Лука, писавший более подробно, уточняет: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 39). Страстное желание жить, даже когда ты не давал жить другим, страстное желание спасти себя, забыв про других, прорывается из воспаленной груди яростным требованием: «Спаси, спаси от временных мук». А если Бог не спасает, значит, Он несправедлив. И если плохо мне, то пусть будет плохо и всем остальным. В этом крике – отчаяние, безумие безбожной жизни. Огонь преступления всегда дымит чадом отчаяния. Надрыв беззаконной души не исцелит ни одно наслаждение. Если Бог не спасает, значит, Он несправедлив. И если плохо мне, то пусть будет плохо и всем остальным Благоразумие же разбойника в том, чтобы вовремя это понять. Поняв, принять муки как заслуженные. А в муках прозреть присутствие Бога, Который страдает за тебя и меня. Евангелист Лука продолжает: «Другой же (разбойник), напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 40–41). Богослов – не тот, кто рассуждает о Христе, а тот, кто Христа исповедует. Богословами считались фарисеи и законники, но они-то и распяли Христа. Смеялись, хохотали у Голгофы, на которой страдала за весь мир Любовь, неизреченная и бескрайняя, как Небо. А разбойник, чуждый закона, познал Бога во плоти – частицу Неба принял в сердце, и душа ожила, созерцая бескрайние горизонты Любви. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23, 42–43). Сотни, тысячи ветхозаветных праведников пребывали в аду. Долгими, утомительными веками ожидали с надеждой – когда же придет Желанный. А разбойник благоразумный, минуя ад, попадает в Рай! Собственно, жизнь его и была адом на земле, а встреча со Христом стала началом Рая. В момент Распятия Христа на небе угасает солнце. Зато свет сияет в сердце разбойника. Обращение ко Христу – всегда свет, просвещающий замогильные сумерки наших душ, убитых грехом. Да, разбойник телесно страдает и телесно умрет. Но он воскресает духовно, и духовно же обретает свободу.

http://pravoslavie.ru/138933.html

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю 374 . Вот какую великую пользу, спасение, принесло этому разбойнику неосуждение. Что видел перед собою этот разбойник? Он видел Человека, Которого казнят и Который умирает на кресте так же, как и он сам. Разбойник, с точки зрения здравого смысла, не имел никаких оснований, никакой возможности сделать вывод о необыкновенном предназначении распинаемого Человека, тем более о Его Божественности. Даже ученики Спасителя в это время поколебались и потеряли веру в Спасителя: один из них отрекся, другие бежали и только немногие из Его ближайших учеников, в основном женщины и юноша, апостол Иоанн Богослов, стояли возле креста. Но мы не знаем того, что происходило в их душах. Скорее всего, они все, за исключением Божией Матери, перестали во время казни верить в Господа Иисуса Христа – и тьма воцарилась в их душах. Потому что в то время невозможно было человеку понять такое: Сын Божий позволяет Себя распять, Мессия умирает, – ведь тогда приходит конец всему. Мы видим это по последующему поведению жен-мироносиц, которые пришли ко гробу в полной уверенности, что сейчас они смогут помазать тело Иисуса Христа, – значит, они не понимали, что за смертью Спасителя должно последовать Его воскресение. Однако именно в это время разбойник обретает веру и говорит: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Как он мог все понять? Человек возле него умирает в муках на кресте, пригвожденный, обнаженный, опозоренный, а он говорит Ему такие слова. Такое восприятие превосходит здравый смысл, оно выше простого человеческого отношения. Здесь, конечно, на разбойника воздействовала обильная благодать Божия, давшая ему духовный взгляд на события. И получил он такую благодать прежде всего за то, что отказался от осуждения. Если безумный разбойник вместе с прочими врагами Христа злословил Его: Если Ты Христос, спаси Себя и нас, то есть требовал от Него, конечно без всякой веры, доказательств Его избранничества через чудо спасения, то благоразумный разбойник унимал безумного.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Он же сказал: «верую, Господи! И поклонился Ему» ( Ин.9:38 ). Я рассказал вам это, чтобы вы все научались следовать хорошему наставнику и подражать доброму пастырю, подвизаясь за истину. Ведь ваш подвиг совершается при содействии великого пастыря. Вы удивляетесь, что облагодетельствованный слепец сделался защитником истины.. Вы удивляетесь, что разбойник, еще не получив благодеяния, ратовал за Христа. Но всегда ведь божественная душа, ревнующая об истине, своим собственным влиянием отверзает многие уста в защиту истины. Христос висел на кресте и два разбойника – по правую и по левую сторону его; иудеи поносили Его, архиреи хулили: «Сей есть Царь Иудейский» ( Лук. 23:38 ); и далее: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» ( Мф. 27:42 ; Мрк. 15:32 ); и: «других спасал, а Себя не может спасти» ( Мрк. 15:31 ; Мф. 27:42 )? Точно также и распятый с Ним разбойник поносил Его, говоря: «если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23:39 )! Другой же разбойник не говорил ничего, молчанием своим укоряя осужденных. Когда же архиреи и книжники, знавшие закон, или вернее – не знавшие его, хотя и должны были от пророческих писаний исповедать Христа, – не исповедали Его, тогда Бог сверх ожидания отверзает на кресте уста, свидетельствующие об истине. И смотри, что делает. Не было бы ничего удивительного, если бы разбойник прежде всего услышал слова Христовы, заступился за Него и за это был увенчан. Но здесь произошло обратное. «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» ( Мф. 27:38 ), а Спаситель был в средине, как бы коромысло на весах истины, облегчая судьбу исповедавшего Его и осуждая хулившего. И вот удивительно: когда книжники и первосвященники хулили Христа и говорили: «если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него», а разбойник говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас», другой из разбойниковблагоразумный – не произнес ни одного слова. Два эти разбойника были образами народа иудейского и нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Представьте себе этот спор: три человека висят на крестах и один из них спорит с другим. Первый злословит Господа, а второй говорит ему: «Зачем ты говоришь так? или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» И мы должны быть осуждены за те же грехи, которые видим в ближних, но, тем не менее, злословим об этих людях, желаем им зла, радуемся их несчастью, одобряем происходящее с ними и так далее, то есть чаще всего поступаем так же, как безумный разбойник. А благоразумный разбойник, обратите внимание, сначала не захотел осудить Господа Иисуса Христа, а затем признал, что сам он осужден справедливо: И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Почему разбойник пришел к выводу, что Господь Иисус Христос ничего худого не сделал? Может быть, просто потому, что никто толком не знал, за что распяли Спасителя. Его приговорили к казни якобы за то, что Он выдавал Себя за царя Иудейского, хотя Он этого не делал. Это – с одной стороны, а с другой – Он действительно является истинным Царем Израильским. Разбойник понимал, что это не причина для того, чтобы казнить человека. Такое простое и здравое рассуждение привело его к оправданию Господа Иисуса Христа. И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал, то есть мы разбойники, убийцы, грабители и потому достойны такой казни. Он не говорил: «Спаси Себя и нас». Он признал: «Я достоин смертной казни, потому что заслужил ее, а Господь ничего достойного казни не сделал». И в то же мгновение, за неосуждение Спасителя и за осуждение самого себя, благодать сошла в его сердце – и он сказал необыкновенные слова: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Ясно, почему в нем родилась вера в тот момент, когда все ее потеряли. Он первым из всех людей, живших на земле, услышал такие утешительные слова: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Вот что значит неосуждение и вот какая великая польза от него! Если мы будем воздерживаться от осуждения близких, то и мы почувствуем некоторую благодать в своей душе. Однако, осуждая людей, мы оправдываемся так: «Но это же был Господь, Он ни в чем не виновен, Он действительно свят, легко было Его не осуждать. А как нам не осуждать людей, которые со всей очевидностью, перед нашими глазами совершают те или иные грехи?» Возражением на это являются слова Спасителя о том, что, делая добро ближним, мы делаем это добро Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Рядом с церковью — своеобразное напоминание о смерти. Ворота с табличкой: «Отделение для ВИЧ-инфицированных». Когда храм достроят, мимо этой надписи будут ходить крестным ходом осужденные и петь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Кинорежиссер Эмир Кустурица отдыхает. — Александр Сергеевич, — спрашиваю замполита колонии Александра Пивеня. — А поступок Тошева на кого-то из осужденных или работников колонии повлиял? — Нет, — вздохнул замполит. — Не повлиял. Если честно, всем просто наплевать. Так и напишите. О раскаявшихся разбойниках Раскаявшийся разбойник Опта Он основал в XV веке монастырь, который в XIX веке стал крупнейшим духовным центром русского православия, — Свято-Введенская Оптина пустынь (Калужская область). Шайка казачьего атамана Опты много лет разбойничала в козельских лесах, наводя ужас на местное население. Он отличался нечеловеческой жестокостью — не щадил ни стариков, ни детей. Но произошло необъяснимое: кровавый разбойник распустил банду, обратился к Богу, основал обитель и всю оставшуюся жизнь провел в покаянии, молитве и посте. К оптинским старцам за наставлением приезжали многие русские писатели и мыслители — Гоголь, Достоевский, Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Алексей Константинович Толстой. Кудеяр-атаман Популярная и загадочная народная легенда. Многочисленные историки сходятся лишь на трех фактах: Кудеяр жил в XVI веке, наводил ужас на огромной территории от Смоленской до Воронежской губернии, а впоследствии раскаялся и принял постриг. По мнению некоторых исследователей, свою жизнь Кудеяр закончил иноком в Соловецком монастыре. Наиболее известная версия жизни Кудеяра-атамана изложена в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», хотя в ней явно прослеживается привнесенная поэтом революционная тема: грехи раскаявшемуся разбойнику отпускаются после того, как он убивает другого злодея — пана Глуховского. Благоразумный разбойник Согласно Евангелию, первым в Царство Божие вошел раскаявшийся разбойник, который был распят на Голгофе вместе с Иисусом Христом. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки).

http://pravmir.ru/ya-sel-v-tyurmu-i-stal...

Так мучился разбойник во злобе на левом кресте. Пока резкие удары по голеням, резкая, лишающая сознания боль не прекратила всё. И начались мучения вечные души, уносимой духом злобы в преисподней глубины... Правый крест. По другую, по правую сторону от Христа был распят ещё один разбойник. Там происходило ещё одно страдание. Там тоже был крест. Поначалу и с этого креста неслось поношение Распятому Христу. Но потом в сердце распятого на правом кресте нечто произошло. Мир перевернулся. И новые, неизведанные ранее страдания заполнили сердце. Новая, очистительная скорбь осенила его душу. Как и другой разбойник, он забывает о собственных страданиях и боли. Распинаемый с ним Назарянин всецело покоряет его. И он, умолкший от слов поношения, которые только что сам выкрикивал, теперь с мучительным стыдом слушает злословие своего товарища. Как жжёт теперь его стыд! И он начал унимать своего товарища: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» ( Лк.23:40–41 ). О, какие мучения в этих словах! Тут и стыд за бесстыдство товарища. Тут и боль осознанной вины, тут муки раскаяния. Тут ощущение святости Христа. И тогда он, как и левый разбойник, обращается ко Христу. Но сколь иначе его обращение! «Помяни меня, Господи, когда придёшь во Царствие Твоё» ( Лк.23:42 ). Он признал Назарянина Господом и Царем. Он уже не считал это насмешливо фантазией Распятого. Он из бездны грехов взывал к бездне милосердия ( Пс.41:8 ). Теперь у него была уже только одна боль, которая поглотила всё остальное. Покаянная боль о грехах своих. И он был утешен. Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Церковь назвала этого разбойника «благоразумным». В Тот День Ангелы унесли его душу в рай. И резкая боль от ударов по голеням, умертвившая тело, оказалась зовом в вечное блаженство. Вот два креста, справа и слева от Креста Христова. Два страдания и две печали. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» ( 2Кор.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов 5. 17; Пс 93. 12). Вместе с тем в ВЗ прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс 15. 1, 10): «Блаженство [   - приятности] в деснице Твоей вовек» (Пс 15. 11). Эсхатологическую окраску понятие Б. приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...» (Ис 25. 8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис 35. 10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание... и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12. 2-3). Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Сущность Б. в полноте раскрывают учение Христа и Свящ. Предание Церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником Б. и Сам называется блаженным (1 Тим 1. 11; 6. 15): «...подлинно блаженно сие источное добро, к Которому все обращено, Которого все желает...» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 1). Б., единением с Богом в любви ( Basil. Magn. Hom. 9), было райское состояние человека ( Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 11). Райское Б. человека все более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца ( Aug. De Gen. XI 18. 24). Через человека в обожении должно было объединиться все мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное Б. ( Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 76-77; ср.: Лосский В. Догматическое богословие. С. 244-245). Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт 3. 1-7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние Б. (Быт 3. 16-24). Представление о благе потеряло для падшего человека четкие ориентиры.

http://pravenc.ru/text/149367.html

    249. Что ответил Господь Иисус Христос на просьбу благоразумного разбойника?    На просьбу благоразумного разбойника Господь Иисус Христос ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).     250. Что случилось в то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте?    В то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, померкло солнце, и сделалась тьма по всей земле, и потряслась земля, и завеса в храме Иерусалимском раздралась надвое (Лк.23:45; Мф.27:51).     251. Кому поручил распятый Спаситель Свою Пресвятую Матерь?    Свою Пресвятую Матерь распятый Спаситель поручил Своему любимому апостолу Иоанну; оба они стояли под крестом с Марией Магдалиной и другими благочестивыми учениками Спасителя.     252. Какими словами поручил Господь Иисус Христос Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна?    Господь Иисус Христос поручил Свою Пресвятую Матерь попечению апостола Иоанна словами: «Се, Матерь твоя!» — и словами, относящимися к Матери: «Жено! се сын Твой!», — после чего святой Иоанн и взял Ее к себе (Ин.19:26—27).     253. Что возгласил Господь Иисус Христос на кресте непосредственно перед Своей смертью?    Непосредственно перед Своей смертью Господь Иисус Христос возгласил громким голосом: «Совершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». И сие сказав, преклонил голову и испустил дух (Лк.23:46; Ин.19:30).     254. Что сказал сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа?    Сотник, стерегший с воинами распятого Господа Иисуса Христа, видя землетрясение и все бывшее, устрашился весьма и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54).     255. Для чего в Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна?»    В Символе веры говорится «и страдавша, и погребенна» для того, чтобы показать нам, что распятие Господа Иисуса Христа было не только одним видом страдания и смерти, как утверждают некоторые лжеучители, но подлинным страданием и смертью, и что Его, умершего, действительно погребли во гробе.     256. Чем подтверждается действительная смерть Господа Иисуса Христа?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В том и другом случае верующие и духовники принимают на себя тяжкий грех в отношении Св. Тайн Тела и Крови Христовой. Ап. Павел в 1Кор.11:27 , сказавши об установлении Иисусом Христом таинства причащения, замечает: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». И дальше, в 1Кор.11:28–30 , он дает следующие наставления: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себя, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». Из приведенных слов Апостола следуют такие заключения: а) святейшее таинство Тела и Крови Христовой требует от приступающих к нему соответствующей чистоты – значит, причащающиеся должны предварительно искусить, очистить, подготовить себя, чтобы достойно принять в себя пребывающего с пречистыми Телом и Кровию Самого Христа Господа; б) если для достойно приступающих это таинство бывает источником жизни вечной, общения со Христом Спасителем ( Ин.6:53–54 ; Ин.6:56 ), то недостойное принятие таинства служит в суд и осуждение ( 1Кор.11:29 , ср. Молитву перед причащением): в первом случае оно – огонь согревающий и оживляющий, во втором – огонь опаляющий, уничтожающий; в) во время Апостола уже сказывались реальные последствия недостойного приобщения Св. Тайн: многие от этого ослабевали, заболевали, а некоторые и умирали. Ввиду такого действия таинства причащения, св. Церковь и обязывает верующих к говению и исповеди, как единственно верным средствам, пригодным для того, чтобы верующий мог очистить себя и в себе приготовить достойный храм для Господа. Другого равносильного средства для обращения грешной души к Господу и для очищения ее нет. Надеяться, что у теперешнего грешника может без рекомендуемого Церковью подвига, без посторонних средств и помощи, внезапно явиться раскаяние благоразумного разбойника ( Лк.23:39–43 ), – это значит искушать Господа. Ибо кто из нас имеет душу и сердце благоразумного разбойника, который, кроме того, вися на кресте, телесными глазами наблюдал и бесчеловечие мучителен, и неистовство обезумевшей толпы, и безгрешность с небесным величием висевшего рядом с ним Божественного Страдальца? Нынешнему грешнику, суетою мира сего уносимого от Бога «во страну далече» ( Лк.15:13 ), более подходящ, как пример покаяния, образ блудного сына, который только после долгих лишений, унижений и страданий пришел в себя, понял и решил, что надо ему с мольбой о прощении вернуться к Отцу Своему ( Лк.15:11–32 ). Только по своему бесконечному милосердию Господь, через св. Церковь , предлагает ныне нам, пред Ним ежеминутно согрешающим, не длинный, мучительно тяжелый и унизительный путь евангельского блудного сына, а более краткий, легкий и возвышенный покаянный исповедный подвиг, завершающийся очищением грешной души благодатью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вернуться 166 Преподобный – святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся образцом монашеской жизни. Вернуться 169 «Господи, неужели мне постель эта гробом станет?..» – начальные слова одной из молитв перед сном. Вернуться 171 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Евангелие от Матфея 28:19–20. Вернуться 178 Церковные песнопения, которые поются во время причащения священников в алтаре до выноса Чаши и причащения мирян. Вернуться 180 Праздник святителя Николая Мирликийского, Чудотворца: 6 (19) декабря (Никола зимний), 9 (22) мая (Никола вешний), 29 июля (11 августа) (Никола летний). Вернуться 184 Духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т. п. Вернуться 185 Имеется в виду благоразумный разбойник, на кресте исповедавший распятого Иисуса Господом (Евангелие от Луки 23:39–43). Вернуться 186 Светилен (песнопение) на утрене Великой пятницы, в котором упоминается благоразумный разбойник. Вернуться 187 Одно из воскресений подготовительного периода перед Великим постом, в которое церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–32). Вернуться 188 Покаянные тропари, исполняющиеся на воскресной утрене подготовительных недель перед Великим постом и в Великий пост. Вернуться 190 Ср. Евангелие от Матфея 18:21–22: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Вернуться 192 Суббота накануне Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим), в которую вспоминается чудо воскрешения Христом Лазаря. Вернуться 196 Покаянный канон Андрея Критского исполняется частями в первые четыре дня Великого поста и полностью на утрене четверга пятой седмицы (недели) Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010