Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН (Дегтяренко Николай Федорович; 19.12.1884 (по др. данным, 4.12.1878), г. Глухов Черниговской губ. (ныне Сумской обл., Украина) - 21.08.1937, г. Барабинск Западно-Сибирского края (ныне Новосибирской обл.)), еп. Красноярский и Енисейский. В 1898 г. окончил церковноприходское уч-ще. В том же году поступил послушником в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где впосл. был пострижен в монашество с именем Никон. В 1906 г. окончил учительскую семинарию в с. Благовещенский Завод (ныне г. Благовещенск) Уфимского у. и губ. и в 1908 г.- миссионерские курсы при КазДА. В том же году Н. перешел в Таврическую епархию и был рукоположен во иерея при архиерейском доме в Симферополе. 24 нояб. 1911 г. назначен 3-м священником миссионерской Скорбященской ц. в с. Обдорск Берёзовского у. Тобольской губ. (ныне г. Салехард Ямало-Ненецкого автономного окр.) и 3-м миссионером Обдорской духовной миссии (Тобольские ЕВ. 1911. 24. Ч. офиц. С. 287). В 1915 г. перешел в томский во имя преподобного Алексия, человека Божия, мужской монастырь Томской епархии. В 1916 г. направлен в ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . В 1917 г. назначен настоятелем Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря Тверской епархии. 23 дек. 1921 г. был арестован в Москве по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, освобожден 31 дек. того же года. В 1922-1924 гг. являлся настоятелем Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Московской епархии. 6 дек. 1924 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, также был назначен временно управляющим Гомельской епархией (до марта 1925). Был арестован вскоре после приезда в Могилёв, по адм. предписанию выслан в Киев. В марте 1925 г. переведен властями под наблюдение ОГПУ в Москву, продолжал управлять Могилёвской епархией. Патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) был урегулирован вопрос о юрисдикции некоторых приходов между Н.

http://pravenc.ru/text/2577549.html

сост. Александр Ратшин Волынской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКАЯ-ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА, муж. в местечке Почаеве, находится под управлением Епархиального Волынско-Житомирского Архиерея, который с 1833 года имеет здесь титул Священно-архимандрита. В Успенском соборе этой Лавры находится Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Почаевской, которой празднество совершается 8 сентября; эта св. икона привезена сюда, в Почаевскую обитель, греческим митрополитом Неофитом, в 1537 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Остроге; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1624 году иждивением княгини Ходкевичевой. Здесь соборная церковь Преображения Господня, перестроенная вновь в 1814 году. ЗАГАЕЦКИЙ, муж. заштатный, близ селения Загаец; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Волынской семинарии. Монастырь этот основан в 1636 году при киевском митрополите Петре Могиле . Здесь соборная церковь св. Иоанна Милостивого, с приделом Петра и Павла. ОСТРОЖСКО-ДЕРМАНСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. в Дубненском уезде, учрежденный в 1822 году из бывшего униатского монастыря, находится под управлением архимандрита, и положен по штату в 1 классе. МЕЛЕЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. Об этих монастырях, находящихся под управлением архимандритов, по недавнему присоединению их из Унии к православной церкви, никаких подробностей неизвестно. ЛЮБАРСКИЙ-ГЕОРГИЕВСКИЙ, муж. ТРИГУРСКИЙ, или ТРИГОРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. КРЕМЕНЕЦКИЙ, муж. ЗАГОРОВСКИЙ-РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский 2 класса, в местечке Корце; основан князьями Корецкими. Здесь две церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, 2) Благовещения Богородицы, теплая. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: СВЯТОГОРСКИЙ, муж. существовавший в глубокой древности во Владимире на Волыни. О времени основания этой обители никаких сведений нет; уничтожена она весьма давно. Здесь, в XI веке, скончался, на возвратном пути из Иерусалима, св. Варлаам, первый игумен Киево-Печерского монастыря. НОВОДВОРСКИЙ, муж. бывший некогда на урочище, именуемом Новый Дворец. Обитель эта основана была в конце XIII века св. Петром, впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси, в то время, когда этот Святитель жил еще в Волынии. В начале XV века, когда Владимирская на Волыни епархия приняла унию, то и монастырь этот обращен в униатский. За сим дальнейших сведений о его существовании нет. Здесь находилась прежде Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, известная под названием Новодворской; она написана св. Петром, и при начале гонения, возникшего от униатов на православие, изнесена была сперва в Успенский Елецкий монастырь, что в Чернигове; а потом в Благовещенский Суражицкий мон., где и теперь находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В Воронеж доставят икону Божией Матери " Неупиваемая чаша " Воронеж, Икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " прибудет в четверг в Воронеж, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Воронежской и Борисоглебской епархии. " По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, из Серпуховского Высоцкого мужского монастыря для поклонения в Воронежскую и Борисоглебскую епархию с 3 по 31 декабря будет принесена всероссийская святыня - икона Божией Матери " Неупиваемая чаша " , - говорится в сообщении. С 3 по 8 декабря верующие смогут поклониться чудотворной иконе в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа. Затем крестные ходы со святыней будут совершены в четырнадцати церковных округах епархии. Явление первообраза иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. От этого у него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды во сне перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: " Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом " . Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Чудотворная икона " Неупиваемая Чаша " находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Никиты Белого в Серпухове. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

http://pravoslavie.ru/33013.html

В письменных воспоминаниях современников святого Серафима образ упоминается в описаниях последнего периода его жизни, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, святой Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой. После кончины преподобного Серафима икона «Умиление» была передана в Дивеевский женский монастырь , чудотворный образ стал главной святыней обители. Для поклонения этой иконе верующие в XIX веке преодолевали пешком сотни и тысячи километров. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти, в течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икона была передана Святейшему Патриарху Алексию II . В наше время она постоянно находится в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Один раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (празднуется в 5 субботу Великого поста) — Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят для всеобщего поклонения в Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва). Икона написана на полотне, натянутом на кипарисную доску размером 67×49 см., и представляет поясное одноличное изображение Богоматери со склоненной главой, опущенным взором и скрещенными на груди руками в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему» (Лк. 1:38). Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru за темою У урочисте святкування Синодального Збройними силами та правоохоронними органами РФ на возз " Президент передав Головному командуванню сил РФ список «Спас Нерукотворний» У парку у виставка «Хранителька присвячена Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5615354...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Восторгов. Икона. 10-е гг. XXI в. Евдокимович Восторгов (21.11.1875, с. Никологоры Вязниковского у. Владимирской губ.- 1.02.1930, Соловецкий ИТЛ), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил земскую школу в Никологорах. В 1885 г. поступил во Владимирское ДУ, но, не доучившись год, по бедности был вынужден оставить обучение. Был принят послушником в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Через 3 года перешел в Благовещенский Семибратский мон-рь в г. Вязники (ныне вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где был послушником 2 года, после чего поселился в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Вскоре покинул Боголюбский мон-рь вместе с иером. Сергием (Меморским), назначенным настоятелем Свято-Введенской Островной пуст. на Вятском (Введенском) оз. близ г. Покрова Владимирской губ. Полтора года Н. был келейником и секретарем игум. Сергия (Меморского), вел в Свято-Введенской Островной пуст. «секретарское, экономическое-расходническое и распорядительное» дела. В пустыни Н. был певчим, нес клиросное послушание. В марте 1897 г. Н. обвенчался с Татьяной Покатовой, дочерью почившего псаломщика Горицкого погоста Муромского у. Владимирской губ. Был назначен на его место в Николаевскую (Покровскую) ц. 4 февр. 1915 г. перемещен псаломщиком к Спасскому храму соседнего с. Дедова, был рукоположен во диакона к этой церкви. В апр. 1927 г. рукоположен во иерея и назначен священником в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Голянищева Муромского у. В июне 1928 г. был переведен в Сретенскую ц. с. Чулкова того же уезда. В сер. июля 1929 г. местные власти объявили Н. о его выселении. Прихожане подали прошение не выселять священника из церковного дома, построенного крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по Башкортостанской митрополии июня 2016 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сопровождает Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по Башкортостанской митрополии, которая началась 4 июня. Среди сопровождающих лиц также руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель службы протокола протоиерей Андрей Милкин, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков. В аэропорту Уфы гостей приветствовали митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, епископ Салаватский и Кумертауский Николай, духовенство Башкортостанской митрополии. Среди встречающих были полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, глава Республики Башкортостан Руслан Хамитов и другие официальные лица. Из аэропорта гости направились в Бирск, где посетили Свято-Троицкий женский монастырь. В Михаило-Архангельском храме обители, где в 1953-1954 служил диаконом дед Святейшего Патриарха Василий Гундяев, Предстоятель возглавил молебен. За богослужением молились члены официальной делегации, епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий, настоятельница обители монастыря игумения Филарета (Гаврюшенко) с сестрами, воспитанницы монастырской воскресной школы. В храме присутствовали полпред президента ПФО Михаил Бабич, глава Башкортостана Руслан Хамитов и другие представители властных структур. Со ступеней собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с первосвятительским словом. В дар приходу он передал образ Спасителя. Также были вручены церковные награды потрудившимся при восстановлении Михаило-Архангельского храма. Затем делегация направилась в Успенский Георгиевский монастырь, расположенный в Благовещенском районе республики. Предстоятель возглавил вечернее богослужение в обители. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Самарский и Сызранский Сергий, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Казанский и Татарстанский Феофан, Оренбургский и Саракташский Вениамин, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископы Солнечногорский Сергий, Салаватский и Кумертауский Николай, в также настоятель монастыря архимандрит Варлаам (Максаков) с братией и духовенством митрополии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сарапул. Церковь иконы Божией Матери " Скоропослушница " . Церковь. Действует.   Престолы: " Скоропослушница " иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 2016. Адрес: Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Соболева, д.15 Координаты: 56.488875, 53.806897 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1881 по 1923 гг. в Сарапуле действовал Благовещенский общежительный женский монастырь. 14 ноября 1923 г. постановлением Сарапульского окрисполкома монастырь был закрыт и передан под детский трудовой дом для бывших беспризорников. Но уже в 1920 г. голодном году во время эпидемии сыпного тифа часть монастырских зданий новая власть передала под «заразную больницу». В первый, 1941 год войны, из Москвы в Сарапул был эвакуирован радиозавод. Выбор для его размещения пал на территорию монастыря. Пришлось детдом перевести в другое место, и на этой территории, занимавшей целый квартал, разместился радиозавод, который и ныне там располагается. Но желание возродить в городе, более 40 лет процветающую своим трудом и милосердием тихую обитель, не покидала сердца православных верующих. 29 января 2015 г. Сарапульская городская Дума под председательством Главы города Сарапула Анатолия Федоровича Наумова рассмотрела заявление епископа Сарапульского и Можгинского Викторина и приняла решение 5-596 «О согласовании передачи Религиозной организации «Сарапульская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» в безвозмездное пользование нежилого здания, расположенного по адресу: г. Сарапул, ул. Соболева, 15, общей площадью 850,6 кв. м». 6 марта 2015 г., по благословению Преосвященнейшего Викторина, епископа Сарапульского и Можгинского, в Свято-Александро-Невском храме села Русский Пычас Можгинского района благочинный Можгинского округа, настоятель Свято-Александро-Невского храма села Русский Пычас игумен Вениамин (Крюков) совершил монашеский постриг над тремя верующими послушницами. По совершении пострига, одной из новопостриженных монахиньмонахине Ангелине (Лихачевой), Преосвященнейшим Викторином, епископом Сарапульским и Можгинским было поручено нести послушание по возрождению Благовещенского женского монастыря города Сарапула.

http://sobory.ru/article/?object=60737

Архитектор Андрей Петрович Аплаксин (10 июня 1879, Санкт-Петербург — 21 декабря 1931, Ленинград) — русский архитектор, гражданский инженер, художник, археолог, реставратор, историк русской архитектуры, литератор. Список храмов, которые построил Андрей Петрович Аплаксин (или с его участием) Ленинградская область Церковь Спаса Преображения Гатчинский район, Старосиверская Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1912 и 1913 Архитектурный стиль: Неоклассицизм Церковь Иверской иконы Божией Матери при подворье Николаевского Илецкого монастыря (утрачена) Кингисеппский район, Ивангород Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1913 и 1934 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня (утрачена) Лодейнопольский район, Оять Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1908 и 1910 Архитектурный стиль: Модерн , Неорусский стиль Новгородская область Церковь Сошествия Святого Духа Батецкий район, Батецкий Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1911 и 1913. восстановлена в 2007 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Прочие страны Церковь Николая Чудотворца Армения, Амракиц Архитектор: А.П. Аплаксин (?) Год постройки: приблизительно 1914 - 1916 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Псковская область Церковь Космы и Дамиана Гдовский район, Гвоздно (Наумовщина) Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1909 и 1912 Архитектурный стиль: Неорусский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Николая Чудотворца на бывшем подворье Бежецкого Благовещенского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1913 и 1918 Архитектурный стиль: Неоклассицизм Церковь Анны Кашинской при подворье Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербург, Выборгский район Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1907 и 1911 Архитектурный стиль: Модерн , Неорусский стиль Часовня Спаса Нерукотворного Образа Санкт-Петербург, Выборгский район Архитектор: Н.Е. Лансере (эскизный проект), А.П. Аплаксин (проект)

http://sobory.ru/architect/apaplaksin

Архитектор Сергей Иванович Карягин Сергей Иванович Карягин, знаменитый астраханский архитектор, родился в 1820 году и внес значительный вклад в развитие русской архитектуры. Проявив свой талант в области архитектурного проектирования, Карягин активно работал над созданием зданий в стиле эклектики, гармонично сочетая элементы различных архитектурных направлений. Он известен своими уникальными проектами, включающими как гражданское, так и религиозное строительство. Среди его выдающихся работ можно отметить проекты церквей, особняков, общественных зданий, которые отличаются изысканностью форм и вниманием к деталям. Карягин также внес вклад в разработку градостроительных планов, продемонстрировав свою способность к масштабному планированию и организации пространства. Его творчество оказало значительное влияние на развитие архитектуры в России, а его наследие продолжает вдохновлять современных архитекторов и историков. Список храмов, которые построил Сергей Иванович Карягин (или с его участием) Астраханская область Собор Казанской иконы Божией Матери Астрахань, город, Астрахань Архитектор: П.И. Коржинский, С.И. Карягин Год постройки: Между 1903 и 1907 Архитектурный стиль: Русский стиль Кремль. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы с Пречистенской надвратной колокольней Астрахань, город, Астрахань Архитектор: Дорофей Мякишев, С.И. Карягин (колокольня) Год постройки: Между 1698 и 1710. Колокольня - 1910 Архитектурный стиль: Нарышкинский Благовещенский женский монастырь. Часовня Николая Чудотворца Астрахань, город, Астрахань Архитектор: С.И. Карягин Год постройки: 1901 Архитектурный стиль: Русский стиль Домовая церковь Павла Исповедника при бывшем Николаевском детском приюте Астрахань, город, Астрахань Архитектор: С.И. Карягин Год постройки: Между 1880 и 1895 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь иконы Божией Матери " Знамение " Астрахань, город, Астрахань Архитектор: С.И. Карягин Год постройки: Между 1900 и 1903 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Николая Чудотворца в Архиерейском посёлке (утрачена)

http://sobory.ru/architect/sikaryagin

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович; 1842 или 1843, слобода Ольховатка Острогожского у. Воронежской губ.-1918 или 1920), архим., духовный писатель, проповедник. Род. в семье диакона. В 1865 г. окончил Воронежскую ДС, затем преподавал в Черкасском ДУ. В апр. 1867 г. рукоположен во священника и приписан к храму в Сиротиной слободе Острогожского у., в 1876 г. переведен в слободу Марченкову того же уезда. Овдовев, в сент. 1908 г. удалился в Митрофанов воронежский мон-рь , где жил на положении заштатного священника. В нач. 1913 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) пострижен в монашество, 12 марта того же года указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и назначен наместником Митрофанова мон-ря. В 1915-1916 гг. принимал активное участие в подготовке к канонизации архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) . Последний раз упоминается в дек. 1918 г. Возможно, был замучен вместе с архиеп. Тихоном (Никаноровым) 9 янв. 1920 г. А.- автор многочисленных проповедей и статей историко-религ. содержания в Воронежских ЕВ . Его проповеди печатались также в столичных и провинциальных религ. журналах, в 1895 г. изданы отдельной книгой «Глас пастыря». Перу А. принадлежит значительное число книг и брошюр, мемуарные очерки памяти архиеп. Анастасия (Добрадина), воспоминания и др. А. состоял членом Воронежского церковного историко-археологического комитета и Правосл. братства святителей Митрофана и Тихона. Соч.: Глас пастыря. М., 1895; Знаменательные события: Из дневника священника. 1893; 19072; Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский (Воронеж, 1906, 1915), Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василия - Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 19082; Перед исповедью (Воронеж, 1908); Благовещенский собор воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; В Толшевском монастыре. Воронеж, 1911; Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912, 1998п; Протоиерей Евферий Иванович Сабинин. Воронеж, 1915.

http://pravenc.ru/text/64260.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010