очистили, что он увидел во Христе Бога безгрешного " . " Поэтому, когда к нам приходят скорби, болезни - не просто так приходят, а чтобы нас очистить, чтобы наконец-то мы прозрели и поняли, что не туда идем. Хорошо жить в своей квартире в новом доме. Но мы должны о другой " квартире " думать - той, что ждет нас в Царствии Небесном. Это гораздо важнее: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мф. 6:33). Вот к чему мы должны мысли направлять - как туда попасть, спастись, что для этого делать. Мы не знаем, сколько нам отпущено лет, люди каждый год обещают исправиться - и ничего не делают. Какими были в 2020-м, 2021-м - такими будут и в 2022-м. Многим нужно понять, что не туда они тратят время, силы, последнее здоровье. Надо все это переменить: жить для Бога и ближних, а не для себя. Если внимательно будем к себе относиться, то увидим, на каком фундаменте стоим. Все должны исправляться, среди нас святых нет, все грешники. Надо каяться и не возвращаться к старым грехам. А то многие грешат, думают, что Бог их не видит, не замечает.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Верность долгу супружества награждается Господом и в этой жизни. «Пришли мы в Аскалон, пишет блаженный Иоанн Мосх , и авва Евгений, пресвитер, рассказывал нам: один купец из нашего города, пустившись в море, лишился собственного и чужого; только сам спасся. Когда он прибыл сюда, то был взят заимодавцами своими, посажен в темницу и лишён всего, что было у него в доме, так что не осталось у него ничего, кроме того, что сам носил и жена его. Жена его от тяжёлой скорби и заботы едва могла кормить мужа хлебом. В один день, когда она сидела и ела с мужем своим в темнице, пришёл какой-то важный человек подать милостыню узникам и, увидев жену, сидевшую вместе с мужем своим, уязвился любовью к ней (она была весьма хороша собой) и сказал ей через тюремного сторожа, чтобы она пришла к нему. Она охотно пошла, думая получить милостыню. Отведя её к стороне, тот человек спросил её: «кто ты и зачем здесь?» Она рассказала ему всё. Он сказал ей: «если я заплачу за тебя долг, проспишь ли со мной эту ночь?» Прекрасная и вместе целомудренная жена отвечала ему: «я слышала, господин мой слова Апостола, что жена не владеет своим телом, но муж; и так позволь мне, господин, спросить об этом мужа моего; что он прикажет, то и сделаю». Она пошла и сказала обо всём мужу. Благоразумный муж, по любви к жене своей, не захотел таким средством освободиться из темницы; но, тяжко га вздохнув, со слезами сказал жене своей: «пойди, сестра, откажи этому человеку и скажи: я говорила мужу своему, но он не согласился; нас Бог не оставит». В тоже время заключён был в темнице один разбойник, который слышал весь разговор мужа с женой и, вздохнув, сказал сам себе: «в какой крайности они находятся и однако ж не захотели купить свободы своей за деньги; они предпочли целомудрие всякому богатству, пренебрегли всем в этой жизни! И я, несчастный, что делаю? Никогда не подумал даже и о том, что есть Бог , и вот почему я виновен в стольких злодеяниях». Подозвав их в окно к тому месту, где заключён был, разбойник сказал им: «я был разбойником и делал много зла, и многих умертвил, и знаю, что когда придёт начальник, меня казнят как убийцу. Увидав целомудрие ваше, я сокрушился за вас. Пойдите вот на это место городской стены, раскопайте и возьмите деньги, которые там найдёте, и помолитесь за меня, чтобы я обрёл милость». Спустя несколько дней, начальник, прибывший в город, приказал вывести разбойника и обезглавить. Спустя день, жена сказала мужу своему: «позволь, господин мой, сходить на то га место, о котором толковал нам разбойник, я посмотрю, правду ли он говорил?» Муж отвечал: «если тебе угодно, ступай». Жена взяла бороздник, пошла вечером на то место и, покопав, нашла горшок с золотом. Она поступила осмотрительно: отдавала деньги заимодавцам понемногу, чтобы они подумали, будто она у других занимает деньги; наконец выплатила всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010